Обзор комикса «Человек-Паук. История жизни»

58 273

Главный комикс про Человека-Паука последних лет теперь и на русском!

Каждый читатель прекрасно знаком с особенностью супергеройских комиксов, которая позволяет им оставаться релевантными на протяжении десятилетий, однако в то же самое время становится одной из их главных проблем. Супергерои категорически отказываются стареть. Абсолютное большинство популярных рыцарей в плащах и масках были придуманы полвека назад, а то и больше. Однако, по воле авторов и поклонников, они остаются такими же молодыми, какими публика встретила их в момент дебюта. С одной стороны – это даёт персонажу и его похождениям возможность не терять те ключевые, определяющие особенности, что делают истории про него такими, какими мы привыкли их любить. С другой стороны – в какой-то момент, если прочитать достаточное количество комиксов, это начинает казаться смешным, если не откровенно скучным.

К Человеку-Пауку, первое появление которого датируется аж 1962-ым годом, это относится в первую очередь. Подумать только – Питеру Паркеру уже 58 лет, а он всё также молод, весел, свеж и радостно выбивает зубы очередному простачку из своей обширной злодейской галереи. Более того – в первом выпуске своей текущей серии, Питер не просто в который раз воссоединяется с Мэри Джейн, но и возвращается обратно в классную комнату в качестве ученика. Словом – для мужчины его преклонных лет, такое поведение едва ли можно назвать солидным (или шибко увлекательным для бывалого поклонника). И возможно, что именно по этой причине один из самых талантливых современных сценаристов Marvel, Чип Здарски, объединившись с одним из главных художников комиксов про Паучка, Марком Багли, в 2019-ом году решил прикинуть – а что если бы Питер Паркер взял, и постарел?

То есть – не просто в одночасье растолстел, поседел и покрылся морщинами (такое мы наблюдали в комиксе «Человек-Паук: Стража»). Что бы вышло, если бы Человек–Паук, дебютировав в 1962-ом, в этом 1962-ом и остался? Продолжил преображаться в реальном времени, вместе с окружающим его около-реальным миром? Вышла бы «История жизни», изданная всего год спустя на русском языке издательством «Комильфо», в рамках их «Золотой коллекции Marvel».

В целом, «Spider-Man: Life Story» представляет из себя лимитку из шести выпусков, каждый из которых сосредотачивается на отдельном десятилетии из жизни главного героя – начиная с 60-ых и заканчивая 2010-ми. Самый  сок комикса состоит в том, что некоторые из ключевых моментов истории персонажа, вселенной Marvel или реального мира оказываются отражены в сюжете, становясь определяющими моментами в пути медленно увядающего протагониста. Первый выпуск поднимет темы войны во Вьетнаме и противостояния Паука с его архиврагом, Зелёным Гоблином. Второй попробует показать эпоху диско и оригинальную «Сагу о Клонах». Третий расскажет об ужасах Холодных и Секретных войн. Четвёртый погрузится в войны корпоративные, а заодно рискнёт нырнуть во вторую клонированную «Сагу». Пятый будет давить на больное, демонстрируя знаменитую «Гражданку» и вспоминая теракт 11-го сентября. Наконец – финальный шестой номер покажет становление Майлза Моралеса и заставит Питера Паркера воевать с технологическим прогрессом.

Благодаря этой особенности – «Историю жизни» стоит в первую очередь рекомендовать именно старой гвардии фанатов, которые давным-давно втянулись в приключения Паркера, и имеют хотя бы базовое представление, на каких комиксных событиях Чип Здарски выстраивает свой собственный сюжет. Понимание контекста каждого отдельного десятилетия, если даже и не необходимо, всё равно добавляет комиксу очень значимое второе дно, нащупать которое новичок окажется не в силах. И потеряет очень многое, ведь улавливать ту продуманную взаимосвязь, которую сценаристу удалось создать в «Истории жизни», не только важно, но и крайне приятно. Здарски удалось сплести невероятно складную паутину из десятилетних похождений Спайди, в которой все мелодраматичные перипетии с клонами, злодеями, наставниками, друзьями и романтическими интересами собираются воедино, чтобы на глазах читателя превратиться в одну душещипательную сагу об одном из самых популярных героев поп-культуры.

Тем не менее, начинающему фанату Паука книга тоже вполне может прийтись по вкусу. Этому способствует невероятный талант Чипа в написании глубокой, крайне эмоциональной драмы, которая затмевает собой даже весьма удачную попытку покопаться в супергеройских архивах. В самую наипервейшую очередь, «История жизни» – именно история реалистично стареющего Питера Паркера, и той огромной кучи проблем, которые сваливаются ему на голову по ходу его приключений.

Все самые важные и узнаваемые персонажи из его мира – Мэри Джейн, Гвен Стейси, Гарри Озборн, Флэш Томпсон, тётя Мэй и многие, многие другие – все они занимают своё законное место во впечатляющей картине похождений протагониста, которую пишет Здарски, и зачастую принимают в истории непредсказуемое участие. «Life Story» совершенно точно не является пересказом чужих работ, или вторичным по отношению к ним комиксом. Это именно оригинальное, весьма сильное произведение, в котором создатели используют наработки предшественников, чтобы создать абсолютно новый, впечатляющий рассказ про кумира миллионов.

У этого, однако, есть и обратная сторона. Будучи отличным комиксом про путь героя сквозь историю вселенной Marvel, «Life Story» не удаётся быть хорошим комиксом про путь героя сквозь реальную историю. Несмотря на некоторое количество интересных отсылок к громким событиям, создатели не уделяют ни одной из показанных ими эпох – их стилю, моде, проблемам и особенностям – должного внимания. Разумеется, в этом есть вина Здарски, однако в первую очередь корни этой проблемы растут из выбранного для серии художника.

Что характерно – к самому Марку Багли нет ни малейшей претензии. Его рисунок выглядит просто превосходно, и если рассматривать «Историю жизни» исключительно как супергеройский комикс про Человека-Паука – более подходящего кандидата для его создания невозможно представить. Однако в силу того, что стиль Багли остаётся практически неизменным вот уже более двадцати лет – никакого визуального или стилистического разнообразия, подчёркивающего, как  меняется мир вокруг Питера, в его «Истории жизни» нет. Каких-либо отличий между условными 60-ми и условными нулевыми, помимо постаревшего главного героя, в комиксе вам найти не удастся, как не пытайтесь. Возможно, это было частью изначальной задумки, и авторы попросту не хотели смещать фокус с Человека-Паука на что-то, что могло бы его затмить. В любом случае – нам не остаётся ничего иного, кроме как плакать об упущенном потенциале, который открывал комикс с подобной направленностью.

Где потенциал точно упущен не был, так это в издании от «Комильфо».

«Человек–Паук. История жизни» – стильный сборник увеличенного формата (около 30 сантиметров в высоту и около 20 в ширину), с твёрдой обложкой, крепким переплётом, отличным оформлением, качественной бумагой страниц и солидным переводом Руслана Хубиева, который отлично будет смотреться у вас на полке, благодаря золотому тиснению на корешке.

Среди дополнительных материалов – галерея обложек и небольшой комментарий Чипа Здарски по поводу процесса их создания.

Словом, вам рекомендуется приобрести «Историю жизни», если:

  • Вы поклонник Человека-Паука.
  • Вы шарите во вселенной Marvel.
  • Ответ на вопрос «а что если бы супергерои старели?» вызывает у вас немалый интерес.
  • Вам любопытно посмотреть, как талантливый автор попытается выстроить из кучи запутанных сюжетов стройное повествование.
  • Вы не ждёте, что получите прогулку по реальной, человеческой истории, или метатекстуальный взгляд на Человека-Паука.
  • Вы просто хотите почитать отличную романтическую байопик-драму про супергероя.

«Человек-Паук. История жизни» – обязательная покупка для каждого серьёзного фаната Питера Паркера, и одна из тех путеводных звёзд, на которые стоит ориентироваться новичкам, пока они медленно познают мир персонажа. Это не просто очень увлекательный ответ на очень важный вопрос, который хотя бы раз задавал себе каждый интересующийся супергероями человек – это ещё и один из лучших комиксов про Человека-Паука за последние несколько лет, который превосходно читается как самостоятельная драматическая история, способная выжать слезу даже из самого сурового читателя.

Комментарии