Халкомаха или Оружие Эйч: краткая история мэшап-монстра Marvel с когтями Росомахи и силой Халка

9 755

Кто такой Weapon H? История персонажа Marvel.

Я отлично провожу время [за работой над серией]. Я писал истории о Халке годами — по сути, чуть больше десяти лет! Ранее уже писал Халка-ученого (Брюса Баннер), Халка-варвара (Скаара), Халка-дерзкого подростка (Амадеус Чо). Но теперь я пишу Халка в амплуа солдата — обученного, дисциплинированного солдата. И это по-настоящему новая крутая динамика, которая открывает целый спектр различных возможностей развития историй и тем для будущего.

Сценарист серии и создатель Оружия Эйч, Грэг Пак, в интервью для сайта Marvel, январь 2018-го.

Архетип «Джекил и Хайд» давно закрепился в массовой культуре — примеры репрезентации работы Майкла Лоуренса можно отыскать во множестве жанров и направлений. Само собой, не обошел троп «дуальности» героев и комиксы: ранее и оригинальные персонажи (обязательно почитайте дебютный выпуск Marvel Classics Comics Series Featuring), и отдельные сюжетные элементы романа светились в классических хоррорах, научной фантастике и в переживающих ренессанс (с приходом реалистичных взаимодействий и «жизненных» противостояний от Marvel) супергеройских эпосах. Если же отключить задрота, предавшегося ностальгии по Кельвину Забо из культового Journey into Mystery Стэна Ли, то первым на ум среди персонажей с ДРИ приходит Халк. Громкая и по-своему революционная (говоря о простоте подачи) вариация на тему внутреннего конфликта человека и монстра, то и дело прыгающая между тривиальным кейпщитом, драмой и триллером с элементами боди-хоррора.

Вот только все это мы уже видели. Но что станет с персонажем, если отринуть тот самый внутренний конфликт, во многом идентифицирующий действующее лицо как живую (насколько позволяет история и авторский слог) личность? Например, полностью отрубив «темную сторону», сосредоточившись на стандартных для большинства супергероев переживаниях о самоидентификации? Получится Клэйтон Кортез — Оружие Эйч, также известный среди читателей как «Халкомаха».

Впервые выходец очередной программы суперсолдат появился в мини-кроссовере Weapons of Mutant Destruction (или WMD), став главной интригой и основным триггером для покупки бестолковых Totally Awesome Hulk и Weapon X Грэга Пака. После кроссовера герой временно переехал в основную серию «Оружия Икс», получив отдельную арку с формированием идентичности, и спустя время закрепился в актуальном ростере с сольной линейкой 2018-го. За ними: еще один громкий тим-ап с вернувшимся из мертвых Росомахой и бессмертным Халком, тай-ины к War of the Realms и Absolute Carnage, а также участие в новой итерации Диких Мстителей с Агентом Анти-Веномом и Электрой-Сорвиголовой. Если не вдаваться в детали, всего у Халкомахи накопилось три десятка появлений за 6 лет существования на страницах комиксов.

Для сравнения: мой любимый Космический Призрачный Гонщик обогнал Оружие Эйч всего лишь на дюжину выпусков. Так что «самый сильный супергерой» вполне котируется как второстепенный боец для тех же War и Savage (очень оригинально, да) Avengers в качестве шаблонного громилы, на чьи тактические навыки и подготовку авторам зачастую попросту плевать.

Почему я решил рассказать именно про Оружие Эйч? Во-первых, потому что персонаж дебютировал в один из самых неблагодарных периодов издательства за этот век: все еще при Акселе Алонсо, но при этом за пределами многочисленных Marvel NOW! — буквально за полгода до становления Честера Б. Себульски новым главным редактором «Дома Идей». В общем, приписать Клэя к «новому поколению» вроде Гонщика Рейеса, ЖЧ Уильямс, Тора Фостер и Кэпа Уилсона не получится при всем желании. Из этого же вытекает «во-вторых»: герою попросту не нашлось места в «новом видении» вселенной, ее дальнейшего развития и последующем Fresh Start, из-за чего Халкомаха, еще толком не освоившись, попал в сценарный лимб с одноразовыми кроссоверами. В-третьих, одновременно с Оружием Эйч DC Comics умудрились запустить собственную версию военизированного Халка — Итана Эвери по кличке Damage, первым появлением которого стал тизер в Dark Days: The Casting #1. 

По счастливой случайности, дебют и Халкомахи, и Дамага («Ущерб» уж слишком говорящее прозвище для такого персонажа) произошел в июле 2017-го. 

Кроме того, оба персонажа — военные, отличники службы с четким определением героизма. И оба подверглись экспериментам по созданию суперсолдат. И оба превратились в тестостероновых монстров с серой кожей (прям как у оригинального Халка!) и некоторыми проблемами с контролем способностей, которые со временем нивелировались именно благодаря армейской подготовке. Ну, и вместе с тем продажи сольных серий обоих солдафонов колеблились в диапозоне от «сойдет на первый раз» до «у нас тираж меньше, чем у российской альтернативы».

Или как у Marvel в России? — прим. ГлавВреда.

И оба, иронично, сталкивались с другим культовым персонажем, ставшим причиной конфликтов и споров на тему «кто у кого украл». Ознакомьтесь с видео Руслана на тему — в нем он рассказал и про истоки болотников, и про повод одновременного появления архетипа в двух издательствах.

Появившись в WMD как «центральный антагонист» и главный маркетинговый ход события, Халкомаха задумывался как одна из инициатив робо-преподобного Уильяма Страйкера (напомню, что в комиксах он «священник» с собственной анти-мутантской сектой, а не военный, как это было в серии фильмов) по уничтожению всех homo superior. Конкретно Клэй — одна из черновых вариаций на тему смешения ДНК тогдашней команды Оружия Икс (в которую, например, также входила Домино с геном «удачи») и Халка Амадея Чо. В отличие от прочих неудачных экспериментов по созданию Халкомах, Клэй не был сторонником анти-мутантских движений и приверженцем речей Страйкера — солдата сдали на опыты его бывшие работодатели после открытого конфликта на тему жестокости боевых товарищей. Терпеть бесчеловечные действия Клэй не стал, собственноручно расстреляв нескольких коллег*. После чего, разумеется, был сразу заперт под стражу и продан на опыты лаборатории доктора Алианы Альбы — очередной обезумевшей ученой, основной целью которой стало создание «идеального оружия». Ох, и вы бы знали, как важна эта героиня для современного лора Халка, несмотря на личность, состоящую из клише всевозможных произведений про безумных «ученых-творцов».

Здесь не хватает культовой «если убить пять убийц, то количество убийц все-таки изменится».

То есть, по сути, уже на старте Кортез частично копирует историю происхождения Марка Спектора: те же наемнические операции, то же столкновение с братьями по оружию, та же «смерть», возвращение в качестве нового героя, добровольное отшельничество и прочее. Не считая одного важно «но», почти не свойственного для жанра: у Клэйтона есть жена и дети. Довольно редкая отличительная черта для любого супергероя, в особенности — современного персонажа Большой Двойки. Здесь, правда, стоит упомянуть новый Ultimate Spider-Man Джонатана Хикмана и пре-кризисного Флэша Барри Аллена как удачные примеры реализации концепта «семейной супергероики». 

Главный плот-твист кроссовера — панчлайн с реакциями Халкомахи. Будучи личным активом доктора Альбы, не связанным напрямую с иными «оружиями», заказанными Страйкером, Клэй был подвергнут только частичной лоботомии. Намереваясь вырастить из дисциплинированного солдата идеального монстра, сохранив при этом приобретенные навыки военного, доктор так и не додумалась ограничить регенерацию мозговых тканей, из-за чего Кортез просто восстановил память и пошел против своих же создателей. Потому что, очевидно, вспомнил бесчеловечные эксперименты и пытки.

Вообще, покупать «дисциплинированного солдата» с военной подготовкой, желая сделать из него совершенного убийцу и зная о его кодексе и принципах в отношении мирных граждан, — одно из самых тупых решений за всю историю программ Оружий Икс/Эйч/Ви/Плюс. Бесспорно, Грэг Пак — очень своеобразный сценарист, но даже для него это перебор. Ну, либо же данный косяк «не баг, а фича», и на самом деле автор «Планеты Халка» решил выстебать троп с героем, которому промывают мозги с целью столкнуть его с другими героями. Потому что Клэйтон в целом весьма адекватен и спокоен для человека, способного стать неуязвимым громилой с руками-мачете. 

Сразу после кроссовера WMD Халкомаха засветился в арке Hunt for Weapon H, в которой сценарист и раскрыл часть предыстории Клэйтона Кортеза: работа в военной организации «Иглстар» (которую сам Пак и придумал еще в рамках серии War Machine 2009-го), семейная жизнь, дезертирство и так далее. Заканчивается «Охота» неожиданной деконструкцией: когда как Логан всю жизнь искал свое прошлое, Клэй уничтожает последние крупицы информации, связывающие его с семьей. Став «самым сильным супергероем», солдат осознает, что теперь ему нет места в нормальном мире с нормальной семьей.

В дальнейшем Клэй сталкивается с угрозой в лице жестоких корпораций и ее главного амбассадора в комиксах Marvel — CEO Roxxon Дарио Эггером, впоследствии перекочевавшем в серию Халка от Эла Юинга. Однако если в The Immortal Hulk Минотавр был вынужден защищаться от манифеста Баннера и его активной деятельности против корпораций-паразитов, в линейке Weapon H Эггер заинтересован в вербовке чудовищного актива для решения проблем, связанных с иными противниками Roxxon. При этом важно уточнить, что на тот момент Дарио по-прежнему действует из своей человеческой формы, вместе с тем подготавливая почву для участия в захвате и разделе Земли в рамках War of the Realms Джейсона Аарона. По факту, комикс стал прологом и к столкновению Минотавра с Халком, и к «Войне Миров», и к кроссоверу трех когтисто-серых антигероев.

Кроме того, в сольнике Кортеза засветятся сразу несколько звездных камео вроде упомянутого ранее Лешего и Стива Роджерса, наставившего бывшего солдата и наемника на супергеройский путь. Как и в случае с макси-сериями нулевых вроде Vengeance of the Moon Knight Грэга Харвица, Marvel решили не скупиться и на референсах в сторону выходящих фильмов: только если в «Лунном» была схватка Паука с Песочным Человеком, запоздало отсылающая к третьей картине Сэма Рэйми, то в «Оружие» неожиданно заскачил… ну, Корг. Хотя, опять же, на момент выхода комикса с премьеры «Рагнарека» прошло около года. 

В остальном комикс оставил смешанные впечатления: пускай Weapon H и стал внезапно важным для понимания некоторых ключевых элементов историй Юинга и Аарона, серия вряд ли придется по душе кому-то, кроме прожженных фанатов. Сравнивая же подход к развитию Ущерба и Халкомахи, второй значительно превосходит конкурента из «мрачного и реалистичного» в суммарном количестве продаж, в то же время уступая в разрезе динамики спада  (вы же не думали, что серии интересны читателям?) продаж после первых номеров. 

Просто для понимания: небольшой анализ рынка синглов с Штатах, взятый с Comichron.

  • Июль 2017. Несмотря на кроссовер, продажи Totally Awesome Hulk и Weapon X плавают в диапазоне 20-30 тысяч. 
  • Январь 2018. Damage #1 расходится тиражом в 37 тысяч экземпляров. Weapon H держатся на тех же 26 тысячах копий.
  • Март 2018. Weapon H #1 уходит на 98 тысяч копий, занимая аж четвертое место в списке синглов месяца (уступает лишь финалу «Металла», новому Doomsday Clock и финальной арке «Паука» от Дэна Слотта). В том же месяце Damage #3 продался тиражом в 22 тысячи копий.
  • Январь 2019. Финальный Weapon H #12 — 14 тысяч; Damage #13 — 9 тысяч. Уже через три номера тайтл уйдет на покой вслед за «Оружием».
  • Февраль 2019. Hulkverines #1 — 38 тысяч; Damage #14 — 9 тысяч. В то же время The Immortal Hulk #13 продается на 40 тысяч, успевая порадовать читателей новыми тиражами старых номеров.
  • Апрель 2019. Hulkverines #3 — 25 тысяч; финальный Damage #16 — 8 тысяч.

Стоит отметить, что данная картина продаж — далеко не редкость. Когда как DC комфортнее работать с заведомо скромными тиражами, реализовывая их по ходу времени, Marvel раз за разом обгоняют конкурентов на первом выпуске. Среди основных приемов «Дома Идей»: трейлеры серий, интервью с создателями (в том числе и на анонсирующих материалах), вариантные обложки, коих у красного издателя всегда значительно больше, и общий подход к ведению соцсетей с основным сайтом. По итогу, конечно, продажи все равно валятся на тот же уровень в 10-15 тысяч, что и у DC, но на старте новинки идут даже слишком хорошо. Для сравнения: первый выпуск культового Mister Miracle Тома Кинга, вышедший в августе 2017-го, занял всего лишь 60-е место среди синглов месяца с 34 тысячами распроданных копий. Даже хуже Weapon X #7, в котором состоялось первое появление Клэя в образе Оружия Эйч. 

Мини-серия из 3 выпусков, Hulkverines!*, последовавшая сразу за финалом сольной линейки Кортеза, по сути стала громким финалом непродолжительных приключений Клэя в Marvel Comics — уже после кроссовера «самый сильный герой во вселенной» ушел на вторые роли в другие командные линейки. Во многом комикс запомнился читателям лишь благодаря тамошнему взаимодействию героев: спустя десятилетие с по-настоящему хорошего The Incredible Hercules Грэг Пак смог правильно отобразить и особенности каждого отдельного «бойца», и избежать перенасыщения тухлым фансервисом с дракой, в которой один герой игнорирует другого. Логан, Брюс и Клэй получились удивительно располагающей и интересной командой, где характеры персонажей соотносятся с тогдашними приключениями героев в собственных линейках. По итогу Росомаха по-прежнему приходит в себя после возвращения с того света, пока Баннер продолжает отыгрывать отшельника из первых номеров The Immortal Hulk Юинга. Видеть, как сразу несколько «неотесанных хищников» используют выдающийся интеллект, армейскую подготовку и неожиданную импровизацию, которых их регулярно лишают в иных тайтлах, — сплошное удовольствие для читательского опыта.

Если что, это не моя опечатка — восклицательный знак буквально находится в названии серии.

Отдельного упоминания заслуживают антагонисты — Лидер и уже известная вам д-р Альба, которыми на протяжении трех выпусков манипулирует мстительный Эггер из оригинальной Weapon H. Первый примечателен тем, что впоследствии станет финальным боссом в рамках «Бессмертного», поэтому и здешнее появление перед новым статусом-кво частично раскрывает мотивацию в линейке зеленого монстра. В свою очередь мисс Альба неожиданно становится около-любовным интересом Стернса — впоследствии на взаимодействие персонажей будет ссылаться в The Immortal Hulk #34, прокладывая мостик между похождениями негодяя в кроссовере и исследованием космической мухи в юбилейном 25-м выпуске. 

Запись в журнале 4/1 — новая глава. И все-таки я вновь думаю о прошлом. Мне будет не хватать мисс д-ра Альбы — надеюсь, с ней все хорошо. И жаль, что я не смог остаться [с ней]. Однако я не желаю делиться полученными знаниями. Я узрел будущее.

Да, луч от голограммы, заходящий на гаттер панели, — метафорическая фича, обыгрывающая выход Лидера на ранее невиданный уровень понимания вселенной и происхождения гаммы в частности.

Последующие приключения Клэя, закрепившегося в списке сугубо положительных героев, ограничены тай-инами к War of the Realms и Absolute Carnage, а также макси-серией Savage Avengers. В выпуске к первому глобальному событию, War of the Realms: Strikeforce: The War Avengers, Кортез в исполнении сценариста Дэнниса «Хоуплесса» Халлума (Infinity War(p)s: Arachknight, Spider-Woman) представляет собой немногословного «танка» команды Дэнверс по защите планеты от армии Малекита. 

Справедливости ради, представление героя вышло на 10/10 — самое то для веселого боевика.

Второй же, Absolute Carnage: Weapon Plus, интересен для поклонников вселенной сразу несколькими ключевыми элементами: 

  1. Пишет этот комикс не абы кто, а Джед Маккей — главный любимец современного Marvel;
  2. Номер сюжетно продолжает конфликт правительства из спецвыпуска Web Of Venom: Ve’Nam;
  3. Неожиданно подзаголовок сингла не просто кликбейтит непопулярным названием программы Plus, но раскрывает и расширяет иерархию многочисленных «Оружий», коих за десятилетия набралось уже приличное количество.

Конкретный номер продолжает углубляться в историю Weapon V (которое одновременно и число 5, и «Venom»), структурируя объемный лор программы. Коротко: проект «Оружие Плюс», кроме Росомахи и всяких Нюков, наплодил десятки всевозможных вариаций сверхлюдей, каждый раз экспериментируя с инородными (или даже инопланетными) объектами и человеческим геномом. По сути, и Халкомаха, и симбиотические солдаты с Флэшем Томпсоном, и номинальные Тифозная Мэри с Люком Кейджем, и даже монстры Рейвенкрофта во главе с Дракулой — выходцы номерных проектов «Орудий», которые принадлежат к общей программе «Оружия Плюс». Сама же Weapon Plus вытекает из «Возрождения», подарившее миру Капитана Америка — впоследствии в документах героя укажут как Weapon I. 

До сих пор не понимаю замысла художественного приема с камуфляжными баблами.
Для понимания общей концепции «Оружия Плюс»: вырезка из Wolverine & Captain America: Weapon Plus 2019-го, в котором частично пояснили за хронологию проектов организации.

Уверен, однажды кто-нибудь напишет про это подробный материал, но не я. Вот бы на сайте уже был человек, который разобрал историю Эссекса, а также имел представление о богатом лоре мутантов с симбиотами… В любом случае, если интересно углубиться в тему — почитайте компиляцию сюжетов  про Weapon Plus на Marvel Fandom.

Заодно зацените эту потрясающую обложку с Оружием Четыре, также известным как «Человек-Убийство» (я без понятия, как перевести Man-Slaughter).

Амальгама Росомахи и Халка, Оружие Эйч, выглядит как мечта маркетолога, верно? Но персонаж органично развивался на протяжении всех наших сюжетов (Weapons of Mutant Destruction и The Hunt of Weapon H).

Грэг Пак в интервью для CBR, декабрь 2017-го.

Последним на данный момент появлением Клэя Кортеза стала обновленная серия Диких Мстителей 2022-2023 — All-New All-Different Savage Avengers авторства Дэвида Пепоуса (нынешний Punisher без Фрэнка Касла). И в отличие от линейки Джерри Даггана, которая совмещала в себе эпические схватки самых экстремальных героев и злодеев издательства, второй том может похвастаться лишь скверным душком Exiles 2018-го. Абсолютно несвязанные друг с другом персонажи бегают по мирам, которые во многом ограничиваются базовыми представлениями молодого читателя о «многообразии вселенной». Именно поэтому местной Marvel 2099-й правит Альтрон, среди злодеев есть амальгама М.О.Д.О.К.а и Деслока, а одним из центральных героев команды стал кибернетический вариант Майлза Моралеса, которого в его родном мире одолел Аннигилус. При этом серия стала и последним появлением Конана в Marvel Comics — уже в момент выхода линейки стало известно, что права на киммерийца перейдут от «Дома Идей» к Titan Comics. Разумеется, вместо внятного прощания у нас пара страниц с Королем Конаном, а как замена адекватного развития персонажей внутри команды — бесполезные апгрейды способностей ввиду «магических обстоятельств» и приколов с путешествием между мирами. По итогу комикс даже забывает о базовых правилах, позволяя Наблюдателю «переписать судьбы» некоторых персонажей в финальном номере в угоду хэппи-энда. Иронично, что при этом концовка линейки имеет подзаголовок Deus Ex Machina, как бы намекая на подход сценариста к своей работе.

Говоря же про Клэя: на протяжении всех «Диких Мстителей» Халкомаха ведет себя крайне агрессивно и необдуманно, что проявляется с самого начала и нелепого конфликта Кортеза с Черным Рыцарем. В будущем раскрытию героя уделяется лишь пара неловких реплик — заметно, что Пепоус сам не знает, что делать с главным «танком» команды и по совместительству «сильнейшим супергероем Земли». 

Справедливости ради, фанатам Электры-Сорвиголовы и Флэша Томпсона делать в ANAD Savage Avengers также решительно нечего — номинальный лидер команды в лице искусной убийцы нужна здесь, видимо, только для того, чтобы разбавить мужской коллектив (как и Кинжал, к слову).

Из примечательного: оказывается, Кортез способен каким-то неизвестным ему способом менять свою частоту гамма-излучения, отращивая крылья на манер Гарпии и Эдди Брока из линейки Донни Кейтса. От чего, разумеется, количество вопросов только пропорционально растет. Когда о чем-то подобном пишут Юинг, Хикман, Гиллен, Пак или номинальный Бендис, ощущаешь, что писатели имеют хотя бы теоретическое представление о предмете сюжета и конкретных научных гипотезах. А здесь, ну, ребята веселятся как могут. В общем, Дэвид Пепоус пытался оправдать дополнительные гамма-мутации, но в конечном счете столкнулся о непонимание лора и отсутствие внятных пояснений. Вероятно, здесь же стоит поругать и редакторов серии.

А на этом, собственно, и вся история «Оружия Эйч» подошла к концу.

Связаны ли способности Клэя с эмоциями, как у других Халков? Как вы работали с этим?

Нет! Это очень важное различие. Клэя специально выбрали для экспериментов из-за его строгой дисциплины и самообладания, чтобы он мог контролировать свои превращения в Халкомаху и, при необходимости, обратно. Это дает нам иную динамику, отличную от типичной парадигмы Халка, которая открывает уйму возможностей для новых интересных историй.

Грэг Пак в том же интервью для сайта Marvel, январь 2018-го.

Резюмируя: с персонажем по кличке «Халкомаха» ожидаемо готовишься к худшему. Учитывая его имя и способности, историю происхождения и плотность взаимосвязи с прочими комиксами издательства, я ждал чего-то уровня современного ASM Зэба Уэллса и Ника Лоу — истории, полностью построенной на паразитировании и привязкам к сторонним сюжетам с глобальными ивентами. По факту я получил нечто среднее: за спорными камео в Weapon H, странными решениями вроде внезапной любовной линии в Hulkverines! и общей скукой Weapons of Mutant Destruction скрывался во многом уникальный и, как ни странно, приятный герой. За которым интересно следить как и за обособленной единицей, и за вдумчивой деконструкцией образов Халка и Росомахи. Потому что, несмотря на силы, Клэй ни разу не Брюс Баннер или Логан. Местами, говоря начистоту, даже лучше своих же предшественников.

Разумеется, вряд ли Клэй Кортез будет популярен хоть в каком-нибудь будущем. Более того: даже не удивлюсь, если Savage Avengers станут последним крупным появлением персонажа в принципе. Тем не менее буду искренне рад возвращению этого здоровяка в современных сюжетах. Быть может, мне так понравился герой именно ввиду заниженных ожиданий, однако я все-таки настоятельно советую ознакомиться с комиксами самостоятельно — не забывайте, что в первую очередь истории Халкомахи всегда были веселыми боевиками про огромных монстров и фэнтезийные войны. А таких сейчас прям не хватает, вспоминая иные экшен-ориентированные линейки Marvel Comics.

Как читать комиксы про Халкомаху?

  • Weapons of Mutant Destruction — кроссовер Халка Амадея Чо и Оружия Икс; первое появление Клэя Кортеза. Читаем в строгой очередности:
  • Totally Awesome Hulk #19 — пролог;
  • Weapon X (2017) #4 — пролог;
  • Weapons of Mutant Destruction: Alpha #1;
  • Totally Awesome Hulk #20;
  • Weapon X (2017) #5;
  • Totally Awesome Hulk #21;
  • ​​Weapon X (2017) #6;
  • Totally Awesome Hulk #22.
  • The Hunt of Weapon H — продолжение кроссовера и становление Оружия Эйч самостоятельным персонажем. Читаем Weapon X (2017) #7-11.
  • Далее — основная серия Weapon H #1-12 и кроссовер Hulkverines! #1-3.
  • Затем — тай-ины к глобальным ивентам: War of the Realms: Strikeforce: The War Avengers #1 и Absolute Carnage: Weapon Plus #1
  • В конце — злосчастные All-New All-Different Savage Avengers (2022).

Ознакомиться со списком чтения по Бессмертному Халку можно в обзоре третьего тома. К слову, он частично пересекается с историей Клэя Кортеза выше.

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Комментарии