Ultimate Guide: рассказ о комиксах Ultimate Marvel. Часть I: Человек-Паук, Люди Икс и другие

13 598

Как и зачем читать комиксы Ultimate Marvel. Разбираем главный эксперимент Marvel 00-х.

Ultimate Marvel — одна из главных инициатив в истории индустрии комиксов, которую можно сравнить с запуском революционного Vertigo. Импринт, призванный в первую очередь снизить порог вхождения в сюжеты издательства, по итогу закрепился в глазах читателей комиксов нулевых как одно из лучших творений «Дома Идей». Подкрепляется культовость произведений с плашкой Ultimate не только датой выхода, удачно пересекающейся с либеральными переменами во взглядах по отношению к цветным книжкам, но и, например, ностальгическими чувствами поклонников из СНГ. Уверен, у каждого второго читателя данного текста был хотя бы один выпуск «Человека-Паука» или «Людей Икс» от издательства «Комикс». Во многом Ultimate Marvel можно благодарить за формирование современной культуры чтения в России, — кто знает, как мог бы сейчас выглядеть отечественный рынок без ИДК и новомодных серий красного издателя.

К слову, автором культовой обложки выступил не привычный Марк Багли, а Джо Кесада, в 2000 году ставший главным редактором издательства. 

С другой стороны, «Современные» (они же «Ультимативные», «Совершенные», «Конечные» и десяток других версий перевода Ultimate) можно без зазрения совести ставить в пример массового «синдрома утенка» в русскоязычном пространстве. Причинами раздутой популярности серий у нас можно назвать отсутствие прочих линеек Большой Двойки, не считая номинального Паука и других серий а также ограниченные знания. Проще говоря, сравнить качество сюжетов не получилось бы при всем желании: спасти в таком случае могли лишь интернет и экскурсии в Штаты и Европу с регулярным пополнением коллекции книг.  

Стоит ли говорить, что ни к тому, ни к другому у среднестатического школьника из провинции не было доступа? Более того: сравнивать было попросту незачем, ведь Ultimate-комиксы закрывали львиную долю потребностей подростков эпохи MTV. Сильные и «живые» персонажи с реальными проблемами, зубодробительные схватки, бунтарские социальные комментарии, романтичные дилеммы и героини в латексе — что еще нужно? На самом деле, нужно еще много чего. 

Небольшой исторический контекст: в 90-е Marvel медленно загибалась, несмотря на колоссальные продажи X-Men #1 1991-го с почти нулевым выхлопом для компании. Продажа прав на экранизации, бестолковое «Поколение Икс», необходимость в срочном «обновлении» стагнирующих персонажей, спекулянты, перепродающие свежие выпуски, и неудачная попытка освежить вселенную в рамках Heroes Reborn довели издателя до банкротства. Конечно, были и другие громкие конфликты, однако упомянутые выше можно назвать основными причинами возникновения долговой ямы.  

Подробнее о «темном периоде» в истории Marvel можно узнать из тематической литературы (например, «Marvel vs DC. Великое противостояние двух вселенных» Рида Таккера) и англоязычных статей (например, текста Vulture), а также отдельных материалов Дитриха и Алексея Першина. Здесь лишь упомяну, что Ultimate Marvel стал необходимой свежей кровью в окаменевшем ростере линеек и возможностью познакомиться с культовыми супергероями, не прибегая к поиску раритетных синглов и чтению сюжетов 60-х. Издатель купил читателей той же идеей, которая продавала «Четверку» и «Паука» еще полвека назад, — «реалистичностью» и свежим подходом к рассказу уже знакомых историй. Позднее мы вернемся к этой теме уже в завершающем материале цикла, когда обсудим причину смерти импринта.

По случаю 23-летия «ультимативной» вселенной (не смотрите на меня так: Marvel сами празднуют эту дату) и выхода Ultimate Invasion Джонатана Хикмана я решил разобрать все произведения, входящие в состав главного импринта нулевых. В первых двух материалах цикла пройдемся по всем линейкам периода пре-Ultimatum и так называемым «золотым» годам Ultimate Marvel, когда она еще, как кажется на первый взгляд, чего-то стоила. 

Важное уточнение #1: серии расставлены в примерном хронологическом порядке. Примерном лишь потому, что сами авторы и редакторы Marvel Comics не всегда уверены как и в какой последованности читать истории Земли-1610. Помимо вопросов к хронологии событий серии вызывают еще и вопросы к каноничности отдельных выпусков, о чем речь пойдет ниже. Опирался в расставлении сюжетов я как на свои личные заметки, сделанные при прочтении, так и на материалы с сайтов Comic Book Herald и Comic Book Reading Orders. Если хотите пойти по «правильному списку чтения», то вам туда. 

Важное уточнение #2: разобраться в комиксах без минимальных спойлеров не получится. Если вдруг вы хотите прочитать Ultimate-серии самостоятельно, то закрывайте материал и бегите наверстывать упущенное с хронологиями, данными выше. Всем же остальным желаю приятного чтения. 

Содержание текста:

  1. Приквелы и хронология
    1. Trouble 
    2. Ultimate Daredevil & Elektra | Ultimate Elektra 
    3. Ultimate Iron Man | Ultimate Iron Man II
  2. Основные серии
    1. Ultimate X-Men 
    2. The Ultimates | The Ultimates 2
    3. Ultimate Spider-Man | Ultimate Six
    4. Ultimate Fantastic Four

Приквелы и хронология

Одна из отличительных черт Ultimate-вселенной — вездесущие флэшбеки. Связано это с тем, что за неимением нужного количества времени авторы в лице Брайана Майкла Бендиса и Марка Миллара сразу бросают читателя в гущу событий. Экспозиция доносится через знакомые «монологи-гусеницы» и нескончаемые «N лет назад». Так или иначе этим страдает каждая из линеек первой волны, будь то Ultimate Spider-Man с происхождением симбиотов, Ultimate Fantastic Four с похождениями миссис Шторм в Атлантиде или The Ultimates с предысториями героев. Сильнее же всего пострадали Ultimate X-Men — через флэшбеки активно ретконили как характеры персонажей и физическое состояние, так и мотивацию отдельных личностей: Ксавье, Леншерра, МакТаггерт и других. 

Помимо этого, Земля-1610 испытывает серьезные проблемы с хронологией, из-за чего события серий Паука и Четверки регулярно двигались по временной шкале. Самый простой пример: в Ultimate X-Men #25 Себастьян Шоу говорит, что его организация начала спонсировать школу Чарльза «couple of years ago». Следовательно, один выпуск серии примерно равен одному месяцу — все вполне логично. 

Вплоть до Ultimate X-Men #35 с тим-апом Логана и Паучка. Военные, следящие за Росомахой в одном из домов Квинса, упоминают, что владельцем участка был Бен Паркер. Умер Бен «a few months ago». Следовательно, Ultimate Spider-Man #1 происходит примерно в период Ultimate X-Men #26-30, когда завершилось глобальное событие Ultimate War. При этом Человек-Паук упоминался по меньшей мере дважды до этого в рамках все тех же «Людей Икс»: в Ultimate X-Men #8 было камео на постере, а в Ultimate X-Men #21 — шутливое упоминание от прохожего. Учитывая, что постер был карикатурой, вероятно, над образом героя в СМИ уже успел поработать Дж. Джона Джеймсон. 

А еще был Ultimate Marvel Team-Up, в ходе которого Паук встречается с только переметнувшимся на сторону Ксавье Росомахой. О нем — во второй части материала.

С Ultimate Fantastic Four ситуация, к слову, не лучше: в Ultimate X-Men Annual #1 Роуг упоминает, что на казино, которое они с Гамбитом грабят, упал исследовательский шаттл Ф4 «a few months back» — было это в Ultimate Fantastic Four #18. События ежегодника разворачиваются уже после 60-го номера «Людей Икс», поэтому можно предположить, что ситуация с «Четверкой» такая же, как и с «Паучком». Видимо, оба сюжета по хронологии идут лишь спустя несколько лет приключений мутантов. Ведь так? 

Очередная проблема поджидала уже в новой линейке: в Ultimate Fantastic Four #58 упоминается, что с превращения героев прошел всего год. Данный выпуск был спин-оффом Ultimatum, поэтому строго привязан к актуальному на тот момент ивенту. Выходит, что около пятидесяти номеров Ultimate X-Men (тай-ины Ultimatum были в #98-100) уместились в один год. Более того: в этот же год уместилось около семидесяти номеров Ultimate Spider-Man, ведь впервые Питер встречает кого-то из Четверки (Факела, если быть точнее) в Ultimate Spider-Man #68, когда Джонни и Ко уже сразились с Думом. За этот же год произошла сага о Га Лак Тусе, путешествие супергероев на другую Землю в Ultimate Power и десяток ключевых событий вроде массового клонирования Паучка или сражения с Локи. 

Вместе с тем можно отметить и мелкие несостыковки: например, Паркер стал встречаться с Китти Прайд только в Ultimate Spider-Man Annual #1 от августа 2005-го. При этом сама Китти упоминает об отношениях с Пауком в Ultimate X-Men #54 от января 2005-го. Быть может, эти несостыковки логически объяснялись уже после релиза выпусков и реакции читателей, однако так глубоко копать попросту не стал — пожалел ваше и свое время. 

По выходу тоже есть некоторые вопросы: первой линейкой в списке новинок стал Ultimate Spider-Man (с вашего позволения далее я буду сокращать названия серий до первых букв/цифр), стартовавший в сентябре 2000-го. Далее, в декабре того же года, вышел открывающий выпуск UXM. Уже в марте 2002 года произошел релиз первых The Ultimates. Последней линейкой импринта стал UF4, выход которого состоялся в январе 2004-го. 

При этом по хронологии сначала идут первые годы UXM, потом The Ultimates (если ориентироваться на события Ultimate War), а уже затем USM и UF4, следующие вроде как параллельно, — не забываем и про многочисленные баги во временной шкале. Обо всех в одном подпункте точно не расскажешь, поэтому далее буду останавливаться на наиболее смешных и нелепых факапах офиса издательства. 

Интересный факт, наглядно иллюстрирующий отсутствие редактуры Ultimate Marvel: в Ultimate Spider-Man #96 Морбиус упоминает, что пытается искупить грехи своего отца — Дракулы. При этом ранее, в Ultimate Fantastic Four #7, показывают флэшбек к детству Виктора Ван Дамма (да, его фамилию на этой Земле изменили). Отец Виктора открыто заявляет сыну, что Ван Даммы — потомки Дракулы. По итогу на Земле-1610 Морбиус и Дум являются дальними родственниками.

Обозначил я это сразу лишь потому, что даже при всем желании вы не найдете идеальный список книг со всеми однообразными кроссоверами и сюжетными перипетиями, не противоречащими друг другу в контексте времени и локаций. Вероятно, на подобные косяки со стороны офиса авторов и редакторов (и последующий неудачный вектор развития линеек на рынке) было сразу несколько причин, поэтому выберите подходящую конкретно вам:  

  • Главные лица импринта, Брайан Бендис и Марк Миллар, просто имели разные взгляды на линейки. По большей части каждый из них хотел развиваться обособленно, уделяя время и силы желанному направлению. Как отмечали западные коллеги, Брайан взялся за «осовременивание» классических героев, а Марк — за полномасштабную критику и «деконструкцию» жанра. Поэтому оба игнорировали то, что было написано коллегами помладше. Ведь амбиции важнее целостной структуры. 

Звучит красиво, но не слишком реалистично — сомневаюсь, что сценаристам было совсем плевать на работы друг друга или окружающих товарищей.

  • Во всем виноват Билл Джемас — человек из смежной индустрии, который и стал одним из главных инициаторов обновленной вселенной. Очевидно, его идеи работали лишь поначалу, а впоследствии к импринту подключились бесталанные и глупые люди, которые плевать хотели на свою работу. Биллу же было просто все равно, так как деньги уже заработаны. Собственно, как и прочим руководителям издательства на уровне бизнеса — им не было дело до каких-то разноцветных книжек для детей.

Вновь очень красиво, но ни за что не поверю, что только один человек виноват во всех грехах: от кучи хронологических несостыковок до неправильного позиционирования продукта на рынке. Как и то, что все одновременно наплевали на импринт, позабыв о возможности заработать больше денег. 

  • Никто с самого начала не хотел работать над сериями: Marvel просто надеялись, что хоть одна из инициатив выстрелит и принесет прибыль. В это же время и авторы, и редакторы просто присосались к «неиссякаемому» бюджету издательства-банкрота, пока можно — так и получились сюжетные дыры размером с Канаду, а также уйма отвратительных историй и отталкивающих посылов. Просто каждому хотелось придумать и реализовать что-то лишь прикола ради. 

Было бы круто, но вряд ли крупная компания просто закрывала глаза на отсутствие результатов, ярые возгласы читателей и критиков, а также снижающийся доход.  

  • На самом деле, издательству просто повезло, а люди вроде Миллара, Бендиса и прочих не имели ни малейшего представления о том, над чем им довелось работать. В итоге делалось все впопыхах, с не самыми продуманными историями, аргументацией «это же для подростков» и амбициями в духе «я обязан стать первым, кто заберет культового персонажа классики и придумает сюжет с ним».

Наиболее скучный и правдоподобный вариант. Который, скорее всего, коррелирует с остальными. 

И после всего этого мы наконец можем перейти к комиксам. 

Trouble #1-5

  • Годы выхода: 2003
  • Сценарий: Марк Миллар
Нет, это не постеры к дешевой порнухе. 

Большую работу стоит начинать с самой тяжелой части, да? Trouble Марка Миллара — мини-серия на пять выпусков, посвященная распутному образу жизни юной Мэй Рейли (кажется, в сюжете фамилия героини мелькала лишь где-то на фоне) и ее подруги Мэри. Девушки уезжают из города на выходные и проводят время с двумя привлекательными братьями: Беном и Ричардом Паркерами. Впоследствии персонажи активно занимаются сексом, по глупости несколько раз пренебрегая контрацептивами, и выясняют отношения. Таким образом, судя по изначальному замыслу сценариста в лице создателя Kick-Ass, должен был появиться один из самых известных супергероев за всю историю поп-культуры. 

Почему эта серия вообще в тексте про Ultimate Marvel? Во-первых, судя по рецензиям читателей 00-х, комикс должен был стать приквелом к Ultimate Spider-Man. Конечно, есть вероятность, что все фанаты «Дома Идей» просто ошиблись с выводами вследствие неправильного позиционирования, но в этом я искренне сомневаюсь. Во-вторых, серию пишет Марк Миллар, которому на тот момент было поручено вести истории Земли-1610. В-третьих, в Trouble по какой-то неизвестной причине используется шрифт, сильно напоминающий шрифт из Ultimate. А ведь это яркая отличительная черта молодого импринта. Как и разделение на регистры, дабы текст воспринимался проще. 

В-четвертых, отсылка на мини-серию от все того же Марка Миллара в рамках Ultimate Avengers #14 2010-го. Можете считать меня шизофреником, но я вижу очевидную параллель с «шутливым» упоминанием другой серии-приквела, которую также вырезали из канона Ultimate Marvel. 

Забавно, что на автограф-сессию побежал именно Умный Халк — видимо, Марк решил поладить с самоиронией.

Судя по актуальным на момент выхода линейки материалам, за анонсом Trouble последовала острая критика со стороны читателей — изначально фанаты посчитали, что через комикс издательство хочет отретконить прошлое оригинального Человека-Паука. Впоследствии либо издатель, либо авторы (это мы уже точно не узнаем, хотя я перерыл кучу заметок и обзоров) обмолвились о том, что «Проблема» станет частью Ultimate Marvel. И только после выхода серия перешла в импринт Marvel Epic. 

В общем, одной «Проблемой» меньше — уже неплохо. Попытка вернуть в индустрию «романтические комиксы» с треском провалилась: Trouble авторства Миллара и Додсонов до сих пор вспоминают как один из самых ненавистных комиксов за всю историю издательства. Хотя, конечно, визуал прекрасен.

Ultimate Daredevil & Elektra #1-4 | Ultimate Elektra #1-5

  • Годы выхода: 2002-2003, 2004
  • Сценарий: Грэг Ракка (Daredevil & Elektra), Майк Кэри (Elektra)

Один из известнейших авторов «Чудо-Женщины» и сценарист многочисленных линеек «Людей Икс» 00-х написали крайне странную флэшбек-дилогию, которая тем не менее выбивается на фоне других линеек импринта качеством слога. Основной темой оригинальной серии Грэга Ракки стала острая потребность общества в феминизме и соответствующей защите прав женщин — бесспорно занятный концепт с необходимым социальным комментарием в сторону подрастающего поколения. 

Однако, несмотря на обширное пространство для рассуждений, Ракка банально не смог раскрыть его. Автор ограничил противоречивые и лицемерные действия мужчин одним конкретным эгоцентричным подростком, который прибегает в течение истории и к проникновению со взломом, и к изнасилованию. В итоге опыт Электры и ее подруг ограничивается не живыми людьми с собственными принципами и моралью, а двумя яркими противоположностями: почти идеальным Мэттом Мердоком и очередным безликим мажором, которого в довесок после школы избивает отец. 

Вторая серия авторства Майка Кэри пытается в криминальную драму-триллер, однако спотыкается на происхождении героев из линейки Ракки. Просто потому что нельзя сходу превратить юную студентку, увлекающуюся боевыми искусствами, в машину для убийств. Ultimate Elektra — местами забавная, но бестолковая и откровенно ненужная история в рамках развития все тех же Сорвиголовы и Электры. 

Из интересного: во второй линейке засветился Кингпин, а также дебютировал Меченый. Дебютировал так ярко, что Ultimate Elektra стала единственным появлением наемника на Земле-1610. 

К слову, уже здесь мы можем отметить одну интересную деталь в развитии Ultimate-вселенной: за неимением оригинальных идей, в какой-то момент сценаристы начали активно копировать образы персонажей из 616-й. По итогу Ultimate-Меченый получился абсолютно стандартным наемником с мишенью на лбу, не сильно отличаясь от своей оригинальной версии. 

К слову 2, у нас есть отдельный лонгрид с комиксами про Меченого, а еще мне образ визуально напоминает то, каким злодей предстал в серии «Каратель MAX. Полное Собрание», почитайте обзор. — прим. ГлавВреда.

Если не страдаете аллергией на современное общественное мнение и про-феминистскую позицию, то можете ознакомиться с Ultimate Daredevil & Elektra от Ракки. Много удовольствия серия вам вряд ли принесет, но хотя бы даст минимальный (а больше вы все равно не найдете) контекст для понимания характеров местных линчевателей.

Интересный факт: на самом деле, Мэтт Мердок стал Сорвиголовой, чтобы найти и убить короля вампиров. Об этом как-нибудь в следующий раз.

Ultimate Iron Man #1-5 | Ultimate Iron Man II #1-5

  • Годы выхода: 2005, 2007-2008
  • Сценарий: Орсон Скотт Кард

Несмотря на яркое название, оформление выпусков, шрифты, костюмы и так далее, Ultimate Iron Man вырезали из канона 1610-й, отбросив подальше в очередную случайно пронумерованную вселенную. Более того: впоследствии линейку упоминали в рамках Ultimate Avengers vs. New Ultimates #2, указав на то, что события мини-серий были простым «мультсериалом по мотивам реального человека». 

К слову, в мультфильме упоминается злодей по имени «Мандарин». И однажды он даже появится в основном контьюнити. Только не в том виде, что вы привыкли наблюдать — ждите интересную, но очень спорную интерпретацию в виде очередной злобной корпорации. 

К слову 2, про Мандарина у нас тоже есть лонгридприм. ГлавВреда.

Абсолютно непонятная и сбивающая с толку, несмотря на тонну экспозиции, история, которая выходит за рамки привычных «экспериментов». Генетические болезни, синяя кожа, злобный подросток-гений и регенерация конечностей — вот такой оказалась дилогия Ultimate Iron Man. Само собой, никаких мук выбора, этических терзаний и развития персонажа нет — вышел странный, раздражающий и местами оскорбительный «мультик» с расистскими шутками в сторону Роуди. Но если первые пять выпусков способны минимально развлечь сюрреалистичным «Что, если…?», то серия 2007 года оказалась еще и на удивление скучной попыткой скопировать криминальные боевики Гая Ричи с тамошними обманками. 

Добавить к этому стоит, что между двумя сюжетами прошло два с лишним года, что, скажем прямо, не вписывается в понятие «коммерчески успешного» комикса. Первый номер линейки попал аж в топ-25 самых продаваемых книг года, второй же занял 91-е место. А дальше только веселее: третий выпуск, вышедший в июле 2005-го, разошелся тиражом в семь с лишним тысяч экземпляров. 

Для сравнения: номинальный Astonishing X-Men #11 обогнал Ultimate Iron Man #3 на 120 тысяч копий. Тираж же в 7 тысяч копий сопоставим с номинальными «Майором Громом» и «Чумным Доктором» от Bubble.  

Поверьте на слово: оно не стоит вашего времени. Откровенно говоря, оно не стоило и места в тексте, но раз уж проходимся по всем сюжетам с Ultimate в названии, то и выбор особо не велик. 

Интересный факт для фанатов последних серий «Паука»: редактором первого тома Ultimate Iron Man выступил Ник Лоу — человек, ныне заведующим всем «паучьим» офисом издательства. Увы, сказать, какое влияние оказал господин Лоу на серию, невозможно, но все мы прекрасно понимаем уровень отношения редактора к порученному материалу. Справедливости ради: все сольные серии Тони Старка в Ultimate Marvel отвратительны вне зависимости от сценариста или редактора.

Отдельно в качестве флэшбеков стоило бы упомянуть и сюжет Ultimate Origins (который я припрятал до следующей статьи), и уже обозначенные «N лет назад» в UXM, и статью Рида Ричардса, которую читали еще молодые родители Паркера в USM #33. Резюмируя, просто отмечу, что Ultimate Marvel — рассадник хронологических ошибок, о чем вы еще не раз прочтете ниже. 

Основные серии

Ultimate X-Men #1-98 + Annual #1-2 + #1/2

  • Годы выхода: 2001-2009
  • Сценарий: Марк Миллар (#1-12, #15-33), Чак Остин (#13-14), Джефф Джонс (#1/2), Брайан Майкл Бендис (#34-45), Брайан К. Вон (#46-65, Annual #1), Роберт Киркман (#66-93, Annual #2), Эрон Колеит (#94-98)

Внушительный список сценаристов, не правда ли? На момент работы над серией мутантов Миллар уже зарекомендовал себя как хороший писатель, сделав, к примеру, Skrull Kill Krew и Swamp Thing в соавторстве с Грантом Моррисоном. Роберт Киркман, перехвативший историю аж в 2006-ом, к тому времени уже как пару лет активно развивал вселенные «Ходячих Мертвецов» и «Неуязвимого». Когда Брайан К. Вон принялся за «Иксов», к выходу уже готовился первый сезон культового Lost/«Остаться в живых». 

Повторяющиеся «уже» нужны лишь потому, что комикс оказался отстойным супергеройским сериалом с телеканала The CW. Словно отборные серии «Флэша», приправленные бесконечной подростковой драмой: криворукие персонажи, высосанные из пальца сюжетные повороты и общий уровень пошлого и неуместного бреда на месте. 

И это особенно занятно, учитывая то, как сильно на Марка Миллара повлияли выходящие рядом с серией фильмы Fox и события 11 сентября. Казалось бы, не особо походит на мыльную оперу ради выманивания с подростков дополнительных пары долларов в месяц. 

Легендарный (хотя бы по американизированному хентаю) Чак Остин, как и Джефф Джонс, просто есть в этой серии. Первый написал одну сюжетную арку, посвященную происхождению местного Гамбита и его адаптации в мире людей. Второй засветился в одном выпуске-прологе, который и вовсе не имеет ценности для истории, не считая указания на событие из основного сюжета. #1/2 банально не нужен, а о Гамбите авторы линейки вспомнят лишь спустя несколько лет с дебюта. 

Привыкайте к тому, что зачастую авторы Ultimate Marvel просто вводят известных персонажей и откладывают их в стол, забывая использовать в хоть каких-нибудь сюжетах. 

Марк Миллар написал типичнейшее приключение «нетаких» мутантов из нулевых, разбавив действие не только известными угрозами вроде Стражей и Магнето, но и нездоровым количеством ксенофобии, расизма и прочих дискриминаций. Если в периоды Клэрмонта, Моррисона и других читатель видел, что люди не готовы брататься с мутантами, но при этом не всегда поддерживают геноцид, то Миллар просто пошел в разнос. Гражданские в сериях Ultimate Marvel не просто мыслят стереотипами — этим ребятам доставляет огромное удовольствие наблюдать за мучениями «неверных» и их убийствами. С другой стороны, Марк постарался адаптировать сюжет местного Легиона, совместив его с Протеусом, — местами вышло забавно, пускай и быстро. Вывод: сносный период на один раз, который пытался интерпретировать старые истории под нового читателя, но не получилось. Подростковая драма еще не превалирует в темах, но уже давит — особенно отношения Шторм/Зверя и любовный треугольник Скотт/Джин/Логан.

Миллару очень понравился X2: автор поместил Магнето в стеклянную тюрьму уже в июле 2003-го, когда как второй фильм вышел в мае того же года.

Занятный факт: Логан в этой вселенной настолько сволочь, что самолично сбрасывает Скотта со скалы, лишь бы переспать со школьницей еще раз. При этом впоследствии оба героя попросту замяли конфликт и номинально простили друг друга. 

Брайан Майкл Бендис делает то же, что делал в Ultimate Spider-Man: рафинированный блокбастер с юными супергероями. Правда, порой и Брайан заходит на территорию ультранасилия и пишет сюжет о парне, который случайно выжигает друзей и близких кислотными испарениями — жуткое зрелище. Также перу Бендиса принадлежит тот самый Ultimate X-Men #35, о хронологических ошибках которого я высказался выше. Вывод: десяток средних выпусков с до смешного нелепой Даззлер и ее «бунтом», которые смотрятся еще выигрышнее на фоне большинства периодов серии. Подростковая драма силой отбивает себе увеличение хронометража. 

Брайан К. Вон ввел в глобальный сюжет сразу несколько важных элементов: местного Апокалипсиса, Эссекса (привет, Никита!), супругов-близнецов Андреа и Андреаса Вон Струкеров, а также поехавших головой Лонгшота и Моджо. Помимо этого, его период запомнился обособленной аркой про Росомаху и Шторм, внезапным масштабным кроссовером Людей Икс и обновленного состава Алтимейтс из The Ultimates 2 и почти адекватным Магнето. Эти же выпуски я и посоветую прочитать в первую очередь — при Воне комикс получил глоток свежего воздуха, необходимый для преодоления следующих трех десятков номеров. 

Сильнее всех отличился Роберт Киркман, начав писать линейку с арки про секс между всеми и вся. Вместе с тем сценарист «Ходячих» вновь ретконит происхождение мутантов, указывая на их связь с Фениксом и доисторическими временами (салютуем Джейсону Аарону). Следом череда выпусков про сражение местного Кейбла за будущее, подготовка к первому появлению Апокалипсиса, превращение Курта Вагнера в маньяка-насильника и раскол оригинальной команды. В итоге «Эра Апокалипсиса» напоминает любой стандартный капустник из 616-й, приправленный внезапно открывшейся любовью пожилого Чарльза к Джин, а также возвращением Кейбла и Феникса. Не обошлось и без глобального «перезапуска» вселенной мутантов, откатившей назад смерть любимых героев. Проще говоря, я могу понять, почему Киркман больше не работает с Marvel и всячески презирает Джо Кесаду. UXM периода Роберта — один из самых болезненных комиксов первой волны Ultimate Marvel, который натурально неприятно читать. 

Самым же болезненным стал непродолжительный период Эрона Е. Колеита, завершающий комикс на сотом выпуске и тай-инах к Ultimatum. История, следующая сразу за столкновением с Апокалипсисом, внезапно расширяет биографию Колосса: кроме того, что Петр русский и впоследствии стал геем, на парня также навесили ярлык наркомана. Спойлер: в течение всего UXM Распутин кололся за кадром, потому что в список его мутантских способностей не входит суперсила — Колосс лишь обшивает кожу металлом. Потрясающий в своей изобретательности сюжетный поворот, который вместе с тем рушит хронологию. В финале арки оказывается, что наркотик «Банши» (да, его правда так назвали — и это однозначно лучшая адаптация персонажа 616-й) был синтезирован из крови Логана, производством которого в свободное от работы время занималась Мойра МакТаггерт. 

А еще меня каждый раз выносит от вторичной мутации Уоррена из ангела в голубя.

Напоследок хотелось бы упомянуть и Эмму Фрост со слитым за кадром Клубом «Адского Пламени», и «тысячелетний» возраст Апокалипсиса, который не вписывается в континьюити, и насмешки авторов в духе «Саблезубый — сын Логана» (ну хоть не Ртуть, ха!), и смерть Зверя раз в три десятка номеров. Собственно, я это и так сделал, не погружая вас в контекст — поверьте мне, оно вам не надо. 

В первом крупном сюжете Ultimate Marvel вырисовывается одна из глобальных проблем Земли-1610: отсутствие меры и базового понимания того, что делало проекты эпохи MTV такими притягательными и сокровенными для подростков. Бесконечная подростковая драма со страданиями на тему «он меня не любит» авторства уже взрослых мужчин активно сменялась боевиками категории C, триллерами и ужастиками, документалками с вымученными социальными комментариями и так далее. На примере UXM легче всего отметить, как штормило вселенную в разные годы и почему Земля-1610 с первого же появления была обречена на забвение. Просто потому что «Люди Икс» оказались заложником «мы не такие, как классика!» и продуктом определенного времени. У которого тоже был срок годности.

The Ultimates #1-13 | The Ultimates 2 #13 + Annual #1-2

  • Годы выхода: 2002-2003, 2005-2007
  • Сценарий: Марк Миллар, Чарльз Хьюстон (Annual #2)

Обожаемая читателями серия-провокация, активно заигрывающая с политикой. Уверен, читателям из Франции было не очень приятно слушать речи местного Кэпа после его едкого комментария в сторону позиции государства во Второй Мировой войне. 

Впоследствии эту шутку будут доить еще очень долго: продолжит упоминать ее и Марк Миллар в Ultimate Avengers, и Джейсон Аарон в Ultimate Captain America. Присоединиться к этому и Джонатан Хикман, отметив французского героя как отважного и смелого человека, сражающегося наравне с Тором. Жаль, что про серию поговорим лишь спустя десяток посредственных историй.

Как и в случае с UXM, Марк Миллар написал «мрачную и реалистичную» адаптацию одной из главных команд Marvel Comics и поп-культуры в целом. Местный Капитан Америка — не только ветеран войны, но шовинист и расист, которому постоянно надо объяснять, что открытая одежда девушек не является показателем ее «распущенности». Ртуть и Алая Ведьма 1610-й — не просто «мутанты в команде», но источник едких высказываний и подколов в сторону инцеста. Над Тором поиздевались сильнее всего, сделав некогда Могучего Бога Грома сумасшедшим язычником, который нагло выкрал разработки по созданию европейских суперсолдат. И все ради одного неловкого плот-твиста в The Ultimates 2.

Собственно, в этом и заключается главная проблема The Ultimates. Линейки Миллара — классическая для нулевых «деконструкция» жанра, которая проигрывает и в жестокости, и в напускном «реализме», и в визуале другим культовым произведениям. По итогу получается неловкая попытка «быть в теме», которая напичкана спорными социальными комментариями как в сторону действующего президента и правительства Штатов (а Буша и Путина в Ultimate Marvel вспоминают реально часто), так и в сторону неутихающей после Холодной Войны гонки вооружений. 

Одна из показательных проблем серий — злодеи. Миллар подстраивает мировую историю под нужды сюжета, выставляя захватчиками во Второй Мировой пачку инопланетян. Инопланетян, которых зовут и Читаури, и Скруллы — зачем разбираться в космическом лоре? Антагонистами сиквела изначально выставляли команду суперлюдей-освободителей из постсоветских республик и Азии, но в конце и их отодвинули ради полноценного дебюта Локи.

Моя претензия заключается в том, что каждый конфликт в выдуманном мире Миллара решается через победу над общим абстрактным противником. По итогу политическое напряжение, накапливающееся в течение двух сюжетов, было слито в угоду пафосу типичных супергеройских боевиков: немцы оказались «жертвами» Читаури/Скруллов, а Освободители — марионетками Локи. Аналогичная проблема, к слову, всплывет и в третьем томе авторства Лоэба.

Небольшой спойлер: впоследствии часть Освободителей вообще будет работать на Щ.И.Т.

Почему-то сцена с монологом Читаури про «нас зовут скруллами» из The Ultimates #11 залита без диалоговых баблов на большинстве иностранных сайтов. Мне потребовалось полчаса поисков, чтобы отыскать нужный сборник в официальных сканах издателя. 
Вот так выглядит страница на основных западных читалках. 

К слову, проблема «не хочу, чтобы кто-то был плохим — просто всеми управляют против их воли» всплывала еще в оригинальном сценарии «Гражданской Войны», где в концовке США погрузилась в Мировую Войну Халка. Богом клянусь, Марк Миллар не умеет писать адекватные финалы.  

Алтимейтс — одна из самых бесполезных и никчемных супергеройских команд на страницах комиксов Большой Двойки, которая постоянно проигрывает. Их имидж держится только за счет PR-кампаний, а успешность миссий зачастую зависит от пары наиболее смышленых участников. Из приятного я могу отметить лишь харизматичных Старка и Тора — последний даже реабилитируется в глазах читателей спустя несколько лет в рамках Ultimate Thor Джонатана Хикмана. Понимаю, что никчемность команды предстает запланированной фичей серии, однако от этого ситуация не становится лучше: даже такую черту, как бесполезность Алтимейтс, Миллар не смог полноценно раскрыть.

Отдельно стоит отметить судьбу местной Джанет Ван Дайн. Девушку избил и отравил ее собственный муж, а позже чуть не избил новый любовник в лице истеричного Роджерса. К тому же Джанет является мутантом, что, как вы помните по UXM Миллара, сродни рождению богомерзким отродьем. При этом героиня умудряется пройти одну и ту же персонажную ветку дважды. И в The Ultimates, и в его сиквеле Джанет не ощущает себя полноценным «супергероем», в конце доказывая свою пользу команде через драку с несколькими штатными вояками. Зачем сценарист откатил прогресс героини и повторил сюжет со становлением Осы? Возможно, Марку просто надо было чем-то занять утвержденные 13 выпусков. 

К слову, очередная забавная несостыковка: в The Ultimates #2 от февраля 2002-го Тони упоминает Ф4. Команду, которая дебютирует во вселенной лишь в начале 2004-го. Ultimate Marvel Team-Up #9, где изначально появилось суперсемейство, не вписывается в канон — этот аргумент отметаем. Получаем пополнение в списке «хочу, чтобы речь героев была объемнее за счет отсылочек».

Особой головной болью для меня стало появление в The Ultimates 2 Пэтси Уолкер. До этого девушка успела засветиться в серии Человека-Паука и в качестве сотрудницы IT-компании Telech, и в качестве ведущей вечерних новостей. Здесь же героиня стала очередной участницей паршивых Защитников, а впоследствии (об этом в другой раз) вовсе превратилась во внебрачную дочь Грир Нельсон из 616-й. В общем, что-то на уровне трех разных Ридов Ричардсов. 

А еще Марк Миллар уделил столько внимания оторванной в концовке The Ultimates 2 руке Фьюри, что о ней вспомнили всего раз или два после событий Ultimatum. А до этого момента художники просто рисовали обычную руку, напрочь забывая о какой-то странной травме. И это мы еще до плот-твистов из Ultimate Origins не дошли — вот там разгуляюсь. Хотя, возможно, к выходу этого текста я уже успел пошутить на тему протеза в видео от Artbodya.

В двух словах про ежегодники: 

  1. Первая история бессменного Миллара рассказывает о новом Капитане Америка, который скоропостижно скончался через пару часов после презентации костюма. Помимо этого, презентовали отряд «резерва», состоящего из морских котиков и эталонных ветеранов. Ежегодник интересен лишь очередной несостыковкой с речами одного из героев The Ultimates 2.
  2. Второй выпуск написал известный по Moon Knight 2006-го сценарист Чарльз Хьюстон. Очередной средний сюжет про расизм с кооперацией Кэпа и Сокола против местного Арнима Золы. Роджерс все еще расист, хоть и учится такту и этике с помощью Уилсона. Пока что Сокол один из лучших героев за всю первую волну Ultimate Marvel.

Дилогия The Ultimates прикрывается модным на тот момент инструментом рассказа истории, по факту не предлагая читателям ничего, кроме бессмысленного насилия и претензии на «взрослость» сюжета. Примерно так же, как современные мультфильмы с рейтингом PG-13, куда вставляют одну-две фразы на «взрослую» тему с целью последующего неоднозначного продвижения в СМИ. 

Из The Ultimates #1.

Зато зацените глубокомысленные параллели — Роджерса арестовывают у его же памятника!

Из The Ultimates 2 #8.

Хотите нелепого пафосного боевика про «нетаких» суперлюдей, зачастую ведущих себя как больные на голову ублюдки, — можете ознакомиться с комиксом Миллара разок-другой. Хотите деконструкции супергеройского жанра — читайте хорошие комиксы. Например, Kill or Be Killed Брубейкера/Филлипса. 

И раз уж речь я веду не только про комиксы, стоит сказать пару слов и о дилогии Ultimate Avengers от Lionsgate 2006-го. Полнометражные мультфильмы, очевидно, было вдохновлены серией Марка, однако по факту оставили от нее лишь скелет в виде «пришельцы-нацисты нападают, нам нужна команда супергероев». Состав команды также претерпел изменения: по какой-то причине убрали Хоукая, Ртуть и Алую Ведьму. Расхождений с оригиналом еще много (например, образ Бетти Росс был видоизменен и в будущем использован для Дженнифер Уолтерс в Ultimate Wolverine vs. Hulk, о чем в другой раз), поэтому скажу просто: в Ultimate Avengers куда больше Avengers, нежели Ultimate. Как минимум, герои здесь не просто психопаты.

Второй мультфильм вышел еще более обособленным: в центре местного сюжета оказался новая Черная Пантера, появлений которого в Ultimate Marvel было всего десяток. По итогу получилась не идеальная, но забавная адаптация одного из самых противоречивых комиксов импринта общим хронометражем в два с лишним часа. Стоит ли смотреть? Если только ради смерти Хэнка Пима.

Я писал про это так много лет назад, что боюсь открывать ту статью, но все же: у нас есть мини-гайд по анимации Marvel. — прим. ГлавВреда.

Напоследок стоит отметить спецвыпуск Ultimates Saga, созданный как мостик между дилогией Марка Миллара и Ultimates 3 Джефа Лоэба. Примечателен комикс именем сценариста — за номер был ответственен Честер Б. Себульски, ныне исполняющий обязанности главного редактора Marvel. Внутри ничего необычного: оригинальный комикс про подвыпившего Тони Старка на пару страниц, прерываемый полотном текста и рисунками Хитча с пересказом событий предыдущих томов. Если вдруг вам хочется по-быстрому ознакомиться с первыми двумя линейками команды, просто откройте Ultimates Saga и забейте — даже про сцену с грудью Джанет не забыли. 

Ultimate Spider-Man #1-128 + #1/2 + Annual #1-3 + Super Special #1| Ultimate Six #1-7

  • Годы выхода: 2000-2009, 2003-2004
  • Сценарий: Брайан Майкл Бендис

Выкупили шутку про то, что в Ultimate SIX всего СЕМЬ номеров? Я тоже. 

К слову, Super Special вроде как неканоничен. Предупреждаю просто на всякий случай.

Откровенно говоря, об Ultimate Spider-Man уже сказано слишком много, поэтому коротко структурирую все свои мысли на тему самой продолжительной линейки Ultimate Marvel.

1. Глобальные проблемы, отмеченные в пункте про The Ultimates, релевантны и для «Паука». Линейку регулярно пытаются сделать «взрослее» аналога за счет неуместных разговоров о сексе (рассказали бы подросткам про важность контрацептивов, как это было в Trouble), откровенного декольте Кошки и Электры, повсеместной жестокости и так далее. Неприятно, но уже как будто привычно. 

2. Концентрация подростковой драмы в USM местами значительно выше, чем в UXM. Питер, ЭмДжей, Гарри, Гвен, Китти, Бобби (сюда они перебрались после раскола команды) и другие герои постоянно страдают на тему неразделенной любви, проблем в отношениях с линчевателями и ответственности за партнеров. Хорошо ли это? Местами. Стоит учитывать, что Брайан Майкл уже давно не подросток, потому и многие конфликты словно придуманы в последний момент лишь для заполнения свободного пространства. 

3. Претензии касательно побитой хронологии и постоянного введения альтернативных версий героев также на месте: из ближайшего можно вспомнить двух Эдди Броков (фотографа и не-фотографа) или упомянутого выше Рида Ричардса, чью статью читали родители Питера в молодости. Это не говоря о Ричарде Паркере, с которыми также повеселились в Ultimate Origins.

4. USM, в отличие от большинства сторонних линеек импринта, обладает хорошими арками: сражение Паука и Кингпина, построенное не на насилии, а на идеологических подходах, тому доказательство. В то же время можно отметить несколько просто забавных историй вроде Hollywood. Тем не менее на каждую неплохую арку есть Irresponsible с отвратительным Гелдофом, Warriors с абсолютно унылым и никчемным Лунным Рыцарем, а также очередное воскрешение душевнобольного Осборна. 

Идея для задротского drinking game: пейте каждый раз, когда 1) Питер и Эмджей расстаются; 2) Норман Осборн сбегает из тюрьмы или возвращается из мертвых. Уверяю, вам понравится.

5. На удивление, USM меньше всех страдает заимствованиями оригинальных персонажей из 616-й. Об этой теме подробнее в обсуждении следующей серии. Искренне хочу похвалить Марка Багли (хоть раз в жизни) за местные дизайны, которые по-прежнему узнаваемы, но при этом уникальны для серий и задают определенный тон местным приключениям Паучка. 

Отдельного внимания заслуживает Ultimate Six авторства все того же Бендиса. Во-первых, потому что мини-серия стала полноценным кроссовером Паучка с командой Ultimates. Во-вторых, именно в этом сюжете Крейвен стал не просто самоуверенным имбицилом, но имбицилом с суперспособностями и измененной ДНК. В-третьих, комикс проливает свет на участь Хэнка Пима между событиями первого и второго тома Ultimates. В-четвертых, линейка внезапно апгрейдит силы Октавиуса, который с этих пор начинает идентифицировать себя как мутанта со способностями к опошленному магнетизму. В двух словах: неплохой блокбастер, который вышел в разы лучше большинства основных арок USM. 

Резюмируя, спустя время и четыре сотни выпусков Ultimate Spider-Man кажется мне наиболее яркой и самобытной линейкой многострадального импринта. В ней, как и в прочих сериях, достаточно косяков: и локальных, связанных с местной историей, и глобальных. Тем не менее комикс оказался настоящей отдушиной для Земли-1610, в которой всего за пару лет скопилась масса отталкивающих, безыдейных и попросту неинтересных сюжетов. Посоветовать все 130+ номеров к прочтению не могу, но советую ознакомиться с историями местного Октавиуса и сносной попыткой адаптировать «Сагу о Клонах». 

К слову, о «клонах»: в 2005 году игровая студия Treyarch под изданием Activision выпустила Ultimate Spider-Man. Подробнее о геймплейных особенностях и визуальном оформлении можете узнать из видео Антона Филинова, так как в этой теме я не мастак. Со своей стороны скажу, что игра номинально продолжала сюжет Venom (USM #33-38), развивая местную вселенную в расхожем от комикса направлении. Само собой, игровой USM не считается каноном для основной линейки Паука, однако впоследствии часть сюжетных наработок видеоигровой адаптации перешла в бесконечно никчемный War of the Symbiotes (USM #123-128). Вам его читать не стоит, это просто для общего развития.

А еще была Spider-Man: Shattered Dimensions от Beenox (авторы порта Ultimate Spider-Man для ПК), обзор которой вы также можете посмотреть на канале Филинова. Если вы вдруг не слышали об этой игре, то она как Spider-Verse, но «поменбше»: нуарный, конечный и 2099-й помогают Питеру 616-й восстановить сломанное мироздание. В рамках секции по мотивам Ultimate Marvel еще юный Питер с симбиотом наперевес бьется с посиневшим Электро, кривой калькой с Дэдпула по имени «Дэдпул» (искренне ненавижу здешнего Уилсона) и разъевшимся Карнажем. Само собой, о событиях игры никто и никогда не вспомнит, потому «Разрушенные Измерения» впору вырезать из канона. 

Забавный факт: Ultimate-версию Паучка в этой игре озвучивает Джош Китон, известный фанатам Паркера по озвучке все того же героя в культовом The Spectacular Spider-Man 2008-го. 

И заодно вставлю пять копеек на тему местного Марка Спектора: Лунный Рыцарь Земли-1610 — одна из худших находок всего периода работы Брайана Майкла в Marvel Comics.

За дюжину выпусков Марк смог сделать лишь одну вещь правильно: вовремя сыграть свою смерть, дабы обратиться в полицию и засудить Кингпина за организацию собственного убийства. Неприятно, когда любимый герой нужен только для того, чтобы его избили в первой арке, убили во второй, а затем низвели до атомов вместе с целой планетой в Secret Wars. Кроме того, сюжеты Warriors и Ultimate Knights наглядно показывают тотальное непонимание Бендисом персонажа — лаконичные художественные приемы превратились в огромные гусеницы текста на тему «хочу убить Паука, потому что он избил меня». К этому же добавим и пугающее подсознание Спектора, которое отталкивает не визуальными приемами, а способностями Рыцаря создавать новые личности из пустоты и непонятным Внутренним Ребенком, который к тому же почему-то маленькая девочка. Короче говоря, после данной интерпретации не удивительно, что Moon Knight Бендиса оказался откровенно слабым — и в 616-й, и в 1610-й автору было откровенно плевать на какого-то Хонсу, египетскую мифологию, национальную принадлежность и рефлексию на тему ДРЛ. 

Короче, читайте лонгрид про современные комиксы о Лунном Рыцаре прим. ГлавВреда.

Ultimate Fantastic Four #1-57 + Annual #1-2

  • Годы выхода: 2004-2009
  • Сценарий: Брайан Майкл Бендис и Марк Миллар (#1-6), Уоррен Эллис (#7-18), Марк Миллар (#21-32, Annual #1), Майк Кэри (#19-20, #30-57 + Annual #2)
  • Ассистент редактора: Ник Лоу (#1-18)

Если USM вышел проходной серией нулевых, UXM — рваным эпиком про нетерпимость и юношеские сопли, The Ultimates — кривой деконструкцией жанра, созданной на волне популярности направления, то Ultimate Fantastic Four… Ну, вышла отборным piece of shit. Настолько плохой серии о команде я не читал, пожалуй, никогда. Даже Дэн Слотт с комиксом 2018 года смог отобразить некоторые ключевые элементы главного семейства Marvel правильно, несмотря на оскорбительные ретконы.

Начать стоит с того, что UF4 пришла на Землю-1610 последней из основных серий, породив огромное число несостыковок с предыдущими событиями Ultimate Marvel. Команду уже упоминали и в рамках The Ultimates #2, и в USM #33, и в Ultimate Marvel Team-Up #9. В тогдашнем кроссовере героев просто скопировали с образов из 616-й, банально не понимая, что еще можно сделать с исследователями в рамках «прорывного» импринта. По итогу Четверку поджидала та же участь, что и прочих персонажей вселенной — их омолодили и лишили некоторых ярких особенностей характера, поместив в типичный для Ultimate Marvel сеттинг подростковой драмы. 

Говорить об этой серии хочется меньше всего, однако нельзя не упомянуть местную работу с героями классики: культовые фигуры серий прошлого претерпели стерилизацию образов. Настолько сильную, что в конечном счете некоторых откатили (возможно, ввиду реакции аудитории) до знакомых типажей оригинальной вселенной. Пострадал и Дум, который теперь «Ван Дамм» (и который вообще не Дум, но об этом в следующий раз), и Серфер, и Танос, ответственен за которого знакомый нам Майк Кэри (Ultimate Elektra). Местный Безумный Титан вышел абсолютно клишированным и незапоминающимся захватчиком категории C — на его месте спокойно могли оказаться Читаури/Скруллы, Кри, Га Лак Тус или сумасшедший ученый, мутировавший в киборга. 

Одна из глобальных проблем серий Ultimate Marvel, ярко проявляющаяся в UF4: попытка омолодить и частично улучшить ключевых персонажей вселенной, которая заканчивается на первом же косяке со стороны сценаристов и художников. Танос, выглядящий как эталонный обоссанец из дешевого sci-fi сериала, попросту исчезает из континьюити: кроме восьми появлений в UF4, вторжение злодея даже не удосужатся упомянуть в поздних сюжетах вселенной. Дум, скоропостижно униженный Четверкой, уже через несколько сюжетных арок предстает перед читателями в своем классическом образе. Га Лак Тус, также имевший огромное влияние на истории Четверки, окажется очередным роем роботов с коллективным сознанием. И лишь на закате Земли-1610 оставшиеся в живых герои (которых будет от силы человек десять) встретятся с настоящим Галаном. 

Лучшее и единственное интересное нововведение, привнесенное с UF4, — вселенная Marvel Zombies, к которой впоследствии приложил свою руку (уже хороший) Роберт Киркман. Плот-твисты с матерью Штормов, невзрачным Нэмором и Аннигилусом мне еще долго будут сниться в кошмарах.

Очередная занятная несостыковка: в UF4 #27 команда возвращается в прошлое, чтобы исправить ошибку Рида и вернуть внешний вид Бена. Уже в 28-м номере персонажи наслаждаются жизнью в новой линии времени, где Земля активно работает со скруллами. Теми самыми скруллами. То есть именно скруллами, а не читаури. Получается, что где-то в Ultimate Marvel все же существует раса оборотней — просто, видимо, в слишком далеком космосе. 

Ultimate Fantastic Four вообще ни разу не «фантастическая». По количеству непредусмотрительных решений, отталкивающих визуальных образов и регресса героев серия недалеко ушла от злосчастной экранизации 2015-го. Наверное, одна из худших историй многострадального импринта, которой впору стоять рядом с Ultimate Iron Man и Ultimatum. Правда, в отличие от Ultimatum «Четверка» оказалась и безбожно скучной. Избегайте этот комикс, не думайте о нем и уж точно никогда не вспоминайте. 

А учитывая то, что формат статьи накладывает определенные ограничения, поговорим об оставшихся линейках первой волны уже в новом материале. Именно там и будут скрываться странные, веселые и некоторые особо ненавидимые комиксы: пришествие Га Лак Туса, многочисленные кроссоверы Паука, столкновение Росомахи и Халка, ретконы и глобальные события. Там же поговорим и о «любимом» в фанбазе Ultimatum и его тай-инах. 

Промежуточный итог по трем сотням номеров: идентичные глобальные несостыковки, фокусировка на подростковую аудиторию и дешевую мелодраму в каждой из серий, преемственность экстремального духа 90-х с их развязностью и «взрослым» подходом к повествованию. Напоследок хочу отметить, что Ultimate Marvel, несмотря на огромную популярность и искреннюю любовь читателей из СНГ, зачастую даже не имеет собственного лица: герои, истории и отдельные сюжетные линии подстраивались под образы и события 616-й за неимением оригинальных концепций. По факту первая волна импринта — гламурная калька, которая справилась с адаптацией лишь пары персонажей, среди которых Паучок (и тот частично), Старк, Тор и Хоукай. И отдельное спасибо за бесспорно прекрасного Ника Фьюри. 

Ремарка из будущего, где я уже прочел Ultimate Avengers Миллара: Фьюри оказался мудаком.

Честно говоря, ожидал лучшего. Посмотрим, что будет дальше. 

Пишите в комментарии, что думаете об Ultimate Marvel в целом и отдельных сериях в частности.

За финансовую поддержку материала спасибо Максиму Кабанову, Никите Надточей, Александру Диарову, Артему Бадасяну, Никите Серебрякову и Ниязу Гатауллину. 

Автор превью — Илья Арбузов.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии