Ultimate Guide: рассказ об Ultimate Marvel. Часть III: Земля-1610 после «Ультиматума» — Мстители, Фантастическая Тройка и смерть Человека-Паука
Спустя полгода возвращаемся к рассказу о сериях Ultimate Marvel и истории импринта.
Не забудьте прочитать первую и вторую главы, еще зацепите рассказ о современном Ultimate, а то что вы как эти — предисловие ГлавВреда.
На дворе середина 2009 года: Джон Фавро активно работает над сиквелом «Железного Человека» для Paramount Pictures, Sony готовятся объявить о перезапуске «Человека-Паука» для нового поколения зрителей уже через полгода, а в основном офисе Marvel Comics многочисленные авторы продолжают развивать период Dark Reign с противостоянием героев-ополченцев Норману Осборну. Тем временем Ultimate Marvel приказал долго жить: продажи Ultimatum стабильно держались на отметке в 80.000-100.000 экземпляров вплоть до финала, после чего перебросились на актуальные хэдлайнеры нового периода — Ultimate Comics Spider-Man #1 и Ultimate Comics Avengers #1 — с 86 и 95 тысячами экземпляров соответственно. Ожидаемо, спустя месяц продажи просели, ведь первые выпуски всегда расходятся куда более существенным тиражом, чем последующие номера.
К слову о продажах Marvel и спросе: советую ознакомиться с текстом про Халкомаху.
Переходим в ноябрь-декабрь 2010-го: продажи Ultimate Spider-Man #150, вернувшейся к оригинальной нумерации, составляют около 40 тысяч копий; в третий раз стартовавший Ultimate Avengers стабильно держится на отметке все тех же 30-40 тысяч, несмотря на регулярные релаунчи и позиционирование в качестве отдельных лимитированных серий; первый номер Ultimate Doom, кульминации важного для 1610-й глобального ивента, перешагивает отметку в 27 тысяч.
Уровень продаж, сопоставимый разве что с нишевыми сериями Большой Двойки, перешагнувшими за второй десяток выпусков.
Говоря простым языком, люди попросту устали от Ultimate Marvel. Еще бы, ведь параллельно выходят и важные для основной вселенной Dark Avengers с настоящей командой ублюдков на службе у США, и ныне культовый Invincible Iron Man Мэтта Фрэкшена, и новые серии когда-то «провальных» Avengers, и любимый фанатами Uncanny X-Force Рика Ремендера, и громкие релизы DC Comics вроде Brightest Day. Десятилетие сменилось, однако никто из тогдашних авторов, видимо, не понимал, как подстроить продукт под новую эпоху со смартфонами и сетевыми мемами. В итоге первый период пост-Ultimatum ничем не отличается от того, что можно было встретить на рынке еще несколькими годами ранее: те же «Алтимейтс» Лоэба, «Паук» Бендиса, в кои-то веке «Мстители» Миллара и глобальные события, зачем-то состоящие из трех мини-серий по типу разделения сюжета на акты.
А вместе с тем на экранах кинотеатров строится Marvel Cinematic Universe, которую фанаты то и дело связывают с Ultimate Marvel — номинальным первоисточником уже культовой киновселенной. Потому что, кажется, «Джосс Уидон говорил, что опирается на Ultimates при работе над командным фильмом» и так далее. Таких комментариев, честно, встречал очень много. Именно по этой причине, пока мы не начали, закроем гештальт двух прошлых текстов, разобрав тему.
1. Джосс Уидон любит дилогию The Ultimates, за что я его, конечно же, не осуждаю — всем нам порой нужно расслабиться и позалипать на неряшливые боевички. Отследить любовь режиссера можно как в отдельных интервью (Джосс даже самолично вызвался пообщаться с Брайаном Хитчем в материале для старой Newsarama), так и в официальном предисловии к сборнику Ultimate Collection. Разумеется, о фильме тогда речи и не шло — на тот момент режиссер еще активно работал над Astonishing X-Men и «Миссией “Серенити”».
Мне кажется, что The Ultimates ввели Marvel Comics в современную эпоху так, как это не делала ни одна другая книга — даже говоря о старых, не относящихся к Ultimate Marvel вселенных.
Вырезка из того самого диалога Джосса с Брайаном, сейчас доступная лишь в Web Archive.
И все же за время поисков я так и не нашел доказательств того, что Уидон указывал на вдохновение сюжетами импринта при создании первых двух Avengers. По факту мы имеем сочетание двух историй: главным злодеем, как и в классике, позиционирует Локи, добавляя к нему армию читаури и погоню за Космическим Кубом. Состав команды в то же время частично копирует первый том The Ultimates, но характерами герои в значительной степени ушли в сторону 616-й и тамошних взаимоотношений в коллективе. Например, местный Баннер банально не устраивает геноциды после плохих подколов, да и рак у Тони отсутствует.
Интересный факт из все того же диалога Джосса с Хитчем: оказывается, The Ultimates приобрели такое название вследствие убыточных продаж тогдашних Avengers. Как вы уже могли догадаться, речь идет о четвертом томе, одним из авторов которого выступал Курт Бьюсик. Цитирую:
Джо [Кесада] не хотел называть их «Мстителями» (хотя мы с Марком хотели), мотивируя это тем, что Avengers тогда продавали тиражом где-то в сорок тысяч копий. Хардкорные фанаты все равно купили бы новую серию, однако ассоциация с провальной книгой нам никак не поможет. Как меняются времена. К тому же, на самом деле, они [Алтимейтс] ни за что не мстили.
2. Очевидно, так или иначе MCU заимствует образы из молодой вселенной: например, костюмы Тора, Соколиного Глаза и Черной Вдовы во многом схожи с теми, что рисовал Хитч. Помимо этого, на роль Ника Фьюри сразу же позвали Сэма Джексона. Выходит, и правда вселенную строили на основе того, что сделал Миллар в Ultimate Marvel? Однако, если покопать чуть глубже, можно вспомнить, что изначально на роль одноглазого генерала утвердили Джорджа Клуни, впоследствии отказавшегося от участия в фильмах из-за прочтения Fury Гарта Энниса. Абсолютно не осуждаю его за этот поступок.
А что пишут CBR? Среди десяти пунктов «заимствований» у нас «личность Тони Старка» (вспомните, пожалуйста, Ultimate Iron Man и кучу неканоничных ориджинов), Сэм Джексон, факт создания команды Щ.И.Т.ом и далее по списку. И несмотря на абсолютно бредовые «Штормбрейкер из “Финала” основан на молоте из Ultimates» (Янгборн из Thor: God of Thunder, видимо, не существует, да?) и «за Питером постоянно кто-то присматривал», в большинстве случаев я согласен с тезисами.
Другое дело, что визуальные решения и отдельные факты о происхождении вроде «Брюс стал Халком из-за неудачного эксперимента, а не взрыва» не означают, что это такие же персонажи. Если же кто-то и правда хочет разобраться в том, насколько фильмы Marvel схожи с импринтом, напомню:
- Доктор Стрэндж и Черная Пантера практически не появляются в 1610-й, хотя занимают важную позицию в MCU;
- Скотт Лэнг не похож на классического Человека-Муравья и появляется исключительно в рамках мини-серии Ultimate Avengers vs. New Ultimates;
- Стражи Галактики, Корпус Нова, Ши’ар и другие важные аспекты космо-вселенной в Ultimate Marvel отсутствовали — и, пожалуйста, не нужно вспоминать про Церковь Ши’арцев из UXM Киркмана;
- Сольные фильмы про Стива Роджерса от братьев Руссо опирались на культовый ран Эда Брубейкера и «Гражданскую Войну» Миллара;
- Трилогию «Человека-Паука» Джона Уоттса собирали из фрагментов разных историй: в отдельных моментах, вроде представления Мистерио, авторы фильмы даже умудрились обыграть неудачную реализацию идеи из второго тома USM;
- У Тора был буквально один сольный комикс, который не имел ничего общего с кино;
- Альтрон в The Ultimates 3 идентифицировал себя как Желтого Шершня (и вибратор);
- Кэрол Дэнверс вовсе никогда не получала силы во вселенной импринта.
И это только то, что я сходу смог вспомнить, не углубляясь в детали.
С другой стороны, если кому-то достаточно переименования Ганки в Нэда Лидса, перекраса костюма Тони Старка в Homecoming отсылки ради и пары дисков на броне Тора (которые были с первого появления героя в 616-й, но ладно) — не имею ничего против. В любом случае, спасибо Бендису, Миллару, Хитчу и другим за подспорье для отличных картин MCU, пускай и перекладывать все заслуги хороших фильмов исключительно на них будет, мягко говоря, некорректно.
Заодно держите парочку забавных скетч-дизайнов от Хитча.
Отдельной строкой хотелось бы упомянуть первоначальный питч Ultimate X-Men Марка Миллара, опубликованный в сборнике Ultimate X-Men: Ultimate Collection Vol. 1. Если в двух словах: до того, как сценарист начал ориентироваться на фильмы Брайана Сингера, линейка развивалась в еще более нестандартном формате. Первая арка и открывающая сцена отсылались к шпионским картинам в духе «Миссия невыполнима», а команда мутантов состояла из Профессора Икс (как и раньше, «мозг операций», чей образ «гения» во многом опирался на Джорджа Стефанопулоса — бывшего помощника Президента США), Циклопа, Росомахи, Джин Грей, Зверя и, внезапно, Мистик.
Мутантов презирают, но используют как тайных агентов правительство Соединенных Штатов. На старте персонажи останавливают террористический акт Братства Злых Мутантов. Новые Люди Икс — импульсивные подростки, от которых отказались их семьи. Чарльз Ксавье стал для героев номинальным «отцом», но при этом отношения в команде нельзя назвать эталонными — персонажи постоянно подозревают своего лидера в тайном сговоре с правительством, обмане и достижении личных целей с их помощью. При этом мутанты активно конфликтуют с властью из-за тайного характера операций, отсутствия информации о многочисленных подвигах в СМИ и пренебрежительного отношения солдат.
Это если в двух словах — оценить полную версию текста можете ниже.
В общем-то, стандартный Марк Миллар — куча подростков, плохое правительство, токсичность в команде, а также омерзительные взрослые, которые бросают своих детей, бывших школьников, на произвол судьбы. Упоминаю этот питч только для того, чтобы вы знали — культовая для многих фанатов история могла пойти по иному пути. И даже не уверен, радоваться этому или нет — на бумаге идея звучит как минимум занятно и достаточно нетипично для тогдашней эпохи homo superior в комиксах. Возможно, мы потеряли потенциально нестандартную серию, которая могла подарить читателям новый взгляд на конфликт видов и разрозненное общество нулевых. А, возможно, линейка скатилась бы в еще бо́льшие отсылки на исламофобию в попытках отразить последствия 11-го сентября.
В любом случае, Uncanny X-Force Рика Ремендера все еще существуют. Хотя, вероятно, у Марка вышли бы X-Force Бенджамина Перси с его любовью к военным преступлениям.
И пока адекватные люди радуются анонсам с недавнего NYCC 2023, первой информации о «Паучке» Джонатана Хикмана, а также обсуждают кандидатуру Пич Момоко на позиции основного автора новых Ultimate X-Men, я продолжаю читать плохие комиксы 00-х и 10-х. Надеюсь, в обозримом будущем все-таки доберемся и до обзора новинок следующего года.*
Конечно доберемся, Давид из сентября 2023-го, который только-только закончил вступление для очередного лонгрида. Да, этот текст писался настолько долго. И, на самом деле, вы уже можете ознакомиться с пересказом первых номеров новой Ultimate Marvel в соответствующем материале. Уже предзаказал The Ultimates Дэниза Кэмпа, а также читаю Ultimate X-Men. На самом деле, Момоко молодец — пока одна из самых необычных серий импринта.
Дисклеймер: у автора текста дерьмовый вкус, отсутствует понимание контекста и банальная начитанность. Вместе с тем напоминаю, что Марк Миллар и Брайан Майкл Бендис — именитые сценаристы, значительно повлиявшие на вектор развития издательства в начале века. И раз они писали много, то, следовательно, и хорошо. Ведь именно от количества книг зависит качество слога. «Гражданская Война», само собой, великолепна — просто на сайте работают одни только критиканы и снобы, которые не разбираются в теме. И вообще: сначала пусть сами напишут пару книг и только потом высказываются.
Содержание
1. Сольники
3. Командные лимитки и позднее творчество Джефа Лоэба
Сольники
Кто бы мог представить, что спустя всего девять лет в руководстве популярного импринта догадаются до сольников титульных персонажей. Оказывается, читателям действительно интересно наблюдать не только за массовыми баталиями, но и вникать в характеры и судьбы отдельно взятых героев. Чуть забегая вперед: блок получился значительно лучше, чем ожидал.
Ultimate Comics Armor Wars #1-4
- Даты выхода: 16 сентября 2009 — 10 февраля 2010
- Сценарий: Уоррен Эллис
Помнится, в прошлый раз хвалил Эллиса за его работу над характером Тони Старка в Ultimate Human, где герой представлял собой относительно адекватного исследователя. Там же критиковал за отсутствие понимания целевой аудитории и восприятия диалогов, когда один из номеров мини-серии целиком состоял из откровенно специфической и сложной для чтения терминологии MI6. В этот раз писатель отличился еще больше: получив в распоряжение первый каноничный (на тот момент о комиксах Орсона Карда постарались забыть как о дурном сне) сольник Железного Человека, Уоррен написал посредственный боевик под пиво конца 90-х. И речь даже не о качестве слога или конкретном исполнении — основная проблема связана со структурой и общим рассинхроном наполнения.
Стартует история, исходя из окружения, сразу после Ультиматума Магнето. Обремененный потерями Старк возвращается в секретное хранилище, где сталкивается сразу с несколькими новыми героями в лице юной Джастин Хаммер и местной вариации Призрака. После непродолжительной потасовки Тони объединяется с Джастин и отправляется на поиски украденных чертежей костюмов. По итогу основная часть сюжета из четырех выпусков посвящена перемещению двух героев из точки А в точку Б. Каждый раз дуэт сталкивается с потенциально интересным противником, по факту представляющим собой не угрозу, но откровенное посмешище. Заканчивается все так же, как и начиналось, — весьма паршиво. Настоящим злодеем оказывается не кучка богатеев с палеными костюмами, а Говард Старк-Старший — еле функционирующий дед-киборг, намеренный отвоевать компанию с изобретениями Тони и убить внука. Поверьте мне, ощущается оно именно так, как я и описываю, — никакой отсебятины.
А далее — все, что вы в той или иной степени могли видеть в дилогии The Ultimates, Ultimate Iron Man и других сюжетах импринта. Буквально.
Разумеется, Джастин переспит с протагонистом. Разумеется, рыжеволосая героиня — предательница. Потому что, очевидно, все рыжеволосые девушки, с которыми спит Тони, хотят его подставить и убить — просто у парня вкус на женщин такой. Разумеется, каждый из злодеев, появившийся в серии, будет повержен в рамках конкретного выпуска — не вздумайте предположить, что кто-то из местного цирка уродов проживет больше нескольких страниц. Разумеется, это же касается и деда-киборга, с которым у персонажа даже не происходит внятного диалога за пределами «я твой дед, хочу тебя доесть». И, разумеется, финальный плот-твист с раскрытием макгаффина скорее сбивает с толку, нежели радует или хотя бы шокирует. Просто Железный Человек на протяжении долгого времени хранил у себя на складе голову своего варианта с Земли-242, которую помог заполучить Рид Ричардс. Просто ученые в свободное от работы и геройства время использовали врата из Fantastic Four Хикмана забавы ради. И так совпало, что оторванная голова ЖЧ с Земли-242 работает по принципу ЭМИ, разом убивая всех злодеев без какого-либо внятного окончания истории.
Либо Эллис решил удариться в метаиронию, либо серия — упоротый филлер на один раз.
С одной стороны, этот комикс будто бы высмеивает прочие серии Ultimate Marvel, вводя уйму скучных и бестолковых сюжетных линий лишь для галочки, после чего выводя героев из общего нарратива. Но в то же время Armor Wars не преподносит читателям ничего нового. Если Эллис правда решил выдать шуточный материал за серьезное произведение, то у него ничего не вышло — сюжет раскручивают до абсурда, но обходится без читаемого стеба над оригинальным материалом коллег. В итоге получается не Ultimate Adventures с тезисом «этот импринт так себе», но очередная Ultimate Vision или Ga Lac Tus с «нам просто нужно сделать все не так, как в 616-й, — и плевать, как оно ляжет на глобальный лор».
Возможно, появление очередного М.О.Д.О.К.а и камео Говарда Утки было тонким троллингом, но я как-то не выкупил, честно говоря. К слову, доктора Фауста с более-менее каноничным Тарлтоном в голове мы больше не увидим — просто живите с этим.
С другой, Ultimate Armor Wars написан максимально простыми, почти черновыми мазками: за четыре выпуска линейки читатель получает вводную часть, пару новичков, несколько «громких» сражений (по одному злодею на номер) и финал, обесценивающий опыт непродолжительного погружения в сюжет. Что-то похожее делал Джед Маккей в своем Taskmaster, но тут стоит учитывать контекст: история про наемника в пиратских сапогах не была первым полноценным сольником персонажа в рамках 616-й. Кроме того, выбранный формат «один номер — один бой и тактическое отступление с подготовкой к новому заданию» подходил герою: Таскмастер — наемник-неудачник второго эшелона, а не борец за справедливость и хэдлайнер издательства.
Armor Wars версии 1610-й совершенно не стоит времени и внимания. Хотите почитать крутые комиксы, раскрывающие тему «доступности» технологий Старка, — оцените упомянутого чуть раньше Invincible Iron Man Мэтта Фрэкшена (тем более он теперь доступен в харде от «Комильфо»), The Best Defense (vol. 3 #73-78) Джона Миллера и оригинальную историю 80-х авторства Лэйтона и Микелайни, также подоспевшую к релизу в РФ. Обзор будет.
Ultimate Comics Thor #1-4
- Даты выхода: 6 октября 2010 — 2 февраля 2011
- Сценарий: Джонатан Хикман
Подробнее о нем уже говорил в материале, посвященном сериям Джонатана для издательства Marvel Comics, поэтому долго останавливаться на нем не будем. Хотел отметить всего три момента:
1. Ultimate Thor — отличный сольник, значительно расширяющий лор 1610-й и Асгарда в частности. И спустя время по-прежнему рекомендую его к ознакомлению — в том числе счастливым поклонникам Одинсона, которые избежали знакомства с прочими сериями Ultimate Marvel. Хикман — редкий автор, способный работать с несколькими параллельно идущими в разных временах сюжетными линиями и не превращать историю в кашу из несуразных флэшбеков.
2. Несмотря на похвалу выше, Джонатан наступил на грабли любой «лимитки-предыстории». События отдельных номеров банально не стыкуется с тем, что происходило ранее в дилогии The Ultimates. Из примеров: если Брэддоки узнали о божественном происхождении Тора благодаря анализу работы его мозга, то почему до этого впоследствии не дошел, скажем, Фьюри? Уж он-то должен был проверить и без того подозрительного мужчину, открыто вещающего в СМИ о своей «избранности» и миссии. Само собой, даже тут можно придумать кучу отговорок и объяснений, но заниматься этим после пары сотен противоречащих друг другу книжек решительно не хочется. Другой вопрос: где же пропадал Бальдр в промежутке между The Ultimates Марка Миллара и Ultimate Comics Ultimates того же Хикмана?
3. Ледяные гиганты в немецкой форме настолько нелепы, что мне захотелось перечитать серии Лоэба для разгрузки эмоций. Искренне интересно, кто же шил великанам из Йотунхейма эти костюмы.
Однозначно читать.
Ultimate Comics: Captain America #1-4
- Даты выхода: 5 января 2011 — 6 апреля 2011
- Сценарий: Джейсон Аарон
Ненавижу шутки про Францию. Кажется, что после Ultimatum абсолютно все сценаристы импринта не выдержали потери и провалились в запой, перед этим поспорив на тему «кто придумает лучший стеб той тупой сцены из книжки Марка». Потому что теперь об этом вспоминают уж слишком часто.
Стоит отметить, что Ultimate Captain America стал одной из ранних историй Джейсона Аарона в «Доме Идей»: параллельно с выходом сольника Кэпа будущая звезда писала и «Росомаху», и «Карателя», и тим-ап Логана с Пауком (к слову, каждая из трех серий в том или ином виде доступна к покупке в РФ). Местный сюжет во многом повторяет фундамент первой серии Ultimate Avengers Миллара: тут и очередной антагонист-шпион арийской наружности, и сыворотка суперсолдата, и откровения на тему попыток восстановить программу после «смерти» Роджерса, и социальные комментарии на тему откровенно спорной внешней политики Штатов с критикой войны во Вьетнаме.
Именно поэтому говорим об этой серии до Ultimate Avengers. Потому что, забегая вперед, Миллар в очередной раз выдал трэш, завершившейся войной с вампирским братством.
Джейсон выписывает стандартный боевик на тему противостояния идеологий через двух конкретных персонажей, каждый из которых вынуждено становится солдатом. Когда как Стив стремится очистить доброе имя Америки и указать миру на иной вектор развития цивилизации, антагонист в лице Нюка на примерах доказывает ошибочность их с Роджерсом позиции относительно «доброй родины» и причин существования в нынешнее время. Итоговый тезис: оба героя — лишь пережитки кровавого прошлого США, которые должны защищать слабых в качестве искупления. В общем, получилось неплохо. И это все, что мне хотелось бы сказать об этой серии.
По факту примечательна линейка ровно тремя вещами:
- Громким авторским составом: помимо Аарона на тексте, сольник Кэпа может похвастаться еще и рисунком Рона Гарни (Marc Spector: Moon Knight, Captain America, Hulk/Incredible Hulk и др.);
- Схожей с Ultimate Avengers основой: обе серии стартовали с ввода в 1610-ю неудачной вариации на тему «нового Капитана Америка» и столкновения двух суперсолдат разных эпох;
- Внезапно эмоциональной концовкой, в которой Роджерс и Бартон рассуждают на тему Бога.
Стоит ли комикс вашего времени? Думаю, что да. Уверен, что вы забудете о нем уже через пару часов после прочтения: в воспоминаниях задержатся лишь отдельные сцены и образы. В любом случае, эта конкретная история во многом реабилитировала для меня образ Капитана Америка в Ultimate Marvel, за что ей огромное спасибо. Интересно будет вернуться к выводам этого сюжета уже после получения Кэпом поста Президента США в поздних The Ultimates Хамфриса.
Основные серии
Боль, мрак и слезы. Приношу искренние извинения читателям прошлых текстов, которые по какой-то причине сочли меня хейтером первого тома USM. Новые онгоинги и, в частности, второй том USM — вот настоящий удар под дых фанатам Marvel.
Ultimate Comics Spider-Man #1-15 + Ultimate Spider-Man #150-160
- Даты выхода: 12 августа 2009 — 22 июня 2011
- Сценарий: Брайан Майкл Бендис
Второй том USM (который зачастую помечают как отдельную серию из-за приставки Ultimate Comics) — худший онгоинг Ultimate Marvel и одно из худших творений Брайана Майкла Бендиса за всю его продолжительную карьеру. По качеству наполнения эти номера местами обогнали столь ненавистные мной поздние периоды UXM и UF4, ведь первая половина серии — не просто паршивый комикс конца нулевых, но откровенное надругательство над девятилетним развитием персонажа, обесценивающее предыдущий опыт читателей и любовь к прошлой серии. В двух словах о наболевшем:
1. Первая половина — филлерный ситком, который направлен на мнимое «расширение» мира Паука. Само собой, и Китти Прайд, и Бобби Дрейк, и Джонни Шторм играют активную роль в сюжете лишь по одной простой причине: ни у Людей Икс, ни у Четверки тогда не было собственных линеек. Дом Бена и Мэй — не уютное место, но квартирник с кучей подростков и домработницей, который буквально тонет в диалогах на тему любви и взаимоотношений персонажей. При этом весомую часть текста выделяют под нескончаемые юморески Бобби и Джонни, которые зачастую только выбешивают. Говоря простым языком, отныне USM стал пристанищем для всех «осиротевших» супергероев-школьников, из-за чего фокус серии значительно сместился с «приключений Паучка» на «приключения кучи подростков». Ни на что этот период, само собой, не повлияет: Джонни, Бобби и Китти продолжат скитаться по США уже в рамках обновленного UXM Спенсера и Вуда, когда как Гвен и Мэй станут гостевыми персонажами в серии Моралеса.
Мне определенно импонирует идея «сблизить» ключевых героев перед смертью Паркера, однако вся эта часть книги с домашними посиделками группы юношей и девушек выглядит абсолютно фальшиво и неестественно. Не стоит забывать и то, что Брайан Майкл — взрослый мужчина, который не всегда способен адекватно оформить речь молодежи. До уровня Бушеми из 30 Rock доходит не часто, но все же привкус «how do you do, fellow kids?» ощущается. Стоит отметить, что Питер растерял часть былой харизмы и адекватности, из-за чего каждый локальный конфликт воспринимается как попытка автора растянуть и без того затянутый текст рассуждениями на тему «стоит ли мне спать со своей сводной сестрой-клоном-симбиотом, посвящая в эту информацию двух бывших?». Но об этом ниже.
2. Новые злодеи в лице Бомбочек, Хамелеонов и Мистерио не идут ни в какое сравнение с Осборном, Фиском, Октавиусом и другими гадами первой серии по части масштабности и «злодейских амбиций». Брайан постарался переосмыслить подход к онгоингу, связав новые арки сквозными линиями на тему последствий Ультиматума и раскола общества после всемирного теракта Эрика. По факту получилась сумбурная каша из разнообразных черновиков: смерть Кингпина, поиск зодиакального ключа Черной Кошкой, превращение Китти Прайд в Капюшона, приглашение Паучка в текущий состав Алтимейтс и, опять же, куча подростковой драмы. Мистерио, позиционирующийся сюжетом как «ведущий антагонист» нового периода, не внушает: несмотря на убийство Фиска, Квентин скорее «мешает», чем «завоевывает». По факту воздействия на Паркера злодей недалеко ушел от Кэпа: Роджерс своими речами в духе «ты не справишься», кажется, повлиял на Питера куда сильнее, впоследствии подставив героя под пулю.
Отдельным пунктом хотелось бы выделить идею Бендиса превратить Мистерио 1610-й в… Мистерио 616-й. С одной стороны, задумка действительно необычная и по-своему уникальная: разочарованный в родном измерении и откровенно уставший от орды героев Бэк решает захватить другую Землю. По итогу Квентин сталкивается с Паучком версии их первых встреч (кажется, тогда Питер как раз был в возрасте 15-16 лет), проигрывает из-за неожиданного вмешательства Алтимейтс и Кошки, после чего исчезает вплоть до громкого возвращения в первых Spider-Men. Идея правда крутая, без шуток.
Основная проблема концепта — отсутствие хоть какого-то раскрытия. Я специально перечитал второй том USM прямо перед написанием этого абзаца (было больно), чтобы отследить какие-либо детали в диалогах или поведении Мистерио, позволяющие связать его с оригиналом 616-й. По итогу отметил за десяток номеров лишь необычное поведение Бэка в USM Annual #3, в котором злодей дебютировал. Отправившись в очередное ресерч-приключение по веб-архиву, так и не смог отыскать комментариев или интервью с Брайаном, где автор конкретно обозначает свою задумку как продуманный ход. Проще говоря, раскрытие личности Мистерио 1610-й в первых Spider-Men выглядит не как спланированный и выверенный плот-твист, но желание Бендиса шокировать читателей ради самого факта. И так злодей, который мог бы развиться в одного из ярчайших противников Ultimate-Паучка, оказался сбивающим с толку фансервисным клиффхэнгером.
Задумался о том, что последние годы авторы будто бы и не знают, что делать с Бэком: мужика просто используют как сюжетную затычку то в историях про ПТСР Старика Логана, то в сольных похождениях Мэри Джейн, то в качестве косплеера Гвен Стейси для Осборна и Киндредов.
3. Вытекающее из первых двух пунктов проблема — отсутствие угрозы и значимости событий. Потому что, откровенно говоря, «Смерть Паука» анонсировали еще в ноябре 2010-го, когда серия вернулась к изначальной нумерации, закрыв ветку Мистерио. Потому вся сюжетная линия с приглашением Питера в Алтимейтс выглядит как классическое «ему оставалось два дня до пенсии, а после лишь счастливая старость в окружении любимых». Мы уже знаем, что Человек-Паук умрет через 8 месяцев (неважно: по-настоящему или метафорически), отчего и пропадает хоть какое-то ощущение опасности. То же самое происходит и в первой половине истории: да, смерть Кингпина несколько шокирует, однако, помимо этого, сюжет так и не сможет внятно обозначить читателям важность войны банд и стоимость ставок. Более того: мы уже видели «смерть» Паркера в рамках тай-инов к Ultimatum всего пару лет назад, поэтому отдельные пугалки на тему «в этот раз все будет иначе» не работают.
Добавьте к этому тот факт, что стартовал онгоинг с огромного филлерного ситкома, который не сильно располагает к грандиозным развязкам и шокирующим смертям. Брайану Бендису нужно еще многому научиться, чтобы сделать свой «ВандаВижн» интересным.
4. В двух словах про худшую (лично для меня) часть комикса: искренне бесят отношения Питера и Гвен, которые Бендис, будучи уже взрослым мужчиной, прописывает как максимально тривиальное и клишированное порно от Family Therapy в духе «так понравилась моя новая сестренка, что сорвался и бросил девушку».
Опять же, это исключительно мое мнение, которое не собираюсь подкреплять объемной и занудной доказательной базой. Просто скажу, что сцены совместного досуга Питера и Гвен не особо-то далеко ушли от аналогичных сцен с Питером 616-й и Шелк от Слотта, которые то и дело пытались переспать на крышах высоток. Сильнее этого меня злят только последующие диалоги на тему с ЭмДжей и Китти, которым, как мне кажется, вообще не стоит знать про то, чем именно занимается их бывший парень в комнате со сводной сестрой-клоном-симбиотом. Будто бы у Брайана попросту закончились идеи для будущего развития человеческой стороны Паучка, поэтому из последних сил автор с десятилетним стажем взял за основу конфликта любительское инцест-порно. Это, ну, прям плохо для сценариста его уровня.
Ложка меда в бочку дегтя: Death of Spider-Man вышла ярким и крайне эмоциональным завершением десятилетнего пути Питера Паркера в комиксах. Не без своих косяков, само собой, однако было радостно видеть того самого Паучка из первой серии Бендиса и Багли, который заботится о близких и делает все для защиты невинных. Пускай это не лучший сюжет в рамках Ultimate Marvel или комиксов о Паркере 1610-й, финальный монолог умирающего героя и реакция окружающих может пробрать на скупую мужскую. Даже с учетом того, что мы увидим уже через несколько лет в новой линейке Майлза Моралеса. Отдаю должное Брайану и Марку — эти двое умеют вывести (и развести, да) на чувства во время прочтения разноцветных книжек.
Резюмируя: куча бесполезного мусора, завершающаяся любовным письмом авторов к известнейшему супергерою поп-культуры. Почитайте «Смерть» в отрыве от остального тома и расслабьтесь.
А еще почитайте статью о том, как Смерть Супермена убила концепцию смерти в комиксах. — прим. ГлавВреда.
Ultimate Comics Avengers #1-6 + UCA 2 #1-6 + UCA 3 #1-6
- Даты выхода: 12 августа 2009 — 26 января 2011
- Сценарий: Марк Миллар
Однажды Марк Миллар написал полноценный онгоинг, и у него отвалилась жопа.
Marvel, как и любая другая компания, обычно насилует до смерти любой успех. Но с серией Ultimate они поступили просто удивительно. Они держали ее в рамках. Вместо того, чтобы сделать то, что мы, как авторы, ожидали в течение первого года — увидев, как книги расходятся тиражом в 100.000 экземпляров, выпустить спин-оффы Ultimate Spider-Man и The Ultimates — они продолжили удерживать сюжеты в пределах нескольких онгоингов. В Marvel поняли, что успех заключается в том, чтобы не слишком резко сократить число историй и при этом сохранить основной состав авторов первой волны. Но я думаю, что со временем этот подход начал размываться.
Некоторые мелкие персонажи стали получать собственные мини-серии, а отдельные книги были не так хороши, как комиксы первой волны. Приходящие сценаристы и художники были уже не так известны, как их предшественники. А потом неожиданно сам бренд Ultimate — и я не хочу быть жестоким в этом вопросе — просто перестал работать. Некоторые вещи, которые я делал, не сработали. Такое случается с каждым. И в последние год-два [2007-2008] общая концепция Ultimate Marvel начала портиться.
Марк Миллар рассказывает про Ultimate Avengers в интервью для IGN, февраль 2009-го.
Немного контекста: UCA выходила не одной серией, а тремя разными лимитками с последовательной нумерацией. Почему? Во-первых, на решение мог повлиять сам Марк Миллар, который предпочитает продолжительным линейкам формат коротких законченных сюжетов с числом в названии. Потому что так выходит «кинематографичнее». Во-вторых, очевидно, данный маркетинговый трюк с релаунчами сработает на уйме фанатов, которые скупают первые номера, следят за новинками и собирают только мини-серии — я, если что, из их числа. Если напрячь память, вспоминается аналогичный ход в ANAD Marvel NOW!, когда каждая новая арка онгоинга начиналась с огромной #1 на обложке.
В двух словах про каждый том: в первом теневая команда сталкивается с Красным Черепом, которым оказывается незаконнорожденный сын Стива Роджерса и Гейл Ричардс; во втором — с Призрачным Гонщиком, который пытается убить вице-президента США; в третьем — с армией вампиров во главе с умным клоном Халка и бывшим учителем Стика и Мэтта Мердока. Главная особенность Мстителей (и да, их зовут именно так) по сравнению с Алтимейтс — новая команда состоит из бывших отморозков и не самых лояльных представителей супергеройского сообщества, которых используют для быстрого и тихого решения наиболее опасных для репутации Штатов проблем. Основной состав — уже знакомые участники Алтимейтс вроде Бартона и Роджерса, прошедшие переподготовку «Освободители» из вторых The Ultimates, а также несколько новых героев. Среди них можно отметить Джеймса Роуди (такого уж нового, да), Фрэнка Касла, Черную Вдову Монику Чанг и «первого Халка» Тайлера Кэша.
И пока серии Марка разрываются от ввода новых героев и создания фундамента для последующих историй, редакторы по-прежнему предпочитают спать во время исполнения обязанностей. Один из самых смешных примеров: разгуливающий по новому штабу Щ.И.Т.а вместе с Джонни Штормом Рид Ричардс, который вообще-то покинул Ф4 в последствиях Ultimatum. Учитывая хронологию, на данный момент Рид должен был готовиться к своему злодейскому каминг-ауту, а не беспокоиться за технологии Бакстер Билдинг, украденные террористами. Зато теперь мы знаем, куда именно подевался Космический Куб после схватки с бесхребетным вариантом Таноса.
Пример спорных ретконов: предыстория Тайлера Кэша, которая не всегда соотносится с Ultimate Origins и другими приключениями Брюса Баннера. Кэш значится «первым Халком», хотя при этом с Брюсом Тайлер познакомился только «шестнадцать лет назад» — как раз в это время и родился Питер Паркер. Который, напомню, впервые встретился с Халком еще в младенчестве (тогда ему было около 6-9 месяцев), когда Брюс испытал на себе сыворотку суперсолдата, разрабатываемую в составе команды Фьюри вместе с молодым Хэнком Пимом и Ричардом Паркером. При этом во флэшбеке Ultimate Avengers #8 Баннер признается, что США больше не заинтересованы в создании суперсолдат, и именно поэтому он хочет работать на британском проекте. Так что, видимо, уже после инцидента с появлением «первого Халка» Брюса неожиданно переманил Фьюри. И, видимо, за пару месяцев ученый восстановил формулу наставника, став привычным зеленым монстром.
В общем, Баннеру явно пришлось попотеть, чтобы устроиться в Англии, найти учителя, уйти в свободное плавание после неудачного эксперимента Тайлера Кэша, сразу же вернуться в Америку, устроиться к Фьюри и допустить собственный неудачный эксперимент всего лишь за шесть (+-) месяцев реального времени. Но хотя бы совсем острых расхождений в этот раз, кажется, нет.
Помогает же отряду внезапно объявившийся из ниоткуда Грегори Старк — родной брат Тони. Которого вы ранее, само собой, не видели — до Ultimate Avengers мужчину вообще ни разу не упоминали ни в одной из линеек импринта. В общем, что-то на уровне свежих частей «Форсажа», каждая из которых радовала зрителей плот-твистами на тему семейного древа героев. Помимо этого, в серии появляется уйма новых персонажей: некий клон Паучка (и это важно, правда), очередные Великаны, заменитель Сорвиголовы по имени «я-его-даже-не-запомнил» (который точно такой же, как Мэтт, но не мертвый и подросток), Блейд, глэм-рокер Мефисто и другие.
Основная проблема новых линеек, очевидно, заключается в Милларе. Потому что мужику наконец-то окончательно сорвало крышу на трэшовых тестостероновых боевиках категории «мне вообще пох#ю, я отличный писатель». В какой-то момент в мою ясную голову даже пробралась мысль на тему «этот конкретный том уж слишком похож на оригинальный Nemesis для Icon — даже герои такие же ублюдки и эгоисты». Каково же было удивление, когда, загуглив, увидел, что серии писались параллельно. Как говорится, гениальный человек гениален во всем.
Забавный факт: именно Красный Череп, сын Капитана Америка, застрелил Джона Кеннеди. Кроме этой политической отсылки, Миллар также не удержался от упоминания премьер-министра РФ Владимира Владимировича в сюжете про Фрэнка Касла. Потому что случайный неймдроппинг и переиначивание моральных принципов Карателя до уровня «я готов убивать подростков» — очень мрачно и реалистично. Спасибо, что не дошло до разноцветных людей, сидящих в Белом Доме.
Ultimate Avengers — те же The Ultimates, из которых вырезали серьезные политические рассуждения и социальные комментарии, сконцентрировавшись на персонажах. При этом персонажи — образцовые ублюдки, которым самое место в номинальном «Отряде Самоубийц». Более того: Каслу даже успели вживить чип, который может убить его при невыполнении приказов. На выходе получился трэшовый и маскулинный боевик под пиво (еще один), в котором номинальные герои пытаются решить проблемы Америки, не загнав положение еще глубже в задницу.
Выходит у них лишь с переменным успехом: в половине миссий команда физически не справляется с инцидентами и возникающей паранормальщиной (основную часть серии про Духов Мщения герои в прострации вплоть до развязки с битвой двух Гонщиков), с которой обычно и просят разобраться кучку неотесанных идиотов. Вишенкой на торте становится Ник Фьюри, который с возвращением Миллара к Ultimate Marvel превратился в законченного (я бы даже сказал, Ultimate) мудака. О том, что персонаж каким-то образом успел переспать с каждой девушкой в окружении своей жены, я уже говорил аж пару раз — честно говоря, эта история искренне не дает мне покоя до сих пор.
Другой особенностью действий Фьюри стали подковерные игры с Дэнверс и участниками Алтимейтс: желая вернуть себе пост директора Щ.И.Т.а, Ник то и дело подставляет бывших соратников и друзей. Технически события первого тома произошли лишь потому, что генерал и первый суперсолдат решил вернуться — в конце истории читатели узнают, что именно Фьюри спустил с поводка Красного Черепа, тем самым вызвав в агентстве потребность в создании нового теневого отряда. Но подробнее об этом поговорим в заключении.
Заодно хотел бы высказаться на тему, которая действительно напрягает при чтении серий Миллара. Кажется, сценарист-то расист. Потому что буквально каждый афроамериканец в этом комиксе (порой за исключением Роуди) — badass-трахмашина, не способная на критическое мышление. Кроме этого, в половине случаев персонаж носит солнцезащитные очки в помещениях, тем самым дополнительно подтверждая свой статус альфы. И в этой же половине случаев персонажей знакомят с читателями во время прелюдий к групповому сексу. Возможно, Марк просто не догадывается, что афроамериканцы умеют не только эпично стоять в черных очках, избивать людей и заниматься сексом, но я не уверен. Даже каких-то толковых вопросов к мужику у меня нет: вероятно, моя претензия касается очередной низкоуровневой деконструкции, с которой можно работать только после кропотливого изучения черной культуры конца XX века.
Забавно, что в Ultimate Avengers #11 Роуди всерьез критикует Монику на тему использования слова «афроамериканец» в отношении темнокожего британца.
А потом вспоминаю, что когда-то серия вариантных hip-hop обложек свернулась в том числе из-за кривой репрезентации афроамериканского искусства. При этом в начале 10-х Миллару разрешали писать вроде как положительных героев исключительными уродами, игнорируя тот факт, что, внезапно, принадлежность к конкретной национальности, расе или полу не делают персонажей карикатурными шаблонами. Боюсь представить, что было бы с Синим Чудом или Пантерой, дойди у Марка до них руки в тех же The Ultimates.
Подводя промежуточный итог (потому что впереди еще одна мини-серия): трилогия Ultimate Avengers — квинтэссенция всего творчества Марка за полтора десятилетия. Вероятно, комикс даже придется по душе некоторым поклонникам гиперболизированного трэша, которые смогут посмеяться с местных образов. С другой стороны, третий том, деконструирующий столкновения с кланом Руки и вампирские сообщества, идеологию Сорвиголовы и концепцию разумного Халка, — непоследовательный хлам из различных творений 616-й, сшитый белыми нитками в угоду фансервиса.
Говоря простым языком, искренне не понимаю, зачем кому-либо это вообще читать — уж лучше тогда и правда потупить в первый Nemesis. Вероятно, все так и было задумано (как и до этого, а я просто не разобрался), однако от этого лучше история не становится. Про то, каким по итогу выписали Фьюри и его мотивацию, поговорим отдельно ниже.
И не забываем о лучшей части онгоинга.
Уверен, Midtown Comics пожалели о такой рекламе.
Командные лимитки и позднее творчество Джефа Лоэба
Наверное, один из самых грустных блоков, ведь после двух новых мини-серий Лоэб оставил Ultimate Marvel. Без сюрпризов, однако, не обошлось.
Ultimate Comics X #1-5
- Даты выхода: 3 февраля 2010 — 29 июня 2011
- Сценарий: Джеф Лоэб
Почесал Джеф свой лоэб, да с ужасом осознал: мутантов-то больше нет. Взял Джеф перо, да и пошел придумывать новых мутантов. Зачем? Никто не знает, ведь с пор тех не писал больше сценарист ни о каких мутантах.
Будто бы в качестве извинения за геноцид «Ультиматума» автор пытается вернуть в строй некоторых популярных персонажей Людей Икс. Выходит это, откровенно говоря, с переменным успехом, ведь из новичков читатель получит только пиратские заменители оригинальных Росомахи и Ангела: Джимми Хадсону и Дерека Моргана. И если первый получит минимальное развитие в Ultimate X-Men Спенсера и X-Men Blue Банна, то Дереку остается красоваться на заднем плане в составе культистов Джин Грей и Новых Мародеров в качестве безмолвного болванчика.
Помимо этого, еще два выпуска мини-серии посвящены новой личности Чудо-Девушки, Карен Грант, а также Лиз Аллен и ее брату Тедди, который станет новым Пузырем. И пока сольный номер Джин хотя бы минимально двигает глобальный сюжет 1610-й, готовя почву для творений Хикмана и Спенсера, история двух осиротевших Алленов, ожидаемо, чуть более чем полностью бесполезна. Кто бы мог подумать, но у Пузыря-младшего, про которого я вспомнил лишь во время написания текста, вообще всего три появления и ни одной шутки про курочку!
Что есть кроме этого? Ответ на вопрос «куда делся Халк?», столкновение героев с новым Братством Мутантов, очередные подковерные игры Фьюри и сексуализация главной телепатки 1610-й. Ведь, как мы уяснили еще при чтении The Ultimates 3, подростки любят сиськи.
Стоит ли читать Ultimate X? Разве что номера про Джимми и Джин для контекста дальнейших событий и финальный выпуск, чтобы в очередной раз напомнить себе о бестолковости сюжетного поворота в концовке Ultimatum. Хорошей ли вышла линейка? Вероятно, на контрасте с остальными творениями Лоэба в рамках импринта, сюжет про новую волну молодых мутантов-изгоев показался мне наименее травмирующим опытом. Отдельное спасибо за потрясающий визуал Артуру Адамсу.
Ultimate Comics New Ultimates #1-5
- Даты выхода: 3 марта 2010 — 2 февраля 2011
- Сценарий: Джеф Лоэб
Во-первых, эта [серия] не четвертый том. Она будет называться New Ultimates vol. 1 #1. И это не просто название, но способ оттолкнуться от предыдущих историй и их наследия подобно тому, как Бендис перешел от Disassembled к New Avengers #1.
[…] Но, да, мы надеемся двигаться в сторону неожиданного и неизведанного, и, как я часто говорю, я просто рассказываю лучшие истории, которые могу написать, и надеюсь, что они понравятся людям. Безусловно, успех The Ultimates 3, Ultimate Origins и Ultimatum говорит нам о том, что мы движемся в правильном направлении.
Джеф Лоэб в интервью IGN делится подробностями нового тома The Ultimates, февраль 2009-го.
Интересно, речь идет о финансовом или социально-культурном успехе?
Локи возвращается на Землю, чтобы отомстить могучим героям планеты. В это время Тор страдает от своего пребывания в Хеле (во всех смыслах), Капитан Америка поднимает руки на женщин, а Черная Пантера, несмотря на отсутствие голосовых связок, остается лучшим персонажем новых Ultimates. Из этого вытекает один из самых бестолковых и смешных сюжетных поворотов, связанный с появлением у знакомой Валькирии и ее коллег из Защитников эпических суперспособностей. Потому что, ну, рано или поздно нам должны были рассказать предысторию героини, о которой так удачно все позабыли на несколько лет вплоть до The Ultimates 3.
Забавный факт: по какой-то причине Ultimate-версия Хелы представляется читателям не повелительницей Хельхейма или Нифльхейма (именно там сейчас обитает Богиня Смерти, о чем можно прочитать в предыдущей серии Карнажа), а правительницей Вальгаллы. Кажется, кто-то пропускал уроки мифологии.
Ожидаемо, мини-серия, вышедшая спустя больше полугода с релаунча импринта, необходима только для сбора культовой команды в ее привычном составе без Ка-Заров и прочих Черных Пантер. И, как становится понятно из финала нового периода 1610-й, Ultimate Avengers vs. New Ultimates, затевались перестановки в командах для очередного трэшового боевика с двойными и тройными «обманками» в угоду мультяшным дракам и омерзительным героям. В общем-то, рассчитывать на большее особо не приходится. Именно в этот момент глобальная история Ultimate Marvel все больше уходит в сторону MK vs. DC Universe и прочих Injustice: вместо создания полноценных художественных произведений Лоэб, Миллар и Ко бросают читателям «огрызки», которыми обычно оправдывают сражения героев в файтингах. Вот только в файтингах, помимо сюжета, есть геймплей.
Здесь я планировал недвусмысленно кашлянуть, так как в The Ultimates Сэма Хамфриса появится собственный Черный Рыцарь (даже с каноничным именем «Дэйн Уитман»), никак не связанный с Локи и Защитниками. Как я понимаю, Миллар изначально вводил Защитников в своих The Ultimates 2 только ради комедийного филлера на выпуск. Кто бы мог подумать, что кто-то реально решит работать с второстепенными персонажами, раскрывая их мотивацию?
Вероятно, я просто перегорел, потому что последние две работы Джефа Лоэба в Ultimate Marvel меня никоим образом не тронули. Возможно, из-за того, что все это мы уже видели ранее. Обилие секса, на котором строились предыдущие «подростковые» комиксы сценариста, выступает здесь обязательной функцией для развития героев и создания конфликтов. Небольшая интрижка Старка и Дэнверс вовсе вынуждает Хоукая покинуть команду, которая за последние годы стала для него практически семьей.
Нужны ли 1610-й «Новые Алтимейтс»? Не особо. Нужны ли они конкретно вам? Вряд ли. Очередной филлерный том титульной команды, который опоздал аж на несколько месяцев относительно прочих линеек релаунча.
Отдельно стоит выделить задержки в выходе New Ultimates и Ultimate X: именно в 2010-м Лоэб был вынужден отойти от комиксов ввиду перехода на позицию вице-президента Marvel Television. Само собой, это же повышение послужило причиной ухода Джефа с должности сценариста последующих серий импринта.
Зато я точно могу сказать, что спустя несколько лет работы над Ultimate Marvel Джеф Лоэб наконец-то получил достойного художника под свой уникальный «авторский стиль». Ведь кому, как не Фрэнку Чо, стоит рисовать истории про спермотоксикоз для спермотоксикозников.
Как же
Этот комикс
Искренне старается
Превратить плохой сюжет
В Naughty & Nice Брюса Тимма
Ultimate Doomsday
Ивенты мои, любимые ивентики. Но на этот раз, к сожалению, только один.
- Ultimate Enemy #1-4
- Даты выхода: 27 января 2010 — 26 мая 2010
- Сценарий: Брайан Майкл Бендис
- Ultimate Mystery #1-4
- Даты выхода: 28 июля 2010 — 27 октября 2010
- Сценарий: Брайан Майкл Бендис
- Ultimate Doom #1-4
- Даты выхода: 22 декабря 2010 — 23 марта 2011
- Сценарий: Брайан Майкл Бендис
Если бы мировой океан был статьями про комиксы, то, очевидно, он был бы моими разборами 1610-й. Если бы мировой океан был глобальным ивентом, то, уверен, в одной из итераций он превратился бы в Ultimate Doomsday Брайана Бендиса.
Коротко: двенадцать выпусков подряд Фантастическая Тройка, Алтимейтс, Люди-Пауки и другие герои Ultimate Marvel собираются вместе, чтобы в конце узнать, что поникший Рид Ричардс стал злодеем по кличке «Творец» (которого порой иронично называют «Думом»). Бен Гримм мутировал в фиолетового энерго-человека, сбросив каменную кожу; Джессика Дрю закрепилась в супергеройском сообществе 1610-й, что раскроют лишь ближе к «Катаклизму»; а Ричардса отослали в негативную зону, перед этим избив толпой. Забегая вперед: нет, здесь Рид все еще не тот самый «Творец», которого мы все так любим — пока перед нами лишь бесформенная заготовка, которой воспользуется Джонатан Хикман в работе над Ultimate Fallout и новым онгоингом Алтимейтс. Более того: актуальная мотивация Творца исходит из обид за повсеместный буллинг дома, в школе и на работе. Впоследствии к теме вернется и сам Бендис на закате Ultimate Marvel, но об этом в следующий раз.
Я сэкономил вам примерно полтора часа жизни, за которые вы могли бы прочесть Ultimate Doomsday самостоятельно. Не за что!
Из веселого: в Ultimate Mystery #3 Бендис вывалил на стол целый список камео-персонажей. Среди них забытый в суете импринта Сэм Стернс, так и не ставший Лидером, Лайла Миллер из House of M, внук Арнима Золы (деда, напомню, убили в The Ultimates Annual #2), Мисти Найт и Натаниэль Эссекс. Который, напомню, был одним из ключевых антагонистов в UXM у Вона и Киркмана. Позже странный сюжетный ход с «искуплением» персонажа пояснит Спенсер, но об этом в другой раз.
Да и в целом Бендис любит шуточные отсылки: то сделает из Джессики Дрю Джулию Карпентер, то даст Фьюри 1610-й маскировку Фьюри 616-й. Спустя несколько месяцев после прочтения лишь эти детали и запомнились, честно говоря.
Пожалуй, один из самых скучных ивентов импринта. Ultimate War был минимально эпичным, Gah Lak Tus — забавным и местами нелепым (в том числе из-за груди Вижн), Ultimate Power — до смешного плохим, а Ultimatum — до ужасного смешным. К сожалению, ни один из этих тезисов не подходит под здешний сюжет и вымученный конфликт, излишне нагроможденный веткой с расследованием Дрю и происками Roxxon. Вероятно, каждое глобальное событие 1610-й должно прерываться бестолковыми детективными линиями: сразу вспоминается история Мисти Найт из Ultimate Extinction.
Смерть Человека-Паука
Внезапно, главному (и тут даже без иронии) событию Ultimate Marvel выделили целый один спин-офф и одно последствие. Стоит поблагодарить издательство хотя бы за это.
Ultimate Avengers vs. New Ultimates #1-6
- Даты выхода: 9 февраля 2011 — 13 июля 2011
- Сценарий: Марк Миллар
Уже активно работая над материалом, я наткнулся на потрясающий заголовок интервью The Telegraph с Марком Милларом. Обычно я игнорирую такие вещи как информационный шум, но тут физически не смог удержаться. На самом деле, всего лишь одна вырезка из текста интервью значительно проясняет отношение сценариста к издательствам, их интеллектуальной собственности и фанатскому фидбэку.
В двух словах: UA vs. NU — логическое завершение ранов Миллара на старых The Ultimates и Ultimate Avengers, ставший последним гвоздем в крышку гроба Человека-Паука (буквально) и Ника Фьюри (уже фигурально). Две супергеройские команды Щ.И.Т.а начинают сражаться друг с другом, движимые, аки безмозглые марионетки, сфабрикованными уликами, угрозами и подкупами Грегори Старка. На самом деле, Грегори с самого начала был главным злодеем, планирующим захватить власть в организации и устроить кровавый переворот в Северной Корее для последующего военного захвата страны. Все это, само собой, только для того, чтобы насолить брату и доказать собственное превосходство. В финале линейки Новые Алтимейтс и Мстители объединяются для спасения народа КНДР от идейного лидера восстания, азиатского клона-телепата Человека-Паука (я, бл#, не шучу), и нелепо убивают Грегори.
Не по теме: смерть второго Старка — вообще одна из самых странных сцен в Ultimate Marvel.
А заодно становятся одной из главных причин смерти Питера Паркера — именно из-за драки команд Паук ловит злосчастную пулю, предназначенную Капитану Америка. В итоге Кэрол Дэнверс оставляет пост директора Щ.И.Т.а, обвиняя себя в гибели 16-летнего героя после непродолжительного диалога с Фьюри. Последние же страницы раскрывают «коварный план» Ника: на самом деле, генерал попросту манипулировал эмоциями конкурентки, чтобы вернуть себе должность руководителя организации. Все получилось удивительно легко, несмотря на то, что Кэрол никогда не славилась своей наивностью.
Рубрика «разберись в хронологии сам»: как думаете, какое конкретное количество времени герои подразумевают под фразой «we’ve known for a while»? Очевидно, Тор и Стив ссылаются на ужин в первом томе The Ultimates, но сколько именно прошло месяцев или лет с того злосчастного вечера без Пимов?
Какие чувства должен испытывать Ник на тему смерти Питера? Человек чести, ранее работавший со старшим Паркером над возрождением программы суперсолдат и ставший «отцовской» фигурой для подростка-супергероя? Хоть и спорный (ввиду уймы причин), но очевидно положительный персонаж, по чьей вине был убит один из самых известных людей на планете? Вероятно, те же, что были далее продемонстрированы Брайаном Майклом Бендисом в Ultimate Fallout, да? Но нет. Миллар считает, что Ник испытывал неподдельную радость, ведь он наконец-то вернул себе свою должность. Более того: официальный тай-ин Death of Spider-Man заканчивается не сожалениями безответственных героев, а фразой «папочка дома, парни» и выкриком «hoo-ha». Потому что так мрачнее и реалистичнее.
Интересный факт: «hoo-ha» можно перевести по-разному. Например, как «чушь». А еще hoo-ha — сленговое обозначение слова «вагина». Поэтому я предпочитаю читать диалог Фьюри с генералом как-то так:
Я же искренне рад, что более мне не придется писать про работы Марка Миллара. Потому что, как вы уже могли заметить, я терпеть этого «боевичкового» бездаря не могу. Пошлых политических аллюзий и неуместных социальных комментариев хватает и в обычной жизни, а за нормальной экшен-серией можно пойти хоть к актуальному Маккею в любую из линеек, хоть к Киркману в Image/Skybound, хоть к Чипу Здарски в Daredevil или Batman при всех их объективных косяках. Канадец, по крайней мере, не кажется ярым сексистом или расистом, плюющем на достижения коллег.
Ultimate Avengers vs. New Ultimates — буквально Ultimate Origins, не считая того, что Бендис разрушил только общий лор некоторых серий. При этом у Брайана все же были хоть какие-то причины для этого — ну захотел мужик плот-твистов наделать, чтобы продавалось лучше. Марк же ударил по эмоциям и одному конкретному персонажу, обнуляя десятилетний прогресс развития. Ради чего? Без понятия.
Зато не обошлось без пачки «смешных» и «полезных» отсылок: то высмеют провальных Ultimate Iron Man (занятно, что в мультсериале упоминают «Мандарина», который появится только через пару лет), то доктора Скотта Лэнга введут в качестве одного из Великанов. Без этого, конечно, работать нельзя.
Как и без selfsucking’а на свой мастерпис, который не пнул разве что ленивый. Потому что, внезапно, Ultimate Avengers vs. New Ultimates предполагалась выйти «Гражданской Войной» для Ultimate Marvel. Не вышла, как можете видеть.
Ultimate Fallout #1-6
- Даты выхода: 13 июля 2011 — 17 августа 2011
- Сценарий: Брайан Майкл Бендис (#1-2, #4, #6), Джонатан Хикман (#2-6), Ник Спенсер (#2-6)
Об этом комиксе мы уже говорили в материале про творения Хикмана, но напоследок закрепим.
Мир переживает утрату: друзья, коллеги и знакомые Питера Паркера пытаются смириться со смертью товарища; остальная же часть мира горюет по величайшему супергерою. Кто-то из персонажей уходит в подполье (очевидно, мутанты), кто-то решает бороться за лучший мир во имя Паучка, кто-то же строит планы мести. Говоря простым языком, линейка из шести номеров представляет собой сборник историй от трех основных авторов новой эпохи Ultimate Marvel — Брайана Майкла Бендиса (Ultimate Spider-Man), Ника Спенсера (Ultimate X-Men) и Джонатана Хикмана (Ultimates). По сути, нужна книга исключительно в качестве пролога: тут вам и Майлза Моралеса впервые покажут, и Творца адекватно обновят, и анонсируют новый конфликт с мутантами, и сведут Старка с клубом «Кратос», и из Пьетро наконец-то злодея сделают. В основе же мини-историй — похороны Паркера, за которые вы успеете выплакать не одно ведро слез.
Крайне важная для последней эпохи 1610-й антология, которая, ожидаемо, отлично написана: как уже говорил ранее, Брайан умеет в грамотные пафосность и эпичность. Если честно, от сборника анонсов я получил гораздо больше удовольствия, чем от львиной доли «полноценных» линеек Ultimate Marvel. Просто потому что Бендис умеет (не всегда, само собой) показать развитие персонажей на дистанции, особенности взаимодействия различных героев и отобразить их мотивацию: всего одна сцена с Мэй и Джеймсоном тронула сердце сильнее, чем целая пачка последствий Ultimatum с похоронами десятков мутантов разной степени популярности.
Подводя итоги
На удивление, в последнем крупном периоде импринта нас ждут по-настоящему интересные вещи: на смену привычному Питеру Паркеру придет уникальный персонаж с собственным окружением и яркой предысторией; мутанты наконец-то освоятся в мире и создадут обособленное государство с живыми растениями-мутантами (за семь лет до Кракоа!); Мстители столкнутся с бывшим товарищем и одним из самых ярких злодеев современной Marvel Comics; даже Фантастическая Четверка (точнее, тройка с копейками) получит новый шанс на геройство с выходом Cataclysm и FF. В общем, тяжелая часть пути осталась позади.
Бестолковое шинкование героев в рамках Ultimatum и последующий спад продаж серьезно повлиял на политику издательства в отношении десятилетнего импринта: авторы первых серий оставили свои позиции, уступив место еще юным (на тот момент) талантам вроде Спенсера, Хикмана, Вуда, Банна и других. Из старичков останется лишь Бендис, который продолжит писать USM вплоть до Secret Wars и перезапуска истории в 616-й. А потом продолжит снова.
Что же хочется сказать про серии 2009-2011? Постоянные онгоинги значительно потеряли в качестве, а большинство прежних сценаристов вроде Лоэба и Эллиса, кажется, даже не старались привнести в Ultimate Marvel по-настоящему новые концепты: 1610-я стала все больше походить на кривую кальку с оригинальной вселенной, живущую исключительно за счет старых заслуг, средних продаж и фанатов, активно поддерживающих любые эксперименты. Однако, смотря на интервью с Милларом, Лоэбом и другими, складывается впечатление, что ни один из авторов пост-Ultimatum не был до конца доволен своей работой — что, в таком случае, говорить про других? Ожидаемо, требовались свежие решения, молодая кровь и еще амбициозные фанаты, которые смогут оживить умирающий импринт.
Забавно, что по итогу это привело к разделению Ultimate Marvel на два лагеря: классические истории про супергероев и их политическую значимость начали соседствовать с, внезапно, сюрреалистичной и жестокой комедией, в которой высмеивались как отдельные сюжетные ходы прошлых комиксов, так и редакторская политика Marvel Comics в целом. Но об этом в следующий раз — вероятно, через пару месяцев (или лет).
Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!