Зачем читать «Dawn of X» Джонатана Хикмана? Разбор новой эпохи Людей-Икс и мутантов Marvel

4 561

Рассказываем о новой вехе развития мутантов в Marvel Comics.

Пока вы спали, мир изменился.

Я искренне завидую нынешнему поколению читателей комиксов Marvel, которым открылась уйма ярких и самобытных талантов, масштабных сюжетов и интересных концепций. Вспоминая начало своего серьезного увлечения комиксами, которое выпало на 2015-ый год, отечественный рынок мог похвастаться разве что книгами от уже мертвого Издательства «Комикс», а также первым томом «Сорвиголовы» Марка Уэйда от еще молодых «Комильфо» с Мишей Богдановым у руля. 

Говоря же о линейках, выходящих на тот момент лишь на западном рынке, ситуация ушла отнюдь не дальше. Последние годы «правления» Акселя Алонсо обозначились тотальным игнорированием мутантов и Фантастической Четверки, потому что права на экранизации и конфликт интересов студий-гигантов, попытками «развить вселенную» с дебютом современных вариаций классических героев, а также десятками ивентов, каждый из которых обязан был «изменить вселенную Marvel навсегда». Нынче последняя фраза настолько закрепилась в лексиконе фанатов комиксов, что и сейчас можно регулярно встретить ее под релизами очередных глобальных событий и кроссоверов. 

И я не говорю, что сейчас кардинально изменилась политика издательства к авторам и сериям – лучше ситуация не стала и с приходом в Marvel Comics Честера Б. Себульски, который вроде как «против» всего плохого и «за» все хорошее. Совсем недавний пример с перерисовыванием парта Грэга Смоллвуда в антологии «Elektra: Black, White & Blood» тому явное доказательство. 

Я это вообще к чему. Когда я пытался читать комиксы про Людей-Икс, будучи еще маленьким и местами наивным девятиклассником, у меня не было «идеальной точки входа» в проработанный и безумно детализированный мир мутантов, отпугивающий большинство подростков своими масштабами внутри и без того запутанной вселенной Marvel. На тот момент у ребят вроде меня было два пути: либо читать «New X-Men» Гранта Моррисона и «Astonishing X-Men» Джосса Уидона, а затем забывать о команде детства на долгие годы вплоть до следующей удачной экранизации, либо садиться за «All-New X-Men» и «Uncanny X-Men» авторства Брайана Майкла Бендиса, который на тот момент издавался в РФ силами «Jellyfish Jam». Как вы уже могли заметить, оба маршрута так или иначе ведут к последующему игнорированию одной из, наверное, величайших придумок «компании чудес».

Опустим многочисленные события, связанные с активным продвижением Нелюдей на рынке: понятное дело, что в середине десятых годов издательство, ведомое поручениями «свыше», было вынуждено вводить в истории многочисленные аналоги мутантов. Правда, ничем хорошим это не закончилось – и нынешняя ситуация с гражданами Аттилана наглядный пример того, как не стоит работать с лором большого комиксного мира. 

Ситуация кардинально изменилась пару лет назад с приходом Джонатана Хикмана на пост главного архитектора икс-тайтлов. Ранее отметившийся потрясающим «S.H.I.E.L.D.», культовым «Fantastic Four» и фундаментальными для нынешней индустрии «Avengers», «New Avengers» и «Secret Wars», один из величайших сценаристов комиксов современности кардинально переработал мифологию мутантов, открестившись от похождений Циклопа-ксенофоба с Фениксом и геноцидом нелюдей. Новым вектором развития homo superior стало создание собственного государства, культуры, экономики, полиции и прочих разнообразных плодов современной цивилизации.

По итогу летом 19-го года свет увидели две мини-серии: «House of X» и «Powers of X», повествующие о том, что стало основой для актуального мировоззрение Чарльза Ксавье и его «детей». О данном комиксе не высказал мнение только ленивый: даже авторы русского издания комикса, у нас адаптировано как «Дом Икс/Степени X», во всех подробностях рассказали о том, почему не так давно закончившийся период «Dawn of X» заслуживает внимание как давних фанатов мутантов, так и совсем молодых новичков. 

Дабы понимать контекст событий и узнать мнение старожил отечественного издания Marvel, настоятельно советую ознакомиться с крайне личными и местами трогательными текстами от Вячеслава Бедерова, Руслана Хубиева, Максима Попильнуха и Романа Дмитровского. Не помешает почитать также развернутое предисловие от все того же Вячеслава и нашего коллеги и друга Игоря Кислицына, подготовленные к релизу «Дома» и «Степеней» в РФ.

В общем, во всем этом массовом помешательстве на новой эпохе Людей Икс мне посчастливилось «втянуться» в процесс через свежий сборник от «Комильфо». По итогу всего за неделю с небольшим я осилил все основные серии первой инициативы Хикмана, обогнав отечественные релизы на годы вперед. 

И конечно же, мне захотелось поделиться своим мнением относительно комиксов с вами: возможно, как и в случае с «Веномом» Донни Кейтса, я подтолкну кого-нибудь из вас, дорогие читатели, познакомиться с еще неизведанным, но крайне манящим миром современных мутантов Marvel Comics. Текст полностью spoiler-free, не считая подробного описания завязок и синопсисов, так что воспринимайте материал скорее как руководство к чтению и небольшой гид по сериям, нежели полноценный гайд с разбором событий и заметных оммажей.

А прикупить комиксы, которые так и не вышли в России, вы можете у моего товарища и коллеги Руслана Хубиева в его импровизированном магазине под названием «#ЭТОНЕМАГАЗИН». Как человек, сам заказывающий комиксы из Америки в промышленных масштабах, рекомендую. Это не реклама.

Что такое «Dawn of X» и где сейчас Джонатан Хикман?

Если говорить о современной эпохе мутантов, стоит выделить два основных периода развития вселенной «иксов»: «Dawn of X», полностью курировавшийся Джонатаном с лета 2019-го по осень 2020-го годов, а также нынешний этап под названием «Reign of X», с недавних пор лишившийся Хикмана в качестве «главного архитектора» серий. Более того: начиная с четвертого номера «Inferno», подводящего промежуточные итоги становления Кракоа как нации, бывший «Head of X» больше не значится как автор концепции, а должность, как не трудно догадаться, была попросту упразднена. 

Просто сравните лист авторов из третьего и четвертого номера соответственно. 

Официально стало известно о том, что Хикман «покинет» вселенную мутантов еще летом прошлого года. Тогда же автор более подробно рассказал в интервью Entertainment Weekly свой первоначальный концепт, которым по итогу сейчас вынуждены заниматься его непосредственные коллеги:

Планы полностью поменялись. Когда я питчил свою историю о Людях-Икс Marvel Comics, то я предлагал большой, трехактовый, трехивентный нарратив, первая часть которого стартовала в «Powers of X» и «House of X».

[…] Реальность такова, что я знал, что рано покину эту серию. Marvel Comics не платит мне за то, чтобы я просто писал стандартные ежемесячные онгоинги – от меня ожидают «больших» комиксов с широким охватом. В попытке сделать и то, и другое, мы провели последние полгода или около того, перерабатывая всю линейку комиксов, что по итогу привело к «Inferno», чтобы этому помочь, а также распланировали следующие несколько лет икс-тайтлов.

Более подробно о том, что творилось в икс-офисе на протяжении 2021-го года вы можете узнать из нашего же новостного текста полугодичной давности, – уверяю вас, интересной информации там крайне много. Почти что на уровне нынешних скандалов с MAPPA, только в колорите американской поп-культуры. Радует, что сейчас большинство тогдашних коллег Джонатана уже завели свои аккаунты на Substack, стараясь отгородиться от назойливых планов и дедлайнов Большой Двойки.

А заодно – небольшие «выжимки» из закулисья работы Офиса Икс в Marvel Comics.

Коротко отвечая на вопрос, поставленный в заголовке, можно сказать, что «Dawn of X» – первая и последняя часть истории Хикмана в рамках серий о Людях-Икс и мутантах, полностью написанная им и доведенная до своего логического завершения. Возможно, некоторое время спустя мы поговорим и про самые свежие сюжеты авторства Джерри Даггана, Эла Юинга и других бесспорно талантливых авторов, но пока – имеем, что имеем.

Что входит в «Dawn of X»? Первая дюжина линеек-хэдлайнеров, пара сюжетных арок запоздало стартовавших онгоингов, одна лимитированная серия на шесть номеров, серия выпусков-ваншотов, кроссовер «House of X/Powers of X», а также ивент «X of Swords», общая сумма номеров которого перевалила за два десятка. 

Где сейчас сам Хикман? Последней на данный момент работой сценариста в рамках Marvel Comics может стать мини-история в антологии «Moon Knight: Black, White & Blood», в которой он, вместе с художником Крисом Бачалой, представит читателям новую версию Кулака Хонсу из далекого будущего. 

Скетчи будущего Лунного Рыцаря от Криса Бачало. 

В любом случае, сценаристу уже не привыкать к подобному отношению со стороны «компании чудес», и, думаю, еще после закрытия «S.H.I.E.L.D.» Джонатана уже стало ничем не удивить. Пускай звучит это все крайне грустно, но нынешние реалии рынка, спрос и многочисленные поражения на рынке периодики и сборников указывают лишь на то, что в скором временем все мало-мальски уважающие себя авторы перейдут на фриланс через сторонние ресурсы или принудительную голодовку во славу покойного Джека Кирби. 

«Powerhouse»

Название промежуточных периодов «Dawn of X» было мной нагло позаимствовано с сайта MarvelGuides.com.

  • «House of X»/«Powers of X» #1-6
  • Сценарий: Джонатан Хикман
  • Рисунок: Пепе Ларраз, Р.Б. Сильва

Основа основ и буквальный фундамент всех современных комиксов о мутантах и Людях-Икс в частности. Не вдаваться в подробности здесь не получится, поэтому всех особо жадных до неизвестности читателей прошу отложить текст на n-оное количество времени: дальше пойдут спойлеры.

Мойра Мактаггерт пускай никогда не была популярным персонажем историй о мутантах, запомнилась многим читателям комиксов как главная женщина в жизни Чарльза Ксавье. Ее же вы могли видеть в «Первом Классе» Мэттью Вона, а также в последующих сиквелах трилогии приквелов. И кто бы мог подумать, сидя на сеансе фильма в 2011-ом году, что Мойра станет основополагающей героиней всей нынешней вехи развития мира мутантов. 

Если в двух словах: генетик – мутант со способностью к реинкарнации. С каждой своей новой смертью девушка помнит все, что происходило с ней в предыдущих жизнях, что в какой-то момент и послужило для нее мотивацией к познанию мутантов, их насущных проблем и тайн, окутанных вокруг происхождения вида. В одну прекрасную жизнь Мактаггерт оступается и создает, как она думает, лекарство от «гена x», что приводит ее к непосредственной конфронтации с Мистик и Судьбой, грозящейся убить Мойру при следующей попытки помешать сообществу homo superior.

Проходит еще несколько жизней: уставшая и обессиленная Мойра, попытавшаяся «спасти мутантов» десятками всевозможных способов, находит свою истинную цель в помощи Чарльзу Ксавье – главному мечтателю среди всей мутантской братии. Обрушив на разум еще юного телепата, не обремененного инвалидным креслом, свои прошлые жизни, Мойра почти буквально ведет Ксавье за ручку до Магнето, и вместе новообразовавшееся трио персонажей придумывает концепцию островного государства для мутантов, коим раньше выступала печально известная Геноша. 

Параллельно с этим Хикман дает читателям возможность заглянуть в возможные последствия свершений трио: нам показывают недалекое будущее Земли, руководит которой Нимрод – детище людей, пришедшее в мир на замену знакомым многим Стражам. Параллельно с этим Хикман дает читателям еще больше пищи для долгих размышлений и споров: автор демонстрирует далекое будущее Земли, в которой столкновение людей, роботов и мутантов породило новую жизнь. 

Все это, как не трудно догадаться, сценарист оставляет в комиксе неспроста: вешается огромное число «чеховских ружей» с заделом на полномасштабную войну двух основных видов за выживание. Некоторые события получат последствия в ходе «X-Men» от Джонатана, некоторые – лишь в «Inferno» и последующих сериях. 

Что важного случилось в «HoX/PoX»? По правде говоря, описать и измерить количество изменений, пришедших вместе с новым креативным директором, откровенно тяжело: мутанты заимели собственную страну, Кракоа, разработали язык, организовали импровизированный парламент, нашли способ достигнуть фактического бессмертия граждан, создали чудодейственные лекарства для жителей Земли и глобально видоизменили отношение простых людей к некогда «пугающему и мерзкому» homo superior во всем мире. 

Две лимитки за авторством Хикмана – наглядный пример того, как нужно писать историю, полагающуюся на геополитику и раскрывающую десятки социальных проблем. Если вы по какой-то причине все еще думаете, что комиксы о мутантах – это только пошлые аллегории на расизм и гомофобию, смею вас уверить: такими мутантов, как в новых линейках, вы еще не видели. 

Помимо этого «HoX/PoX» с первых выпусков определил актуальный для линеек вектор развития, задав тон и введя в обиход необходимые условности. Говорю я, разумеется, о десятках и сотнях графиков, «лирических отступлений», записей в борт-журналы и прочее-прочее. Использование данного приема, а уж тем более его неописуемое количество, можно трактовать двояко. 

С одной стороны, некоторым может показаться, что «раз сценарист не способен рассказать историю целостно без использования схем – то это явный признак плохого сценариста, не умеющего работать с материалом». С другой, учитывая обстоятельства и необходимость Джонатана рассказать о мироустройстве мутантов, силах Мойры, Нимроде и куче переменных, идея вплести в комикс элементы прозы кажется логичным выходом из сложившейся ситуации. Возможно, кому-то данный подход покажется излишним, но, как по мне, браться за развитие столь грандиозной концепции стоит с такими же грандиозными полотнами текста. Говорю вам как человек, что пишет гайды и читает лекции про комиксы уже больше года.

Кому не стоит лезть в «Dawn of X» и конкретно в «House of X» и «Powers of X»? Возможно, людям, для которых чтение комиксов – это не серьезное увлечение, а разовое хобби «на вечер». Очевидно, что при таком подходе автора к рассказыванию собственной истории стоит осознавать, что для понимания вселенной мутантов вам хоть и не нужно читать сотни комиксов Клэрмонта, Моррисона и Бендиса, но строго необходимо вчитываться в новые истории от Джонатана и его коллег. 

«HoX/PoX» – это сложное, многоуровневое чтиво, которое может с равной долей вероятности как затянуть ищущего свой личный оазис читателя, так и с легкостью отпугнуть неподготовленного новичка, посчитавшего, что сценарист «Secret Wars» выдаст стерильный ААА-блокбастер. Лично мне потребовалось три попытки, чтобы сесть за «Dawn of X» – посмотрим, сколько будет нужно вам.

Напомню, что данный комикс – единственный сюжет из списка, удостоившийся русского издания на момент написания текста. Именно поэтому я настоятельно рекомендую всем вам купить «Дом Икс/Степени X» – чтобы банально увидеть продолжение эпоса на полках книжных магазинов и локальных комиксшопов. Постараемся не повторять историю с изданием в РФ «Могучих Рейнджеров», продажи которых держатся на отметке «еще не «Манхэттенские Проекты», но очень близко».

А если вам недостаточно этого, предлагаю оценить альтернативный взгляд на дебютные серии «Dawn of X» от наших коллег из PanelReapers, контент которых в большинстве своем посвящен сериям и сюжетам про Людей-Икс и мутантов. 

«Brave New World»/ «Breaking Down»

На самом деле, «Brave New World» и «Breaking Down» – это разные периоды, которые, как мне кажется, стоит объединить воедино для пущей наглядности. Как можно понять из названий, первый повествует о том, как мутанты обустраиваются в новом для себя мире, когда как второй посвящен становлению новых команд и личным похождениям некоторых знаковых героев. Если будете читать серии «сплошняком», как это делал я, заметите грань достаточно быстро. Названия периодов снова нагло позаимствованы у MarvelGuide.com.

  • «X-Men» vol. 5 #1-12
  • Сценарий: Джонатан Хикман
  • Рисунок: Лейнил Фрэнсис Ю, Р.Б. Сильва, Маттео Буффагни, Махмуд Асрар

Основной после завершения «HoX/PoX» тайтл, повествующий читателям о нелегкой жизни главной команды Кракоа. На самом деле, уже и не совсем команды: отныне «Люди-Икс» – это фиктивный союз известных и не очень героев с «геном x», сосредоточенный в первую очередь на решении внутренних проблем и конфликтов новообразованного государства. Выбираться «в поля» персонажи не спешат, да и комикс не об этом. Он скорее о том, как предшествующие события и признание со стороны ООН повлияло на жизнь общественности и конкретных людей: Чарльза Ксавье, Эрика Лэншера и семейства Саммерсов. 

Крайне интригующий онгоинг, с первых же выпусков окунающий читателей в плеяду событий, фактов, терминов и взаимоотношений. Отдельно хочется выделить повествовательный стиль Хикмана: некоторые сюжетные арки попросту обрываются на полуслове, оставляя фанатов с недосказанностью, а некоторые становятся поводом для неожиданных кроссоверов с другой серией авторства Хикмана – «New Mutants».

В качестве примера может послужить третий номер, в котором дебютировали «Hordeculture» – группировка престарелых леди, целью которых стало похищение образцов кракоанских цветков. Казалось бы, сюжет выпуска должен был перетечь в какое-то глобальное столкновение интересов, однако Джонатан лишь кокетливо закругляет ветку, обрывая все зачатки двухномерной арки донесением Ксавье. При этом нельзя сказать, что историю филлерная – о ней, как и о героинях и их технологиях, будут вспоминать вплоть до «X of Swords» включительно. 

Но лично мне куда больше запал в душу четвертый выпуск, полностью посвященный встрече представителей глав Кракоа с членами ООН. Камерный номер, в котором мутанты разжевывают свою идеологию, рассуждают с политиками о культуре, религии и отсутствии мутантов в человеческой истории, проводя параллели с некогда пренебрежительным отношением к женщинам в научной среде, а также шутливо делятся дальнейшими планами по «захвату Земли». Видеть, как Эрик, Чарльз и Эн Сабах Нур спокойно ужинают в окружении хищной людской власти – одно удовольствие.

Гонка вооружений, мировая задолженность, запланированное устаревание – вот три столпа, на которые опирается процветание Запада. Если бы не война, расточительство и займы, вы бы погибли.

Важных перемен в серии много, и рассказать о каждом из них будет, мягко говоря, проблематично. Из главного стоит выделить разве что конфронтацию осенней части Тихого Совета и Мистик, которая на протяжении многих месяцев не может вернуть свою жену Судьбу, а также неожиданное присоединение к Кракоа острова-сестры Аракко – второй половины некогда великого пристанища древних мутантов Оккары. На данный момент все эти хитрые названия, словно взятые из мифологии первого поколения Bionicle, могут вас напугать и запутать, но, уверяю, по ходу развития плана Хикмана вы все поймете. Просто готовьтесь к тому, что несколько выпусков вы будете лишь копить информацию, не получая взамен никаких ответов – только маленькие подсказки. 

Отдельно, конечно, хочется отметить огромный вклад в ран Джонатана сюжетов авторства Майка Кэри: по ходу всей основной серии мутантов будут то и дело всплывать возрожденные сценаристом концепции «Детей Хранилища» и пост-людей. Почитать о том, как на Хикмана повлияли комиксы Кэри, и почему автор заслуживает куда большей известности, вы можете в данном интервью. 

На мой субъективный взгляд, лучшая серия «Dawn of X». Поверьте мне, выбирать «лучшую» среди них – та еще задачка. 

  • «Giant-Size X-Men»: «Jean Grey and Emma Frost», «Nightcrawler», «Magneto», «Fantomex», «Storm»
  • Сценарий: Джонатан Хикман, Алан Дэвис
  • Рисунок: Расселл Дотерман, Алан Дэвис, Рамон Перез, Род Рейс

Классическая серия прошлого века, которая получила перезапуск в рамках свежей инициативы Джонатана. По замыслу Хикмана актуальные «Giant-Size X-Men» должны были стать «тай-инами к серии-хэдлайнеру», каждый выпуск которого рисовал новый художник. Так оно и получилось: над пятью номерами «Гигантских» успели поработали четыре известных иллюстратора, среди которых великий и ужасный Расселл Дотерман («The Mighty Thor», «War of the Realms»), культовый Алан Дэвис («Captain Britain», «Miracleman»), Рамон Перез и Род Рейс. 

Занятно, что и здесь Хикману не удалось избежать «сквозных сюжетов»: три из пяти выпусков посвящены восстановлению Шторм после событий «X-Men» и дальнейшим приключением Людей Икс с Фантомексом с целью найти некую лечебную технологию А.И.М. Но лично моим фаворитом остается спецвыпуск, выделенный под Магнето и его поиски острова для Эммы Фрост, которые в конце концов приведут персонажа к внезапному союзу с одним из величайших мутантов в истории Marvel Comics. Спойлерить не буду: каждый из пяти номеров заслуживает вашего внимания даже в отрыве от мутантской саги. 

Разумеется, главный повод к ознакомлению – художники. Думайте об этом, когда сядете за «Гигантских».

  • «New Mutants» vol. 4 #1-12
  • Сценарий: Эд Бриссон, Джонатан Хикман
  • Рисунок: Род Рейс, Флавиано Арментаро, Марко Файлла

Линейка, лишь частично написанная Джонатаном – бóльшую часть онгоинга взял на себя сценарист Эд Бриссон, знакомый многим фанатам Marvel как автор предшествующих Хикману «Uncanny X-Men», «Iron Fist» и печально известного «Ghost Rider» 2019-го года. 

Чем стали «New Mutants» в рамках «Dawn of X»? Да собственно тем же, чем они были всегда: «Новые Мутанты» остались подростковой командой homo superior, которые ищут приключения на свою голову из скуки и уныния. С первых же номеров сюжет онгоинга разветвляется на две сюжетные линии, одной из которых занимается наш любимый «Head of X», выстраивая космический кроссовер с параллельно идущими «X-Men». 

Другая же арка посвящена насущным проблемам мутантов: персонажи, ведомые желанием помочь власти Кракоа (и немного потребностью отвлечься от рутины райской жизни), решают самостоятельно найти и привести на остров своих знакомых и друзей, которые по какой-то причине предпочли остаться на людской земле. 

На смену местами занудным и комплексным графикам пришли шутливые записи из дневника Бум-Бум, факты о новых злодейских группировках, газетные вырезки, а также настоящая настольная игра, созданная Хикманом шутки ради. К слову, отличный способ скоротать время – моим друзьям понравилось, хоть до уровня «You are Deadpool» явно не дотягивает. 

Кроме этого комикс может похвастаться социальным комментарием на тему современного общества, привязанного к смартфонам и сталкингу «неугодных», а также отличными шутками, несколько разбавляющими однообразную серость и враждебность других линеек инициативы. Хвалить за последнее стоит не только сценаристов, но и художника Рода Рейса, – как по мне, автора одного из лучших визуальных приемов в рамках всего «Dawn of X». 

Хотите почитать комикс про Людей-Икс, лишенный присущей линейки Джонатана мрачности и запутанности терминологии? «New Mutants» – ваш однозначный выбор, который сумеет как рассказать независимую от прочих тайтлов истории, так и банально развлечь происходящим. 

  • «Excalibur» vol. 4 #1-12
  • Сценарий: Тини Ховард
  • Рисунок: Маркус Ту, Уилтон Сантос

«Мистическая» часть «Dawn of X», сосредоточенная на становлении новых Экскалибура и Капитана Британии, которая по совместительству, на мой взгляд, стала самой «вязкой» линейкой свежего рестарта приключений мутантов и их окружения. Поясню.

После введения в эксплуатацию кракоанских технологий воскрешения, признания ООН и становления мутантов как самостоятельной нации, судьбы Бэтси Брэддок и Кваннон окончательно разделились. Обе героини оказались банально потеряны в раю, переживая личностный кризис: и если про вторую мы еще узнаем в процессе «Fallen Angels» и «Hellions», первая обосновалась именно в «Excalibur». Уже по ходу первого выпуска сестра Брайана, оригинального Капитана Британии, перенимает у брата титул защитника Английского Королевства, а между тем на Кракоа Апокалипсис, ныне именуемый как ▪-|A|-▪, пытается наладить связь с Иномирьем и Аракко, ускорив эволюцию новых поколений мутантов. Это если в двух словах.

Не вдаваясь в подробности сюжета, свежий комикс Тини Ховард способен подарить читателю некоторую пищу для размышлений, будь то вопрос «может ли мутант представлять Англию?», а также несколько интересных концепций, за которыми стоит любимый Хикман, но на этом все. Честно говоря, читать я эту серию продолжил лишь благодаря персонажам, среди которых засветились полюбившиеся по мультсериалу 92-го года Гамбит, Роуг и Джубили с крайне агрессивным материнским инстинктом, а также надвигающемуся кроссоверу «X of Swords» авторства Джонатана и Тини, история которого сосредоточена на противостоянии Кракоа, Аракко и Иномирья. 

Графики вновь претерпели значительные изменения – вместо привычных разъяснений естественных явлений вроде работы цветков Кракоа Ховард представила алхимические формулы, скрытые временем оккультные техники и магические миры, которые, если бы не местами переусложненный слог сценаристки, я бы нахваливал везде и всюду.  

Тем не менее я не могу назвать «Excalibur» плохой серией. Она значительно уступает сюжетам прочих линеек, а местная вариация Бэтси Брэддок меня откровенно раздражала почти дюжину номеров, однако комикс Ховард – это крайне масштабная и проработанная платформа, на которой впоследствии будут держаться как основные «X-Men», так и «X of Swords». Проще говоря: воспринимайте «Экскалибур» как иксовую версию «Justice League Dark» со всеми вытекающими. 

  • «Marauders» vol. 1 #1-12
  • Сценарий: Джерри Дагган
  • Рисунок: Маттео Лолли, Мишел Бандини, Лукас Вернек, Марио Дел Пеннино, Стефано Казелли

Один из самых интересных онгоингов первой волны, выделенный под сольные приключения Кейт Прайд и ее пиратской команды «Мародеры». Серия, в первую очередь сосредоточенная не на политики и личной жизни граждан Кракоа, но на ее основном источнике доходов – торговле с людьми выведенными мутантами цветами, которые могут продлевать жизнь человека на пять лет, лечить любые психические отклонения и выступают сильнейшим антибиотиком. Эти многочисленные дары homo superior – плата государствам, которые предпочли поддержать Ксавье и его мечту на голосовании ООН, признав Кракоа и ее жителей независимыми. 

Но что происходит в странах, которые решили пойти наперекор замыслу мутантов? В них лекарства все также поступают, но неофициально, а через черный рынок и торговую компанию «Адского Пламени» – один из подконтрольных правительству органов Кракоа, управляемый Эммой Фрост и Себастьяном Шоу. 

Тут-то на сцену «Dawn of X» и выходит Прайд – единственный житель райского острова, не способный взаимодействовать с технологиями порталов Кракоа. Ведомая желанием найти себя и свой собственный «рай», бывший Звездный Лорд принимает предложение Эммы Фрост, собирает команду первоклассных героев и создает «Мародеров» – пиратское братство мутантов, целью которых стала нелегальная торговля чудодейственными препаратами и спасение мутантов со всех концов света. 

И, на мой взгляд, «Marauders» – одна из самых концептуально интересных линеек в рамках «Dawn of X», ярко контрастирующая как с сюжетами Хикмана, так и с прочими сериями первой волны. Разумеется, повзрослевшая и подсевшая на крепкий алкоголь Кейт Прайд – главное украшение сценария Джерри Даггана. Его героиня –сумасбродная и крайне энергичная девушка, не только прекрасно осознающая ответственность за своих людей и вверяемые задачи, но умеющая импровизировать на ходу и иронизировать над происходящим. Похвалить Джерри хочется и за выстраиваемые им отношения между персонажами: наблюдать за тем, как Ороро и Бобби Дрейк искренне пытаются скрывать неподдельный страх за жизнь Кейт, которую, возможно, вовсе не получится воскресить, крайне трогательно. А меж тем я напомню, что мы говорим об авторе «Дэдпула» MarvelNOW.

Упс, спойлер

Вместе с тем «Marauders» ответили на мой главный вопрос, возникший при первом прочтении «HoX/PoX»: «Как так получилось, что все мутанты в одночасье стали друзьями и коллегами?». Не углубляясь в детали, скажу: нет, друзьями все так и не стали. 

Изменения претерпели и страницы со схемами, замененные либо на пространные наблюдения противников мутантов и иерархию организаций, либо на, мое любимое, записи отчетов «Офиса Икс» – правительственного органа США, основной задачей которого стали наблюдения и шпионаж за мутантами и их командами. История главы офиса и по совместительству одного из немногих адекватных героев-людей – отдельная крупная тема для обсуждения, которую я искренне не хочу спойлерить. Пожалуйста, прочтите «Мародеров» хотя бы ради линии Далорес Рамирес. 

Как и сама Кейт Прайд, крайне яркая и веселая линейка, закрывающая множество возникающих у читателей вопросов вокруг экономики, политического строя и уклада жизни граждан Кракоа. Настоятельно рекомендуется к прочтению – если не сюжетом, то хотя бы Кейт с кудряшками и в пальто сможет порадовать. 

Оказывается, Пиро – фанат «Рика и Морти».

  • «X-Force» vol. 6 #1-12
  • Сценарий: Бенджамин Перси
  • Рисунок: Джошуа Кассара, Стефан Сеговия, Ян Базальдуа

Отныне мутанты – это целая нация с собственной землей и органами власти. А без чего не может существовать любое уважающее себя государство? Разумеется, без шпионов, спецназа и полиции – людей или мутантов, которые будут выполнять «грязную работу» правительства без лишних вопросов и моральных дилемм. Именно поэтому перезапуск инициативы «Силы Икс» звучит более чем логично: куда деваться «кровавому режиму» без таких же кровожадных солдат?

В отличии от других линеек, состав «X-Force» будет регулярно меняться и видоизменяться, а уже классические похождения Росомахи, Домино и прочих будут сопровождаться милитаристическими задачами, поставленными Зверем, и военным шпионажем «во благо мутантского вида». По ходу Бенджамин Перси, автор успешного подкаста «Wolverine: The Long Night», вводит в мифологию мутантов новых противников, обновляет статус-кво известных персонажей и расширяет политический бэкграунд Кракоа. Сдобрено все это непрекращающимися баталиями, «мясом и кишками» и прочими забавами для фанатов боевиков ранних 90-х. 

Проще говоря, «X-Force», несмотря на претерпевшую изменения концепцию вселенной мутантов, остались все теми же веселыми и не в меру жестокими похождениями героев, чей стиль жизни вряд ли позволит проводить много времени в импровизированном раю. Отличный боевик, из которого по итогу вытекает второй онгоинг Бенджамина Перси, о котором чуть далее. 

  • «Fallen Angels» vol. 2 #1-6
  • Сценарий: Брайан Хилл
  • Рисунок: Симон Кудрански

При всем моем уважении к писателям, Брайан Хилл – настоящая, не побоюсь этого слова, бездарность, который за свою непродолжительную карьеру в Marvel Comics успел испортить на первый взгляд интересный «What If? X-Men» 2018-го года, сольную серию Киллмонгера, а также первый за долгое время личный комикс Кваннон. Говорить о том, какими плохими получились «Fallen Angels» авторства Хилла и Кудрански, ранее ответственного за «Punisher» Розенберга и «Doctor Strange: Damnation», можно очень долго, но ограничусь лишь парой тезисов. 

Во-первых, Псайлок, как и ее сестра по несчастью, Бэтси Брэддок, откровенно злит. И если нынешний Капитан Британия всего лишь была назойливой и местами глупой героиней, которая велась на любой мимоходом брошенный укол в свою сторону, то Кваннон – нечто иное. На протяжении шести номеров, которые показались мне вечностью, Псайлок и ее товарищи по несчастью десятки раз повторили излюбленное Брайаном «Могу ли я тебе доверять?», «Я верю тебе», «Я верю в нее» и прочее-прочее. Во-вторых, «Fallen Angels» – не скрывающий своей сути филлер, сделанный непонятно для чего и непонятно зачем, надобность в котором отпадает сразу после релиза «Hellions» Уэллса с Псайлок в главной роли. 

Серия, которая пыталась быть, как и «X-Force» Перси, атмосферным боевиком с примесью неонуара и триллера, а по итогу не смогла выдать даже один цельный законченный сюжет. Худший и единственный по-настоящему плохой комикс всей инициативы, который не заслуживает вашего внимания ни в коем случае. 

  • «Wolverine» vol. 7 #1-5
  • Сценарий: Бенджамин Перси
  • Рисунок: Адам Куберт, Виктор Богданович

Короче говоря, седьмой вольюм «Wolverine» – это как «X-Force» от все того же Перси, но без других героев и с значительным расширением роли Росомахи в современной мифологии Кракоа. Опять же, избегая спойлеров, хочется выделить лишь неловкую попытку Бенджамина развить концепцию «не все мутанты на Кракоа стали хорошими», ненужную привязку к Дракуле, который на тот момент уже засветился в «Avengers» Джейсона Аарона, а также развитие антимутантских настроений в мире. 

Как и «X-Force», добротный боевик на вечер, обремененный десятками схем, графиков и терминов. Хороший сольный комикс про мутанта, пускай далеко не лучший про Росомаху в частности.

  • «Cable» vol. 4 #1-4
  • Сценарий: Джерри Дагган
  • Рисунок: Фил Ното

Кабель умирал, воскресал и перерождался, был героем прошлого, настоящего и будущего, путешествовал по далеким таймлайнам и был десятки раз убит Космическим Призрачным Гонщиком с младенцем Таносом. Вы видели его разным, могли запомнить по ярким камео в многочисленных комиксах про Болтливого Наменика, по кино-версии из сиквела «Дэдпула» в исполнении Джоша Бролина. Кто такой Кейбл в «Dawn of X»? Он – Кик Бутовски от мира Marvel.

Абсолютно серьезно! «Cable» авторства Джерри Даггана – легкое и непринужденное приключение молодого Натана Саммерса, которому лишь предстоит стать тем брутальным и ворчливым воякой из далекого будущего. Хотя, говоря начистоту, брутальность никуда не делась: пускай нынешний Кейбл и выглядит как зализанная и крайне стерильная версия некогда известного персонажа, может похвастаться отменным чувством юмора, прекрасными взаимоотношениями с семьей, находчивостью, смекалкой и патологической неспособности не взрывать что-либо на протяжении десяти минут. Последняя на данный момент серия, посвященная Кейблу, его семье и пяти девушкам (да, именно, пяти!) – прекрасная вещь для того, чтобы скоротать серые будни. 

Пускай комикс не так сильно привязан к общей мифологии, а графики выполняют лишь «косметические функции», чуть расширяя события внутри линейки, четвертый вольюм «Cable» – история, которую я однозначно порекомендую всем и каждому.

  • «Hellions» vol. 1 #1-4
  • Сценарий: Зэб Уэллс
  • Рисунок: Стефан Сеговия

По статистике, которую я только что выдумал на ходу, в каждом уважающем себя классе должен быть хотя бы один хулиган – человек, уравновешивающий вселенские чаши весов порядка и хаоса. И если лишь в небольшой школе таких может набраться с десяток человек, сколько наберется подобных персонажей на райском острове, буквально изобилующим всем, что так нужно любому простому мутанту?

Зэб Уэллс ответил «шесть», сев за написание сценария одной из самых экстраординарных команд «Dawn of X» – «Хулиганов». Пускай название вас не смущает: за по-детски наивным словом скрывается группировка отбросов мутантского сообщества, которые уже несколько раз были на грани нарушения одного из основополагающих законов Кракоа – «Не убей человека». 

Рассуждать о том, как такой известный и важный для лора персонаж, как Алекс «Хавок» Саммерс, оказался в группе психологически нездоровых мутантов, не стоит. Главное – именно он станет нашим героем, с которым мы, как с любым «новичком», будем ассоциировать себя в течение первых выпусков. 

Говоря простым языком, «Hellions» – история о том, как Тихий Совет был вынужден столкнуться в, казалось бы, райском обществе с мутантами, которые испытывают психологический дискомфорт и жажду насилия. Почти что «X-Force», но градус развития смещен не столько на милитаризм и шпионаж, сколько на банальную надобность «групп поддержки» и реабилитационных центров в Кракоа. Забегая вперед, инициатива «Хулианов» не сильно себя оправдала, а большинство действующих лиц искренне ненавидела друг друга на протяжении всех номеров серии, однако кто мешает нам просто веселиться происходящим? 

Помимо этого в повествование вводится весьма занятное наблюдение Совета: как именно способности мутантов влияют на их психологическое и эмоциональное развитие, и должны ли некоторые силы временно «блокироваться» в процессе взросления.

Одна из самых веселых и безжалостных линеек в «Dawn of X», которая может похвастаться возвращением Кваннон после отвратительного «Fallen Angels», появлением Медлен Прайор и бывших Мародеров в качестве злодеев (упс, спойлер), личными переживаниями уставшего от поучений родного брата Хавока, а также ярким насилием и, наверное, самым смешным friendly-fire в истории Людей Икс.

  • «X-Factor» vol. 4 #1-3
  • Сценарий: Лиа Уильямс
  • Рисунок: Дэвид Балдеон

Собственные армия с полицией есть, торговые отношения со странами, не подписавшими договор с Чарльзом и Кракоа, налажены, у некоторых мутантов начались сольные и крайне локальные приключения, и даже Логану дали новый онгоинг. Но что же делать с без вести пропавшими и, предположительно, мертвыми или даже предумышленно убитыми мутантами? Закон запрещает воскрешать мутанта без наличия у его близких или друзей прямых доказательств смерти, а многим буквально не терпится встретиться со своими давно утерянными товарищами. 

На помощь, как не трудно догадаться, приходит детективное агентство «X-Factor» с Полярис, словно издевки ради косплеющей одновременно Джессику Джонс и Кейт Бишоп в дебютном появлении. 

В общем-то, учитывая то, что в «Dawn of X» попадает только три, не считая выпуска к «X of Swords», номера, рассуждать о качестве комикса, мягко говоря, проблематично. Однако даже за эту сотню страниц сценаристке в лице Лии Уильямс удается грамотно прописать отношения крайне разношерстной команды, показать подобие детективных расследований и заинтриговать читателя событиями, произошедшими за кадром первого номера. Опять-таки, крайне беззаботная серия, в которой шутки про бисексуальные отношения соседствуют с поиском тел в багажнике и социальными комментариями на тему реалити-шоу и современного стриминга. 

Ух ты, смотрите: Рэйчел Саммерс продолжает заботиться о вверенном ей Бэтси Брэддок волчонке войны в «Excalibur» #8.

А я напоминаю, что отличная серия Лии Уильямс пострадала в процессе работы над мутантами сильнее всех: «X-Factor» ее авторства стала самой короткой серией инициативы, притом, что изначально комикс планировался как долгосрочный онгоинг. Обязательно почитайте об этом, если будет время. 

  • «X-Men/Fantastic Four» vol. 2 #1-4
  • Сценарий: Чип Здарски
  • Рисунок: Терри и Рейчел Додсоны

На самом деле, данная мини-серия официально не входит в «Dawn of X», и, как и в случае с тай-ином Людей-Икс к «Empyre», Хикман не принимал участие в работе над комиксом в качестве «Head of X» (хотя последний он писал вместе с Ховард), но я решил вставить его в текст. Просто потому что я изголодался по хорошим комиксам про самую фантастическую семью Marvel Comics.

Если серьезно, второй вольюм «X-Men/Fantastic Four» (первый вышел еще в далеком 2005-ом) – это грамотный пример того, как автор, ранее не работавший с Джонатаном и ко. над сериями про мутантов, сумел сразу же распознать характер и особенности актуальных реалий Кракоа. На протяжении последнего года я постоянно ругаю комиксы Чипа для Marvel, однако конкретная работа Здарски показывает, как автор способен, если так можно выразиться, «мимикрировать» под стиль Хикмана с его графиками и схемами, не нарушая правил как мира Фантастической Четверки, так и мира Иксов. 

Каждая прямая конфронтация Рида Ричардса с Чарльзом или Эриком – настоящая услада для глаз, а финальная сцена комикса недвусмысленно намекает на то, что мутанты не остановятся ни перед чем в достижении своих личных целей. Здесь и отсылки к «HoX/PoX» с паранойей героев на тему создания Нимрода и «лекарства» от «гена x», и обновление статусов-кво Ричардсов, и прекрасный Доктор Дум, который нисколько не соотносится с собственным образом из «Fantastic Four» Дэна Слотта. 

В общем, отличный, пускай далеко и не обязательный в контексте замысла Хикмана комикс, способный порадовать парой отточенных реплик и напряженных сцен. 

«X of Swords»

  • «X of Swords»: «X of Swords: Creation» #1, «X-Factor» vol. 4 #4, «Wolverine» vol. 7 #6-7, «X-Force» vol. 6 #-13-14, «Marauders» vol. 1 #13-15, «Hellions» vol. 1 #-5-6, «New Mutants» vol. 4 #13, «Cable» vol. 4 #-5-6, «Excalibur» vol. 4 #13-15, «X-Men» vol. 5 #13-15, «X of Swords: Stasis» #1, «X of Swords: Destruction» #1 + «X of Swords: Handbook»
  • Сценарий: Джонатан Хикман и Тини Ховард (хэдлайнеры), Лиа Уильямс, Бенджамин Перси, Вита Алайя, Зэб Уэллс, Эд Бриссон, Джерри Дагган и другие
  • Рисунок: Пепе Ларраз, Карлос Гомез, Виктор Богданович, Маттео Лолли, Кармен Карнеро, Род Рейс, Фил Ното, Р.Б. Сильва, Махмуд Асрар, Лейнил Фрэнсис Ю, Стефано Казелли, Джошуа Кассара

Напугал список выпусков и авторов выше, да? Меня, если честно, тоже. Кто бы мог подумать, что кроссовер всех выходящих на тот момент серий про мутантов общей длиной в 22 выпуска получится настолько сплоченным, целостным, по-хорошему масштабным и визуально потрясающим? Оказалось, что иначе Джонатан, исходя из качества прошлых работ, просто не умеет. 

«X of Swords», а в особенности выпуски-ваншоты «Creation», «Stasis» и «Destruction» – масштабный сюжет, который не иначе как «серьезным художественным произведением» не назовешь. Что-то очень близкое по духу и концепции к «Secret Wars», во что хочется вникать, что хочется изучать. 

Как я уже говорил ранее, фундамент конфликта «Десяти Мечей» пролегал через «X-Men» и «Excalibur», а сюжет повествует читателям о столкновении недавно обросшего мутантами и бюрократией Кракоа, обитаемого древними монстрами Аракко и Иномирья, господствует в котором Сатурния – правительница Омниверса. 

Что послужило причиной войны между островами и целыми реальностями, как это повлияло на мутантов и существование «Людей-Икс», куда подевался и когда вернется Корпус Капитанов Британии, а также причем тут ▪-|A|-▪, его давно почившая жена, дети и внук – оставлю вам на самостоятельное изучение. Просто хочу сказать, что «Мечи» – это, наверное, самый «хикмановский» комикс за всю карьеру Джонатана в Marvel Comics. А это о многом говорит.

Ивент, стоящий потраченных на изучение лора, схем и графиков часов, вникания в перипетии судеб персонажей и прочтения «Fallen Angels» бездарного Брайана Хилла. Опять-таки, как и в случае с «House of X/Powers of X», «X of Swords» – это банально сложное для восприятия произведение, которое однако, если вы дошли до этого абзаца, заслуживает вашего внимания. Приготовьтесь к тому, что некоторые номера вы будете перечитывать в процессе, – поверьте мне, это нормальная практика.

Ух ты, смотрите: референсы к первым страницам рана.

И на этом все: все, что проходит после «X of Swords» уже относится не к «Dawn of X», а к «Reign of X», о котором, думаю, мы еще вспомним с вами однажды.

Вывод

Потребовалось чуть больше недели и порядка 120 выпусков, чтобы я полюбил Людей-Икс, Кракоа, мутантов и, наверное, самого Джонатана Хикмана. Кажущейся еще год назад «непонятной и чересчур сложной» вселенная homo superior оказалась пускай и запутанной, но крайне податливой для жадного до подробностей читателя – и, думаю, данный факт может несколько вдохновить напуганных схемами и графиками фанатов Marvel. 

Я не рассказал вам еще о многих аспектах современного мира мутантов, будь то параллели с классическими ранами, значимость тарологии в истории «HoX/PoX» и «X of Swords» и десятках сквозных сюжетных линий, незаметных при первом прочтении серий. Уверен, разобраться в этом вы сможете уже самостоятельно – я специально пропустил наиболее интересные концепты и мысли. 

Как и в случае с «Мстителями» и вытекающих из них «Секретных Войн», «Dawn of X» может как задать новичку планку качества читаемых сюжетов, так и окончательно отпугнуть от некоторых серий, персонажей и компаний, закрепив за комиксами статус «непонятной каши для людей, которые читают по двадцать линеек в день». Буду надеяться, что я чуточку упростил вам путь, указав, какие серии и ради чего стоит читать. По крайней мере, я высказался, и теперь моя душа несколько спокойнее. 

Напоминаю, что вы также можете подписаться на мой блог в ВК, дабы следить за более регулярными постами про западные и отечественные комиксы, а заодно прикупить первую часть «Dawn of X», «Дом Икс/Степени X», в ближайших книжных магазинах и комиксшопах страны. Поддержите отечественные сборники рублем – будет неловко, если какой-нибудь «Леший» продастся бó‎льшим тиражом, чем последний эпос Хикмана в Marvel.

Комментарии