«Нестабильные молекулы»/«Дорожное приключение» — нетипичная Фантастическая Четверка

1 114

Обзор комиксов про Фантастическую Четверку на русском языке.

Фантастическая Четверка — команда, то и дело примиряющая на себе различные жанры и авторские стили для формирования уникальной мифологии. По случаю недавнего анонса каста фильма «Фантастическая Четверка» от MCU, рассказываем сразу о двух нестандартных комиксах про самую известную семью Marvel, которые еще можно приобрести в комиксшопах.

Первая половина 00-х для Marvel Comics отметилась экспериментами: пытаясь удержаться на плаву от банкротства, издательство активно рождало новые форматы и пересобирало жанры. Среди работ того периода есть как откровенно спорные инициативы вроде Trouble (очевидная попытка воскресить ром-комиксы 50-х, впоследствии перекочевавшая в Epic Comics), так и ныне культовые импринты MAX с Джессикой Джонс, Marvel Knights с Карателем и Ultimate с деконструкцией героев прошлого. Помимо вышеперечисленных концептов, был у «Дома Идей» и формат Startling Stories — мини-серии, по духу напоминающие «Что, если?…» для взрослых читателей. Если привычные elseworld’ы переосмысляли события вокруг героев и конкретные сюжеты («Что, если на GeekCity перестанут писать интересные лонгриды на миллион букв?»), в Startling Stories исследовали эмоциональный диапазон действующих лиц, причины появления конкретных статусов-кво, а также значимости героев в медиа и поводы для любви ЦА.

К слову, ранее в РФ уже выходила одна из работ импринта — «Мания величия Человека-Паука» от «Комфедерации». Обязательно оцените, если вдруг сможете найти ее в продаже — кажется, два последних года она появляется исключительно в б/у-состоянии.

Исследованию и «экспериментам» на чувствах людей посвящена и последняя история инициативы — вышедшая в России несколько месяцев назад «Фантастическая Четверка: Нестабильные молекулы» от издательства «Комильфо». История представляет собой размышления на тему «что, если бы Стэн Ли и Джек Кирби взяли за основу для семьи супергероев реальных людей, живущих в 50-е». Являясь от начала и до конца квазибиографией (то бишь полностью вымышленным сюжетом, который подают как «основанный на реальных событиях»), «Нестабильные молекулы» посвящены не столько ярким и жизнеутверждающим приключениям сверхлюдей, сколько общим настроениям эпохи и деталям жизни американцев в середине прошлого века. 

Здешний Рид Ричардс — местами высокомерный и эмоционально отрешенный ученый, раз за разом откладывающий обязательства перед своей невестой. Сью, будучи единственной девушкой в семье и «команде», вынуждена бороться с предвзятостью окружающих относительно собственного пола, роли в обществе и мире в целом. Джонни — классический трудный подросток, ставший объектом насилия и травли в школе (в том числе из-за подозрительной дружбы с одноклассником-гиком). Бен — «дамский угодник» и душа компании, который не смог обрести счастье и сформировать моральные ориентиры ввиду тотального гедонизма и пресыщения жизнью.

Сексизм и расизм в середине прошлого века также никто не отменял.

Персонажи будут то и дело «хаотично» взаимодействуют друг с другом на протяжении всей истории, приводя к нестандартным и, казалось бы, невообразимым вариантам развития событий. Собственно, об этом и весь сюжет «Нестабильных молекул»: читатель, выступая в роли «ученого», отслеживает и анализирует причинно-следственные связи, разрушающие, казалось бы, уже закрепившиеся в голове стереотипы и статусы-кво.

Говорить о сюжете в данной ситуации нет никакого смысла: вы просто должны ознакомиться с комиксом самостоятельно. Лишь отмечу, что, покупая комикс с названием «Фантастическая Четверка», получите вы именно что рассказ о четырех травмированных людях, которые так и не стали супергероями. Если вы устали от многочисленных «стандартных» историй Marvel и DC про борьбу добра со злом и хотите оценить уникальный взгляд на полюбившихся героев в разрезе реальных исторических событий — не стоит откладывать покупку «Нестабильных молекул» на будущее. Творение Джеймса Стерма (уверен, видели его книжки из серии Adventures in Cartooning) и Гая Дэвиса — по-настоящему увлекательная деконструкция образов, от которой, к сожалению или к счастью, не осталось ничего фантастического.

В двух словах про издание: стандартная ТПБ на 112 страниц с матовой обложкой и фольгированной отметкой «Лауреат Премии индустрии комиксов имени Уилла Айснера». Внутри: четыре номера серии и несколько страниц доп. материалов, в которых авторы, не выходя из образа, добавляют контекста к «реальной истории» семейства вроде сфабрикованных писем с другом Джонни и предисловий автора.

По случаю рекомендую «Красную Фурию 1966», если вдруг вам захочется больше сюжетов в жанре комиксных мокьюментари — Алексей Волков постарался обогатить собственную выдумку таким же количеством «подлинных доказательств» вроде документов и переписок.

«Фантастическая Четверка: Дорожное приключение», в отличии от работы Стерма и Дэвиса, напротив — работает как классическое супергеройское произведение в рамках любимой всеми 616-й. Действия выпуска происходят в середине авторского периода Дэна Слотта — семейство полноценно вернулось к земным приключениям, незадолго до этого открыв новые подробности своего происхождения.

Об этом мы никогда говорить не будем. Либо за очень большие деньги, само собой.

Как и в линейке Слотта, Франклин по-прежнему комплексует из-за ограниченности собственных сил и беспокоится из-за крайнего столкновения с Кракоа. В свою очередь Рид, будучи персонажем с далеко не самым развитым эмоциональным интеллектом, тащит семейство в «отпуск» ради изучения свежей инопланетной породы и использует сына для перетаскивания камня. Небольшой конфликт, в который также вступают Сью и не так давно поженившиеся Бен с Алисией, прерывают жуткие метаморфозы — способности героев внезапно убивают их. Невидимая Леди теряет плотность и почти растворяется в воздухе, Мистер Фантастик растекается по полу словно расплавленный сыр, Человек-Факел сгорает изнутри, а Существо сбрасывает каменный панцирь, оголяя целые куски мяса и деформировавшихся сухожилий. Короче говоря, боди-хоррор по всем заветам The Immortal Hulk.

Оцените обзоры российских изданий «Бессмертного Халка»: двух первых и третьего тома.

Сценарист спецвыпуска, Кристофер Кантвелл (Iron Man, Gold Goblin), забрасывает известную команду в непривычный для нее сеттинг, обыгрывая всевозможные тропы из хоррор-картин 80-х: начиная от «поездки загород в одинокий дом где-то на отшибе» и заканчивая демонстрацией карпентеровских ужасов вроде слияния героев в единый организм. Смотрится свежо и интересно, не успевая наскучить — сюжетная арка ограничена одним номером и 32 страницами. Получится этакий филлер, вроде как заполняющий пространство между двумя глобальными событиями — Empyre, где Четверка принимает крайне активное участие, и King in Black от Донни Кейтса.

С другой стороны, хронометраж остается одним из основных минусов номера — команда не успевает раскрыться для нового читателя (давайте откровенно: не все читали последние несколько томов Ф4), из-за чего не погруженный в тему человек будет раз за разом задаваться вопросами в духе «а почему это семейство ездит в таком составе?». Однако и в таком случае выпуск сможет порадовать фанатов ужастиков экстремальными перевоплощениями.

Вывод: хороший номер, но контекста местами не хватает. Мне же не хватило разве что веселых сцен в духе «у персонажа разорвалась кожа и остался один позвоночник с черепом»

Для поклонников историй про Ф4 вне больших линеек советую также спецвыпуски Fantastic Four: 4 Yancy Street и Fantastic Four: Grimm Noir от Джерри Даггана.

По формату: сингл с глянцевой обложкой на 32 страницы. Никаких доп. материалов, кроме рекламы сторонних синглов Marvel от «Комильфо».

«Нестабильные молекулы» и «Дорожное приключения» — два абсолютно разных произведения про одну команду, которые, очевидно, могут вызвать вопросы у фанатов стандартной супергеройки. Тем не менее мы однозначно рекомендуем обе истории всем, кто хоть немного любит главный квартет вселенной Marvel. Уверяем, без пищи для размышлений вы точно не останетесь.

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Комментарии