КПМ #12. Падение Икс или разбор всех комиксов Fall of X
Комиксы Полумесяца #12. Кракоа совсем уронили – разбираем ВЕСЬ Fall of X!
Луна нашей рубрики взошла над разрушенным Кракоа. После вероломной атаки Орхиса посреди Хеллфайр Галы мутанты потеряли свое государство: одни Люди Икс оказались в плену, другие убиты, а третьи сопротивляются злодеям.
Период Fall of X продлился с августа до декабря 2023 года: он затронул все Икс-онгоинги и породил массу мини-серий. Так как комиксов очень много, я собрал из них тир-лист. Какие серии действительно заслуживают прочтения, а что можно даже не открывать? Результат получился не самый впечатляющий.
Если избегаете малейших спойлеров, вот вам краткий гайд.
Далее вас ждет подробный обзор, а перед ним – список наших предыдущих материалов про современные Икс-комиксы (самые значимые выделены жирным шрифтом):
- Гайд по всем сериям Dawn of X + обзор сборника от «Комильфо» «Люди Икс. Заря мутантов. Том 1»
- Мини-серия Sabretooth
- Hellfire Gala’22
- Онгоинги New Mutants и Excalibur/Knights of X
- Гайд по главным сериям Destiny of X: X-Men, X-Men: Red, Legion of X и Immortal X-Men
- Dark Web – кроссовер Иксменов с Человеком-Пауком и Веномом
- Кроссовер Sins of Sinister, а также Deadpool, Sabretooth & The Exiles, X—Terminators
- Гайд по комиксам, которые привели к Fall of X
СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ!
Tier C (пыль от кракоанских трав)
Нет никакого смысла читать комиксы из этой категории. Можете даже не открывать.
THE ORIGINAL X—MEN #1
Угадайте художника по панели:
- Сценарий: Кристос Гейдж
- Рисунок: Грег Лэнд
Оригинальную пятерку Людей Икс вытаскивает Феникс из альтернативного таймлайна – ей нужна помощь в битве с обезумевшей Джин Грей из другого таймлайна…
Если кратко, всё худшее в комиксах-флэшбэках, помноженное на бессмысленные путешествия во времени и на обводку Грега Лэнда. Вам совсем не нужно знать, что Джины Грей подрались на задворках Мультивселенной. Хуже только тизер команды Росомах, собравшихся на охоту за Натиском, который вылез из Феникса… Даже звучит ужасно.
Правда, один интересный факт я все-таки узнал.
А вы в курсе, что Зверя красили в серый цвет при первом появлении в мохнатом виде, как и Халка?
ASTONISHING ICEMAN #1-5
- Сценарий: Стив Орландо
- Рисунок: Винченцо Каррату
Человека-Льда жестоко убили во время Хеллфайр Галы, но его бойфренд-нелюдь Ромео воскресил мутанта в Антарктиде. Айсмен противостоит Орхису и другим угрозам в любой точке Земли: теперь Бобби может материализоваться в ледяной форме где угодно.
Из всех серий «Падения» данная подделка разочаровывает сильнее всего. Проблема, прежде всего, в самом Бобби Дрейке. У каждого из оригинальной пятерки Иксменов есть своя культовая история, за исключением Айсмена – про него уже не первый раз запускают серию, но каждый раз она оказывается упущенной возможностью. Хотя казалось бы, ледяные способности – карт-бланш для крутых сцен, а из образа веселого шутника можно выжать многое. Даже в этой скучнейшей лимитке встречается куча потенциально интересных концептов. Хотя бы антарктическая ледяная крепость Айсмена!
У комикса была уйма шансов свернуть в неожиданном направлении – Стив Орландо все эти возможности успешно проигнорировал. Можно было бы написать комикс с точки зрения Орхиса: каково пытаться справиться с неуловимым врагом? Его невозможно просто раздавить, ведь он все равно восстановиться – значит, рядовым сотрудникам Орхиса в злодейском офисе пришлось бы решать задачу по «уборке снега». Растопить? Телепортировать на луну? Превратить в мороженное?
Или отношения Бобби и Ромео. Я все ждал, что их роман даст трещину, и Человек-Лед окажется зависим от сил нелюдя. Даже если бы комикс оказался демонстрацией всяких изобретательных фокусов с холодом, он бы все равно получился сносным.
Но ничего такого в комиксе нет. У Орландо фантазии хватает ровно на то, чтобы придумать киборга-поджигателя в качестве врага Айсмена. Разочарование ниже нуля.
ALPHA FLIGHT #1-5
- Сценарий: Эд Бриссон
- Рисунок: Скотт Годлевски
Канадское правительство поручает Полету Альфа охоту на мутантов. Однако в команде происходит раскол: одни супергерои соглашаются гоняться за мутантами, другие выступают против государства…
…однако уже в первом номере нам раскрывают, что все канадские герои на самом деле встали на сторону мутантов.
Канадские Стражи. Ну и где кленовый лист? Или хотя бы клюшки? Больше о разных моделях Стражей читайте в отдельной статье.
Интрига почти сразу же рассыпается, дальше нас ждет классическое «гигантские Стражи нападают на беззащитных мутантов, а супергерои сражаются с роботами». Комикс никак не влияет на глобальную расстановку сил, и даже фанатам Полета Альфа я не могу его порекомендовать.
Вообще идея показать преступления Орхиса в международном масштабе неплохая, только в Канаде, как всегда, ничего интересного не произошло.
WOLVERINE #37-40
А также кроссовер с Призрачным Гонщиком WEAPONS OF VENGEANCE (Ghost Rider/Wolverine: Weapons of Vengeance Alpha #1 + Ghost Rider #17 + Wolverine #36 + Ghost Rider/Wolverine: Weapons of Vengeance Omega #1)
- Сценарий: Бенджамин Перси
- Рисунок: Джефф Шоу, Хуан Хосе Рип, Ибрагим Мустафа
Начнем с кроссовера. Ранее я бросил серию Джонни Блейза на 5 номере и ничуть не жалею: если она такая же унылая, как Weapons Of Vengeance, то внимания не стоит. В каждом номере Бен Перси выдавливает зрелищные сцены по капле, на 90% разбавляя их болтовней и очень длинными трансформациями в Гонщика.
Вот что вы ждали от встречи Логана и Призрачного Гонщика? Росомаху в адском пламени? Так он всего-то едет на байке по прямой. Драку двух героев? Ей уделяют пару панелей в конце. Перси так долго заставляет ждать того, ради чего все собрались.
А после кроссовера сценарист вышел покурить и больше уже не возвращался. Далее следуют тим-апы на один выпуск, где Логан колесит по миру и по очереди объединяется с Халком/Капитаном Америка/Черной Пантерой/Человеком-Пауком, чтобы пошатать Орхис. И в них ничего не происходит! Эффект от комикса такой же, как если бы Росомаха четыре выпуска резал мыло.
Подозреваю, и кроссовер с Гонщиком должен был занять один номер, но комбо «когти + горящий череп» шло в комплекте с «легкие деньги от продажи вариантных обложек».
Этот комикс не заслуживает Хуана Хосе Рипа, хотя художник очень хорош в кровавом трэше. Жалко, ему не повезло с напарником.
REALM OF X #1-4
- Сценарий: Торунн Гренбекк
- Рисунок: Диогенес Невес
Прямиком с Хеллфайр Галы несколько мутанток случайно телепортируется в Ванахейм.
Серия вогнала меня в смятение. Я дочитал ее буквально пять минут назад, но вся история выветрилась у меня из головы буквально сразу же. Только путем сложнейшего брэйншторма я вспомнил, что там была злая Опал Сатурнайн, и еще Тифозная Мэри наезжала на Магику. Да в целом и все.
Эпоха Кракоа очень часто заходила на территорию фэнтези, и комикс Гренбекк – наглядная демонстрация «что у нас было – что мы потеряли». Даже «Экскаллибур» Тини Ховард имел какой-то смысл, пока служил плацдармом для «Десятки мечей». Из него хотя бы можно вспомнить переход титула Капитана Британии к Бетси Брэддок или сына-дракона Джубили.
Сейчас же это лишь халтурная заглушка, которая даже до уровня Ховард не дотягивает. Причем с очень вялым сопровождающим текстом, пытающимся передать бодрый настрой. Сатурнайн стала скучной злодейкой, волшебство иного мира выражается только в блеклых орках, о переживаниях Магики забудут с последним номером филлера.
Поставил серию на второе место среди худших только благодаря необычному составу команды. Вряд ли мы в ближайшее время увидим Мираж, Тифозную Мэри и Пыль в сражении плечом к плечу.
JEAN GREY #1-4
- Сценарий: Луиза Симонсон
- Рисунок: Бернард Чанг
После смерти Джин Грей попадает в Белую Горячую Комнату: там она переживает разные моменты своей жизни, только события в них развиваются по-другому. То есть фактически «Что, если?», только с повышенной концентрацией Феникса.
И этим все сказано – читать комикс стоит только самым преданным фанатам Джин Грей. Возможно, понравится также любителям покопаться в отсылках, так как их тут тьма: от переписанных первых приключений Людей Икс до фанфика про «Инферно». Также прилагаются рассуждения про возрождающую силу любви.
Смысл от прочтения лимитки нулевой, такой же флэшбэк в бесперебойном конвейере лимиток-флэшбэков. Формально комикс призван объяснить, как вернется Джин, но на самом деле он только портит интригу в «Бессмертных Людях Икс» Гиллена.
Также такое быстрое возвращение из мертвых ощутимо бьет по трагическому накалу «Падения». Повторилась история с последствиями Дня М: самым заметным мутантам силы быстро вернули, а страдать оставили только третьестепенных статистов. С жертвами Fall of X получилось так же, только тут даже несколько месяцев не прошло.
Зато обложка прекрасна:
Продолжаем карабкаться наверх.
Tier B (у Кракоа был шанс)
Небезнадежные серии, но до совершенства далеко так же, как и до Аракко.
X—FORCE #43-47
- Сценарий: Бенджамин Перси
- Рисунок: Роберт Гилл
Завершение арки с Распутиными и Летописцем: Колосс избавился от контроля Михаила и вырвал брату сердце.
Развязка такой драматичной линии оказалась максимально банальной. Даже не пришлось придумывать никаких мудреных способов, как справиться с всемогущим Летописцем, способным росчерком пера менять реальность. Пришло время собирать игрушки – и Перси бесцеремонно смел все свои линии в корзину.
Стоит читать, только если за 4 года вы сильно привязались к данному незатейливому онгоингу.
Забавно, что Бен Перси прописывает свою роль в эпохе Кракоа через Летописца: его «Сила Икс» и «Росомаха» никогда не играли значительную роль в общем сюжете, но он оставался наблюдателем от начала до самого конца.
Кто бы мог подумать на стадии первых анонсов, что таким человеком окажется Перси с его боевиками.
THE INVINCIBLE IRON MAN #9-12
- Сценарий: Джерри Дагган
- Рисунок: Андреа Ди Вито, Иг Гуара, Хуан Фригери
Противостояние Тони Старка и Фейлонга продолжается. Розовый миллиардер все еще штампует Стражей при помощи технологий Железного Человека, только теперь Тони не один – он заключает стратегический союз с Эммой Фрост, проще говоря, они женятся!
На самом деле, происходящее сложно назвать настоящей свадьбой. Их фиктивный брак служит лишь отвлекающим маневром ради проникновения в разум Фейлонга. Скорее всего, «развод» последует сразу же после завершения Падения. Так что никакой совместной ипотеки и семейных посиделок с Кукушками, можем расходиться.
Дагган прописывает пару только как напарников в борьбе против Орхиса – и затянувшийся тим-ап выдыхается задолго до бракосочетания. Может, в боевых миссиях Старк еще выглядит хорошим компаньоном для Эммы, но их динамика между флиртом и подколками вызывает лишь неловкость.
Вообще упоминание пары ЖЧ и Белой Королевы появилось еще в History of the Marvel Universe в 2019 году: Марк Уэйд затизерил их свадьбу как одно из многих возможных событий в будущем. Тогда это была лишь шутка, но в Икс-офисе ее восприняли как блестящую идею.
Пока Дагган вообще не смог убедить, зачем оно нужно. Железный Человек так себе вписывается в мир мутантов, а настоящей историей любви тут и не пахнет. Я бы предпочел, чтобы свою сольную серию получила бы Эмма. Пока ЖЧ переживает заурядные приключения ЖЧ, у миссис Старк-Фрост развивается своя напряженная шпионская линия. И новое ампула Эммы мне нравится куда больше бестолковой линии новой брони Старка: Белая Королева скрывает личность и блокирует способности особым кольцом. Стоит воспользоваться телепатией, и «стелс» провален – небо заполонят Стражи Орхиса. Приходится быть очень осторожной и идти на риск.
Линия Фейлонга только тянет время, пока его можно будет снести с арены. Сделка Старка с Фиском забавляет, но и этот союз уже очень скоро бесследно исчезнет. Все такое временное и ненадежное, поэтому совсем не приносит удовольствия.
Надеюсь, следующий автор «Железного Человека» даст свежий старт персонажу, а для Эммы найдется место в новой серии «Людей Икс».
DARK X-MEN #1-5
- Сценарий: Стив Фокс
- Рисунок: Джонас Шарф
До последнего рассчитывал на этот комикс, но под конец он развалился. Фактически никаких Темных Иксменов тут не собирают: есть Мэдлин Прайор, управляющая Посольством Лимбо, и ее поклонник Хавок, есть темные делишки Азазеля и Эмплата, есть драки Архангела и Гамбита против Орхиса, а еще есть клон-киборг Росомахи по имени Альберт. Как таковой команды нет. Их пути пересекаются, только когда Орхис хочет получить личное Церебро Мэдлин – Корону Пощады.
Опять же серия могла быть намного лучше, если бы хоть у кого-то было желание написать креативный комикс, а не отработать чек. Хотелось увидеть, как мутантские антигерои и злодеи жестоко наказывают ксенофобов – получил же очередной боевик, еще и использованием проклятой Мультивселенной. Вендетта Китти в X-Men Даггана куда лучше демонстрирует кровавую месть, чем эта якобы мрачная лимитка!
Главный минус в перегруженном касте. Стив Фокс не потрудился расписать линии всех мутантов, чтобы они в конце слились в кульминацию. Получилась суетливая беготня, где ты понятия не имеешь, какого же ноунейма сейчас порешили.
Советую ознакомиться только с первым номером. Он отлично раскрывает нынешнее положение Мэдлин Прайор в роли властной хозяйки Лимбо и Алекса в роли ее верного пса.
А все смерти в течение лимитки… Кого вообще волнует судьба Азазеля. Наверное, только меня.
Кстати, насчет мутантов-злодеев. Если после перезапуска Людей Икс откатят к истокам, стоит ли ждать новую версию Братства? Во время марафона «Эволюции» словил себя на мысли, что последний раз читал хорошую историю про Братство злых мутантов еще аж в Uncanny X-Force Рика Ремендера.
CHILDREN OF THE VAULT #1-4
- Сценарий: Дениз Кэмп
- Рисунок: Лука Мареска
Меня подвели завышенные ожидания. Очень перспективный сценарист Дениз Кэмп (20th Century Men) дебютирует в Марвел, да еще берется за такой концепт, как Дети Хранилища (пост-люди, выращенные с особой зоне с ускорением времени – фактически они воплощают будущее человечества спустя тысячи лет). На стадии анонса комикс выглядел как авторская фантастика про войну с обществом завтрашнего дня. А получили мы довольно предсказуемую филлерную битву на задворках континьюти.
После краха Кракоа Дети Хранилища освободились из тюрьмы и приступили к преображению мира. В их планы входят «мягкая» эволюция населения Земли, которую переживет около половины процента человечества – помешать им собираются Бишоп и Кейбл.
Комикс читается как подражание Хикману, но выполненное со слишком серьезным лицом. У Кэмпа нет ни одной идеи, способной убедить в том, что Дети Хранилища – это Дети Будущего. Их дары людям оборачиваются предсказуемым троянским конем, только чтобы сценарист с умным видом рассказал нам, как опасно заражение ИДЕЯМИ. Такой скучный заход не стоит такого количества пафоса.
И заканчивается все тем, что громадные пушки из 90-х все равно оказываются эффективнее любых продвинутых технологий Хранилища.
Возможно, тут действительно есть скрытый подтекст о том, что ничего лучше экстрима 90-х в комиксах так и не придумали. Возможно, есть неплохая попытка противопоставить Кейбла и Бишопа как отпечатки разных альтернативных таймлайнов. Но лично я не увидел в серии ничего, что могло бы заставить меня ждать новые комиксы Кэмпа (а он, к слову, будет писать новых Ultimates).
Tier A (R E S I S T & R E A D)
Может, и не шедевры, зато хорошие тай-ины к Fall of X.
UNCANNY AVENGERS #1-5
- Сценарий: Джерри Дагган
- Рисунок: Хавьер Гаррон
Капитан Америка ради помощи угнетенным мутантам собирает Отряд Единства из Роуг, Моне, Псайлок, а также околомутантских Ртути и Дэдпула. Со стороны Орхиса Стазис и М.О.Д.О.К. выдвигают фальшивого Капитана Кракоа: пока Циклоп остается в плену, самозванец устраивает теракты и ворует ядерный арсенал.
Для Fall of X Дагган пишет целых три комикса: если флагманский X-Men – более-менее серьезный боевик, а The Invincible Iron Man задумывался как шпионская мелодрама, то Uncanny Avengers – дурашливый ситком. Настроение в комиксе точно как в «Стражах Галактики» или в давнем ране Даггана на «Дэдпуле»: все валяют дурака, а пафосные персонажи поэтому выглядят еще большими идиотами.
Кэп играет точно такую же роль, как Колосс в «Дэдпуле»: морализаторский дух доведен до абсурда, когда Стив толкает перед толпой чуть ли не проповедь. Туповатый Пузырь не замечает, что за зеленой маской скрывается импостер. Дэдпул ведет себя как Дэдпул. А лже-Капитан Кракоа –карикатурный Алтимэйт Капитан Америка..
Формально «Невероятные Мстители» служат и детективом, когда читателям предлагают разгадать личность Капитана. Если обращать внимание на кучу подсказок, то сообразить легко… Это Гидро-Кэп из рана Спенсера!
В обзоре онгоингов двух Капитанов Америка я жаловался, что идеальному Капитану не хватает идейного противника, этакого оппозиционного Капитана для альтрайтов. Похоже, Гидро-Кэп как раз займет нишу. Его финальная речь зеркалит наивное бойскаутское выступление старомодного Стива – и даже если учесть, насколько он не прав, то звучат его тирады намного убедительнее и злободневнее.
Пока не понятно, будет ли Стражински подхватывать идею противостояния с «трамповским» Капитаном в своей серии, но это то, что нужно современным комиксам про Стива Роджерса.
В остальном, комикс радует неплохой химией и легкими шутками, а на фоне напыщенно трагичных комиксов «Падения» смотрится особенно выгодно. Встречаются в нем и очень крутые вау-моменты: например, как Дэдпул спасает Роуг от ядерного взрыва, передавая исцеляющий фактор, а потом два обугленных скелета наблюдают за волной огня. Или Кингпин, выступающий человеком-свидетелем в пользу мутантов – реакция Бена Уриха бесценна.
Очень хорошая серия – жаль, ограничились только пятью номерами.
X-MEN BLUE: ORIGINS #1
- Сценарий: Саймон Спуррье
- Рисунок: Маркус То, Уилтон Сантос
Фактически ван-шот служит ответвлением от Uncanny Spider-Man, однако я решил вынести его отдельно. Все-таки история важная, так как существенно ретконит биографию Ночного Змея, Мистик и Судьбы.
Как и у многих мутантов, при первом появлении Курта Вагнера его ориджин не раскрывали. Изначально Крис Клэрмонт планировал сделать его сыном Кошмара, однако сценарист «Доктора Стрэнджа» Роджер Стерн был против использования злодея из его рана. Также Стерн был редактором Икс-комиксов в то время, поэтому смог заблокировать идею Клэрмонта.
Тогда Крис пошел еще на более рискованный шаг – Курт должен был оказаться ребенком Дестини и Мистик. Якобы Рейвен превратилась в мужчину и оплодотворила подругу, то есть стала для синего ребенка и отцом, и матерью одновременно. Однако и от этого твиста отказались по понятным причинам (слишком смелая и странная идея для 80-х).
Мистик все же раскрыли как маму Курта, но отец оставался загадкой. И только в 2003 году другой сценарист Чак Остин наконец представил второго родителя. Им оказался новый персонаж – древний злой мутант Азазель, также напоминавший демона, только красного. Он захотел использовать Курта и других своих детей для захвата, Иксмены ему помешали и так далее.
Как легко догадаться, ван-шот Спуррье восстанавливает историческую справедливость и делает Судьбу Кошмаром и делает Мистик отцом-матерью Курта. Понадобились чудеса комиксной континьюти-акробатики.
Если кратко, Рейвен вышла замуж за барона Вагнера и спала с Азазелем, но ее сердце принадлежало только Ирен. А Дестини увидела в своих видениях, что если Азазель не получит от Мистик ребенка, то мутант-черт сожжет весь мир. Поэтому любовницы пошли на хитрость: при помощи преображения Рейвен использовала Азазеля как донора ДНК во время игр в домино с Дестини – родился ребенок с генами Азазеля, но в то же время ребенок Рейвен и Ирен. А потом парочка сама обратилась к Ксавье, чтобы стереть из памяти Мистик подробности рождения сына.
И только после Галы телепатический барьер в голове Мистик пропал, и вот у нас все шансы увидеть счастливую семью вместе.
Самое удачное время для такого реткона. История Мистик и Дестини плотно переплелась с расцветом Кракоа, а раскрытие их тайны хорошо укладывается в их сюжетную линию. Конечно, выглядит эта история странно, но что вы хотели от лоскутного одеяла из кучи историй?
Мне не нравится только статус Азазеля. Пока здесь его показывают как чудовищную угрозу, ради которой устроили санта-барбару, параллельно в Dark X-Men рогоносца сожрали мимоходом… Не знаю, мне кажется, в Азазеле был больший потенциал.
X—MEN #25-29
- Сценарий: Джерри Дагган
- Рисунок: Стефано Каселли, Хавьер Пина, Фил Ното, Джошуа Кассара
Лучший выбор, если вы давно не читали Икс-серии, но вам интересно, что же творится с нацией Кракоа.
Дагган еще раз услужливо объясняет всем подзабывшим, что же стряслось с мутантами, почему нам нужно ненавидеть Орхис и как мутанты собираются из передряги выбираться. Будет ли интересно читать тем, кто и так внимательно следит за комиксами? Сначала долгая экспозиция с повторами надоедает: если читать параллельно все лимитки «Падения», от одинаковых болванчиков Орхиса начинает подташнивать.
Но затем Дагган превращает серию в антологию с разными историями о переживании Иксменами краха своего величия. И пускай глобальный сюжет от этого разваливается на куски, зато мы видим, как сильно перевернулась жизнь бывших кракоанцев.
Как и Перси, Джерри Дагган находился в Икс-лодке с самого прихода Хикмана, только вел он постоянно разные серии. Еще в самой первом онгоинге про Мародеров сценарист взялся за преображение Китти Прайд в Красную Королеву. А «Падение» доводит ее до финальной стадии – кровавая ниндзя-ангел возмездия.
Свой дар Прайд использовала ради безжалостного истребления врагов. Бывшая Призрачная Кошка сменила имидж на бесшумную убийцу с катанами – вот теперь точно можно увидеть, как опасна неосязаемость, если себя не сдерживать.
Такой же вырвавшейся злобы я бы хотел от остальных серий. Чтобы мутанты перестали сражаться в полсилы и выплеснули на Орхис максимум своих «казней»: от крио-бомб Айсмена до песчаных бурь Пыли. К сожалению, пока выйти на тропу настоящей войны позволили только Китти.
Совсем другая история у Огненной Звезды. Во время атаки Орхиса Джин Грей успела внедрить Доктору Стазису фальшивые воспоминания, что Звезда изначально была шпионкой людей. Анжелика заперта в незавидном положении двойной агентки: ее с удовольствием разорвут на куски, и свои чужие. А еще Звезде приходится наблюдать за пытками других мутантов и держать себя в руках.
Один из самых интригующих статусов в «Падении», на котором хотелось бы задержаться подольше. Но Дагган перескакивает на другую интересную идею – личная мутантская гвардия Доктора Дума.
Не припомню, чтобы раньше поднималась тема, каково живется мутантам в Латверии. Зато сейчас мы знаем: в ответ на возвышение Кракоа Дум собрал свою личную пятерку «Иксменов». Больше похожих на суперсолдат, чем на супергероев.
Латверийских мутантов еще развивать и развивать в будущем, тем более, самого опасного так и не показали. Вспомнит ли кто-нибудь про это ружье?
Также комикс напоминает, что у Людей Икс много не только врагов, но и друзей: легкий филлер про знакомство Распутиной с Фантастической Четверкой разбавляет безнадегу.
Итак, X-Men Даггана – компетентный комикс, и он отлично проведет вас через «Падение».
Tier X (мастрид)
В выборе лучших комиксов «Падения» обошлось почти без сюрпризов.
MS. MARVEL: THE NEW MUTANT #1-4
- Сценарий: Иман Веллани, Сабир Пирзада
- Рисунок: Адам Горхэм, Карлос Гомез
Для Мисс Марвел 2023 год выдался тяжелым. Сначала очень странная смерть в «Человеке-Пауке», нужная для только для новых мучений Питера Паркера. Градус абсурда возрос, когда Марвел пытались сделать трагичный ван-шот про смерть Камалы, но уже было известно, что она воскреснет на Кракоа. Максимально скомканно ее успели представить как нелюдя-мутанта, и сразу же началось Падение Икс – тоже спорное решение. А еще фильм «Капитан Марвел 2» провалился, что вряд ли добавило Мисс Марвел популярности.
Этот хаос никак не настраивал на хорошую серию. К тому же, одной из сценаристок заявили Иман Веллани, игравшую Мисс Марвел: как будто в Доме идей настолько отчаялись продать комикс, что пришлось привлекать звездный маркетинг.
Но все получилось! Очень бодрый старт для хорошего комикса про Мисс Марвел.
Мисс Марвел помогает мутантам в подпольной борьбе с Орхисом, в то же время это и хорошая сольная лимитка. Мы буквально оказываемся в голове Камалы, на которую свалилось слишком много проблем. И теперь ей нужно разобраться в себе, кто же она: нелюдь, Чемпионка, мутант или просто супергероиня?
Комикс даже можно назвать новым ориджином. На наших глазах для героини обновляют окружение (Университет Эмпайр-стейт, где нужно выведать тайны Орхиса) и очень поднимают ставки насчет тайны личности (при малейшем провале камеры Орхиса рассекретят личность Камалы). Да и Орхис тут выдумывает план посложнее, чем просто нагнать кучу убийственных машин. Написано очень легким языком, рисунок отлично передает богатый спектр эмоций Камалы – приятный янг-эдалт, который в самый раз было бы прочитать на летних каникулах.
Пока серия обнадеживает, и это огромное достижение для Икс-франшизы, чье будущее кажется смутным. Получится ли сделать из Камалы новую «Китти Прайд» своего времени? Очень хотелось бы.
Далее следуют завершения лучших ранов эпохи Кракоа, но тут есть два подвоха. Во-первых, два комикса из трех все-таки не заканчиваются – только финалы серий вынесли в отдельные лимитки. Во-вторых, если лучшими оказались существующие серии, возникает логичный вопрос: а зачем вообще было клепать столько мусорных лимиток? Вопрос в пустоту.
X-MEN: RED #14-18
- Сценарий: Эл Юинг
- Рисунок: Илидирай Синар
Пока на Земле мутантов терроризирует Орхис, на Аракко разгорелась гражданская война. Генезис отобрала власть у Шторм, чтобы провозгласить возвращение к старым обычаям выживания сильнейших – в ответ Ороро возглавила сопротивление.
Знаете, что напоминают последние выпуски «Красных Людей Икс»? Финал Fables Билла Уиллингхэма. Когда спустя 150 выпусков уже понятно, что с комиксом остались только самые преданные фанаты. Посторонним людям уже очень сложно объяснить хитросплетения громоздкого лора, а оставшимся читателям не так важно, скатился комикс или нет. Единственный важный для них вопрос: кто же победит в марсианской игре престолов?
Ключевое различие в том, что у Юинга не было полторы сотни номеров. Одновременно и плюс, и минус. Мы уже вряд когда-нибудь узнаем, скрывалась ли в пафосе араккийских фигур масштабная сага или герои эпоса изначально были полыми. Помешал ли Юингу развернуться малый объем (всего 30 с чем-то выпусков, если считать SWORD) или же помог скрыть схематичность истории? Если бы комиксу выделили еще десяток номеров, придумал бы Эл Юинг, например, более хитроумное использование Ураноса или разбавил бы лишние номера филлерами?
Из-за скоротечности сага о Братстве Аракко не успела ни достичь высот, ни скатиться. В последних номерах возникает странное чувство: ты вроде бы должен понимать надрывную трагедию персонажей, но последний раз ты слышал о них так давно, что вообще перестаешь воспринимать происходящее. Все элементы космического фэнтези крайне сложно удержать в голове, чтобы они сложились в единую картину. Постоянно витает чувство, что ты нечто упустил.
Несмотря на приближение краха Иксменов, Юинг продолжает невозмутимо рассказывать свою сагу языком легенд, и его упорство подкупает. Если смириться с высоким порогом входа, то перед вами предстанет эпик о сражении двух императриц за душу Аракко. Тонкости лора Амента или посоха Аннигиляции еще могут ускользнуть, но кульминация последней битвы – точно нет. Вот что такое настоящая война в комиксах – беспощадное сражение с жертвами и подвигами, а не стыдливое War на обложках кроссоверов.
Не лучший онгоинг Юинга, а скорее мечта об эпичном космическом онгоинге, которая сбылась лишь отчасти. Но все равно она восхищает.
И самое удивительное в финале – мутанты Шторм победили-то! На фоне постоянных фиаско этот триумф выглядит таким же шокирующим твистом, как оправдательный приговор на суде Орхиса. Означает ли поражение Генезис то, что Марс останется за мутантами даже после сворачивания эпохи Кракоа?
UNCANNY SPIDER-MAN #1-5
- Сценарий: Саймон Спуррье
- Рисунок: Хавьер Пина, Ли Гарбетт
После падения мутантского государства Ночной Змей скрывается под маской нового Человека-Паука. Что за белый бамф появился у него на плече? Как он сумел обмануть детекторы Стражей? Кто из паучьих врагов объединился с Орхисом? С кем Курт окажется в постели на этот раз и решит ли он свои проблемы с матерью? Последние два пункта никак не связаны.
Серии Спуррье дважды закрывали, но он все-таки смог поставить логичную точку! Мне кажется очень правильным, что линия Курта заканчивается не битвой с каким-то могущественным манипулятором из астрального плана – все и так было, даже дважды. Арка Курта заключалась в попытке понять, не сбились ли мутанты с правильного пути, пока строили новое общество. И вот сейчас, когда мутансткое общество потеряно, Ночному Змею нужно доказать себе, а сможет ли он снова стать обычным героем? Вполне.
Для начала это отличный комикс про Человека-Паука, только Убийцы Пауков подменены Стражами, а Стервятник получил апгрейд. Сам образ дружелюбного соседа Курту очень подходит. Но Спуррье не был бы собой, если бы не подошел к маскировке Прыгуна с интересной стороны.
В какой-то мере комикс иронизируют над типичными паучьими историями. Питеру вечно выдумывают новые проблемы в отношениях? А Курт всего через пару страниц уже целуется с Серебряной Соболью! Тетю Мэй нужно спасать, и Питер не может с ней нормально поговорить? А Ночной Змей налаживает отношения с Мистик. Даже город не ненавидит нового Паука, а наоборот очень заинтересован в «Пауке-Демоне». Стоило только людям показать хвост…
В общем, комикс про Человека-Паука, из которого выкачали все нытье и кликбейт, зато никуда не делись полеты над ночным городом и увлекательные сражения со злодеями. У Спуррье получилось и удачно попрощаться с персонажем, и оставить Ночного Змея в отличной форме для следующих сценаристов.
IMMORTAL X-MEN #14-18
- Сценарий: Кирон Гиллен
- Рисунок: Лукас Вернек, Пако Медина, Хуан Хосе Рип
Серия буквально про «мы все виноваты в этом %@#е».
В предыдущих комиксах нам предлагали наблюдать за жертвами последствий Падения – у Гиллена же в центре внимания непосредственные участники краха Кракоа. Так как Тихого Совета больше нет, то и от формата смены рассказчика в каждом выпуске отказались. Последний арк переплетает вместе три линии, ставящих крест на мечте о мутантском превосходстве. Пиковая точка Fall of X – если собираетесь прочитать только одну Икс-серию, то Immortal X-Men остается лучшим комиксом всей инициативы с Кракоа.
Первая – предатели Шоу и Селена хотят заполучить деньги Кракоа. Никакое возмездие их не настигает – они беспрепятственно выходят сухими из воды вместе с украденной казной. И это отличный поворот, как я считаю. Может быть, глобальное зло в лице Орхиса и Нимрода в итоге будет наказано, но мелкие корыстные предатели все равно всегда смогут выкрутиться.
Вторая – Исход, Дестини и Хоуп ведут тысячи бежавших мутантов через пустыню. Да, вот настолько библейская отсылка, но не спешите вспоминать плохим словом Зака Снайдера. Гиллен придумал очень элегантный твист, как совместить религиозный подтекст с самоиронией и неожиданным использованием Икс-лора. Народ мутантов оказался в Белой Горячей Комнате, то есть испытание пустыней или позже явившимся Апокалипсисом – лишь образы из их воспаленного разума Исхода. Тюрьма идей, куда он сам себя и поместил своей фанатичностью, чем воспользовалась матушка Праведница.
И третий сюжет – на опустевшем Кракоа одинокий Чарльз бродит по острову и общается с Мистером Злыднем, который все еще остается у него в голове. Выглядит как прощание Гиллена со своим персонажем. Еще во времена первого рана на Uncanny X-Men сценарист превратил Синистера из мрачного затворника в эксцентричного циника. Гиллен углубился в мотивы Злыдня, дал ему Зловещий Лондон и отобрал его, переписал происхождение через четверку клонов и создал целую Эру Злыдня – и сейчас пришло время собирать камни. От Злыдня не осталось ничего, кроме позерства и ужимок, как и от амбиций Ксавье – на месте гениального лидера из House of X остался только разбитый отшельник.
Финал комикса принадлежит Синистерам. При помощи силы порабощенной Джин Грей Матушка через Белую Горячую Комнату сумела достичь Доминиона… только чтобы тоже узнать, что ее опередили. Все Четыре Синистера провались – так кто же стал Доминионом?
Что ж, основных теорий было три:
- Оригинальный Натаниэль Эссекс выжил и использовал клонов как марионеток.
- Есть секретный пятый Синистер.
- Эссекс клонировал и своего погибшего ребенка, чтобы тот стал Доминионом.
Правильной оказалась вторая – место Доминиона занял искусственный интеллект Энигма, тайное пятое творение доктора Эссекса. Ведь ничто не сможет так эффективно победить роботов, как более продвинутый робот!
И самое интересное. О существовании Энигмы нам намекали еще с первого номера!
А если еще сильнее углубиться, то можно вспомнить Defenders: Beyond, где также фигурировала некая корона!
Гениально.
В целом, Fall of X оставляет гнетущее впечатление. Хорошие раны выходят на финишную прямую, средние сценаристы не получили второго дыхания, а куча тай-инов лишь забивают эфир в ожидании финала.
Пачка посредственных серий окончательно хоронит гранд-план Хикмана по кускам. Издательство как будто посылает нам сигнал: идеи House of X/Powers of X больше не будут работать, даже не надейтесь, а для верности мы угробим их филлерами и ужасным сценарием. Dark X-Men закапывает в землю концепт всеобщей амнистии для мутантов-преступников, Alpha Flight – международные интриги вокруг появления государства Кракоа, Realm of X – магическую составляющую, The Invincible Iron Man – конфликт с людишками на уровне бизнеса и так далее. Все наработки Хикмана сносят самосвалом – они скатились до банальных драк со злой организацией «гомофобов». Даже самые смелые концепты превращаются в пыль без талантливых авторов. А их время подошло к концу.
Лебединая песня эпохи Кракоа начнется с января. Отзеркаливая начало, закроют глобальный сюжет Fall of the House of X Даггана и Rise of the Powers of X Гиллена. Immortal X-Men и X-Men: Red получат эпилог в виде мини-серий X-Men: Forever и The Resurrection of Magneto. Остальные серии также завершаются – уже в июле стоит ждать старт новой Икс-линейки.
Krakoa R.I.P.
В следующем выпуске: Возрождение легенд!
Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!