Обзор комикса «Бессмертный Халк. Полное собрание. Том 3» от Marvel

2 738

Провожаем Бессмертного Халка в России на перерыв.

Очевидно плохая новость: мы вряд ли увидим свежие отечественные издания «Бессмертного Халка» в ближайшие годы — ни последние два тома основного сюжета, ни спин-оффные выпуски от гостевых авторов с мини-серией Gamma Flight. Новость хорошая: бо́льшая часть главного тайтла последних лет все-таки добралась до прилавков комиксшопов. 

Спойлер: третья книга мне нравится значительно больше прочих томов «Бессмертного», не считая отдельных выпусков вроде 34-го и 50-го — под них надо писать эссе-диссертации с подробным разбором. Достигается высокое качество линейки здоровяка и конкретного сборника во многом благодаря кропотливой работе сценариста с центральными действующими лицами и богатым лором 616-й, формировании неожиданного вектора развития истории и проработке конфликта «Халк против мира людей» без четкого фокуса на конкретном антагонисте помимо абстрактных «сил зла» и «корпораций». Отныне мститель не просто «забитый ребенок», бесцельно разъезжающий по Штатам в поисках гамма-мутантов из-за врожденных комплексов Брюса Баннера, но руководитель настоящей теневой организации, которая сосредоточена на спасении планеты от, ну, человечества. 

Потому что кто мы, если не главная угроза зеленому, кхм-кхм, во всех смыслах монстру?*

Да, шутка нагло сворована у дока Самсона из предыдущей книги.

Подробнее о первом и втором томе «Бессмертного» вы можете узнать из тематического обзора. Вместе с тем рекомендую ознакомиться и с материалом по отдельным элементам сюжета Эла Юинга, который мы с Никитой Грицковым подготовили еще в конце 2021-го, — оттуда узнаете и про пристрастие сценариста к референсам на книжки середины XX века, и про каббалистические концепции, и про те самые потрясающие спин-оффы от восходящих талантов и звезд индустрии.

Напомню, что в прошлом томе Брюс Баннер впервые столкнулся с новой Мерзостью — искусственно созданным монстром, выращенным из клеток покойных на тот момент Эмиля Блонски и Рика Джонса. Стартует следующая сюжетная арка с симбиоза одного из злодеев серии, генерала Фортина, с телом (хотя тут вернее термин «экзоскелет») Мерзости: отныне противник гамма-мутантов сам стал орудием Того, Кто Под Нами. Итоговая стычка персонажей заканчивается смертью Фортина и мирным захватом Теневой Базы. Получив доступ к огромным ресурсам, Брюс и Халк решают покончить с «человеческим миром» в лице его худших представителей. Первой же целью стал Дарио Эггер — CEO Roxxon, также известный как «тот самый Минотавр из “Тора” Джейсона Аарона». Таким образом, битва двух титанов выходит на идеологический и политический уровень — пускай Халк по-прежнему крушит противников, личности Баннера в большей степени сосредоточены на конкретных целях и четкой тактике. Когда как Минотавр — на маркетинговом подходе и рекламных кампаниях, призванных уничтожить образ героя в глазах предвзятой общественности.

И так как мы уже рассказали вам про весь сюжет серии еще пару лет назад, в этот раз пробежимся по отдельным выпускам с разбором наиболее интересных деталей.

#21 — эталонная предыстория антагониста, коих, на самом деле, в тайтле хватает с лихвой. Если так подумать, то почти каждый* активный персонаж линейки получил собственный номер, в котором Юинг кратко посвятил читателей в богатую предысторию и текущую мотивацию героев. Конкретный выпуск примечателен с нескольких сторон: во-первых, Фортин далеко не самый популярный персонаж комиксов о Халке (скромный дебют в The Incredible Hulk Уэя и десяток появлений у Джеффа Паркера); во-вторых, Элу удалось «продать» образ правоверного солдата, который искренне хочет сделать мир лучше, всего лишь парой флэшбеков на 8 страниц. Один из самых грамотных и увлекательных сольников в рамках серии. Еще в номере на камео появляется майор Тэлбот, которого читатели могут знать благодаря прекрасным «Агентам Щ.И.Т.а».

Не обошлось и без ярких художественных параллелей — 21-й выпуск заканчивается той же сценой с импровизированным «троном», но уже мутировавшим генералом.

Если вам интересны предыстории других героев в отрыве от общего сюжета, вот некоторые из них:

  • #0 — Брайан Баннер;
  • #4 — Уолтер Ланговски/Сасквоч;
  • #9 — Карл Крил/Поглотитель;
  • #15 — Доктор Леонард Самсон;
  • #19 — Бетти Росс-Баннер/Гарпия;
  • #21 — Генерал Фортин/Мерзость;
  • #23 — Джеки МакГи;
  • #31 — Доктор МакГоуэн;
  • #34 — Сэм Стернс/Лидер.

#22-23 — привычный для истории «перерыв» на зубодробительные баталии монстров, который хотел бы отметить в первую очередь с позиции отечественного издания. Потому что:

1. Sunshine Joe, до этого отметившийся в фанатских переводах как «Солнечный Джо», неожиданно для многих в нашей локализации стал «Солнышко Джо». Вариативность — это, конечно, здорово, но в конкретном примере злосчастное «солнышко» уж очень цеплялось за глаз во время чтения.

2. Одну из реплик Рика Джонса перевели настолько неправильно, что весь контекст сцены поменялся. Когда в оригинале well, that goes a long way with me указывает на положительную реакцию Джонса в ответ на действия МакГоуэн (в духе «этого уже достаточно для меня» или «для меня это важно»), то в переводе с «пыталась облегчить ему боль, а мою не пыталась» читается четкая обида персонажа на предвзятое отношение к его мертвому телу. Без понятия, как так вышло (вроде и идиома популярная), но не отметить не мог, так как из-за этой фразы характер Рика резко меняется с «дружелюбный герой» на «потенциальная угроза для людей». 

И пускай в сцене присутствует несколько другой Рик Джонс (обойдемся без критичных для восприятия спойлеров), от этого ситуация становится лишь хуже. 

Для сравнения — оригинал:

Кроме того, в #22 ссылаются на Fantastic Four #12-13 2018-го Дэна Слотта. За это можете сказать спасибо не только Юингу, но и редактору Уилу Моссу, также ответственному за комиксы о Торе, Черной Пантере и новой Ultimate Marvel (бегом читать Паука Хикмана).

А заодно отмечу, что Рик Джонс, играющий важную роль в сюжете третьего и четвертого томов «Бессмертного», был расстрелян во время политических репрессий «Гидры» периода «Секретной Империи». Короче говоря, читайте обзоры на пролог и глобалку.

#24 — финал противостояния Халка и Фортина, подкрепленный референсами в сторону классических серий от Стэна Ли и сюжетов Джонатана Хикмана

#25 — невероятно красивый спецвыпуск с обособленным рассказом про далекое будущее и «новый космос», который будто бы задумывался как основа WE ONLY FIND THEM WHEN THEY’RE DEAD того же Юинга. Вероятно, многим данная медитативная история не зайдет именно за счет яркого контраста с остальной линейкой (зачем читать «Халка» без расчлененки и крутых монстров, да?), однако именно этот «перерыв» ровно в середине комикса запомнился как одна из лучших задумок Эла. В общем, абсолютный мастхэв с до жути пугающей концовкой и возвращением классического негодяя. Скорее всего, вы ничего не поймете вплоть до финала номера, однако он стоит вашего времени.

Занятный факт, на который наткнулся после перечитывания номера на английском языке: в конце Лидер напевает The Weekend Song Джефа Роджерса. Кажется, в нашем издании отсылку никак не отметили, так что это сделаю я.

#26 — эпилог к сюжету о Теневой Базе и мостик к столкновению Баннера с Roxxon. В первую очередь разговорный номер, значительно сфокусированный на политических аспектах мира супергероев и так называемом «синдроме Халка». Это теория Амадея Чо, согласно которой гамма-мутанты, связанные с Брюсом, вдобавок к способностям приобрели его диссоциативное расстройство личности. Либо гамма сама влияет на мозг и способствует развитию психических расстройств, что и отразилось на Баннере — помимо уже имеющихся проблем с агрессией и «расщеплением» индивидуальности добавились последствия от взрыва гамма-бомбы, превратившие Брюса из душевнобольного героя в натурального маньяка. В общем, сюжетно ориентированный выпуск, который подкинет пару тем для размышлений. 

Удивительно, что Баннер и Спектор так редко пересекаются. 

Кроме того, выпуск доверху забит отсылками на сторонние сюжеты издательства: здесь и упоминание «Орхиса» из кракоанского периода мутантов, и рассуждения на тему возможного воскрешения Росса, о котором вы можете узнать из Captain America Та-Нахаси Коутса, и прямой пересказ событий «Войны Миров» Джейсона Аарона. А еще шутки про Minecraft от самого умного подростка во вселенной Marvel и Нэмор в забавном фартуке. 

#27 — выпуск про уничтожение Халком серверов Roxxon с экспозицией на тему скорого вымирания человеческого рода (оказывается, 616-й при текущих катаклизмах осталось около 12 лет до полного уничтожения планеты), сделанный в формате трех параллельно идущих историй. Как можно понять из описания, цепляет оно именно за счет взаимодействия разных сюжетных линий: при пересечении историй стираются и ограничивающие гаттеры между смежными панелями. По итогу вышло красиво, динамично и крайне изобретательно. 

#28 — еще один обособленный номер, на этот раз на тему пропаганды и человеческого невежества с войной поколений. Душещипательная история о том, как консервативный отец-охранник готов убить на митинге собственную дочь лишь ради того, чтобы защитить позицию беспринципной корпорации и доказать свою значимость для общества. Отдельные страницы с флэшбеками и мыслями о «светлом будущем» с «правильной» дочерью — редкая находка для современной супергероики. Настоятельно рекомендую оценить всем, пускай и в отрыве от остальной серии. Тем более за рисунок ответственен один из любимых художников издательства последних лет.

#29-30 — сетап для нового сюжета про Ксенму и Минотавра, который может похвастаться очередной порцией зубодробительного экшена от Беннетта. Про последующий сюжет как раз можете прочитать в старом материале.

Из забавного: имена четырех монстров, которых Эггер натравил на команду Халка, отсылаются на известных деятелей искусства. С Брэдбери и Лавкрафтом все понятно: первый плюется лавой, второй — огромный около-кракен с кучей щупалец. С оставшимися двумя интереснее: их кодовые имена отсылаются на Уиллиса О’Брейна и Рэя Харрихаузена — пионеров и культовых деятелей в области визуальных эффектов и покадровой анимации. Первый поработал над десятками картин середины прошлого века, в том числе оригинальным «Кинг Конгом», второй — над «Синдбадами» 50-х и 70-х, а также классической фантастикой вроде «20 миллионов миль до Земли».

Кроме уже знакомого Джо Беннетта хотелось бы отметить и гостевых художников — Райана Боденхема (Death Of Doctor Strange: Avengers; Eternals: The Heretic), нарисовавшего выпуск про Фортина, Германа Гарсию (Ka-Zar: Lord of the Savage Land), отметившегося юбилейным номером, и Тома Рейли (Ant-Man от Эла Юинга) с Матиасом Бергарой, которых стоит благодарить за работу над #28 про зеленую банду. Как и всегда, художественное исполнение серии ничуть не уступает сценарию.

К слову, очередной референс в сторону 21-го номера и сцены на троне, но на этот раз с Халком. 

Касательно издания: книга в твердом переплете увеличенного формата 171х262, 248 страниц. Внутри: выпуски The Immortal Hulk #21-30 и небольшая галерея альтернативных обложек. Не обошлось и без варианток для питерского «Двадцать Восьмого», московского «Чук и Гика» и Comic Fans Community — каждая тиражом в 50 копий. Само собой, найти их уже не удастся.

К слову, эксклюзивная обложка первого тома для комиксшопов по-прежнему продается в некоторых магазинах страны. Удивительно, если честно.

Как итог, «Бессмертный Халк» — все еще один из лучших комиксов последнего десятилетия, а также лучший комикс о Халке на русском языке. Многогранный, экспериментальный и насыщенный на детали, который можно расценивать как огромное любовное письмо всей вселенной Marvel и ее классическим сюжетам в частности. Спустя больше двух лет с финала серии продолжаю искренне советовать комикс всем любителям хороших и нетипичных произведений про героев в трико.

Напоследок хотел бы сказать: мы однозначно все про#бали, раз продажи «Бессмертного Халка» оказались в районе 300-700 копий за полтора года (примерно столько же продали моего «Дуального Пастора» за целый год). И даже если бы Disney и Marvel не свернули деятельность в РФ, вряд ли мы увидели бы финал линейки в ближайшие годы из-за банальной неликвидности на рынке. В общем, грустно.

А так как обзор, вероятно, станет последний текстом про The Immortal Hulk на сайте, то заодно делюсь хронологией серии, которой я пользовался при последнем чтении. И который точно еще пригодится нам в следующий раз, когда буду рассказывать про приключения Клэя Кортеза.

  • Avengers #684 (часть ивента No Surrender);
  • The Immortal Hulk #1-3 (вступление линейки);
  • Defenders: The Best Defence (кроссовер Защитников);
  • The Immortal Hulk #4-8 (столкновение со Мстителями);
  • Avengers: No Road Home #1-10 (продолжение No Surrender);
  • The Immortal Hulk: Great Power #1 (кроссовер с Пауком);
  • Hulkverines #1-3 (кроссовер с Росомахой и Оружием H);
  • The Immortal Hulk #9-20 (сюжет про Теневую Базу);
  • Absolute Carnage: The Immortal Hulk #1 (тай-ин «Резни»);
  • Fantastic Four (2018) #12-13 (кроссовер с Существом);
  • The Immortal Hulk #21-37 (возвращение Лидера);
  • The Immortal Hulk #0 (история Брайана Баннера);
  • The Immortal She-Hulk #1 (спецвыпуск про Джен);
  • The Immortal Hulk #38-42 (поражение Халка);
  • King in Black: The Immortal Hulk #1 (тай-ин);
  • The Immortal Hulk #43-50 (финал линейки);
  • The Threshing Place; Flatline; Time of Monsters (отдельные спецвыпуски);
  • Gamma Flight #1-5 (продолжение истории Отряда Гамма и Рика Джонса);
  • Defenders (2021) #1-5 (продолжение истории Красной Гарпии).

Если у вас есть, чем дополнить список чтения по серии, — ждем в комментариях!

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Комментарии