Самый жуткий злодей Людей-Икс. Зловещие секреты Мистера Злыдня. Часть 1
Злыдень повсюду!
В честь завершения кроссовера Sins of Sinister и премьеры фильма «Синистер. Начало» наконец расскажу о своем любимом злодее Марвел (а может, самом любимом вообще) – о неповторимом Мистере Злыдне!
Бедствие под названием Mister Sinister пронзило историю Людей Икс во всех эпохах, поэтому история Злыдня – это одновременно хроника кроссоверов Марвел, пересмотр происхождений известнейших мутантов, полотно ретконов и энциклопедия худших пороков человечества.
Часто в гайдах приходится смешивать в кучу хорошие серии, достойные прочтения, и посредственные, нужные только для понимания биографии персонажа. Поэтому сейчас разделение станет четким.Краснымотмечены комиксы, которые стоит прочитать, хотя бы потому что это отличные истории. А черные можно спокойно просмотреть в виде пересказа из Википедии. Если же комикс не относится напрямую к Злыдню, он вообще никак не выделен.
Происхождение видов
Долгое время тайна происхождения Мистера Злыдня была окутана мраком, пока следующая серия не разложила все по полочкам – комикс получился настолько впечатляющим, что за двадцать лет с его версией событий никто так и не осмелился поспорить. Итак, как появился Мистер Злыдень?
Further Adventures of Cyclops and Phoenix #1-4 (1996)
- Сценарий: Питер Миллиган
- Рисунок: Джон Пол Леон
1859 год, Лондон. Гениальный биолог Натаниэль Эссекс далеко опережает своих коллег в исследованиях эволюции. Однако даже блестящий ум не позволил ему спасти сына Адама: мальчик скончался в возрасте четырех лет, оставив неизгладимую скорбь в душе Натаниэля и его жены Ребекки Милбури.
Утрата ожесточает Натаниэля и заставляет еще сильнее погрузиться в работу, не считаясь ни с мнением других исследователей, ни с моралью общества. Критикуя поверхностные теории Дарвина, вольнодумец объявляет о существовании Эссекс-фактора. Необычайные гены у некоторых индивидов в будущем позволят человечеству совершить скачок в развитии. Однако открытие опережает свое время – ученые Королевского общества отказываются верить Эссексу.
Окончательно порвав с этикой, Натаниэль ради отлова бездомных нанимает банду преступников Мародеров. Многие врачи того времени испытывали нехватку анатомических образцов, поэтому были вынуждены незаконно разыскивать тела для вскрытия. Но даже тут Эссекс зашел дальше всех: для сбора генетических отклонений Мародеры охотятся за самыми странными и уродливыми бродягами.
В то же время Ребекка, беременная вторым ребенком, начинает подозревать о помешательстве мужа. Пробравшись в его лабораторию, несчастная девушка увидела их мертвого сына в склянке… В ужасе она пытается уговорить Натаниэля одуматься, но уже поздно – ведь Эссекс наконец встретил покровителя жутких талантов.
Таинственный египтянин Эн Сабах Нур предлагает помощь в бесчеловечных опытах в обмен на помощь при отсеве слабых существ в грядущем Армагеддоне. Даже Эссекса поражает жестокость незнакомца, с которой он говорит о выживании сильнейших. Но финальным аргументом становится истинный облик Апокалипсиса!
Размышление о дальнейших действиях определит судьбу Натаниэля Эссекса и всего мира. За его колебаниями наблюдают двое путешественников во времени. Мужчина с повязкой на глазах хочет расправиться с монстром еще до его рождения. Рыжая женщина предлагает действовать более аккуратно и продолжает следить за ученым.
Однако им недолго удается побыть в стороне. Их невероятные силы навсегда отложатся в памяти Эссекса как чудо: неиссякаемые алые лучи и власть над материей, от обычных камней до человеческих разумов. Но больше всего его поражает, что сверхлюди продолжают сражаться с непобедимым Апокалипсисом ради защиты жалких людишек. Неужели люди будущего останутся такими глупыми и наивными?
Волна разочарования перевесила чашу весов: Эссекс уже был готов отречься от работы всей своей жизни, пока не вернулся домой. У Ребекки от переживаний случился выкидыш – ребенок погиб, а она находилась при смерти. Ее последними словами стали обвинения мужа в жестокости, в том, что он стал… злыднем.
Больше Натаниэля ничто не удерживало. Он добровольно пришел к Апокалипсису ради изменений: отказаться от всего человеческого и получить силы бога.
Место Эссекса занял Мистер Зловещий (Синистер, Злыдень и так далее). Апокалипсис наделил слугу генами мутанта, подарившие бессмертие, сверхсилу, телепатию, регенерацию, телекинез, а также белую кожу, красную метку на лбу и полное отсутствие сострадания.
Но старания рыжей девушки из будущего не были напрасными. Зерно сомнения в душе Эссекса принесло порочные плоды в разуме Злыдня. Рассказы Апокалипсиса о создании сильнейшей расы через тотальный геноцид Злыдень посчитал безумием. Ведь куда логичнее творить будущее не молотом, а скальпелем, подталкивая наиболее ценные образцы к скрещиванию. Имея в распоряжении вечную жизнь, Эссекс мог бы вывести идеального ребенка, объединяющего величайшие родословные мутантов.
Так Злыдень предал своего господина – Апокалипсис оказался заражен своим же вирусом и снова отправился в спячку. Гости из будущего с грустью покинули викторианскую Англию – они помогли создать монстра, но подарили ему мечту. А у Злыдня впереди было целое столетие, чтобы достичь совершенства.
Впрочем, прожил он недолго.
Immortal X-Men #8 (2022)
- Сценарий: Кирон Гиллен
- Рисунок: Мишель Бандини
Недавний реткон значительно расширил мотивацию Эссекса. Если по первой версии он собирался только превзойти Апокалипсиса в гонке за будущее планеты, то в современном варианте ученый мыслил шире. Натаниэль предвидел колоссальный скачок прогресса, за которым последует возвышение машин – уже в конце XIX века он предсказывал грядущее противостояние людей, роботов и носителей Эссекс-фактора. Одного только Мистера Злыдня было недостаточно, чтобы охватить все исходы битвы.
И тогда Эссекс пошел на крайний шаг.
Слепая предсказательница Дестини посчитала Эссекса слишком опасным и вместе с возлюбленной Мистик отправила Эссекса в психушку, где он скончался. Но перед этим… безумец успел создать четырех клонов! По одной на карточную масть.
- Фирменный красный ромб на лбу Синистера оказался символом бубнов. Наш любимый Мистер Злыдень продолжил изучать Эссекс-фактор и конструировать родословную мутантской расы.
- Клон со знаком пик отправился в золотой сфере исследовать космос, где стал Орбисом Стелларисом.
- Трефовый Синистер под личностью Доктора Стазиса сделал ставку на пост-людей далекого будущего и присоединился к организации Орхис, направленной на уничтожение мутантов.
- А метку червей получила краснокожая женщина – Матушка Праведница, взявшая на себя обучение магии. При ее создании Эссекс дал слабину и передал Матушке гены Ребекки, а также ее воспоминания. Только она не считала себя единственным истинным Синистером – отсутствие иллюзий сделало чародейку самой коварной из четверки.
В этом выпуске Кирон Гиллен только закрепляет мысль, идущую красной нитью через все комиксы про Злыдня. Вообще не важно, кто среди многих Синистеров окажется оригиналом и клоном.
Синистер – это больше, чем злой мутант. Синистер – это идея о превосходстве через отречение от морали. Синистер – это проклятие, заражающее систему. Поэтому Синистер останется навсегда и повсюду.
А Мистером Злыднем достоин называться только тот Мистер Синистер, у которого самые зловещие планы и самый шикарный плащ.
Дьявол XX века
Самая удивительная часть истории Злыдня. Всякий раз, когда сценаристам нужно было закрыть пробел в родословной Иксмена, на белое пятно наклеивали красный ромб – след Натаниэля Эссекса. Так зловещая тень накрыла чуть ли не весь мутантский род в XX веке.
Origin II #1-5 (2014)
- Сценарий: Кирон Гиллен
- Рисунок: Адам Куберт
1907 год. В канадских лесах одичавший бессмертный мутант живет со стаей волков, пока на логово не нападает белый медведь с красной меткой. Вскоре Логана ждет столкновение с семьей Кридов и бандой Мародеров, отправленной загадочным бледным джентльменом в красном…
Гиллен старался привлечь Злыдня ко многим Икс-комиксам, но эта попытка вышла спорной. Хотя бы потому что легендарной серии Origin, посвященной рождению Росомахи, прямой сиквел не добавляет ничего нового. Пытаясь раскрыть истоки вражды с Кридом, он только запутывает бесполезным размножением Саблезубых: теперь у нас есть и брат Росомахи по кличке Пес, напоминающий Саблезуба, и Саул Крид, напоминающий Саблезуба, и сам Саблезуб. А вдобавок еще и Клара Крид, сестра Саблезуба, чтобы у Логана случился роман с сестрой главного врага… И все ради того, чтобы Злыдень охотился за регенерацией Логана.
С биографией Виктора Крида творится тот еще кавардак. Если вам нужна настоящая предыстория маньяка, лучше обратите внимание на другой комикс Гиллена – X-Men Origins: Sabretooth.
И все же лимитка поднимает интересные вопросы. Две родословных с мощнейшим исцеляющим фактором пересеклись именно по вине Злыдня. Но зачем? Вычислить сильнейшего? Уравновесить двух хищников, чтобы они были озабочены только друг другом? Или получить ребенка от двух линий? Тогда визиты Саблезуба на дни рождения Росомахи обретают жутковатый смысл…
X-Men: Colossus Bloodline #1-5 (2006)
- Сценарий: Дэвид Хайн
- Рисунок: Джордж Лукас
1914 год. Мистер Злыдень прибыл в Россию, чтобы познакомиться с человеком, явно обладающим Эссекс-фактором – Григорием Распутиным! Эссекс сговорился с безумцем, что положило начало жестоким экспериментам: десятки женщин должны забеременеть от Распутина и родить множество мутантов. Однако одна из «невест» предала Григория: Распутин погиб, а она сбежала с ребенком – будущим предком Петра (Колосса), Ульяны (Магики) и Михаила…
Но смерть не остановила Безумного монаха: его дух продолжил переселяться в потомков-мужчин и уже в наши дни нацелился на Колосса.
Этот странный комикс качается как неваляшка: его клонит то в беспросветную клюкву (дядя Колосса обклеивает избу иконами и постерами ABBA), то в беспросветную хтонь с пытками и изнасилованиями. А что еще вы хотели от семейного древа парня с фамилией Распутин?
Судя по хронологии именно у Распутина Синистер позаимствовал идею о переселении сознания после смерти. Конечно же, Злыдень не стал полагаться на ненадежное потомство и придумал собственный вариант для реинкарнации…
X-Men: Hellfire Club #1-4 (2000)
- Сценарий: Бен Рааб
- Рисунок: Чарли Адлард
1915 год. В становлении Клуба Адского Пламени вписано крайне много знакомых фамилий, не обошлось и без Эссекса. В решающий момент борьбы за наследство Злыдень искусил могуществом Джейкоба Шоу (отца Себастиана, будущего Черного Короля), вживил зловещий ген и «подарил» способность менять облик. Дар в обмен на будущую услугу, само собой. С тех пор семья Шоу погрязла в распрях за место на шахматной доске, а мир получил новую мутантскую линию.
Очередной сюрприз, когда неизвестная серия вдруг оказывается скрытым алмазом. Наполовину это увлекательное расследование, когда журналистка пишет статью про историю Клуба Адского пламени и с каждым следующим интервью все больше рискует жизнью. С другой стороны, исторический роман о превращении благородного дворянского рода в преступный клан.
Weapon X vol.2 #14 (2003)/Excalibur vol.3 #7 (2004)
- Сценарий: Фрэнк Тиери/Крис Клэрмонт
- Рисунок: Джон Пол Леон/Аарон Лопрести
1930-40-е года. Злыдень благосклонно принял развитие расовой теории и отлично прижился в нацистской Германии, хотя его раздражала расточительность концлагерей. Белокожий ученый по кличке Носферату спасал узников от казни, а чаще всего из бараков он забирал детей. И все же один особенный ребенок от «доктора» ускользнул: еврейский мальчик Макс вовремя понял, что попасть в лабораторию Носферату – участь хуже смерти. Страшная правда только усилила ненависть к мучителям и открыла в нем способности к магнетизму…
Также во время Второй мировой Носферату заинтересовался первым современным мутантом Нэмором и клонировал его как N2 (побежден Капитаном Америка).
Выпуск «Оружия Икс» служит негласным эпилогом к «Приключениям Циклопа и Феникс»: зло пережило викторианскую эпоху и отлично чувствует себя в бурном XX веке.
Фактически это судьба для любого прогресса, отбросившего гуманизм – превратиться в оружие для пыток в руках палачей.
X-Men: Legacy #213 (2008)
- Сценарий: Майк Кэри
- Рисунок: Скотт Итон
1946 год. Хотя режим нацистов пал, годы сотрудничества для Злыдня оказались крайне плодотворными. После завершения войны Синистер избавился от личности Носферату и сменил образ на респектабельного американского ученого Нэйтана Милбури. Если в Германии разнообразие подопытных оставалось весьма ограниченным, в плавильном котле США «профессор» мог ни в чем себе не отказывать.
Уже вскоре Милбури организовал в Аламогордо проект «Черное Чрево», масштабное генетическое исследование мутантов-детей. Но даже у такого зловещего проекта оказалось гнилое двойное дно. Взамен на «подарок» Джейкоб Шоу помог Эссексу набрать ученых с потенциалом к появлению Эссекс-гена в потомстве, чтобы Злыдень их детям привил свое зловещее ДНК. Из четырех ставок сыграли две (сам Шоу и Брайан Ксавье), третья прошла по касательной (сын Курта Марко стал Джаггернаутом, но не мутантом), четвертая пролетела мимо (хотя у Александра Райкинга родился мутант, свои силы он контролировать не мог и провел остаток жизни в лечебнице). То есть Злыдень повторил гамбит Распутина с подготовкой тела для воскрешения, только воспользовался чужими отпрысками.
Предназначение «Черного Чрева» выстрелит гораздо позже. Но уже сейчас, с появлением знакомых фамилий, мы все ближе подбираемся к временам первого поколения Иксменов.
На заре Икс
Опыты над детьми и чаепития с садистами оказались лишь началом – конечной целью Злыдня все еще оставалось выведение сверхмутантов ради победы над Апокалипсисом. Наступало идеальное время для экспериментов, когда Дети атома рождались каждый день. Оставалось только найти пару мутантов с совершенным сочетанием ДНК и получить от них совершенного ребенка.
На горизонте уже маячат выпуски легендарного Uncanny X-Men Криса Клэрмонта: перед первым официальным появлением Синистер успел натворить дел, прячась за кадром…
Из-за скользящего таймлайна Вселенной Марвел четкий год событий пропадает. Если прикинуть, начинаем мы где-то лет за пятьдесят до сегодняшнего дня.
Злыдень продолжил следить за образцами из «Черного Чрева», а ради сталкеринга Чарльза даже устроился преподавать генетику в Оксфорде. Там у Синистера получилось заложить в лысую голову идею о неких одаренных людях выше Homo sapiens. Ну а чтобы Ксавье не прогуливал пары, Злыдень свел его с Мойрой Кинросс, умной, красивой, с великолепной генетикой… Если бы только Синистер знал, что это он пешка в партии Мойры, а не наоборот.
После Оксфорда Чарльз отправился странствовать по миру. Интерес Злыдня сместился на мутантов-детей, поэтому он взял под контроль целый приют в Небраске, заменил своим тайным клоном директора, а в подвале построил лабораторию.
Главный житель приюта не заставил себя долго ждать. Скотт и Алекс Саммерсы пережили крушение самолета, из-за чего у Скотта случилась манифестация сил – силовые лучи из глаз. Родители мальчиков пропали, так что затащить Саммерсов в зловещий приют оказалось проще простого. Хотя Алекс тоже был мутантом, Злыдень быстро отправил его в приемную семью: Скотт должен был чувствовать себя как можно более одиноким.
Про ориджин Скотта рассказывает несколько комиксов, и версии происходящего немного отличаются. Я буду придерживатьсяUncanny Origins #1 (1996).
Дальнейшее детство Скотта прошло под чутким контролем маньяка. Некогда потеряв своих детей, Злыдень стал одержим превращением Саммерса в покорного ягненка. Синистер жестоко расправлялся с вероятными приемными родителями Скотта и вообще со всеми, кто проявлял к мальчику доброту (например, вскрывал им головы для превращения в послушных болванчиков). Постоянно теряя близких, маленький Саммерс должен был озлобиться на равнодушный мир.
Скотту позволили сохранить ровно одного друга – мальчика Нейта, которого искусственно создал Злыдень! Ребенок-клон должен был заменять юному мутанту брата и маленькими шагами подталкивать ко злу.
Также именно Злыдень создал культовые очки Циклопа из красного кварца. Вообще спустя десятки ретконов уже не разобраться: из-за удара головой Циклоп не может сдержать свет из глаз? Или психологической травмы? Или Злыдень сделал его опасным для окружающих, чтобы привязать к себе?
Увлекшись Скоттом, Злыдень прошляпил идеального мутанта №2 – телепатку Джин Грей. Профессор Ксавье успел первым забрать девочку под свое крыло, и Эссекс не рискнул напрямую сражаться с двумя телепатами. А потом уже и Скотт ускользнул. После очередной «внезапной» смерти возможных опекунов он не выдержал и сбежал… также в итоге очутившись в особняке Ксавье.
Кстати, как там Алекс Саммерс? Один раз Злыдень навестил его у приемных родителей, убедился, что мальчик умеет швыряться энергией, и снова бросил его. Даже интересно, почему Злыдень так равнодушно относился к одному мальчику и с таким рвением «опекал» другого.
Даже сломанные часы дважды в день показывают верное время: план не идеально, но сработал. Ксавье горит идеей превращать мутантов в оружие массового поражения под названием «Люди Икс», Джин и Скотт (уже Чудо-Девочка и Циклоп) заглядываются друг на друга, Алекс позже присоединяется к команде в образе Хавока. Злыдень же пока занимается очень ЗЛОВЕЩИМИ СЕКРЕТАМИ.
Благодаря сценаристу Крису Клэрмонту и художнику Джону Бирну с середины семидесятых у Иксменов начался Золотой век: пятерка подростков в желто-черном трико превратилась в звездную команду сильнейших мутантов со всего мира. А все благодаря золотому правилу: лучшие супергеройские комиксы – это не только супергероика. Авторы постоянно экспериментировали с жанром, забегая в сторону научной фантастики (отсюда путешествия во времени и сражения со злыми роботами), космической оперой (встреча с инопланетными птицелюдьми и «чужими») или фэнтези (Люди Икс и в Ад путешествовали, и с лепреконами встречались).
Но ключевой рубеж – это мелодрама. Иногда беззаботный любовный треугольник (кого выберет Джин: неотесанного Логана или бойскаута Скотта?), иногда – молодежная комедия (а что еще делать в закрытом особняке?), а порой мелодрама становится пафосной греческой трагедией (Феникс).
Я веду к тому, что Злыдень – именно порождение запутанной мыльной оперы от Криса Клэрмонта. Мистеру Злыдню выдали роль злой тети Эсмеральды, которая в конце серии должна рассказать главным героям, что их ребенок – на самом деле клон дяди Карлоса и двоюродной бабушки Пердитты. Он универсальный элемент хаоса, который никогда не даст влюбленным уехать в закат, иначе мелодрама просто закончится. И в то же время спустя годы он стал воплощением порядка, когда связал семейные нити мутантов в один узел.
Крису Клэрмонту нужно было масло для огня бесконечной Санта-Барбары Иксменов и клей для сюжетных дыр – и он его придумал.
Но изначально Клэрмонт представлял своего злого гения совсем другим. Вам не кажется, что Мистер Злыдень выглядит как-то… вызывающе зловещим? И неспроста. Крис Клэрмонт намерено сделал злодея гипертрофированно вычурным. Ведь в оригинальном плане Злыдень оказывался… аватаром для того самого мальчика Нейта из приюта!
Клэрмонт представлял Нейта как злобного гениального мутанта-изобретателя, застрявшего в теле ребенка. Никто бы не воспринимал всерьез мальчишку, поэтому он создал себе предельно страшного андроида в черном плаще (страшного в детском восприятии). Метка на лбу оказалась бы солнечной батареей, как у Вижна, а бледная кожа – следствием искусственного происхождения.
Однако Крис не успел раскрыть свою идею, следующие авторы приписали Злыдню английское прошлое и развернули идею с Нейтом на 180 градусов.
Позже Крис Клэрмонт воплотил Злыдня-марионетку в неканоничном комиксе X-Men Forever 2.
Вернемся к канону (далее речь пойдет о сюжетах Клэрмонта, если не указан другой автор).
Между Скоттом и Джин завязался роман, но им не суждено было остаться вместе надолго. В «Саге о Темном Фениксе» Джин пожертвовала собой, чтобы избавиться от власти космической силы.
Казалось бы, смерть ставит крест на рождении чудо-ребенка… Злыдню она только сыграла на руку.
Синистер давно собирался заменить Джин на клона, однако скопировать неповторимую телепатию мисс Грей никак не получалось. Неожиданным спасением стал Феникс. После гибели «Джин» частичка ее силы высвободилась и переселилась в тело клона…
Как по мне, Клэрмонт перемудрил с планом Злыдня, когда вплел туда Феникса. С другой стороны, амбиции Синистера насчет птички раскроются только в комиксах XXI века, поэтому оставим их танцы на вторую часть.
Пока Скотт на Луне кричал «Джин, нееееет!», Злыдень сочинял предысторию подделки. Он с издевкой назвал девушку Мэдлин Прайор (из-за «приоритета» над настоящей Джин), внушил ей фальшивое прошлое и отправил работать пилотом (родители Скотта исчезли после крушения самолета, а катавасия с Фениксом также началась в воздухе).
И когда Циклоп «случайно» столкнулся с полной копией погибшей любви, его сердце дрогнуло. Если с Джин неуверенный Скотт мялся десятки выпусков, пока она не отправилась на садомазо-вечеринку в Клубе Адского Пламени, то с Мэдлин события развивались с бешеной скоростью:
- Uncanny X-Men #168 – первая встреча Скотта с милой Мэдлин в Аляске.
- Uncanny X-Men #173-175 – Скотт стремительно влюбился в новую знакомую, подозревая, что она реинкарнация Феникса (довольно оскорбительно по отношению к новой девушке). Зная, что с Фениксом медлить нельзя, Циклоп как можно быстрее организовал свадьбу, чтобы сказать «Мэдлин, даааа!».
- Uncanny X-Men #200-201 – всего 25 выпусков понадобилось счастливой паре, чтобы стать родителями. Младенца назвали Нейтаном: нужно ли объяснять, почему имя первым пришло в голову и Мэдлин, и Скотту? Зловещая симфония уже оглушает своими раскатами.
Напомню, читатели не подозревали, что за идиллией стоит некий злодей. Даже сами авторы этого не знали. До возвращения Джин никто не планировал делать Мэдди клоном: уже потом пришлось выкручиваться, как избавиться от жены Циклопа, и на помощь пришел Злыдень.
И это далеко не полный список вмешательств Злыдня. По его вине на темную сторону стал ученый Герберт Виндхэм, также известный как Высший Эволюционер. Эссекс стоял у истоков экспериментов над пациентами Института Рейвенкрофт (туда отправляются неуравновешенные противники Человека-Паука). Из-за зловещих интриг появилась безумная парочка Няни и Сиротодела, убивающих родителей ради «спасения» их детей. Учитывая нынешний статус Синистеров, можно только гадать: какие события прошлого сценаристы отретконят, чтобы увеличить список зловещих преступлений?
Далее переходим к прямому приквелу для первого прямого столкновения Людей Икс с планами Синистера.
X-Men Origins: Gambit (2009)
- Сценарий: Майк Кэри
- Рисунок: Дэвид Ярдин, Ибраим Роберсон
Злыдню оставалось всего ничего – забрать ребенка у Саммерсов и натравить на Апокалипсиса. Однако Эссекс все еще не планировал выбираться из тайной лаборатории, поэтому ему понадобились подручные для грязной работы, старые добрые Мародеры.
Ранее Злыдень довольствовался наемниками-людьми, но теперь, с ростом числа мутантов, выбор стал гораздо богаче. Не желая пачкать руки, поиски безжалостных убийц Синистер доверил Гамбиту.
В юности Реми Лебо бежал из Нового Орлеана, сыграв роль Ромео во вражде Гильдии Воров и Гильдии Убийц. Картежника отправило скитаться по миру не только разбитое сердце: силы заряжать предметы энергией выходили из-под контроля, нужно было найти лекарство. Или доктора – Злыдень согласился провести операцию на мозге Реми в обмен на услугу.
Так Гамбит избавился от титула ходячей бомбы и стал должником Дьявола.
Благодаря Гамбиту в ряды Мародеров вступили Риптайд, Скрамблер, Вертиго, Охотник за скальпами, Гарпун, Саблезуб, Арклайт, а также Призма и Блокбастер (расходный материал для грязной работы, одним словом). В качестве последней миссии Эссекс предложил Лебо стать проводником Мародеров по канализационным катакомбам Морлоков – подземной банды мутантов, скрывающихся от внешнего мира.
Гамбит понятия не имел, что Мародеры отправились к Морлокам…
… ради резни. Хотя Реми пытался помешать убийцам, Мародеры легко избавились от поводыря. Ошибка довериться Злыдню обошлась в десятки жизней, и искупить ее бывший вор смог только присоединившись к Людям Икс.
Дальше путь Гамбита расходится с историй Злыдня – планы Эссекса ведут прямиком к эпохе кроссоверов.
Сырой фарш
В середине восьмидесятых кроссоверы Большой Двойки вышли на новый уровень, когда оба издательства собрали под одной обложкой своих самых популярных героев ради масштабного сражения. Для Марвел игру перевернули Secret Wars, а для DC – Crisis on Infinite Earths. К слову, во многом они определили будущий подход к глобалкам для обеих сторон: если в Марвел события должны были становится развлечением, а только потом высказыванием про политику/современную мифологию/крутизну ниндзя, то авторы DC с максимально серьезными лицами своими ивентами старались перекроить мироустройство.
В «Секретные Войны» позвали и Людей Икс как героев сверхуспешной серии. Но даже в Мире Битв было очевидно, что Икс-истории лучше работают обособленно – большую часть комикса мутанты решали свои проблемы с Магнето и держались отстраненно от общей шумихи с Доктором Думом.
Как уже упоминал, Икс-франшизу так перенасытили идеями, что в их историях смешивалось все подряд. Поэтому звать в свои комиксы Железного Человека ради технологий или Доктора Стрэнджа ради магии казалось лишним. Креативный штурм Клэрмонта и Бирна помог серии подняться до отдельного уголка Вселенной Марвел со своими законами, проблемами и разногласиями. Разнообразным мутантам становилось тесно в одном онгоинге – так Икс-уголок начал стремительно разрастаться.
Uncanny X-Men все еще оставались флагманом, пока от него отделялись спин-оффные серии. New Mutants представлял новое поколение мутантов и позволял себе дерзкие эксперименты Хулиганский Excalibur смешивал супергероику, фэнтези, британцев и вызывающие обложки. Wolverine из небольшой лимитки развился до сольных похождений Логана.
А X-Factor работал как серия для прожженных Икс-фанатов, ведь там воссоединялась оригинальная пятерка Иксменов, да еще и в неожиданных образах охотников на мутантов! Следуя принципу держать врагов ближе друзей, первый класс Иксов (Циклоп, Джин Грей, Зверь, Айсмен, Ангел) переоделись в новую форму Икс-терминаторов и тайно спасали мутантов от своих «коллег». В это же время новые Иксмены из Uncanny X-Men продолжали дело Ксавье открыто под предводительством Шторм с ирокезом (Ночной Змей, Китти Прайд, Росомаха, Колосс, Шельма, а также Магнето, ставший на путь исправления). Золотые времена.
Стоп, Джин Грей уже вернулась? Да, Феникс всех обманул, погибла копия Джин, пока настоящая мисс Грей оставалась без сознания в коконе на дне океана. Когда правда вскрылась, Циклоп оказался в сложном положении: дома ждала Мэдлин с сыном, а в геройских делах он снова боролся плечом к плечу со своей первой любовью. Наверное, детство, когда любым твоим близким устраивают трепанацию, все-таки отпечаталась на личности Скотта: боясь сделать выбор, он скрывал от обеих дорогих женщин существование друг друга.
Очень длинная получилась подводка, но ключевых выводов три:
- Люди Икс превратились во франшизу внутри франшизы – растущее число серий все настойчивее подталкивало Марвел устроить мутантский кроссовер из Икс-серий;
- Санта-Барбара набирала обороты – чем больше серий, тем больше расставаний, воскрешений и прочего мыла;
- Люди Икс нуждались в новый могущественном враге, своем источнике бесконечных бед (и кроссоверов), собственном Альтроне и Локи в одном флаконе – не таком сильном, как Феникс, и не такой твердолобом, как Стражи.
Первый шаг сделала Луиза Симонсон, когда ввела Апокалипсиса в «Икс-Факторе». Стоит сказать, в первых появлениях египтянин и близко не был таким эпичным, как сейчас.
Стоп, Апокалипсис уже пробудился? Да, виноват ребенок Скотта и Мэдди. Маленький Нейтан оказался таким сильным мутантом, что уже при рождении вызвал вспышку энергии, разбудившую синего великана. Апокалипсис быстро понял, что наступила долгожданная эра мутантов – пришло время собирать новых Всадников.
Подводка так затянулась, что выводы сами превратились в подводку… Но Час Икс настал, встречайте первый Икс-кроссовер – Резню Мутантов!
Кроссовер Mutant Massacre (только Икс-тайтлы): Uncanny X-Men #210-213 + X-Factor #9-11 (1986)
- Сценарий: Крис Клэрмонт, Луиза Симонсон и другие
- Рисунок: Джон Ромита-мл., Уолтер Симонсон и другие
«Резня» стала пробой пера в создании Икс-кроссоверов. На удивление, для первого раза Клэрмонт и Симонсон справились неплохо. Но не идеально.
Вряд ли бы кого-то удивил кроссовер с новыми пафосными прыжкам по таймлайнам или космических баталиями с очередным брудами. Все это у Людей Икс уже было и уже тогда гордо называлось «сагами». Накал эпика повысить не представлялось возможным, поэтому история наоборот стала приземленной жуткой трагедией.
Ненависть к мутантам в обществе возрастала, а кроссовер показал ее пик. Что может быть страшнее далекого будущего с концлагерями? Только массовое убийство здесь и сейчас. При чем не каких-то там могучих Людей Икс – Мародеры вырезали Морлоков, самых презираемых и неприятных мутантов. Безумное кровопролитие в канализации, совершенно невидимое для обычных людей – и в то же время темная страница в истории Людей Икс.
Но это все взгляд с высоты птичьего полета. При непосредственном ознакомлении кроссовер читается не так уже просто. Клэрмонт и в обычных выпусках любил злоупотреблять текстом, в кроссовере же нужно объяснять в два раза больше – по современным меркам читается сложно. Большую часть Резни занимает беготня туда-сюда, а грязные подземные ходы сложно назвать увлекательной декорацией для битв.
Да и вообще: кто сейчас вспомнит имена погибших Морлоков? Для 99,99% читателей они навсегда останутся мертвыми статистами с парой появлений.
И самая слабая деталь – сомнительная структура. Луиза и Крис пытались так выстроить историю, чтобы можно было прочитать только один тайтл и понять происходящее. Отсюда повторы событий и хождение кругами.
Чисто для понимания: в самый напряженный момент, когда Мародеры лишают Ангела крыльев, появляется… Тор!
А вот оправдать тай-ины в Daredevil и Power Pack уже сложнее.
Пусть «Резня» не достигла культового статуса «Дней минувшего будущего», ее влияние все равно ощущается до сих пор. Возможно, без «Резни Мутантов» не было бы разрушения Геноши и Комплекса Мессии – именно «Резня» задала тон будущим историям про бессмысленный геноцид. Многие сюжетные линии получили развитие из-за кроссовера: Апокалипсис начал сбор Всадников из числа выживших Морлоков, Ангел лишился крыльев и поэтому примкнул к Апокалипсису, Псайлок вступила в ряды Иксов… И Мистер Злыдень как тайный организатор Резни – Саблезуб лишь вскользь упомянул о таинственном нанимателе.
Остался только один вопрос. А зачем вообще Злыдню понадобилась бойня Морлоков? Ответить на вопрос будет сложно, ведь в дело снова вступают ретконы… Раскроем секрет позже.
Адские страсти
Куда важнее, что уже вскоре после Резни наконец состоялось первое появление Злыдня в комиксах! Всего-то две трети статьи прошло. Дебютная первая страница –Uncanny X-Men #221 (1987).
Перед читателями предстал зловещий лидер Мародеров, приказывающий своей банде похитить ребенка Мэдлин, а его маму устранить. После возвращения Джин Грей существование «близнеца» вызвало бы лишние вопросы, к тому же, нельзя было медлить из-за возвращения Апокалипсиса.
Нейтана Мародеры захватить успели, а Мэдди спасли Люди Икс. Несчастная женщина и ранее страдала из-за странного поведения мужа, сейчас прибавилась потеря ребенка, а окончательно ее сломило неприятное открытие, что Скотт вернулся к Джин.
Козни Синистера интересным образом отрикошетили в Алекса Саммерса. Ранее Малиса из Мародеров захватила тело Полярис, дочери Магнето и возлюбленной Хавока. И Алекс, и Мэдди чувствовали себя брошенными, поэтому потянулись друг к другу… Так из безумного евгенического эксперимента родился еще один роман, один из самых нестабильных и несчастных в Икс-франшизе.
Утраты озлобили Мэдлин, но в то же время внутренняя тьма пробудила скрытые способности к телепатии. Обида на Скотта и зависть к Джин вместе с растущей силой привлекли внимание демонов… Что приводит нас ко второму кроссоверу в «зловещей трилогии» – Инферно!
Кроссовер Inferno (только Икс-тайтлы): Uncanny X-Men #239-243 + X-Factor #36-39 + New Mutants #71-73 + X-Terminators #1-4 + Excalibur #6-7 (1988-1989)
- Сценарий: Крис Клэрмонт, Луиза Симонсон и другие
- Рисунок: Марк Сильвестри, Уолтер Симонсон и другие
В отличие от сырой «Резни» монументальный «Инферно» до сих пор заслуживает называться классикой комиксов. Мэдлин Прайор окончательно обращается ко злу – в образе безжалостной Королевы Гоблинов он заключается сделку с демонами Лимба. В обмен на возвращение сына она помогает запустить сотни демонов в Нью-Йорк!
Вообще я считаю, что современные ивенты всем обязаны «Кризису на Бесконечных Землях» и «Инферно». «Кризис» научил глобальные события быть эпиком о разрушении миров, а «Инферно» показал, как из супергеройских драк делать трагичную мелодраму.
Авторы проделали колоссальную работу над ошибками. На место странной формулы «одни и те же события в разных серий» пришло «грандиозная битва, прокатившаяся по всем тайтлам». Персонажи каждой серии участвовали в «Инферно» по-своему: одни спасали детей от демонов, другие совершали вылазку в Лимбо, третьи зачищали улиц от нечисти, четвертые разбирались с безумием Королевы Гоблинов. Вторжение демонов – такой универсальный сюжет, что даже абсолютно несвязанные с мутантами сюжеты выглядели интригующе: например, именно в «Инферно» дебютирует великий Демогоблин!
И все же сражение с демонами оставалось красочной декорацией для настоящей битвы со злом внутри. С одной стороны, приковывало внимание неразрешимое противоречие между Джин и Мэдлин, с другой – попытка Ульяны Распутиной оставить позади тяжелое прошлое и не стать таким же чудовищем, как ее мучители.
Если бы «Инферно» было видеоигрой, Мистер Злыдень бы оказался «секретным боссом» для идеального прохождения. И без Злыдня у кроссовера пронзительный конец: демонические орды изгнаны, Королева Гоблинов драматично умирает на руках у заклятой соперницы, успев передать воспоминания о маленьком Нейтане, ребенок остается с Джин и Скоттом… Но под конец припасена вишенка на торте, когда Люди Икс узнают правду о тайном архивраге – и вторгаются в логово зверя в злосчастном приюте.
Так битва десятка мутантов против одного непобедимого Мистера Злыдня стала кульминацией сюжетов, тянущихся годы. В финале Циклоп разорвал Эссекса ударом луча – долгожданный триумф Злыдня обернулся крахом.
И вся фантастическая сага со Злыднем – лишь верхушка айсберга! Даже в сухом пересказе события захватывают дух. Если же вы вдохновились безумно-эпичной историей Иксов, но боитесь разбирать сотни старых комиксов, попробуйте современный «ремейк» –X-Men: Grand Design Эда Пискора. Это попытка уместить сагу классических Икс-комиксы в шесть компактных выпусков. Они больше предназначены для желающих освежить в памяти прочитанное, однако и новичкам будет интересно заглянуть в бездну лора.
«Великий замысел» издавался на русском «Белым Яблоком» (наш обзор).
После поражения в «Инферно» Злыдень вернулся невредимым уже через два года. Но умирал он в Санта-Барбаре, а возродился в цирке – добро пожаловать в лучшую эпоху комиксов, в девяностые!
Икс-трим
Уже в 1991 году Иксменов было не узнать. Метафоричные злободневные сюжеты и печальные саги вышли из моды – теперь порядки диктовали мужики с конскими хвостами, фарширующие киборгов плазменным свинцом.
Еще в 1989 году Марк Сильвестри блистал как звезда Икс-комиксов, а в 1992 ушел в Image Comics творить героев нового поколения – Cyberforce.
Поначалу Люди Икс к эпохе экстрима приспособились замечательно. Комиксы про мутантов всегда могли похвастаться роскошными стеллажами с десятками крутейших персонажей. Оставалось только приодеть их в ультрамодные костюмы, подкачать мышцы, подкинуть взрывов – и крутые Икс-парни с Икс-девчонками готовы рвать топы продаж.
И все равно девяностые привели Икс-франшизу к краху. Проблема даже не в том, что Люди Икс из сложных героев превратились в качков. Если бы Икс-комиксы на время стали аттракционами про гонки на птеродактилях, наверное, было бы весело. Многолетняя семейная драма продолжилась, и под воздействием девяностых она мутировала в нечто ужасное.
Все научно-фантастическая мишура с путешествиями по времени, клонами, биологическим оружием и восстанием машин оказалась игрушками в руках обезьян – они швырялись ее друг друга, пытались грызть и кидаться, пока не придумали сделать из нее разборки боевиков с бластерами. Трэш стал настолько трэшем, что переступил за грань гениальности.
Endgame (X-Factor #65-68, 1991)
- Сценарий: Джим Ли, Уилс Портасио, Крис Клэрмонт
- Рисунок: Уилс Портасио
Апокалипсис разглядел в Нейтане Саммерсе угрозу, поэтому приказал украсть мальчика (опять). На Луне он заразил Нейтана техно-органическим вирусом – спасти его можно было только отправив в далекое будущее… А еще там были Нелюди. Проклято.
Безумные решения редакторов в девяностых переехали многих персонажей. Питера Паркера, например, лишили дочери и окунули в кошмар «Саги о клонах» (читайте текст Дитриха). Если бы комиксы про Иксменов были чтивом попроще, Скотт и Джин навсегда бы распрощались с сыном. Но у офиса Марвел напрочь отказали тормоза.
Нейтан Саммерс, идеальный мутант и спаситель Икс-фактора, вернулся как КИБОРГ-МУТАНТ ИЗ БУДУЩЕГО.
Икс-комиксы развивались 30 лет только ради того, чтобы Нейтан превратился в седого универсального солдата с металлической рукой – в Кейбла (хотя давайте его называть Бицепс, все же смотрели мультсериал!).
Как же чудо-мальчик стал горой мяса со свинцом? Ответ дает третий кроссовер – «Песнь Икс-палача».
Кроссовер X—Cutioner‘s Song (1992-1993)
- Сценарий: Скотт Лобделл, Фабиан Нициеза, Питер Дэвид
- Рисунок: Энди Куберт, Грег Капулло и другие
Фактически последний Икс-кроссовер XX века, где чувствуются отголоски «старой школы». Вот-вот серии окончательно провалятся в бездну, а семейное древо Саммерсов вывернет континьюти наизнанку.
Кроссовер посвящен войне Людей Икс и Бицепса со Страйфом – ЗЛЫМ КИБОРГОМ-МУТАНТОМ-КЛОНОМ ИЗ БУДУЩЕГО. Клоном Бицепса в шипастом шлеме, точнее.
Что вообще происходит? Нужен контекст создания персонажа. Бицепса в 1989 году выдумал Роб Лайфилд, явно вдохновляясь «Терминатором» и не сильно заморачиваясь проработкой персонажа. Суперкрутой мужик с руками-базуками из будущего, что вам еще нужно? А Страйфа Лайфилд планировал сделать вариантом Бицепсом из другой точки таймлайна.
Но потом вмешались редакторы и придумали, что это сын Циклопа! То есть уже после первого появления Бицепса Нейтана увезли на каникулы в XL век, чтобы сделать Кейблом. Там мальчика на всякий случай клонировали, если вирус окажется смертельным. Однако Апокалипсис похитил здорового клона и воспитал Страйфа как наследника.
«Песнь Икс-палача» должна была расrрыть шокирующую правду перед читателями. Однако произошел Икс-ход (X-Odus): яркие звезды Марвел, ранее работавшие над Иксменами, ушли создавать независимое издательство Image. Кроссовер дописывался в хаосе, объяснение бросили на полпути – в финале Бицепса и Страйфа затянуло во временную воронку, оставляя кучу вопросов открытыми.
Пришлось снова впутывать путешествия во времени: Циклоп и Джин отправились в будущее, чтобы воспитывать еще маленького Нейтана. А затем чета Саммерсов попала в Лондон и повлияла на происхождение Злыдня. Можете возвращаться в начало статьи.
Все это писалось разными авторами без четкого плана и сложилось само собой во временную петлю вокруг Эссекса – чем не чудо?
Кстати, в «Песне» Злыдень мелькает всего на нескольких страницах, но успевает дать толчок всем последующим событиям. Страйф заключает сделку с Эссексом: похищение Джин и Циклопа в обмен на ДНК Саммерсов из далекого будущего.
Однако очередной Саммерс вновь обвел Злыдня вокруг пальца. В канистре вместо ДНК оказался образец вируса «Наследие», убивающего только мутантов…
В девяностых о сохранении ореола загадочности вокруг Эссекса не особо заботились. Опереточный Мефистофель с длинными монологами на празднике пушек не прижился бы, поэтому его начали использовать как типичного злого ученого. Икс-сценаристы постоянно тащили Злыдня в свои серии, только чтобы герои разгромили зловещие лаборатории. Забавно, что именно среди сумбурных драк он стал… более человечным?
Кажется, именно Питер Дэвид в X—Factor vol.1 #75 додумался придать Злыдню иронии, когда дал ему собрать банду карикатурных фриков «Гадкие Мальчишки» (Nasty Boys).
В диалоге с Циклопом (X—Men vol.2 #23) проскальзывает нечто вроде родительской обеспокоенности. В тот же период Злыдень даже помогает Иксменам найти лекарство от «Наследия». Ради достижения своих целей, но все же.
Дальше всех зашел Дж. М. ДеМаттейс вX-Men Annual’95. Автор «Последней охоты Крэйвена» со свойственным психологизмом решил покопаться в сознании Злыдня. За целых полгода до раскрытия викторианского прошлого ДеМаттейс прописал Эссекса как трагичного заложника бессмертия, этакого вампира, обреченного жить вечно в одиночестве ради бесконечных исследований.
Однажды в тридцатые годы в Британии аристократка Фэй Ливингстон, влюбилась в загадочного джентльмена Эссекса. Злыдню ее чувства послужили на руку, ведь она была мутанткой и добровольно согласилась на эксперименты ради возлюбленного. Не понятно до конца, питал ли Эссекс взаимные чувства, но позже он отпустил Фэй, чтобы она дожила до глубокой старости. Встретившись вновь только в девяностых, Злыдень телепатией вернул мисс Ливингстон во времена молодости, подарив ей перед смертью последний танец…
Хватит сентиментов – Злыдень оставался отморозком, поломавшим тысячи жизней. Но пора вспомнить об еще большей угрозе.
Апокалипсис вчера
В 1994 году стало ясно, что все предыдущие Икс-кроссоверы – это драка за игрушки в детском саду. Почему? Три слова – AGE OF APOCALYPSE.
Легион, сын Чарльза Ксавье, попытался переписать историю, убив Магнето, но случайно порешил отца. Мир без Профессора Икс пал перед Апокалипсисом, а судьбы мутантов изменились до неузнаваемости.
На целых четыре месяца все Икс-комиксы встали на паузу, чтобы их заменили тай-ины к «Эре Апокалипсиса». Это квинтэссенция эпохи экстрима, с безумными твистами, дерзким рисунком и жестким решением раскинуть историю на полсотни выпусков. После завершения мега-кроссовера девяностые можно было закрывать – ничего более впечатляющего Икс-комиксы до XXI века не предложили. Но читать его сегодня стоит только на свой страх и риск.
Во время Эры Апокалипсиса изменилась и жизнь Злыдня. Лучше всего его новое прошлое можно отследить в следующем ван-шоту, а участия в самом ивенте – только в беспощадном пробеге по глобалке.
Tales from the Age of Apocalypse: Sinister Bloodlines
- Сценарий: Джон Фрэнсис Мур, Брайан К. Вон
- Рисунок: Стив Эптинг, Ник Наполитано
В искаженном таймлайне Эссекс остался верен Апокалипсису и стал его первым Всадником. Также на сторону Апокалипсис встал Хэнк Маккой, ставший Темным Зверем и напарником в опытах Злыдня.
С новыми возможностями Мистер Злыдень воспитал братьев Саммерсов как личных убийц, готовых на все ради хозяина. Но что не изменилось, так это идея Злыдня скрестить Скотта с Джин. В отличие от Земли-616 Эссекс не церемонился со свадьбой и просто похитил ее ради ценного ДНК. В лаборатории Злыдень вывел ультимативного мощнейшего телепата-телепортера-телекинетика-энергетика Нейта Грея. Не киборга-качка, а всемогущего парня с голым торсом. Как вы поняли, вторая сторона девяностых: гигантский список способностей на все случаи жизни, мягкий характер и модная прическа.
Дальше следовал знакомый сценарий: при помощи идеального Саммерса Злыдень собрался свергнуть хозяина.
Не будем углубляться в дебри альтернативного таймлайна, итог прост – мир вернулся в норму, Злыдень остался плести интриги, а из обреченного будущего в основной мир перебежали только избранные персонажи: Нейт Грей, Сахарный Человек, а также Темный Зверь. Хэнк продолжил эксперименты по методике учителя, результатом которых стали… Морлоки! Те самые мутанты-отщепенцы из канализации! Спустя много лет Злыдень обнаружил в ДНК Морлоков свои наработки. «Плагиат» так разозлил Эссекса, что он приказал Мародерам избавиться от изгоев.
Об этом читатели узнали через десяток лет после «Резни» – банальная зависть выглядела не самой впечатляющей разгадкой для долгой интриги. Фанатская теория мне нравится даже больше: Злыдень предвидел, что Апокалипсис наберет Всадников среди богатого разнообразия Морлоков, поэтому Эссекс резко сократил число потенциальных рекрутов.
Громогласный успех «Эры Апокалипсиса» подтолкнул издательство устроить еще более гигантский кроссовер: разумы Профессора Икс и Магнето объединялись в виде агрессивного монстра по имени Натиск, владеющего и телепатией, и магнетизмом, и вообще всеми силами для уничтожения Вселенной. Если пришествие Апокалипсиса разыгралось в отдельной песочнице, где можно было творить любые непотребства (роман Джин и однорукого Логана, ммм), гига-мега-событие Onslaught сметало вообще всю Вселенную Марвел, убивало всех супергероев и начинало новую эру… Только чтобы о событии забыли, как о страшном сне.
«Сага о Натиске» сама по себе была абсурдно безвкусной и раздутой чепухой, но хуже всего, что она нарушала ключевое правило Икс-кроссоверов: не смешиваться с Homo sapiens.
Злыдень в ивенте не участвовал, однако сумел подобраться к сокровенному Нейту Грею (кстати, после бегства из «Эры Апокалипсиса» он получил сольный онгоинг X-Man, продержавшийся аж 75 номеров). Но наш золотой мальчик не впечатлился предложением пойти убивать египетского тирана и побежал дальше в рейд против Натиска. Вот уже второй идеальный Саммерс обернулся разочарованием.
Чисто для справки: у Саммерсов есть и третий ребенок – Рейчел из реальности «Дней минувшего будущего». Заострять внимание на ней не буду, так как Синистер с ней пересекался вскользь. А жаль, ведь ее история весьма интересна: Рейчел успела побывать невольной охотницей на мутантов, носительницей Феникса и основательницей Экскалибура.
Так что же такое история Мистера Злыдня в XX веке? Человек Мутант против беспощадного ветхозаветного Бога. Жестокий Творец решает стереть своих детей ради создания идеальной расы, его подопечный бросает Творцу вызов, что сможет создать совершенство не грубой силой, а разумом. Но по пути он сам обращается в чудовище, а его творение изменяется под давлением времени. Как бы Новый Творец не пытался превзойти Старого, движение времени откатывает его планы в сторону, как приливная волна.
У противостояния Злыдня и Апокалипсиса все же есть финал. Только находится он в никому не нужном комиксе.
Apocalypse: The Twelve (2000)
- Сценарий: Алан Дэвис, Терри Кавана и другие
- Рисунок: Роджер Круз, Роб Лайфилд
Девяностые закончились и едва не разорили Марвел. Свежие идеи нулевых еще не успели развиться, Ultimate пока что не стартовал. Для Икс-комиксов 2000 год был рубежом, когда никто толком не понимал, как делать комиксы про мутантов в XXI веке.
Вот в такое время, за полгода до фильма «Люди Икс» Брайана Сингера и за год до рана Гранта Моррисона, выходил финал истории Апокалипсиса. Пережиток прошлой эпохи, написанный для читателей вчерашнего дня: Эн Сабах Нур собирает 12 мутантов (среди них и Бицепс), чтобы согласно пророчеству вытянуть из них силы и возвыситься. А тринадцатый мутант, Нейт Грей, должен стать новым аватаром для сознания Апокалипсиса. В конце концов, Циклоп пожертвовал собой и заточил Апокалипсиса в своей голове. Потом его оттуда изгнали. Конец великого Апокалипсиса.
В общем, все как в фильме про синего Оскара Айзека: много мутантов и беготни, мало смысла, ноль интриги. Смог бы Апокалипсис победить, если бы не вмешался Злыдень? Тогда бы не существовало обоих идеальных Саммерсов, не было бы ритуала, Апокалипсис не покинул бы старое могущественное тело и не потерпел бы неудачу. Вроде как план осуществился, но опять каким-то кривым способом.
Вообще, если выходить на мета-уровень, Апокалипсиса уничтожило время. Фэнтезийный злодей планетарного масштаба с техно-органическим оружием мог триумфально шествовать по комиксам только в восьмидесятых-девяностых, как бездумные кроссоверы на тысячу страниц. У нового времени новые кризисы. Угроза конца света обрела совсем иной вид, более жесткий и реалистичный – старомодному Апокалипсису места в новом тысячелетии не нашлось.
Конечно, позже Апокалипсис вернулся, но на звание главного противника больше не претендовал. А что же Злыдень? Смог ли он приспособиться к переменам или остался анахронизмом, как его хозяин? Он наконец освободился от противостояния и перешел ко второму раунду – бою с самим собой.
Продолжение следует…
Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!