Комиксы Недели #160. Радиоактивные рыцари

1 380

«Excalibur»/«Knights of X» и «New Mutants»!

В сегодняшних «Комиксах Недели» – две Икс-серии. Почему именно они? «Новые мутанты» празднуют 40-летний юбилей, а «Экскалибур» превратился в «Рыцарей Икс» и завершился.

Кроме того, меня очень интересовал вопрос: а как сейчас будут читаться мутантские серии из своеобразного Tier B? Я имею в виду не качество, а в целом важность для статуса Иксменов: если флагманские тайтлы вроде X-Men Red или Immortal X-Men призваны продвигать глобальный сюжет про Кракоа, то Excalibur или Х-Force, как мне кажется, нужны скорее для расширения линейки. А еще чтобы читатель мог передохнуть от важных изменений и заодно посмотрел, как поживают его любимые герои вне основного состава Людей Икс. Но стоит ли эти комиксы читать сейчас?

Подробнее о перезапуске Икс-серий Dawn of X читайте в отдельном гайде.

EXCALIBUR/KNIGHTS OF X

Когда Моргана порабощает Капитана Британия, почетный титул достается его сестре Бетси Брэддок. А раз уж честь защищать Иномирье легла на плечи мутанта, приходит время восстановить Экскалибур.

Excalibur vol. 4 #1-26

  • Сценарий: Тини Ховард
  • Рисунок: Маркус Тоу, Уилтон Сантос и другие
  • Обложки: Махмуд Асрар и Мэтт Уилсон

Так как владение мутантскими силами перекликается с темами избранности, долга и предназначения, то в сеттинге артуровских легенд Иксмены чувствуют себя превосходно.  Внезапная рокировка Капитанов – такой же меч в камне, только сопряженный с дополнительными испытаниями. И если продолжать сравнение, то Рыцари Круглого стола для Бетси подобрались очень интересные: Гамбит, Роуг, Апокалипсис, Риктор, Джубили, ее сын Шого, который превращается в дракона. Звучит интригующе, но Тини Ховард за три десятка выпусков так и не смогла придумать им интересное приключение.

Фэнтези становится пустой тратой времени, когда его автор бестолково использует магию. Ран Тини Ховард большую часть времени проходит в другом мире, но ни разу не появляется чувство, что Иномирьем управляет волшебство. Заклинания тут такие же функциональные, как в последних частях «Гарри Поттера». Когда нужно победить монстров или совершить ритуал для телепортации, то чары всегда находятся под рукой – но «Экскалибур» не в состоянии подарить того ощущения чуда, как будто волшбество подчиняется неведомым законам.

Гамбит теперь кидает карты Таро…. но у нас не хватает времени распробовать новый арсенал.

Из Апокалиписа, Гамбита и Роуг даже в безлюдной пустыне можно было бы вытащить эпик космического размаха – они сами по себе способны генерировать крутые истории.  У Ховард за героев очень сложно зацепиться: чем больше их появляется на странице, тем сильнее они перемешиваются между собой, настолько они все одинаковые и скучные. Зато действительно похоже на Круглый стол, где все равны.

Формально «Экскалибур» должен был подвести к мистическому кроссоверу X of Swords, который происходит в Иномирье. И здесь тоже ждет промах. Прелесть турнирных арков в их самодостаточности: какой бы сложной ни была предыстория, бэкграунд персонажей, цель битвы, в итоге важными остаются только бои. И не то чтобы «Десятки Мечей» нужен был пролог в десять выпусков. Если Хикман захочет объяснить свой ЛОР, то он это сделает своими любимыми схемками, а если пожелает напустить загадочности – будет бросаться туманными названиями и громкими эпитетами.

«Экскалибур» стоило закрыть сразу после кроссовера, но Ховард стоически продолжила комикс. Так как изначальная миссия осталась позади, пришлось выкручиваться: сначала вернулась уничтоженная пару выпусков Бетси, затем мутанты очень медленно отражали атаки деспотичного Мерлина.

В некоторых номерах происходило настолько мало событий, что даже рекап в начале выпуска почти не менялся.

Со стартом новой Икс-линейки Destiny of X некоторые комиксы сбросили нумерацию и поменяли название. Тогда же Excalibur переродился в Knights of X.

Knights of X #1-5

  • Сценарий: Тини Ховард
  • Рисунок: Боб Квинн
  • Обложки: Яник Паккет и Алехандро Санчез Родригез

Мерлин захватил Иномирье. Цитадель Звездного Света обратилась в Цитадель Безумия, а на мутантов объявлена охота. Вызов тирану бросает десять рыцарей во главе с Бетси Брэддок.

Поначалу мрачная обстановка привлекает больше скучных лесов из «Экскалибура».Бетси приходится поднимать восстание против могущественного врага, и в первом выпуске кажется, что у серии наконец появилась осмысленная цель. Рыцари-мутанты будут освобождать мир от злого чародея, попутно сталкиваясь со смертельной магией и жертвуя собой.

Увы, фэнтези про борьбу с тьмой снова не сложилось. От эпичного противостояния с безумным стариком Тини Ховард быстро сворачивает на клише про злых ненавистников Икс-гена. Иномирье так и осталось пустой декорацией для сражений с болванчиками, магия снова используется слабо, а великаны Мерлина подозрительно похожи на Стражей.

Добивает впечатление ужасно скомканный финал.Комикс свернули на полуслове: в Иномирье прибыли силы Кракоа и справедливость восторжествовала. Вся лимитка оказалась настолько незначительной, что ее события легко бы уместились в ван-шот. Да и целых десять титульных персонажей – невероятно много, если учесть, что запоминается только дракон.

Ключевая битва занимает ровно один разворот.

Тини Ховард продолжит историю Бетси в сольном онгоинге (или лимитке?) Betsy Braddock: Captain Britain в феврале 2023, но анонс никакого энтузиазма у меня не вызывает. Ничего не поделаешь, любой комикс становится хуже без Роуг и Гамбит (кстати, они тоже получат серию).

NEW MUTANTS

Переходим к вечным новичкам – Новым Мутантам! В отличие от однообразного «Экскалибура» над серий поработало целых три сценариста и много разных художников.

New Mutants vol. 4 #1-2, 5, 7

  • Сценарий: Джонатан Хикман
  • Рисунок и обложки: Род Рейс

Возможно, Хикману просто хотелось написать один арк про Новых Мутантов, а весь великий замысел с Кракоа шел приложением к нему. Как иначе объяснить веселый балаган?

Мастер-класс как нужно писать рекапы.

Новые Мутанты отправляются в космос для участия в очередных разборках Ши’ар, и как образцовые земляне тут же притягивают к себе неприятности. Вроде бы и судьба галактики на кону, но Хикман отказался от нагнетания пафоса. Вместо этого он сделал все возможное, чтобы передать настрой шумной компании, которая давно не собиралась вместе. Поэтому атмосфера тут потрясающе расслабленная: угроза попасть в инопланетную тюрьму кажется не такой опасной как подкаты Санспота к Птице Смерти!

Даже костюмами и участниками команды комикс старательно возвращает нас в прошлое. Шифр, Мираж, Магика, Карма, Пушечное Ядро – все звезды снова в сборе, как в старой доброй классике.

Официально лучшая инфографика в «Dawn of X» – битва, чей исход предлагается решить бросками кубиков. И такая внезапная настолка только усиливает чувство, что ты попал на встречу лучших друзей.

Если автор кайфует, когда прописывает своих любимых персонажей, то это ощущение очень сложно подделать. И вводный сюжет отлично напоминает: Новые Мутанты вернулись, сейчас самое время их полюбить.

New Mutants vol. 4 #1, 3-4, 6, 8-13

  • Сценарий: Эд Бриссон
  • Рисунок: Флавиано Арментаро, Марко Фэйлла
  • Обложки: Род Рейс, Майк Дель Мундо

Хикман ушел писать свой Икс-эпик, а онгоинг достался Эду Бриссону. По идее он должен был углубиться в будни Кракоа: как проходят миссии мутантов, когда они не спасают мир, а решают свои рядовые трудности? Легко ли переехать на остров и почему простые люди ненавидят мутантское государство? Даже для филлера ответ получился банальным.

Это плохой пример локальных историй, когда они не выбираются за пределы шаблонов. Например, Новые Мутанты спасают девочку, умеющую воплощать кошмары в реальность. Визуально выглядит захватывающе, но сколько уже можно использовать троп про детей с неконтролируемыми способностями? Или борьба Новых Мутантов с толпой ксенофобов –такая типичная ситуация для Людей Икс, что она могла бы происходить хоть в 80-х, хоть в 60-х. Не очень хороший выбор для начала новой эпохи, когда важно показать кардинальные изменения в мире.

Хуже всего получился сюжет про то, как команда пытается остановить сайт со сливами данных мутантов. Бриссону не хватило фантазии придумать остроумное решение конфликта – и Новые Мутанты ломятся в редакцию, как Носорог, и требуют хакеров остановиться. Иначе их данные тоже сольют в отместку – как же страшно… Кракоа – нация будущего, они должны бороться с угрозами такими средствами, какие у людей появятся только через десятки лет. Или хотя бы разбираться с врагами более зрелищно.

New Mutants vol. 4 #14-30

  • Сценарий: Вита Айала
  • Рисунок: Род Рейс, Алекс Линс и другие
  • Обложки: Род Рейс, Кристиан Уорд, Мартин Симмондс и другие

После «Десятки Мечей» место сценариста перешло к Вите Айале, а также вернулся Род Рейс, работавший над аркой Хикмана. Перестановка авторов оказалась очень удачной!

Давайте по пунктам:

  • Удачное сочетание классической команды и новых персонажей. Название как бы намекает, что комикс должен представлять следующее поколение Детей атома, и отдавать все внимание хорошо знакомым Магике или Волчице было бы неправильно. Теперь ветераны сражений занимают место наставников и тренируют детей.

Правда, я сомневаюсь, что «Новые Мутанты» можно назвать хорошим легаси-комиксом. Как второстепенный состав детишки смотрятся классно, однако очень вряд ли следующий автор «Новых Мутантов» обратит на них внимание. Вечная проблема «школьных» серий: «Инициатива», «Росомаха и Люди Икс», «Академия Стрэнджа» – юные герои до сих пор играют роль массовки и ни в кого значимого не выросли. Но это скорее претензия к Большой Двойке, а не к самому комиксу.

Акулий торнадо!
  • Подход к боям основан на комбинации способностей. Сила Кракоа в единстве мутантской нации – если бы не работа сообща, то Пятерка никогда бы не смогла воскрешать мертвых, а Тихий Совет уничтожил себя изнутри (впрочем, это все равно постепенно происходит). Поэтому детей учат справляться не только со своим даром, но и подстраиваться под умения товарищей. Так мы получаем классные совместные приемы, которые начинаются с огненных силовых полей, а заканчиваются единением сознаний в форме ангела! Хороший способ укрепить команду.
  • Больше внимания уделяется жизни на Кракоа, а не глобальным проблемам. За исключением масштабного сюжета про Лимбо «Новые Мутанты» сосредоточены на приземленных проблемах острова. Конечно, только для Иксменов сумасшедший телепат – приземленная проблема, но у Виты Айалы получилось удачно совместить иксовские будни и грандиозные сражения со злодеями.
Король Теней похож на местного Кингпина.

А еще заземление помогает лучше прочувствовать опасность. К примеру, дети хотят вернуть подругу побыстрее и вмешиваются в работу Пятерки. В целом, на команду по воскрешению покушаются в каждом ивенте, и на каждое следующую диверсию смотреть все скучнее. Но когда маленькие мутанты случайно влезают в процесс, сразу становится тревожнее, что они могут безвозвратно что-то сломать. В качестве угрозы дети перевешивают и Мойру, и Нимроду, и Вечных.

  • В каждом выпуске художники удивляют потрясающим артом. Новые Мутанты не сидят на месте, ипутешествия по колоритным местам стали главным достоинством комикса. Две самых чарующих локации с зыбкой реальностью – кошмарный разум Короля Теней и инфернальное Лимбо.

В сломанном сознании Амаль Фарука личность Короля Теней просачивается отовсюду. А Лимбо перемешивает таймлайны и художественные стили: мне больше всего понравилась стилизация под Страну Чудес.

По степени безумия напоминает American McGee’s Alice.
  • Комикс хорош не только битвами, но и проработкой отношений между героями. Так как много внимания уделяется силе единства, героям постоянно приходится искать пути к примирению. А Магике приходится погрузиться в себя стандартным для супергероев способом – встречей со своими вариантами. На самом деле, не совсем мультивселенские копии, но пусть будут варианты.

Главное, что цель Новых Мутантов остается неизменно правильной – прощать прошлые ошибки и учиться жить в мире.

К сожалению, ран Виты Айалы занял всего-то полтора десятка выпусков. С 31-го номера начнется сюжет про новую участницу команды – это Эскапада (Шила Секстон), способная меняться с кем-либо местами. Сценарий напишет Чарли Джейн Андерс, создательница персонажа.

Пара слов об отдельных выпусках:

Dark Crisis: The Deadly Green #1

Герои пытаются справиться с Тьмой, и Болотная Тварь сливается с Джоном Кентом. И от Болотной Супертвари можно было ждать более впечатляющих способностей, чем таскание мебели.

Immortal XMen #7

Судный День продолжается, я все еще далек от ивента. Выпуск про Ночного Змея меня оставил равнодушным, как и предыдущий номер про Шоу. Может, потому что монолог Курта и его прыжки как будто существуют отдельно друг от друга. Или я бы хотел увидеть больше его сомнений. Или мне просто не нравится бородки.

Jurassic League #6

Главная ошибка комикса про Лигу Справедливости с динозаврами – оставить в нем слова. Последовали бы авторы примеру «Первобытного», и сражения Бэтзавра с Джокерозавром стали бы только динамичнее.

Зато мне очень зашла идея сделать Дарксайда анкилозавром. Мне кажется, люди сильно недооценивают потенциал шипастого ящера с булавой на хвосте. Анкилозавр же намного страшнее Ти Рекса с его крохотными лапками и даже круче трицератопса!

Star Wars: Visions #1

Не уверен, что минималистичной истории про месть нужен приквел, но это очень красиво.

А что прочитали вы?

В следующем выпуске: Герой былого, враг грядущего.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии