Обзор комикса «Гражданская Война II» от Marvel

4 166

Новогодний обзор-лонгрид комикса Marvel.

«Гражданская Война II» — самый новогодний глобальный ивент Marvel Comics и по совместительству один из худших, если судить по абстрактному уровню «разочарования» фанбазы, комиксов последних десяти лет. Хотя бы потому, что сценаристом и идейным вдохновителем масштабного противостояния 2016-го стал небезызвестный Брайан Майкл Бендис — человек, во многом воспитавший российских фанатов супергероики и сформировавший культуру чтения разноцветных книжек в СНГ. В общем, для многих Брайан персона неприкосновенная — таковым он был вплоть до ухода из «Дома Идей» в 17-м и переезда к конкурентам в «мрачное и реалистичное» DC. Где, к слову, успел отметиться лишь парой занятных серий, до смешного скучной лимиткой-триллером, а также Наоми — очередной героиней, которая, как и Рири Уильямс из Marvel, была списана с одной из приемных дочерей* Брайана и Алисы (жены Бендиса).

Сходу интересный факт: да, у Бендисов достаточно большая семья, и, да, Брайан так любит двух своих дочерей, что вписал их в контьюнити Большой Двойки. Причем сделал это так хорошо (речь не о самих героинях — относиться к ним можно по-разному), что Наоми уже получила собственный сольный сериал (ныне закрытый), а Рири успела засветиться в MCU и свой сериал на стриминге Disney.

На фото: приемная дочь Бендисов, Табата (с которой и списали Рири Уильямс), и жена Брайана, Алиса.

Скажу как человек, который прочел абсолютное большинство истории Брайана в Marvel, уже разобрав половину из них в тематических материалах про начало карьеры и злосчастный импринт нулевых. Не дай бог вам вспомнить о многочисленных самоповторах, фигурирующих у Бендиса с первых больших онгоингов; бестолковом сливе Мстителей Курта Бьюсика, от которого западные поклонники команды и по сей день плюются кислотой; переоцененном «Дне М» с неуместным конфликтом людей и мутантов; Черной Кошке и ее блевоте на костюме Паркера из Ultimate Spider-Man; откровенно никчемной Secret War или четвертом томе Avengers, который в целом не принято обсуждать в приличном обществе. В общем, Бендис — один из авторов, из-за которого я так или иначе страдаю уже на протяжении более семи лет пока продолжаю писать о комиксах. 

Именно поэтому в этот Новый год я решил выступить адвокатом Дьявола (внезапный камбэк рубрики?), попытавшись защитить вторую «Гражданку» от некоторых популярных претензий. 

Один из аргументов вы, собственно, уже могли сформировать на основе баттхерта выше:

На самом деле, Брайан Майкл Бендис всегда был автором средней руки — просто раньше вам было комфортно из-за отсутствия объемной сравнительной базы. Это не значит, что Брайан стал хуже писать — дело в том, что ваше восприятие произведений изменилось. 

И сходу второй и третий:

В выходе второй «Гражданки» виноват не Брайан, а Аксель Алонсо и актуальный (на тот момент) руководящий состав издательства, пытающийся навариться на успехе MCU с релизом очередного блокбастера. Если бы не выход кино-кроссовера от братьев Руссо, возможно, ивент и вовсе не увидел зеленый свет. 

Если говорить начистоту, вторая «Война» практически не отличается от первой: оба события, как и прочие масштабные кроссоверы, страдают от невозможности авторов прописать внятные характеры основным действующим лицам. К тому же «Гражданка» 16-го, при всех ее минусах и очевидных косяках, банально на голову выше номинального AXIS.

Дизайн Таноса уровня Лайфилда, серьезно.

Стартует сиквел с очередного события, которое изменит вселенную Marvel навсегда™: под туманами терригена появляется Улисс — вчерашний подросток, а ныне могучий нелюдь, способный, как считают Алтимейтс* и Кэрол Дэнверс, видеть будущее. Используя свои силы, юный Улисс извещает нелюдей и супергероев Штатов о надвигающихся угрозах, будь то появление нового космического захватчика или возвращение Таноса на Землю. Однако очень скоро видения предсказателя приобретают враждебный характер: если до этого Улисс каким-то образом делился информацией о вторжениях извне, то позже герой показывает Халка, зверски разрывающего бывших товарищей, или смерть Капитана Америка от рук Майлза Моралеса. На фоне разногласий героев между «нельзя наказывать человека, если он еще ничего не нарушил» и «можно предотвратить преступления до их совершения» и строится основной конфликт ивента. Тони Старк в несвойственной ему (по первой «Гражданке», хе-хе) манере указывает на риски, сопряженные с контролем и наказанием за неслучившиеся деяния, когда как Кэрол Дэнверс занимает позицию судьи, пытаясь таким образом обезопасить планету и облегчить работу Мстителей и Ко.

*Нет, не «тех самых Алтимейтс», а других — из 616-й. Да, такие тоже есть. Возможно, однажды вы прочтете про них, когда я дойду до пятой (да, их будет много) части разбора Ultimate Marvel.

Сюжет же, если так поразмыслить, стоило назвать «Мстители: Противостояние: Гражданская Война», ведь комикс во многом берет за основу и преобразует столкновение идеологий из второго сольника Роджерса. По сути, Дэнверс, ведомая желанием спасти всех и вся от еще несуществующей угрозы, недалеко ушла от Александра Пирса и «Гидры», которые хотели контролировать отдельных граждан из «группы риска» (впоследствии взявшись за все общество) путем тотальных репрессий и наказания за мыслепреступление в духе Оруэлла. Мотивация действующих лиц при таком раскладе как будто даже понятна. Когда как Железный Человек, на собственном опыте ощутивший груз ответственности за инструменты общественного контроля (вспоминаем конфликт с Осборном из первого тома серии Мэтта Фрэкшена), указывает на необходимость свободы мысли, Капитан Марвел пытается заполнить преследующее чувство вины «выполнением долга перед человечеством». Не помогают разрешению конфликта и трагические смерти сразу нескольких ключевых героев: предсказания Улисса становятся косвенными причинами убийства Роуди (который вообще-то встречался с Кэрол) и Брюса Баннера, а также комы Джен Уолтерс. Которая, весьма иронично, выступает в начале сюжета с рассуждениями на тему свободы мысли. 

Уже сев за обработку фотографий, понял, что смерть Старка от рук Кэрол Дэнверс — референс на аналогичную смерть Роуди от рук Таноса. Типа символизм, что Кэрол сама стала угрозой. 

В общем, конкретный концепт однозначно интересен по множеству пунктов: тут и продуманный (в зачатке, правда) идеологический конфликт, и переосмысление сюжета из MCU, и даже метанарратив с критикой необдуманных поступков героев первой «Гражданской Войны». Проблема в том, как все сочетается друг с другом: несмотря на мои нахваливания, Дэнверс в книге ведет себя как истеричка с паранойей, когда как Тони раз за разом ловит «нервное срывище».

Стоит учитывать, что вместо одних идиотских поступков и переиначивания образов тут другие идиотские поступки и переиначивания образов, так что ситуация не стала лучше. В целом, первая и вторая «Гражданки» идеально иллюстрируют выражение про шило и мыло.

К слову, о «срывище» и прочих шутках: спасибо ребятам из «Комильфо», что искренне пытаются сделать текст Брайана благозвучнее. Потому что в оригинале диалоги, поверьте, порой так или иначе скатываются на уровень фанфика от случайного графомана. 

Другой неоспоримый плюс события — отсылки, которые мы так любим (хотя тут как посмотреть, само собой). Впервые читал вторую «Гражданку» еще в момент ее выхода, в 2016-м, потому и не смог оценить множество активно разбросанных референсов писателя как к другим крупным сериям, так и к собственным творениям. Например, Тони обращается к Доктору Стрэнджу не иначе как «братюня по бородкам»*, что отсылает к Invincible Iron Man 2015-го с аналогичной шуткой Старка. Помимо этого, то и дело в сюжете мелькает и Старик Логан, чью линейку незадолго до этого как раз писал Брайан, и Майлз Моралес, и молодой состав Людей Икс, и «уличные» Защитники, выход сольной серии которых состоялся уже после ивента. По-прежнему удивляюсь тому, что Бендис так и не смог вставить в серию Броненосца и Бесславного Дума.

Да, это та самая сцена, которую развирусили на мемы. 

Зато Стражам Галактики место все-таки нашлось — даже тематические тай-ины в рамках Grounded и временного переезда команды на Землю появились. Правда, фанатам Таноса их лучше не читать. Из того периода в целом запомнился только Star-Lord Чипа Здарски, но это уже просто мысли вслух.

Особняком выстроились анонсы из Civil War II #8, которые должны были подготовить фанатов к новым эпическим историям, но по факту оказались, мягко говоря, преувеличены. Среди них: Monster «мы как Джек Кирби, базарю!» Unleashed Каллена Банна (которую читали еще меньше людей, чем мои обзоры на русскую альтернативу), Inhumans vs. X-Men, «Секретную Империю», статьи про которую можете оценить вот здесь, Киллрейвен из 2002-го*, очередной «День минувшего будущего», очередная «Эра Альтрона» и единственный по-настоящему сбывшийся сюжет про Короля Тора и некро-Локи

Интересный факт: у постапокалиптического Киллрейвена планировалась собственная мини-серия за авторством Киркмана и Лайфилда. Как вы могли понять, «планировалась» не ровно «вышла», и именно поэтому около сотни страниц комикса по-прежнему лежат в столе у Лайфилда. Напомню, что оба автора так или иначе пострадали от прошлого руководства издательства ввиду личных конфликтов с Бревуртом, Кесадой и Ко. 

Ну и, говоря откровенно, шутка Старка про «я больше не полезу в идеологический конфликт с Кэпом» смешит до сих пор. В отличие от сцены с Тони и Улиссом, которые «мило беседуют».

Не знаю почему, но лично меня эта панель искренне выбивает из колеи при каждом прочтении.

Само собой, говоря о плюсах комикса, нельзя не упомянуть художника ивента — Дэвида Маркеза. Вот тут стоит отойти от «шутливого» повествования, подчеркнув, что Дэвид — один из лучших художников нашей эпохи, чьи работы лично для меня занимают почетное место рядом с творениями Пич Момоко, Марко Кеккетто и Марка Брукса. И пускай визуал во второй «Гражданке» выглядит слабее остальных работ Дэвида (порой даже Invincible Iron Man 15-го) ввиду укороченных дедлайнов, расширения серии на восьмой выпуск и рождения ребенка (Дэвид даже шутил про усталость от «Гражданки» в соцсетях), непревзойденный стиль, потрясающая мимика, насыщенные тени и цвета все также на месте. 

Это точно не Instagram*, собственность компании Meta, признанная экстремистской организацией в России, честно. 

Именно из-за навалившихся на художника задач, некоторые развороты повторяются по несколько раз, будь то сцена убийства Роджерса или драка Старка с Дэнверс. По случаю советую полистать Defenders 2017-го, насладившись новым (на тот момент) дизайном Электры и прекрасным боями.

Напоследок я подготовил аргумент, который, на самом деле, перебивает большинство моих проблем с комиксом. Дело в том, что — и это я абсолютно серьезно — «Гражданская Война 2» и по сей день остается одним из немногих сюжетов, действительно «изменившим вселенную Marvel»*. Именно вторая «Гражданка» стала основой для многолетнего конфликта Дженнифер Уолтерс с ее внутренним «я», для сюжета с ПТСР Джеймса Роуди, для осознания и последующего принятия Тони Старком себя как ИИ, для интриг Роджерса из «Гидры», для распада Стражей Галактики, для возвращения Халка в качестве бессмертного монстра, для создания стрит-левельных Защитников и многих других историй. Кажется, что в последний раз такой масштаб последствий наблюдался разве что в ивентах нулевых и Secret Wars Хикмана. В общем, что-что, а с заготовками под новые произведения Бендис справляется на «отлично» уже больше двух десятилетий.

Забавный факт: в «Истории вселенной Marvel» (которую у нас издали в двух форматах) полностью отсутствуют упоминания ивента Брайана. Есть и Secret Wars Хикмана, и Spider-Verse Слотта, и Inhumans vs. X-Men* Соула, и Secret Empire Спенсера, и War of the Realms Аарона. Буквально каждый основной кроссовер 616-й, кроме «Гражданки». 

Забавный факт #2: почему-то в «Истории вселенной Marvel» серия называется X-Men vs. Inhumans, хотя официальное название по-прежнему Inhumans vs. X-Men. Не знаю, зачем вам это знать, но раз уж я увидел, то почему бы не поделиться. Если вы видите этот факт, знайте, что ГлавВред все же решил нормально отдохнуть в новогодние праздники и не вчитываться в материал.

И разве не ради этого мы читаем глобальные события? Вообще, не совсем. 

При всех достоинствах, что я отметил выше, хочется напомнить, что вторая «Гражданская война» получилась потенциально интригующим и интересным, но откровенно бестолковым ивентом, который разваливается на части сразу по нескольким причинам. Виной тому и уже приевшийся слог Брайана (которого, кажется, тогда совсем перестали редактировать), и отсутствие проработки конфликта двух идеологий, и убитый в зародыше характер Дэнверс, и никчемные клиффхэнгеры. Никчемные до такой степени, что многие западные читатели всерьез считали, что Бендис выставит Улисса новым «тайным злодеем» ради быстрого завершения войны героев. Сцена с пустошью из седьмого номера — все еще один из самых бесполезных плот-твистов (ради плот-твиста) за всю историю современного Marvel. 

Серьезно, я читаю комиксы уже семь лет, но «грандиозного замысла» сцены так и не понял. И как вообще смерть Старка и конфликт с Дэнверс могли привести 616-ю к миру Old Man Logan? Кроме того, получается, что Росомаха из этого парта — еще один вариант. Которых и так уже много.

По изданию: уже привычная твердая обложка, стандартные 163×245 и 296 страниц, на которых, кроме основного ивента (Civil War II #0-8 + материалы из Free Comic Book Day 2016) расположилась галерея альтернативных обложек. В этот раз без интервью, набросков и анонсов. 

Пока не забыл: то, как структурирована история в #0, #1 и FCBD, заслуживает отдельной медали. Так перемудрить с хронологией событий надо еще постараться — удивительно, но Marvel Comics всерьез слили главный триггер истории и одно из ключевых событий в выпуске «Дня бесплатных комиксов», впоследствии лишь пару раз сославшись на тамошнее столкновение персонажей с Таносом и смерть Роуди.

Не обошлось и без альтернативных обложек. Всего три штуки (тираж каждой — 50 копий): для московского «Чук и Гика», питерского «Двадцать Восьмого» и Comics Fans Community. На удивление, вариантка для комиксшопа СПб все еще не распродана, так что поторопитесь.

«Гражданская Война II» — одна из самых спорных и разочаровывающих серий прошлого десятилетия от главного сценариста Marvel 00-х. Как минимум, из-за ничтожно растраченного потенциала: уверен, при должном подходе сиквел 2016-го с легкостью затмил бы убогое лоскутное нечто под покрывалом «социального триллера» от Марка Миллара. Тем не менее все же советую отечественное издание к покупке сразу по нескольким пунктам: хотя бы из-за визуала Маркеза и Ко, а также вклада события в актуальное развитие издательства. Просто потому что такие книги нужно иметь у себя на полке, чтобы помнить, как плохо порой было раньше.

Кроме того, напоминаю, финальный, восьмой выпуск глобального события из-за расширения линейки и последующих переносов вышел 28 декабря 2016 года.

В этот же день я написал свой обзор Civil War 2. Так много времени прошло. — прим. ГлавВреда.

В общем, «Гражданка II» непреднамеренно стала глобалкой, которая у многих до сих пор ассоциируется с Новым годом, Рождеством и длительными выходными. Думаю, это лишний повод порадовать себя и приобрести книгу по случаю праздников, ненадолго погрузившись в странный и откровенно сомнительный период Marvel середины 10-х годов. 

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Комментарии