Hail Hydra! Обзор комикса «Капитан Америка и Мстители. Секретная Империя. Пролог» 

4 262

Проходимся по темным периодам жизни Капитана Америка с новым сборником.

Сегодня я самый ненавистный человек Америки, а Дональд Трамп баллотируется в президенты!

Ник Спенсер сразу после выхода скандального Captain America: Steve Rogers #1, май 2016-го

Капитан Америка — один из самых разносторонних персонажей Marvel, особенно недооцененный на территории современного СНГ. И это вовсе не удивительно: герой, закрепившийся в умах читателей и зрителей как «икона капитализма и несбыточной американской мечты», всегда откровенно выбивался на фоне других персонажей «Дома Идей». Хотя бы тем, что остальные не одевались в флаг Штатов, агитируя голосовать за демократов и «спасать» страны третьего мира от переизбытки нефти. К слову, я это только что выдумал — такого нигде не было (хотя кто-то мог уже шутить на тему). Однако, по мнению большинства людей, решивших осознанно не вчитываться в истории про героя, все выглядит именно так. Примерно на том же уровне, что истории про «космического иммигранта с буквой S». 

Ироничнее всего то, что Капитан Америка большую часть своего существования абстрагируется от образа «национального супергероя», активно позиционируясь авторами как «защитник всех, независимо от их нации, цвета кожи и вероисповедания». В итоге последние два десятка лет Стив представляется скорее политическим оппозиционером и воином справедливости, борющемся с устоявшейся системой и ее деятелями. Небольшая ретроспектива: Роджерс идет наперекор американскому правительству в «Гражданской Войне» (осуждаю), сражается с Норманом Осборном во время «Осады», раскрывается как стратег уже после отмены «Инициативы», становится одним из руководителей Щ.И.Т.а и критикует методы Марии Хилл. Уже после «Гидро-Кэпа» Роджерс уходит в свободное плавание в серии Марка Уэйда, становится народным героем и собирает новый состав Мстителей, который в первую очередь нацелен на защиту всей Земли, а не только Америки (подробнее в Avengers Джейсона Аарона). Кроме того, из недавнего можно вспомнить линейки Та-Нахаси Коатса 2018-го и Джексона Лэнзинга с Коллин Келли 2022-го, где Капитаны по-прежнему держали дистанцию с американским правительством. 

Или прочитать комиксы рана Эда Брубейкера, когда Капитаном Америка был Баки Барнс. Предыстория в «Капитан Америка: Красная Угроза. Полное Издание», затем «Смерть Капитана Америка», а потом «Капитан Америка Жив!». — прим. ГлавВреда

В общем, «Капитан Америка», кем бы ни был носитель почетного титула, зачастую проявляет себя как классический супергерой, нежели марионетка конкретного государства. Даже в Ultimates 2 было что-то похожее: тамошний Роджерс, несмотря на страстную любовь к Америке и отмороженное критическое мышление, решает уйти в самоволку с остальными участниками Алтимейтс. При том, что это Ultimate Marvel, который целиком и полностью сшит из непонимания авторами персонажей и сеттинга.

Об этом поговорим уже совсем скоро, как закончу собирать материалы на тему.

Возвращаясь к восприятию героя в СНГ, стоит отметить, что сольные серии Капитана в дефиците еще со времен ИДК. Из ярких представителей на рынке вспоминаются сюжет Эда Брубейкера, изданный коллегами из «Фантастика Книжный Клуб», «Скорбь» от Parallel Comics, выпуск «Чудесных Моментов» и несколько книг Hachette Коллекции. Разбавить скромный список книг про Кэпа призвана новинка от издательства «Комильфо» — «Секретная Империя. Пролог» авторства Рика Ремендера («Отряд Икс», «Токийский Призрак») и Ника Спенсера («Человек-Муравей», «Арчи и Сабрина», Amazing Spider-Man).

Стоит отметить, что «Пролог» нельзя назвать полноценным сюжетом вроде тех, что обычно выходят в отечественных комиксшопах. И уж точно издание не предназначено для знакомства юных читателей с объемным лором Капитанов. Как и любое другое подспорье к глобальному событию, книга собрана с целью ответить на вопросы «как?» и «почему?», но не «кто?» или «где?». Проще говоря, здесь дадут лишь необходимый для понимания будущего ивента контекст, опуская некоторые интересные детали.

О которых расскажем чуть подробнее ниже, закрыв дыры между арками.

В общей сумме книга насчитывает обрывки четырех отдельных сюжетов от двух сценаристов: 

  1. Столкновение с Железным Когтем, в ходе которого Роджерс лишается сыворотки суперсолдата;
  2. Проводы пожилого Стива в качества Капитана Америка и передача титула Сэму Уилсону;
  3. Основная часть ивента Avengers: Standoff! про утопическую тюрьму Марии Хилл и Кобик;
  4. Старт Steve Rogers: Captain America с раскрытием плана Красного Черепа и «Гидро-Кэпом».

Автором первых двух историй, Captain America (2012) #21 и #25, выступил Рик Ремендер — культовый писатель, из-под пера которого вышел, например, любимый фанбазой «Веном» с Флэшем Томпсоном. Как и в случае с линейкой симбиотического солдата, Рик значительно расширил каст вспомогательных персонажей и заложил в мифологию героя несколько ключевых событий. Из того, что могут вспомнить поклонники комиксов сейчас: дебют детей Золы, Иэна и Джет; столкновение с Арнимом в измерении Z и последующее сражение на Земле-616; конфликт интересов с коллегами из Щ.И.Т.а и последующее поражение в схватке с Железным Когтем. Собственно, именно это событие отражено в #21: спасая из последних сил гражданских, Роджерс теряет сыворотку суперсолдата и становится стариком.

Ожидаемо, крайне пафосный, но важный номер, к которому у меня лишь одна претензия: если прочие арки, представленные в сборнике, можно читать без контекста, то местное столкновение — сплошные вопросы и непонимание. С другой стороны, коллеги из «Комильфо», как и западные друзья из офиса редакторов Marvel, снабдили читателей небольшим рекапом (главное, чтоб не Рек-Рапом) прошедших сюжетов. 

Помимо битвы внутри «Гунгнира», Ремендер выступил автором Captain America #25 — полноценного дебюта Сэма Уилсона в роли нового Капитана Америка. Поворот был крайне ожидаем, хотя некоторое время фанаты спекулировали на тему позиции Иэна Золы в рамках релаунча серии. 

Небольшая сноска, которая напрямую не связана с материалом: Иэн впоследствии стал приемным сыном Стива Роджерса и Шэрон Картер, а также принял титул Номада. Из неприятного: вы не найдете парня в сериях Ника Спенсера и Та-Нахаси Коатса, поэтому о существовании «какого-то сына Капитана Америка» многие просто не догадываются. Из приятного: Иэн принимал активное участие в недавнем кроссовере Cold War с Барнсом-Революцией. А если хотите почитать о Иэне обособленный сюжет, советую обратить внимание на Hail Hydra 15-го, выходящей при Secret Wars.

Из Hail Hydra #1

Говоря простым языком, Капитан-Сокол, несмотря на острую реакцию «поклонников комиксов» в СНГ, — взвешенный, логичный и крайне приятный плот-твист, который в моем личном топе делит позицию с превращением Джейн Фостер в Тора. Почему? Во-первых, из-за эмоциональной связи Сэма и Стива — герои пробегали друг с другом ни один десяток лет, раз за разом доказывая преданность друг другу и общим принципам. Во-вторых, Уилсон — умный и харизматичный персонаж, который не полагается исключительно на грубую силу. В-третьих, «суперсолдат» без суперсил — отличный концепт, которого так не хватало в окаменевшем конфликте героя. Тяжело писать комикс про почти идеального солдата, которому тем временем поклоняются простые люди, — необходимо выдумывать преграды на пути.

Сразу после финала Captain America 12-го Ремендер написал мини-серию All-New Captain America — первое сольное приключение Уилсона в образе Капитана. Там же Сэм встречает Змеиное Общество (ждем в полнометражном фильме), Барона Земо, Кроссбоунса и прочих популярных злодеев сюжетов про Кэпа. В сборнике этой серии нет, так как ее события: 1) не особо важны для будущей жизни героя; 2) шли сразу перед Secret Wars от Джонатана Хикмана, которая «перезапустила» некоторые истории и нумерацию серий. В общем, просто знайте, что такой комикс существует.

Период работы Ника Спенсера над сериями Капитанов в книге стартует с Avengers: Standoff! — яркого и захватывающего кроссовера с «неоднозначными» антагонистами, как это любили делать в середине десятых.

Дождемся издание второй «Гражданки» — вот там я и оторвусь на обзоре!

Сюжет Standoff берет свое начало с Плезант-Хилл — уютного провинциального городка, населенного исключительно позитивными и приятными людьми. На улице нет гопников и воришек, вечерами можно спокойно прогуливаться по парку, не переживая за свою жизнь. Единственная проблема Плезант-Хилл — все его население состоит из суперзлодеев разной степени паршивости. Город — одна огромная и крайне неэтичная тюрьма, созданная Марией Хилл, Эриком Селвигом и Кобик. Которая, если вы вдруг не знали, является разумной частичкой Космического Куба с личностью ребенка.

Интересный факт: Эрик Селвиг — как и Дарси Льюис из недавней Scarlet Witch — впервые появился именно в MCU, и лишь после в комиксах. Персонаж, который дебютировал в сольниках Тора, стал одним из центральных героев эпоса Ника Спенсера и, фактически, «приемным отцом» юной Кобик. Впоследствии о персонаже быстро забыли (потому что он умер), поэтому увидеть доктора можно только в сериях Ника: Captain America: Sam Wilson и Captain America: Steve Rogers.

Далее — спойлеры к серии Captain America: Steve Rogers. Читать на свой страх и риск!

Основная проблема Standoff, которую невозможно отметить при прочтении «Пролога» (спасибо офису Marvel и «Комильфо»), — абсолютно неадекватная загруженность кроссовера спин-оффами. Сборник содержит в себе все основные комиксы события (номера «Альфа» и «Омега», а также сольную серию Уилсона), не считая приквела Welcome to Pleasant Hill, при этом полностью исключает тай-ины. Среди которых и странные «Иллюминаты», и «Агенты Щ.И.Т.» по мотивам одноименного шоу, и пара линеек Мстителей. И даже без многочисленных ответвлений, Standoff преимущественно подкупает концептом и последствиями, но не самим сюжетом. Ник Спенсер придумал отличную идею, но при этом не смог ее грамотно реализовать: история ощущается рваной и несогласованной между собственными же частями кашей. Не добавляет плюсов Standoff и ненужная затянутость ради увеличения количества выпусков. Комикс могли превратить в лаконичную и яркую арку-кроссовер на стандартные 3-4 номера с эпичным возвращением молодого Стива, однако политика издателя оказалась непоколебима. 

К слову, относительно недавно с такой же проблемой столкнулась Ли Уильямс: The Trial Of Magneto изначально планировался как один из основных сюжетов нового X-Factor, однако руководство Marvel настояло на выпуска отдельного мини-ивента. X-Factor же просто закрыли за ненадобностью.

По итогу имеем отличный, с точки зрения задумки, сюжет со столкновением ключевых для мифологии Капитана персонажей (Роджерса, Барнса, Уилсона и Джонса), но слабым исполнением ввиду будущих планов Спенсера и маркетинговой тактики. Ознакомиться с кроссовером точно стоит хотя бы ради той самой тюрьмы Плезант-Хилла, художников юбилейного номера, пафосных монологов и размякшего от старости Крейвена в праздничном колпаке. 

Нет, он не клон, скрулл или двойник. Да, он из нашей реальности. Да, такая вот булочка.

Отдельно советую оценить не вошедший в книгу Welcome to Pleasant Hill — весьма атмосферный выпуск-прелюдию авторства все того же Ника Спенсера и обожаемого в СНГ Марка Багли. 

Говоря же об уже легендарном «Хайль Гидра» в исполнении Капитана, нельзя не отметить культурную и общественную значимость сюжетов Ника. Его линейка про Сэма Уилсона стартовала с выступления, в котором новый Кэп строго обозначил свою непричастность к текущему правительству США и личное желание помогать людям вне зависимости от их национальности, вероисповедания и прочих внешних атрибутов. Помимо этого, еще в первом номере серии Сэм спасает мексиканских граждан от Змеиных Сынов — террористической организации праворадикалов, своими масками отдаленно напоминающие представителей Ку-Клукс-Клана. Хороший, казалось бы, поступок перерос в нелепый скандал автора с Fox and Friends. В эфире западной программы сценариста обвинили в некорректных нападках на «консерваторов» и дешевом пиар-ходе с новым Капитаном (потому что Сэм «кхм, афроамериканец»). Однозначных злодеев-ксенофобов, угрожающих женщинам и детям, в то же время просто окрестили «американцами, обеспокоенными количеством нелегальных иммигрантов». 

Из Captain America: Sam Wilson #1.

К слову о том, что неадекватные люди находятся в каждом месте нашей удивительной планеты.

Нетрудно догадаться, что пугающий плот-твист Captain America: Steve Rogers #1 стал одним из самых резонансных событий весны 2016-го. За титулом «самого ненавистного человека Америки» в сторону Спенсера последовал хэштег #SayNoToHYDRACap и бурная реакция фанбазы Marvel, в том числе и Криса Эванса. Автор активно раздавал интервью, раз за разом проговаривая очевидное «Кэп не клон, скрулл, двойник или пришелец из другой вселенной», пока Reddit и YouTube в течение целого месяца разрывался от многочисленных теорий. 

«Я был очень удивлен размахом реакции. Не помню, когда в последний раз что-то, произошедшее в комиксах, расстраивало такое количество людей.»

Раскрылось все уже во втором номере серии: в изменениях виновата Кобик, переписавшая личность и прошлое Роджерса под мировоззрение Красного Черепа. Позднее сюжетный поворот получит более подробное и массивное объяснение в духе «Кобик создала другую реальность с Капитаном Америка из Гидры, а позже заменила оригинала на двойника». Сделано это было Ником для создания лазейки в финале «Секретной Империи» — прежнего Стива возвращают в строй, лишая вины за совершенные его вариантом действия.

Подробнее об этом поговорим в обзоре одноименной книги, а пока советую почитать «Доктор Стрэндж: Проклятие» — мистический кроссовер во многом строился на последствиях сражения с Гидрой. 

Отдельно хочется выделить и возвращение Ника к теме, затронутой еще Риком Ремендером в первых выпусках Captain America 2012-го — Джозеф Роджерс. Во многом сюжетный поворот с «Хайль Гидра» выделяется именно за счет флэшбэка из альтернативного мира, в котором Син вербует мать будущего Капитана Америка в террористическую организацию. И именно Джозеф Роджерс становится поводом для подобных метаморфоз культового героя. Если в 616-й юный Стив и Сара не сдались, продолжая работать в условиях Великой Депрессии 30-х, то в другом мире бесконечные попойки и избиения отца семейства привели к роковой перемене в истории США и всей цивилизации. 

Из Captain America vol. 7 #1.

Это вам просто пища для размышлений на тему «период не так прост, как кажется».

Касательно издания — «Комильфо», как и всегда, молодцы. Сборник имеет стандартный для книжек в твердом переплете формат 163×245, сочную галерею альтернативных обложек и яркое оформление, идентичное оригинальному The Road to Secret Empire. Помимо этого, комикс получил три вариантные обложки: для «Двадцать Восьмого», «Чук и Гика» и Comics Fans Community.

На момент написания обзора все вариантки уже раскуплены в официальных магазинах.

«Капитан Америка и Мстители. Секретная Империя. Пролог» — отличный сборник не столько с точки зрения художественной ценности, сколько с позиции исторической важности для Marvel Comics 10-х и поп-культуры в целом. Любите или ненавидите ли вы Капитана и его сольники, пролог к глобальному событию обязан быть на полке каждого уважающего себя фаната комиксных ретроспектив. И пускай в конечном счете периоды авторства Рика Ремендера и Ника Спенсера вряд ли закрепятся у читателей как «лучшие в истории персонажа», каждый из них по-своему значим и уникален. Хотя бы посылом, за которым зачастую тянулись клубки из интриг, скандалов и высосанных из пальца скандалов с желтой прессой. 

Отстаивание своей точки зрения с таким наплывом негатива как минимум заслуживает уважения. 

Напоминаем, что расизм и ксенофобия — вещи, которые осуждаем не только мы как авторы сайта, но и современное общество в целом. Не будьте как Клейтон Моррис и Такер Карлсон из Fox and Friends, резко выступившие в защиту прав выдуманных террористов на землю без иммигрантов. 

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии