Комиксы Полумесяца #10. Год с Супер-семьей

2 778

Комиксы про Супермена и его семью за 2023 год!

Луна нашей рубрики взошла над Метрополисом. Я уже давно планировал написать идейный сиквел для своего материала про Бэт-семью, только на этот раз уделить внимание окружению Супермена. Формат немного изменился, цель все та же – узнать, пишут ли сейчас хорошие комиксы про этих персонажей.

С момента выхода статьи положение дел кардинально поменялось. Бэт-семья потихоньку потеряла почти все свои серии, уступив место Дому Элов. Как я думаю, есть три основных причины спада популярности готэмских щеглов:

  1. Комиксы про Бэтмена слишком хорошо продаются. Зачем тогда запускать лимитку про Бэтгерл, если можно напечатать очередной нуарный элсворлд про Брюса Уэйна?
  2. Провал игры Gotham Knights. Даже четверо наследников Темного Рыцаря не смогли сравниться с аркхэмской серией. И хотя сценарий в фиаско мало виноват, очков популярности у Бэт-семьи точно не прибавилось.
  3. Фильм с Робертом Паттинсоном также закрепил образ одинокого мрачного Бэтмена, а не отца шумного семейства. Мог бы помочь мульт про Харли, но, увы, его шиза пока помогает только бесконечно штамповать плохие комиксы про саму Харли Квинн. В общем, другие медиа тоже Бэт-семье не спасают.

Сейчас мы имеем пять онгоингов про Бэтмена (Batman Чипа Здарски, Detective Comics Рама Ви, антология Batman: The Brave and the Bold, Batman / Superman: World’s Finest Марка Уэйда, Batman and Robin Джошуа Уильямсона). В то же время стабильно продолжает выходить только Nightwing Тома Тейлора. Красный Колпак кочует между лимитками, Дэмиен переехал в тим-апный онгоинг с отцом, а Бэт-девочки и Тим Дрейк остались не у дел.

И пока Бэт-флагман разделяется на кучу серий про Бэтмена, линейка Супер-семьи наоборот расширяется ради других героев.

Предыдущие обзоры недавних комиксов про Супермена:

Для лучшего понимания Супер-комиксов стоит прочитать два выпуска:

  1. Action Comics #1050: Лекс Лютор внедряет в мысли всех жителей Земли телепатическую ловушку – они забывают настоящее имя Супермена, а если вдруг узнают тайну Кларка Кента, то у них случится сердечный приступ.

Таким натянутым, но бескомпромиссным способом восстановили секрет личность Супермена, долгое время геройствовавшего открыто – теперь у авторов снова появился шанс вернуться к классической динамике историй про Человека из Стали.

  • Lazarus Planet: Assault on Krypton: ивент «Планета Лазаря» затронул и криптонцев. Джон Кент получил в распоряжение синий супер-режим: после накопления энергии он временно обретает суперскорость, суперсилу и умение стрелять голубыми молниями. А Пауэргерл после чудесного дождя научилась проникать в чужие мысли.

Как и 1050 выпуск, этот ван-шот должен был запустить новые арки, не растрачивая время на долгую предысторию. Смогли ли авторы их развить дальше? Давайте смотреть.

ADVENTURES OF SUPERMAN: JON KENT #1-6

  • Сценарий: Том Тейлор
  • Рисунок: Клейтон Генри, Дерик Робертсон, Норм Рапмунд

Некто убивает Кал-Элов по всей Мультивселенной. Когда маньяк достигает Земли Прайм, он сталкивается с Джоном Кентом – убийцей оказывается Ультрамен, некогда мучавший Джона в плену! Битва заносит двух Суперменов на новую Землю, где с Ультраменом легко расправляется местный Кларк Кент. Но вскоре Джон замечает неладное – читатели же быстро узнают в этом месте антиутопию Injustice…

Даже по пересказу видно, что Том Тейлор начал лимитку с одной темы, а потом быстро свернул на любимую тропу – элсворлд с «перетасовокой» знакомых героев. И такая резкая смена сеттинга не сулит ничего хорошего. Ранее Тейлор писал серию про юного Кента, и если уж даже сам ключевой сценарист персонажа не знает, что с ним делать дальше – это очень плохой звоночек.

Вот серьезно, Джону действительно была так нужен электро-апгрейд?

Превращение сына Супермена в полноценного Человека из стали многие восприняли очень скептически, и не то чтобы за 18 выпусков его сольной серии удалось переубедить фан-базу. Том Тейлор пытался писать Супермена-зумера, открытого к обсуждению серьезных проблем (например, экологии) или стремящегося побеждать врагов без разрушительных битв. Только загвоздка в том, что добродушный Джон получился чересчур наивным и мягким героем, который вряд ли бы смог выдержать на своих плечах разваливающийся мир XXI века. Классический Супермен все еще остается универсальным идеалом – новый же отвечает на запросы разве что небольшого круга фанатов.

К тому же новый Супермен оказался необходим только во время отсутствия оригинала – как только Кларк вернулся из гачи-приключений в Мире Войны, к Джону быстро вернулся комплекс неполноценности. Пока про первого Супермена продолжают выходить хорошие комиксы, Джон обречен оставаться в тени – и я не вижу у ДиСи какого-либо плана, как это исправить.

Интересным получился бы Adventures of Superman: Jon Kent, если бы весь комикс посвятили погоне за Ультраменом? Сомневаюсь, что Тейлор радикально бы переосмыслил бы Суперемена-младшего, но эти шесть выпусков хотя бы дали Джону Кенту сформулировать мысли насчет мести и наказания. А на деле же его быстро забрасывают в чужеродную «Несправедливость» и лишают проблемы выбора: шею Ультрамену ломает злой Супермен, как удобно.

В последнее время легко заметить тренд на переосмысление старых сюжетов через отказ от насилия – место драк должны занять разговоры и исправление злодеев. Если построить шкалу таких историй, выйдет примерно так: «Скотт Пилигримм жмет на газ» получит десятку, «Человек-Паук: Нет пути домой» – семерку, а наш исекай в Инджастис – позорную двойку.

Во-первых… Комикс читается как фанфик, где Джон силой любви внезапно делает Супермена хорошим. Он не прилагает никаких усилий для перевоспитания альтернативного отца, он не приводит никаких аргументов – просто один раз обнимает и показывает речь голографической Лоис. Даже нарутотерапия так быстро не работает.

Встреча с Джеем Накамурой из «Инджастиса» в комикс не приносит почти ничего, кроме фансервиса.

Во-вторых, мир «Инджастиса» – ленивый выбор. Тейлор написал невероятное количество тай-инов к игре, превратив схематичную завязку файтинга в собственную «Игру престолов» с предательствами и горькими смертями. Тут за пару выпусков сценарист устало бродит среди своих персонажей, подталкивая их признать, какой же классный Джон.

В-третьих, я не понимаю, как эта история согласуется с хронологией Injustice. Она происходит до событий игры? Тогда усилия Джона вообще не имели смысла. В альтернативном мире? Тогда смысл изначально нулевой.

В-четверых, лимитка сама по себе лишена интересных поворотов, а после марафона Captain Marvel Келли Томпсон у меня аллергия на шаблон «сопротивление из рандомных героев свергает злого тирана».

Сразу и не скажешь, что это мир файтинга – болтовни с экспозицией намного больше, чем боев.

Год явно не лучший для Джона Кента, ждем хороших комиксов про него от другого сценариста.

SUPERBOY: THE MAN OF TOMORROW #1-6

  • Сценарий: Кенни Портер
  • Рисунок: Яной Линдсей

Коннер Кент чувствует себя лишним в Супер-семье, ведь Метрополис находится под надежной защитой и без Супербоя. Тогда он отправляется в космос, где встречает банду Космотеров. Это клоны, созданные расой Доминаторов: они были призваны стать живым оружием, однако подняли бунт и сейчас сражаются против бывших хозяев. Постепенно Супербой завоевывает доверие новых друзей, но сможет ли он донести до них идеалы Супермена?

Спойлер: частично.

Лимитка интересна хотя бы тем, что она выиграла в Round Robin – соревнование среди идей для будущих комиксов ДиСи. В финале Коннер победил питч комикса про Отряд Самоубийц, собранный из монстров (подробнее о турнире можно почитать здесь). Победил комикс с Бэтменом-вампиром на обложке! Как по мне, это уже приличное достижение.

Уже на втором комиксе про Супер-семью понятно, что у них один внутренний конфликт на всех – неуверенность в себе и ощущение себя лишним. Джон чувствует себя тенью отца, Супербой комплексует из-за незначительности, Пауэргерл считает себя лишней из-за Суперргерл, Супергерл чувствует себя лишней из-за Пауэргерл. Может, если прочитать один комикс, повторяемость не будет бросаться в глаза, но после всех серий это уже какой-то коллективный диагноз.

Достаточно логично чувствовать себя ненужным, если ты постоянно помогаешь Супермену, но это так однотипно прописано! Спасибо, хотя бы совпадает только завязка – пути решения все-таки разные.

По настрою Superboy: The Man Of Tomorrow напоминает «Легион Супергероев»: молодой Супербой переживает приключения с разнообразными пришельцами, попутно завоевывает их доверие, подает хороший пример и сам становится сильнее. Главное противостояние у Коннера намечается с лидером Космотеров Траввом: если Супербой хочет сделать из банды команду супергероев, то Травв больше нацелен на банду террористов.

В своем посыле «Супербой» очень похож на комикс про Джона Кента, только сделан он правильно. Одних только рассказов о доброте недостаточно, и попытка переубедить безбашенных Космотеров приводит к последствиям. Да и концовка у серии невеселая.

В конце Супербой получил персонального врага (не буду спойлерить кого), нового и знакомого одновременно.

Также Коннеру обновили имидж: от старомодный кожанки к модной «спортивной» супер-куртке. И не только ему, сейчас у всей Супер-семьи будет похожая униформа. Как по мне, отличная идея – куртка с молнией смотрится получше цельного трико, посвежее плащей и уж точно лучше цельного спандекса, который натянуть себя можно только чудом.

Уж не знаю, заслуженно ли Коннер победил в Round Robin, но комикс отличный. С удовольствием почитал бы сиквел.

STEELWORKS

Истории из Action Comics #1054-1056 (Engineer of Tomorrow) + Steelworks #1-6

  • Сценарий: Дорадо Квик, Майкл Дорн
  • Рисунок: Ясмин Флорез Монтанез, Сами Басри

Джон Генри Айронс хочет помогать Метрополису не только в образе Стали. Его корпорация Steelworks будет оберегать город научным путем: например, они разрабатывают кинетические щиты вокруг зданий, чтобы превратить энергию от ударов врагов Супермена в источник питания. Но даже у добродушного Джона обнаруживаются злейшие враги…

Бэк-ап истории из Action Comics служат прологом для лимитки. Нам еще раз напомнят о мотивах Стали и о дружбе с Мистером Террификом, почему он так проникся идеями Супермена и как собирается реализовать свой план. Проще всего описать Сталь как комбинацию Железного Человека и Люка Кейджа: он умом делает мир лучше и остается парнем с железными принципами.

Как разогрев перед полноценной серией работает нормально, но уже тут намечается проблема. Если Сталь такой положительный герой, не будет ли скучно про него читать целых шесть выпусков?

Лимитку Steelworks рекламировали приглашенным звездным автором – Майклом Дорном, актером озвучки Стали в DC Animated Universe. И если честно, на его месте вполне мог бы быть абсолютно любой средний сценарист ДиСи. Комикс не хуже и не лучше остальных – он так же крепко спаян, как любая супергеройская лимитка на вечер.

Правда, начинается комикс слегка нетипично: Сталь считает, что город должен получить стабильную охрану, а не полагаться на удачно подвернувшегося Супермена. Но затем все становится на настолько знакомые рельсы, что попытка деконструировать/развить жизнь Метрополиса быстро испаряется. Все равно старый добрый удар молотом оказывается надежнее этих ваших супертехнологий.

Я бы хотел, что бы главным героем комикса оказался именно научный прогресс, но семья Айронсов Майклу Дорну все-таки интереснее. Что ж, решение закономерное.

Ничуть не хуже дяди себя проявляет Наташа Айронс, также носящая броню Стали. Возвращается к роли Супервумен Лана Лэнг, также по совместительству невеста Стали. Круто, наверное. Я очень смутно припоминаю времена, когда выходили комиксы про Супервумен, но, наверное, это кому-нибудь нужно. Майкл навертел твистов вокруг ее возвращения, так что небольшая интрига обеспечена (хотя и решается она странно).

Со злодеями поскучнее. Появляется враг с зеркальными силами (Сталь сильно бьет – Серебряный Туман проходит сквозь предметы), а финальным боссом оказывается обиженный бизнесмен в костюме из стали… По сути, это Призрак и Железный Торговец, опять же взятые у «Железного Человека».  А динамика противников такая же, как в Action Comics от Ф.К. Джонсона: один злодей поневоле, второй просто плохой.

Steelworks плотно интегрирован в лор Супер-семьи: например, в компанию Айронса устраивается работать Джей Накамура (бабблы на этой странице сломали мне мозг).

Я бы рекомендовал читать серию в двух случаях: а) вы не хотите пропустить никаких подробностей о Суперс-семье, б) вы фанатеете от Стали и Супервумен.

POWER GIRL

Истории из Action Comics #1051-1053 (Head Like a Whole) + Power Girl Special #1 + онгоинг Power Girl #1-…

  • Сценарий: Лея Уильямс
  • Рисунок: Маргерит Саваж, Эдуардо Пансика

После обретения новых сил Пауэргерл начинает работать сообща с телепаткой-психотерапевткой Омен. Вместе они помогают супергероям разобраться в себе, а для этого Пауэргел путешествует прямиком в разум пациентов.

Звучит как питч для комикса мечты: «Психонавты встречают супергеров ДиСи, а потом их заливают молочной карамелью». Это ощущения от прекрасного рисунка Маргерит Саваж, если что – в ее представлении подсознание супергероев выглядит как сияющий пряничный домик.

В маленьких историях из Action Comics дуэт успевает помочь Бистбою, Супергерл и Джону Кенту. Гарфилд Логан разучился превращаться в человека – Пауэргерл сражается с его внутренними демонами. Супергерл говорит только на криптонском – Пауэргерл ломает в разуме «подружки» блок на эмоции. Такие маленькие детективные зарисовки, где нужно за пару страниц разгадать причину недуга, щелкаются как сладкие орешки.

Немного криптонской Хэллфайр Галы из воспоминаний Супергерл.

Финал последней истории подводит прямиком к столкновению с Джонни Сорроу и его иллюзиями в Power Girl Special… И тут пора бы признать, что главный враг Пауэргерл — не сползающий взгляд собеседника, а невероятно запутанная биография

Если кратко, Паэургерл – это Супергерл с Земли-2, поэтому она чувствует себя неловко рядом с Карой. Еще во всем этом замешаны кризисы и переписывание континьюти – после всех сдвигов Мультивселенной она ощущает себя случайно заброшенной пустышкой, которая интересует всех только вырезом.

Пауэр Герл настолько чувствует себя не в своей тарелке на этой Земле, что она даже обычное имя себе не выбрала. И вот сейчас Джон Кент подкидывает ей отличный вариант – Пэйдж (образовано от PG, первых букв прозвища). Вместе с именем Лея Уильямс придумывает для Пауэргерл главное – свое заслуженное место в мире ДиСи.

Ничто так не придает уверенности в себе как победа над мерзким манипулятором. Она врезала по лицу Соррору, она выпуталась из травм прошлого, она нашла классную подругу Омен – и сейчас Пауэргерл может вздохнуть полной грудью (простите).

Еще раз подчеркну, что это очень красиво.

После такого воодушевляющего старта анонс онгоинга казался отличной идеей. К Пауэргерл наконец нашли креативный подход! Но оказалось, что все самое интересное про Пэйдж Лея Уильямс уже рассказала. Дальше следуют обычные супергеройские будни.

Лея продолжает линию с адаптацией своей героине к миру (Пэйдж устраивается работать в Daily Planet), но легкость пропадает. Место фееричного рисунка Саваж занимает серый невзрачный арт, а увлекательные психологические головоломки – драки со скучными злодеями из плоти и крови.

Это очень заурядный комикс, где Пауэргерл как раз никакой уникальности не показывает. Да, Лея Уильямс все еще пытается выдавать эмоциональные моменты. Вроде того, что Пэйдж остается писать допоздна статью про искусственный интеллект или проводит последние минуты с умирающим криптонским зверем. Только исполнение хромает: статья отдает клишированной жвачкой, а судьбу «льва» спойлерит обложка.

Комикс растерял все свои фишки, что очень печально.

Зато обложки все еще радуют глаз.

Получился странный эффект. Мини-истории до онгоинга меня убедили, что про Пауэргерл вполне можно рассказать классную самобытную историю, а онгоинг наоборот разубедил. Очень надеюсь, что Лея Уильямс сможет вернуть серии яркость в будущем.

Перед разбором двух главных серий нужно обратить внимание на несколько ван-шотов.

RETURN OF SUPERMAN 30TH ANNIVERSARY SPECIAL #1

  • Сценарий: Дэн Юргенс, Луиза Симонсон, Джерри Ордвэй, Карл Кесел
  • Рисунок: Тревис Мур, Джон Богданов, Денис Родьер, Том Граммет

В 2023 году исполнилось 30 лет с момента арки Reign of the Supermen: после смерти Супермена от рук Думсдэя на титул Человека из стали претендовали четыре героя. По аналогии с прошлогодним спецвыпуском The Death of Superman 30th Anniversary Special нынешний ван-шот призван напомнить, что это было за событие такое, а также подвязать его к текущей истории.

Пока в настоящем герои сражаются против Киборга-Супермена, Лоис изучает заметки Перри Вайта о том самом периоде без Кларка Кента. Каждому из новых Суперменов достался свой флэшбэк со своей авторской командой, и все они подводят к одному вопросу: а почему он не смог заменить настоящего Супермена?

Сталь защищает темнокожих детей от преступника и отучает решать проблемы насилием. Причем буквально: он отнимает у них пушки и раздает калькуляторы! Самая назидательная история, настолько же прямолинейная, как сам Сталь, от чего становится даже смешно. Из Джона Айронса получился бы хороший Супермен, но…

В том-то и проблема, что Луиза Симонсон забыла добавить, почему Сталь не может быть Суперменом – уж очень здесь он хорош. Приходится додумывать самому: допустим, он слишком простой парень, поэтому люди воспринимают его как бро, а не как супергероя?

Уничтожитель (Eradicator, Последний Сын Криптона – древнее криптонское оружие в теле человека) становится примером типичного антигероя 90-х. Грубо расправляется с врагами, ему наплевать на мирных жителей – он хочет только наказывать и разрушать. Думаю, и так понятно, что Супермен без большого сердца не Супермен.

Супербой отлично справляется с охраной Метрополиса, хотя и не совсем бескорыстно: Кон-Эл заключает контракт с медиахолдингом, поэтому усиленно раскручивает свой образ в СМИ.

Роль Супербоя тоже типична для 90-х. Пока юный герой недостаточно опытен для самостоятельного геройствования и слишком много думает о славе, но у него есть все шансы стать Суперменом в будущем. Но, как мы видим сейчас, смена плаща так и не случилась – поколение бывших сайдкиков (Тим Дрейк, Кэсси Сэндсмарк) так и осталось заперто между классикой и легаси-диверсити-персонажами.

И Киборг-Супермен. Сначала его приняли за супергероя, но он оказался злодеем. Также распространенный вопрос: может ли злодей заменить героя, чтобы сделать его работу лучше?

К моему удивлению, ван-шот довольно приятно читать. Комикс на пальцах объясняет, как смерть Супермена повлияла на мир и как люди воспринимали всех этих наследников. Ощущение перемен, когда по телевизору ты каждый день узнаешь о новом кандидате в плаще, очень здорово передано, как и внезапное возвращение к привычной стабильности. Конечно, интрига с новым Суперменом остается только иллюзией, но на несколько десятков страниц ее удается удержать. Даже сами воспоминания написаны таким же грузным многословным текстом, как и оригинал – на меня погружение в эпоху экспериментальных «американских горок» 90-х сработало полностью.

А узнать про влияние «Смерти Супермена» на индустрию комиксов можно в статье Дитриха!

Далее два ван-шота про Супергерл (Кару Зор-Эл). Своей серии он так и не удостоилась, поэтому пришлось продолжать ее линию в одиночных выпусках:

ACTION COMICS PRESENTS: DOOMSDAY SPECIAL #1

  • Сценарий: Дэн Уоттерс
  • Рисунок: Эдди Бэрроус, Макс Рейнор

Идея зашкаливает в своей комиксной эпичности. Как вы думаете, что произошло с Думсдэем после смерти?

ОН ПОПАЛ В АД И РАСКРОШИЛ ВСЕХ ДЕМОНОВ В ПЫЛЬ. По приглашению Первого из Падших Супергерл и Марсианский Охотник должны утихомирить монстра, иначе он захватит власть над Преисподней…

Первый из Падших – аналог Дьявола для Вселенной ДиСи. В философских историях Vertigo («Сэндмен, например) фигурирует падший ангел Люцифер, а в мейнстримной супергероике или историях про Джона Константина – этот специально придуманный Первый из Падших. Двух Дьяволов специально ввели, чтобы не смешивать обособленные комиксы Вертиго с континьюти ДиСИ. Подробнее про Люцифера читайте в отдельном гайде!

Думсдэй мне всегда казался идеальным примером неостановимой машины для убийств. С ним невозможно договориться, его невозможно убить – как Терминатор, он идет к своей миссии по истреблению криптонцев. И сделать Думсдэя невероятной угрозой даже после смерти – отличная находка. От него невозможно избавиться даже в загробном мире!

Кара и Дж’он сумели лишь временно запечатать неуязвимую тварь. Концовка открыто намекает на продолжение, которое грозит стать громким Супер-ивентом 2024 года. Ждем войну Супер-семьи с армией Ада?

Дополнительная история тоже подкидывает неплохую задумку. Во время «Планеты Лазаря» Рафаэль Арс получил эмпатические способности впитывать чужую боль, но случайно воскресил Думсдэя. Новый герой пожертвовал собой ради уничтожения чудовища, и оказался затянут вместе с ним в Ад. Там Рафаэль стал защитником падших душ – Бладвиндом, Суперменом исключительно для Ада.

Выделить миру мертвых своего личного супергероя мне кажется хорошим решением, хотя не покидает ощущение, что где-то такое уже было. Даже если и так, еще один Супермен Вселенной ДиСи не помешает.

SUPERGIRL SPECIAL #1

  • Сценарий: Марико Тамаки
  • Рисунок: Скайлар Пэтридж

*Тяжелый вздох* В общем,Кару терзают две проблемы. Она скучает по Криптону и страдает комплексом самозванки из-за Паургерл.

Две самых типичных проблемы Супегерл, которые мы и так уже хорошо изучили в… онгоинге Пауэргерл. Забавная получилась мета: Супергерл боится вытеснения, и комикс Пауэргерл действительно занимает ее место!

Наверное, Марико Тамаки была призвана раскрыть, что Супергерл очень нужна миру и она зря сомневается в себе. На деле же вышли заезженные крипотнские флэшбэки, немного разговоров с Супер-семьей и никакущее завершение арки «противостояние» с Пауэргерл.

Девушки просто решают забить на конкуренцию и геройствовать вместе! Как будто авторы окончательно махнули на проблему рукой и решили оставить ее позади. С точки зрения комиксной драматургии, эта линия ушла в никуда – с точки зрения реальной жизни, конфликты так не решаются.

Вышло скомканно на всех уровнях. И все-таки, хвала богам, эта надуманная драма наконец завершилась. Только отвечать на вопрос «а чем будет заниматься Супергерл?» придется уже новым сценаристам – Марико Тамаки от ответа же филигранно ушла.

Если же вам нужен хороший комикс про Супергерл, самый очевидный выбор — Supergirl: Woman of Tomorrow Тома Кинга. Также отмечу, что из всей Супер-семьи свой комикс так и не получил Конг Кенан (китайский Супер-мен). В современных комиксах ему достается меньше всего внимания – чтобы лучше познакомиться с персонажем, стоит почитать New Super-Man Джина Люэн Янга.

И переходим к главным блюдам!

SUPERMAN

Superman #1-5 + Annual’2023 + #6-9…

  • Сценарий: Джошуа Уильямсон
  • Рисунок: Джамал Кэмпбелл, Ник Драготта, Глеб Мельников, Дэвид Балдеон, Бруно Редондо

Пожалуй, лучший старт 2023 года.

Метрополис называют городом завтрашнего дня, но что, если это город… загадок?

В онгоинге всего-то десяток номеров, а глаза уже разбегаются от обилия заложенных идеей. Я бы сформулировал центральный мотив серии примерно так: добро можно творить по-разному.

Рисунок Джамала Кэмпбелла выше всяких похвал: одновременно успокаивающий, очень пластичный и мгновенно узнаваемый.

У нас есть разные силы, которые хотят подарить Метрополису светлое будущее. Первая – конечно же, Супермен. Самый прямолинейный и понятный способ творить хорошие дела. Супермен у Уильямсона – идеальный герой, который всегда поступит правильно. Но в том-то и хитрость, что правильно в представлении Супермена – это не всегда правильно с точки зрения эффективности.

Супермен Уильямсона всегда бросится на помощь слабому и попытается поговорить с врагом. Он излучает отвагу и героизм. Он герой и в образе Человека из стали, и в галстуке репортера. Супермен Уильямсона – это твой идеальный лучший друг. Но его способ творить добро – это всегда лететь вперед по прямой линии морали, образно говоря.

Вторым столпом благополучия Метрополиса Уильямсон выбрал Лоис Лейн, ставшую главным редактором Daily Planet. Усилия Лоис – это усилия простого жителя Метрополиса. Это то, что может сделать для города каждый. Лоис недостаточно уже просто встать в героическую позу перед надвигающейся угрозой. Иначе ее просто сметут, как и любого обычного человека без сверхсил. Нет, для руководительницы Daily Planet важно принимать взвешенные решения – в противном случае ее «корабль» пойдет ко дну.

Самый примитивный путь в демонстрации жизни газеты на страницах комикса – это сделать вид, будто бы одна только погоня за правдой окажется достаточной для выживания. Но Лоис недостаточно раскрывать только правду – ей приходится делать настоящую работу, чтобы привести механизм Daily Planet в действие. Например, в одном из выпусков она перетасовывает авторов статей: журналист со спортивной колонкой идет брать интервью у селебрити и так далее. Лоис Лейн нужно направлять своих авторов, а для этого просто лететь по прямой уже недостаточно.

И третий способ совершать добро – «цель оправдывает средства» Лекса Лютора. Во многом этот ран принадлежит Лексу даже больше, чем Супермену, ведь именно она запускает ключевую цепочку событий.

После отправки в тюрьму Лютор передает Супермену в распоряжение свою корпорацию – теперь у Человека из стали есть свой СуперКорп с огромным штатом персонала и ассистенткой Мерси Грейвс. Но вместе с безграничными возможностями Кларку достаются и личные враги Лютора, некие доктор Фарм и Графт …

Лютор буквально силой заставляет Супермена взглянуть на город своими глазами, а вместе с ним смотрим мы. И перед нами внезапно открывается новый мир, который невозможно заметить, если всегда нестись по прямой. Оказывается, у Метрополиса припрятано полным-полным тайн, во многом по вине Лютора. Стоит только сойти со знакомой дорожки бойскаута, и неоднозначные решения накрывают с головой.

Уильямсон ужасно увлекательно раскрывает, как Лекс Лютор делает для Метрополиса ничуть не меньше, чем Супермен. Только он может позволить себе шантаж, угрозы и подкуп. Как Лютор убедил Супермена принять СуперКорп? Всего-то пригрозил уволить всех сотрудников и устроить коллапс рынка труда! Как он связывается с Суперменом? Всего лишь постоянно говорит, заставляя Кларка вслушиваться в каждое свое слово! Все ради благополучия мира, само собой.

Лекс почти убил фаната Бэтмена за неуважение к Супермену.

Прелесть в том, что мы так до конца и не поняли мотивы Лютора. Можно ли ему доверять или он всего лишь хочет избавиться от давних врагов руками Супермена? На этой интриге и держится главное противостояние комикса – конфликт добра абсолютного и добра изворотливого. Джошуа Уильямсон играет с нами в игры разума точно так же, как Лютор хитрит с Суперменом – и от этих игр невозможно оторваться.

В первых выпусках Фарм и Графт направляет против команды Лекса/Кларка старых врагов Супермена, но со значительным улучшением. Паразит не просто усиливается за счет энергии, но размножается на толпу Паразитов. Серебряная Банши не просто кричит, а орет с силой Фантомной Зоны, способной оглушить даже Супермена. Банальная прокачка сил, скажете вы?

Но Уильямсон ставит героям преграды и на сюжетном уровне. Паразита устраивают работать в СуперКорп – а получится ли контролировать ненасытного злодея? Банши встречается с Джимми Ольсеном – да что же такое, Джимми, то горилла, то злодейка! Супермену всегда немного сложнее, чем обычно, что гарантирует нам отличную историю.

Комикс ощутимо теряется, когда приходится ввести нового врага – могущественного телепата Скованного (Chained). Лютор заточил его давным-давно, а Супермен безрассудно освободил, что чуть не уничтожило город.

Как думаете, Скованный – интроверт?

Тут и сюжет затянутый, и Кларк ведет себя как совсем карикатурный бойскаут. Да и Супер-семья уже в который раз – группа поддержки на заднем плане. Зато провисшая супергеройская составляющая компенсируется бытовой. Ведь на пороге объявляется… Летиция Лютор, мама злобного гения! А затем и его дочка Лена. И они ох какие непростые дамы, может, даже хитрее Лютора.

Рисунок тоже поменялся: от «теплого» плавного Кэмпбелла к «холодному» резкому Глебу Мельникову.

Я понятия не имею, куда Уильямсон направится дальше. Углубится в семейное древо Люторов? Продолжит рассказывать про жизнь Daily Planet? Вытащит совсем забытых злодеев из галереи врагов Супермена? А ведь это еще далеко не все – комикс вводит и новую виджиланте для Метрополиса, Мэрилин Мунлайт.

Снимаю шляпу перед дизайном!

Забавно, что Лунный Рыцарь как персонаж лучшего текущего комикса Марвел появляется в лучшем текущем комиксе ДиСи. Появляется, конечно, громко сказано, и все же это очень удачный оммаж.

Скрестим пальцы, чтобы Джошуа Уильямсона писал «Супермена» еще долго.

ACTION COMICS

Action Comics #1051-1060 + Annual’2023

  • Сценарий: Филлип Кеннеди Джонсон
  • Рисунок: Рафа Сандовал, Макс Рейнор, Эдди Бэрроус, Эбер Феррейра

Для начала разберемся с дополнительными историями. Каждый номер выходит в увеличенном двойном формате с двумя бэк-ап вставками в дополнение к основному комиксу. Про сегменты Пауэргерл и Стали уже рассказывал, а также нам предлагают:

  • Home Again (#1051-1057) от Дэна Юргенса и Ли Уикса. Самая длинная бонусная история. Это флэшбэк во времена, когда Джон еще был маленьким, а Супермен носил черный костюм. Юргенс возвращает Думбрэйкера из своего же The Death of Superman 30th Anniversary Special и забрасывает Кента-младшего в передрягу с космической принцессой. Читать совсем необязательно, только при острой ностальгии по Супербою-мальчику.
  • Super Is as Super Does (#1057) от Магдален Визажио и Мэттью Кларка. Супербой вымещает свою злость на телепатических встречах с Мисс Марсианкой. Похоже, их роман из «Юной Справедливости» теперь канон? Только до свадьбы тут еще далеко.
  • Panic at the Parade (#1058) от Грега Хана и Тревиса Мерсера. Проделки Супер-близнецов на параде. Ярко, забавно.
  • Secret Identity (#1058-1059) от Джина Люэн Янга и Виктора Богдановича. Конгу Кенану никак не дают онгоинг, поэтому его создатель вынужден ютиться в крохотном бэк-апе. Как по мне, даже за 20 страниц Янг обрисовал Супер-мену статус интереснее, чем всем остальным членам Супер-Семьи: китайский Бэт-мен отправляет товарища разведать имена остальных Суперменов, чтобы расследовать смерть китайского журналиста. Тут прекрасно все: комично нелепый конфликт, словно выдернутый из второй «Гражданки», азиатские чакры против американской телепатии, благовейный трепет перед китайскими технологиями.

Похоже, Кенану первому удалось обойти блок Лютора вокруг тайны личности Кал-Эла – интересно, выльется ли это в нечто большее. Ведь у Китая пявляется самое мощное оружие на Земле – достаточно только транслировать враждебным странам «Кларк Кент = Супермен»!

  • A Heart in Metropolis (#1059) от Дэна Пэрента и Маргерит Саваж. Небольшой флафф об обычном дне Джона Кента. Была бы ничем не примечательная зарисовка, но рисунок Маргерит выгодно выделяет ее среди остальных филлеров.
  • Squad Dreams от Стива Орландо, Николь Мэйнс, Фико Оссио и Past is Prologue от Джо Кейси, Дэна Макдэйда (#1060). Тизеры для будущих серий Suicide Squad: Dream Team и Kneel Before Zod (по ссылкам можете найти их описание). С Суперменом напрямую не связаны, поэтому не будем задерживаться.

Эх, завершение рана Джонсона оставило у меня смешанные чувства.

Наверное, просто физически невозможно было бы вести сразу два ультимативных рана про Супермена одновременно. Тем более Уильямсон и Джонсон двигались явно в разных направлениях. Поэтому пока в Superman куется будущее Супермена,Action Comics отошли в гавань рядовых историй про Человека из стали, ни на что не влияющих. Джонсону осталось дописать только эпилог к своей саге, финал которой мы видели год назад, то есть откровений можно больше не ждать.

Это все еще компетентный комикс про несгибаемого супергероя, ведущего за собой и свою семью, и Метрополис, и все человечество. Но на фоне яркого и хулиганского рана Уильямсона серьезная эпопея Джонсона кажется уж очень консервативной. Я бы подытожил так, Уильямсон испытывает идеалы Супермена на прочность – Джонсон дает своему герою беспрепятственно проявить их во всей красе.

Я не нашел сильных противоречий между двумя сериями (впрочем, я никогда их не ищу – за интересную историю я готов простить любой редакторский просчет), но в настрое и подаче разница все-таки есть. Например, Лекс Лютор точно чувствуется совершенно другим персонажем, более замкнутым и отстраненным, хотя передача корпорации и упоминается. В чем онгоинги схожи – они оба сталкивают Супермена с заговором. Только в основной серии Кларку нужно распутывать тайны прошлого Метрополиса, а в Action Comics приходится расплачиваться за последствия освобождения Мира войны.

Первое из них – инопланетная технология попадает к Киборгу-Супермену, а тот использует Металло для превращения жителей Метрополиса в армию техно-зомби (Некроулей). Получился скорее уклон в сторону «техно», чем «зомби». Художнику Рафе Сандовалу явно интереснее показывать удары чудовищной силы, чем мерзкие трансформации – в удары молотом по лицу «веришь» куда сильнее, чем в слезшую кожу на черепе Металло. Слишком уж все аккуратное и блестящее для боди-хоррора.

Некроулей тут выступает этаким аналогом терроризма: проблему невозможно просто приложить о кирпичную стену, пока Супер-семья не найдет идейного вдохновителя чумы, металлические твари будут множиться и взрывать Метрополис. Металло – пример террориста поневоле, которого тяжелое детство подтолкнуло на темную дорожку, а Киборг-Супермен – чистое зло, непобедимое до конца.

Шикарные развороты.

Во второй половине комикс Джонсон переходит к политическим последствиям спасения Мира Войны. Активизируется движение «Голубая планета», протестующего против пришельцев на Земле: не Супермену, а Кларку Кенту приходится дискутировать в прямом эфире с предводительницей ксенофобов.

Никаких ярких инсайдов о мыслях консерваторов Ф.К. не выдает, но какие яркие мысли вы хотели увидеть от консерваторов?

И вот тут кажется, что Супер-семье придется сражаться с общественным мнением, еще более сложным врагом, чем эпидемия терминаторов. Но в конце рана следует очень разочаровывающая развязка – multiverse shit-бинго со злыми двойниками и вероятными родственниками.

Справедливости ради, впутывание альтернативных миров закольцовывает всю сагу Джонсона о Человеке из стали. На этом плюсы заканчиваются. Ключевой твист не работает, потому что главная злодейка возвращается слишком поздно. Хуже всего, что смазывается линия Осула и Ото – когда пора бы увидеть кульминацию их превращения в настоящих членов Супер-семьи, нас отвлекают тим-апом с Джоном Константином и кучей не таких важных мелочей.

Очень знакомое чувство хаотичного финала еще с рана Адамса на «Флэше», когда сценаристу приходится в спешке собирать все ниточки в один клубок.

Только один момент мне кажется достойным финала. Через комикс Ф.К. лейтмотивом проходит тема стали. На арене Монгула Супермен защищал себя нагрудным щитом, ненадежным, но символизирующим стойкость и мужество. После возвращения ему пришлось драться с буквальным человеком из стали, Киборгом-Суперменом, и обратить другую сталь (Металло) в своего союзника. А в последних номерах Сталь создает Супермену доспехи – сейчас это уже настоящая броня рыцаря Метрополиса, в которую вложилась его семья.

Красивый образ.

Итак, сейчас лучшее время, чтобы стать фанатом Супермена и Супер-семьи. Ран Уильямсона продолжается. Action Comics станет антологий: первым сюжетом 2024 года будет история про Бизарро от Джейсона Аарона, а затем нас ждет возвращение Брейниака. Помним про тизер ивента с Думсдэем. Злодейская часть будет развиваться в виде Kneel Before Zod и Sinister Sons. Также надеемся, что Джон, Коннер, Пэйдж, Айронсы, Кара, Конг, Осул, Ото и Крипто не останутся без хороших комиксов!

S значит надежда на хорошие комиксы!

Предыдущие выпуски «Комиксов полумесяца»:

  1. Кто такая Капитан Марвел? Обзор Captain Marvel Келли Томпсон
  2. За секунду до Падения Икс. Какие Икс-серии привели к поражению Кракоа?
  3. Время ниндзя. Daredevil Чипа Здарски и Punisher Джейсона Аарона
  4. Прекрасный Восток, опасный Запад. Demon Days/ Demon Wars Пич Момоко и Dark Knights of Steel Тома Тейлора
  5. Сколько миру нужно Капитанов Америка? Финал онгоингов про Стива Роджерса и Сэма Уилсона
  6. Бабье лето СИМБИОТОВ! Обзор комиксов про Венома, Карнажа, Красного Гоблина и других симбиотов
  7. Цепляющие комиксы Дэна Уоттерса
  8. Недогерои и антизлодеи. Комиксы про злодеев DC
  9. Восход и падение Луны: Moon Knight Джеда Маккея

В следующем выпуске: Встречаем символ 2024 года!

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Комментарии