Как прошел первый уикенд ивента «День Бесплатных Комиксов» в России

622

Бесплатные комиксы!

Уже третий год подряд отечественная база фанатов комиксов под покровительством немногочисленных издательств подключается к международной инициативе «Free Comic Book Day». Пишу я данный текст в понедельник, 23-го числа, сразу после проведенных в Москве мероприятий, завязанных на нашей вариации Дня Бесплатных Комиксов. Эмоции уже слегка рассеялись и устаканились, и тем не менее хочется заявить: с каждым годом планка качества подобных инициатив неуклонно повышается. И это не может не радовать!

«Но, подождите, какие-то бесплатные комиксы, тематические мероприятия, международные инициативы? О чем вообще речь?» — спросит меня неподготовленный читатель. На самом деле, не зря, так как одна только история происхождения FCBD заслуживает отдельного насыщенного лонгрида с многочисленными ссылками и пояснениями. Благо у меня такой был — эдак год назад. Посему, дабы лишний раз не повторяться, возьмем оттуда историческую справку.

Есть такой крутой чувак — Джо Филд. В настоящий момент он является владельцем «Flying Colors Comics», а также единоличным автором идеи и создателем уже знакомой вам инициативы «Free Comic Book Day». Помимо этого он отметился несколькими другими крупными и значимыми идеями и материалами для актуальной комикс-индустрии, но сейчас не о них. Если кратко, то говорим мы об одном из «пионеров» актуальной комикс-индустрии, которого по-хорошему надо чтить не меньше, чем каких-нибудь именитых писателей, художников, редакторов и издателей вроде Нила Адамса или Джима Ли.

Собственно, как выглядит Джо Филд.

Еще в начале нулевых Джо подметил, что в тогдашней культуре западных серий комиксов наметились серьезные изменения. Связаны они были, как вы и могли догадаться ранее, с кино-адаптациями, в особенности — с «Человеком-Пауком» режиссера Сэма Рейми с Тоби Магуайром в главной роли. Так уж повелось у нас, что из года в год именно кино- и игро-адаптации привлекают к раскрашенным раскраскам львиную долю свежей аудитории. Казалось бы, а как еще? Не через комиксы же привлекать, ей богу!

В одной из колонок журнала Comics & Games Retailer за август 2001 года Филд решил поднять тему продвижения комиксов в массы, предложив идею мероприятия, которое должно привлечь молодых читателей. За основу, как ни странно, было взята инициатива #FreeScoopNight в знаменитом «Baskin-Robbins», стоявшем совсем рядом с магазинчиком Джо. С момента публикации колонка Филда возымела успех, и он, совместно с одним из учредителей Image Comics, Джимом Валентино, организовал первый «Free Comic Book Day» 4 мая 2002 года. Да-да, буквально на следующий день после премьеры «Паучка» Рэйми в США.

Примеры выпусков к первому FCBD, прошедшему в 2002 году. Как вы можете заметить, логотип на обложках имеет несвойственный современному дизайну мероприятия красный цвет.

Инициатива остается актуальной и по сей день, пускай отныне даты проведения FCBD были смещены на лето вследствие пандемии коронавируса. Нынче в Америке данное мероприятие не только прекрасная возможность привлечь новичков в дела, творящиеся со всякими Человеками-Пауками и Веномами, но и грамотный способ подогреть интерес «старичков» к происходящим в комиксах событиям: частенько это приводит к первым полноценным появлениям новых героев (к примеру, Вируса, который должен был дебютировать в FCBD 2020) и относительно важной смене статуса-кво (в FCBD 2019 убили Ли Прайса — одного из последних носителей симбиота Венома).»

Думаю, теперь вы в полной мере осознаете значимость инициативы для современной индустрии комиксов (в особенности — для российской, которую все еще не привыкли воспринимать всерьез), посему перейдем к новинкам ДБК, коих, уж поверьте мне, достаточно.

В этом году тематические мероприятия поддержали издательства «Комильфо», «Bubble», «Рамона», «Альпака», «Комфедерация», «Зодиак» и «Терлецки Комикс». Не обошлось и без эксклюзивов, изданных под конкретные магазины комиксов: в этот раз прошлогоднюю инициативу Виталия Терлецкого с «Падением Ельцина с Моста» перенял Алексей Хромогин с двумя первыми главами своего нового независимого эпоса «Михалыч».

Первая неделя ДБК 2021 выдалась, мягко говоря, жаркой: многочисленные комиксы Москвы ломились от количества постоянных клиентов, мимопроходящих посетителей и заядлых фанатов, а тиражи свежих эксклюзивов таяли буквально на глазах. Новинками 21-22 августа стали спецвыпуски «Игорь Угорь 2,5» от Bubble Comics, «Тайны XXX Века» с мини-комиксом «Рыцари Marvel», сюжет «Ирвинг и Варвара Варварша против вампиров», а также однозначный обладатель приза зрительских симпатий — первый выпуск серии ваншотов «Чудесные Моменты», посвященный Капитану Америка.

По большей части эксклюзивы ДБК, как и в прошлом году, стали сборниками коротких скетчей и сцен из предыдущих «полноценных» изданий: к примеру, половина новой части «Угря» — это его же сольная история из сборника «Майор Гром: Герои навсегда», преимущественно ломающая четвертую стену своими мета-комментариями.

А вторая, несмотря на очевидную шутку со стороны издательства, может стать анонсом нового тома похождений бессмертного Игоря с подзаголовком «Дивный Водный Мир». Возможно, это отсылка на «1984» Оруэлла, но я не уверен.

И пускай тенденция выпуска переизданий старых работ уже давно закрепилась в сообществе как нечто нормальное (не делать же из года в год авторам и издательствам многотысячные тиражи полностью новых комиксов, а потом раздавать их бесплатно), лично мне было несколько обидно за выпуск «Тайн XXX Века». Проблема, конечно, в лично моих завышенных ожиданиях, но, положа руку на сердце, я бы и правда с удовольствием прочитал целый выпуск журнала-альманаха в духе сатирической версии «7 дней», посвященной отечественной индустрии комиксов. А по итогу — лишь куски историй из основных линеек «Рамоны».

Но крайне забавный кроссворд и небольшое интервью в конце номера все же внушают мысль о том, что выпуск мог получится таким, каким его и представляли многие фанаты Руслана себя в голове. Стихотворение авторства Виктории Ситниковой — прелесть.

Как уже было сказано ранее, главной звездой первой недели (да и, скорее всего, последующих трех) стал первый ваншот из серии «Чудесные Моменты». Несмотря на крайне сочный тираж выпуска, насчитывающий четыре тысячи экземпляров, найти комикс уже спустя пару часов работы магазинов было физически невозможно: одна из самых неординарных и интригующих подтекстом новинок Marvel на российском рынке разлеталась быстрее, чем липовые автографы Сергея Горошко на всевозможных VK-шных барахолках.

Связано это, конечно, в первую очередь с логотипом западного издателя и яркой обложкой авторства любимого многими Алекса Росса, однако внутреннее наполнение, прошу заметить, также заметно выделяется на фоне прочих комиксов первой недели ДБК. Хотя бы потому, что перед нами одна большая законченная история, не нуждающаяся в дополнительном контексте и, соответственно, в покупке новых комиксов.

Полноценный обзор серии «Marvels Snapshots» выйдет сразу после релиза всех выпусков на русском издательством «Комильфо», однако пока что я лишь настоятельно прошу вас обратить внимание на данный комикс. Уверяю, отечественный рынок пополнился одной из лучших антологий от Marvel последней декады.

Подводя промежуточный итог, «День Бесплатный Комиксов 2021» стартовал куда как громче и насыщеннее, нежели в прошлом году. Будем искренне надеяться, что качественный рост и развитие подобных мероприятия в России превратиться из «досадного исключения» в «ощутимую тенденцию», а пока — продолжим наблюдать и закупаться новинками, благо впереди еще целых три недели «бесплатной» инициативы. Можете в комментариях поделиться гифками с «платно» и «бесплатно», — думаю, более подходящего момента вы уже не дождетесь.

Комментарии