Готовы держать судьбы вселенных в ваших руках?
Как вы наверняка и сами прекрасно знаете – большие события-кроссоверы вот уже тридцать лет остаются несущей стеной американской индустрии супергеройских комиксов. Именно эти масштабные и запутанные сюжеты, в создание которых оказываются вовлечены десятки сценаристов и художников, регулярно дают издательствам Большой Двойки приток денег, всплеск потребительского интереса и порцию косметических нововведений, помогающих растрясти застоявшуюся вселенную. И по иронии судьбы – крайне малая часть этих огромных событий оказываются действительно значимыми или банально хорошими.
Причин тому можно назвать великое множество и одна из главных заключается в том, что в действительности – издательствам крайне редко хватает духу пойти на по-настоящему радикальные, интересные и долгосрочные перемены. Однако тот ивент, о котором пойдёт речь сегодня, в отсутствии смелости и масштаба упрекнуть точно не получится. Усилиями издательства «Азбука» на нашем рынке появилось роскошное абсолютное издание серии «Кризис на бесконечных Землях» – эпохального события, эхо которого можно услышать и в наши дни.
Так что же в нём такого грандиозного? В первую очередь – сама концепция и цели, которые ставили перед ивентом издательство и авторы. С одной стороны – «Кризис на бесконечных Землях» был задуман сценаристом Марвом Вулфменом как история, масштаб которой подразумевал участие всех персонажей вселенной, которым пришлось бы объединиться, чтобы встретиться лицом к лицу с невообразимой угрозой. С другой стороны – к началу 80-ых, на фоне множества финансовых неудач, в редакции DC сформировалась идея о том, что их цветастый супергеройский мир, существовавший практически полвека, медленно приходил в упадок из-за своей переусложнённой внутренней структуры.
Множество героев геройствовало сразу во множестве миров, что вполне могло создавать неразбериху в неокрепших умах юных читателей, которые толком не могли нащупать ту миротворческую ось, вокруг которой вращались комиксы про их любимых супергероев. И Марв решил подойти к этой проблеме самым радикальным образом, сурово подумав: «А что если взять всю эту кучу устаревших и бесполезных миров… И БАХНУТЬ». И именно так оно и произошло. При помощи выдающегося художника Джорджа Переса, Вулфмен собрал в охапку абсолютно все параллельные Земли и бесконечное множество персонажей – И КАК БАХНУЛ.
Завязка «Кризиса» такова – необъяснимая волна смертоносной энергии стирает бесконечное количество вселенных одну за другой. За происходящим с безопасного расстояния наблюдает крайне могущественное существо, известное как Монитор, и вместе с девушкой по кличке Предвестница ищет способ предотвратить гибель всего сущего. Для этого пара решает собрать самых могучих героев со всех концов мультивселенной, при помощи которых у них появится шанс привести в действие сложнейший план, в результате чего хотя бы горстка оставшихся реальностей может пережить беспрецедентный катаклизм.
Однако, разумеется, масштабы катастрофы превосходят даже прогнозы Монитора, и очень быстро выясняется, что для победы над таинственным врагом потребуются совместные усилия абсолютно всех уцелевших супергероев и суперзлодеев, с абсолютно всех уцелевших Земель.
Как легко угадывается из описания – главное и основное достоинство «Кризиса на бесконечных Землях» состоит в его немыслимом размахе и градусе эпичности. Без всяких преувеличений – макси-серия Вулфмена и Переса легко может оказаться самой грандиозной и масштабной вещью, с которой вы столкнётесь в художественном искусстве.
На страницах книги действительно запечатлена гибель бесчисленного множества миров и вселенская схватка суперских легионов с врагом, взаправду имеющим все шансы стереть их реальность. Величину ставок и зрелищность «кризисных» сражений словами описать практически не реально. И именно поэтому эта битва могла развернуться только на комиксных страницах, где в нужный момент ограничения сценария всегда позволяет обойти работа одарённого воображением художника. А у Джорджа Переса воображение просто исключительное. Настолько же детализированного и, одновременно, настолько же креативного визуального сопровождения вы не найдёте практически нигде.
А с другой стороны – такой апокалиптический накал сюжета не мог обойтись без массы событий, которые самым радикальным образом повлияли бы на всю вселенную DC. В первую очередь здесь, конечно, приходится говорить о гибели сразу множества персонажей первой величины.
Рискуя навлечь гнев части читателей и проспойлерив детали истории тридцатилетней давности, мы всё же скажем, что среди самых громких героических смертей числятся последние (на момент публикации «Кризиса», разумеется) сражения таких звёзд, как Флэш и Супергёрл. Что особенно показательно – и Барри Аллен, и Кара Зор-Эл действительно были потеряны для своих супер-друзей и всех читателей на долгие-долгие годы, а их финальные мгновения приобрели культовый статус в комиксной среде.
В то же время – «Кризис» радикально преобразил мир DC-шных комиксов и его структуру, целиком избавившись от всего концепта мультивселенной и в значительной мере перестроив как глобальную историю, так и локальные истории его обитателей. В связи с этим необходимо сказать, что помимо самой «кризисной» лимитки в книгу вошла и ещё одна мини-серия под названием «История вселенной DC».
В ней вы найдёте достаточно краткий пересказ хронологии глобальных событий перестроенной реальности, а также схематичную, но показательную последовательность, в которой происходило появление и уход различных значимых деятелей этого мира. Проиллюстрировал отрывки прозы Марва Вулфмена всё тот же Джордж Перез, и благодаря ему комикс несёт в себе ценность даже для тех читателей, которые в подобном каталогизировании не заинтересованы. Потому, что даже в отрыве от текста – «История вселенной DC» представляет из себя просто роскошный артбук.
При всём при этом, определённые проблемы у «Кризиса на бесконечных Землях» тоже имеются. Большая их часть, как нетрудно догадаться, обусловлена датой на вашем календаре. Несмотря на то, что сюжетная линия события действительно тщательно и качественно прописана – крайне многие её аспекты, родом из 1985-го года, сохранились не самым лучшим образом. Очень многое в комиксе построено на его значимости для супергеройского мира издательства, но практически все нововведения кроссовера носили исключительно деструктивный характер.
И, как вы сами прекрасно знаете, срок жизни подобных изменений в супергеройских комиксах весьма ограничен. Говоря совсем просто – практически всё показанное и рассказанное в «Кризисе», на момент выхода нашего издания, не имеет абсолютно никакой актуальности. То есть – Барри Аллен давно вернулся, Супергёрл была введена заново, мультивселенная снова разрослась во все стороны, хронология была многократно перекроена… суть вы улавливаете.
В итоге получается так, что в 2021-ом году чтение «Кризиса на бесконечных Землях» очень походит на археологические раскопки, или перелистывание страниц фотоальбома ваших прапрабабушек и прапрадедушек. Да, красиво. Да, любопытно. Да, местами увлекательно. Но в целом – занятие строго для любителей копаться в древностях и открывать для себя новые грани давным-давно ушедшего времени.
Если вы не склонны причислять себя к так называемым «хардкорным» фанатам супергероики DC – приобретение «Кризиса», при всех его достоинствах, может обернуться для вас большой ошибкой. Особенно если вы морально не готовы столкнуться с типичными для кроссоверного ивента нюансами, вроде умопомрачительного количества действующих лиц и постоянной неразберихи среди массы их личных сюжетов. Мы вас предупредили.
А вот если вы как раз из тех ребят, которым подобное по душе – «азбучное» абсолютное издание вам к приобретению строго рекомендовано. 500-страничный фолиант выполнен с характерной для издательства высочайшей степенью качества. Что в нём такого крутого? Ну, загибайте пальцы.
- Невероятно впечатляющая суперобложка с объёмными буквами заголовков.
- Твёрдая и суровая основная чёрная обложка, с точно таким же эффектом объёма на тексте.
- Очень приятные, толстые матовые страницы содержания.
- Закладочка-ляссе, которая придётся очень кстати.
- Размашистый вкладыш, который можно развернуть, чтобы полюбоваться артом Алекса Росса с суперобложки во всей красе.
- Предисловия Марва Вулфмена для обеих серий сборника.
- Послесловие редактора Дика Джордано.
- Черновой вариант сюжетной линии «Кризиса».
- Письмо, в котором авторы кроссовера объясняют своим коллегам важность Монитора.
- Списки смертей, предназначенные для внутреннего пользования редакцией.
- Эскизы персонажей и карандашные варианты страниц.
- Примечания «Азбуки» и биографии создателей.
Короче говоря – просто умопомрачительное количество разнообразных мелочей, которые превращают книгу в настоящее сокровище для русскоязычного коллекционера супергеройских комиксов. Разве что огромной россыпи выходивших тай-инов не хватает. Но оно, быть может, и к лучшему.
Однако некоторые огрехи в издании тоже присутствуют. В первую очередь – переводу бы не помешало пройти ещё как минимум одну проверку редактором. Будучи вполне качественным в основной своей массе, местами текст нашего абсолюта даёт досадную слабину, превращая «Liberty Belle» в «Колокольчик Свободы», а «Big Red Cheese» в «Большой Красный Сыр», что, конечно же, очень неприятно. В то же время – имена многих супергероев достаточно нелепо дословно переведены на русский, что приводит к многочисленным «мальчикам», которые гарантированно будут резать «слух» читателям-ветеранам. Но сильно не пугайтесь! Такие промашки – всего лишь несколько капель в 500-страничном текстовом море.
А ещё настоятельно рекомендуем быть очень аккуратным, когда будете разворачивать вкладыш с артом Алекса Росса. Как минимум в нашем экземпляре эта классная издательская находка была намертво приклеена к переплёту, и для её раскрытия потребовался нож и хирургическая точность. Она, кстати, будет прямо под твёрдой обложкой. Это на тот случай, если вы её не заметите, или не поймёте, что это за штука. Автор рецензии, например, не понимал очень долго.
Ладно, так как насчёт подвести итоги, и раз и навсегда определить, кому стоит немедленно бежать в комиксшоп за свежим абсолютом?
- В самую первую очередь – любому, кто хочет заграбастать в свою коллекцию, вероятно, самый важный ивент-кроссовер за всю историю американской комикс-индустрии.
- Всем «хардкорным» поклонникам комиксов DC, которые хотят своими глазами полюбоваться на один из поворотных этапов жизни их любимой вселенной.
- Ценителям старой школы супергеройских комиксов.
- Каждому, кому срочно нужна внутривенная доза пафоса, масштабности действия и его незамутнённой эпичности.
- Отменное мастерство художника и дотошная проработка каждой панельки Джорджем Пересом тоже заслуживает внимания всех любителей качественного комиксного визуала.
- Откровенно говоря – издание ощущается настолько «могучим», что вам может захотеться купить его уже только из-за этого, когда вы наткнётесь на него в магазине.
Что особенно радует – «Кризис на бесконечных Землях», при всей своей толщине и престижности, стоит всего лишь в районе 1600 рублей. Просто пробегитесь глазами по нашему списочку содержимого этого абсолютного издания, ещё раз сверьтесь с количеством страниц внутри, и спросите себя – насколько вообще безумен такой ценник?
А теперь вспомните, что речь идёт не об абы каком комиксе, а о целой вехе в истории жанра. Сюжете, который не только однажды вытащил вселенную и издательство DC из пропасти, но и популяризовал концепцию, которая по сей день кормит весь рынок американской супергероики. И у вас есть крайне доступная возможность лично убедиться в его величии.
Настоятельно рекомендуем несколько раз подумать, прежде чем этой чудесной возможностью пренебрегать.