Обзор 1 и 2 томов комикса «Бессмертный Халк» от Marvel

4 491

Халк крушить топы продаж.

Продолжая слова Руслана Хубиева, в нынешнем Marvel Comics есть несколько путей «производства» успешных комиксов: полностью перелопатить оригинальную концепцию и начать все «с нуля» (привет «Заре мутантов» Хикмана и Ко); собрать линейку из наработок прошлых авторов и их историй (привет «Сорвиголове» Здарски) или занять позицию посередине. К последнему пункту можно отнести такие популярные комиксы как «Веном» Донни Кейтса, «Лунный Рыцарь» Джеда Маккея и «Бессмертный Халк» Эла Юинга. Про сольник Черной Смерти мы уже говорили достаточно (вспомнить хотя бы обзор «Абсолютной Резни»), как и про современные приключения Кулака Хонсу, так что сосредоточимся на культовом творении 45-летнего британца.

К слову, про «Халка» Эла Юинга мы тоже как-то раз писали подробный материал — советуем вам ознакомиться, если не боитесь спойлеров (сюжетных там, кажется, почти и нет). 

«Бессмертный Халк» 2018-го года — номинальное возвращение к корням персонажа, когда сюжеты о Халке были не столько про масштабные драки, сколько про экзистенциальный ужас и жуткие метаморфозы. Рассказ Ли, вдохновленный «Джекилом и Хайдом» Р. Л. Стивенсона, породил россыпь причудливых и крайне незаурядных «супергеройских» комиксов, в основе которых — страдающий от действий своего зеленого альтер-эго доктор Брюс Баннер. Тогда и далее (вплоть до серии Эла, если не брать парочку исключений) гамма-излучение, изменившее жизнь ученого, воспринималось как «научная» условность и жанровое допущение на уровне космических лучей и радиоактивного паука. Но и злосчастные лучи, и треклятый паук уже были «проанализированы» авторами серий про Ричардсов и Паркера. Поэтому не удивительно, что Юинг, засев за историю зеленого монстра, задался справедливым вопросом: если есть исключения из физических законов вроде фотонов, которые работают и как частица, и как волна, то почему гамма не может пойти дальше? 

Например, работать по иной методике в третьем случае. 

Собственно, именно этому рассуждению и посвящена значительная часть линейки Юинга — писатель не обнуляет многолетний прогресс сюжетов о Халке и его товарищах по несчастью, но заглядывает за ширму оригинальной концепции Incredible Hulk Ли и Кирби. Чем-то это напоминает отталкивающую, но в то же время жутко притягательную вариацию мыслей Дж. М. Стражински в его работе над «Пауком», местными «тотемами» и мистической подоплекой сверхспособностей (передаю привет Зэбу Уэллсу).

Гамма-радиация — это наука. Ее можно измерить, предсказать, она подчиняется правилам… до поры. Пока не создает Халков, Сасквочей и Лидеров. Людей-метафор. Пока не становится магией.

В двух словах о сюжете: Брюс Баннер в очередной раз возвращается из мира мертвых после истории со злосчастной стрелой из второй «Гражданской Войны» (ранее персонажа уже воскрешали «Рука» в Uncanny Avengers Джерри Даггана и «Гидра» в Secret Empire Ника Спенсера, а затем и в No Surrender Юинга и Ко). На сей раз бывший Мститель скрывается от коллег и близких, путешествуя по Америке в поисках нового смысла жизни — порой даже спасает людей (в основном от их глупости), почти как в старые-добрые времена. По итогу приключение Баннера-отшельника превращается в столкновение с истинной природой гаммы, настоящим Адом (без Мефисто) и константой зла Marvel — Всенижним. 

И все это — лишь первые несколько выпусков первого тома. А далее — отборный боди-хоррор, наука, мистика, война Халка с корпорациями и загрязнением планеты, а также большой космический эпик и огромный секрет рода Баннеров и Стернсов, протекающий сквозь поколения. 

Впоследствии, уже во втором томе, сюжет только набирает обороты, когда за поимку Баннера всерьез берется «База Тени» во главе с Реджинальдом Фортином — нынешним лидером «противохалковских» операций и протеже почившего (аж на полтора года!) в Captain America Коатса «Громовержца» Росса. Разумеется, не обойдется без классического «хочешь убить монстра — сделай/стань монстром» — но об этом поговорим уже в обзоре третьего тома. 

Сценарист провел огромную работу над мифологией персонажа и его окружения, вычленив из линеек прошлого наиболее значимые и яркие элементы. Да, отныне герои Marvel знают, что гамма работает не только как элементарное вещество, но способно взаимодействовать с миром на, кхм, мистическом и метафорическом уровне. Брюс Баннер — закомплексованное дитя, которому был необходим монстр и защитник в одном лице. Бетти Росс — героиня, которую всю сознательную жизнь подавляли близкие сердцу мужчины: социопатичный муж и властный отец. В общем, концепция Юинга заключается в систематизации и каталогизации многочисленных гамма-мутантов, их форматов и научном подходе к историям зеленого. Ведь не просто так именно Брюс стал нарочито маскулинным гигантом, Бетти — бессердечной гарпией, а неотесанный сотрудник завода — гением с наклонностями маньяка, который по ходу комикса ссылается на Чарли Гордона из «Цветов для Элджернона». 

Другой вопрос: доступность произведения, которое описывается как «magnum opus Юинга», «лучшая серия Халка» и «один из главных комиксов XXI века». 

Получилось ли у Эла донести свои идеи и мысли до читателя? Вполне: несмотря на связь онгоинга со сколько-нибудь внятной наукой, оккультными течениями, мифологией, религией и политикой, «Халка» можно (порой даже нужно) воспринимать как обыкновенный комикс про монстра в жанре sci-fi. Скорее всего, в таком случае вы упустите огромный пласт культурных референсов, оммажей, а также отсылок на линейки прошлого, но и к ним вам никто не запрещает возвращаться. 

Среди моих любимых: оммаж Джо Беннетта на «Сатурн, пожирающий своего сына» в финале #19, а также концовка #13 с отсылкой на Diamonds and Rust Джоан Баэз.

Если же говорить про отсылки на другие комиксы, то сильнее всего приглянулась одна конкретная фраза из четырнадцатого выпуска, в котором доктор Шарлиз Макгоуэн говорит о материале «с орбиты Меркурия». Речь идет об останках Мерзости, которого Халк и Железный Человек заслали на Меркурий телепортом в Hulk 14-го года авторства Марка Уэйда. Уверен, при первом (и других, если уж говорить откровенно) прочтении вы вряд ли это подметили — лично мне потребовалась пара лет, чтобы зацепиться глазом за одну мимолетно брошенную реплику. 

Помимо зубодробительных баталий и по-настоящему мерзких визуальных образов, второй том серии может похвастаться весьма конкретными рассуждениями на тему ада, Бога и его отсутствия на Земле, а также человеческих проступков, превративших планету в одну сплошную природную катастрофу. В словах Юинга нашлось место и Каббале (по такому случаю как правоверный еврей достал свою кипу и пару изданий Торы в хардах), и Библии, и мифологии, и философским трактатам в исполнении Лео Самсона. Нельзя не упомянуть и привычные для линейки цитаты, открывающие выпуск, — среди них затесались даже «Братья Карамазовы» Достоевского. 

А еще немного Эдгара Аллана По и его «Сердце-обличитель» в репликах одного из антагонистов. 

Отдельно стоит затронуть социальную позицию Эла, так или иначе всплывающую в репликах героев. Дело в том, что Юинг — осознанный мужчина с профем-взглядами, который активно высказывается в рамках доверенных ему линеек на тему сексизма, расизма, гомофобии и прочих очевидно негативных тенденций общества. Потому не удивительно, что главная героиня серии, журналистка Джеки МакГи, активно анализирует действия Баннера для своих авторских материалов и расследований. Девушка прямым текстом говорит Брюсу о том, что его «ярость» и последующая поддержка со стороны героев Земли — следствие не только трудного детства и жизни с отцом-тираном, но и постоянного потакания агрессии белых мужчин средних лет и негласного «одобрения» капризных выходок Халка. Необычный для супергеройских историй и интригующий посыл, впоследствии подхваченный Амадеем Чо (который Халк, но не совсем) и другими, — одна из самых ярких, но в то же время неприметных и незаслуженно игнорируемых сюжетных линий серии. 

— Ты крушишь города, губишь жизни. Ты убивал… не многих, но было. Полгода спустя — снова Мститель, все прощено

— Знаешь, что меня закидывали в космос?

— Ага. В космос. А должны были на электрический стул. Переворачиваешь мегаполисы вверх дном, а Доктор Стрэндж подыскивает тебе интернат. Железный Человек присматривает райскую планету, куда бы тебя отправить. Твоему гневу… потакают. Его уважают. От моего могут лишь отмахнуться… если повезет. Мы живем в мире… мужчин… белых, образованных мужчин типа Брюса Баннера, которые мечут молнии, кричат, крушат, а мир в ответ лишь прогибается и поощряет

Небольшой спойлер: из необузданной маскулинности Баннера, а также суждений о том, «как должны выглядеть настоящие мужики», в будущем появится каноничный Джо Фиксит, который заодно выдаст весьма трогательный и по-настоящему взрослый монолог про самоидентификацию в финале серии. 

Напоследок — немного про визуал. «Бессмертный» стал последним комиксом Джо Беннетта в Marvel (художника уволили после обнародования старых карикатур и одной из иллюстрации к Immortal Hulk #43) и, по совместительству, его лучшей работой за 30-летнее портфолио. Арт, вдохновленный уймой культовых произведений (из референсов назывались, например, фильмы Дэвида Кроненберга), стал визитной карточкой серии — такого боди-хоррора от «Дома Идей» мы еще не видели. Отрывающиеся конечности, обглоданные черепа и полые человеческие оболочки — лишь верхушка айсберга.

Наиболее отталкивающие и тревожные арты я вставил ниже, поэтому небольшое предупреждение: 

Далее — не для слабонервных.

Особняком стоит новая Мерзость, которая, словно монстр Франкенштейна, синтезирована из кусков (порой весьма буквально) различных гамма-мутантов — под раздачу попали и новички серии, и на тот момент покойный Эмиль Блонски, и любимый читателями Рик Джонс. Именно из-за последнего сцены с Мерзостью получились особенно жуткими: дело не в расчлененке, номинальной жестокости и даже сдвоенном лице Джонса — всему виной незавидная судьба персонажа. 

Рик, будучи знаковым участником Мстителей, частью лора Баннера и Роджерса, погиб еще в Secret Empire — тогда героя буквально расстрелял его верный друг под действием Космического Куба. Уже в «Бессмертном Халке» Джонса возвращают с того света, превращая в бездушную марионетку, ходячий агонизирующий труп. Впоследствии над пареньком успеют поиздеваться и Стернс, и Блонски/Фортин — пришел в себя Рик лишь в финале спин-оффного Gamma Flight. И именно это пугает сильнее всего — безвыходность положения героя, постоянный контроль со стороны злодеев над телом и разумом, а также чужеродность ранее эталонного сайдкика и любимца читателей, когда-то остановившего войну Кри и Скруллов. 

Собственно, применима эта мысль и к другим пугающим сценам серии: ужасаешься не размозженных голов и сгоревших от кислоты тел, а причин, стоявших за бесконечным кровавым насилием. Особенно когда дело касается, казалось бы, близких и дорогих сердцу людей (вроде отцов Брюса и Бетти). 

По изданию: «Бессмертный Халк» вышел в уже привычном увеличенном формате 171х262 (который полностью идентичен «Веному» от ФКК и «Комильфо», «Торам», «Убойному Отряду Карателя» и т.д.). Внутри первого тома: выпуски Immortal Hulk #1-10, а также материалы из Avengers #684 (упомянутая выше часть кроссовера No Surrender); внутри второго: Immortal Hulk #11-20. Помимо этого, книги могут похвастаться небольшими галереями обложек, а также скетчами обложек от Алекса Росса и письмом любви Эла Юинга к читателям серии. 

Каждая из книг вышла в трех обложках: первая — с вариантками для комиксшопов и питерского 28-го, вторая — с каверами для того же 28-го и Comics Fans Community. Немного похвастаюсь: начало серии я успел схватить в эксклюзивном издании.

Интересный факт: обложки изданий «Комильфо» резко отличаются от оригинальных сборников в твердом переплете — за основу брались #1 и #11 для отечественных переизданий и #4 и #13 для американок.  

Другой интересный факт: вариантная обложка шестнадцатого номера авторства Беннетта так сильно понравилась людям, что по итогу на ее основе была сделана целая серия Immortal-каверов для тогдашних тайтлов Marvel.

Как раз у меня завалялась пара штук в коллекции.

«Бессмертный Халк» Эла Юинга и Джо Беннетта, весьма неожиданно, стал одним из лучших комиксов «Дома Идей» последних пары десятков лет. Эталонная супергеройская история XXI века наравне с «Мистером Чудо» Кинга, «Хоукаем» Фрэкшена и другими иконами жанра. Если вы еще по какой-то причине не ознакомились с, не побоюсь этих слов, шедевром западной культуры — бегом за книгой в ближайший комиксшоп. 

Если же аргументов обзора вам не хватило, напоминаю про материал полуторагодовалой давности

Хотя, возможно, это просто не ваше — кто знает?

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии