Главный «архитектор» Marvel Comics:  рассказ о Фантастической Четверке, Алтимейтс, Мстителях и других комиксах Джонатана Хикмана

6 407

Рассказываем про 15-летнюю карьеру Джонатана Хикмана в «Доме Идей».

Джонатан Хикман – автор «нового поколения», активно подстраивающий отдельные события, хронологию и историю, огромные пласты мифологии и культуры, а также целые вселенные под свое сугубо авторское и субъективное видение будущего нашей цивилизации. Каждая работа сценариста содержит не просто одну связующую мысль, протянутую через нарратив тонкими белыми нитями, но множество этических вопросов и моральных дилемм, обращенных лично читателю. При этом Джонатан не боится «выделяться» на фоне коллег, самостоятельно рассуждая на тему актуального общества, его развития и конфликтов, впоследствии коррелирующих с прогрессом, адаптацией и эволюцией. 

Знаем героя в лицо!

Черта, выгодно отличающая Хикмана среди других хэдлайнеров издательства, – непрекращающийся диалог с читателем, проявляющийся через противопоставление идеологий, личные размышления героев, а также закадровые монологи с многочисленными лексическими повторами. Общая совокупность художественных приемов, их количество, кучность и ритмичность создают стойкое впечатление автора, перекочевавшего из публицистики и «серьезной» художественной литературы в новомодный формат графических романов. На самом же деле, Джонатан Хикман – дипломированный архитектор с навыками программиста и дизайнера, который, как и большинство его коллег, вроде Эла Юинга и Стэна Сакаи, просто любил комиксы. 

Интервьюер: Уже много говорили о визуальном стиле и приемах, используемых вами в The Nightly News. Какое у вас художественное образование?

Джонатан:

У меня есть диплом архитектора – этим я и занимался в колледже. Было отстойно. Я начал заниматься разработкой, а потом это переросло в должность арт-директора и разные рекламные проекты. 

Вы всегда были фанатом комиксов с самого детства или пришли к ним позже?

Нет, нет, я вырос на всем этом. Когда я только закончил колледж, а это было лет 10-11 назад [то есть 1996-1997 годы – прим. редактора], прям-таки старался попасть на работу в индустрию комиксов. Тогда только появился Image, и это было время звездных художников. Я рисовал как Джим Ли, как прочие авторы, и, да, с треском провалился. Оглядываясь на барахло из прошлого, понимаю, какими мои работы были отстоем. До настоящего момента [работы с Image] у меня ничего не было. 

Интервью с Джонатаном для портала Publisher Weekly от сентября 2007-го года.

Первой работой Джонатана Хикмана в Marvel Comics стала история из антологии Legion of Monsters 2007-го года, если быть точным – выпуска Satana. Примечателен данный комикс не только культовой обложкой Грэга Лэнда, с которой начались многочисленные обвинения в трейсинге [срисовке оригинальной фотографии или арта с минимальными изменениями – прим. редактора], но и тем, что Джонатан поработал над своей историей как сценарист, художник, колорист и леттерер. 

Уже спустя полтора года, в декабре 2008-го, Хикман выступил автором лимитированной серии Astonishing Tales, а именно – сюжета Mojoworld, подготовленного совместно с еще молодым художником Ником Питаррой (S.H.I.E.L.D.: Infinity, immortal Hulk #33) и колористом Натаном Фейрберном (Amazing Spider-Man Ника Спенсера, All-New Wolverine Тома Тейлора). Занятно то, что в обеих вышеперечисленных работах Джонатан проявил себя по-разному: несмотря на застоявшийся в фанатских кругах образ «любителя графиков и пафоса», Хикман любит пошутить – зачастую едко, пошло, сохраняя при этом остросоциальный подтекст. 

Интересный факт: В рамках Dawn of X и линейки X-Factor 2020-го года была целая арка, посвященная Mojoworld. Как нетрудно догадаться, в тот момент Head of X все еще выступал Джонатан. Просто занятное совпадение, которое, возможно, было обусловлено любовью как Хикмана, так и Уильямс к миру нескончаемых реалити-шоу. К слову, обложки к серии рисовал наш соотечественник Иван Шаврин. 

Помимо этого сценарист засветился в нескольких малоизвестных сборниках: Shang-Chi: Master of Kung Fu #1 и Strange Tales vol. 5 #2 2009-го, а также Breaking Into Comics the Marvel Way! #2 2010-го года выпуска. Каждый из трех выпусков получился по-своему занимательным и, говоря откровенно, экспериментальным для самого творца: уверяю вас, прочтение Master of Kung Fu после номинальных S.H.I.E.L.D. или New Avengers – непередаваемый опыт наблюдения за самой контрастной авторской метаморфозой в истории нынешнего Marvel Comics. 

Сольная история Шан-Чи вышла, как и сказано выше, едкой и пошлой комедией с нацистами, лесбийским сексом, наркотиками, каннибализмом и Дэдпулом – последний ярко выделялся на фоне остальной истории своей «нормальностью», как это ни удивительно. Тем временем Strange Tales, один из томов которого издали наши коллеги из «КомФедерации» и «Комильфо», представляет собой шуточную зарисовку в самых лучших традициях сумасбродной антологии – много надтекстов и иронии, но меньше «трэша» в сравнении с «Шан-Чи» и тамошним гоночным турниром. Сюжет для Breaking Into Comics the Marvel Way! #2 получился классической историей про альтернативный Асгард с мутантами и демонами, из занимательного в которой можно отметить лишь первую кооперацию Джонатана Хикмана и Габриэля Вальты – художника изданных в России «Вижна» Тома Кинга и «Доктора Стрэнджа» Донни Кейтса. 

Отдельного упоминания заслуживает сюжет из антологии Dark Reign: The Cabal 2009-го года выпуска – сборник мини-историй, посвященный основным участникам Заговорщиков Нормана Осборна. Важен он не только потому, что художником зарисовки Хикмана выступил культовый для MCU иллюстратор Ади Гранов, но и потому, что именно в рамках антологии Джонатан впервые писал Доктора Дума. Пускай номер не так важен для глобального понимания конфликтов эпохи Dark Reign, прочитать его стоит хотя бы из-за сформировавшегося в нем образа Виктора Фон Дума, вышедшего из-под пера «любителя графиков и схем». 

Доктор Дум в представлении Джонатана из The Cabal – властный, жестокий и параноидальный правитель, считающийся лишь со своим мнением и руководствующийся лишь собственными целями. Впоследствии, даже в Fantastic Four и FF, образ антизлодея разительно изменится – но об этом далее. 

Таким образом, спустя семь сотен слов мы подошли к основной части анализа ранов Джонатана Хикмана, которая для вашего же удобства была разделена на пять фундаментальных периодов, сформированных в хронологическом порядке. 

Содержание материала (просто нажми на название главы):

  1. 2008-2011: «Щит на западе, копье – на востоке»
  2. 2009-2012: «Решить все»
  3. 2010-2012: «Этот мир теперь наш»
  4. 2012-2016: «Все умирает/живет»
  5. 2019-2022: «Пока вы спали, мир изменился»

2008-2011: «Щит на западе, копье – на востоке»

Что любит Джонатан Хикман больше, чем пафосные изречения и красивые диаграммы? Точно выверенные лексические повторы, характеризующие основной конфликт его произведений. Наглядный пример: первые выпуски S.H.I.E.L.D. 2010-го, Dark Reign: Fantastic Four 2009-го и Avengers 2012-го, закадровый текст в которых проговаривает простую, но концептуально масштабную мысль. 

«Everything begins with an Idea» – «Все начинается с Идеи».

Однако ран сценариста на линейках, посвященных S.H.I.E.L.D., начался со спецвыпуска Dark Reign: New Nation, вышедшего в декабре 2008-го года. Комикс отметился обилием анонсов грядущих серий издателя, среди которых особое место занимал первый том линейки Secret Warriors, стартовавший уже в апреле 2009-го. Над мини-историей для New Nation и первыми шестью выпусками Secret Warriors Джонатан работал в паре с Брайаном Майклом Бендисом – тогдашним сценаристом хэдлайнер-серий Marvel Comics. В общей сумме шпионский триллер насчитывает 30 выпусков, 28 из которых были частью основной серии, а два оставшихся – ваншотами Dark Reign: The List – Secret Warriors и Siege: Secret Warriors. 

Фундамент первой крупной работы Хикмана в Marvel: классический во всех отношениях блокбастер про разведчиков и спецагентов, вынужденных временно работать наперекор как правительству Соединенных Штатов и ООН, так и многочисленной оппозиции, среди которых стоит отметить организации «Гидра» и «Левиафан». Незнакомая вам до сего момента группировка (хотя бы потому, что появлялась она только в Secret Warriors и Battle Scars Йоста, Банна и Фрэкшена) представляет собой нового «игрока» в борьбе за мировое господство, сформированного во время Холодной Войны правительством СССР и конкретно КГБ. 

Дебютный номер сходу шокирует читателя раскрытием неожиданной подмены: на протяжении многих лет «Щ.И.Т.» работал на «Гидру», скрывающуюся за «спящими» агентами, коррумпированными политиками и сторонними миротворческими организациями. В конечном счете основной конфликт посвящен не столько противостоянию военных структур, сколько «битве умов» двух великих стратегов: Ника Фьюри и Барона Фон Штрукера. 

Данная работа сценариста пускай и насыщенна хитроумными сценарными перипетиями, ощущается скорее «пробной версией» известных сюжетов Джонатана – вплоть до конца серии сохраняется заметное влияние пера Брайана Майкла, направляющего Хикмана в его дебютном онгоинге. Тем не менее Secret Warriors отметились появлением нескольких ключевых персонажей вроде телепортера Идена Феси, впоследствии перекочевавшего в Avengers 2012-го года и свежие мутантские линейки S.W.O.R.D. и X-Men Red Эла Юинга – последователя идей Джонатана. Помимо этого, в четвертом номере онгоинга впервые прозвучала важная для понимания дальнейших «защитных» линеек Джонатана фраза.

«We are the Spear. They are the Shield» – «Мы – Копье. Они – Щит».

В апреле 2010-го года, сразу после выхода Secret Warriors #14, состоялся релиз дебютного выпуска мини-серии S.H.I.E.L.D. В рамках лимитки Джонатан переосмыслил современный образ американской военной организации, превратив привычный нам «Щ.И.Т.» в собрание величайших гениев человечества, решающее глобальные проблемы современного общества. Идеи трансгуманизма, впоследствии раскрываемые в ранах на «Фантастической Четверке», «Мстителях» и «Людях Икс», достигли своего апогея. Автор вводит россыпь исторических личностей, особое место среди которых занимают Леонардо Да Винчи и Исаак Ньютон, после чего приоткрывает завесу тайны над реальной историей вселенной Земли-616. Не обходится, само собой, и без путешествий во времени, и без концепции мультивселенной, которой Джонатан также воспользуется в своих будущих мастерписах. 

Сложнее всего для меня, как автора, рассказать, о чем эта серия без непосредственного пересказа сюжета. Хикман вновь фокусируется на двух конкретных героях, представляющих разные идеологии, по итогу давая каждому из персонажей проявить себя в различных ипостасях. S.H.I.E.L.D. – это запутанное путешествие, в некотором роде напоминающее классические работы Дэна Брауна (уверен, из-за этого уточнения я получу много веселых комментариев), кардинально переосмысливающее основы вселенной Marvel. Эпос 2010-го года, как и часть поздних работ сценариста, катастрофически мало рассказывает о персонажах, их прошлом и дальнейшей судьбе (более того – события серий практически не упоминаются сторонними авторами), посвящая хронометраж личным рассуждениям Джонатана о «высшей цели» человека, его ответственности за настоящее и будущее цивилизации, судьбе и выборе. 

На сражении двух последних концепций и строятся два тома S.H.I.E.L.D.: есть ли у человечества выбор, или судьба уже предопределена за нас «Богом»? Могут ли эти два понятия сосуществовать друг с другом, образуя «истину» посередине, или, может, существует только единственно верная идея? Именно из таких пространных, местами банальных, но существенных для современного социума конфликтов и строится серия, казалось бы, посвященная очередной тайной супергеройской организации. 

Второй том S.H.I.E.L.D., который я упомянул лишь вскользь, ничем не отличается от первого – разве что масштаб событий и их влияние на вселенную в рамках самих сюжетов (понимайте, как хотите) значительно увеличилось. С сиквелом, однако, связана одна серьезная творческая неудача Джонатана: в декабре 2011-го состоялся выход четвертого номера тайтла, ставший  на следующие семь долгих лет последним выпуском многообещающего эпоса. Вернулась на прилавки S.H.I.E.L.D. лишь в  мае 2018-го, о чем сами Джонатан Хикман и Дастин Уивер (художник комикса) шутили в интервью, опубликованных Marvel по случаю анонса долгожданного возвращения дуэта.

[…] Ладно, если серьезно, это никак не связано с ребенком Линдберга [название одного из главных преступлений XX века, ставшее нарицательным, – прим. редактора], но, без сомнений, настоящим преступлением столетия стало немыслимо долгое ожидание потрясающего арта Дастина Уивера.

[…] Я думаю, что теперь моя душа может спокойно отправиться на тот свет, и мне больше не придется преследовать Хикмана.

Кратко резюмируя: 

Secret Warriors – одна из самых легких в понимании работ Джонатана для Marvel Comics, которая может похвастаться зубодробительными баталиями, клише многочисленных сюжетов про шпионов и прекрасным Ником Фьюри. Отдельно рекомендую к прочтению фанатам культовых Agents of S.H.I.E.L.D. – авторы шоу активно вдохновлялись работой Хикмана и Бендиса.

Мини-серии S.H.I.E.L.D., в противовес простым Secret Warriors, стали одними из самых «хикмановских» работ сценариста для «Дома Идей» – много схем, ведущих в никуда размышлений (которые не отвечают на вопросы, но адресуют их читателю), повсеместных анализов актуального прогресса, референсов к мировой истории и надтекстов. Бесконечно красивое и полное загадок полотно, которое необходимо читать в отрыве от других линеек Marvel.

2009-2012: «Решить все»

Вторая фаза глобального переосмысления Джонатана стартовала с лимитированной серии Dark Reign: Fantastic Four, которая выступала в качестве тай-ина к одноименному периоду конца нулевых – «Темному Правлению» Нормана Осборна. Впоследствии «любитель графиков» заменил Марка Миллара на посту сценариста основной линейки Четверки – с 570-го вплоть до 611-го номера Хикман писал собственный независимый сюжет. 

Важно: упомянутый выше Dark Reign: The Cabal, а также Dark Reign: Fantastic Four #1-5 и Fantastic Four #570-578 вы можете приобрести на русском языке – данные выпуски входили в состав сборника «Фантастическая Четверка. Решить все» от издательства Parallel Comics.

Отдельно стоит отметить, что титульный комикс про семейство Ричардсов ушел на длительный хиатус после событий арки Three. С 588-го выпуска Fantastic Four сменила FF, которая может быть известна вам хотя бы благодаря дебюту Человека-Паука в минималистичном черно-белом костюме «Фонда Будущего». Вернулась на прилавки Fantastic Four лишь спустя год в юбилейном 600-ом номере – с того момента две линейки шли параллельно друг другу.

Фундамент сюжета нового эпоса Хикмана: поиск наиболее лаконичного и практичного решения глобальных проблем человечества самым прагматичным ее представителем – Ридом Ричардсом. С первых же выпусков мини-серии при Dark Reign протагонист осознает, что корень многочисленных конфликтов, будь то Акт о Регистрации Супергероев или старт Секретного Вторжения, – его коллеги из Иллюминатов. И хоть Джонатан почти не говорит об этом напрямую, Рид Ричардс в его представлении из тай-ина – сухая и эгоцентричная личность, кажется, находящаяся на грани нервного срыва из-за обостренных чувств ответственности и вины за события последней пятилетки. Движимый желанием предотвратить ошибки прошлого, Рид заглядывает в альтернативные миры, пытаясь почерпнуть пути решения конфликтов. 

Его приключение, как и приключения его коллег по нашему материалу, началось с идеи.

Навязчивая и несколько маниакальная мысль «Решить все» – наглядный пример действия крылатой фразы «благими намерениями вымощена дорога в ад», ведь по итогу Ричардс, сам того не осознавая, становится причиной одного из крупнейших катаклизмов в истории Земли-616. Подробнее о том, причем тут вообще Межвселеннский Совет Ридов, Целестиалы (которые до этого, к слову, засветились еще в первом томе S.H.I.E.L.D.), а также Натаниэль и Франклин Ричардсы (первый, к слову, тоже фигурировал в S.H.I.E.L.D.) – читайте сами. Говоря кратко, Fantastic Four – образцовая научная фантастика в рамках Большой Двойки, активно заигрывающая с квантовой теорией, теорией относительности, принципом самосогласованности Новикова и многими другими вполне реальными понятиями, пришедшими в культуру в прошлом столетии.

Важно сказать, что Джонатан не имеет докторской степени, как и богатых познаний в квантовой физики – автор простым и понятным языком доносит многоступенчатые законы работы вселенной, в то же время продолжая размышлять о гипотетической панацее для загнавшей себя в угол цивилизации. Вопросы, ранее фигурировавшие в рамках сюжетов про «Щ.И.Т.», никуда не делись – Хикман по-прежнему не боится идти наперекор вымученному и линейному шаблону историй Большой Двойки, рассказывая приключения уже  знакомых нам героев под своим углом. По ходу прочтения читатель получает все больше «пищи для мозга»: поднимается вопрос необходимости рефлексии по прошлому, ее влиянию на настоящее и будущее, а также цену, которую придется заплатить за злосчастное «решение всего». Поставив Рида перед выбором всей его жизни, сценарист резко противопоставляет, в некотором понимании, «совершенных» Ричардсов оригиналу, который отказывается от возможных достижений в пользу близких. 

С другой стороны, оригинальный Fantastic Four, а также последующий FF стали самыми человечными произведениями, вышедшими из-под пера известного сценариста. Начиная с уже упомянутого тай-ина к Темному Правлению, становится ясно, что Джонатан искренне любит семью Ричардсов, осознавая при этом необходимость выбранного еще Ли и Кирби жанра sci-fi. Автор грамотно балансирует между холодным и отчужденным Ридом, погруженным в собственные переживания, и взаимоотношениями внутри семьи. По итогу в течение полусотни номеров Хикман уделит достаточно времени и Джонни с Беном, и Франклину с Вэл, и Фонду Будущего с Советом Ридов. Учитывая общий хронометраж линеек, не удивительно, что автору удалось воплотить в жизнь столько сквозных сюжетов – каждый из персонажей растет над собой прошлым, принимая собственные ошибки и недостатки, закрываемые совместной работой в команде и семье. 

Джонатан, имея преимущество в виде искривленной временной линии и возможности показать разных героев из разных времен, даже начинает шутить, на сей раз – в исключительно «семейном» формате. 

Отдельного упоминания заслуживают второстепенные герои, среди которых ярко выделились Виктор Фон Дум, а также Франклин и Натаниэль Ричардсы. Первый претерпевает серьезные изменения, становясь куда ближе к образу по-прежнему жестокого и властного, но оттого не менее ответственного и прагматичного антизлодея из Secret Wars, окружившего себя не только воинами, но собственной небольшой семьей. В то же время Ричардсы, не привязанные к конкретному времени и людям, успешно сохранили человечность – несмотря на возраст, персонажей не сливают до уровня «очередной гений из известной семьи». Герои ярко контрастируют на фоне сына и отца, Рида, и во многом противопоставляются ему.

Не стоит забывать и о многочисленных параллелях, коими так запомнился Джонатан в фанатском сообществе. 

Отметить необходимо и одну из последних сюжетных арок в Fantastic Four – выпуски с 607-го по 608-ой. Данные номера преимущественно сосредоточены на личных переживаниях потерянного Т’Чаллы, более не правящего Вакандой – место Черной Пантеры и короля африканской утопии заняла Шури. Именно в сюжете Хикмана бывший лидер гордой нации получает новый титул, становясь Королем Мертвых и правителем Некрополя. О том, как с этим связан Ричардс, почему это так важно, и причем тут вселенная Marvel Zombies – в будущих New Avengers и Secret Wars.  

Подытоживая размышления:

Fantastic Four, FF и Dark Reign: Fantastic Four – образцовый сюжет про главное семейство вселенной Marvel, умело совмещающее как положительный настрой линейки Марка Уэйда, так и придумки Джонатана из выходящего параллельно S.H.I.E.L.D. 10-го. Лучший современный онгоинг команды, прочитать который обязан каждый фанат «Дома Идей». 

2010-2012: «Этот мир теперь наш»

Период работы Джонатана Хикмана над Ultimate-вселенной Marvel Comics – самый непродолжительный в карьере сценариста, если речь идет о глобальных сюжетах и полновесных историях. В общей сумме за два года работы автор написал две лимитированные серии по четыре номера, Ultimate Thor 10-го и Ultimate Hawkeye 11-го, мини-истории для антологии Ultimate Fallout (выпуски со второго по шестой), а также 12 выпусков Ultimate Comics Ultimates.

Интересный факт: Основная проблема Ultimate Marvel – отсутствие адекватных названий и градаций, вследствие чего искать конкретные истории абсолютно невыносимо. Во-первых, в части источников, в том числе и западном Marvel.Fandom, два открывающих номера новых Ultimates обозначены как «vol. 2». При этом существует серия Ultimates 2, которая также, по логике, должна быть вторым томом, но нет – в «Доме Идей» это так не работает. На официальном сайте Marvel все чуточку проще: тайтл назван просто Ultimate Comics Ultimates целиком. Данная информация пускай и может показаться вам бесполезной, может сэкономить немного времени и нервов при поиске конкретных событий. Сложнее всего вам будет, когда вы захотите почитать классического Марка Миллара, но по итогу наткнетесь на Ultimates 2 vol. 2. 

В конечном счете Земля-1610 проиграла даже саге о Кракоа и Людях Икс с тамошними 50 номерами, – кажется, будто Джонатану просто не повезло с руководством. Или временем выхода?

Я думаю, что итоговый продукт, над которым мы трудились с Эсадом [Рибичем], – одна из лучших вещей, что я сделал в Marvel. И это был, несомненно, оглушительный провал. Не потому, что комикс вышел плохим, нет. Проблема в том, что серия стартовала в то же время, что и New52. Наш первый выпуск добрался до релиза в тот момент, когда прилавки заполонили новинки от DC с их перезапуском. Ultimates был попросту раздавлен волной свежих линеек. Это был облом еще и потому, что Ultimates была единственной серией Marvel, над которой я хотел поработать с самого начала трудоустройства в издательство, и впоследствии сделать так, чтобы я, по сути, самостоятельно строил Ultimate-вселенную. […] Но комикс оказался полным провалом, потому что нас раздавили другими новинками.

Интервью с Джонатаном для портала Entertainment Weekly от января 2015-го года.

В центре сюжета Ultimates Хикмана – первая встреча Могучих Героев Земли с Создателем, порожденным их же последним столкновением с Ричардсом в Ultimate Doom 2011-го года. Говоря начистоту, Создатель – один из самых занятных и харизматичных героев Marvel, произведенных Джонатаном. От образа вечного плаксы, которого «били в школе» и «били дома», не осталось и следа. Рид, движимый желанием отомстить бывшим товарищам, находит путь домой, по итогу формируя свой собственный «Фонд Будущего» (таким образом Хикман еще и делает отсылки на собственный ран Fantastic Four). И пускай Ричардс прикрывает свои истинные мотивы формальной целью «усовершенствовать мир» и «адаптироваться», на деле новый Рид – по-прежнему озлобленный, но оттого не менее холодный и жестокий стратег, в первую очередь нуждающийся в признании собственного гения. 

Забегая чуть вперед, данная черта характера персонажа в скором времени «размоется» вследствии нового мироощущения и мышления злого гения – из одноразового задиры Создатель превратится в садистскую и бесчувственную «программу», жестокий «алгоритм», полностью обезличенный на фоне былых поражений.  Сильнее всего, разумеется, контраст заметен во второй половине Secret Wars 2015-го, в рамках которого Создатель работал вместе с оригинальным Ричардсом. 

И именно из-за подобных, откровенно говоря, спорных и экспериментальных нововведений стоит оценить Ultimates Джонатана самостоятельно. Уже имея некоторое представление о том, что Земля-1610 вряд ли переживет ближайшую пятилетку, Хикман мгновенно меняет статус-кво, всеми силами развлекаясь на фоне бушующего хаоса и будущих «вторжений». И говорю я не об очередном герое в костюме, который умрет и воскреснет в течение полугода, но о целом континенте. Сценарист развязывает масштабную войну между сверхдержавами, в основе которой – сомнения в компетентности «суперлюдей» обычными американскими гражданами, а также общемировые волнения на фоне новой волны «гонок вооружений».

Ultimates, а также спин-оффный Ultimate Hawkeye, который представляет собой классический боевик с краткой предысторией героя до его работы на Фьюри – пример динамичной и насыщенной на события современной серии о войне, в которой участвуют суперлюди и мутанты. Сохраните этот тезис на будущее: чуть позже мы обязательно вернемся к нему. 

Особняком стоит Ultimate Thor, где Джонатан не пытается растягивать интригу с истинным происхождением Бога Грома (как это делал Марк Миллар в тех же Ultimates), но сразу окунает читателя в гущу событий, повествуя сразу из трех разных временных отрезков. В то же время Ultimate Fallout стали, как нетрудно догадаться, «сборниками анонсов», коим был и упомянутый выше Dark Reign: New Nation. Хикман вводит в историю закрытый клуб «Кратос», впоследствии забытый пришедшими на смену «любителя схем» авторами вроде Сэма Хамфриса (Green Lantern), который выступил вторым сценаристом последних трех номеров Ultimates. Данный клуб – нетривиальная вариация полюбившихся Иллюминатов, членами которого стали исключительно гении-мультимиллиардеры, движимые целью «спасти мир». Само собой, не все так однозначно. Как и в случае с прошлыми периодами, раскрывать все карты я не стану – вы должны самостоятельно ознакомиться с динамичными ранами Хикмана на сериях Ultimate-вселенной Marvel. 

Интересный факт: Джонатан так сильно любит Ксорна и Зорна, что ввел их в своих Ultimate Hawkeye и Ultimates в качестве одних из ключевых персонажей Земли-1610, практически не изменив их внешний вид в Ultimate-вселенной, после чего вернул оригинальных братьев уже в своей авторской дилогии House of X/Powers of X. 

Суммируя вышесказанное:

Линейки, выходившие в рамках Ultimate-вселенной из-под пера Джонатана Хикмана, – зубодробительные и жестокие, но в то же время легкие и динамичные военные боевики, в которых, кажется, каждый из героев висит на волоске от смерти. Сценарист значительно сократил размеры «дополнительной литературы», так необходимой для полного понимания описанных ранее S.H.I.E.L.D. и Fantastic Four, поэтому Ultimates идеально подойдут в качестве относительно простого развлекательного чтива на пару вечеров. Однозначно заслуживает внимание всех фанатов оригинального онгоинга Марка Миллара хотя бы потому, что здешние Алтимейтс ощущаются как цельное и масштабное произведение (в отличие от, да, оригинального онгоинга). 

2012-2016: «Все умирает/живет»

В декабре 2011-го года свет увидел четвертый и, на тот момент, последний выпуск второго тома культового S.H.I.E.L.D. Хикмана и Уивера. Спустя еще полгода, в июне 2012-го, вышел Ultimate Comics Ultimates #12, ставший последним, на тот момент, комиксом Джонатана про Землю-1610.  В октябре 2012-го на прилавках магазинов появились Fantastic Four #611 и FF #23 – трогательный финал трехлетнего рана Хикмана на «Фантастической Четверке». Что было дальше?

Сейчас я чувствую себя лучше, чем когда-либо раньше, благодаря освободившемуся графику, потому что уже в конце года я покидаю Fantastic Four. S.H.I.E.L.D. тоже завершается, и еще на прошлой неделе я сдал свой последний номер Ultimates. Отныне с моим расписанием все в порядке. Впервые за долгое время с ним все хорошо.

Параллельно с этим, в первой половине 12-го года, Хикман выступает в качестве соавтора Avengers vs. X-Men – известный сценарист написал четвертый и шестой выпуски глобального события. Выделить их на фоне остальных номеров, правда, не получается. Как мне кажется, AvsX остается самой слабой и скучной работой Джонатана в Marvel Comics. Не потому, что сюжет вышел плохим, но потому, что ивент ощущается классическим глобальным ивентом конца нулевых и начала десятых, коих было очень много и до этого. 

Интересный факт: В 2019-ом году на SDCC сценарист рассказал о своих изначальных планах на Чарльза Ксавье, представленном им еще в шестом номере Avengers vs. X-Men. Предполагалось, что культовый герой впоследствии появится в новом томе New Avengers в качестве одного из Иллюминатов – но, как мы уже знаем, реальность полна разочарований.

Я был в офисе, когда мы решили убить Чарльза Ксавье. Помню, что сказал: «Нет, не убивайте Чарльза!». Его не было в основной серии [AvsX], и я подключил его только в шестом номере ивента, когда мутанты отстроили новое общество. И именно этот мой ход убил его, что сильно меня расстроило, так как я хотел использовать Ксавье дальше в New Avengers в качестве участника Иллюминатов. Но мои коллеги сказали: «Нет же, это идеальный конец!»

В конечном счете, закрыв свои основные линейки (S.H.I.EL.D. был временно заморожен, Fantastic Four и FF уже завершены, а Ultimates передан Хамфрису), Джонатан возвращается с двумя новыми сериями: Avengers vol. 5 и New Avengers vol. 3, релиз которых состоялся в декабре 2012-го и январе 2013-го соответственно. 

Оба тайтла и связанные с ними ивенты выпустили в России силами издательства Jellyfish Jam.

В общей сумме новый ран насчитывал более 90 выпусков, включая в себя как две «мстительные» серии, так и сопряженные с ней глобальные события: Infinity («Бесконечность») 2013-го и Secret Wars («Секретные Войны») 2015-го. Как и упоминалось выше, основные идеи прошлых работ перекочевали в новые сюжеты от Джонатана: первый номер Avengers буквально начинался с переиначенной цитаты из S.H.I.E.L.D.: «It started with an Idea». 

Именно на этом строится новый том командой серии: Тони Старк, руководствующийся своими опасениями (о которых ниже), посреди ночи поднимает с кровати Стива Роджерса, предлагая «пересобрать» Мстителей. Обгоняя случайности, на основе которых и строилось большинство объединений героев Земли-616, Старк и Роджерс набирают новый состав Могучих Героев Земли – один из сильнейших за все время существование команды. Спустя всего несколько месяцев жители голубого шара сталкиваются с новой глобальной угрозой – «Строителями», которыми движет желание поработить космос и избавиться от «несовершенных существ и планет». Очередные безликие захватчики, однако, таят за собой множество тайн, о которых мы говорить не будем. 

Основа New Avengers должна быть известна вам хотя бы благодаря разъяснениям Джона Красински из второго «Доктора Стрэнджа»: реальность начала искажаться, вследствие чего мультивселенная «умирает» на несколько миллионов лет раньше положенного. Одним из симптомов «болезни» оказались «вторжения» (incursion, в нашем дубляже звучащие как «сопряжения») – противоестественные столкновения миров, сошедших с «мультивселеннской орбиты», которые заканчиваются гибелью двух реальностей. Существует лишь один способ избежать смерти – уничтожить «вторгнувшийся» мир. Этим, собственно, и занимаются Иллюминаты, которым и посвящен сюжет New Avengers: попытками спасти Землю-616, по возможности не прибегая к насилию и убийству миллионов людей. 

Заканчиваются приключения Могучих и Умнейших Героев Земли предсказуемо: Земля-616 умирает, забрав с собой Землю-1610. О том, что было далее, – в Secret Wars.

По итогу ран, изначально кажущийся лишь «новым периодом» в развитии Джонатана, стал окончанием его многолетнего эпоса: каждая из предыдущих линеек повлияла на актуальные события «Мстителей». Именно поэтому уже сейчас, не доходя до актуальных произведений, мы подведем промежуточный итог в анализе работ Хикмана, отметив наиболее характерные признаки сюжетов культового сценариста. 

Начать необходимо со злосчастных лексических повторов, сильнее всего проявивших себя именно в рамках New Avengers: не рассказывал о нашумевшей «Everything Dies» разве что ленивый. Туда же стоит отнести «the shield resides in the west, the spear in the east», впоследствии упоминаемый как в рамках двухтомного эпоса, так и лаконичного Secret Warriors 2009-го. Само собой, не стоит забывать и о «идее», которая будет повторяться в течение всего пятого тома Avengers, предрекая судьбу величайших героев умирающего мира. 

Другой немаловажной чертой произведений Джонатана остается «война» как фундамент повествования и катализатор основных событий. Милитаризм заметно превалирует над классическими конфликтами героев и злодеев, к коим привыкло большинство читателей Marvel и DC. За примерами далеко и ходить не нужно: в Secret Warriors было столкновение трех военных организаций, в S.H.I.E.L.D. – идеологический конфликт внутри одного закрытого сообщества, в Fantastic Four и FF – столкновение трех городов, в Ultimates – мировая война, затронувшая Америку, Восточную Европу и Китай.  

Черта, во многом характерная для поздних работ Хикмана, – фокус на мире, а не на персонажах в нем. Стоит понимать, что этот тезис не означает «Джонатан не умеет работать с людьми» – автор целенаправленно идет на подобный шаг, в первую очередь развивая собственные концепции, будь то трансгуманизм из X-Men, путешествия во времени из Fantastic Four или работа мультивселенной как единого организма в New Avengers. Примеры того, как сценарист умело развивает персонажей, при этом не выделяя под их рост титанические пласты сценария: семейство Ричардсов в Fantastic Four (в частности – Джонни Шторм, а также Рид и Франклин), Т’Чалла и Тони Старк в New Avengers, Роджерс, Одинсон и Гиперион в Avengers. На самом деле, Джонатан просто избегает развития героев «в лоб», предпочитая не пересказывать эмоции героев читателям напрямую. 

Как я уже говорил во вступлении, Хикман – архитектор и графический дизайнер. Учитывая данный контекст, не удивительно, что автор активно пытается развить свои прошлые навыки, регулярно возводя масштабные диаграммы и подробные схемы. «Дополнительное чтение» в работах Джонатана оправдано нарративом и художественными ограничениями формата, из-за чего сценарист регулярно «останавливается», разъясняя отдельные тезисы и концепции. Впоследствии данный прием, не так активно использующийся в Avengers или Fantastic Four, получил второе дыхание со стартом Dawn of X: Хикман превратил «дополнительную литературу» в комплексную самостоятельную историю, скрывающую в себе уйму тайн, загадок и интриг. 

Куда более спорным и пошлым приемом сценариста считают многочисленные «ретконы», коих только за сорок выпусков Avengers можно насчитать дюжину-другую. Аналогичным образом Джонатан поступал и с House of X/Powers of X, ради написания которых Хикману пришлось отделить современную эпоху homo superior от их многолетней истории. Плохо ли это? Скорее да, чем нет. Стоило ли оно того? Как мне кажется, да. «Любитель графиков» на регулярной основе выступал в качестве «уборщика» прошлых эпох, на основе которых впоследствии и строились самые масштабные и проработанные линейки автора. И пускай лично я во многом согласен с фанатами, отмечающими «несостоятельность» приема, назвать новые интерпретации Джонатана «неуважением к предшествующим авторам» у меня, говоря начистоту, язык не поворачивается. Мы ведь все еще говорим о 80-летней компании, в которой различные писатели и иллюстраторы пробуют свои силы, пытаясь создать собственные независимые сюжеты с культовыми персонажами, да? 

Само собой, нельзя обойтись без рассказа о шлемах, коими богата каждая крупная работа Джонатана. Еще в рамках S.H.I.E.L.D. автор продемонстрировал свою искреннюю любовь к данному аксессуару – теперь же, кажется, Создателя и Ксавье просто невозможно представить без замысловатых головных уборов. 

Важнейшим же признаком работ Джонатана первой половины десятых годов стали «связующие элементы» между сериями сценариста. Такими «элементами» выступили, к примеру, Иден из Secret Warriors, спустя пару лет перекочевавший в основной онгоинг Avengers, многочисленные смежные концепции (взять все тот же «Everything begins with an Idea») или полноценные «межсезонные» выпуски, одним из которых стал Avengers #41. При этом вам не обязательно читать каждый комикс Джонатана, чтобы, к примеру, понять и оценить задумку номинального Secret Wars – ивент может читать в отрыве от предшествующих серий про Мстителей и Иллюминатов. 

Данный сюжет – логическое завершение всего. Окончательное разрешение конфликтов, финальный акт. Посмотрите на Secret Wars так: это абсолютно самостоятельная история в том смысле, что вам будет достаточно прочитать с первого по восьмой выпуски [изначально у ивента не был заявлен девятый выпуск – прим. редактора], чтобы все понять, и вам необязательно знать штуки из Avengers или других серий. […] Это, безусловно, самостоятельная вещь. При этом, если вы читаете Secret Wars, до этого сталкиваясь не только с Avengers и New Avengers, но и Fantastic Four или S.H.I.E.L.D., вы заметите, как много в этом событии от других линеек. Данное событие – кульминация всего того, что я делал в Marvel Comics.

Интервью с Джонатаном для портала Entertainment Weekly от января 2015-го года.

Secret Wars 2015-го года стал главным глобальным сюжетом современной эпохи Marvel Comics, в рамках которого произошел масштабный «перезапуск» вселенной со сменой статусов-кво множества известных героев издательства (вспомнить хотя бы «переезд» Моралеса на Землю-616 с возвращением из мертвых его матери). За непродолжительное время история приобрела культовый статус, встав в один ряд с великими The Infinity Gauntlet и Kree-Skrull War – и это, как мне кажется, наглядно иллюстрирует значимость и качество комиксов авторства Джонатана Хикмана. Не стоит и говорить, что на протяжении многих лет фанаты MCU активно обсуждали слухи и инсайды касательно будущей экранизации, которые наконец-то подтвердились на прошедшем SDCC’22. 

Подводя итоги:

Avengers, New Avengers, Infinity и Secret Wars Джонатана Хикмана – фундаментальные сюжеты современности, которые обязан прочесть каждый фанат супергеройских комиксов и их экранизаций. И хоть, к примеру, Infinity получился объективно слабым на фоне большинства крупных ранов Хикмана, ивент, как и смежные «мстительные» линейки, подкупает количеством, масштабом и эпичностью происходящих в нем событий. 

Отдельно хотелось бы посоветовать вам комедийную мини-историю из Secret Wars Too #1, где Джонатан активно рефлексирует о своем пути сценариста Marvel и встречает Виктора Фон Дума, «направляющего» талант писателя в необходимое русло. Уверяю вас, получите уйму эмоций от этого импровизированного «признания в любви», адресованного Marvel Comics. 

2019-2022: «Пока вы спали, мир изменился»

Мир действительно изменился: завершив свою «мстительную» сагу, Джонатан взял двухлетний перерыв, вернувшись в издательство лишь в 2018-ом году с пятым и шестым номерами второго тома S.H.I.E.L.D., а также ваншотом S.H.I.E.L.D.: The Rebirth (переиздание первых четырех выпусков). Уже в 2019-ом году автор отметился участием в антологиях Marvel Comics #1000 (1995 и мини-сюжет про Апокалипсиса) и The Amazing Spider-Man: Full Circle (первая часть в соавторстве с «кумиром детства» Хикмана Крисом Бачало). Обе книги уже доступны на русском: первую выпустило «Комильфо», вторую – «Рамона».

Параллельно с этим стартовал упомянутый ранее «софт-ребут» Людей Икс – Dawn of X. Подробнее о дилогии House of X/Powers of X, а также новом векторе развития homo superior в Marvel – в отдельном материале.

Интересный факт, так и не попавший в оригинальный текст про «софт-ребут» Людей Икс: Джонатан Хикман на протяжении многих лет питчил House of X/Powers of X, указывая издательству на ошибки актуальных в начале десятых серий про мутантов. По итогу автор, судя по всему, так и не дождался вменяемого ответа от руководства, сдал Secret Wars и ушел из Marvel Comics на два с половиной года. Если говорить простым языком, HoX/PoX мог не увидеть свет, если бы не покупка медиахолдинга 21st Century Fox ушлыми The Walt Disney Company.

Помимо этого, в мае Джонатан отметился сюжетом про Лунного Рыцаря из далекого будущего для Moon Knight: Black, White & Blood – камерной научно-фантастической историей в духе ваншотных приключений Fantastic Four 2009-го.  А уже 31-го августа этого года состоится релиз Amazing Fantasy #1000, в рамках которого сценарист, известный концептуальностью свои ранов, поработает с художником Марко Кеккетто (Daredevil, Devil’s Reign) над историей про Питера Паркера, который путешествует сквозь измерения с помощью «моста» Рида Ричардса.

А пока вы спали 24-го июля, мир вновь изменился: на SDCC’22 был анонсирован новый глобальный сюжет от Джонатана Хикмана и Валерио Скити (S.W.O.R.D., Inferno). «Что происходит, когда высшие силы встречаются с естественным порядком вещей?» – гласит текст первого промо. Предположительно, свежая серия будет посвящена Целестиалам и будет носить название  Celestials: End of Time – незадолго до начала конвенции Marvel зарегистрировали такую торговую марку. Релиз комикса – в 2023-ем году. 

Таким был 15-летний путь Джонатана Хикмана в Marvel Comics. Насыщенным, масштабным, пафосным, но оттого не менее умным и интригующим эпиком, состоящим в общей сумме из двух сотен номеров разной степени проработки. Перечитав их залпом, хочется сказать, что «любитель схем» – по-своему гениальный и революционный сценарист, преобразивший современную индустрию комиксов. Вы можете не любить его работы (хотя бы из-за упомянутого выше пафоса и крайне неспешного темпа повествования), но признавать вклад в нынешнюю поп-культуру, мне кажется, обязаны. 

Спасибо за поддержку данного текста рублем Ивану Буханцову, Гавриилу Еврасимову, Дмитрию Началову, Шамилю Зябирову, Никите Надточей.

Участвуйте в конкурсе в честь 10 лет GeekCity. Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии