Комиксы Полумесяца #1. Кто такая Капитан Марвел?

4 657

Разбираем Captain Marvel Келли Томпсон!

Перед вами открывающий выпуск новой рубрики – Комиксы Полумесяца! Еще раз объясню: Комиксы Недели разделились на два потока – в Новых Комиксах Недели мы обсуждаем всякие мелкие новинки, а здесь же будет место для крупных обзоров больших ранов.

Благодарю Wintergirl за поддержку названия!

Появление Усаги Цукино неслучайно, ведь первый комикс рубрики отчасти похож на махо-седзе – «Капитан Марвел»!

Для многих Кэрол Дэнверс, она же Капитан Марвел – персонаж спорный. Из всех Мстителей в отечественном гик-сегменте она получает больше всего хейта, во многом из-за образа самоуверенной, неуязвимой супергероини в Киновселенной Marvel. В подобных спорах для меня ситуация сложилась патовая. У меня нет причин беситься из-за суперсилы Кэрол – в то же время нет весомых аргументов фанатеть от нее.

Поэтому я решил взяться за разбор не самого популярного онгоинга. Вроде бы его никто не ругал, но и восторженных отзывов читать не доводилось. Например, в топе лучших комиксов CBR за 2022 год он занял 95 место. Не слишком почетно, но хоть что-то.

Но это не помешало серии Келли Томпсон достичь аж 50 номеров! Для современных комиксов очень значимая цифра, сопоставимая с такими гигантами, как «Бессмертный Халк» или «Дэфстроук» Приста. Как «Капитан Марвел» удалось избежать закрытий и перезапусков? Тоже любопытный вопрос.

Обычно я разбираю большие серии по аркам, однако в этом выпуске пойду немного другим путем. Подсвечу только самые заметные истории и интересные моменты: хотя онгоинг и не мелькал в инфополе, поговорить есть о чем. Вперед!

CAPTAIN MARVEL VOL.10 #1-50 (2019-2023)

Итак, 2019 год. В ожидании «Мстителей: Финал» люди радостно поглощают в кино любую супергероику, принося миллиарды даже «Аквамену». А также «Капитан Марвел» – первому фильму КВМ про супергероиню-женщину. Но полюбить персонажа Бри Ларсон после него было все еще сложно, и тут на подмогу могли бы прийти комиксы, ведь как раз к премьере запускают новую серию.

На тот момент комиксах Кэрол Дэнверс уже давно избавилась от купальника Мисс Марвел и стала настоящей преемницей Капитана Мар-велла. При этом не на один арк, как это часто бывает, а навсегда – прошло уже больше десяти лет, и никому в голову не придет откатить все обратно.

За переосмысление образа Кэрол Дэнверс стоит поблагодарить Келли Сью Деконник.

Ее серия «Капитан Марвел» даже частично издавалась на русском Jellyfish Jam (светлая им память).

Однако удачный ребут персонажа не помешал Марвел все испортить – репутация Капитан Марвел здорово пошатнулась после ивента Civil War II (2016). Вообще и в первой «Гражданской Войне» персонажи ведут себя спорно, но сиквел – это парад неудачных редакторских решений. Особенно для Кэрол Дэнверс.

Поэтому Келли Томпсон начинает свой ран с легкой перезагрузки. И задает она закономерный для новых читателей вопрос: кто такая Капитан Марвел? Мстительница или боец-одиночка? Военный пилот или космическая сверхновая?

Капитан Исекай

К сожалению, первый арк получился ужасно стереотипным, будто его специально создавали для хейтеров фильма.

Капитан Марвел попадает во владения Ядерного Человека Мужика – злодея-неудачника, который хочет установить мужскую власть в собственном мире постапокалипсиса. До конца не верится, что Келли Томпсон на полном серьезе писала так плоско.

Ядерный Мужик ненавидит женщин и заставляет их драться на арене ради себя. Спасти мир собираются только супергероини, а единственный положительный герой-мужчина – сын злодея, при этом отец бил его в детстве. Конечно, еще тиран хочет, чтобы Капитан Марвел родила ему наследника.

Все это очень похоже на плохое аниме про попаданцев. Когда главный герой попадает в альтернативный мир, который вертится только вокруг его крутости.

И это только начало. Дальше Келли Томпсон отправит Кэрол в миры разной степени иллюзорности еще три раза! Но дебютный сюжет так и останется худшим.

Вообще если поразмыслить, сделать большой ран про супергероя-попаданца в параллельном мире – не такая уж плохая идея. Хотя бы потому что какой-нибудь условный Тор будет полностью изолирован от континьюти, то есть получит свой личный лор номеров на 30. Но значит ли это, что каждый новый ран про супергероя – своего рода исекай с билетом в мировоззрение нового сценариста? Надо подумать об этом на досуге.

Под таким углом постоянные визиты Капитан Марвел в выдуманные реальности даже обретают смысл. Во всех ненастоящих мирах находится некто, желающий диктовать свои правила. Тот, кто хочет поставить Кэрол на место послушной куклы в своем шкафу. С упомянутым мизогином Ядерным Мужиком все ясно: уничтожен, единогласно отменен, выкинут из серии. С дальнейшими подчинителями будет интереснее.

Ове, сын Нэмора и Чаровницы из потенциального будущего (Амора+Намор, ну вы поняли), приносит Кэрол и ее подругам много боли в вероятном будущем – из-за него Капитан Марвел приходится стать чуть ли не другим персонажем, вывернуть мораль наизнанку и совершить самый бредовый поступок за весь ран (подробнее об этом позже).

Далее магический суд Агаты Харкнесс, там Кэрол заставляют драться с наколдованным драконом. Если она убьет чудище, докажет свою вину – нулевая справедливость, когда Капитан Марвел насильно заставляют отыгрывать роль хорошей девочки. И гипноз брудов: Кэрол попадает на фальшивый званый вечер, там ей дают время побыть счастливой, только чтобы потом эту возможность отобрать.

Во всех четырех случаях Кэрол лишают чувства реальности. И в то же время перетасовка декораций дает ей шанс показать, что она останется Капитан Марвел несмотря ни на что, будь она в магической мантии, вечернем платье или гладиаторской кольчуге.

Но даже такая трактовка никак не отменяет ленивого сценария. Келли Томпсон не помешало бы разнообразить свой сценарный арсенал, а то все эти клише «куча постаревших героев и их наследников идут на последний бой» здорово надоедают. Особенно раздражает сбор отряда из кучи персонажей – лучше бы в альтернативном мире Кэрол встречала всего трех персонажей, зато подробнее прописанных.

Белое и черное

Раз уж зацепили тему врагов. Как обстоят дела со злодеями?

Чаще всего они продолжают тему перехвата контроля. В арке «Упавшая звезда» (#8-11)  появляется новая героиня Звезда: все ее любят, а Капитан Марвел больше никому не нужна. Ну а потом твист имени Мистерио: Звезда ВНЕЗАПНО оказывается плохой, а после поражения злодейки Капитан Марвел снова все любят.

Я не знаю, каким нужно быть наивным в 2023 году (то есть в 2020), чтобы не разглядеть твист с первых страниц. Келли Томпсон нужно было показать, как легко манипулировать толпой, и она использовала тропы полувековой давности. В XXI веке есть столько возможностей разрушить репутацию, но этот твист все еще кого-то собирается удивлять.

В арке «Последняя Мстительница» (#12-16) тема власти над разумом достигает кульминации. В ход идет ремейк «Врага государства» с Росомахой, только киллером поневоле становится Дэнверс. Убивать Мстителей ее отправил Верховный Глас (Vox Supreme) – слияние Высшего Интеллекта и Крии, устроившего геноцид Нелюдей в Death of Inhumans Донни Кейтса. То есть гибрид суперважного существа в классическом космосе Марвел и современного злодея-функции, созданного специально для разгребания горящей помойки.

Верховный Глас плох, и это не комплимент его злодеянием. Хотя в этом арке отличились обе стороны. Коварный манипулятор заставляет Капитан Марвел, подозревает неладное и просто ничего не делает, как NPC в послушном ожидании финала квеста. А Кэрол невероятно повезло, что есть лаборатория с клонами Мстителей, чтобы можно было спокойно поотрывать им головы и принести их на блюдечке. Злодей слишком туп, героиня слишком везучая, зато есть зрелищные драки.

Глас не допустил, что Капитан убьет героев в неподходящем наряде, поэтому переодел ее в стильную черно-красную броню.

Вернее, с точки зрения экшна они зрелищные, но в плане сюжета Капитан Марвел летит строго по прямой. От расправы над Тором к убийству Старка, от убийства Старка к драке с Женщиной-Халк. Арки-файтинги так не работают, в них нужно постоянно повышать сложность, иначе смысла в смене соперников попросту нет. А хитрого плана по обману вроде как нет: Капитан методично притаскивает Гласу тела клонов, пока ему не надоедает и не начинается финальный файт. Как будто у нас и супергероиня, и суперзлодей стали NPC!

Хотя сцена с Капитаном Америка очень хороша: он настолько доверяет Кэрол, что добровольно сдается.

Еще страннее, что у сюжета есть «сиквел» от самой Келли Томпсон ровно через 20 выпусков – арка «Последняя из Марвелов» (#32-36). Только теперь Верховный Глас подчиняет других Марвелов (Марвел Боя, Мисс Марвел и так далее) ради уничтожения Кэрол.

В придумывании злодеев Томпсон ужасно прямолинейна. Целых десять выпусков (20% серии) посвящено этому дурацкому Гласу только чтобы показать, как плохо превращать людей в оружие. Так как линии движутся по одинаковым рельсам, начинаешь замечать и другие недостатки. К примеру, как технично сценаристка пишет сопровождающий текст.

На странице ниже Глас запирает Кэрол в ловушке-капсуле посреди открытого космоса. Я прекрасно понимаю, что Капитан освободится, но меня интересуют ее чувства, страх, ужас, волнение. Но Келли Томпсон вставляет сухое описание разных видов энергий – эмоциональный момент потерян.

Кэрол выбралась очень интересным способом, к нему еще вернемся.

Итак, злодейская сторона рана слабовата. Гигантские инопланетяне (прошу прощения, кайдзю), с которыми Капитан Марвел дерется в разных вступлениях, запоминаются даже лучше всех этих однотипных угнетателей, поработителей и манипуляторов с планами в две строчки.

Но напомню, у нас тут комикс про самоопределение героини, поэтому внешние враги не так важны – главной угрозой для Кэрол становятся собственные слабости… Например, принимать очень странные решения.

*Звуки волшебной Санта-Барбары*

Сюжет «Новый мир» (#22-26). Кэрол попадает в альтернативное будущее, а на этот раз его терроризирует Ове, сын Нэмора и Чаровницы. Снова отряд геройских детей, снова сражение с тираном.

И после возвращения из антиутопии Кэрол… бросает своего парня Роуди (Воителя): мол, я встретила твою дочь из ПОТЕНЦИАЛЬНОГО будущего, она такая чудесная (они провели вместе три панели), но она не от меня… Поэтому они должны расстаться, чтобы Воитель ушел к матери идеального вероятного ребенка.

А потом вы еще спрашиваете, зачем все чудовищные персонажные решения запихивают в «Человека-Паука». Да потому что только оттуда редакторское безумие Марвел может вызвать шит-шторм – сколько возмущенных комментариев из-за нелепого разрыва Роуди и Кэрол вы видели? А если представить, что Питер бросил Фелицию, потому что увидел бы будущее с Чудо-Котятами от Зверя? Вот именно, размолвка с Воителем способна шокировать только поклонников Дона Чидла.

Абсолютно бессмысленный сюжетный ход ради выжимания мелодрамы и выбешивания фанатов. Даже ругать его долго не хочется. И тем парадоксальнее его последствия – лучший арк всего рана.

В «Странной магии» (#27-30) Кэрол в одиночку пытается предотвратить пришествие Ове, ради чего обучается магии! Мне нравится этот сюжет за его беспорядочность. Кэрол растеряна. Она только что снова побывала в постапокалипсисе, бросила любимого человека, ждет возвращение злодея. И всем вокруг нет дела. Капитан Марвел приходится самой носиться по миру в поисках решения – и вся магическая суета ложится только на ее плечи. У нее до сих пор нет четкого плана – только импровизация с плохими решениями (заключить сделку с Чаровницей?) и очень плохими (переспать с Доктором Стрэнджем, да вы серьезно?).

Пускай такой сюжет не блещет твистами или метафорами, он показывает Кэрол ужасно человечной и ни разу не идеальной героиней. Зато очень целеустремленной и упорной.

Кстати, к Роуди она возвращается в конце арка. Да, от этого их расставание выглядит еще глупее.

Подруги навсегда

Проверенный способ раскрыть персонажа – рассказать о нем через окружение. В своем ране Келли Томпсон не дает Кэрол надолго заскучать в одиночестве, но получилось ли сделать друзей Капитан Марвел интересными персонажами?

Мне кажется, да. В основном.

Особенно крутой получилась Джессика Дрю (Женщина-Паук). Часто друзья-супергерои – это такие помноженные в несколько раз друзья из ромкомов, у которых все время посвящено помощи главным героям, чтобы им было с кем разговаривать. Так вот, Келли удалось отлично показать Джессику, вполне веришь, что у нее есть своя насыщенная жизнь. Порой она кажется даже харизматичнее Кэрол.

А Дженнифер Уолтерс все никак не уймется со своим бойцовским клубом.

Еще бы я хотел обратить внимание на Чаровницу. Она здесь не то чтобы злодейка в классическом понимании слова, а скорее соперница Кэрол. Завистливая коллега, строящая козни. Можно предположить, что Амора в комиксе воплощает страх стать плохой матерью и что еще хуже – пойти против своего ребенка. Кивок в сторону Шекспира никакому комиксу не повредит.

Само собой, в комиксе появляется Мисс Марвел, хоть и редко. Камала также прописана хорошо, с вниманием к мелочам. Например, в выпуске про выходной супергероев (#17) Камала просит не играть в азартные игры, так как это противоречит ее религии.

Но к самому выпуску есть вопросы. Давайте сравним с похожей серией из третьего сезона «Харли Квинн». Бэт-семья и компашка Харли идут на квест, но попадают в смертельную ловушку Загадочника – они должны работать вместе, решить свои психологические проблемы с чем-то там и разгадать безумную головоломку. Харли и Найтвинг играют в шахматы, жалуются на жизнь, пока стены комнаты приближаются с убийственной скоростью. Звучит достаточно интересно.

А что же у Келли? Ее героев просто… заливает вода. Им нужно пробить дверь. И для этого им нужно ударить дверь всем вместе. Ужасно скучный квест, за который нужно требовать деньги обратно.

Мне нисколько не интересна развязка с объединением сил подружек (и Росомахи), просто потому что они не сильно-то и ссорились! В чем интрига? Допустим, в начале говорится, что супергерои хотят отдохнуть без костюмов – можно было бы придумать, что они с квестом постараются справиться без применения суперсил.

С Радмат получилось не так удачно.

Дженнифер Такеда, она же Радмат, Hazmat (радиоактивный материал – hazardous material) – ученица Академии Мстителей со способностью распылять токсичный дым. Иногда непроизвольно, что заставляет ее носить защитный костюм и кучу комплексов.

В начале рана юную героиню заявляют как подопечную Капитан Марвел. Но потом один скачок в другой мир, потом тай-ин к ивенту, потом семейные разборки – на Хазмат попросту не остается времени. Ее взаимодействия с Кэрол так мало, что она кажется покемоном из покебола: во время драки Дэнверс нужно хлопнуть в ладоши, чтобы выскочила Хазмат и применила ядовитую завесу.

Только под конец Томпсон открывает интересную находку. Оказывается, у Радмат куда больше общего с Роуг, бывшей соперницей Дэнверс, чем с самой Дэнверс. Обе стали заложницами своего дара, Шельма может прочувствовать на себе страдания девочки в отличие от сияющей идеальной Капитан Марвел. И вот здесь настоящий Клондайк для раскапывания драмы, но Келли Томпсон намечает линию лишь пунктиром, а потом вообще про нее забывает.

Про Воителя я уже упоминал. Роуди просто существует как романтический интерес, чтобы Капитан Марвел не оставалась одна. Мог бы помочь хотя бы один номер, где парочка проводит время вместе. Необязательно это должны быть сладкое свидание или разрушительная ссора – мне бы хоть одну причину показали, почему они начали встречаться. Но нам предлагают максимум филлерный бой в заброшенной лабораторией.

Другой слабо раскрытый персонаж – Лаури-Элл, сестра Кэрол по линии Крии. Келли ввела ее в тай-ине к Empyre (#18-21), а как вы понимаете, хорошее событие в Empyre не засунут. Томпсон постаралась сыграть на тяжелом выборе между долгом и семьей: Кэрол Дэнверс в ходе кроссовера становится Обвинительницей императора Халклинга, однако ее миссия – арестовать Лаури-Элл… Думаю, и так понятно, почему дилемма не работает. Никто не ждет, что Капитан Марвел вдруг останется прокурором навсегда, это лишь временная роль ради мутного ивента.

А потом и моральный выбор разрешится сам собой. Лаури невиновна, да еще и получает титул Обвинительницы от сестры – слегка помогает раскрыть тему метаний Кэрол между земным наследием и генами Крии. Но только слегка. Как и Радмат, сестра в сценарии чаще используется как дополнительный союзник в драке.

Никого не забыл? Точно, Чуи – кошка-пришелец (в Киновселенной ее зовут Гусей). Я удивился, что про питомца Келли Томпсон за 50 выпусков почти не вспоминала.

А что, если Келли специально начала писать «Капитан Марвел», чтобы задвинуть Чуи в тень и не дать ей затмить… Джеффа, сухопутную акулу! Зубастый малыш стал самым популярным творением сценаристки, но так и не добрался до экрана. А вот Гусю уже видели зрители фильма-миллиардника, что дает кошке шанс обогнать Джеффа на тысячи очков популярности.

Но если серьезно, у меня нет ни малейшего понятия, почему Келли выделила Чуи всего один выпуск – очередной тай-ин, на этот раз к Judgement Day (#42). В ивенте все жители Земли подверглись суду небожителя Прародителя: каждый получил своего персонального судью, основанного на личном опыте и видимого только подсудимому. А Чуи подвергся оценке своей хозяйки – весь выпуск занимают его приключения, когда флеркен комично вмешивается в дела соседей Кэрол.

Мило, забавно, стоило добавить такого побольше.

И еще один персонаж, новый и в то же время старый. Наверное, самый близкий для Кэрол. Это буквально она сама – в образе Бинари!

Две звезды

Вообще изначально Бинари называли саму Кэрол. Образ пылающей сверхновой Дэнверс получила в восьмидесятых в Uncanny X-Men, во время сражения с Брудами. А Келли Томпсон сыграла на природе прозвища, которое означает двойную звезду, и перепридумала Бинари как нового персонажа – энергетического дубликата Кэрол.

Именно благодаря созданию копии Кэрол сумела высвободиться из плена Верховного Гласа. Как только я увидел этот твист, сразу же со знающим видом улыбался: ну, сейчас точно начнется повтор сюжета из «Чародеек» про астральную каплю Вилл. Вот сейчас Бинари захочет жить самостоятельно, а Капитан Марвел попытается ее вернуть.

И в принципе похожие с W.I.T.C.H. мотивы действительно есть. После победы над Гласом Бинари старается повторять за оригиналом, а когда Кэрол забирают на магический суд «дубль» и вовсе становится ее полноценной заменой (#37-41).

Как мне кажется, посыл похож: помочь героиням взглянуть на себя со стороны. Но у Келли Томпсон цель немного другая – разобраться, как другие люди воспринимают Кэрол. Заметят ли они вообще подмену? Так ли им важна именно Кэрол Дэнверс в роли Капитан Марвел? Такое уже было в арке со злой Звездой, но там получилась совсем топорно. Бинари не стала кривым искажением Кэрол, она наоборот хочет понять, сможет ли она стать кем-то новым. Поэтому попадает во всякие ситуации. Иногда смешные, иногда печальные.

Проблема в том, что история кажется довольно растянутой для целого арка. Думаю, комиксу пошло бы на пользу, если бы это был только один выпуск про один день с Бинари. И я слабо улавливаю, что все-таки хотела сказать Келли Томпсон тем, что отпустила Бинари в свободное плавание. Показать еще раз, какая Кэрол классная? Что энергетические дубликаты тоже люди?

Или же Бинари понадобилась сценаристке в следующем арке про брудов.

Уже отмечал, что тим-ап с Иксменами ради битвы против Брудов – важная часть лора Кэрол Дэнверс. И весь завершающий акт рана посвящен продолжению культовой «Саги о Брудах» под названием «Месть Брудов» (#43-49): в далеком космосе Бинари попадает в плен к хищникам, а Капитан Марвел с командой мутантов отправляется на подмогу.

Формально онгоинг даже кроссоверится с X-Men Дагган, но связь очень условная. Два отряда пересекутся только в конце, миссии у них совершенно разные, как и настрой комикса. В Икс-комиксе герои как будто слегка под градусом, поэтому история по большей части похожа на балаган (что прекрасно!), а Келли старается прописывать напряженную драму. Поэтому на мутантскую историю я не буду отвлекаться (пока что).

Финал меня разочаровал. Как большинство арков, он слишком длинный и ровный, никак не становится интереснее к концу и не предлагает кульминации для всей серии. Что мне больше всего не понравилось, это самопожертвование Бинари. Какой смысл был тогда ее вводить? Только ради Большой Героической Жертвы?

Снова время для теорий! Опять придется приплести «Человека-Паука» Зеба Уэллса.

Мне кажется, место Бинари должна была занять Мисс Марвел. Ее смерть в кроссовере дала бы мутантам очевидный повод воскресить Камалу, героически пожертвовавшую собой в битве. Хотя бы в качестве извинения. Прощание с Бинари тоже не намекало на то, что от нее собираются избавиться уже через пару выпусков. Но потом редакторы «Паука» прибежали с очередным гениальным решением, и пришлось смерть Камалы превратить в фарс ради унижения Паркера.

Круг почета

Чтобы не заканчивать на грустном, специально на протяжении всего обзора игнорировал важнейшую часть рана – прекрасный рисунок! Как для обложек, так и для самого комикса.

Исследуя личность Кэрол, Келли Томпсон почти в каждом арке давала своей героине возможность переодеться в новый наряд (или приобрести новую суперформу). Так что художникам и художницам прибавилась дополнительная работа по созданию новых дизайнов (или перекрашиванию старых).

Давайте посмотрим на обложки и красивые страницы:

Первые восемь обложек нарисовала Аманда Коннер. Угадывается ее стиль из «Харли Квинн»: слегка ироничный взгляд, мягкие силуэты. И Кэрол у нее почти всегда выглядит недовольной.

Обложки Марка Брукса – моя любимая часть серии: как будто они сошли с глянцевых журналов.

Во время Empyre к обложкам приступил Джордж Молина с кинематографичным стилем.

Марко Кеккето достался период с Кэрол в магической мантии.

А Р. Б. Сильва подталкивает вспомнить House of X/Powers of X.

Шикарная панорама со сражением против брудов от Хуана Фригери.

Теперь о рисунке внутри. Первая же художница серии Кармен Карнеро лучше всего словила синергию со сценарием: даже когда Келли Томпсон перебарщивает с текстом, арт вытягивает страницу.

Ли Гарбет удачно подключился к боевому арку «Последняя Мстительница». Ни капли реализма – только комиксные размашистые удары, одним махом отправляющие на орбиту.

Арт Кори Смита уже не такой стилизованный, но все равно у него хватает крепкого экшна.

Джакопо Камагни ушел в сторону аниме и сделал Кэрол совсем юной девочкой. Но это арка с тренировками и волшебными превращениями, так что все нормально.

Мне не нравятся застывшие лица у Серджио Давила, но для масштабного побоища сойдет.

И в финальном выпуске Хавьер Пина и Дэвид Лопез рисуют воодушевляющий эпилог.

Так что же в итоге? Captain Marvel vol.10 – неплохая серия. Она не предлагает экспериментов или резкой трансформации Кэрол Дэнверс: хотя она постоянно меняется внешне, внутри остается всегда такой же самоотверженной супергероиней.

Но заслужил ли комикс 50 номеров? Я склоняюсь к тому, что нет. Мне сложно рекомендовать сразу все выпуски, среди них хватает проходных историй, отвлекающих тай-инов и никуда не ведущих линий. И все же ран Келли Томпсон оставил приятное впечатление светлой истории. Спасибо ей, что про «Капитан Марвел» более четырех лет выходили хорошие комиксы!

А что думаете о комиксе вы? Делитесь в комментариях!

В следующем выпуске: Failed state!

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии