Обзор комикса «Неуязвимый Железный Человек. Полное собрание. Том 1» от Marvel

5 191

Листаем книгу «Неуязвимый Железный Человек. Полное собрание. Том 1».

Поговаривают, что «синергия» популярных комиксов с многочисленными проектами киновселенной — глобальная проблема, от которой поголовно страдают как экранизации, так и первоисточники. Тезис в том, что адаптация, будь то дорогой live-action или анимация, берет лишь поверхностные составляющие событий, когда как комиксы подстраивают под упрощенное видение оригинала. Говоря простым языком, получается копия копии — яркая, но нежизнеспособная. Вследствие этого теряется весомая часть лора: мотивация героев, история их взаимодействий или отдельных событий с локациями. И, да, данный тезис действительно имеет место: зачастую линейки, издаваемые к выходу блокбастеров, не просто меняют дизайны, но серьезно влияют на последующие сюжеты. 

Вопрос в другом: а всегда ли это плохо?

Потому этот обзор мы предпочли начать с Железной Обезьяны — известного персонажа комиксов Marvel.

Из плохих кейсов можно вспомнить Guardians of the Galaxy Брайана Майкла Бендиса, его же Civil War II, третий том The Amazing Spider-Man Дэна Слотта с насильным возвращением Паркера к Spider-Verse, Infinity Wars Джерри Даггана и еще несколько крупных сюжетов вроде The Other с дебютом органической паутины Человека-Паука. Средних же работ гораздо больше: бесконечные мини-серии Шан-Чи и Гвен-Паук, кроссоверы вроде Darkhold и так далее по списку. А еще, внезапно, было много хороших работ. Бестолковая «Черная Вдова» подарила читателям отличного Taskmaster Джеда Маккея, спин-оффы вроде Web of Black Widow (на днях уже изданную в РФ) и неплохую основную серию авторства Келли Томпсон. Кроме того, можно вспомнить «Венома» Донни Кейтса, Eternals Кирона Гиллена, Death of Doctor Strange, Falcon & Winter Soldier 2021-го Лэнди и «Мстителей» великого Джонатана Хи-Хикмана. 

А еще раньше был Invincible Iron Man Мэтта Фрэкшена и, прости Господи, Сальвадора Ларроки. Серия не просто стала приятным дополнением к тоннам яркого мерча по фильму 2008-го, но может по праву считаться одной из лучших сольных линеек Тони Старка XXI века. Стартовавший спустя неделю после выхода фильма с Робертом Дауни-Младшим, «Неуязвимый Железный Человек» грамотно объединил объемный лор прошлых авторских периодов и современных подход к истории миллиардера-филантропа, сделав концептуально простой и насыщенный на события шпионский блокбастер. 

В противовес этой линейке стартовала отвратительно унылая Ultimate Iron Man II, как бы намекая на плачевное состояние героя в нулевых. Об этом и многих других комиксах Ultimate Marvel вы можете узнать в новом материале, за который меня уже как пару недель хотят распять. 

Первый сюжет стартовал на том же месте, где закончилась предыдущая линейка: Старк по-прежнему исполняет обязанности директора Щ.И.Т.а, переключаясь между управлением собственной компанией и антитеррористическими операциями в роли командера флота и супергероя. Очередной беззаботный вечер прерывает бесчеловечная атака подрывников-смертников с вживленными в организм деталями брони Железного Человека. Впоследствии Тони делится своими переживаниями на тему пяти главных кошмаров его жизни, попутно пытаясь выследить изготовителя живых бомб. Им оказывается Иезекиль Стейн — сын погибшего противника Старка, Обадайи Стейна. Ожидаемо, парень намерен отомстить известному герою, а заодно изменить ход истории и проявить себя в качестве гения-изобретателя.  

Сходу стоит отметить, что в последний раз Обадайя появлялся еще в далеких восьмидесятых (где и совершил суицид аж в Iron Man #200) — неудивительно, что на место антагониста пришел его юный отпрыск. Таким образом, Фрэкшен разом закрывает сразу две задачи: грамотно выстраивает нарратив под фильм (после которого будущий читатель пойдет за комиксом, вновь окунувшись в сражение Старка и Стейна) и вводит нового харизматичного злодея, освежая зачерствевший ростер негодяев. Важно помнить, что события «Неуязвимого» происходят после злосчастной «Гражданской Войны» и Акта о регистрации, серьезно подпортивших образ персонажа в глазах аудитории. Пока сценаристы прошлой линейки в лице Дэниэла и Чарльза Науфов сталкивали героя с Мандарином, Марк Миллар и Ко преподносили Старка как надменного тирана с тоталитарными замашками. 

К слову, обязательно зацените Invincible Iron Man (она же Iron Man: Director of S.H.I.E.L.D.) Науфов. И если еще по какой-то причине не сделали этого, то и культовый Iron Man #200 (осуждаем Стейна).

Мэтт Фрэкшен не перечеркивает события прошлых серий, как мог бы сделать для старта своего эпоса про потаенные кошмары, но грамотно адаптирует их под свои нужды. Вспоминают и сюжетный реткон про переезд событий Tales of Suspense #29 из Вьетнама в Афганистан (об этом подробнее у Дитриха), и читерский экстремис, и инициатива 50-ти штатов с напряженными отношениями Старка и Тора. Тони  в исполнении Мэтта не деспот, подставляющий бывших товарищей под удар правительства, но умный и добрый человек, способный на заботу и любовь. Его столкновение с Паркером сразу после событий первой арки не выглядит как стандартный тим-ап с постоянными упреками в духе «я работаю один» — персонажи активно обсуждают свои позиции в отношении закона, при этом обходясь без взаимных нападков и драк*. Как бы пошло это не звучало, у Фрэкшена получилась наиболее человечная версия Тони Старка тех лет.

*Возможно, отчасти из-за того, что Старк не помнит личность Паучка, потому что события номера идут после всеми любимого One More Day. Питера, к слову, Тони тоже все еще недолюбливает.

Интересный факт перед рассказом о следующем сюжете: на самом деле, впервые Иезекиль Стейн появился не в Invincible Iron Man, а в макси-серии The Order #8 в феврале 2008-го. Говорю я об этом сейчас только потому, что автором того комикса выступил все тот же Мэтт Фрэкшен. 

Вторая арка, занимающая с 8-го по 19-й выпуски (прям как две ТПБшки, да), посвящена последствиям секретного вторжения скруллов и поражения Щ.И.Т.а в качестве основного рубежа обороны. Тони уходит с поста директора организации, передавая эстафету Норману Осборну. Как вы уже могли догадаться, основа истории завязана на периоде Темного Правления и противостоянии Железного Патриота большинству героев Соединенных Штатов. С этого же и стартует основной конфликт: Норман уж очень хочет доступ к базе личностей суперлюдей, которой не может пользоваться без ордера и соответствующих бумаг от правительства. Последняя же относительно «открытая» база данных, кроме того содержащая в себе чертежи для создания оружия массового поражения и значимых документов под грифом «секретно», зашита в мозг Тони. 

Так под предлогом общественной безопасности Осборн открывает охоту на Старка и его ближайшее окружение, среди которых отдельно хочется выделить Пеппер Поттс и Марию Хилл. Первая, пережив нападение Стейна, становится супергероиней под именем Спасительница, вторая — ищет себя после увольнения из М.О.Л.О.Т.а и пытается наладить отношения с оппозицией под руководством Барнса в роли нового Капитана Америка. Каждой из девушек отведено отдельное место в истории со смежными сюжетными линиями: Пеппер пытается найти Тони, Мария — Баки.

Заканчивается сюжет неожиданным референсом в сторону «Цветы для Элджернона»: Тони решается на операцию, стирающую из его мозга не только ключевую для Осборна информацию, но и личность с интеллектом. В каждом из номеров Железный Человек будет лишь сильнее даунгрейдить свой костюм и терять прежние качества, тем самым возвращаясь к истокам. На пути встретятся и Красный Динамо с едкими комментариями в сторону Нормана и его М.О.Л.О.Т.а, и Мадам Маска с новой волной чувств к Старку, и Нэмор, после развала Иллюминатов объединившийся с Осборном и компанией.

Резюмируя: сюжет насыщен на события, отлично подходит как отправная точка для новых читателей и содержит в себе одну из ярчайших и неожиданно приятных версий Тони, во многом перекочевавшую в будущие картины киновселенной. Отдельные линии вроде приключений Марии Хилл показались мне затянутыми, но даже в этом случае я искренне благодарен Фрэкшену: его Хилл не представляет собой привычную героиню-функцию с задачами шлагбаума в духе игровой Серебряной Соболь. 

Без задротских отсылок тоже не обошлось: например, в первой арке нашлось место Дэнни Рэнду, чью сольную серию в тот момент также писал Фрэкшен. А еще в сценарии, на мое удивление, все же решили упомянуть реальные города России вроде Киренска, неподалеку от которого в начале 20-го века упал тунгусский метеорит. И, да, Тони купил там участок. 

Ну и прочие камео никто не отменял.

С рисунком ситуация сложнее: художником комикса, несмотря на мои хвалебные тезисы, по-прежнему числится Сальвадор Ларрока. Однако, внезапно, даже его арт здесь смотрится неплохо. Возможно, на меня так повлиял сюжет, а, может, все дело в покраске Фрэнка Д’Арматы (из недавнего: он же красил последние номера Venom с рисунком Кафу, его же Iron Man 2020-го и Spider-Man: Life Story). Лица то и дело будут вызывать диссонанс даже с таким цветом (некоторые будто бы прогнали через наложение слоев в Photoshop по туториалам из сети), но все, кажется, не так плохо. Героини порой даже приятны — многим из них повезло иметь лица, не напоминающие моделей из Playboy в духе Грэга Лэнда.

Еще бы обойтись без ТАКОГО количества теней на лицах — и было бы вообще прекрасно. 

Зато костюмы у Ларроки получаются хорошими.

Давид и Серега думают, что же хуже: Ultimate Marvel или «Бэтмен против Супермена».
Наконец-то настоящий русский!

Издание от «Комильфо», как и всегда, получилось на славу. «Неуязвимый Железный Человек» имеет стандартный для хардов формат 163×245 и твердую матовую обложку, под которой скрывается аж 496 страниц. Помимо двух сюжетных арок (Invincible Iron Man #1-19), внутри объемная галерея вариантных обложек, ч/б-страницы Ларроки, промо-материалы к выходу сюжета и интервью с Мэттом Фрэкшеном для «Прожектора Marvel». В общем, дорого и красиво. Ценник соответствующий, к слову.

«Неуязвимый Железный Человек» Фрэкшена и Ларроки — не только одна из немногих серий про Тони Старка, увидевшая свет в РФ, но и один из лучших современных комиксов про персонажа. Идеальная «точка входа» в раскрашенные книжки про любимого героя КВМ, которая подарит уйму впечатлений. Проще говоря, ожидания окупились. Видеть данную линейку на рынке после крайне спорного периода Кирона Гиллена и всевозможных филлерных лимиток — дорогого стоит. 

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Комментарии