Как Джокер размножился.
Бэтмен знает! Но это неважно. Джокер знает! Но это неважно! Все все знают! Но это неважно. Ну и тогда ничего имеет значения. Как и, собственно, твой комикс, Джефф. История надувает огромнейший мыльный пузырь, который в итоге лопается со звуком кряхтящего Алана Мура и смеющегося Гранта Моррисона. Первого за*бало, а второму смешно, ведь он смог лучше.
Вот что я написал в 2020 году о комиксе «Бэтмен: Три Джокера» Джеффа Джонса. Еще до Rebirth DC бросили в фанатов Бэтмена мощнейший крючок, который заставил их строить теории и с нетерпением ждать новых комиксов.
Кончилось все это плачевно, как мы знаем. Главные столпы DC Rebith, которые писал Джонс — «Бэтмен: Три Джокера» и «Часы Судного Дня», трагически опоздали на все поезда и были по факту выброшены из континьюити.
И оба пришли на русскоязычный рынок. О первом тут написал Женя, я поговорю о Джокерах.
Джефф Джонс последних лет — человек, который пытается прыгнуть на головы великих авторов и станцевать на них чечетку. Ему недостаточно статуса человека, который вернул к жизни Барри Аллена и написал одни из лучших в истории комиксов о Зеленом Фонаре и Супермене. Надо выдать столп! Столп, на который будут равняться будущие поколения читателей.
И построением этих столпов поверх прошлых он занят сейчас.
В этот раз он говорит с Аланом Муром и Грантом Моррисоном, которые в свое время брали Джокера и выдавали потрясающие истории, врезавшиеся в мифологию комиксов. И если им обоим хватило одного Джокера, то Джефф решил брать числом.
Сюжет о Трех Джокерах с самого первого тизера был кричаще претенциозным. Джонс грозился так перевернуть игру, что мы бы забыли, где потолок, земля и прочие поверхности в пространстве. Мы должны были взглянуть другими глазами на всю историю Бэтмена и клоуна.
На деле же вся история кричаще тривиальна и разочаровывает буквально на каждом шагу. По факту, она не добавляет ничего в мифологию персонажей или во взаимоотношения Бэтмена с Джокером. Мы в том или ином формате знали все поинты, начиная от того, что Джокеру известна личность Бэтмена, до того, что не нужно раскрывать предысторию клоуна.
Самое нажористое, что тут есть — попытка залезть в последствия легендарной «Убийственной Шутки» и рассказать, чем она обернулась. Что Бэтмен тоже знает все и тоже ничего не сделает, как не делает и Джокер. И выходит такой круговорот, где все все знают, но это ни к чему не приводит, как я сказал год назад.
Все бы это могли спасти интересные диалоги или детективная линия, но тут нет ни интересных слов в устах персонажей, ни какой-либо интриги в происходящем. Такое ощущение, что даже ничего не зная о сюжете, практически любой фанат Бэтмена сможет сказать, чем он кончится (читайте спойлерное описание).
И такой слабый импакт можно простить, останься бы сюжет в каноне (нет). Но он утратил свою каноничность и ушел в Black Label, что максимально развязывает руки авторам. И Джонс использует эти руки, чтобы растянуть свой рот в улыбке и гыгыкнуть с тремя разными интонациями, рассчитывая на овации.
Но их не будет.
Однако у комикса есть одно непоколебимое преимущество — рисунок. Джейсон Фейбок проделал потрясающую работу, иллюстрируя все три выпуска лимитки. А Брэд Андерсон приложил все усилия, чтобы эта работа не пошла прахом.
У комикса просто феноменальный арт. И дело не только красиво и технически идеально нарисованных персонажах и их детализации. Вместе с хирургически выверенной раскадровкой каждая панель превращается в произведение искусства, наполняя историю кинематографичностью в духе лучших голливудских операторов.
И это в некотором смысле уравновешивает писанину Джонса. Делает ее пригодной для восприятия, потому что без такого арта у комикса не осталось бы вообще никакого шанса.
Однако все есть просвет даже в самой темной ночи — и здесь эту роль играет результат работы художника и колориста.
Комикс выпущен на русском языке издательством «Азбука».
«Бэтмен: Три Джокера» — делюкс в твердом переплете увеличенного формата с суперобложкой, покрытой выборочным лакированием. Под супером прячется черный кавер с тиснением, изображающим физиономию Джокера.
У книги замечательная печать, толстая бумага, а в качестве дополнительных материалов огромная галерея обложек с разными Джокерами, которые рисовал Фейбок в качестве варианток основной истории.
Это очень красивая книга, потрясающая обертка, в содержимое которой опасно вчитываться, но изучать дюже приятно.
«Бэтмен: Три Джокера» — пшик, который настаивался 5 лет с момента анонса. И не будь его зачин настолько претенциозным, как и желание Джонса прыгнуть выше головы в тройном кувырке, все могло бы сложиться иначе.
Но история не терпит сослагательного наклонения. Джонс захотел выделиться среди прочих и получил заслуженный результат. И ладно бы это было адским мусором или взрывным бредом сумасшедшего, уровня серии «Все звёзды. Бэтмен и Робин, Чудо-Мальчик» (шедевр, прочтите!). Но нет, это серенький проходняк, от чего пожалуй даже грустнее.
Но как артбук Джейсона Фейбока этот комикс работает замечательно. Его можно даже не читать, а просто листать и кайфовать с великолепного рисунка.
Мы должны быть благодарны за существование такого художника. А вот содержание буквально описывается этой картинкой: