Обзор комикса «Люди Икс: Великий Замысел»

1 138

Краткая история Людей Икс.

Эд Пискор – культовый сценарист и художник, в первую очередь известный за пределами Штатов биографической серией-антологией «Hip Hop Family Tree» (в нашем переводе – «Родословная Хип-Хопа»). До конца 2017-го года автор практически не сотрудничал с Большой Двойкой, нарисовав лишь две хип-хоп-обложки к сериям «New Avengers» Эла Юинга и «All-New X-Men» Дэна Хоуплесса. Однако уже в декабре 17-го, сразу после ухода Акселя Алонсо с поста главного редактора издательства Marvel Comics, Эд выпускает свою первую мини-серию для «Дома Идей» – сюжет из двух номеров «X-Men: Grand Design».

Уже в момент выхода инициатива так сильно понравилась руководству компании, что, несмотря на слабые продажи первого выпуска, «Grand Design» продолжили даже после окончания истории Людей Икс.

В 2019-ом, уже спустя несколько месяцев после релиза финального номера «X-Tinction», свет увидела ретроспектива «Фантастической Четверки», а каких-то пару месяцев назад, в марте 2022-го, «Халка»

В общем-то, «Grand Design» – ретроспектива золотой классики издательства, адаптированная под современные реалии вселенной и многочисленные ретконы с софт-ребутами. Каждая из серий, при этом, разительно отличалась друг от друга: когда как Том Сиоли, автор «FF: Grand Design», позаимствовал структуру антологии Пискора, Джим Рагг сконцентрировал свое внимание не на сюжете, но на рисунке и оформлении, добавив в свою серию коллажи и импровизированные мудборды. 

Теперь, имея небольшую историческую справку о корнях концепта, перейдем к выпущенной в России серии «X-Men: Grand Design», в переводе звучащей как «Великий Замысел», от наших коллег из издательства «Белое Яблоко». И говоря с вами откровенно, релиз третьей лимитки, «Икстребления», стал столь же внезапным, сколь и анонс новой серии про Человека-Паука от Дэна Слотта – лично я и помыслить не мог, что линейка успеет завершиться до предполагаемого отзыва лицензий Marvel.

Сюжет шести выпусков охватывает 30-летнюю историю мутантов: с их первого появления в 1963-ом году в «X-Men» #1 и вплоть до начала 90-х с дебютом Джубили и Гамбита. Эд Пискор, являясь прирожденным фанатом лора Людей Икс (о чем можно узнать из дополнительных материалов в сборнике), пересказывает историю десятков выпусков, серий и сюжетов. При этом Эд описывает огромное количество ключевых для мира Marvel событий: и первое столкновение жителей Нью-Йорка с Нэмором, и дебютный сбор команды мутантов-подростков, и знакомство землян с Фениксом (хотя Джейсон Аарон уже переписал данный сюжет, попутно придумав «истинную» причину появления мутантов).

Автор не ограничивается сериями о Людях Икс: работая над тридцатилетней историей масштабной вселенной, Пискор активно закрывает «логические дыры» от ретконов и хронологических нестыковок как сторонними сериями от Marvel, вроде «Avengers» и «Fantastic Four», так и, к примеру, мультсериалами. 

По итогу «Великий Замысел» представляет собой не просто сухой и унылый сборник отдельных историй про homo superior, но грамотную и крайне насыщенную адаптацию, в которой сценарист и художник пытается связать, на первый взгляд, бессвязные сюжетные линии в единое полотно. Например, так случилось с тим-апом Стива Роджерса и Логана из «Uncanny X-Men» #268 и происхождением Магнето из мультсериала «X-Men: Evolution» 2000-го года, которые были объединены в одной потрясающей сцене.

Неудивительно и то, что на протяжении всех трех мини-серий Эд Пискор разбрасывался десятками самых разнообразных оммажей на культовые комиксы издательства. Разбирать их все, как и пересказывать сюжет «Великого Замысла», откровенно бессмысленно, но парой интересных референсов все-таки поделюсь: просто я очень люблю Джека Кирби и классического Фрэнка Миллера. 

Подытоживая рассуждения о сюжете, хочется отметить, что мне очень нравится идея Эда начать пересказ жизни Людей Икс с Уату. Наблюдатель не просто клишировано «знакомит читателя с новыми мирами», как это было в бессчетном количестве выпусков «What If…?», но записывает хронологию событий, а также свои наблюдения с помощью Регистратора. С которым, судя по информации из ссылок с источниками в конце сингла, Уату пересекался всего однажды. 

Повод вставить смешную картинку, которую я нарисовал несколько дней назад после прочтения серии. (Когда увидел обложку к нашему обзору про Дума — читайте и его. — Прим ГлавВреда)

Рисунок и издание – главная отличительная черта «X-Men: Grand Design», о качестве которых, уверен, никто не будет спорить. Стиль Эда Пискора (что неудивительно, учитывая его биографию) отдает карикатурными зарисовками и граффити 80-х и 90-х, «хип-хопом» и классическими комиксами Marvel 60-х  в лучшем смысле этих слов.

Добавьте к описанному выше уникальное оформление, будь то крайне нетипичная для линеек от Большой Двойки раскадровка (стандартные восемь и девять панелей на страницу преображаются во что-то невероятное из-под пера Эда) или бумага. К слову, о последнем.

Почти пять лет назад, осенью 17-го, я предзаказал самый первый номер «X-Men: Grand Design» из США – тогда-то впервые познакомился с великолепным изданием серии, которая была отпечатана на офсетной бумаге. Отечественное издание «Grand Design», как и оригинальное, может похвастаться газетной бумагой – жестким и крайне непрочным материалом, цвет которой варьируется от «выцветшая двадцатилетняя книга, подаренная родителями» до «за эту макулатуру даже денег не дадут». 

И именно в этом скрывается главное достоинство как самого комикса, так и отечественного переиздания от «Белого Яблока». «Люди Икс: Великий Замысел» – не просто очередной пересказ сюжетов от фаната и для фанатов, но рискованный эксперимент, которым необходимо уметь наслаждаться.

Каждый комикс Пискора, будь то «HHFT» или «Grand Design» – сочетание титанической работы с источниками и документами, а также удивительного эстетического опыта, который потребует от вас времени и внимания. 

Что касается форматов: три мини-серии «Людей Икс» вышли в шести синглах с кучей вариантных обложек, большинство из которых вы можете найти на обороте второго номера «Икстребления».

Помимо этого самая первая линейка удостоилась отдельного сборника увеличенного формата 230×340 (в полтора раза больше «Золотой Коллекции Marvel» от «Комильфо») с интегральным переплетом, в который вошли два номера оригинальной лимитки, а также первый выпуск «X-Men» 1963-го года с покраской от Пискора.

Отдельно стоит отметить «Доску Почета» в конце каждого сингла, на которой указаны все авторы серий про Людей Икс 30-летнего периода – с 60-х по 90-ые соответственно. Разумеется, не обошлось и без огромного перечня ссылок на источники тех или иных кадров, действий и событий – такому человеку, как Эд Пискор, я бы спокойно доверил составление списка литературы в своем несуществующем дипломе.  

«Люди Икс: Великий Замысел» – это масштабный эксперимент, который однозначно был необходим Marvel в конце 10-х.

Подобного объема работы над серией для Большой Двойки я не видел, наверное, со времен Джонатана Хикмана и его «House of X/Powers of X». Серия Эда Пискора для «Дома Идей», изданная «Белым Яблоком», – абсолютный мастхэв для любого фаната комиксов «Дома Идей» и, в частности, историй о homo superior. 

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии