Майор Гром: разбор 10 лет комиксов про главного героя издательства Bubble

3 776

Как читать комиксы про Майора Грома? Разбираем все серии!

Десять лет назад вышел первый выпуск комикса «Майор Гром» от еще молодого и неопытного издательства Bubble.

За декаду персонаж пережил уйму событий: стал самым известным сотрудником полиции альтернативного Санкт-Петербурга, обрел немезиду в лице Чумного Доктора Сергея Разумовского, ненадолго выступил аватаром Бога-Ворона (вставьте шутку про «Войну Дарксайда»), сошел с ума, сразился с бессмертными сказочными монстрами, раскрыл заговор тайных блюстителей порядка и многое другое. Как и остальные известные персонажи Большой Двойки, Игорь Константинович отметился бесконечно насыщенной жизнью – все благодаря разношерстным авторским составам и регулярным сменам направления серий. Собственно, эти самые «перемены в сеттинге», которые обычно принято ругать в западных сюжетах, и стали главной причиной популяризации бравого майора среди молодых читателей. На смену детективу с визуалом, вдохновленным японскими тайтлами, пришли классические блокбастеры и боевики, за которыми уже последовали мистика с конспирологией и семиотикой. Каждый читатель найдет что-то по вкусу. 

Еще пришел «Майор Гром: Чумной Доктор», который преимущественно полюбили за каст. А уже 1 января 2023 года мы узнаем о трудном детстве Грома.

И раз уж герой-хэдлайнер «Пузырей» празднует в этом месяце свое десятилетие (вообще, остальные тоже, но ладно), мы решили пройтись по всем линейкам и сюжетам с майором Игорем Громом. Среди них современный бестселлер издательства, «Чумной Доктор», обилие прекрасных спин-оффов вроде «Димы Дубина», многочисленные ваншотные истории, а также уйма сторонних проектов, действие которых разворачивается в локальных elseworld’ах. Не забудем и о двух «титанах» – сериях «Майор Гром» и «Игорь Гром», в общей сумме насчитывающих сотню выпусков.

Дабы нам было чуть удобнее, начнем с примерного графика хронологии, с составлением которого помогли Роман Котков (сценарист комиксов, один из сценаристов экранизации «Майор Гром: Чумной Доктор» и главный редактор) и Анастасия Ким (сценаристка «Чумного Доктора» и одна из сценаристок того же «МГЧД»). 

Важно: выпуски, помеченные отдельно, также входят в каноничную хронологию – о них далее.

То есть уже с самого начала перед потенциальным читателем стоит выбор: начать по порядку выхода линеек («МГ» #1) или стартовать с логического приквела («Как на войне»). А так как я имею браслетик «душнила», подаренный коллегой из Bubble (привет, Лена!), пойдем по хронологии. Так у нас будет возможность отследить «рост» героя относительно его номинального возраста. 

Как на войне

Мини-серия из четырех выпусков, автором которой выступил Кирилл Кутузов – его вы можете помнить как переводчика нескольких крупных серий Marvel (например, «Старика Хоукая»), а также сценариста «Фронтира» и «Вора Теней». Комикс Кутузова выходил в импринте «Легенды Bubble» – инициативы 2017-го года (живущей и по сей день), в рамках которой публикуются многочисленные спин-оффы про второстепенных героев, мини-серии и независимые сюжеты издательства.  

«Легенды» могут рассказывать истории из прошлого, будущего, настоящего, альтернативную версию событий [но серии, про которые мы расскажем ниже, находятся в основной вселенной – прим. автора] – ограничений просто не существует. Этот проект совершенно непредсказуем, ведь каждая новая история будет про другого героя и от другой команды авторов.

Роман Котков в послесловии книги «Инок и Майор Гром: Штурм Берлина».

По сюжету: еще юный офицер Игорь Гром вместе с коллегами берется за первое в своей масштабной карьере «необычное» дело, ввязываясь в прямой конфликт с частной военной компанией. Наивный, но вместе с тем целеустремленный главный герой работает под прикрытием, формируясь как стойкий и грозный протагонист будущих сюжетов. 

Одна из моих любимых историй о Громе, в которой есть всех отличительные черты центрального онгоинга персонажа: зубодробительный экшен, загадки и расследования, а также локальные драмы и предательства, на которые не поскупились. С другой стороны, история умалчивает о некоторых важных последствиях – и это разочаровывает. Если бы «Как на войне» сильнее связали с каноничным «МГ» – цены бы мини-серии не было. Но по итогу вышел пускай крепкий и весьма увлекательный, но вместе с тем обычный сюжет, который можно (и нужно) читать в отрыве от оригинала.

Вообще, Кутузов – прекрасный автор. Это вы могли узнать хотя бы из обзора «Разумовского». Он настолько прекрасен, что сделал напарников Игоря из приквела родителями героев из «Громады».

Герой навсегда

Сборник мини-историй от нескольких крупных авторских команд, продолжающий и лимитку Кутузова о молодом офицере, и две основных линейки Грома, и даже elseworld’ы вроде «Угря» и «1939». Чтобы не повторяться далее (так как сборник сюжетно вплетен в каждую из ипостасей майора-супергероя), скажем коротко: отличный «юбилейный» номер, который не уступает многочисленным спецвыпускам от Marvel и DC. 

Нужная нам сейчас история – «Взгляд с экрана» – посвящена взаимодействую Игоря с полковником (а тогда еще нет) Прокопенко. Считайте, что это локальный мостик между «Как на войне» и первой аркой «МГ» с тамошним представлением героев. На остальных сюжетах из антологии останавливаться, увы, не будем: говоря откровенно, пересказывать 10-страничные истории не имеет никакого смысла. Где в сюжете они располагаются можете увидеть из графика выше (или ниже – как вам удобнее).

Майор Гром

Основная серия персонажа, стартовавшая в середине октября 2012-го года. Сценаристами онгоинга на пятьдесят номеров выступили Артем Габрелянов (директор издательства), Евгений Федотов (он же писал оригинального «Бесобоя» и «Кошки-мышки»), Иван Скороходов, уже упомянутый ранее Роман Котков и, технически, Виталий Терлецкий, отмеченный как автор идеи арки «Загадка Сфинкса» (а еще он сделал потрясающий зин «Майор Гром. Дело №2-70/2016»).

Предвосхищая вопрос: четвертый номер «МГ» – спецвыпуск-флэшбек с двумя мини-историями про еще молодых Игоря Грома и Диму Дубина. Можно как оценить отдельно (в книге Волкова историю про офицера и шарф вставили в качестве пролог), так и прочитать в порядке каноничного выхода. 

Первый тайтл Грома ощущается не столько цельным произведением, как это было, например, с теми же Batman Тома Кинга или The Amazing Spider-Man Ника Спенсера, сколько «пробой пера», дебютными шажками в сторону полноценного онгоинга с большой, сквозной сюжетной линией. Игоря Константиновича то и дело бросало из стороны в сторону; «МГ» раз за разом менялся. Стартовавшая с ныне культовой арки «Чумной Доктор» серия не боялась перемен локаций, сеттингов; «Загадка Сфинкса» и «Голоса» выходили за пределы классического детектива, добавляя в сюжеты мистику, суперсилы и, внезапно, Богов. При этом же ощущается еще неопытная рука сценаристов, пытающихся выдоить из первоначально простого концепта обилие ситуаций и элементов, которые ему банально не подходят. Уже после прочтения осознанаешь, что, кажется, у авторов не было долгосрочного плана – была необходимость продолжать комикс дальше, пока он еще продается. Таким образом, камерный и лаконичный двухтомник «Чумного Доктора» перерос в масштабную и шокирующую «Игру», мгновенно отозвавшуюся положительной реакцией аудитории. 

Не скажу, что разделяю эту реакцию, но ЦА осталась в восторге от нашего ответа The Amazing Spider-Man #121.

Отдельного упоминания заслуживает первый глобальный ивент издательства – «Время Ворона». На протяжении мини-серии Гром пытается свыкнуться с новым для себя миром, в финале сталкиваясь с Разумовским, выступившим сосудом для Бога-Ворона Кутха. Разумеется, майор нужен событию не просто так: создатели вновь сталкивают Игоря и Сергея в обличье аватаров Бога, развивая личный конфликт титульных героев издательства до небывалых (и физически, и духовно) высот. Выходит несколько неловкий и натянутый фансервис, в котором персонажи по небывалому совпадению оказываются «избранными». Как удачно, что даже среди «избранных» они выделились как «ну самые избранные из избранных». 

Интересный факт: пускай на вариантной обложке комикса четыре центральных персонажа стоят вместе, вы никогда не увидите диалог между, например, Иноком и Громом. И «никогда» буквально означает «никогда». Почему это так важно – расскажем ниже.

Несмотря на спорные решения и откровенный фансервис ради фансервиса, искренне хочется похвалить дебютный тайтл «Майора Грома». Отчасти – из-за отсутствия ограничений и полет фантазии, отчасти – из-за сравнительного анализа с прочими стартовыми линейками Bubble. Давайте начистоту: совместное творение Габрелянова, Федотова и Тарасова, не беря в расчет уйму обвинений в «пропаганде» и «продажности» (которые мы не разделяем, кстати), оказалось в разы лучше прочих дебютов издательства (извиняюсь перед двумя с половиной фанатами «Инока»). Спасибо за это стоит сказать камерности и локальности конкретных сюжетов, приятным персонажам, одному неплохому злодею, а также, видимо, невозможности сказать «нет», когда один из авторов предлагает обесценить многолетний прогресс основного героя.

Коротко о каждом томе основной серии:

«Чумной Доктор» (книги 1 и 2) – добротный старт, который можно отругать лишь за отсутствие целостной детективной линии. Сергея Разумовского в роли антагониста презентуют только во второй половине сюжета, из-за чего складывается впечатление, что злодея продумали наспех. Помимо этого, выбивались некоторые шутки и поп-культурные отсылки из уст майора. В остальном – хорошо.

«День Святого Патрика» – история, после которой приходит осознание, что Грому не нужны сюжетные арки больше классического формата пяти-шести номеров. Неплохо, но очень уж затянуто. Уже на середине истории осознал, что готов пропустить следующие номера, лишь бы поскорее закончить.

«Как в сказке» – приятный том с обилием «пикантных» моментов. Интересное расследование, крайне необычные антагонисты, почти что умный Гром. Ожидаемо много красивых девушек, которых, спасибо господи боже, не превратили в карикатурных секс-кукол из «Фурии». (Мнение автора не совпадает с мнением редакции — прим. ГлавВреда).

«Игра» – яркая и безумно жестокая история, серьезно повлиявшая на статус-кво героя. По-прежнему, исходя из реакции фанатов, лучшая книга серии, во многом подкупающая потрясающим артом Ким. 

«Голоса» и «В сердце тьмы» – стандартные для Большой Двойки сюжеты-прелюдии, тай-ины к ивенту. Приятно смотреть, как Игорь рефлексирует после финала «Игры».

«Последнее дело» – отличный сюжет про маньяка, помешанного на египетской культуре, и очередной «кликбейт» в виде финальной арки, которая ставит крест на карьере именитого сыщика. Уж слишком дешевый клиффхэнгер, который больше разозлил, нежели шокировал.

Дальше, кстати, все только лучше.

Игорь Гром

Второй том приключений уже-не-майора Игоря Грома, сценаристом которого выступил известный вам по обзору «Брата» Алексей Замский (он же – наш коллега из SpiderMedia). 

Серия вновь сменила вектор, но на этот раз глобально: отныне Игорь Гром – обеспокоенный гражданин без статуса сотрудника МВД, который тем не менее продолжает помогать людям. Товарищ и коллега Игоря, Дима Дубин, по-прежнему работает в органах, активно взаимодействуя с Игорем как с одним из лучших полицейских города. Вместе герои сталкиваются с законспирированными сектами, локальными объединениями подростков, местным «бойцовским клубом» и бессмертными монстрами, питающимися страхами людей. Из боевика и детектива, коими пытались быть первые сюжетные арки «Майора Грома», и «стильного блокбастера про шпионов» в антураже Европы, вроде «Игры», онгоинг превратился в «уличное фэнтези», отдающее работами Сергея Лукьяненко. При этом обилие мистики и хоррора не затмило детективные линии Игоря, которые прошиты через каждые несколько томов. 

Важное отличие «Игоря» от «Майора» – равномерность здешней истории, отсутствие резких скачков от сюжета к сюжету. Проще говоря, смотря на «ИГ», видишь, что над серией работал один конкретный автор с одним четким взглядом на персонажей, их взаимодействие, плот-твисты и нарратив в целом. Можете забыть о разношерстных и безумных арках в Ирландии, как и о безумно пафосных ивентах, к которым Грома подвязывали через Разумовского (крайне криво, кстати). Более того: можете забыть и о любимом Сергее Разумовском – титульный антагонист лишь несколько раз упоминается вскользь за весь четырехлетний ран Алексея. Замский, аки Брайан Майкл Бендис в работе над «Лунным Рыцарем», открестился от толпы оригинальных героев первой линейки, заменив основную часть каста своими персонажами. На место Юлии подобрали крайне нетипичный любовный интерес; помимо Димы Дубина в «команде» Игоря затесались несколько интересных граждан с обилием собственных мотивов и стремлений.

Из ожидаемых минусов: сеттинг истории и уйма сюжетных линий, в которых легко запутаться сходу. В процессе каждое мало-мальски значимое лицо отметится собственной драмой, кульминацией в виде характерного подвига или действия и локальным финалом, после которого герой закрепится в одном статусе-кво. Отныне серия не столько посвящена самому Игорю, сколько его окружению – гротескным представителям выдуманного Петербурга. Любимая шутка фанбазы про «белоруса, который решил написать комикс о Питере» здесь местами уместна – и все-таки искренне хочется похвалить Алексея за проделанную четырехлетнюю работу.

К слову, про длину рана и количество выпусков: помимо серии Замского в конце 18-го года вышел ваншот «Майор Гром: Обещание». Комикс от Артема Габрелянова, Андрея Васина и Марины Приваловой «закрывал гештальты» оригинального тайтла, выступил частью линейки «Легенды Bubble» и по итогу вошел в состав седьмого тома «ИГ» («Гори-гори ясно»). На всякий случай выделил на графике отдельным пунктом, дабы вы не пропустили. 

Заодно напоминаю про мини-историю «Лихорадка» из «Герой Навсегда».

Что же до сеттинга: стоит понимать, что «Игорь Гром» – сюжет не про «бравого героя-полицейского», который раскрывает экстраординарные, но все-таки реалистичные (в рамках книжек с картинками, да)  дела. «Игорь Гром» про грязные подворотни, обезумевших сектантов и не менее обезумевшего психотерапевта, фольклорных монстров, маньяков с суперсилами и далее по списку. То бишь вы либо проникаетесь происходящими событиями, либо читаете первый том и откладываете историю в долгий ящик, ожидая необходимого настроения. 

Хорошая новость заключается в том, что «ИГ» весьма доброжелателен к новым читателям – прошлые истории имеют минимальный вес для тайтла Алексея. Все, что необходимо для понимания внезапных плот-твистов, новичкам растолкуют в кратких рекапах по ходу чтения. В общем, если вас не оторвать от номинальных «Дозоров» – настоятельно советую оценить линейку на 50 номеров самостоятельно.

А еще была «Охота на ведьм» – мини-кроссовер, который не имеет к Игорю Грому ни малейшего отношения. Тем не менее 15 номер одноименной серии стал одним из нескольких тай-инов ивента, из которого можно узнать о деталях прошлого Ули. Еще, технически, «Охота на ведьм» – прямое продолжение «Время Ворона». Короче, зацените как-нибудь.

Дима Дубин

Артем Бизяев, ранее отметившийся в качестве художника первого двухтомника «Инока», взял на себя отдельную лимитированную серию Димы Дубина с подзаголовком «Провинциальные Каникулы». Как и в случае с упомянутым выше «Обещанием», комикс вышел в рамках инициативы «Легенды Bubble».

Очевидный факт: ранее Артем уже работал над сольником бывшего сайдкика майора – в рамках первого тома «Игоря Грома» публиковались мини-история «Куколка». Очередное запутанное дело важно для нас не только потому, что оно, внезапно, вышло весьма приземленным и реалистичным, но и потому, что именно в «Куколке» впервые засветились сразу несколько важных новичков серии Замского.

Что представляет собой первый сольный сюжет Артема в Bubble? Прекрасную комедию положений с уймой харизматичных персонажей, багажом культурного кода провинций нулевых, обилием отсылок и референсов в сторону популярных явлений того времени, а также горой хороших шуток. Не обошлось и без локальной драмы в духе «два друга поссорились из-за девушки», и без современных элементов жизни общества вроде онлайн-трансляций с показательными «казнями». 

Заявляю как человек, почти весь осознанный возраст проживший в глухой области: «Провинциальные Каникулы» – безумно уютная и аутентичная эпохе нулевых линейка, которую нельзя пропускать. Даже если вы никогда не читали «Громов». Да даже если вы никогда не читали Bubble – все равно оцените!

Два миллиарда лет (на самом деле, всего полтора года) назад я уже писал обзор на одну из серий Артема Бизяева в Bubble – «Нечистую Силу» 20-го. Отличный, как и «Дубин», комикс, однозначно заслуживающий вашего внимания, времени и денег.

Майор Игорь Гром

Актуальный онгоинг майора, стартовавший в середине 21-го года, и выходящий по сей день. Авторами третьего по счету перезапуска выступили Евгений Еронин (ранее – выпускающий редактор Bubble и автор сайта SpiderMedia) и Алексей Волков («Вор Теней», «Мир», новеллизация «Майора Грома»). В качестве гостевых сценаристов отметились уже знакомые Роман Котков, Алексей Замский и Кирилл Кутузов. Собрались, как может показаться на первый взгляд, одни из лучших авторов современной индустрии комиксов РФ – и это же здорово, верно? Да, но свежая линейка Игоря Константиновича, на которую взвалили задачу «тащить издательство» после премьеры одноименной картины, неожиданно лишилась лица. Любого из перечисленных выше лиц. 

Основная проблема новой серии – обезличенная «стандартность» по сравнению с прочими сюжетами о майоре. У нас уже выходил обзор второго тома, в котором я пояснял, что «МИГ» – типичная история Большой Двойки, подвергающаяся очевидной редакции со стороны издательства. Но если тогда тезис звучал скорее в положительном ключе, то сейчас, спустя полутора сотни синглов, кажется, что авторы попросту боятся оступиться, лишиться многочисленной фанбазы. Первая же сюжетная арка встречает читателя крайне занятным метакомментарием, за которым следует книга с очередным «злодеем недели» в духе привычной Большой Двойки. Говоря начистоту, сравнивать два тома новой линейки с десятью предыдущей – некорректно. Но пока что «Майор Игорь Гром» ощущается как самая «аккуратная» и безыдейная серия Bubble последних лет. Не хватает трэша и сумасбродности, характерной оригинальному «Майору», как и зачатков глобального нарратива с четко выстроенными направлениями, присутствующими «Игорю» Замского.

Еще отмечу, что визуал в «МИГ», мягко говоря, неравномерный – стили художников абсолютно не сочетаются друг с другом, зачастую выглядят дешево и грязно. Думаю, многие из вас уже наслышаны о скандале вокруг арта Дмитрия Феоктистова, которого поймали на трейсинге (усугубленный тусклым и однобоким покрасом). 

С другой стороны, комикс Еронина и Волкова справляется со своей центральной задачей – привлечь новую и сохранить старую аудитории, пришедшие в фанатское сообщество после экранизации. Более того: «МИГ» даже нельзя назвать плохой серией – читать по-прежнему приятно, основной каст крайне разносторонний и интересный, уже формируется интрига вокруг главного антагониста. Просто, кажется, раньше онгоинги были динамичнее, насыщеннее и, наверное, изобретательнее: сценаристы были ограничены лишь сроками и не испытывали проблем с «конфликтованием фильма и комикса». 

Отдаленно напоминает ситуацию с Дэном Слоттом, третьим томом ASM и  Spider-Verse, когда автор был вынужден переписывать финал Superior Spider-Man под выход второго фильма с Эндрю Гарфилдом. 

Выскажу весьма непопулярную мысль, за которую меня однажды пристрелят: отличная экранизация, которую я всем сердцем люблю за несуразность и чрезмерную пафосность происходящего, серьезно подпортила жизнь как издательству в целом, так и ее титульному персонажу в частности. Потому что спорная, местами пугающая, но атмосферная серия ушла, уступив место стандартной супергеройской истории с человеком-акулой в роли злодея. 

Так ли это плохо, как описано выше? Отнюдь. Грустно ли мне от этого? Определенно. 

Чумной Доктор

Внезапный сольник титульного антагониста «Майора Грома», в котором мантию Чумного Доктора (но, вообще, уже не мантию, а бронированный костюм) перенимает юная девушка Лера. Автором комикса выступила Анастасия Ким – бесконечно талантливая художница, чей несколько «андрогинный» стиль изображения статных мужчин стал визитной карточкой издательства. 

Весьма занятный спин-офф из «Легенд Bubble», по итогу развившийся в самостоятельную линейку. С ним же у меня была связана серьезная морально-этическая проблема: на первых порах казалось, что комикс настойчиво пытается быть чересчур «про-оппозиционным», нивелируя претензии к «старшему брату» в лице первой линейки Грома. В конечном счете серия отметилась приятной главной героиней, привычными для Большой Двойки и серий про подростков-линчевателей конфликтами, а также уймой визуально приятных персонажей. Даже больше: складывается ощущение, что «ЧД» – главный оплот сексуальности в издательстве, превращающий каждое новое действующее лицо в локальный символ красоты и страсти. Уверен, это было и раньше, но заметно бросаться в глаза стало только сейчас.

Отдельно стоит похвалить камерный и, опять-таки, бесконечно красивый кроссовер «МИГ» и «ЧД», по итогу закрывший многолетний конфликт Сергея Разумовского и Игоря Грома. Не забыла Настя Ким и о персонажах серии Алексея Замского, что также не может не радовать.

Внезапно хвалю линейку, к которой относился скептичнее других. Из «ЧД», на удивление, получилась атмосферная вариация классических приключений Паучка, когда Паркер был школьником, совмещал супергеройство с попытками наладить отношения с одноклассниками и пытался сохранить свою тайну личности вопреки ситуации. Правда, в моем личном топе «Чумной» по-прежнему уступает «Дубину» и «Как на войне» – 22-летний бородатый мужчина в татуировках не совсем подходит под здешнюю ЦА.

Ваншоты

Не будем терять драгоценное время, в двух словах:

«Прокопенко. Гром на восходе» – комикс, растопивший мое ледяное сердце одним из самых неловких каламбуров в истории. Забавный пустяк на один раз, посвященный любимому мотоциклу полковника.  

«Чумной Доктор. Спецвыпуск» – коротко о том, чем занимались Сергей Разумовский и Олег Волков во время «ИГ» Замского и до «ЧД» Ким.

«Волков. Пекло» – коротко о том, чем занимался Олег Волков во время отсутствия в теле нескольких пулевых ранений от Сергея Разумовского. 

Отдельного внимания заслуживает книга «Инок и Майор Гром: Штурм Берлина» 2017-го года, автором которой выступил уже знакомый нам Артем Габрелянов. В первоначальном варианте сюжет выходил под названием «Хроники Инока: Штурм Берлина» (еще в 2015-ом) и посвящался, исходя из заголовка, приключениям Радова-старшего во время Великой Отечественной Войны. Спустя пару лет, в 2017-ом, книга была перевыпущена в рамках уже знакомых «Легенд Bubble», получив пачку дополнительных страниц (это мне подсказала фанатская энциклопедия Bubble).

Самое время достать припрятанный аргумент из подпункта разбора «Майора Грома»: в рамках ивента «Время Ворона» хэдлайнер-персонажи Bubble ни разу не пересеклись все вместе. Более того: Андрей Радов и Игорь Гром, исходя из последних десяти лет их истории в комиксах, не знакомы. Занятно это в первую очередь потому, что два из четырех героя Bubble – двоюродные, грубо выражаясь, братья. Коротко: дедушка современного Инока усыновил сына местного Грома – Константина Грома. Того самого, который отец нашего Игоря Грома. Таким образом, выходит, что родители Игоря и Андрея росли вместе, и, следовательно, их дети – не кровные, но по-прежнему близкие родственники. Больше об этом никто и никогда не вспомнит (хотя я свечку не держал и «Инока» не дочитал).

Сейчас должен был пробежать Скелетор, пожелавший удачи до следующего неприятного факта.

UPD: Прочитал свежий «Инок: Наследие» – упоминаний громового семейства не замечено. Снова.

В остальном: неоднозначная история, пропитанная духом современных фильмов про ВОВ. Не совсем понимаю, зачем издательство взялось за переиздание книги после проведения акции с Wargaming, но, допустим, кто-то действительно просил новый тираж сюжета про нацистов-оборотней.

Альтернативные вселенные

Добрались до самого веселого. Коротко о каждой из вселенных:

«Точка Невозврата» – сборник мини-историй в духе «Что, если…?». В местной версии событий «МГ» Чумной Доктор побеждает, захватывает власть в стране и адаптирует классический «1984» в реалиях Питера. Игорь, в очередной раз лишаясь Юлии (видимо, это константа для Bubble?), намеревается устроить революцию и убить Разумовского. Максимально стандартный для таких сборников сюжет, в котором персонаж теряет харизму и привычный моральный компас, намереваясь «отомстить». Стоит оценить, наверное, в случае, если вы уже прониклись оригинальным двухтомником и хотите еще.

Интересный факт: Единственная причина существования «Точки Невозврата» – Bubble Multiverse. Кратко: в далеком 2016-ом, сразу после старинного «Хомякона», Bubble выпустили свою дебютную игру, которая прожила около полугода в «бете» и несколько месяцев после полноценного релиза. О самой игре: типичная free-to-play «гриндилка», теряющаяся на фоне сотен однотипных проектов (особенно по лицензии издательств и киностудий). Соответственно, «Точка Невозврата» – лишь часть большой маркетинговой кампании весьма посредственного насоса по выкачиванию денег из игроков за счет гибкой донатной системы и перекрученного баланса. Да, я в нее играл.

«Майор Гром 1939» – авторская серия Алексея Волкова и Алексея Горбута («Мир», «Кольцо Тьмы»), в которой события оригинального «МГ» переехали на 80 лет назад. Безумно атмосферная и красивая за счет стилизации антология мини-историй. Однозначный мастхэв для фанатов Грома, рисунка Алексея и любителей «ретро» в целом.

«Зигги и Шмыг уничтожают вселенную Bubble» – очевидная пародия на лимитки Дэдпула от Виталия Терлецкого. На самом деле, Грома в этой серии недостает (так как убивают его почти сразу – спойлер, упс!), и тем не менее комикс вышел забавным. Типичный для российского рынка трэш с парой мерзких шуток про Трампа, анальный секс (нет, ГлавВред, я не шучу!) и «сероволка», который не канон. 

«Майор Гром: Шанс» – специальный выпуск, подготовленный к премьере короткометражного фильма. Привязан он, соответственно, к тамошнему сюжету. 

«Майор Гром» и «Разумовский» – буквально книжки, практически без картинок. Первая – измененная новеллизация оригинального двухтомника от Алексея Волкова; вторая – сборник рассказов из жизни Сергея от Кирилла Кутузова. Про нее уже есть обзор, поэтому не будем задерживаться. 

«Игорь Угорь» – локальная юмореска со второго, если мне не изменяет память, «Хомякона», по итогу превратившаяся в полноценную серию стрипов и комедийных скетчей. Объективно лучший комикс во всей подборке, с первым томом которого (как минимум) вы обязаны ознакомиться. Внутри, ожидаемо, горы каламбуров не первой свежести (прямо как осетрина).

Также не забываем про потрясающий «Чумной Доктор: Яблочный Спас» от Анастасии Ким – комедийную мини-историю про то, как Олег Волков готовил судьбоносную шарлотку во спасение мира.

А еще есть несколько ваншотов, привязанных к экранизации 2021-го года: спецвыпуск «Предыстория» для Дня Бесплатных Комиксов 20-го, мини-история «Экзамен» из уже упомянутого «Герой Навсегда», а также номер «Трудное детство» для прошедшего пару месяцев назад ДБК 2022. 

Кажется, это все.

Вывод

Майор Гром – самый разношерстный и многогранный герой вселенной Bubble, сменивший за 10 лет уйму жанров, сеттингов, вариантов исполнения сюжета и авторских составов. Ни одному другому персонажу издательства так сильно не везло на творческие объединения, и, кажется, лучшее только впереди. По крайней мере, искренне в это верю. 

Из личных наблюдений: последний год жизни для Игоря Константиновича вышел не самым удачным. Картина, во многом поспособствовавшая популяризации серий издательства среди подростков, стала серьезно давить на оригинальные концепции и нетипичные для экранизации сюжетные ходы. Хотя с полноценного дебюта героев на рынке прошло всего десять лет, уже сейчас заметен «кризис идей», характерный для современных медиа Большой Двойки. Посмотрим, как данный фактор обыграют во время обещанного релаунча линеек в рамках номинального «Третьего Дыхания» (надеюсь, название инициативы, выдуманное мной за пару секунд, не будут использовать в пиар-кампании). 

В любом случае, настоятельно рекомендую ознакомиться хотя бы с некоторыми сюжетами из списка выше: уверен, как минимум «Игорь Гром» Замского, «Как на войне» Кутузова и «Дима Дубин» Бизяева не оставят вас равнодушными. Разумеется, не забывайте и про хорошие романы (без картинок), и про бесконечно нелепого «Игоря Угря». На сим мои полномочия все.

Дублирую график чтения для вашего удобства. ГлавВред, не забудь вставить оригинал картинки!

Если вам понравился рассказ про серии майора Игоря Грома, обязательно напишите об этом в комментариях, делайте репосты в соцсетях и так далее – так я пойму, что есть смысл взяться за разбор других героев Bubble.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии