Комиксы Недели #165. Два Супермена, два Капитана Америка

1 504

Superman: Kal-El Returns, Captain America: Symbol of Truth и Captain America: Sentinel of Liberty!

И в Марвел, и в ДиСи «раздваивать» героев стало обычном делом. Два Венома, два Тора, два Бэтмена и еще много других примеров. Это удобное решение для охвата аудитории: ценителям классики достается старый добрый Тор Одинсон, а новым читателям – прогрессивная Джейн Фостер, решающая проблемы более тонкими методами. Кому-то не нравится, что Бэтмен всегда белый? Можно не избавляться от Брюса Уэйна, а придумать нового Темного Рыцаря и отправить его геройствовать в другой город. Да и в сценарном плане персонажи лучше всего раскрываются на контрасте.

В этом выпуске я обращусь к дуэтам персонажей, которых любят критиковать за излишнюю идеальность. Помогло ли появление двух Суперменов и двух Капитанов Америка сделать их серии лучше? Или они принесли в два раза больше проблем?

SUPERMAN: KALEL RETURNS

Action Comics #1047-1049 + Superman: Son of Kal-El #16-18 + Superman: Kal-El Returns Special #1

  • Сценарий: Филлип Кеннеди Джонсон, Том Тейлор
  • Рисунок: Риккардо Федеричи, Майк Перкинс, Киан Торми
  • Обложки: Стив Бич, Тревис Мур

Кларк Кент отправился спасать Мир Войны от узурпатора Монгула и временно передал сыну обязанности по защите Земли. Вместе с командой Authority Супермен попал на гладиаторскую арену, разжег революцию, разорвал цепи тирании и теперь возвращается домой, заодно взяв с собой двух спасенных детей (подробнее о «Саге Мира Войны» читайте в «Комиксах Недели» #158).

Пока старший Человек из Стали постигал гачи-эпик, Джон Кент и его друзья тоже сражались с диктатурой.  Генри Бендикс (злой лидер государства Гаморра) объединился с Лексом Лютором, чтобы дискредитировать супергероев. Но свобода слова, дружба и ролики с разоблачениями оказались сильнее лысых злодеев – Гаморра освобождена, любовь победила, а Джон стал немного уверенней в себе (о серии про Супермена-младшего читайте в «Комиксах Недели» #151).

Теперь обоим Суперменам предстоит столкнуться с последствиями их победы. Над Землей нависает Мир Войны с сотнями тысяч бывших рабов: пусть Монгул и свергнут, многих людей пугает такое соседство. Кларк одержал верх ценой пробуждения древних сил, и не все обитатели космоса довольны этим. За время сольных приключений у Джона появился заклятый противник. А еще Лекс Лютор остается на свободе и готовится нанести решающий удар при помощи Металло.

Кажется, отец и сын за время кроссовера успели обняться трижды.

Как видите, «Возвращение Кал-Эла» призвано завершить много сюжетных линий и подготовить нас к новому периоду в жизни Супер-семьи (если не боитесь спойлеров, можете заглянуть в анонсы будущих комиксов). Мне кажется, наибольшим лукавством было называть этот сюжет кроссовером. Том Тейлор продолжает свою линию со становлением Джона, Ф.К. Джонсон готовит почву для будущих угроз. Временами их сюжеты пересекаются, чтобы Джон и Кларк могли поговорить по душам, но в основном комиксы существуют отдельно друг от друга. И по настроению они отличаются так сильно, что вместе смотрятся довольно странно.

Комикс Тейлора все еще выглядит слабой копией «Найтвинга» от того же Тейлора. Обе серии стараются раздавать оптимизм, только Джону перед этим обязательно нужно поныть про поиск себя. Не обходится без таких необязательных камео, как Лига Справедливости при ремонте дома. Даже новый архизлодей Джона, Красный Грех (Red Sin, Red Sun, ну вы поняли), написан примерно по тому же принципу, по какому создавался Бессердечный из «Найтвинга». И герой, и его противник мотивированы семьей, только одному повезло, а другом нет, поэтому они пошли разными путями.

У Тома Тейлора хорошо получается прописывать своеобразных «героев для благотворительности», когда они не сражаются со злодеями, а чинят дома или спасают котят с деревьев. И мне нравятся такие моменты, когда Джон становится дружелюбным улыбчивым соседом для поднятия духа. Просто он сильно проигрывает на фоне «Найтвинга», удачно балансирующего между драками и раздачей позитива, и эпичного «Экшен Комикс», где Кларк своим несгибаемым нравом спасает судьбы миллионов.

Да, Джон, тебе снова нужна поддержка, расскажи об этом еще на пару страниц.

Серия Ф.К. Джонсона ожидаемо сбавила драматичный накал после завершения арки с Монгулом. От символа восстания Человек из Стали возвращается к роли самого надежного защитника во Вселенной – и в речи для ООН, и в подбадривающих советах сыну Супермен излучает желание защищать слабых. Правда, Федеричи порой ему рисует какое-то пустоватое заплывшее лицо, из-за чего эффект от воодушевляющей речи напрочь сбивается. Хорошо, что художника сменил более стабильный Майк Перкинс (увы, у него тоже не все гладко с мимикой).

Главной заботой Супермена становятся дети из Мира Войны – мальчик Осул-Ра и девочка Ото-Ра. Мало было Супермену одного необычного ребенка, он взвалил на себя еще целых двух (и целый народ в придачу, но их хотя бы в свободное плавание отправить легче, чем своих детей). После некоторых событий Осул тоже становится очень особенным, за ним приходят Новые Боги смутными пророчествами, и ответственность на Супермене становится тяжелее с каждой минутой. Но на то он и Супермен, чтобы не прогибаться под ответственностью.

Если ты видишь параллели с «Сумерками», это культурный багаж или подавленные воспоминания вырываются наружу?

Пока Супермены были разнесены по абсолютно разным сеттингам, их различия только играли на руку. Если надоедали пафосные речи про свободу на фоне пылающего неба, всегда можно было переключиться на легкое противостояние Кента-младшего с гигантскими щупальцами. Но когда оба Человека из Стали сошлись в Метрополисе, история Кларка оказалась гораздо глубже и интереснее однообразных жалоб Джона.

Кроссовер очень насыщен событиями, и самому возвращению Супермена времени достается не так много. Поэтому в спецвыпуске Superman: Kal-El Returns Special #1 собрали маленькие душевные истории про воссоединение Кларка с семьей, друзьями, Бэтменом и Лигой. Читать необязательно, но обратить внимание стоит хотя бы ради сцены, где Бэтмен готовит Супермену омлет.

Развязка истории нас ждет в Action Comics #1050, там обещают грандиозную битву Супер-семьи с Лютором. Уже совсем скоро!

CAPTAIN AMERICA: SYMBOL OF TRUTH #1-7

  • Сценарий: Точи Оньебучи
  • Рисунок: Р.Б. Сильва, Зе Карлос, Иг Гуара
  • Обложки: Р.Б. Сильва

Онгоинги Капитанов начались с пролога в CAPTAIN AMERICA #0 (также известен как Captain America vol. 10, нумерация комиксов часто преподносит сюрпризы). Стив Роджерс и Сэм Уилсон вместе отражают атаку Арнима Золы, а затем решают, что два Капитана Америка лучше одного, и расходятся по своим сериям. Оба комикса стали шпионским боевиком, но в совершенно разных направлениях.

Серия про Сэма с первого же выпуска ворвалась в область политики: нелегальная миграция, контрабанда, вмешательство США в дела других стран. Последнему моменту уделяется особо много времени.

Дело в том, что Сэм Уилсон – простой храбрый парень, искренне желающий разобраться с преступниками, но полностью игнорирующий существование границ. Весь первый арк Капитан носится по миру, а по пути натыкается только на косые взгляды местных правителей, не слишком довольных звездно-полосатым гостем.

В роли закрытых стран по традиции вымышленные Латверия и Ваканда, и не дальновидными в итоге кажутся все. Капитан с его упрямым рвением, эгоистичные Дум и Шури больше думают про свои проблемы, чем про глобальные – от их бессмысленных склок выигрывают только настоящие злодеи.

С политическим боевиком комикс родним блокбастерный экшен от Р. Б. Сильвы.

К слову, о злодеях. Физическим противником стал Кроссбоунс, которому не терпится убить еще одного Капитана Америка, злым мастермайндом – террорист Белый Волк (не Баки, а сводный брат Т’Чаллы). Чаще всего враги у Капитанов Америки предельно плохие, чтобы Кэп не сбивался с морального компаса, и эта парочка не стала исключением. Более неоднозначным оказался другой конфликт – противостояние Капитана и Пантеры.

Еще в обзоре нового онгоинга «Черная Пантера» от Джона Ридли я заметил, что с Вакандой творится что-то неладное. Там Т’Чаллу выставили ненавистником демократии, без весомой причины превратили в изгоя, которого ненавидят все подряд. Видимо, свою стервозность Шури унаследовала оттуда же, потому что здесь она невыносимо заносчивая. Даже Дум повел себя адекватнее…

С «Пантерой» серию про Капитана роднит и их прогресс от хорошего комикса до бестолковой потасовки. Поначалу конфликт США и Ваканды назревает из-за стремления американских мигрантов сбежать в Африку за лучшей жизнью (все твистам твист). Потом продолжается из-за неаккуратных действий Сэма – и заканчивается все предсказуемой дракой из-за того, что герои не смогли поговорить. Вернее, они как раз начали дебаты, но прямо посреди боя, когда стены текста с обидами вброшены максимально невпопад.

  • Сэм: «У вас был метеорит, у нас нет».
  • Т’Чалла: «Американцы вечно думают, что обиды дают им право вторгаться чужие земли».

Тони Оньебучи высказался, но когда он прописал своих персонажей упрямыми подростками, то сам свое высказывание и угробил. Я вообще ничего не имею против бессмысленных зрелищных драк в комиксах, но здесь интереснее было бы посмотреть на напряженный спор. А то опять падение с водопада сворачивает любое столкновение взглядов на одни и те же рельсы. Зато развязка выглядит печально реалистичной: Пантера и Капитан подрались и разошлись, а страдать из-за их глупости пришлось обычным людям.

В следующем арке политики ожидается еще больше, ведь Капитан будет бороться с Белым Волком за судьбу африканской Республики Моханда. Да еще и Р.Б. Сильва уже не рисует, что печально.

CAPTAIN AMERICA: SENTINEL OF LIBERTY

Captain America: Sentinel of Liberty #1-7 + Captain America & the Winter Soldier Special

  • Сценарий: Джексон Лэнзинг и Коллин Келли
  • Рисунок и обложки: Кармен Карнеро

Обратите внимание на код с обложки, его можно расшифровать!   

Пока крылатые герои разбираются с терроризмом условно реалистичным, Стив Роджерс и Баки Барнс столкнулись с более комиксной угрозой – секретным советом под названием Внешний Круг. Пятерка таинственных манипуляторов со времен Первой Мировой втайне творила мировую историю.

Но Стиву не привыкать к тайным организациям, поразило его другое: им принадлежит символ на щите Капитана. Что за тайна связывает Капитана и Круг? И как с Кругом связаны Пегги Картер и Баки?

Пять титулов и пять оснований власти: Революция, Машина (лучше переводится как Прогресс), Деньги, Власть, Любовь.

За «Стража Свободы» я взялся уже после «Символа Правды», и их различие оказалось весьма заметным. В своем комиксе Сэм не так уж глубоко раскрывается. Он храбрый, прямолинейный, любит справедливость и Мисти Найт, не всегда следит за языком… Ну и пожалуй, что все. Гораздо важнее его внутреннего мира были насущные проблемы с незаконным оборотом вибраниума.

Онгоинг про Стива же начинается с пересказа пути Капитана Америка и длинного перечня, почему этот путь великий. Личность Стива Роджерса слишком масштабна, чтобы можно было просто отправить его избивать гидровцев, потому сценаристы Лэнзинг и Келли крайне подробно углубляется в его жизнь. И срез жизни Стива вне геройства вышел очень удачным: например, мы узнаем о постаревших друзьях Капитана, с которыми он до сих пор общается по радио. Или про его занятия рисованием. Когда узнаешь такие светлые бытовые мелочи о Стиве Роджерсе как о человеке, на Стива Роджерса как на героя в трико смотришь уже совсем по-другому.

Для абсолютно честного и неподкупного Капитана Америка теневое правительство – это естественный враг. Хотя бы потому что его идеалы подвергаются сомнениям, и он начинает задумываться, за кого действительно стоит сражаться. Что можно сказать про участников Круга? Пока вокруг них все еще нагнетают загадочность, но я не уверен, что за туманными фразами скрываются впечатляющие злодеи. Думаю, для них приберегли кучу твистов, но пока это абстрактные «люди в тени» с не самым оригинальным дизайном.

Конечно, невозможно было вписать во Вселенную очередную секретную организацию-которая-за-всем-стоит без ретконов. В основном, прошлое Круга затронуло настоящие исторические события (появляется даже Гаврило Принцип!) ради безобидных заигрываний с альтернативной историей. Из комиксных персонажей как обычно сильнее всего досталось Баки: только нужно задним числом вписать в прошлое очередной заговор, сценаристы вспоминают Зимнего Солдата. В его биографии уже слишком конспирологии, так что новые «шокирующие секреты» только отвлекают. Да и статус Баки в конце арка очень спорный. По-моему, сразу ясно, что он долго не продержится.

Художник Кармен Карнеро отлично изображает и быт Стива, и жестокие рукопашные бои: например, почти весь шестой номер занимает разрушительная драка Стива и Баки.
Или поединок Пегги и Баки из #3… Агент Картер тут почти Леди Меченая!

Перед прочтением я на 99% был уверен, что онгоинг про Стива мне понравится сильнее «Символа Правды», а в результате я все-таки склонился к Сэму. Может, мне просто надоели собрания злых Иллюминатов в темной комнате, возможно, суета вокруг щита кажется наивнее, чем международные скандалы.

Или же дело в динамике. Конспирологический «Страж Свободы» очень неторопливо раскрывает карты и старается потянуть интригу подольше – онгоинг про Уилсона же стартует со взрывов и погонь. Думаю, что со временем расстановка сил поменяется: грядущий кроссовер капитанских серий Cold War может ощутимо перевернуть игру. Ждем его весной.

Получается, что онгоинги Суперменов лучше работают в отдалении друг от друга, а серии Капитанов наоборот хорошо прикрывают спину напарнику. А что думаете про «раздвоение» героев вы? Делитесь в комментариях!

В следующем выпуске: Memento mori + Итоги года!

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии