Комиксы Полумесяца #5. Сколько миру нужно Капитанов Америка?

1 919

Как завершились Captain America: Sentinel Of Liberty и Captain America: Symbol Of Truth?

Немного запоздавшая Луна нашей рубрики взошла над дуэтом Капитанов Америка. В прошлом году издательство Marvel запустило сразу две звездно-полосатые серии: Sentinel Of Liberty досталась классическому Капитану, Стиву Роджерсу, а Symbol Of Truth – относительному новичку и бывшему Соколу, Сэму Уилсону. Серии сразу же разошлись по различным направлениям, а спустя десяток номеров схлестнулись в кроссовере «Холодная война», который стал их финальным актом.

Что же пошло не так? Почему онгоинги закрылись так быстро?

До Холодной войны

Для начала кратко напомню, с чего же начались оба капитанских онгоинга (обзор первых арков можно найти здесь).

В Sentinel Of Liberty Джексона Лэнзинга и Коллина Келли Стив Роджерс раскрывает страшную правду, скрытую за звездой на его щите. Оказывается, за ней стоит тайная организация Внешний Круг. Это пятерка могущественных персон, которые творили мировую историю еще со времен Первой мировой: Власть, Прогресс (или Машина, если переводить буквально), Капитал (Деньги), Любовь и Революция.

Самым мощным ударом для Стива оказалось даже не открытие, что за распад СССР и создание евро несут ответственность пять мегаломаньяков (обычная среда для Капитана Америка). Круг отнял у Капитана Баки. Зимний Солдат оказался одним из их проектов, а когда Барнсу выпал шанс убить Революцию и занять его место, Баки сразу же им воспользовался. Он сделал это ради уничтожения Круга изнутри, но Стива убийство очень огорчило.

Как видите, Sentinel Of Liberty – классический шпионский комикс в духе «Джеймса Бонда» про конспирологию, двойных агентов и секретные архивы. У злодеев даже есть белый пушистый кот. Это увлекательная фантастика, которая к настоящей политике не имеет никакого отношения. Капитан Америка честен и справедлив, тайное мировое правительство одержимо вычурными нарядами и злодейскими амбициями – не выбрать в их конфликте правильную сторону для читателя просто невозможно. Такой же комикс мог бы быть написан и в восьмидесятые, и в нулевые, и сейчас.

Symbol Of Truth Точи Оньебучи же наоборот старается исследовать современную повестку. Ну как сказать «исследовать», скорее он предлагает нечто вроде сюжета кампании Call of duty или «Форсажа». Сэм Уилсон собирается остановить теракт с биологическим оружием, организованный Белом Волком, злым сводным братом Черной Пантеры. Ради этого крылатый Мститель носится по миру, но далеко не все страны довольны, что американская демократия переступает их границу без спроса. В итоге террористы побеждены, однако урон пришелся по простым людям: из-за слишком прямолинейных действий Сэма правительство Ваканды потребовало покинуть страну всех иммигрантов из США.

После прочтения всего онгоинга я уже и не уверен, что Оньебучи осознано прописал политический конфликт неоднозначным, но первый арк мне действительно понравился. Обе стороны (США в лице Уилсона и Ваканда в лице Шури и Т’Чаллы) в чем-то правы, но в то же время их спор превращается в бессмысленные шумные разборки с мордобоем, пока настоящие преступники действуют с хладнокровной жестокостью. Что-то в этом есть.

Итак, старт получился перспективным. Онгоинги разделили между собой реалистичные проблемы и фантастических врагов, то есть отлично дополнили друг друга. Что случилось дальше?

Captain America: Symbol of Truth #6-11

  • Сценарий: Точи Оньебучи
  • Рисунок: Р.Б. Сильва, Иг Гуара

Белый Волк не остановился. Желая заполучить контроль над Мохандой (государство рядом с Вакандой, легко догадаться), усатый преступник организовал новую атаку. Напарник Сэма и новый Сокол, Хоакин Торрес, оказался ранен, премьер-министра Моханды убили, а еще американские беженцы из Ваканды оказались в эпицентре разгорающейся битвы за страну. Помочь остановить Волка может только сын Стива Роджерса, Иэн…

Что мне сразу же не понравилась, так это исчезновение неоднозначности. Если в первом арке Сэм еще задумывался о цене своих поступков, сейчас для него все стало очень однозначно: людей – спасать, злых солдат-монстров – уничтожать, главного злодея – не уничтожать, хорошие парни так не делают. Все до зубной боли просто и очевидно, особенно это финальное «великодушие» оставить Волка в живых.

Вытащить из рана Рика Ремендера Измерение Зет и Иэна Роджерса мне тоже кажется надуманным. Дальше он нужен будет только как связующее звено с онгоингом Стива, но конкретно в сражении за Моханду вызывает только больше вопросов. О нем не вспоминали столько лет, и теперь он вдруг стал незаменим. Его возвращение ощущается как введение дополнительного напарника-бота на время одной миссии: он может отвечать на сюжетные вопросы, прикрывать спину, но в остальном он просто дополнительный ствол в перестрелке.

Но самое веселое, как Оньебучи захотел поднять ставки лично для Сэма Уилсона. Белый Волк задел Капитана за живое – он превратил его друга Хоакина… в вампира-сокола!

Это же оммаж Сэму-оборотню! Вы же помните, что Сэм Уилсон когда-то превращался в оборотня? Стив Энглхарт умел писать комиксы.

Трэш, а из этого еще пытаются выжать драму.

В плане рисунка я хочу сказать только одно. Вставлять стену цифрового огня на фон каждой битвы – дешевый прием, от которого к концу арка уже тошнит.

В общем, уже во втором сюжете ничего интересного в онгоинге Сэма Уилсона не осталось.

Captain America: Sentinel of Liberty #7-11

  • Сценарий: Джексон Лэнзинга и Коллин Келли
  • Рисунок: Кармен Карнеро

Для противостояния с Внешним Кругом Стиву Роджерсу нужна команда. Он собирает новых Захватчиков (Invaders), куда входят Ник Фьюри-младший, Шерон Картер, Разрушитель (друг Стива со времен Второй мировой), Пегги Картер, Редактированный (сверхпластичный суперсолдат Круга, перешел на сторону Капитана). Но стоило им только встретиться вместе, и они просыпаются без памяти в Канзасе…

От арки с Захватчиками чувство слегка похожее на воспоминания об «Изгое-один». История читается на одном дыхании, за героями интересно наблюдать, взрывы-драки-предательства, но через какое-то время ты не можешь вспомнить ни одного имени. Миссия оказывается намного интереснее её участников.

Но только не в случае главного врага – гигантского М.О.Д.О.Ко (Ментальный Организм Для Организации Контроля).

В оригинале называется M.O.D.O.C., то есть отличается от классического M.O.D.O.K.  на одну букву. Но в русском языке оба окончания одинаково переводятся как «к», поэтому я придумал для нового воплощения злодея вариант М.О.Д.О.Ко. Не благодарите, больше интересного о М.О.Д.О.Ке можно почитать в его персональном гайде.

М.О.Д.О.К. стал так популярен в последнее время. Во-первых, участвует в геноциде мутантов на стороне Орхиса, во-вторых, успел на пару минут захватить Асгард, в-третьих, людей Кэпа мучает. Лично я только за, именно такие обскурные персонажи, как М.О.Д.О.К., делают комиксы комиксами. Потому что гигантская башка, выжигающая людям мозги, – это одновременно крипово, весело, странно и метафорично.

Как босс для шпионского отряда М.О.Д.О.Ко крайне крут. Его телепатия заставляет Победителей идти на рискованные шаги: просто навалиться толпой на злодея не получится, понадобится помощь других телепатов (Эмма нынче тоже нарасхват), четкий план и слаженная командная работа. Но решающая фаза битвы с М.О.Д.О.Ко получилась банальной.

Телепатическая пытка М.О.Д.О.Ко погружает Захватчиков в худшие кошмары. *Тяжелый взгляд в сторону Найт Террорс* Очень затертое использование телепатии, даже многогранный рисунок Кармен Карнеро не спасает.

Все психологические травмы наших бравых солдат загоняют в скучную сетку из четырех панелей.
То ли дело масштабные битвы, талант Карнеро создавать зрелищные развороты раскрывается во всей красе.

Победа над М.О.Д.О.Ко достается ценой смерти старого Разрушителя. Мне особенно понравились мысли Шерон на этот счет: «Блин, я думала, это обычный дед, а он так круто взорвал здание. Он был клевым, действительно Разрушитель».

Но Стива не очень волнует взорванное здание. Всё, что занимает его голову и сердце – это Баки.

БАКИ, ВЕРНИСЬ В КОНОХУ, ВСЕ ПРОЩУ.

Как по мне, арк неплохой, однако сценаристы слегка потеряли удачное направление. По первой арке было видно, что серия удачно раскрывает личность Стива без маски. Уже во втором сюжете командная динамика оттеснила линию Капитана на второй план – для меня шпионский боевик оказался менее интересным, чем занятия Стива Роджерса рисованием.

Холодная война

Captain America: Cold War Alpha #1 + Captain America: Symbol of Truth #12-13 + Captain America: Sentinel of Liberty #12-13 + Captain America: Cold War Omega #1

  • Рисунок: Карлос Магно, Р.Б. Сильва, Алина Ерофеева

Баки Барс в роли Революции и Белый Волк заключили союз. Общими усилиями они похитили Иэна и сбежали в Измерение Зет.

Катастрофа. Этот кроссовер заживо похоронил капитанские серии.

Помните, как Стив собирал Захватчиков? А политическое напряжение в серии Сэма? Забудьте. Теперь у нас два Капитана со своими женщинами (Шерон Картер и Мисти Найт) идут штурмовать цитадель зла.

Меня чуть пополам не разорвал когнитивный диссонанс, как примитивно все это сделано и с каким пафосом Белый Волк называет себя игроком из тени. Твой план – это буквально захватить Измерение Зет при помощи ДНК Иэна, а потом и весь мир. Он вообще в курсе, что там по соседству сидит кружок по перекраиванию мировой истории? Почему нас так стараются убедить, что происходит нечто гениальное, когда это просто штурм несчастной цитадели с избиением губок для урона?

Кстати, у Баки же тоже прозвище в КВМ было Белый Волк. Глубоко.

Почему нельзя было честно признаться, что ваш кроссовер – лучший жанр супергероики, то есть преодоление толпы врагов для достижения высшей точки злодейской крепости? Зачем так переусложнять, когда самый весомый изгиб сюжета – Черная Вдова и *еще один персонаж* шпионят?

И самый позорный момент: Капитаны начинают драться посреди снежного поля, потому что им срочно нужно выяснить отношения. Сэм просит вернуться к Шерон и Мисти, так как они могут быть ранены после взрыва, но Стиву плевать, он собирается дальше спасать сына и растапливать холодное сердце Баки. А самое смешное, что Р.Б. Сильва снова врубает свой огонь из фотошопа!

Раньше это было принято называть поводом подраться на уровне файтингов, но недавний Мортал Комбат втопчет это позорище в пыль.

Еще тупее, что Капитаны избили друг друга в выпуске Оньебучи, а в следующим номере Келли/Лэнзинга сразу же мирятся в начале. Не то чтобы Келли и Лэнзинг придумывали невероятную историю, и все же перепад качества между их выпусками и Symbol of Truth – это высота между вершиной Альп и землей под толстым слоем снега. Стоит начать писать Оньебучи, количество текста резко сокращается, персонажи перестают думать и начинают орать. И Сэм Уилсон всегда всех побеждает, только потому что он главный герой.

Масштаб у кроссовера тоже провален. Все событие заперто между локациями (тронный зал Зет и заснеженное поле), и только в последнем выпуске нам вбрасывают нарезку разных мест, куда вторгаются монстры.

И апофеоз сценарного бессилия. К финалу Белый Волк превращается в…

…волка. Занавес.

Если вам очень хочется приобщиться, лучше прочитайте только пролог и эпилог, Sentinel of Liberty можно пролистать. Эти выпуски и нарисованы достойно, и все самые важные подвижки в статусах-кво вы поймете. Symbol of Truth затянул якорем обе серии на дно –бесполезное чтиво.

После Холодной войны

Большого Злого Белого Волка победили, Иэн решил стать повелителем Измерения Зет, теперь он будет держать монстров под контролем. Баки оказался верен Стиву, и Стив все это просчитал, потому что… ну, он всегда хорошо чувствовал поле боя. Удобно, можно подогнать под концовку все события задним числом.

На два онгоинга пришлось целых три эпилога.

Captain America: Symbol of Truth #14

  • Рисунок: Зе Карлос

Хоакину предлагают сыворотку для излечения вампиризма, но он боится ее вкалывать, потому что она изменит его. Тогда Сэм говорит напарнику, что он рад принимать его таким, какой он есть, и они вместе летают в ночном небе.

Я даже не хочу начинать тему про антипрививочников и как плохо превращение в чупакабру сочетается с любой СЖВ-метафорой (или что там хотел напоследок сказать Оньебучи). Это просто смешно.

Кстати, если бы вам дали превратить любого персонажа Марвел в вампира, кого бы выбрали? Мой вариант – тетя Мэй.

Captain America #750

Пока линию Хоакина закрывали в последнем номере Symbol of Truth, Сэму и Стиву достался целый юбилейник – типичное ассорти для любой круглой цифры Марвел.

В истории Сэма – нытье и поиски мотивации продолжать быть Капитаном Америка. Решил, что сдаваться еще рано. В половине Стива проходят похороны Разрушителя. Его личность так впечатлила Шерон, что она решила продолжить его дело как новая Разрушительница. Редактированный отправился путешествовать по миру в роли Странника.

Теперь она тоже сможет круто взрывать здания.

А Стив и Баки наконец поговорили о своих чувствах.

Ну, хотя бы для пейрингов появились новые иллюстрации, хотя сомневаюсь, что их не хватало.

Из пяти остальных историй выделю только одну. Капитана подстрелил агент Гидры. Пока злодеи отвлеклись, случайный ребенок утащил щит и побежал играть с друзьями.

Все закончилось хорошо.

И финальный хэппи-энд:

Captain America: Finale #1

  • Сценарий: Джексон Лэнзинга и Коллин Келли
  • Рисунок: Кармен Карнеро

Щит Капитана оказался не символом Внешнего Круга, как они думали, а ключом к их уничтожению. Все друзья Капитан Америка собрались вместе, чтобы положить пятерке конец – Круг пригласил всевозможных злодеев, чтобы им помешать.

Сценаристы решили не оставлять Внешний Круг следующим авторам, и от творцов XX века избавились всего за один ван-шот. Капитала вообще убил кот.

Потому что даже деньги не сравнятся с котиками.

По-моему и так понятно, что концовка настигла ран Келли и Лэнзинга слишком рано. Противостояние Захватчиков и Круга можно было развивать и развивать. Даже лучше без серии Сэма, которая превратилась в обузу.

Итак, финальное мнение об обеих сериях. Ран Точи Оньебучи продержался политическим боевиком ровно один арк и дальше скатился к орущим мужикам на фоне огня. Ран Келли и Лэнзинга фонтанировал интересными идеями, но откатился к тому же, с чего начинался – увы, полтора десятка выпусков слишком мало, чтобы оставить след в истории.

Капитаны не останутся без работы. Сэм Уилсон постоянно участвует в «Мстителях» Джеда Маккея. Стив Роджерс сражается плечом к плечу с Иксменами в Uncanny Avengers Джерри Даггана, также ему выделили новый онгоинг от Дж. М. Стражински.

В новой серии исследуют прошлое Стива, а также столкнут его со сверхъестественным врагом. Что-то мне подсказывает, Стражински будет писать крепкий середнячок без экспериментов. А Келли и Лэнзинг продолжат шпионские игры. В серии Thunderbolts Баки соберет новых Громовержцев, очень похожих на вариант Киновселенной: Черная Вдова, Белая Вдова, Шан-Чи, Разрушительница, Валентина Аллегра де Фонтейн, Красный Страж, СШАгент. Старт в декабре.

Но я бы хотел вернуться к худшему моменту кроссовера – отвратительно надуманному бою Стива и Сэма. Почему противостояние двух Капитанов не работает на всех уровнях?

Оба Капитана воплощают одни и те же банальные ценности: всё хорошее против всего плохого. Да, у них разное происхождение, но в глобальном плане это одна партия, занимающая обе стороны парламента. У них нет никаких причин для разногласий, и в поворотный момент они оба будут вести себя одинаково.

Капитану Америка нужен Капитан-оппонент, который заставлял бы его задуматься: а по правильному ли пути он идёт? Почему одни люди поддерживают классического Капитана, а другие – нового? Стоит ли меняться ради победы над соперником или уступить его идеям? Это же стандартный способ работы с идеальном персонажем – подтолкнуть его к сомнениям в себе. Действия Сэма Уилсона не заставляют сомневаться в себе. Они грубоватые и прямолинейные, но совпадают с курсом Стива. Поэтому бывший Сокол хорошо смотрия как Капитан-напарник, но точно не как Капитан-противовес.

И тогда я задумался, кто бы мог стать для Стива Роджерса таким Капитаном-противовесом.

Проблема в том, что большинство врагов Капитана Америка однозначно плохие: Красный Череп, Кроссбоунз, Арним Зола.  Поддерживать нацистов – это уже преступление, а не демократия. Барон Земо – вариант получше, но все еще слишком тёмный. ГидроКэп Ника Спенсера также запятнал свою репутацию. Было бы интересно посмотреть на противостояние Стива с Капитаном-Пегги/Шерон Картер, но я не вижу между ними сильных идеологических разногласий. Баки и СШАгент уже упустили свой шанс.

И вот кто мне приглянулся больше всего – Фил Колсон. Агент ЩИТа, разочарованный в супергероях настолько, что ради их уничтожения продал душу Мефисто. Но с кем не бывает: если выбирать между фашистами и сатанистом, лучше взять второго. Та самая альтернативная точка зрения, которая нужна комиксам про Капитана Америка.

Сейчас Колсон заточен в Кубе Пандемониума. Как он туда попал? Ответ ищите в обзоре «Мстителей» Джейсона Аарона.

Или нет, можете поспорить со мной в комментариях. Кто Капитану Америка нужнее, соперник или напарник? Нужно ли раздать еще больше щитов? Или переплавить их всех на сковородки?

Предыдущие выпуски «Комиксов полумесяца»:

  1. Кто такая Капитан Марвел? Обзор Captain Marvel Келли Томпсон
  2. За секунду до падения Икс. Какие Икс-серии привели к падению Кракоа?
  3. Время ниндзя. Daredevil Чипа Здарски и Punisher Джейсона Аарона
  4. Прекрасный Восток, опасный Запад. Demon Days/ Demon Wars Пич Момоко и Dark Knights of Steel Тома Тейлора

В следующем выпуске: Лето еще не закончилось!

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Комментарии