Комиксы Полумесяца #8. Недогерои и антизлодеи: комиксы про злодеев DC

2 472

Черный Адам, Айви, Джокер и Загадочник!

В восьмом выпуске Луну нашей рубрики поглотила зловещая тьма, ведь все четыре комикса посвящены отрицательным персонажам ДиСи. Так сложилось, что в Большой Двойке именно ДиСи уделяет больше внимания злодейским сольным сериям. Но получилось ли из этой эджи-идеи что-то стоящее?

В результате у нас: комиксизация тредов в Твиттере, претенциозный взгляд на супергероев как на современных богов, подборка несмешных анекдотов и претендент на лучшую лимитку ДиСи 2023 года (хотя не то чтобы там была сильная конкуренция). Попутно вспоминаем важнейшие экранизации ДиСи в истории и рассматриваем превосходный рисунок.

*звуки злодейского смеха*

BLACK ADAM #1-12

  • Сценарий: Прист
  • Рисунок: Рафа Сандовал, Эдди Бэрроуз, Монтос

Черный Адам сражается с Дарксайдом. Черный Адам получает смертельное ранение. Черному Адаму нужен преемник.

Привет из славных времен, когда нужно было напомнить людям о величии Тет-Адама перед выходом фильма. Сейчас уже пыль рассеялась, никому больше доказывать ничего не нужно – осталась только макси-серия от маэстро Приста.

Как обычно, комикс Приста подразумевает под собой «монтаж» большой истории с разбивкой по маленьким главам, часто в нелинейной хронологии. Здесь я бы выделил три линии.

Во-первых, большую часть времени главным героем выступает афроамериканец Малик Вайт – саркастичный юный хирург и потомок Адама, которого тот заставляет стать наследником. По-моему, Прист намеренно пошел на троллинг аудитории. Вас раздражают легаси-персонажи? Тогда вас будет бесить в Малике буквально все.

Начнем с того, что он разговаривает в такой своеобразной манере Уидон-стиля, когда из диалога делают пинг-понг ироничными репликами. Язвительные комментарии в стиле доктора Хауса и все такое. Когда темнокожий Малик временно называл себя Белым Адамом, пожаром от комментариев можно отапливать Аляску. Хотя его окончательное прозвище Молния (BOLT), как по мне, еще более издевательское. И в конце концов, Малика совсем не интересует титул защитника Кандака (могу его понять).

И здесь мутантские террористы пролезли…

Чисто мое мнение: передать силы беспощадного антигероя, которого ненавидит весь мир, врачу, призванному спасать жизни, – идея неплохая. Я согласен, что Малик подбешивает поначалу, но он далеко не худший пример нового героя. У него есть своя харизма, свой стиль, даже какое-никакое окружение Прист ему прописывает. Малик сразу же отказывается играть по правилам мистического мира Тет-Адама – такие странные вещи, как чудо-металл или волшебный кандакский чай, для Малика лишь детали в постановке диагноза. Да, он саркастичный, но в то же время рациональный, благодаря чему комикс местами выглядит как магическо-медицинский процедурал. Кажется, со времен «Доктора Стрэнджа» не видел такого близкого совмещения супергеройской ноши с медицинской.

Второй фрагмент комикса – переписанный ориджин Черного Адама. Честно говоря, по этому комиксу пересказать его очень затруднительно. Прист подкидывает фрагменты предыстории, чтобы показать отношение разных персонажей к Адаму, а уж насколько читатель будет успевать сопоставлять факты – проблема только читателя. Например, Бэтмен считает Адама политическим преступником, поэтому спонсирует оппозицию в Кандаке. Из этого боя узнаем про презрительное отношение Уэйна к Адаму: мол, бывший раб стал диктатором и скорбь по родителям вымещает на своем народе.

А уже в следующем выпуске Малик получает шанс увидеть Тет-Адама как отважного Могучего Адама, каким был Тео до падения. И где недостающее звено между Могучим Адамом и озлобленным диктатором в современности? А его нужно искать в следующем номере, чтоб узнать, почему Адаму надоело служить фараонам. И эта мозаика требует от читателя концентрации, чтобы разобраться в ней.

Да, однажды Прист уже создал таким же закрученным способом один из лучших супергеройских ранов десятилетия – Deathstroke. Однако там у сценариста было полсотни выпусков, чтобы неспешно разобрать механизм, изучить все шестеренки и пересобрать их заново. Сейчас же Прист всего за дюжину выпусков одновременно ретконит прошлое Адама, вводит легаси-персонажа и еще новых врагов. Запутаться крайне просто.

Кстати, драка Адама и Бэтмена как конфликт мировоззрений очень напоминает такой же сюжет из «Дэфстроука».

И третья линия. Космические бактерии, принесенные Адамом из космоса, принимают форму шумерских богов! Их столкновение с Адамом необходимо для долгого размышления, может ли Тет-Адам одновременно оставаться правителем, богом и человеком. Тут Прист аккумулирует все проблемы героев-королей в одном персонаже: стремление изолироваться от внешнего мира от Черной Пантеры, жестокость от Доктора Дума, баланс между человеческим и божественным от Тора, извилистая дипломатия от Аквамена.

Пожалуй, из всех аспектов комикса этот мне был интересен сильнее всего. Именно в линии с богами лор Черного Адама пузырится от странных концепций, но я не могу назвать их сильно оригинальными. Если избежать лишних спойлеров, нечто похожее легко отыскать во многих произведениях про божественную реинкарнации.

А вот арт окупает битвы богов сполна: мощь Адама наконец выплескивается в эпичных разворотах.

После прочтения комикс точно не кажется дружелюбной точкой входа в историю Черного Адама – Прист скорее создал историю, которая должна стать вашим первым и последним комиксом про Адама. Если вы читали про Адама раньше, отретконенные элементы лора могут вас запутать, если же хотите продолжать следить за антигероем дальше… Финал комикса подводит Адама к решающему выбору с завершением его истории.

POISON IVY #1-16…

  • Сценарий: Дж. Уиллоу Уилсон
  • Рисунок: Марсио Такара, Атагун Илхан

После кроссовера Fear State Ядовитый Плющ теряет богоподобные силы и снова становится просто Айви. Похитив секретный токсин на основе грибка, она отправляется в путешествие по Америке, чтобы очистить мир от ненавистных людей.

Короткий тред выводов из комикса:

  1. Цените природу, но желательно убивайте только плохих людей.
  2. Мужики – мусор.
  • Ландшафтный дизайн – лучшая профессия, если ты умеешь выращивать деревья за одну ночь. Можно и на уничтожение человечество забить, что Айви делает уже через шесть выпусков.
  • Заниматься биотерроризмом – плохо. Заниматься биотерроризмом под галлюциногенами – все еще плохо, зато красиво.
  • Абьюзивные мужики-боссы из корпораций – мусор. Впрочем, абьюзивные женщины-боссы – тоже.
  • Злые мужики-ученые – мусор. Не знал, что Флороник-мен aka Джейсон Вудроу служит архиврагом и для Болотной Твари, и для Плющ.

А вы помните, что Джейсон Вудроу был начальником Айви аж в фильме «Бэтмен и Робин»?

  • В любой серии ДиСи должен появиться Бэтмен. Всегда. На всякий случай, стоит в ДНК каждого персонажа ДиСи вшить Бэтмена, чтобы его можно было показать как внутренний голос.
  • Грибок – неосязаемая угроза, передаваемая воздушно-капельным путем, ничего не напоминает? Сценаристка активно использует параллели между грибком и ковидом, но опять сворачивает на неправильный путь чрезмерной социальной справедливости. Айви отказывается давать противоядие зараженной, потому что та против принимать лекарство.

По-моему, отличный повод добавить к цели по уничтожению человечества ещё пару баллов, но комикс это подаёт как путь Айви к исправлению.

В общем, Дж. Уиллоу Уилсон выбирает правильное направление, но постоянно склоняется либо в сторону чудовищно шаблонных выводов, либо в совсем непроходимый максимализм.

В ее комиксе грань совершенно не ощущается между историей и фанфиком. Рассказывать про боссов-мудаков из условного Амазона – хорошее решение, хоть ничего оригинального в нем нет. Но поворачивать историю так, что пришла Айви и взмахом пальца решила все проблемы – слишком наивно.

Самая показательная сцена комикса: Айви с толпой последовательниц (под контролем грибка) идет на трассу, чтобы остановить случайный грузовик с нефтью. Так она предлагает бороться с глобальным потеплением…

Подростковые фантазии о бунте против всех не имеют ничего общего с настоящей борьбой.

Остается только надеяться, что Уилсон хочет показать Айви как пример неправильной экоактивистки. Хотя требовать в 2023 году от людей не воспринимать героев как прямой комментарий – да ну нет, это уже за гранью фантастики.

Как ни странно, лучше всего в онгоинге получается прописывать Харли. У Памелы так расшатана психика, что даже Квинн выглядит для нее голосом разума. Или же Харли нашла свое место как антигероиня, а ее подруге только предстоит это сделать. Или Харли служит хорошим противовесом в отношениях на троих: Айви для душевного баланса нужно общаться и с нарочито заурядной Джанет-из-HR, и с яркой клоунессой. 

В любом случае, достаточно мило. Мне нравится, когда отношения показывают спокойно и без драматичных перепадов, но с толикой грусти.

Обязательно нужно упомянуть рисунок Марсио Такары. Формально он следует проверенной формуле боди-хоррора, сочетая прекрасное (Айви) с отвратительным (гнойные раны и гниение) так, что нельзя оторваться. Но и на другом уровне художник хорошо справляется, когда переплетает спокойные бытовые сцены с грибковым кошмаром.

Вот кто вырастает из детей, которым родители закрывали лицо смайликом.

Изначально серия задумывалась как лимитка, затем как макси-серия, и только потом она стала онгоингом. Поэтому комикс очень легко дробится на сюжеты, при большом желании стоит остановиться на одном из промежуточных финалов: #6 – столкновение с Вудроу и разгадка секрета грибковой заразы, #12 – Айви из вестницы чумы становится источником антидота. Далее начинается арка про возвращение в Готэм, Айви героически расправляется с застройкой нового квартала, но для меня третий арк выглядит уже хождением по кругу.

Не уверен, что продолжу читать – токсичных тредов мне и так в жизни хватает.

И все же у комикса есть еще один козырь. Возможно, где-то в 2030-х годах я задумаюсь, какой комикс лучше всего отражал 2023 год. И Poison Ivy идеально подойдет: начинается с захода на уничтожение всего человечества, а в итоге распыляется на повестку, критику косметической индустрии и ландшафтный дизайн.

THE JOKER: THE MAN WHO STOPPED LAUGHING #1-12

  • Сценарий: Мэттью Розенберг
  • Рисунок: Кармайн Ди Гиандоменико, Франческо Франкавилла                

Один Джокер уезжает из Готэма, чтобы «научить людей веселиться в других городах». Другой Джокер просыпается с простреленной головой. Кто из них настоящий?

Подход к серии чем-то напоминает «Ядовитый Плющ». Айви пытается быть одновременно защитницей слабых и палачом человечества – тут же два Джокера грызут друг другу глотку за первенство. Злодей отправляет за пределы осточертевшего Готэма, так как хочет выйти за пределы возможностей – и все равно все дороги снова ведут в город Бэтмена. Мы видим все преступления глазами отрицательного персонажа – явно наблюдается желание добавить притягательную эстетику массовым убийствам.

В чем они расходятся? Я бы сказал, что ключевая разница в том, к кому обращается персонаж. Айви ведет «дневник» как письмо для Харли (иногда воображаемой, иногда реальной) или для новой подружки – ей важно порефлексировать насчет любой мелочи. Джокеру плевать с кем он разговаривает. У него в голове творятся максимально цинично-меметичные «Мысли Джокера». Даже не так, «Мысли Джокера» + анекдоты с последней страницы сборника кроссвордов:

На собрании мимов выгоняют самого молодого мима.

Он ошарашен: «Я что-то не так сказал?»

Может показаться, что комикс Розенберга откусывает кусочек пирога у скандальных «Трех Джокеров» Джеффа Джонса. Вообще-то нет. Комикс Джонса был длинным высказыванием с объяснением шутки, а если ты объясняешь шутку – ты уже сам объект для шуток. Розенберг сразу дает понять, что ничего деконструировать не собирается. За 12 выпусков два Джокера поочередно творят чернушные джокерские штуки только ради чистого хаоса и развлечения. Значит ли это, что они бегут как собаки за грузовиком без плана?

Почему Бэтмен одевается в черное? Он не хочет, чтобы его подстрелили.

Почему Бэтмен наряжает Робина в яркий костюм? Он не хочет, чтобы ЕГО подстрелили.

Джокерам не нужны планы, Джокеры существуют вопреки теории вероятности. Поэтому марафон насилия в комиксе превращается в «Джона Уика», когда главных героев окружает сюжетная броня такой толщины, что она прогибает весь мир под себя. Все окружение комикса существует только как декорация для одной большой драки «Джокер против всех». На какое бы дно ни закинуло Джокеров, сколько бы стволов на них ни наставили – вообще не важно, в последний момент у Джокера всегда найдется секретная наковальня над головами врагов. Даже если он с пулей в голове прячется от спецназа и Красного Колпака в палате с больными детьми.

Бэтмена на горизонте не видно, поэтому Джокер всегда побеждает в любой драке. Вы либо соглашаетесь с правилами этого аттракциона и перестаете считать патроны, либо ваш скептицизм затормозит вас еще на первом выпуске.

Знаете, в чем отличие между скутером и десятью детьми?

У меня на заднем дворе не закопан скутер.

Особый привкус фантастики комиксу придает условный реализм – чистая комиксная странность вынесена в безумные бэк-ап истории, которые потом складываются в большой твист. Во-первых, большинство из них нарисованы Франкавиллой, что уже однозначный мастрид. Во-вторых, это абсурдные мелодрамы про неудачные влюбленности Джокера, но в конце его все время отшивают/убивают/калечат/заставляют рожать. То Большая Барда бросит под поезд, то Затанна проклянет.

Грустно-веселый сюр на любой вкус. Иногда стеб над Джаредом Лето, иногда история про фальшивые похороны: Джокер подглядывает за прощальными словами своих «друзей». Мне кажется, что все это такое утрированное подсознание Джокера, где ему внутри одиноко – вот и причина, зачем понадобились пляски с двойником.

Кстати, а почему комикс называется «Человек, который перестал смеяться»? Думаю, его бы стоило перевести как «Человек, который остановил смех» – из-за настолько очевидного финала, что он выглядит постиронией. Шутка над шуткой:

Мужчина приходит к доктору и жалуется на депрессию. Мир кажется мужчине жестоким и недружелюбным. Доктор советует лекарство: в город приехал великий клоун Пальячи, способный рассмешить любого. Мужчина начинает плакать: «Доктор, но шутки не могут вылечить ментальное заболевание. Где вы получили медицинскую лицензию?»

Ха-ха-ха-ха-ха-ха.

THE RIDDLER: YEAR ONE #1-6

  • Сценарий: Пол Дано
  • Рисунок: Стеван Субич

Уникальный случай. С момента анонса комикс не выглядел чем-то примечательным. Приквел к фильму «Бэтмен» 2022 года – подобные «тай-ины» к другим проектам в ДиСи выпускают регулярно. Сюжет написан Полом Дано, сыгравшим Загадочника? Уже поинтереснее, но вряд ли актером-сценаристом сегодня кого-то удивить. Рисует малоизвестный сербский художник, да и вообще это очередной комикс про Готэм, из которых скоро можно будет строить баррикады.

И каким-то удивительным образом «Загадочник: Год первый» оказался даже глубже, чем сам фильм.

Эдвард Нэштон работает бухгалтером в сомнительной готэмской конторе. Еще с детства в детском доме он любит цифры, а еще больше – загадки. Странного Эдварда недолюбливают люди. Однажды он раскрывает махинацию в переводах, что спровоцирует события, окончательно расколовшие его разум.

Все по Достоевскому: история маленького человека, до которого никому нет дела, оборачивается трагедией. Тьме вокруг противостоять невозможно.

От болезненного желтого цвета никуда не сбежать.

Как раз в кино мне не хватило этой нездоровой атмосферы, чтобы понять, что же с Готэмом не так: худшее в городе либо пряталось за кадром, либо объяснялось схематично. Комикс же буквально пропитан грязным воздухом безнадежного мегаполиса. Успешным плевать на слабых. За зоомагазином скрывается кровавая схема мафии. Люди сходят с ума настолько, что их единственной надеждой становится человек с ушками летучей уши.

Комикс последовательно подводит к мысли, что появление Загадочника – это закономерность, а не несчастный случай. Он не чудовище и не маньяк, Пол Дано очень убедительно показывает своего персонажа мечтателем, одновременно наивным и очень угрожающим. Задолго до событий фильма Нэштон кажется тем самым неразговорчивым человеком, который может быть как застенчивым мечтателем, так и безумным убийцей.

Но главное достоинство комикса – он помогает посочувствовать бедному Эдварду. Даже в самые мрачные эпизоды он выглядит запутавшимся ребенком. Анонимные сообщения в чате, письма Бэтмену, рисунки на полях квитанций – все это больше напоминает поступки школьника, чем расчетливого криминального гения. Лишенный счастливого детства, Эдвард так и остался подростком-максималистом.

О привязке к экранизации очень легко забыть: лично я встрепенулся только на моменте с крысами из детства Эдварда. На самом деле, комикс больше склоняется к «Джокеру», чем к «Бэтмену». Была бы это самостоятельная лимитка, может, реальность Бэтмена вообще оставалась бы под вопросом. Мальчику нужен был защитник – и он сам себе его придумал.

Но существование фильма Мэтта Ривза расставляет все по местам.

Рисунок Стевана Субича говорит сам за себя. Вообще всем комиксам в подборке повезло с рисунком: Черному Адаму достались величественные сражения и эмоциональные диалоги, Айви – едкие галлюцинации, Джокеру – нон-стоп насилие только ради насилия с обскурными перебивками на юмор. Стеван Субич оставляет их далеко позади – представить нарастающую тревогу в голову Эдварда лучше уже не получится.

К концу комикса пометки с фантазиями Эдварда заслоняют осязаемый мир – среди унижения и страха рождается маска Загадочника.

Один из лучших комиксов Black Label, пока что лучший Бэт-комикс этого года.

Напоследок отмечу, что авторы ДиСи и не думают останавливаться в создании злодейско-антигеройских серий. В следующем году продолжит выходить The Penguin Тома Кинга, стартуют Kneel Before Zod, Dark Knights of Steel: Allwinter #1 про Дэфстроука-берсерка, а также, возможно, лучший комикс года – Sinister Sons с Сынестро и сыном генерала Зода.

А про каких злодеев DC вы бы хотели увидеть комикс? Делитесь в комментариях!

Предыдущие выпуски «Комиксов полумесяца»:

  1. Кто такая Капитан Марвел? Обзор Captain Marvel Келли Томпсон
  2. За секунду до Падения Икс. Какие Икс-серии привели к поражению Кракоа?
  3. Время ниндзя. Daredevil Чипа Здарски и Punisher Джейсона Аарона
  4. Прекрасный Восток, опасный Запад. Demon Days/ Demon Wars Пич Момоко и Dark Knights of Steel Тома Тейлора
  5. Сколько миру нужно Капитанов Америка? Финал онгоингов про Стива Роджерса и Сэма Уилсона
  6. Бабье лето СИМБИОТОВ! Обзор комиксов про Венома, Карнажа, Красного Гоблина и других симбиотов
  7. Цепляющие комиксы Дэна Уоттерса

В следующем выпуске: Падение Луны!

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Комментарии