Око за око: как «Deathstroke» Кристофера Приста стал лучшим комиксом про Дэфстроука?

1 976

Отмененному фильму «Бэтфлек против Дэфстроука» посвящается!

Как бы далек ни был «Бэтмен» от нашего проката, стоит смириться с неутешительным фактом: кино Мэтта Ривза мы все равно или поздно посмотрим, а вот фильм Бена Аффлека, посвященный охоте Дэфстроука на Брюса Уэйна, не увидим уже никогда.

Остается только рассматривать концепты и довольствоваться кратким описанием сюжета, да смотреть сцену с Джо Манганьелло в образе:

Но даже отмена фильма может стать хорошей причиной написать статью про самого смертоносного наемника Вселенной DC – Слэйда Уилсона, также известного, как Смертельный Удар, Терминатор и Дэфстроук.

Обычно про «злодеев месяца» я стараюсь рассказать, используя как можно больше их воплощений, но Дэфстроуку повезло получить настолько ультимативный онгоинг, что другие комиксы на его фоне ощутимо меркнут.

Конечно же это ран Кристофера Приста! Или, как он себя предпочитает называть, просто Прист (говорят, от него можно получить по лицу, если назвать его Крисом, но не будем верить слухам).

Настоящий ветеран комикс-индустрии, стоявший у истоков Milestone Media и уже сорок лет работающий над ключевыми персонажами Большой Двойки. А еще Прист успел побывать баптистским священником, музыкальном продюсером и фанк-исполнителем Холлисом Стоуном, но это уже совсем другая история.

Практически всю свою карьеру Прист боролся за то, чтобы выйти за пределы «черного автора», которому дают писать комиксы только про афроамериканцев ради соблюдения квоты. И «Дэфстроук» – это отличное доказательство того, что для хорошего понимания персонажа можно обладать любым цветом кожи, полом и национальностью.

«Deathstroke» vol.4 #1-50 (2016-2020)

  • Сюжет: Прист
  • Рисунок: Карло Пэгулайан, Ларри Хама, Джо Беннет, Диогенес Невес, Кэри Норд, Дэннис Кован, Роберто Виакава, Эд Бенес, Фернандо Пасарин

После провала New 52 и запуска Rebirth издательство решило встряхнуть авторские команды: до пришествия Приста онгоинг про Дэфстроука хоть и выходил регулярно, но был лишь проходным боевиком. Никто не ожидал, что комикс о брутальном антигерое превратится в одну из самых многогранных серий DC, которая умудряется и развлечь читателя, и заставить задуматься о природе зла.

Для удобства я условно разделил этот монументальный ран на четыре акта, а также добавил небольшое вступление с предысторией семьи Дэфстроука и послесловие о новых комиксах про злодея. Погнали!

Пролог: Война Слэйда Уилсона

С самого начала читатель столкнется с угрозой, способной легко оттолкнуть от онгоинга, – нелинейным повествованием.

Для описания стиля Приста идеально подходит определение «хаотичный монтаж»: настоящее постоянно прерывается прошлым, любое слово может запустить  флэшбэк, еще и скачки по таймлайнам могут длиться буквально несколько панелей.  Мало того, роль проводника по истории переходит то к детям Слэйда, то к его бывшей жене, то к врагам, пока Дэфстроук не вернется с новым воспоминанием и не перемешает хронологию в салат.

Внезапные твисты с резкими откатами назад очень напоминают таких же непоследовательных «Бешеных псов» Тарантино, где зрителю сначала показывали окровавленных героев, а потом объясняли, чья эта кровь и откуда она взялась. И это не единственная фишка, которой Прист вдохновился у режиссера: как и «Криминальное чтиво», каждый эпизод имеет броское авторское название. Сначала нас цепляют на крючок заголовком «Нож», например, – и дальше остается только гадать, откуда он прилетит и когда. Постоянное напряжение гарантировано.

О Дэфстроуке до комикса Приста я не знал практически ничего, потому специально старался не залазить в Википедию лишний раз – по моей задумке, так я должен был испытать ран на доброжелательность к новичкам. И могу смело заявить: сначала будет разобраться довольно сложно, особенно когда пытаешься не спутать детей Уилсона во флэшбэках и запомнить, кто из них сейчас мертв.

Но проходит один выпуск, потом другой, и постепенно монтажные ножницы Приста притупляются. Возможно, сценаристу нужно было рассказать слишком многое в первой десятке номеров, может быть, это была проверка читателя на прочность – поверьте мне, дальше повествование становится намного более плавным, даже коротенькие отвлеченные вставки «двадцать лет назад» перестают мельтешить. Хотя не исключаю, что я просто привык.

В какой-то мере прыжки Приста в прошлое должны убедить читателя не интересоваться тем, что другие авторы творили с Дэфстроуком и его семьей ранее: мол, я и так все расскажу все, что нужно знать. Как же выглядит актуальная версия ориджина Слэйда Уилсона?

Комиксы устроены так, что если персонаж получает травму, то она должна быть крайне важной, иначе ее быстро отретконят или вылечат. Сравните утрату руки для Аквамена и Баки Барнса: для одного это просто временный редизайн, для другого – вечное напоминание о плене.

В случае Слэйда потерянный глаз стал отметкой, навсегда определившей его как Дэфстроука.

Слэйд с детства стремился попасть в армию США. Командиры считали новобранца идеальным солдатом и ярым патриотом, однако юноша на самом деле был хитрым стратегом, слишком умным для слепого исполнения приказов.

Сержант Уилсон, а потом и майор, и полковник, успел повоевать во многих горячих точках мира. Находясь в Боснии, он в самоволке «выиграл» меч под названием Смертельный Удар, а затем создал тайное альтер эго со звучным именем. Там же Слэйд и придумал использовать для маскировки своих вылазок маску, наполовину вымазанную моторным маслом.

В армии Слэйд встретил будущую жену – Аделин Кейн из военной разведки. Она же выбрала возлюбленного для участия в программе по созданию суперсолдата.

Уилсон обрел сверхрефлексы, суперсилу, скорость, исцеляющий фактор и белые волосы, но скрыл новые навыки, поэтому эксперимент посчитали неудачным. Покинув армию, он втайне от жены стал наемником.

Так началась двойная жизнь. Пока дома росли двое сыновей, задиристый Грант и миролюбивый Джозеф, Слэйд вместе с армейским товарищем Уилльямом Винтегрином колесил по миру и под личиной Дэфстроука выполнял преступные заказы. Примерной семьей Уилсоны никогда не были: Грант искренне ненавидел отца и часто сбегал из дома, а жене Слэйд регулярно изменял. Результатом такой «командировки» в Камбодже стала девочка Роуз.

Подобие спокойной жизни рухнуло в один день. Враги Слэйда ворвались в его дом и похитили маленького Джозефа, пока Уилсон разыскивал Роуз в Азии.

Слэйд Уилсон опоздал – его сыну перерезали горло, однако мальчик выжил. Убитая горем Аделин поняла, что все это время муж обманывал ее, и выстрелила Слэйду в голову.

Дэфстроук выкарабкался. Лишившись глаза, он отказался маскировать увечье, сменил маску и продолжил быть наемным убийцей, теперь уже одиноким воином.

Злодеяния Дэфстроука искорежили жизни его детей.

Грант понятия не имел, что Дэфстроук и ненавистный отец – это один и тот же человек, потому парень вдохновился крутостью злодея, чтобы вступить в преступную организацию УЛЕЙ (H.I.V.E.). После генетического улучшения он взял имя Разрушитель (Ravager) и попробовал уничтожить Юных Титанов. Однако в ходе битвы сердце юноши не выдержало (сказались сомнительные эксперименты) – Грант умер у отца на руках. С тех пор между Дэфстроуком и Юными Титанами не прекращается вражда.

Именно эта история из New Teen Titans vol.1 № 2 (1980) от Марва Вулфмана и Джорджа Переза стала первым появлением Слэйда Уилсона в комиксах.

Джозеф после травмы горла навсегда потерял голос, поэтому вынужден пользоваться устройством для генерации речи. На момент начала онгоинга Джоуи работает вице-президентом в международной компании его матери и собирается жениться на девушке Этьенн.

В старых комиксах Джозеф присоединялся к Юным Титанам в качестве супергероя Джерико (или Иерихон на библейский мотив, что отсылает к громогласным иерихонским трубам). О его способностях – чуть позже.

А Роуз стала наемницей, перехватывающей заказы других киллеров и предотвращающей их убийства, что очень раздражало Слэйда. Отцовский метаген даровал ее способность к «предсказаниям», которая на самом деле была сверхбыстрым анализом информации. Из троицы отпрысков непокорная и упрямая Роуз сильнее всего походит на отца.

До перезапуска Rebirth Роуз была не так благородна: например, выколола глаз из преданности отцу, а потом стала новой Разрушительницей. Подробнее о прошлой версии героини можно почитать в сериях «Deathstroke the Terminator» (1991—1996, первый сольный онгоинг про Слэйда) и «Teen Titans» vol. 3 (2003-2011)

И последний штрих: Терминатор – это линия, отделяющая светлую часть тела от затемненной, точь-в-точь как маска Дэфстроука или его поступки. Слэйд носил это имя еще до фильма Кэмерона, но потом поменял, потому что, скорее всего, свой меч он любит больше, чем роботов.

Разобрались с прошлым, теперь можно приступить к нарезке настоящего.

Акт первый: Дела семейные

«The Professional»: «Deathstroke: Rebirth» #1 + «Deathstroke» #1-8

Все арки первого акта будут отсылать к фильмам, намекая на последующие события.

«Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо – триллер о спецагенте, которому дали задание устранить африканского диктатора, но потом его предало руководство, что подтолкнуло героя на путь мщения.

Планы Дэфстроука ненамного проще: сначала взять контракт от узурпатора, чтобы сдержать вторжение США в его маленькое государство, затем устранить американского политика, выступающего против интервенции, и получить повод для шантажа… То есть переиграть нанимателя еще до предательства, не повторяя ошибок героя Бельмондо. И темнокожий диктатор здесь также присутствует, а зовут его… Красный Лев!

«Black Panther» vol.3 (1998-2003) Приста – один из самых удачных ранов, посвященных Т’Чалле: как минимум, это головокружительная смесь супергеройского боевика и политической сатиры, во многом повлиявшая на «Дэфстроука».

Приста нисколько не смутило, что Черная Пантера остался в Марвел, поэтому он придумал своего собственного Т’Чаллу, более жестокого и беспринципного. Я бы сказал, Красный Лев – это тот, кем Пантера должен был стать, если бы не влияние Мстителей.

Наличие в первой же арке продажных сенаторов и бесполетных зон может натолкнуть на мысль, что это очень политизированный комикс. В принципе, да, но не по этим причинам.

В моем представлении хорошие примеры использования политики в супергероике – не те случаи, где Супермен прилетает на Красную площадь или Капитан Америка подчиняет администрацию Белого дома. Это истории, когда ты хорошо понимаешь, что Супермен воплощает в себе принципы консерватизма, а Дэфстроук – анархизм (наверное), а потом одна идеология в плаще стреляет лазерами из глаз в другую, с мечами и автоматами.

Но в остальном это комикс про семью, потому что Дэфстроук не только лучший ассасин во Вселенной, но и худший отец в мире.

В даркнете появляется контракт на убийство Роуз, и Слэйд отправляется с дочерью на совместное расследование, которое приводит их в Готэм.

Противостоянию Дэфстроука с Бэтменом и Робином будет посвящено много времени в следующих выпусках, но уже сейчас можно увидеть, как Прист круто прописывает «холодную» вражду между двумя семействами. Сдержанное уважение со стороны Дэфстроука сталкивается с недоверчивым нейтралитетом Бэтмена, в то время как отношения детей к родителям абсолютно противоположны.

Даже когда Дэмиен и Брюс разлучены, они все равно действуют как одна команда, а Робин точно уверен, что отец его выручит. У Роуз наоборот зарождается подозрение, что папа сам охоту за ее головой и открыл, чтобы использовать дочь в своих целях. Или же опять виноваты его враги?..

Душевные терзания раздирают и Джоуи. Его будущий брак грозит разрушить давний друг семьи – Дэвид Ишервуд, он же Доктор Айкон, создавший для Дэфстроука Костюм Айкона, обороняющий носителя гравитационным щитом.

Внезапно оказывается, что Джоуи и Ишервуд были любовниками! На самом деле, у этого твиста есть особый контекст: гомосексуальным сделать Джерико хотели еще Вулфман и Перез, но посчитали, что утонченный Джо будет слишком стереотипным геем, и отказались от затеи.

Что ж, Прист вернул персонажу бисексуальность и обернул ее в личностный конфликт. Чтобы скрыть связь с Дэвидом, Джозеф в порыве гнева скинул бывшего партнера с крыши и присвоил Костюм Айкона себе. Джозеф всегда проявлял себя как человек с добрым сердцем, но одна импульсивная слабость превратила его жизнь в бесконечные муки сожаления – за одной ошибкой последуют и другие.

А еще Прист вернул в комикс Винтгерина, снова ставшего напарником Слэйда. Но даже с ним все оказалось не так просто…

И Аделин все еще ненавидит бывшего мужа.

В общем, вокруг Дэфстроука собралось окружение, где его либо хотят придушить, либо сдать властям. Завершилась арка эпичной битвой с Суперменом – по сравнению с холодным уважением к Бэтмену Слэйд открыто презирает Человека из Стали, как и его черно-белый «бойскаутский» взгляд на мир. Но финальный удар наносит не Супермен – в тюрьму Слэйд отправляется из-за предательства Джоуи, разочарованного в отце. Тем самым свое преступление Джерико пытается исправить хорошим поступком, но в итоге только глубже увязает в супергеройских интригах.

И все эти события умещаются в одной только первой арке!

Сразу скажу о рисунке – достойный арт в домашнем стиле DC, но не больше. На протяжении всего онгоинга команда будет держать планку качества, ничем выдающимся похвастаться они не смогут, но и от перипетий сюжета их работа отвлекать не будет.

«Four Rooms»: «Deathstroke» #9-10

Снова Тарантино, но сейчас связь с кино найти не так легко, как в предыдущий раз.

Разве что дань уважения режиссеру – все подсюжеты взаимосвязаны. Четыре комнаты, четыре задела на будущее.

Первая – кабинет доктора Виллэйна (я бы перевел как Злодейна) для обследования Джерико. По наследству от отца Джозеф получил «спящий» метаген – способность телепатически переселяться в других людей. Вместе с этим юношу мучают головные боли, но причина их неясна – суперспособность или чувство вины?

Вторая – тюремная камера, где Дэфстроука допрашивают о преступлениях. Слэйд был прав насчет американской судебной системы: она протекает, как дырявое ведро.

Третья – дом Роуз в Миннеаполисе, куда она привозит свою родную мать из Вьетнама. Вместе с ней к девушке возвращается имя, данное ей мамой при рождении, – Ксиа. Попытки откопать прошлое, чтобы отдалиться от влияния отца, разворошат много старых тайн…

Четвертая – поле битвы в Сербии в далеком прошлом, где в свою очередь имя обретает Дэфстроук.

Как утверждал сам Прист, ему не нравилось считать Дэфстроука антигероем – для него это однозначный злодей, безразлично рушащий жизни всех людей на своем пути. И зло это началось с неправильного выбора именно там – в комнате, где Слэйд забрал свой меч, и решил, что на его войне не будет хороших и плохих. Только мишени и наниматели – и никакой справедливости.

Мне кажется, смене имен Прист внимание уделил из-за собственного опыта: изначально сценариста звали Джеймс Оусли, пока в 1993 он не сменил имя из-за перемен в личной жизни, которые он никогда не хотел обсуждать публично. Все еще другая история.

«Chicago»: «Deathstroke» #11

К сожалению, не мюзикл…

… а скорее «Секреты Лос-Анджелеса».

Кровавый нуарный триллер в 11 выпуске может стать отличной точкой входа в онгоинг: пока Слэйд находится под стражей, в Чикаго появляется его подражатель. Матери, чьи дети трагично погибли из-за перестрелок банд, вынуждены нанять самозванца ради возмездия над негодяями…

Хотя непосредственно сам Уилсон появляется только в финале, это потрясающее «эссе» на тему персонажа, где Прист дает убедительный ответ на вопрос: что позволяет преступности безнаказанно мучать общество?

Можно принимать законы против оружия и наркотиков, однако убивают людей не предметы, а невежество и равнодушие. Безразличным исполнителям, вроде Дэфстроука, никогда не изменить положение дел, потому что им все равно: они видят в жертвах контрактов только цели для пуль, но не проблему, которую необходимо решить.

«Twilight»: «Deathstroke» #12-18

Сейчас нас ждет история о тихой школьнице, загадочном наемнике и запретном романе…

Ладно, вынужден признать, идея привязать названия фильмов к аркам совершенно провалилась.

Но если серьезно, легкое влияние вампирской саги с Робертом Паттинсоном в этих выпусках действительно ощущается. А все потому что Джоуи собирается жениться – какая антигеройская свадьба обойдется без мелодрамы?

Тем более, если учесть, что Джерико до сих пор влюблен в доктора Ишервуда, его невеста Этьенн спит с Дэфстроуком и тайно работает на Аманду Уоллер, а к Роуз с предложением руки и сердца назойливо лезет Хосун (бывший подручный Слэйда, верящий что женитьба на дочери наемника спасет его от расправы).

Пожалуй, только из последнего романа может получиться нечто хорошее.

Еще одна мелочь – после финальной схватки с Красным Львом и Раптором Дэфстроук слепнет.

Это точно не «честная» слепота, которая грозит простым смертным. Как и Сорвиголова, Уилсон ощутимо полагается на «радар», предоставляемый костюмом…

… а также на свою новую подругу – Таню Спирс, временно известную как Пауэр Герл, которая по законам жанра не подозревает о том, кто такой ее гость.

Подробнее о том, почему Кару Зор-Эл подменяет Таня, можно прочитать в Teen Titans vol. 5 #5-6 (если вам это действительно важно).

Загвоздка в доверии. Слэйд Уилсон впервые за долгое время становится ведомым и вынужден довериться, да еще и супергероине!

Утрата зрения нисколько не мешает Дэфстроуку оставаться опасным противником. Временная слепота для него – лишь повод переодеться в новый рокерский костюм с банданой и абсолютно точно не причина стать на путь исправления.

Но свадьба так и не состоялась: невесту убивают, Джерико винит во всем отца, избивает его, вспоминает старые обиды, впадает в слепую ярость…

…случайно задевая сестру.

Как говорится, обычный вторник в семье Уилсонов – конец первого акта.

Акт второй: Атака на Титанов

Начальные арки «Дэфстроука» получились эталонной геройско-злодейской мыльной оперой и достаточно камерной историей. Пора выходить на новый уровень – сразиться с ненавистными малолетками.

Но нам опять нужно обратиться к прошлому. Смерть Гранта Уилсона разожгла между Дэфстроуком и Титанами долгую войну, и самым известным примером их противостояния стал культовый сюжет «The Judas Contract» (1984).

«Tales of the Teen Titans» #42-44 + «Tales of the Teen Titans» Annual #3 от Марва Вульфмана и Джорджа Переза

Сюжеты Приста славятся невероятной «плотностью», особенно в сравнении с любителями пустой болтовни, чьи инициалы начинаются на БМБ, но до мастеров старой школы даже Присту далеко. Всего за четыре выпуска Вулфман и Перез создали потрясающую кульминационную арку противостояния Дэфстроука и Юных Титанов.

Супергерои совершили ошибку, когда приняли в команду 16-летнюю Терру, способную управлять землей, – казалось бы, девочка идеально подружилась с командой, но на самом деле она была жестокой преступницей и тайно работала на Дэфстроука.

Сейчас нам может показаться, что это тривиальный ход, но стоит понимать контекст. В восьмидесятые «Юные Титаны» Вулфмана и «Люди-Икс» Клэрмонта были фактически соперниками, и фанаты постоянно сравнивали тайтлы между собой. В глазах читателя неопытная героиня Терра (Тара Марков) была аналогом Китти Прайд, недавно поселившейся в особняке Ксавьера, – теперь представьте шок фанатов, когда невинная  прилежная девчонка оказалась бестией во плоти. Ей не промыли мозги, Титаны не причинили вреда ей или ее родным. Она просто была безумной стервой, которая желала смерти команде Дика Грейсона. Неплохой способ оторваться от конкурентов.

Кроме того, читателям непрозрачно намекнули, что Терра спит со Слэйдом Уилсоном…

…и, что еще хуже, курит.

Предательство Терры помогло захватить всех Титанов, кроме Дика, – тогда он и принял новую личность Дисковинга Найтвинга. Также в «Контракте» дебютировали Аделин Кейн и Джерико, пришедший в команду вместо Терры.

Злодеяния Слэйда Уилсона вынудили Джозефа с Диком измениться в лучшую сторону и окончательно извратили Терру, что привело к ее трагической гибели – великолепно подобранный момент для истории о происхождении Дэфстроука.

Ориджин, предложенный Вулфманом и Перезом, мне местами нравится даже больше, чем Rebirth-вариант, хотя различаются они не сильно: например, в первой версии становление Терминатора происходило во Вьетнаме, Аделин изначально отговаривала Слэйда от участия в эксперименте. Зато в оригинале эмоции жестокого наемника и безутешной матери раскрыты подробнее по сравнению с хлесткими лаконичными диалогами Приста.

Поэтому совершенно неважно отретконили «Контракт Иуды» или нет – действительно каноничные истории оставляют мощное влияние на персонажей, а не на строчки в вики.

«The Lazarus Contract»: «Titans» #11 + «Teen Titans» #8 + «Deathstroke» #19 + «Teen Titans: The Lazarus Contract Special» #1 + «Deathstroke» #20

  • Сюжет: Прист, Бенджамин Перси, Дэн Абнетт
  • Рисунок: Бретт Бут, Фил Хестер, Хой Фам, Ларри Хама, Джо Беннет, Карло Пэгулайан, Роберто Виакава, Пол Пеллетьер

«Контракт Лазаря» позиционировался как своеобразный ремейк: похожая завязка, также связанная с «предательством» одного из Титанов и местью Дэфстроука. В этот раз Слэйд обманом похитил спидфорс у Уолли Уэста (темнокожего подростка из New 52), чтобы прогнуть таймлайн и спасти сына Гранта от смерти!

Дэфстроук в новом «молниеносном» костюме переполошил целых два поколения Титанов: и отряд опытных героев Грейсона, и новички Дэмиена не очень сработались вместе, так что у Слэйда снова получилось остаться лучшим в своем деле – щелкании по носу суперлюдей.

Образцовое унижение Флэша: если ты всегда побеждал только благодаря скорости, каково тебе будет столкнуться со скоростным мастером боевых искусств? Силы уже не равны, да?

Но мерзкие детишки опять все испортили, как и прошлые ошибки Дэфтсроука – спасение Гранта не удалось, зато чудотворный спидфорс заставил Слэйда… уверовать в добро?

Это было не так хорошо, как в 80-х, но довольно весело – полубезумный Слэйд носится по миру и косит людей пачками, пока куча подростков и без пяти минут бывших подростков выясняют отношения.

Дэфстроук отказался от зла и решил собрать своих собственных Титанов, с блэкджеком и Террой!

«Defiance»: «Deathstroke» #21-27 + «Deathstroke Annual» #1

Недолгий период Темных Титанов стал одним из моих любимых сюжетов в онгоинге. И дело даже не в крутейшей динамике Дэфстроука с подопечными – именно в этой арке Прист показывает, как круто умеет прописывать Вселенную DC.

Слэйд пригласил в отряд «Бунтари» всех возможных людей, кому сломал жизнь (Джерико, Роуз, Пуэр Герл, Кид Флэш, Терра и даже Аделин) и с маниакальной хладнокровностью начал нести добро.

«Defiance» можно перевести как «непокорность», «вызов» или «пренебрежение», но я остановлюсь варианте «бунтари», близком по смыслу.

Отдаленно «хороший» Слэйд напоминал Хобгоблина и Карнажа времен AXIS, когда злодеи превратились в героев, но остались сумасшедшими маньяками. Ведь им никто не объяснил, что помогать людям нужно без вырывания позвоночников!

Слэйд – все еще кошмарный отец и беспросветный эгоист, а отказ от убийств даже придает ему особый шарм, ибо его планы превратились в изощренные комбинации.

Вау-моментов здесь найдется с избытком, я перечислю только любимые:

Бунтари отправляются на остров, находящийся под контролем Доктора Лайта – пока Слэйд мило пьет со старым знакомым чай, Темные Титаны делают всю грязную работу и «укрепляют характер»;

Терра осталась неуправляемой психопаткой, только теперь Слэйд это хорошо понимает и специально включает ее истерики в свой арсенал;

Есть такое клише в поп-культуре, что в ЛГБТ-парах обязательно должен кто-то умереть, чтобы аудитория могла пожалеть их и забыть как можно скорее – Прист вывернул его наизнанку, когда смерть Этьенн становится для Джоуи поводом принять себя;

И кульминация жонглирования суперсилами – пробег Уолли Уэста в попытке задержать снайпера.

Я читал не так уж много комиксов про Флэша, и, пожалуй, самым изобретательным и лаконичным описанием этого героя для меня было «человек, застрявший в галерее неподвижных статуй» из «The Saga of the Swamp Thing» Алана Мура. Но то, во что превращает Прист рядовую пробежку спидстера, – это нечто невообразимое!

Казалось бы, у Уолли с его суперскоростью есть все время мира, чтобы обезвредить врага. Но здесь ключевой десяток секунд превращается в напряженный микро-менеджмент каждого малейшего действия: небольшой просчет – и ты потерял драгоценную миллисекунду, а затем еще, и еще… Ключевая ошибка неопытного Кид Флэша – совершить прыжок и довериться гравитации, а не спидфорсу!

Не важно, что это противоречит всем законам физики – само чувство, что ты совершил роковую оплошность, и даже гиперскорость не может тебя спасти, бросает в холодный пот. Таких трюков с Флэшем можно провернуть еще много – но Дэфстроуку не суждено быть лидером команды долго…

… потому что его забирают «старые друзья»!

Если момент с осечкой Уолли был для меня самым запомнившимся моментом онгоинга, то 25 выпуск, где Секретное Обществом Суперзлодеев устраивает суд над Слэйдом, стал моим любимым номером.

В лучшей версии Могучих Рейнджеров «Mystic Force» была серия «Суд на Коргом»: одного из противников разноцветной команды судили его же союзники-негодяи за излишнее благородство и недостаточную злобность. Фактически это просто рекап-филлер с нарезкой предыдущих событий, но он давал возможность увидеть, как монстры сами воспринимают свои злодения.

И суд над Слэйдом занимает в онгоинге точно такую же позицию: «экваторный» выпуск наконец представляет нам связный и строго линейный ориджин Дэфстроука с бонусом в виде дискуссии о сущности зла! По идее мы и так уже должны хорошо знать ориджин Уилсона, но для лентяев, кому надоело разбираться в рваном монтаже флэшбэков, 25 выпуск точно прояснит ситуацию.

Главной находкой номера стал адвокат Дэфстроука – Загадочник! Совершенно случайное совпадение, что я не захотел принимать интерпретацию Нигмы как финчеровского маньяка и наткнулся здесь на идеального Риддлера. Загадочник у Приста – это псих, которому ты очень хочешь сломать шею, но в то же время тебе безумно интересно послушать, что же он выдаст дальше. И это неуловимая изворотливость, благодаря которой персонажи вроде Джокера или Двуликого, выживают без суперсил в высшем злодейском обществе горилл-телепатов и полубогов – Загадочник в роли «адвоката дьявола» очень тонко играет на ней.

Что касается самого суда – как можно ждать логичного вердикта от сборища головорезов? Диспут заканчивается потрясающим спором неуравновешенных злодеев с цитированием Канта, а ультимативным аргументом Риддлера становится то, что против истинной природы не пойдешь: хотя Уилисон номинально отрекся от убийств, он все еще готов перерезать глотку любому злодею в «зале суда». Однако настоящий приговор о балансе добра и зла в своей жизни Дэфстроук вынесет себе сам спустя 25 выпусков.

А пока – срыв заседания вернувшимся Доктором Айконом и распад Бунтарей.

«Chinatown»: «Deathstroke» #28-29

Слэйд возвращается к желто-синей форме, и на него наваливается сразу куча проблем.

Доктор Ишервуд вернулся в виде здоровенного монстра. В Роуз вселился дух древней воительницы, желающий отомстить китайской мафии. Еще на голову свалился китайский Супермен.

Появление азиатского Человека из Стали может служить неплохим маркером времени: сейчас он подзабыт, а ведь когда-то «New Super-Man» Джина Люэнь Яна считался громким прорывом.

Так как никакие Титаны здесь не помогут, Слэйд отказаля от Бунтарей и вовернулся к старому доброму насилию…

… что привело Дэфстроука в лечебницу «Аркхэм».

Акт третий: Однажды в Готэме

Как мне кажется, секрет великолепно прописанной Вселенной DC из «Дэфстроука» в том, что персонажей хорошо получается раскрывать через противостояние с врагами – а когда твоим оппонентом становится такой яркий злодей, как Слэйд, герою приходится напрячь все внутренние резервы и вывернуть себя наизнанку.

Но если приходиться попотеть самому Дэфстроуку, то поединок точно становится легендарным. Поэтому противостояние Слэйда и Гоэтма заняло целых два арка!

Следующая арка стала флэшбэком, разъясняющим запутанные отношения между Слэйдом, Брюсом и Дэмиеном. Чтобы лучше понять характер мелкого задиры Робина, я бы посоветовал почитать серию «Batman and Robin» Гранта Моррисона.

«Deathstroke Versus Batman»: «Deathstroke» #30-35

Снова включаем режим сумасшедшей мыльной оперы: Бэтмен подозревает, что Дэмиен – это сын Дэфстроука! У Слэйда переизбыток альфа-мужества в крови, так что роман с Талией у него был, однако отцовство он отрицает. Но что скажет тест ДНК?…

Мне кажется, это было своего рода челленджем. Сможет ли Прист из такой дурацкой идеи сотворить смертельную битву двух опаснейших людей на планете?

Конечно же, да! Это абсурд, но Брюс с нездоровым упорством преследует Слэйда с требованиями раскрыть правду, а Дэфстроуку остается только отбиваться от безумных подозрений. Ведь у Дэмиена не самый простой харатктер: а вдруг его в агрессивных наклоностях виновата не только мать, но и генетический отец?

Проще говоря, это классный способ, как нетривиально можно разнообразить довольно предсказуемую вражду по поводу оправданности убийств. Атмосферные обложки, загадочный тим-ап Альфреда и Винтергрина, изможденные Бэтмен и Дэфстроук, работающие вместе в конце, – здесь прекрасно все. Особенно Робин со спинером.

В финале Брюс Уэйн получает результат теста ДНК, но отказывается его смотреть. По моему мнению, он мог бы объяснить поступок тем, что все Робины для него как собственные дети вне зависимости от генетического родства. У Приста же Брюс высказывает похожую мысль, но исключительно для Дэмиена. Немного не дотянуто, как по мне, но отлично отделяет принципы Темного Рыцаря от кодекса Дэфстроука, использовавшего «сына» как разменную монету.

«Arkham»: «Deathstroke» #36-40

Возвращаемся в настоящее: Слэйд Уилсон попадает в Аркхэм, где его соседями становятся такие психи, как Двуликий, Хьюго Стрэндж, Чревовещатель. Помочь наемнику вылечить голоса в голове пытается психиатр, однако она не единственная, кто стремится влезть в разум Дэфстроука…

Сюжеты про героев за решеткой условно можно разделить на два типа.

Первый показывает нам персонажа в тюрьме, где он противостоит враждебным сокамерникам, в том числе своим злейшим врагам. Чаще всего в заключении виноваты гнилая судебная система или ошибка полиции, потому главной целью героя становится побег. В любом случае, мотивация ясна – сбежать, отбиться, восстановить доброе имя.

Эталонным сюжетом такого плана становится арка Джона Константина «Hard Time»: мага бросают в тюрьму для самых отмороженных преступников, и там Джон устраивает кровавую бойню. Хотя у Константина нашлись свои скрытые мотивы отправиться на нары, это классическое «вы заперты со мной».

«Hellblazer» vol. 1 #146-150 от Брайана Аззарелло и Ричарда Корбена

Второй тип – заточение в психбольницу. В первую очередь герою необходимо решить проблемы с психикой, а физический побег отходит на второй план. То есть внутренний конфликт оказывается важнее внешнего противостояния с охранниками или другими пациентами.

Здесь можно вспомнить «Лунного Рыцаря» Джеффа Лемира: чтобы выбраться на свободу, Марку Спектору нужно не только победить Хонсу, но и разобраться с собственными противоречиями о религии, об отношениях с семьей и о природе реальности.

«Moon Knight» vol. 8 #1-14 от Джеффа Лемира и Грега Смоллвуда

В заточении Слэйду приходится совмещать оба фронта: психи Аркхэма хотят сломить его, но в то же время их успех напрямую зависит от диллемы, стоящей перед Дэфстроуком. Кем наемник сам себя считает: супериор-версией Бэтмена, доведенной до абсолюта, или одним из фриковатых врагов Темного Рыцаря?

Среди пациентов лечебницы затесался еще один оммаж Приста самому себе – в чокнутом болтуне Смертельной Маске легко узнается персонаж недолгого, но яркого рана Приста…

…а именно «Deadpool» vol. 2 #34–41, 43–45 (1999-2000)! Кто знает, может, если бы Прист не писал ранее подражателя Дэфстроука, его бы не позвали писать этот онгоинг? К слову, в Маске читается более классный Дэдпул, чем у большинства современных авторов Марвел.

Еще один поклон таланту Приста стоит отвесить за сам Аркхэм.

Самая известная комиксная психбольница очень многолика: от пошарпанного диспансера в фильме «Джокер» до готичного особняка в игре «Arkham Asylum».  В «Дэфстроуке» лечебница также изменчива. В одних сценах пациентов лечат высокотехнологичной VR-терапией (классная идея виртуально подключать пациентов, пока они остаются в камерах), в других – проклятая психушка обращается в лабораторию безумного ученого, в третьих – становится ареной… для инопланетного вторжения? И что из этого действительно реально?

Слэйд выдержал испытание на прочность психики, параллельно загубив несколько хороших людей и искалечив толпу плохих. Концовка готэмской арки привела к завершающему акту – охоте на Дэфстроука, его гибели и возвращению.

Акт четвертый: покойся с миром, Слэйдом

На последнем этапе Прист все-таки споткнулся.

«The Terminus Agenda»: «Deathstroke» #41-43 + «Teen Titans» #28-30

  • Сюжет: Прист, Адам Гласс
  • Рисунок: Фернандо Пасарин, Карло Пэгулайан, Серджио Давила, Бернард Чанг

Дэмиен со своей Юными Титанами намерен наказать Дэфстроука за его преступления. К удивлению команды, им удается захватить злодея, но остается вопрос: как именно они должны вершить правосудие над узником?

Второй кроссовер одноглазого злодея с Титанами склоняется в сторону юных супергероев. Это их история с их проблемами и успехами, а Слэйд – это лишь приглашенная звезда.

Главной локацией становится секретная тюрьма, куда Робин тайно отправляет побежденных врагов. Конечно, такие самовольные меры принимают не все Титаны. Дэфстроука очередное заточение нисколько не тревожит, он успевает сбежать и вернуться в камеру, где заговорщицки искушает Робина прикончить его.

По итогу кажется, что ни Титанам, ни Дэфстроуку этот кроссовер был не нужен. У Адама Гласса и так хватало линий для развития Юных Титанов, где Слэйду места не нашлось, а Прист продолжил заниматься семейной драмой Уилсонов, изредка вставляя быстрые перепалки Робина со своим «пленником».

Ладно бы еще колебания Дэмиена между «отцами» вылились в бесповоротный шаг с убийством Дэфстроука и окончательным принятием себя как наследника Лиги убийц. Или бы наоборот он отдал наемника в руки правосудия, заслужил бы одобрение Бэтмена и товарищей.

Но нет: голову Дэфстроука простреливает Красная Стрела (во всех смыслах). Очень удобное решение проблемы, когда девушка делает за тебя всю работу.

«R.I.P.»: «Deathstroke» #44-50

Еще один выдающийся одиночный выпуск – в 44 номере проходят похороны Дэфстроука, и суперзлодеи прощаются с заклятым приятелем.

Больше всего мне понравились слова Киллер Фрост.

А появление Легиона Смерти знаменовало старт «Year of the Villain» (кроссовер-связка между металлическими ивентами Скотта Снайдера). «Год Злодея» добавил на выпуски плашку, а также принес с собой несколько глобальных линий, вроде интриг Апекс Лютора (Лекс, получивший гены марсианина) и Темной Мультивселенной.

Онгоинг про Дэфстроука тем и был хорош, что не изолировался от остальной Вселенной DC, потому мутную редакторскую инициативу пережил сравнительно легко. Впрочем, и к глобальным событиям Джозеф и Роуз близко не приближались. Пока Слэйд валялся в гробу, а Джарро спасал Лигу Справедливости от злодеев, семейство Дэфстроука занималось тем же, что и всегда, – попыткой убить друг друга.

Как правило, вопросы преступного наследия довольно прямолинейны. Преемники либо отказываются повторять ошибки отцов, либо продолжают сомнительное семейное дело. Например, у Мандарина дети четко разделились на темную и светлую сторону: благородный сын, отягощённый темным влиянием отца, и беспринципная дочь-преступница. Но в семье Уилсонов все опять получилось не как у почтенных злодеев.

Как и в случае с Дэфстроуком, его отпрысков сложно отнести к добру или злу. Роуз своенравна и слушает только себя, потому она объявляет Красной Стреле вендетту. Роуз так пыталась отречься от пути кровавого пути Слэйда, что круг ненависти замкнулся, и она сама облачилась в костюм отца.

Джерико на протяжении рана Приста старался избавиться от сомнительного влияния родителей, но трудно остаться безгрешным ангелом, когда у тебя в распоряжении телепатический контроль. Чтобы остановить сестру от кровной мести, Джо согласился на сделку с Лютором и получил мощный апгрейд способностей, а также синий цвет кожи в придачу. Эх, видимо, Джоуи не смотрел «Young Justice»

«Подарок» окончательно столкнул Джерико на кривую дорожку: роковой ошибкой для него стало злоупотребить телепатией и промыть мозг своему парню. Все еще чувствуется отсутствие просмотра «Young Justice».

И когда семейное соревнование Уилсонов «кто окажется наибольшим мудаком» достигает точки кипения, возвращается самый вероятный кандидат на получение этого звания – регенерация вытащила Слэйда из могилы.

Так мы подбираемся к финальному сражению онгоинга, и оно становится отличным завершающим испытанием для стратегии Дэфстроука.

Краеугольный камень всех действий Слэйда Уилсона – это его превосходство. Унижает своих детей. Презирает «мишени» контрактов. Когда он сражается с Суперменом/Бэтменом/Флэшем, то тычет героям их недостатками в лицо. Дэфстроук просто физически не в состоянии держаться с оппонентом на равных, поэтому для него может найтись только один достойный противник – он сам.

На самом деле, это мог быть внутренний моральный конфликт, но у нас тут комиксы, так что Дэфстроук будет драться с еще более злым двойником из Темной Мультивселенной. Настолько злым, что он убил Бэтмена, усыновил Дэмиена и женился на Чудо-Женщине. В основной Вселенной он успел уничтожить несколько ключевых персонажей из окружения Дэфстроука.

Исход последней битвы предрешен – победителем всегда остается Слэйд.

Посмотрите на аналогичный конфликт злодея с самим собой, решенный намного проще, – в серии «Doctor Doom» Кристофера Кантвелла правитель Латверии расправился со своей исправленной «геройской» копией, потому что идеализированное добро противоречило его натуре.

Опять же, у Приста последний аккорд выглядит более интересным высказыванием: «наш» Слэйд уничтожает темного двойника не только ради мести или правосудия – истинный Дэфстроук никогда бы не позволил себе скатиться до абсолютного зла. Таков его совершенный талант – оставаться за гранью света и тьмы исключительно на своем пьедестале крутости. Просто потому что ему все равно.

Эпилог: Жизнь после Приста

А дальше можно прочитать новый онгоинг!

«Deathstroke Inc.» #1-… (выход продолжается)

  • Сюжет: Джошуа Уилльямсон
  • Рисунок: Говард Портер, Паоло Панталена

Хороший пример того, как можно подхватить персонажа после образцового рана: на территорию серьезных тем Джошуа Уилльямсон даже не пытается заходить и сразу же швыряет читателя в гущу бездумных сражений.

Вся рефлексия, оставшаяся после Приста.

Слэйд присоединяется к таинственной корпорации, которая устраивает охоту на суперзлодеев. В напарницах у него Черная Канарейка, и за семь выпусков (на момент написания статьи) они проходят через множество стадий красочного, размашистого бреда:

Медовый заговор в американском пригороде!

Космические развороты в битве против Киборга-Супермена!

Слэйд на единороге врывается в сказочную страну, чтобы свергнуть «злую королеву» Гепарду!

Во многом это заслуга рисунка от Говарда Портера, что комикс о суперзлодейском заговоре превратился в легкое незамысловатое развлечение на вечерок.

Впрочем, впереди Слэйда ждет новый виток семейных проблем. Что это за парень в красно-черном? Ответ нужно искать в другом онгоинге Уилльямсона.

«Robin» #1-… (выход продолжается)

  • Сюжет: Джошуа Уилльямсон
  • Рисунок: Глеб Мельников, Джордж Корона, Макс Данбар, Роджер Круз

Дэмиен Уэйн попадает на Турнир Лазаря, где сражаются бойцы со всего мира, в том числе и Роуз! А также таинственный Респаун, косплеящий Дэфстроука и скрывающий лицо.

Онгоинг про Робина мне понравился даже больше, чем дурашливый «Deathstroke Inc.». У типичного сюжета из манги про турнирное сражение есть три ключевых плюса: эффектные персонажи, прекрасно нарисованные драки и интересные события за пределами боев. Как в сенэне, Дэмиен побеждает не только за счет мастерства, но и благодаря умению заводить друзей, а Роуз с Респауном вошли в их число.

Уилльямсон раскрыл происхождение Респауна в «Deathstroke Inc.» #7. Последователь Слэйда оказался почти что тем, кем мог стать Дэмиен: клоном с ДНК Дэфстроука и Талии! Похоже, что у Уилсона появился четвертый ребенок – скоро можно будет устраивать семейные эстафеты с Уэйнами.

Но пока нас ждет кроссовер «Shadow War», где пересекутся онгоинги Уилльямсона «Deathstroke Inc.», «Robin» и «Batman». Согласно синопсису, Дэфстроук окажется замешан в смерти Ра’с аль Гула и станет мишенью для Лиги Убийц. Первый выпуск «Shadow War: Alpha» уже вышел!

Заглядывайте в нашу возрожденную рубрику «Комиксы Недели»: там я периодически буду писать про кроссовер (возможно).

Что касается Приста, то он продолжает писать отличные комиксы. Недавно в Marvel вышла остросоциальная лимитка «U.S.Agent», а уже летом стартует «Black Adam». Определенно стоит ждать.

На этом моя статья подходит к концу: множество интересных деталей я оставил в тени, чтобы вы могли насладиться комиксом по максимуму. Если еще не читали, вас ждет один из самых увлекательных комиксов современного DC и абсолютно точно – лучший злодейский онгоинг в истории!

И еще: финал «Года Злодеев» (моего, а не Снайдера) уже не за горами!

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии