Комиксы Полумесяца #2. За секунду до падения Икс

2 894

Разбираемся, какие комиксы привели к Fall of X.

На этой неделе Луна нашей новой рубрики взошла над павшим Кракоа. Прекрасная эпоха не могла длиться вечно – давайте посмотрим, как у Икс-авторов получилось подготовить почву для унизительного поражения Детей Атома.

Список наших предыдущих материалов про эпоху Кракоа продолжает расти (самые значимые выделены):

Важное замечание: я не старался расположить нижеперечисленные комиксы в хронологическом порядке. Иначе бы обзор превратился в зарядку Ночного Змея, мы бы скакали кругами от серии к серии, от автора к автору. Думаю, если вас сильно волнует абсолютно точная последовательность, можно погуглить нечто вроде X-Men Destiny of X reading order и вам предложат список (я не проверял).

Lord of the Brood (X-Men #19-21)

  • Сценарий: Джерри Дагган
  • Рисунок: Стефано Каселли

Еще во времена рана Хикмана Люди Икс заключили с брудами мир. Дружелюбный вундеркинд-мутант Бру взял контроль над роем, и с тех пор проблема инопланетных хищников казалась решенной. Но почему же бруды снова стали агрессивными? Иксмены отправляются в космос на разведку…

Формально это кроссовер с Captain Marvel Келли Томпсон, но на самом деле в двух онгоингах скорее рассказывают две разных истории во время нашествия брудов. Про серию Кэрол Дэнверс читайте в предыдущих «Комиксах Полумесяца»!

Джерри Дагган явно вспоминал своих «Стражей Галактики», так как тут разворачивается очень похожее шапито. Магика не прочь потанцевать с Бру на пляже. Айсмен шутит на грани фола: «Не переживай, что я уменьшился, так со всеми мужчинами на морозе». Корсара заразили бруды, и он готовится к родам. В общем, все или поглупели, или слегка выпили.

Не знаю, задумывался, ли этот момент комедийным, но от него я смеялся дольше всего: Кингпин приезжает получать паспорт Кракоа! Его жена Тифозная Мэри же мутант, правильно?

Причина сумасшествия брудов тоже смахивает на анекдот. Выясняется, что им отправил плохие сны Кошмар… Просто чтобы насолить Джин Грей в отместку за поражение (X-Men #4).

Так где же здесь причины Падения? Дагган вводит их чуть ли не в последний момент. И довольно небрежно: Циклоп внезапно требует устроить брудо-геноцид, Джин Грей выступает против. Конец благополучию в доме Саммерсов?

Невероятно крутая страница. Сложный моральный вопрос резко нарушил атмосферу космического ситкома – увы, так же быстро Дагган о возможном расколе забыл. В масштабах всего Кракоа ничего не случилось: Иксмены не разделились на две боевых группировки, даже никто особо не стал мешать команде Циклопа выжечь злых брудов.

Куда любопытнее то, чего не произошло. На страничке с текстом на показывают дискуссию боевых капитанов Кракоа, где всерьез обсуждает применение массового оружия из тела Алой Ведьмы! Как вообще на Кракоа решали бы разделение их армии, когда большая часть Тихого Совета может оказаться под влиянием Злыдня? Все сильнее ощущается, что никто ничего не контролирует.

И пускай конкретно эти трещины быстро затянулись, другие начали только разрастаться.

X-Men: Before the Fall — Sons of X #1

  • Сценарий: Саймон Спуррье
  • Рисунок: Фил Ното

Все ваншоты Before the Fall обманчивы в своих названиях. Кроме истории Спуррье: Легион и Ночной Змей готовы столкнуться с наследием семьи, а также им придется решить судьбу своего детища – религии Кракоа.

Это своеобразный промежуточный эпилог к Legion of X. Как и в случае с Way of X, опять не покидает чувство поспешности, словно Спуррье пришлось слишком рано сворачивать серию из-за грядущего падения. Зато попрощался он красиво: рисунок Фил Ното внушает ложную безмятежность, хотя крах уже близок.

Дуэль Легиона и Матушки Праведницы завершилась скорее из-за того, что ведьме уже пора было готовиться к Падению Кракоа. И все же Дэвиду удалось до последнего устоять перед искушением в отличие от своего отца. Так же и с Ночным Змеем: его приемная мать пала жертвой обмана Матушки. Дети оказались родителей – к сожалению, власть все еще у родителей, а дети оказались слишком честны для кракоанских интриг.

Еще меня очень забавляет страница, где Праведница буквально атакует Нимрода комиксами Хикмана.  Это потому что роботы боятся воды? Бадумс.

И к чему же привели духовные поиски Курта? В конце концов, он понял, что мутанты слишком отдалились от людей. И покинул Кракоа ради размышлений о том, как Детям Атома вернуться и снова обрести человеческое. Видимо, они и заставят его переодеться в паучье трико.

Не скажу, что мне нравится такой финал. Он разочаровывает. Он как истории про смерть: в какой бы загробный мир герои бы ни спустились, как бы хитро не обманывали Смерть, итог все равно будет один – все умрут, рано или поздно. И возвращение Курта к истокам такое же: можно идти по пути Икс долго, можно пытаться перепридумать мораль для бессмертных мутантов, но в конце дороги все равно ждет назидательная мораль. Или же бесконечные секты из Эры Злыдня.

X-Men #22-24

  • Сценарий: Джерри Дагган
  • Рисунок: Джошуа Кассара

После кроссовера про брудов серия Даггана взвалила на себя задачу, которая должна была достаться предыдущему ван-шоту «Первый Удар» – вселить чувство безысходности от мощи Орхиса. Ну и заодно сделать их немного интересными.

И Дагган рьяно взялся за дело, однако ради раскрытия ксенофобов пришлось пожертвовать временем для Иксменов. Я же любил онгоинг в первую очередь за ощущение приключения. Как в старые добрые времена, Люди Икс спасали мир, который их ненавидит. А так как во Эпоху Кракоа для сценариста доступен практически любой мутант, при наборе команды можно было ни в чем себе не отказывать. И долгое время Дагган всячески развлекался, жонглируя комедийный динамикой, миксом крутейших суперсил и продвижением центральной линии.

Даже по арке с брудами хорошо видно, насколько весело писать этот балаган. Теперь пришлось мутантов Кракоа отодвинуть на второй план ради Орхиса, и в серии стало тесно. Хорошие парни стали нужны только как статисты в битвах, а негодяев просто слишком много.

В продвижении Орхиса Дагган, в принципе, справился, но местами переусердствовал.

М.О.Д.О.К. помог коллегам скомпрометировать мутантские лекарства: теперь они могут оказаться смертельным для пациентов. А ведь вся экономика Кракоа держалась на их экспорте – прощайте, лёгкие деньги. Также уродец помог Доктору Стазису заблокировать кракоанские порталы, что сыграет решающую роль при осаде острова. Как я считаю, с точки зрения сюжета проделано просто и убедительно. В X-Men #8 Иксмены обижают М.О.Д.О.К.а – он становится на сторону врагов. У Даггана, к слову, все злодеи какие-то больно обидчивые: и Кошмар, и Фейлонг вернулись ради реванша после первого раунда.

М.О.Д.О.К. нынче в комиксах нарасхват, а вот вам гайд про него. Интересно, погубит ли несчастная любовь его и в этот раз?

Мне также нравится, когда Даггана клонит в абсурд. Всякий раз после смерти Росомахи мутанты забывали забрать адамантиумовый скелет – обезьяны-учёные Стазиса сделали роботов из металлических останков! Звучит как шутка, но почему бы и нет? Халатность противника войны заканчивает.

А иногда Дагган вкидывает откровенно безвкусные ходы. Стараниями Орхиса вернулись Стражи, теперь с репульсорами Железного Человека.

Они похожи на ожившие гидранты.

И вот это уже перебор. Меня сильно раздражает, что Джерри сломал симметрию. Орхис превратился в абсолютно всемогущую организацию с бездонным кошельком и удобной сценарной броней. Но ведь и Кракоа – мощный игрок на арене, так почему же они стали так сильно отставать? У Хикмана их противостояние больше напоминало партию равных игроков, со своими козырями и слабостями. Дагган же перекинул все тузы в руку Икс-ненавистникам. Да, все ради повышения продаж и громких заголовков. Но как будто Даггану не хватило такта придумать хитрые лазейки для Падения Рая, поэтому он начал палить из всех орудий, чтобы наверняка попасть.

В Орхисе и Мойра тусит, но я бы на месте авторов вообще убрал ее подальше – она превратилась в злого чертика из табакерки, который выпрыгивает, когда нужно срочно кому-то ударить в спину.

The Invincible Iron Man #1-8

  • Сценарий: Джерри Дагган
  • Рисунок: Хуан Фригери

Тони Старк потратил свое состояние на закупку всевозможного оружия массового поражения, чтобы запереть его под замок. Но вскоре все рушится – миллиардер Фейлонг, ненавидящий мутантов за покорение Марса, захватил компанию Старка. Теперь супертехнологии в руках маньяка – Старк бежит на Кракоа и просит мутантов объединиться против общего врага…

С Фейлонгом та же проблема, что и Орхисом. За злодеем с бесконечным потоком ресурсов скучно наблюдать. Ему не нужно прилагать усилий ради получения Старк Анлимитед, у него нет хитрого плана. Красно-желтые роботы достались розовому миллиардеру на блюдечке, а у Фейлонг даже пошутить язвительно не может. Нулевая харизма, у сценариста что, мало референсов для безумных миллиардеров?

Да, я про Илона Маска, такой я банальный: если мне захочется увидеть выходки сверхбогатых людей, я лучше почитаю новости про другой X.

У Джерри Даггана нет ни малейшего понятия, как рассказывать о поглощении компании, корпоративном шантаже и создании сверхоружия. Он даже депрессию Старка не может показать с интересного ракурса. Всё, что Дагган может выдавить – это драки суперлюдей на улицах Нью-Йорка. Ну и обиды, опять обиды: Фейлонг и Мстителей ненавидит, так как они бросили терраформированный Марс (еще во времена Infinity Хикмана). Ах да, ещё эти псевдо-флэшбэки про Эмму Фрост. Жалкое зрелище, дешевый байт.

Сделать из Стражей гигантских Железных Человеков – тупая идея, потому что она лежит на поверхности. И даже не новая, такое уже было в AXIS. Да и вообще, они от обычных розовых стражей ничем не отличаются. Хоть бы мегаформу им придумали какую-нибудь.

Про Тони Старка совсем недавно выходили сравнительно хорошие комиксы (ран Кристофера Кантвелла). Ну и не могу не вспомнить свою статью про историю Стражей: убедитесь, как слабо работает фантазия Даггана по сравнению с предшественниками.

X-Men: Before the Fall — Mutant First Strike #1

  • Сценарий: Стив Орландо
  • Рисунок: Валентина Пинти

Мягко говоря, удар далеко не первый.

Вообще не понятно, кому нужен был этот ван-шот. Орхис в очередной раз подставляет мутантов, совершив атаку на город. Иксмены большой компанией едут спасать людей, а пропаганда Орхиса все равно выставляет их угрозой.

То есть ничего нового выпуск не сообщает. Посоветовал бы его скипнуть, но в нем можно отыскать забавные мелочи. Например, масштабная спасательная операция Иксменов дарит нам кучу сцен с изобретательным применением способностей.

Айсмен и его ледяные копии становятся бухгалтерами. Мутантка-медиум Злюка (Wicked) помогает попрощаться горожанам с погибшими. Шторм насыщает воздух кислородом ради скорейшего выздоровления жертв.

А таинственным руководителем саботажа со стороны Орхиса оказывается… вы ни за что не угадаете, кто это, а если вы его знаете, то соболезную – Иуда Странник из комиксов про Паука девяностых!

Вот этот джентльмен. Интересный у него карьерный путь.

В целом, средняя попытка взглянуть на Людей Икс как на спасателей.

Wolverine #26-35 + X-Force #40-42

  • Сценарий: Бенджамин Перси
  • Рисунок: Хуан Хосе Рип, Пол Дэвидсон

Зверь окончательно рехнулся. Хэнк Маккой натворил столько дел, что Темному Зверю остается только нервно протирать очки.

Возможно, сумасшествие самого пушистого Иксмена связано с тем, что Бенджамин Перси пишет «Силу Икс» и «Росомаху» уже почти четыре года. После закрытия «Капитан Марвел» Келли Томпсон X-Force перенял звание самого продолжительно актуального онгоинга Марвел! И Перси, прямо как Зверь в его тайной лаборатории внутри скалы-черепа (да, именно так), почувствовал безнаказанность. Почувствовал, что может творить с игрушками любую дичь – все равно скоро ребут, купят новые!

В «Росомахе» происходят настолько сумасшедшие вещи, что никакая рациональная критика не поможет. Только суровый пересказ.

Для начала Зверь обиделся на Росомаху, потому что тот критикует его кровожадные сценарии в Комнате Страха. Тогда Хэнк заманивает Логана на подпольный аукцион. Там Росомаху распродают по частям, а всего мутанта целиком для убийства покупает сам Хэнк в смокинге.

Зверь отрубает голову Росомахе, тайно воскрешает и превращает в послушного ассасина. Все ради защиты Кракоа – Логан с промытым мозгом носится по миру, жестоко убивает людей, а потом возвращается в тайную камеру недалеко от ямы Кракоа.

С этого момента Зверя можно официально называть Зверюгой.

Но корни Кракоа почувствовали боль Росомахи и устроили в его голове настоящее «пыточное порно»: пройдя через тонны насилия, Логан убил отпечаток Саблезуба, оставленный после бегства Крида из Ямы. Росомаха вернулся – и он явно был недоволен Хэнком.

Зверюга не сумел укрыться от ярости Оружия Икс, и Росомаха быстро вскрыл ему шею. Но не только Злыдень придумал делать подпольные бэк-апы: Зверюга сам себя воскресил в тайной лаборатории-черепе. А потом поднял свое укрытие как гигантского мегазорда и ушел в глубины океана!

Думаю, Перси очень хотелось поиграться со Злыднем, но Злыдня ему не давали, поэтому пришлось превращать Маккоя в чокнутого ублюдка. Поправка, ублюдка, до сих пор верного своему делу.

Для защиты Кракоа от человечества Зверюга начал топить подводные лодки Homo sapiens. В компании своих клонов-Зверюг!

А затем и клонов-Росомах!

Зверюга собрал целую армию убийц и безумных ученых, что даже для Кракоа показалось перебором.

Дальше последовали взрывы, резня, кровища, отрубленные головы и массовая бойня Зверюг про приказу самого Хэнка, единственного и неповторимого.

Рисунок Хуана Росе Рипа неимоверно крут, почему он застрял в «Росомахе», а не рисует «Мстителей», например? Я бы посмотрел на такой же пир у Тора.

У Силы Икс не осталось выбора. Зверюгу попробовали уничтожить – но психопат сбежал, на прощание взорвал черепа-великана, а на свободе остались трое неуправляемых Росомах-киллеров. В общем, мутанты легко отделались.

Конечно, старания Хэнка оказались напрасны. Жестокая расправа над людьми никак не помогла спасти Кракоа – только в очередной раз расшатала психику Логана и выставила мутантов чудовищами.

Наверное, у меня впервые проснулось острое желание увидеть Икс-особняк после перезапуска. Первое утро после возвращения, мутанты собираются в Икс-столовой, неловкое молчание, и никто не знает, как заговорить с Хэнком.

При желании больше почитать про злодеяния Зверюги можно заглянуть в X-Force. Там Отряд отправляется в темное будущее, чтобы положить конец правлению злого Робо-Маккоя.

Чтение вообще необязательное, но на закуску пойдёт.

Как же сложно возвращаться к адекватным комиксам после трэша со Зверюгой-фашистом, но придется.

X-Men: Before the Fall — The Heralds of Apocalypse #1

  • Сценарий: Эл Юинг
  • Рисунок: Стефано Лэндни

Выпуск не про геральдов в прямом смысле слова — скорее всадниками нужно считать идеи А. Почему Эн Сабах Нур назвал своих детей Чумой, Голодом, Войной и Смертью? Ради памяти о том, что оставило позади древнейшее государство мутантов, великая Оккара? Или он готовился выковать из наследников оружие для грядущих битв? Или чтобы указать миру о том, что ему предстоит пережить для выживания?

Уже в настоящем ответы на эти вопросы разделили А и его жену Генезис. Он хочет переосмыслить себя ради мира. Она хочет новой войны.

К сценарию Юинга в плане качества вопросов нет, он на высшем уровне. Красивый образный язык, переплетение линий, эпичные сражения. Да вы и сами видите по картинке выше.

Меня смущает, как сильно идеи Юинга выделяются по сравнению с другими подводками к Падению. Пока остальные сценаристы прописывают приземленные политические распри, Юинг создает легенду и говорит языком сказаний. Сейчас его комикс – это сага о вечной войне, вставленная в сводку новостей про обвал внешней торговли и раскол правящей партии.

Вот представьте, что на стриме идут дебаты. Первый участник бросается мемами и злободневными шутками. А второй разворачивает сложную метафору с аллюзией на греческую трагедию. На чью сторону вы встанете? От решимости во многом зависит и отношение к подходу Юинга.

XMen: Red #11-13

  • Сценарий: Эл Юинг
  • Рисунок: Джакопо Камагни

Мне очень нравится сравнение Кракоа и Аракко с Европой и Америкой, поэтому я использую его еще раз. В Старом Свете тесно от старых обид, союзов и предательств. При развязывании войны невозможно не наткнуться на своего дальнего родственника. А в освоении Марса же открываются дикие неизведанные просторы. Однако благополучие колонии зависит от отношений с аборигенами, и роль индейцев играют араккийские мутанты. Общество мутантов под руководством Шторм выбрало мягкий путь адаптации, призванный смягчить нрав воинственных соседей и соединить два народ. Только в случае Аракко Первая нация не оказалась беззащитной перед культурой чужаков – древняя цивилизация готова нанести ответный удар.

Итак, Генезис возвращается, она крайне недовольна, что араккийцы размякли. Постепенно Великое Кольцо переходит на её сторону, а Шторм приходится бежать.

Если честно, в противостоянии могущественных женщин Юинг сжульничал. Он даже не постарался прописать Ороро хорошим лидером – его королева погоды стала вспыльчивой, недальновидной, своенравной стервой. Её падение тянется уже давно, ещё от ссоры с Чарльзом, когда она просто так отказалась рассказать о последних словах Магнето.

Отвратительная сцена.

Или же можно вспомнить её равнодушное отношение к обязанностям на Кракоа, которое привело к перевесу голосов в Тихом Совете.

Юинг осознанно подпилил одного из своих ферзей, чтобы другой королеве было легче занять место на шахматной доске. И такое решение меня разочаровывает, также как и его предыдущее желание избавиться от Иски Непобежденной.

С другой стороны, интригует введение Джона Айронфайра – последнего воина Сотни Белого Клинка, своеобразного араккийского наследника Магнето, способного управлять своей металлической кровью.

Так смешно, что его зовут Джоном.

Мы уже видели его стариком в «Грехах Злыдня», а сейчас он, скорее всего, будет отыгрывать роль оруженосца изгнанной королевы. Поэтично.

X-Men: Before the Fall — Sinister Four #1

  • Сценарий: Кирон Гиллен
  • Рисунок: Пако Медина

Матушка Праведница и Доктор Стазис встречаются на свидании. Неужели трефовый Синистер воспылал чувствами к клону мертвой жены? Или ведьма играет им ради своей выгоды? И какое место в зловещей семейке занимает Орбис Стелларис?

Хитрый лис Гиллен вроде бы на все эти вопросы ответил, но не до конца. Оставил себе пустое место между строк, чтобы переиграть интриги Синистеров и поменять победителя в последний момент.

Раньше я упоминал, что мне нравится Матушка Праведница за ее имбовость. То есть из волшебного шара она может достать любое заклинание, я не представляю предел ее сил. Но паззл сложился, когда раскрыли, что она создана на основе ДНК Ребекки Эссекс. Из чародейки-обманщицы она сразу становится трагической фигурой. Жертвой мужа, последним напоминанием о старой жизни в Лондоне, уничтожившим в итоге Мистера Злыдня – все мои претензии сняты. И только самого забубенного Синистера в выпуске не хватает, хотя название говорит об обратном.

А что, если Злыдней в выпуске все-таки четыре? Что, если был ПЯТЫЙ Синистер?

Фанатские теории можно свети к двум. Оригинальный Натаниэль Эссекс может быть все ещё жив – именно он мог стать Доминионом из Эры Злыдня. Или же ученый тайно клонировал своего ребенка, и пятым Синистером окажется Морган или Адам Эссекс. Не зря же безымянная мертвая девочка получил имя в ван-шоте?

Впрочем, и без новых Эссексов места для теорий хватает. Шутка, что Злыдень повлиял на ориджины всех персонажей Марвел, вышла из-под контроля:

Я не понимаю, это Ultimate Invasion так всех раззадорил?

О других секретах Мистера Злыдня читайте в его отдельной статье. И вторая часть тоже вышла.

Immortal X-Men #11-13

  • Сценарий: Кирон Гиллен
  • Рисунок: Лукас Вернек

Из всех Икс-сценаристов Гиллен лучше всего показал, что мутанты и без Орхиса были бы обречены на самоуничтожение. После кроссовера «Грехи Злыдня» каждый выпуск превратился в острую дискуссию. Кракоа рушится, и ничего сделать нельзя. Одни участники Тихого Совета уже продались врагам (Себастиан Шоу еще во время Судного Дня ударил по рукам с Матушкой). Другие стали пешками в чужих руках (Колосс контролируется русским мутантом Летописцем по приказу брата, Михаила Распутина, так как Россия конфликтует с Кракоа). Третьи безумны оскорблены поведением товарищей (ее высочество Шторм каждый раз). А четвертые никогда и не были стабильными.

С первого же появления Совета на страницах House of X #6 идея казалась обреченной. Как и Иллюминаты, как и Кабала, как и Совет Ридов. Когда сверхлюди собираются ради управления судьбами, все заканчивается предсказуемо – ивентом.

Почитать о провалах Иллюминатов рекомендую в статье Давида.

И раз уж власть Кракоа окончательно развалилась, можно порассуждать. Реально ли вообще построить демократию в обществе, где мутанты на уровне генов не равны? Должны ли для равновесия на верхушке находиться самые слабые мутанты? Или мутантскому обществу лучше подходит генетическая монархия, когда титул правителя передается самой мощной семейной линии? Или вообще стоило бы создать отдельную касту клонов-лидеров с атрофированными амбициями? Спасла ли бы Кракоа тотальная телепатическая демократия?

Понятия не имею. Но когда обладатели власти идут врукопашную прямо за круглым столом – что-то явно пошло не так.

Еще больше проблем добавила Эра Злыдня. Кстати, идеальный пример, как использовать в континьюти альтернативные миры. Зловещее будущее изначально представлялось как временное, его обязательно бы стерли. Но даже после удаления оно продолжает влиять на основной мир – вскрылось, что Злыдень записал свои гены в базу мутантского ДНК, и теперь уж действительно ничего не будет прежним.

Воскрешение скомпрометировано. Никто не может гарантировать, что в возрожденных не пробудятся гены Злыдня. Чем больше мутантов погибает, чем больше потенциальных Синистеров появляется. А ведь у мутантов был еще и целый Фонд Феникса, где воскрешали простых смертных ради благотворительности. Что будет, если девочка, спасенная от рака, вернется Злыднем?

Кстати, интересный моральный вопрос. Вы бы согласились на возрождение после смерти при крохотной вероятности вернуться моральным уродом?

Судя по анонсам, даже после развала Тихого Совета Кирон будет придерживаться подхода «новый выпуск – новый рассказчик» (стоит отметить, что часто он сохранялся только на уровне обложки). В 14 выпуске мы услышим голос самого острова Кракоа, героиней 15-го станет Селена, а 16 номер уже занял вернувшийся А.

***

Итак, над Кракоа сгустились тучи. Враги объединили все свои силы. Экономика рушится без чудо-лекарств. Пропаганда не на стороне мутантов. Интеллектуальная элита сошла с ума, религия зашла в тупик. У марсианских союзников обнаружились свои проблемы. Власть дала трещину, а гражданство Кракоа получает черт знает кто.

Или давайте взглянем с художественной точки зрения. Дагган беспомощен в роли Икс-архитектора. Гиллен крайне хорош, но даже он не сможет поддерживать драматичное напряжение бесконечно. Юингу тесно в рамках одного только Аракко. Историю духовных поисков Ночного Змея от Спуррье пора подвести к логичному концу. Перси ничего лучше безумного Зверюги не напишет, можно сворачиваться.  А на вопросы в духе «как начать читать современных Иксов?» отвечать все сложнее.

И если раньше я завершал статью оптимистичным Long Live Krakoa, то сейчас девиз должен смениться.

Krakoa Must Fall.

Но вообще после Галы я передумал.

X-Men: Hellfire Gala 2023 #1

  • Сценарий: Джерри Дагган
  • Рисунок: очень много художников

Нас готовили к Падению несколько месяцев. Но все равно было больно читать.

Нимрод рухнул на новых Иксменов прямо в разгар торжества. Стражи Фейлонга атаковали остров с воздуха. Солдаты Орхиса вторглись прямо через мутантские порталы. М.О.Д.О.К. и Стазис активировали биологическое оружие, которое ударило по употреблявшим кракоанские лекарства.

Кракоа в огне. А конечный удар в спину нанесла Мойра.

Чарльз Ксавье сдался. Он отдал телепатический приказ всем мутантам Земли вернуться на Кракоа.

Райский остров превратился в концлагерь – Матушка Праведница запечатала одну из половин Кракоа в магической сфере.

Части мутантов удалось телепортироваться в последний момент. Порталы домой для них остались запечатаны. На самом острове геноцид продолжился – все гости-люди были уничтожены.

Ксавье сбежал из плена в последний момент при помощи Роуг. Мойра восторжествовала. Мечта умерла.

Выпуску удалось главное. Показать последние мгновения величия Кракоа. Вызвать грусть от полного разрушения всех. И оставить злость на то, что все заканчивается так быстро. Вообще все равно, что в комиксах ничего не бывает навсегда, а выпуски с разрушениями лучше продаются – я не хочу видеть конец эпохи Кракоа таким.

На самом деле, все только начинается. Впереди четвертый этап – Fall of X, стартует он в августе и продолжится минимум до декабря.

Что же будет дальше? Финальный ивент? Перерождение Кракоа в виде астероида? Возвращение в особняк? Или новая война с технологиями? С нетерпением ожидаю продолжения.

Avenge Krakoa.

В следующем выпуске: Адская Кухня открыта!

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии