Невероятный Мистер Миракл на русском языке!
Мистер Миракл, также известный в России как «Мистер Чудо», — один из персонажей, созданных в поздние годы карьеры Джека «Короля» Кирби. В то же время Скотт Фри — один из самых занятных героев DC 70-х, в основе происхождения которого нашлось место и религии, и политике, даже классическим супергеройским пестрым костюмам и экстраординарными способностями. Говоря начистоту, Миракл не пользовался особой популярностью до выхода макси-серии 2017 года (особенно в РФ и СНГ) — «мастер побега» то и дело появлялся в различных кроссоверах на гостевых позициях, лишь изредка радуя преданных читателей сольными похождениями.
По случаю хотел бы искренне посоветовать ознакомиться с оригинальной серией Джека Кирби, а также вторым томом Mister Miracle авторства Дж. М. Дематтейса.
До середины десятых Скотт был, как бы забавно это ни звучало, «заложником» образа и, исходя из частоты использования в рамках New 52 и Rebirth, недостаточно ярким персонажем для авторских составов издательства того периода. Прочие культовые творения «Короля» в DC, вроде Дарксайда, были проще и куда понятнее на концептуальном уровне, потому Фри задвинули на задний план. Да и что можно написать о человеке, который буквально умеет лишь «сбегать» от всего и вся? Либо великолепную комедию о парне, не способном на взвешенные решения и действия, либо не менее великолепную драму о Боге, который боится облажаться и живет в мире психопатов. Собственно, второй вариант (отчасти в симбиозе с первым) и избрал талантливый дуэт в лице сценариста Тома Кинга («Вижн», «Бэтмен», «Болотная Тварь») и художника Митча Герадса («Каратель», «Бэтмен»).
Стоит отметить, что «Мистер Чудо», несмотря на дорогой и красочный бренд DC, — сугубо личное, «авторское» произведение, коими были и упомянутый выше «Вижн» для Marvel, и Sheriff of Babylon для Vertigo. Том Кинг, работая над основной линейкой Бэтмена, получил возможность делать с уже позабытым персонажем и его «мифологией» все, что заблагорассудится, — по итогу макси-серия на 12 номеров превратилась в «сумбурную» (в хорошем смысле) и дискомфортную историю любви и хаоса. Местами куда более прямолинейную, чем многие ее запомнили на релизе (в том числе и я), но по-прежнему трогательную и безумно эффектную.
Яркий пример этой самой «эффектности»: пугающее вступление с еще юным Скоттом и анекдотом про «лицо Бога», в котором протагонист истекает кровью на полу собственной ванной. Необходимо понимать, что Фри не особо стремится быть правителем, Богом или хотя бы супергероем — Чудо, как и его жена, Большая Барда, перенес обилие травмирующих событий и нуждается в «обычных» вещах вроде семьи и дружбы. Другое дело, что «мастер побега» физически не способен создавать подобные взаимоотношения ввиду собственных психологических проблем и банального отсутствия «ориентиров» — тяжело быть хорошим другом, мужем и отцом, когда у тебя нет понимания, какими должны быть хороший друг, муж и отец.
Добавьте к этому то, что Чудо и Барда раз за разом вынуждены возвращаться то на Новый Генезис (родину Скотта), то на Апокалипс (другую родину Скотта), дабы сражаться за «идеалы», которых не разделяют — героям попросту не дают «сбежать» от травмирующих воспоминаний и локаций. В то же время Фри ощущает эмоциональный вакуум, опустошенность и тщетность — Земля кажется Мистеру Чудо извращенной и «неправильной». В общем-то, как и весь Четвертый Мир.
Будто бы все, что происходит вокруг, является ошибкой, нарушением правил и алгоритмов.
Об этом, к слову, подробно рассказывает сам Том Кинг в предисловии, раскрывая свою задумку.
Возвращаясь к ванной: Чудо, обладая способностью «сбегать» из любых ловушек, в своем безумии добрался до идеи «сбежать от смерти». Так уже в начале сюжета герой совершает суицид, пытаясь почувствовать хоть что-то настоящее. Этот несомненно подлый (как по отношению к жене, так и по отношению к солдатам Нового Генезиса) поступок запускает ком из всевозможных событий — мир Фри причудливым образом деформируется и меняется. В отношения семейной пары вклиниваются почившие товарищи и враги, вокруг то и дело повторяют культовое «Дарксайд есть», а по ночам к Скотту заявляется восседающий на кресле Метрон.
Расписывать каждый сюжетный троп и художественный прием бессмысленно — макси-серия Кинга и Герадса открывает гигантский простор для фантазии и раздумий, из-за чего и заслужила столь высокие оценки и хвалебные отзывы критиков и рядовых читателей. Это не ленивый и прямолинейный «сон собаки» с героем в коме, но и не привычная история о битве добра со злом. Говоря откровенно, «зла» в привычном для супергеройских сюжетов понимании здесь и нет — лишь Дарксайд, который «есть».
Немаловажную роль в формировании «Мистера Чудо» Тома и Митча играет и посттравматическое стрессовое расстройство (к слову, оцените обзор «Веймарских снов» Алексея Трошина), коим страдал сам Кинг по возвращению с Ирака и увольнению из ЦРУ. Собственно, именно эта черта автора по итогу перешла и Скотту, вынужденному служить генералом (впоследствии — главнокомандующем) войск Нового Генезиса. Проявляются ПТСР и его отголоски в сюжете не так сильно, как, например, в Alias Бендиса, но они по-прежнему важны для нынешнего образа Фри и его мотивации. Простой пример: одна из сцен восьмого выпуска, в которой Фри, переживший настоящую резню, пытается очнуться посредством напевания колыбельной для своего сынишки. Лаконичный, но в то же время безумно яркий и эмоциональный момент, пробирающий до мурашек во многом благодаря композиции кадра и пластике героя авторства Герадса (о нем позже).
Интересный факт: эту страницу, судя по всему, нарисовал сам Том Кинг.
Так что такое «Мистер Чудо»? Отвечая коротко: супергеройская семейная драма. Говоря подробно: психологический триллер, посвященный современному обществу, «ненормальности» всех и вся, на которое накладывается эмоциональная травма протагониста. История Скотта изобилует теплыми и крайне комфортными сценами с Бардой, будь то разговор на пляже или «последний секс», но в то же время регулярно подкидывает жестокие и сюрреалистичные кадры, диалоги и целые номера.
И даже со смертью антагониста истории ничего, по сути, не меняется — Дарксайд-то все еще есть.
Как уже отметил Кинг в авторском предисловии, «Мистер Чудо» 2017-го не был бы и вполовину так хорош без Митча Герадса — одного из самых экстраординарных художников современности. Герои в исполнении Митча бесконечно «живые» за счет яркого языка тела, а также пугающе отрешенных глаз; чего стоит только сцена с анекдотом про мальчика и «лицо Бога». Отдельно стоит отметить и уже культовую «девятипанельку», превратившуюся в локальный мем, и изобретательный прием с глитч-эффектом, всплывающим в течение всей истории Чудо. В общем, если видите книгу с артом Герадса — смело берите, даже не всматриваясь в диалоги и сценарий. Уверяю, невероятный стиль и цвета Митча западут вам в душу и без внятного скрипта, а с ним — так тем более.
Заодно хочу поделиться любимой обложкой от самого Митча Герадса — минимализм с символизмом тащат.
Обложки к линейке рисовал Ник Дерингтон — художник некогда известного и любимого Doom Patrol Джерарда Уэя (да, такой был в 2016-ом, и я вспомнил о ране лишь сейчас). Как и каверы Герадса, потрясающие — особенно для десятого номера с пугающим «негативным» Дарксайдом.
По изданию: стандартный для «Азбуки» сборник в твердом переплете 170х260. Внутри скрываются двенадцать выпусков оригинального Mister Miracle 2017-го, пролог из Director’s Cut авторства Тома Кинга и Майка Нортона, а также обилие дополнительных материалов: сценарий первого выпуска и ч/б-страницы Митча (без глитчей!), галерея обложек, скетчи, концепты, предисловие Кинга, а также комментарии редакторов русского сборника.
Касательно перевода и злосчастного спора вокруг Darkseid is. — адаптация Всеволода Нежданова («Дарксайд есть.»), как мне кажется, выигрывает в сравнении с фанатским переводом Supercomics («Дарксайд здесь.»). Но и «есть», откровенно говоря, подходит не всегда: пускай в контексте фраза звучит хорошо (особенно в прологе Нортона), в других местах ощущается неловкой и чужеродной. Проблема в том, что я (который знает английский на уровне A1, если не меньше) не вижу выхода из этой ситуации — корректно адаптировать is так, чтобы подходило под всевозможный контекст и звучало натурально, вряд ли получится.
С другой стороны, если вы видите решение проблемы — пишите в комментарии; подискутируем.
«Мистер Чудо» — один из главных комиксов прошлого десятилетия, сочетающий в себе и бытовую драму «Вижна», и масштабность военных действий «Омега Людей», и яркие метафоры «Болотной Твари», и трогательность отдельных номеров «Бэтмена». В общем, одна из лучших (хотя есть еще и Strange Adventures) работ одного из ярчайших звезд 10-х. И вместе с тем главная отечественная новинка декабря 2022 года, которая по культовости и значимости для комикс-индустрии находится на уровне «Хоукая» Фрэкшена и Аха и «Сорвиголовы» Уэйда и Сомни.
Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!