Пять лет «правления» Честера Б. Себульски. Что произошло с Marvel Comics и что ждать от компании и ее комиксов в ближайшем будущем? 

3 017

Погружаемся в историю последних лет Marvel.

Каждый выпуск каждого комикса, который выпускает Marvel, это тай-ин к кроссоверам и ивентам.

В конце ноября 2017-го года главным редактором Marvel Comics стал Честер Б. Себульски – крайне, говоря откровенно, неоднозначная личность с темным прошлым и парой личных «скелетов в шкафу». На момент написания данного текста Честер остается в роли негласного лидера комикс-сегмента компании уже более четырех лет, а это значит, что самое время подводить некоторые промежуточные итоги развития Marvel при «правлении» Себульски.

Честер Б. Себульски

К примеру, ушедший на безвременный отпуск Аксель Алонсо, ранее занимавший должность шеф-редактора в компании-гиганте, провел на своей должности чуть менее семи лет – и, думаю, вам не стоит напоминать о том, какое наследие оставил некогда куратор серий мутантов для мифологии тех же Людей-Икс. И если вы вдруг по какой-то причине не помните о развивающихся в середине прошлого десятилетия событиях, ну, я могу вас поздравить – все бы отдал, чтобы оказаться на вашем месте. 

Подсказка: Нелюди и 20th Century Fox. 

Аксель Алонсо

2017-ый год и проблемы

Шутки шутками, но на момент вступления Честера в должность состояние издательства больше напоминало еле живую и крайне разношерстную субстанцию из неотфильтрованных идей, спорных концепций и крайне неудачных PR-стратегий и маркетинговых решений, нежели цельную развлекательную компанию. И это не субъективная оценка человека, которому «кажется», что раньше все было хуже – об этом говорит хотя бы полотно текста за авторством наших западных коллег из The Hollywood Reporter с говорящим названием «2017: Год, когда почти все пошло не так в Marvel Comics»

Из самого яркого, конечно, хочется вспомнить упомянутый в материале скандал с так называемыми «лентикулярными обложками», специально подготовленными издательством к октябрьской инициативе «Marvel Legacy». Дело в том, что всего полугодом ранее, в апреле 17-го, DC Comics успешно реализовала задумку с переливающимися картинками в рамках кроссовера «Batman/Flash: The Button», впоследствии даже сделав полноценный сборник с морфингом изображений на суперобложке. 

Пиарщики из Marvel, недолго думая, посчитали, что повторить задумку конкурента будет отличной идеей, и подготовили к выпуску более пятидесяти разнообразных обложек для «перезапущенных» наоборот серий. И все, абсолютно все обложки вышли бракованными – изображения банально «смазывали» друг друга в процессе «переливания» из-за низкой плотности и толщины бумаги. Хотя сами Marvel Comics пользовались технологией лентикулярных каверов еще с девяностых годов прошлого века. 

Вот как обложки выглядят по факту. 

Искренне советую оценить живой фидбэк фанатов спустя всего несколько часов после релиза комиксов. К слову, специально для работы над материалом я даже вытащил собственную коллекцию синглов, сравнив обложки «Marvel Legacy» с тем же «The Button» и «Doomsday Clock». И лучше бы я этого не делал: не знаю почему, но каверы от Marvel, в отличие от релизов DC, отдают резким химическим запахом.

Казалось бы, имидж издательства серьезно пострадал, и следующий шаг должен быть тщательно обдуман и проконтролирован перед непосредственной реализацией, дабы лишний раз не усугубить положение дел на рынке. Именно поэтому спустя всего три дня после разгромных отзывов о «лентикулярках» Marvel запускает коллаборацию с частной военной компанией «Northrop Grumman Corporation». Что вообще было в головах у людей, ответственных за PR-отдел придатка Disney? 

По итогу к концу 2017-го года издательству была просто жизненно необходима «свежая кровь» и взгляд со стороны молодого и опытного руководителя, способного вытянуть Marvel Comics из пучины внутренних конфликтов, скандалов и откровенной неразберихи. Помимо этого компания активно кровоточила своими кадрами: часть известных авторов, среди которых хочется отдельно отметить Тома Кинга и Брайана Майкла Бендиса, просто перешла к прямому конкуренту в лице DC Comics, получив эксклюзивный контракт на более выгодные условия работы.  

Вдвойне забавно, что сейчас оба издательства так или иначе «понесли потери» среди сценаристов и художников благодаря щедрым предложениям от онлайн-платформы Substack.

Проще говоря, Marvel Comics был нужен опытный рекрутер. Именно им и выступил Себульски – человек, занимавшийся развитием бренда «компании чудес» в Китае с 2016-го, а также ранее ответственный за привлечение в индустрию комиксов таких людей, как Джонатан Хикман, Стивен Макнивен, Скотти Янг, Фил Ното и других. И казалось бы, win-win ситуация: Аксель мирно отходит от дел, расставаясь с Marvel, а Честер в срочном порядке выезжает из Шанхая обратно в Нью-Йорк, готовясь занять новую должность. Вот только не обошлось без очередного скандала по пути домой. 

Кто такой Акира Йошида? 

Был в нулевых такой сценарист – Акира Йошида. Имя это вам, скорее всего, ни о чем не говорит: автор из Японии успел поработать лишь над несколькими относительно «нишевыми» сериями Marvel вроде «Elektra: The Hand» и первым «X-Men/Fantastic Four», а также несколькими комиксами для издательства Dark Horse. На протяжении многих лет личность Акиры оставалась загадкой: о жизни Йошиды читатели знали только со слов самого автора, не говоря уже о том, что никто и никогда не видел японца вживую, не считая самих редакторов Marvel Comics. Разумеется, в интервью сценарист заявлял, что регулярно посещал различные конвенции и фестивали, просто «меня особо не замечают». 

Как в случае с любой тайной, найдутся люди, которые посветят свое время, силы и средства ее раскрытию. Так и случилось: некоторые журналисты и комикс-блогеры занялись расследованием тайны личности Акиры Йошиды. Не трудно логически догадаться, что им оказался уже знакомый нам Честер Себульски – об этом он признался уже через пару дней после вступления в должность главного редактора Marvel. 

Подробнее о том, что именно случилось в те несколько злосчастных дней в социальных сетях Marvel, вы можете узнать из тематического материала от наших коллег из SpiderMedia. Там же были разобраны причины, по которым Честер на протяжении многих лет притворялся англоговорящим японцем. Если в двух словах: тогдашний редактор Marvel не имел возможности писать комиксы для издательства, в котором уже работал, из-за имеющихся преимуществ перед молодыми авторами. Почему редакторы говорили, что встречались с «Йошидой» лично? Потому что все прекрасно понимают, насколько некоторые «правила» и сопутствующие ограничения могут повредить бизнесу. Почему автор решил стать именно «Акирой Йошидой»? Себульски просто очень любит Японию и их культуру. 

Вдаваться в подробности юности Честера, а уж тем более разбирать, насколько его глупый проступок можно считать проявлением расизма, я искренне не хочу, поэтому вынесите из всего вышесказанного конкретный факт: даже с приходом псевдо-японца на должность скандалы в «компании чудес» не закончились. Скорее, просто снизилось их число и концентрация. Но даже этого порой достаточно. 

«Свежий Старт»

Я много говорю о так называемых «соединительных тканях» – концепции, что все события сюжетов Marvel Comics происходят в одной и той же согласованной вселенной. Это было главным преимуществом издательства с 60-х годов прошлого века, и эти побочные эффекты – это то, что, по крайней мере, на мой взгляд, сделало фильмы КВМ глобальным феноменом. Это пример концепции «общей вселенной» в чистом виде – идеи того, что, если все взаимосвязано, если в одной части этой сети произойдет что-то грандиозное, то это будет иметь волновые эффекты в других местах вселенной. Каждый выпуск каждого комикса, который выпускает Marvel, это тай-ин к кроссоверам и ивентам –  просто обычно мы не упоминаем об этом.

Эл Юинг в интервью порталу Newsarama/Gamesrada в мае 2021-го года.

Несмотря на то, что цитата сценариста закончившихся «The Immortal Hulk» и «Guardians of the Galaxy», а также актуальных «Venom» и «X-Men Red» относительно свежая, она как нельзя лучше отражает положение дел в Marvel Comics с начала 2018-го года. Уже в феврале, спустя всего несколько месяцев пребывания Честера в роли главного редактора издательства, была анонсирована глобальная инициатива «Marvel Fresh Start», в рамках которой линейки выходят и по сей день.

Чем «Свежий Старт» отличался от очередного гипотетического «MarvelNOW!»? Во-первых, «релаунч» серий, проявляющийся в ежегодном сбросе нумераций, был куда более мягким по сравнению с тем же «Legacy»: отныне онгоинги издательства сохраняли как актуальный номер в рамках собственного вольюма, так и плашку с количеством Legacy-выпусков. К примеру, пятый том «The Amazing Spider-Man» от Спенсера вышел с излюбленным «#1» на обложке, под которым однако значилось число «#802». 

Почему это удобно? При необходимости офис Marvel может сделать внезапный увеличенный-юбилейный выпуск по случаю круглой даты, не перезапуская нумерацию на середине истории. Соответственно, отпала необходимость перезапускать каждую крупную линейку раз в год для мнимого повышения продаж: теперь редакторам и авторам куда проще «выжать» из комикса причину для покупки в виде красивого числа. Ну и нам меньше путаться без постоянных первых номеров и различий между «volume» и «volume». 

Подробнее о последнем, к слову, можете посмотреть в видео Руслана.

Напомню, что нумерация, к примеру, «The Amazing Spider-Man» сбросится лишь в апреле на 93-ем номере. Почти сотню выпусков серия спокойно продавалась и без ежегодной необходимости «обновлять» числа на обложке. 

Во-вторых, инициатива Себульски повлекла за собой серьезные изменения в авторских составах основных серий издательства. Излюбленная в Marvel Comics в конце десятых «рокировка» сценаристов и художников дала результаты, подарив читателям такие запоминающиеся, пускай и не всегда в положительном ключе, серии, как «Venom» Донни Кейтса, «The Amazing Spider-Man» Ника Спенсера, «The Immortal Hulk» Эла Юинга, «Avengers» Джейсона Аарона, «Miles Morales: Spider-Man» Саладина Ахмеда и многие другие. 

Однозначно, не все из них можно назвать даже «хорошими», однако сам факт качественных изменений и перемен отрицать нельзя, особенно учитывая то, что часть онгоингов, вроде того же «ASM», на протяжении многих лет писали одни и те же люди – в общей сумме Дэн Слотт успел написать номеров «Паука» больше, чем сам Стэн Ли. На мой взгляд, любые изменения, двигающие сюжеты, лучше, чем тотальная стагнация, которой грешило издательство на протяжении почти целой декады. 

В-третьих, снизилось количестве ивентов, которые «навсегда изменят мир Marvel». Сравнивая эпоху «Fresh Start» с многочисленными релаунчами Алонсо, легко проследить сместившийся вектор развития вселенной: на смену большим и громким глобальным событиям пришли камерные и крайне локальные кроссоверы, после которых, в среднем – раз в полгода, идет один масштабный сюжет с «фиксированием» изменений. При таком подходе изменилось и качество самих историй: если раньше одно глобальное событие шло сразу за других, как было с «Civil War II», «Imhumans vs. X-Men» и «Secret Empire», то теперь на реализацию всех авторских амбиций освобождалось куда больше времени. 

Забавное замечание: если присмотреться, то ивенты времен Алонсо по своей сути были либо сиквелами, либо ремейками известных ивентов прошлого десятилетия: «Civil War II» не стеснялось «двойки» в названии, хотя с оригиналом ее связывал только базис истории, а «Inhumans vs. X-Men» паразитировал на уже знакомой читателям «Avengers vs. X-Men». Казалось бы, «Absolute Carnage» и «Devil’s Reign» делает то же самое, однако у них, помимо родства с событиями прошлого, есть собственная история. 

Ну и банально радует пришедшее понимание редакторов и PR-отдела издательства того, что ивенту далеко не всегда нужно «менять вселенную Marvel навсегда», чтобы быть просто хорошим и финансово успешным продуктом. К примеру, анонсированный «Secret Invasion», несмотря на очевидную «привязку» к одноименному сериалу, описывают как классический шпионский триллер без амбиций какой-нибудь второй «Гражданской Войны». 

В-четвертых, начиная с «Fresh Start» в издательстве закрепились сценаристы, которые в дальнейшем будут отвечать за всю структуру линеек-хэдлайнеров. Если присмотреться, то спустя несколько лет все те же Юинг, Аарон и Кейтс занимают в компании главенствующие посты, а на основе их историй впоследствии пишутся глобальные события и видоизменяется сама мифология Marvel Comics. И как мне кажется, подобное четкое разделение обязанностей и конкретных «миров» внутри самого контьюнити положительно сказывается на построении целостной мифологии. В этот раз за примерами далеко ходить совсем не надо: вспомнить хотя бы инициативу «5G» в DC Comics, которая была отменена уже в процессе публикации, а также ставшие традицией регулярные замены сценаристов «Бэтмена».

Но не писателями едиными живет издательство. 

Рекрутство, «Young Guns» и «Stormbreakers»

В январе 2018-го года на официальном сайте Marvel появилась информация, что издательство намерено воскресить похороненную в середине нулевых инициативу «Young Guns», – говоря простым языком, «школу для нового поколения элитных сценаристов и художников индустрии комиксов». 

Забавный факт: в 2005-ом году сам Себульски, тогда еще под псевдонимом «Акиры Йошида», был избран одним из авторов «Young Guns». Видимо, став главным редактором, мужчина решил пойти на поводу у дорогой ностальгии по золотым временам издательства.  

Свежий «набор учеников» состоял исключительно из художников, и в полной мере раскрыл миру таких иллюстраторов, как Марко Кеккетто («Daredevil»), Рассел Доттерман («The Mighty Thor»), Майк Дель Мундо («Thor»), Хавьер Гаррон («Miles Morales: Spider-Man»), Аарон Кудер («Guardians of the Galaxy») и Пепе Ларраз («Avengers»). Данные авторы впоследствии работали над огромным числом запустившихся как при «Fresh Start», так и до него онгоингов и лимиток, были «приоритетным выбором» в питчинге новых линеек, а также получили собственную серию вариантных обложек, на которых отсутствовала привычная для Marvel реклама на задней стороне и название комикса – только имя автора кавера.

А под релиз второй мини-серии «Symbiote Spider-Man» с подзаголовком «Alien Reality» художникам дали возможность нарисовать обложку с любимым событием из жизни Человека-Паука в своей собственной неповторимой манере и с симбиотическим костюмом наперевес. Вышло, на мой взгляд, очень мило.

Уже в октябре 2020-го на смену «Young Guns» пришел «Stormbreakers» – схожая по своему наполнению инициатива, также направленная на развитие и обучение перспективных кадров издательства. В новую волну «элитной школы» попали Кармен Карнеро («Hellions»), Р. Б. Сильва («Powers of X»), Наташа Бустос («Miles Morales: Spider-Man»), Патрик Глисон («The Amazing Spider-Man»), Ибан Коэльо («Venom»), Джошуа Кассара («X-Force»), Хуан Кабаль («Guardians of the Galaxy»), а также уже известная вам Пич Момоко – одна из, на мой субъективный взгляд, лучших художниц современной Большой Двойки. Новичков, как в случае и с «Young Guns», подписали на эксклюзивный контракт с издательством, а также выделили под них огромное число вариантных обложек и дали творческую свободу. 

Отдельно хочется выделить мини-серию «Demon Days» за авторством Пич, которое издательство активно промотировало как во время анонса, так и сейчас – уже после выхода большинства номеров линейки. 

Данный комикс, к слову, уже выходит в России – выпускают его наши коллеги из издательства «Alpaca».

Возвращаясь к «текстовому» наполнению комиксов, Себульски не побрезговал использовать свои старые связи во благо компании. Благодаря товарищеским отношениям со многими сценаристами, Честер смог вернуть в издательство ключевых авторов прошлых лет, среди которых отдельно стоит отметить Джонатана Хикмана – человека, до недавнего времени курировавшего все сюжеты про мутантов и Людей-Икс в частности, а ныне работающего над антологией про Лунного Рыцаря. Ключевым достижением двух коллег и друзей стало возвращение на полки комиксшопов в 2018-ом году серии «S.H.I.E.L.D.» Хикмана и Уивера, отмененная и скоропостижно забытая Marvel в далеком 2011-ом. Просто представьте: «перерыв» между четвертым и пятым номером составил семь лет!

Ну и, разумеется, не стоит забывать и о ключевых фигурах современного издательства в лице Донни Кейтса, Джейсона Аарона и Эла Юинга: Себульски, исходя из интервью со сценаристами, «развязал руки» авторам, позволив двигать серии и сюжеты в желаемом направлении. 

Но самое главное для нас, когда мы его [«Vanish»] создавали, всегда спрашивали себя: «Что бы мы могли сделать, если мы имеем возможность делать что угодно?». Потому что столько свободы, сколько нам давали в Marvel (а они позволяли нам делать очень много), нам, если честно, никогда не нравилось… А теперь мы можем делать что угодно: взорвать луну, или сравнять Нью-Йорк с Землей, или заставить кого-нибудь вышибить кому-нибудь еще мозги кирпичом. Но теперь мы можем это сделать в «Vanish».

Донни Кейтс в анонсе их нового с Райаном Стегманом («Venom») комикса для импринта KLC Comics «Vanish» в августе 2021-го года. 

Я люблю составлять планы, которые можно легко изменить в соответствии с новыми обстоятельствами – ставить конечные цели, а не планировать заранее каждый шаг на своем пути.

Эл Юинг, говоря о работе над сюжетом «Empyre» в сентябре 2020-го года. 

И пускай, к примеру, «Avengers» не назовешь эталонным комиксом издательства, в нем есть то, чего так не хватало сюжетам про Мстителям последних лет работы Алонсо в Marvel – веселья. Я могу сколько угодно ворчать на актуальные линейки, но открывая тех же «Мстителей» Аарона я понимаю – хотя бы посмеюсь с подростковой наивности и откровенных ляпов Джейсона. Не говоря уже об отличном «Venom». 

А говоря совсем уж честно, сам факт существования «The Immortal Hulk» оправдал все мои проблемы и с «Пауком», и с «Мстителями», и с «Сорвиголовой». По крайней мере, я рад, что мое увлечение комиксами выпало на годы, когда появился эпос Юинга. Не говоря уже о том, что впоследствии издательство смогло «заполучить» на свой борт таких людей, как Кристофер Кантвелл («Doctor Doom», «Iron Man»), Джон Ридли («Black Panther»), Клэй Чапман («Scream: Curse of Carnage») и многих других. А за возвращение Джеда Маккея, который в далеком 2014-ом году создал любимого подростками Панк-Паука, я и вовсе готов расцеловать Честера. 

Из интересного: Честер также открыто заявил о том, что современный Marvel Comics больше не будет плодить бесконечные серии про Мстителей, как и новые составы команды. И вот, спустя почти пять лет, можно сказать, что Себульски не соврал: из серий, в названии которых есть слово на «A», появились разве что «Savage Avengers», которые вообще не про супергероев, а также «West Coast Avengers», посвященное подросткам и импровизированному телешоу. Никаких «Uncanny», «Ultimate», «New», «All-New», «All-New All-Different» и так далее.

Ну и именно при «правлении» нового главного редактора заметно расширился «спектр» авторов комиксов Marvel: например, в издательстве наконец-то появились молодые таланты с Востока в лице Алиссы Вонг, ныне работающей над «Iron Fist», и упомянутой ранее Пич Момоко. Видимо, побыв несколько лет «Акирой Йошидой», Себульки осознал, каково быть западным автором комиксов из Японии и Китая. 

Актуальные события и вывод

Что мы имеем на конец февраля-начало марта 2022-го? Мутанты готовятся войти в новую эпоху «Destiny of X», лишившись куратора в лице Джонатана Хикмана; серии-хэдлайнеры вроде «Venom» и «The Immortal Hulk» получили «софт-ребуты», к концу подходит глобальное событие «Devil’s Reign», а уже в скором времени читатели будут следить за противостоянием Мстителей, Людей-Икс и Вечных в кроссовере «Judgment Day». «Fresh Start», несмотря на то, что стартовал весной 18-го, до сих пор остается последней актуальной инициативой-релаунчем, а основные лица издательства вроде Кейтса, Аарона, Хикмана и других продолжают стабильно работать над сюжетами для Marvel. 

Даже удивительно: лишь спустя десяток лет в издательстве осознали, что сбрасывать нумерацию комиксов и плодить многочисленные вольюмы, в которых неподготовленные читатели смогут разобраться только с божьей помощью, вообще-то глупо. Рынок 30-страничных журналов может спокойно существовать и без постоянных «обнулений», обоснованных очередным ненужным «All-New All-Different», а сборники в любом случае откровенно проигрывают новомодной в США манге. 

Говорить о том, насколько нынешняя политика издательства успешна, еще, на мой взгляд, рано: уже через несколько месяцев, в середине 22-го года, заканчивается действие эксклюзивного договора Донни Кейтса с Marvel, которого активно пытались «перекупить» DC Comics во время работы сценариста над «Venom». Отдельным «камнем преткновения» можно считать отсутствие в актуальных релизах Джонатана Хикмана: к примеру, по данным ресурса BleedingCool, автор также продолжает находиться на контракте с Marvel, и скоропостижная отмена сиквелов «Dawn of X» может означать, что Джонатану поручили работу над новой серией. Либо же, возможно, сценаристу решили выписать затяжной отпуск на время планирования будущих комиксов издательства. В любом случае, будем надеяться на благоприятный исход как для творцов, так и для рядовых читателей.

Тем не менее последние пять лет можно считать если не «золотыми», то хотя бы просто хорошими для одного из столпов современной индустрии комиксов. После откровенно нелепых ежегодных «Marvel NOW!» и многочисленных попыток «перезапустить» как отдельных персонажей и серии, так и вселенную в целом при Акселе Алонсо, нынешний подход Marvel Comics вернул тысячи фанатов героев к чтению комиксов. И если в настоящий момент конкуренты в лице DC выбрали нелинейный подход к развитию своего мира, отдав авторам линейки, персонажей и позволив им писать концептуально необычные комиксы в рамках собственного «канона» (тот же «Future State»), Marvel продолжают, как и в случае с кино, медленно и верно продвигать вселенную вперед посредством привычного «сериального» формата. 

А еще Себульски стоит уважать хотя бы за проделанную им работу по возвращению (пускай и на одну мини-историю) Джея Майкла Стражински по случаю 80-летия издательства. Вообще, юбилей Marvel Comics вышел по-настоящему разношерстным и насыщенным: россыпь тематических спецвыпусков с классическими героями и культовыми авторами, альтернативная ретроспектива в лице «Spider-Man: Life Story», антология «History of the Marvel Universe», а также прекрасный «Marvel Comics» #1000. 

Радует, что благодаря достижениям Marvel Studios и Disney в современной кино-индустрии в комиксы вернулись такие команды, как Фантастическая Четверка и Люди-Икс, после «Secret Wars» оказавшихся брошенными на произвол судьбы. Вспомнить о том, как издательство насильно продвигало тех же Нелюдей так вообще не хочется – настолько нелепой казалась замена одних генетических мутантов на других в угоду прав на экранизации. Разумеется, не все так радужно, как я описываю сейчас, и половина нынешней серии «Fantastic Four», надеюсь, будет забыта или «отретконена» в дальнейшем, но на контрасте с прошлыми событиями попытки Слотта «закрепиться» в истории персонажей кажутся даже не такими плохими. 

Не обходится и без нелепых скандалов, вроде того, что был с анонсированной, а вскоре отмененной под шумок пандемии командной серией «New Warriors», собранной из самых очевидных и, не побоюсь этого слова, оскорбительных стереотипов о современной молодежи.

Но даже процент негатива, на мой взгляд, стал заметно меньше. Хотя за то, что Marvel Comics сделали с последним на данный момент комиксом Грэга Смоллвуда, я бы сам с удовольствием уволил офис-другой редакторов. 

К слову: хочется напоследок похвалить Честера за появление серии спецвыпусков «Marvel Voices», расширяющую роль героев нетипичных для супергеройских комиксов типажей, рас и ориентаций, а также продолжение горячо обожаемого мной формата «Grand Design». Первый выпуск ретроспективы Халка уже в марте, не пропустите! 

В общем, краткую ретроспективу я провел, а уж с выводами определяйтесь сами. Как по мне, Marvel Comics начала-середины десятых заметно уступает нынешнему, но тут уж у каждого, уверен, будет свое мнение. К слову, буду рад услышать ваше в комментариях: уверен, что я упустил еще много интересных фактов. 

Что почитать, чтобы нагнать актуальные комиксы? 

Во-первых, очевидно, многочисленные лонгриды от меня и моих коллег, посвященные:

Если что, все ссылки кликабельны, так что развлекайтесь на здоровье. 

Во-вторых, от себя могу настоятельно рекомендовать «запрыгнуть» на линейки Мстителей, Людей-Икс, Вечных и Сорвиголовы, плавно «двигающих» глобальный лор вселенной вперед. К примеру, исходя из уже анонсированных «Thunderbolts» и седьмого вольюма «Daredevil», финал «Devil’s Reign» окажется отнюдь не из положительных. А еще прямо сейчас в рамках комикса «Fantastic Four» Дэна Слотта происходит ивент «The Reckoning War» – cобытие, которое тизерил главный фанат Октавиуса на протяжении более 15 лет!  

Для любителей же различных elseworld-ов советую обратить внимание на свежее переосмысление серии «Spider-Man 2099», релиз которого назначен на май этого года, а также линейку «Avengers Forever» (спин-офф «Мстителей» Аарона). Фанатам независимых антологий повезло больше всего: прямо сейчас на Западе выходит сборник мини-историй «Elektra: Black, White & Blood», а уже в апреле к выходу готовится первый номер аналогичной компиляции про Лунного Рыцаря. Там же ждите Джонатана Хикмана с его концептом Кулака Хонсу из далекого будущего, – уверен, мы о нем еще однажды вспомним. 

И разумеется, продолжайте следить за новостями на нашем сайте, не забывая ткнуть в свежие материалы про анонсы Marvel от Никиты: не так давно вышли свежие солициты мая этого года.

Комментарии