Комиксы Полумесяца #16. O. Б.О.Ж.Е., Э.Т.О. К.О.Н.Е.Ц.?
Обзор G.O.D.S. Джонатана Хикмана и Валерио Скити.
Я отлично помню свои впечатления, когда писал новость про анонс нового проекта Хикмана – предвкушение чего-то великого. Нам обещали переосмысление магии мира Марвел. Изучение союза мистического и научного. Dторая великая идея, которую Джонатан пришел питчить издательству (первой были House of X/Powers of X, определившие Икс-комиксы на пять лет вперед).
Но еще на этапе анонса все, что было у комикса – это размытые фразы и загадочные концепты, а новые персонажи пафосно описывались «как таинственные игроки в войне, которая существует вне известных порядков». Амбициозно, но по сути никакой конкретики. Все, что должно было продать комикс – это вера в то, что Хикману дали развернуться по полной.
Первый номер получил смешанные отзывы. На втором разочарование стало уже совсем ощутимым. И вот, спустя восемь выпусков серия закрыта из-за низких продаж – кажется, вообще никто так и не понял, для кого существовал этот комикс.
Прежде всего, я не считаю комикс «скрытой жемчужиной» или непонятым артхаусным шедевром – Хикман приложил все усилия, чтобы число фанатов G.O.D.S. стремилось к нулю. Если вы ищете хороший комикс про магию, то можно проходить мимо.
И все же комикс заслуживает, чтобы его обсудили.
А ранее у нас выходила статья про другие комиксы Джонатана Хикмана в Marvel
G is for Genius
С давних времен вели войну две вселенских сущности, Силы-Которые-Есть (The-Powers-that-Be) и Естественный-Порядок-Вещей (The-Natural-Order-of-Things). Первая воплощала в себе магию и сверхъестественное, второй – научный взгляд нам мир. В конце концов они достигли перемирия. Для присутствия в мире Силы получат одного единственного Аватара, а Порядок – сотню Сентиваров. Каждый из таких слуг обязан иметь при себе Прокси с противоположной стороны: у Аватара должен быть Связанный Ученик из науки, Сентивары получают своего магического Прокси.
Вин – Аватар. Димитрий – Связанный Ученик. Айко – Девяносто Седьмая Сентивар. Вин и и Айко были женаты пять лет, пока Айко не поняла, что они принадлежат противоборствующим сторонам. Вин и Айко расстались, а Аватар получил шрам на лице на прощание. Но бывшие супруги вынуждены снова работать вместе, когда Вселенной угрожает Вавилонское событие, после которого погибнут вечные сущности и наступит забытие.
Что ж, о чем все это на самом деле? Сам собой напрашивается ответ, что о любви. Если точнее, о расставании и жизни после развода.
Пока где-то на втором плане содрогается мироздание, в первом же выпуске разворачивается история двух бывших, встретившихся по работе. Их можно было заменить на детективов, расследующих одно дело. Или врачей, лечащих одного пациента. Или поваров, готовящих одну пиццу? Неважно – главное, что странные события служат красивой декорацией для мелодрамы.
Проблема в фокусе. Хикман за все восемь выпусков так и не выделил, что ему важнее в комиксе: переписывание космогонии Марвел или любовь во время сражений за мироздания. Забавно, что частично антагонистом выступает Посредник, отвечающий за баланс, а в самом комиксе этого баланса нет.
Еще больше сложности добавляется из-за введения новых персонажей. Как второстепенные персонажи в какой-нибудь космической глобалке Вин и Айко смотрелись бы отлично, но как протагонистам им чего-то не хватает. Постоянно витает чувство, что тебе забыли рассказать о них нечто важное.
И это не случай «рисования пустотой», когда нашему воображению дают карт-бланш в заполнении недосказанного. Для этого необходим хоть какой-то толчок – Хикман же упорно делает вид, что у его шахматных фигур уже есть многотысячный фандом. Но его нет.
Я кучу раз видел сравнение Вина с Джоном Константином, но оно мне кажется очень поверхностным. Константин все равно остается эгоистом, какие бы хорошие дела он ни творил, а Вин же выглядит персонажем более мягким.
Другое сравнение, которое напрашивается – это Доктор Стрэндж и Клеа, разведенные по разные стороны баррикад. И тут тоже сложно сравнивать: зачем нужны бутлег-персонажи, когда у Стрэнджа и так есть свой онгоинг? [Пока писался обзор, серию Doctor Strange Джеда Маккея закрыли на 18 номере, ну ладно].
В общем, веду к тому, что весь этот поиск сравнений связан с ощущением персонажной пустоты. В конце концов, я начал воспринимать Вина и Айко как героев то ли анекдота, то ли притчи. Не так важен их характер, если они ходячие архетипы «изворотливого мага» или «хладнокровной женщины».
В отличие от Димитрия. Он классный, смешной, и у него есть внятная предыстория. А еще у него есть магический покедекс.
Если бы не подразумевающаяся плашка «Хикман – гений», я бы бросил читать на середине.
O is for Origin
Многое прояснится, если почитать интервью Хикмана об истоках комикса.
Мне было поручено сделать «Черное зеркало» для Вселенной Marvel. Вот в чем была причина. Когда я вернулся в Marvel, мне «выделили» две темы — это «Черное зеркало для Marvel» и «Мы вернули IP Fox, так что давайте вытащим Иксменов и надерем всем задницы.
«Черное зеркало» означало не только антологию странных мрачных историй, но и формат:
После моего возвращения в Марвел я собирался заняться микро-контентом, в том числе видеоматериалом. Но в Marvel произошли изменения: раньше Marvel Television управлялась издательством, но затем перешло к Marvel Studios.
То, что началось как серия десятиминутных телевизионных короткометражек, превратилось в комикс G.O.D.S. И затянулось настолько долго, что Хикман успел уйти с «Людей Икс» несколько лет назад. Задержка, как выяснилось, заключалась в желании работать с художником Валерио Скити, но им пришлось ждать, пока освободится график художника.
Изначальная идея трансформировалась. Формула «Черного зеркала» все еще на месте – самодостаточные истории, которые читаются как причудливое объяснение Вселенной Марвел.
Как видите, не похоже на «передел космогонии» – это скорее претенциозные «Байки из склепа» про будни магов. Становится ли лучше серия, если воспринимать ее как антологию диковинок?
Немного, но не настолько, чтобы посчитать серию хорошей.
Для «Черного Зеркала» тут слишком много вертикального сюжета и слишком громоздкий лор. Истории кажутся линейными, лишенными твистов и эмоциональной драмы. А для магического мифотворчества они слишком сосредоточены на мелких моментах.
Лучше всего под формат антологии подходят #5 и #7.
Пятый номер предлагает отличный концепт для городского фэнтези: под личиной обычных медсестер скрываются Черные Лебеди, которые убивают людей ради получения неких букв, которые должны сложиться в послание. Сама идея ужасно атмосферная и жутковатая. Но номер просто не работает. В ключевой момент Мия явно должна себя проявить, чтобы вытащить Димитрия из лап Лебедей… И ничего. Ни сюжетного поворота, ни хитрого плана. Это просто происходит, как будто закончился хронометраж. Лебеди отпускают Димитрия взамен на то, что Мия сообщает сколько букв им осталось.
И? Я не вижу тут никакого эмоционального якоря. Это слишком абстрактно и отдаленно от обычной жизни, чтобы быть серией «Черного зеркала».
В седьмом номере с чувствами получше. Мы узнаем о тяжелом прошлом Димитрия и на что он готов ради спасения родителей. И сеттинг наконец-то более-менее соединяет науку с магией, и Димитрий получает достойное раскрытие своей тайны.
Но опять же, одной истории мало для хорошей фэнтези-антологии.
D is for Design
Достаточно о Хикмане – стоило ли ждать Валерио Скити столько лет?
Думаю, что да. Валерио – отличный художник для супергероики, но до этого я видел его в комиксах, где нужно было рисовать хорошо знакомых персонажей. Здесь же нужно придумывать дизайны с нуля и переосмыслять культовые образы.
Начнем с новых героев. Мне очень нравится, что Скити выбрал этакий «магический casual» стиль для Вина, Айко и Димитрия. На них нет сложных мантий или плащей, но они выглядят достаточно ярко, чтобы за них зацепился взгляд. Вообще сейчас придумывать для новых героев трико в духе 60-х – явный анахронизм, кожанки кажутся тоже прошлым днем. А вот такой стиль мне кажется очень современным.
Я уже упоминал, что Вин и Айко зеркалят Стрэнджа и Клею. Дизайн дополнительно помогает подчеркнуть различия и сходства различия между парочками: суть одна и та же, оболочка разная.
В противоположность приземленности магов Скитти трансформирует дизайны космических сущностей в нечто… более непривычное. Тут художнику приходиться бороться с великанами, и бой очевидно неравный. Практически невозможно превзойти каноничный дизайн Живого Трибунала – это в принципе одно из самых великих воплощений непостижимого в комиксах.
Поэтому Скити оставляет за основу и классику и смещает стиль в сторону абстракции. Так Трибунал теряет лица и превращается в нечто вроде кристалла.
Или же Посредник. Ему добавили гибкости и хаотичности, что черные и белые половины казались более нестабильными, будто их грань может легко сместиться.
А Забвение теперь похож на хтонического монстра в истинном облике и на бомжа в человеческом.
Параллельно Скити предлагает хуманизацию сущностей, и она очень интригует:
Жаль только, что больше всего внимания получают Забвение и Трибунал, а остальные остаются в тени.
Силы-Которые-Есть нарисована как мадонна, вечно беременная богиня-кормилица:
Порядок же заглядывает в комикс мимоходом, и точного его портрета мы так и не увидим:
Кстати, насчет противостояния Сил и Порядка. Как я понимаю, Силам нужен один Аватар, потому что в чудо можно верить и одному. Достаточно одной фантазии, чтобы запустить магию. А объективное научное мировоззрение же может сформироваться только в обществе.
Ярче всего дизайны Скити раскрывает шестой выпуск: Айко путешествует за пределы мироздания, чтобы попросить о важной услуге. Я бы описал его как «Алиса в стране чудес» под слоем оккультизма. Тут и галантный проводник в лице Льва из Волков, и постоянные сюрреалистичные выборы, и «суд» в финале.
Возможно, будь серия своеобразной Хэллфайр Галой на уровне Вселенной, она бы и читалась получше.
S is for Secrets
Третий выпуск посвящен прорицательнице Кассандре, одной из пяти за все время существование человечества: хотя она ясно видит будущее, ей никто не поверит.
Этот комикс очень похож на пророчество Кассандры. Формально в нем происходят очень важные вещи, но никто не обратит на них внимание.
Вся попытка связать Б.О.Ж.Е. с остальной Вселенной Марвел выглядит очень искусственной. Из-за блеклого прописывания Вина и Айко их сложно подхватить другим авторам. История Димитрия завершена. Разнообразные третьестепенные персонажи (адепт Посредника, Кассандра, Лев из Волков и так далее) тоже не вдохновляют на продолжение.
Реклама комикса выглядела так же неестественно. Перед релизом первого номера в 10 разных комиксах Марвел включили по странице с персонажами из G.O.D.S.: даже звучит странно, а читается еще страннее. Как будто вшили тизер фильма посреди постороннего сериала. Среди комиксов-«счастливчиков» X-Men: Hellfire Gala #1, Doctor Strange #6, Fantastic Four #10, Moon Knight #26, Scarlet Witch #7, Guardians of the Galaxy #5, Uncanny Avengers #1, Amazing Spider-Man #32, Thor #1, Venom #24.
Даже вариантные обложки не цепляли.
В интервью Хикман отделывался общими фразами. И что важнее всего, если взглянуть на текущий список потенциальных сценаристов Марвел, вообще непонятно: кому могут пригодиться секреты мироздания из Б.О.Ж.Е.
У Джеда Маккея диаметрально противоположный взгляд на Стрэнджа. В G.O.D.S. Стивен говорит, что у магов не может быть друзей – в ране Маккея все держится на том, что Верховный Чародей тоже должен быть нормальным человеком с друзьями и семьей. Эл Юинг предпочитает создавать свою мифологию. Саймон Спуррье успешно пишет своего Джона Константина (и даже нескольких), на кой черт ему нужен какой-то Вин?
Я верю, что только Джейсон Аарон может взяться. Потому что Джейсон Аарон берется абсолютно за все.
Наверное, если Джонатан Хикман не собирается развивать свои концепты, то они пролежат на полке еще очень долго. Тем более, формально финал у комикса есть… Открытый, но есть.
… is for …
Под конец хотел бы заглянуть в будущее комиксов Джонатана Хикмана.
Он уже успел поработать над главными командными тайтлами Марвел («Фантастическая Четверка», «Мстители», «Люди Икс»), сейчас пишет «Алтимэйт Человека-Паука». Станет ли Б.О.Ж.Е. его лебединой песней в концептуальности? Пока сложно сказать, но Джонатан явно хочет взять перерыв от сложных схем.
Следующие его серии для Дома Идей выглядят как блокбастеры, где главным развлечением будет потрясающий рисунок:
- Wolverine: Revenge (рисунок Грег Капулло): Росомаха крошит динозавров (а если доплатить доллар за Red Band Edition 18+, то еще и кроваво крошит).
- Aliens vs. Avengers (рисунок Эсада Рибича): ксеноморфы прилетают на Землю, а там Мстители.
Поэтому Б.О.Ж.Е. еще сильнее выглядит поспешным завершением дел перед отпуском. Будем ли мы скучать по сложном Хикману? Или он нашел в боевиках свою новую золотую жилу? Посмотрим.
Что еще сказать напоследок? Это последний выпуск «Комиксов Полумесяца»!
После завершения моего участия в «Комиксах Недели» необходимость в «Комиксах Полумесяца» тоже отпала. Следующие запланированные статьи станут обычными гайдами.
А также вас ждет кое-что еще.
Луна завершила свой цикл, вот полная коллекция «Полумесяцев»:
- Кто такая Капитан Марвел? Обзор Captain Marvel Келли Томпсон
- За секунду до Падения Икс. Какие Икс-серии привели к поражению Кракоа?
- Время ниндзя. Daredevil Чипа Здарски и Punisher Джейсона Аарона
- Прекрасный Восток, опасный Запад. Demon Days/Demon Wars Пич Момоко и Dark Knights of Steel Тома Тейлора
- Сколько миру нужно Капитанов Америка? Финал онгоингов про Стива Роджерса и Сэма Уилсона
- Бабье лето СИМБИОТОВ! Обзор комиксов про Венома, Карнажа, Красного Гоблина и других симбиотов
- Цепляющие комиксы Дэна Уоттерса
- Недогерои и антизлодеи. Комиксы про злодеев DC
- Восход и падение Луны: Moon Knight Джеда Маккея
- Год с Супер-семьей. Комиксы про Супермена и его окружение
- Сила огня. Обзор Fire Power Роберта Киркмана и Криса Сэмни
- Гайд по Fall of X
- Возрождение легенд. Часть 1
- Возрождение легенд. Часть 2
- Финал Эпохи Кракоа
- O. Б.О.Ж.Е., Э.Т.О. К.О.Н.Е.Ц.!
Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!