MARVEL VS DC! Раунд седьмой: Зеленая Стрела против Сорвиголовы

4 317

Green Arrow Джошуа Уильямсона vs Daredevil Саладина Ахмеда!

В этом выпуске у меня субъективный повод поставить двух героев в пару. Я читал про Сорвиголову практически все: старые раны, новые серии, лимитки, другие Вселенные – пожалуй, для меня Мэтт Мердок остается самым «зачитанным» персонажем Марвел. Про Стрелу я же не знаю практически ничего. Видел его только в командных комиксах, а сольники никогда не открывал. И даже сериал почти не смотрел (выписан из гиков?). Но думаю, очень важно всегда учитывать взгляд абсолютно нового читателя. Любой комикс может оказаться чьим-то первым – и сегодня я закрываю для себя одно из немногих белых пятен в Большой Двойке.

GREEN ARROW #1-12…

  • Сценарий: Джошуа Уильямсон
  • Рисунок: Шон Айзекс, Фил Хестер, Тревор Хэйрсин, Кармайн Джиандоменико, Том Дереник

После Темного Кризиса Зеленая Стрела исчез… Только семья Оливера Куина может его отыскать! Но какая темная сила мешает им воссоединиться?

DAREDEVIL #1-15…

  • Сценарий: Саладин Ахмед
  • Рисунок: Аарон Кудер, Герман Перальта, Фарид Карами, Хуан Кабал, Крис Кампана, Луиджи Загария

Сорвиголова умер, но получил шанс на еще одну жизнь. Потерявший память священник Мэтт Мердок заведует приютом для детей, пока враг на пороге не напоминает о прошлом…

Торжественный вступительный марш

Начнем со «Стрелы». Итак, Олли снова потерян, как и много лет назад. Давным-давно он оказался на опасном острове, что навсегда изменило его жизнь – сейчас Стрелу тоже выбрасывает на побережье… Только, кажется, он на другой планете.

Через нехитрую параллель с ориджином Уильямсон раскрыл, как сильно изменилась жизнь лучника со времен робинзониады на выживание. Тогда миллионеру пришлось полагаться только на свои навыки, а сейчас на его поиски выдвигается целая Стрело-семья. И вот с этого момента моих обрывочных знаний о Стреле стало недостаточно.

Черная Канарейка (Дина Лэнс, девушка Стрелы), Арсенал (Рой Харпер, ученик Стрелы), Коннор Хоук (сын Стрелы) разыскивают Оливера в Готэме. Там они сталкиваются с бандами, а затем встречают девочку Чешир, которая оказывается… Лиан Харпер, воскресшей потерянной дочкой Роя! Но как только отец с дочерью обнимаются, Коннор и Лиан телепортируются неизвестно куда.

Я уже не в первый раз замечаю, что ДиСи осознанно завышает порог входа. Особенно в комиксах таких претенциозных авторов, как Том Кинг или Саймон Спуррье. Их «Чудо-Женщина» и «Флэш» выстроены на том, что ты должен хорошо понимать контекст, иначе подтекст пройдет мимо вас. И знания понадобятся обширные: от забытых врагов из классики до актуальнейших изменений в последнем ране/ивенте.

Уильямсон же не хочет переусложнять, однако сценарные пируэты все равно приходится выкручивать. Его «Стрела» легко мог бы стать легким приключением, какое он сейчас пишет на «Супермене». Но у Джошуа более амбициозная миссия – структурировать хаос и расчистить площадку для нового автора. Поэтому над его комиксом нависает две тени: запутанный лор окружения Изумрудного Лучника и тесная привязка к главной линии Dawn of DC.

В DC wiki приходится лезть уже в первом выпуске, чтобы разобраться с Лиан Харпер:

  1. У Роя Харпера и наемной убийцы Джейд родилась дочь Лиан, но в пятилетнем возрасте она погибла во время атаки, организованной Прометеем (Justice League: Cry for Justice, 2009).
  2. Спустя много лет оказалось, что она жива. Уже будучи подростком, девочка под именем Шус (Shoes, как «обувь») присоединилась к готэмским ворам-беспризорникам – Детям Аллейтауна. Там девочку нашла Женщина-Кошка и взяла под свою опеку. При поддержке наставницы Лиан-Шус взяла себе личность Чешир. Такое же прозвище было у ее матери Джейд (Catwoman Рама Ви, 2020).
  • В Infinite Frontier Джошуа Уильямсона (2021) Рой Харпер узнал, что его дочь жива и начинает поиски – это еще одна длинная история.

У вас должно появиться ощущение, что между первым и втором пунктом нечто пропущено. Так и есть, пробел закрывается Уильямсоном только сейчас, и мы уже почти добрались до разгадки.

Еще сложнее придется, если вы захотите понять, почему Стрела скорбит о смерти Роя, если Арсенал жив. *Тяжелый вздох* В общем, как я понял:

  • Рой Харпер умер во время Heroes in Crisis (2018).
  • В Infinite Frontier Рой воскрес как Черный Фонарь. При помощи силы кольца он узнал, что Лиан жива. Но найти ее Арсеналу не дал Дарксайд.
  • Позже Рой просил помочь Титанов помочь с поисками Лиан, но и их отвлекли атаки злодеев, в том числе события Dark Crisis.
  • Однако на начало Green Arrow возрожденный Рой еще не встретился с Оливером, потому что… у него не было времени? Рой не хотел тревожить наставника? Из-за Темного Кризиса они снова разминулись, только сейчас уже Оливер пропал.

Я не лучший пример нового читателя, так как более-менее в курсе о перечисленных выше ивентах. Но если вы о них ничего не знаете, вас ждет еще один веселый сюрприз – Green Arrow Уильямсона очень плотно переплетен с глобалками ДиСи:

  • Heroes in Crisis – у Оливера требуют выкрасть секреты супергероев, которыми они делились в Убежище (тайном месте для психологической помощи мета-людям, его уничтожение становится отправной точкой кризиса).
  • Infinite Frontier – таймлайн изменился из-за победы над Темнейшим Рыцарем в Dark Nights: Death Metal, что породило расширение Мультивселенной ДиСи до Омнивселенной. Без прочтения непонятно, почему Рой снова жив.
  • Dark Crisis on Infinite Earths – буквально запускает события онгоинга. Пария запер Лигу Справедливости в иллюзорных мирах, а когда их освободили, то Стрела пропал.
  • Zero Hour и Convergence – опционально, к ним отсылает появление Паралакса.
  • И Absolute Power – комикс активно задействован в подготовке к глобалке.

Welcome to DC continuity, hope you survive the experience!

С первого же выпуска Уильямсон старательно распутывает эту мыльную оперу. Рой находит Лиан, Оливер позже находит Роя, вся Стрело-семья снова в сборе. Сценаристу оставалось только найти причину, почему они не могли встретиться раньше. И Джошуа Уильямсон не стал глубоко копать – виновата оказалась Аманда Уоллер. Сговорившись с Мерлином (злейшим врагом Стрелы), Аманда похитила Лиан после взрыва и вживила ей телепортационное устройство. Стоило девочке приблизиться к своим близким, как ее переносило в совершенно другое место. В конце концов, она сдалась и осела в Готэме.

У этого объяснения 0% рациональности и 100% комиксности. Где вы еще найдете такие финты? Восхитительно.

Первый арк похож по структуре на начало рана Джереми Адамса на «Флэше». Героя швыряет по разным измерениям и эпохам, пока он стремится главной цели – к светлому будущему вместе со своей семьей. А по пути Стрелу ждут остановки в инопланетном ночном клубе, в XXXI веке Легиона Супергероев и на руинах будущего. Параллельно свое расследование ведут и Арсенал с Канарейкой.

Такая структура очень рискованная. Всегда есть вероятность, что комикс превратится в круговорот из бессвязных пестрых сцен. И местами действительно вышло не очень гладко: например, Легион Супергероев почему-то считает путешествия во времени незаконными. Нужен этот надуманный запрет только для дополнительных препятствий перед Олли.

Но все-таки в памяти остается не суета из-за таймлайнов, а классные персонажные моменты, в которых Уильямсон здорово набил руку. Оливер сталкивается с могущественным Паралаксом, как же победит простой парень со стрелами? А он предложит ему помахаться на кулаках.

Или дуэль Арсенала и Миротворца. Вроде бы суровые антигерои, а решают спор как пятиклассники с рогаткой. Кто попал в яблочко, тот и прав!

Эти моменты говорят о персонажах больше, чем любые грузные пересказы Википедии. Даже танцуя на канате между континьюти и редакторским планом, Уильямсон сумел вывести свою любимую историю про безбашенных задорных героев, вытворяющих невозможное.  И очень любящих свою семью, само собой.

В «Сорвиголове» Саладину Ахмеду тоже пришлось расхлебывать прошлые сюжеты, а именно последствия рана Чипа Здарски. Хотя если сравнивать со «Стрелой», клиффхэнгер совсем простой. Мэтт Мердок всего-то умер и возродился как священник.

Подробнее о предыдущих комиксах про Сорвиголову от Чипа Здарски:

К рану Здарски можно относиться по-разному, но нельзя не признать, как сильно он встряхнул жизнь Мэтта. Сорвиголова случайно убил человека, что нанесло ему непоправимые душевные раны – в конце концов, он добровольно отправился в тюрьму. Электра провозгласила себя второй Сорвиголовой. Мэр Уилсон Фиск объявил крестовый поход против супергероев. И хотя Царство Дьявола завершилось крахом, новому мэру Люку Кейджу пришлось повозиться с наследием Кингпина. Сорвиголова и Электра возглавили клан ниндзя, сразились с Рукой и Карателем, а в финале Мэтт предстал перед демоническим Зверем в Аду. Он пожертвовал собой и умер… А дальше вы знаете.

Последние страницы рана Здарски – фактически все, что вам нужно знать перед прочтением, так как Ахмед начинает с чистого листа. Да, довольно мало, но «Сорвиголова» точно так же слабо подходит для новых читателей, как и «Стрела». Комикс начинается с нетипичного Сорвиголовы, без адвокатского кресла и ниндзя – падре Мэтт скорее служит экзотическим экспериментом для искушенных фанатов. И стоит признать, что в первых выпусках эксперимент казался крайне удачным.

Я до сих помню, как в подкасте Спайдермедии предложили делить комиксы про Человека без страха на два типа: «как классно быть Мэттом Мердоком» и «как ужасно быть Мэттом Мердоком». А я считаю, что есть и третья точка зрения – «быть Мэттом Мердоком очень странно». Ты постоянно живешь во тьме, но одновременно ощущаешь нечто непознаваемое для обычных людей. И Саладин Ахмед подходит к этой странности с неожиданной стороны. А что, если религиозный и сверхчувствительный Мэтт станет экзорцистом? И изгонять он будет не бесов, а смертные грехи? А одержимы будут его ближайшие друзья и враги?

В первом выпуске священника навещает Электра, захваченная отвратительной Ленью. И победить одними дубинками не получается – Мердоку приходится покаяться и прогнать лень из себя.

Конечно, уже в конце первого номера Мэтт снова облачается к красное трико. Но теперь у его сверхчувства появляется новая цель – отыскать и победить шесть оставшихся грехов. А заодно ему нужно разобраться в себе: хочет ли он вернуться назад или остаться священником?

Завязка – огонь.

Фокусники и жонглеры

После первого положительного впечатления углубимся дальше.

Изначально «Зеленая Стрела» задумывался как лимитка из шести номеров. Тогда комикс наверняка закончился бы победой Оливера над Мерлином-киборгом и возвращением домой. Однако серию продлили до 12 номеров благодаря хорошим продажам, и мы получили клиффхэнгер – Аманда Уоллер захватывает в плен Роя и Джейд.

На самом деле, уже внезапное появление Мерлина выглядело странно даже на фоне всего кавардака с закрытием старых линий. Злой лучник оказался организатором одиссеи Оливера, выскочил чертом из табакерки… и получил по лицу, только чтобы исчезнуть. Можно винить в обрывочности продление онгоинга, из-за чего планы пришлось перетасовать, а финальную битву с Мерлином перенести. Но что-то мне подсказывает, что Уильямсон с самого начала не собирался его развивать как полноценного злодея.

Мерлин должен был сыграть роль злобного кукловода за кулисами, а когда интрига раскрылась, он перестал быть нужен. Намного важнее другой вопрос. Семью Стрелы (почти) восстановили, редакторская задача выполнена, есть ли сценаристу еще что рассказать?

Да! Первые выпуски после завершения первого сюжета – самые приятные для меня из всего рана Уильямсона. Уолли заглядывает в гости к друзьям по Лиге Справедливости. Его мучает вопрос: почему Лига распалась? И все ответы складываются в один – мир изменился, и героям теперь приходится сложнее.

Ну да, ну да, на самом деле ничего этих ваших комиксах не меняется, но хотя бы на один выпуск получилось создать иллюзию, что Лига разбросана, а ее место должны занять Титаны. Только нигде, кроме «Стрелы», это ощущение не получилось воссоздать.

Как раз в обзоре «Титанов» Тома Тейлора, я жаловался, что в Большой Двойке вымирают флагманские серии, толкающие глобальный статус-кво вперед. И из всех актуальных онгоингов ДиСи почему-то именно «Стрела» лучше всех справляется с этой ношей. «Титаны», «Бэтмен», «Супермен» и другие серии слишком заняты своими собственными проблемами. Для них планы Уоллер – побочная ивентовая линия, только мешающая сценаристам. А у Стрело-семьи очень весомые причины ненавидеть Аманду – вот и железный задел для ивента есть. «Стрела» любезно приносит себя в жертву грядущему ивенту, без Absolute Power читать онгоинг дальше не получится.

Но и про обособленные истории Уильямсон не забывает. Оливер и Коннор ловко переигрывают Ономатопею и Кирпича – классный тим-ап отца с сыном и просто приятный изобретательный сюжет. После него мне даже стало жалко, что снова приходится возвращаться к интригам Уоллер. Насколько бы лучше онгоинг стал, если бы всем выпускам не нужно было ворошить континьюти?

А потом еще и возвращаются Стрелица, Красная Стрела и Красная Канарейка… Новая Спиди… Снова выпрыгивает Мерлин… И онгоинг снова начал меня терять.

Лично мне начало казаться, что с активным вовлечением ВСЕЙ Стрело-семьи комикс потерял самобытность. Может, об этом и мечтали фанаты много лет, но для меня это «Зеленая Стрела стреляет в Фиолетовую Стрелу, а там еще и четыре Красные Стрелы бегают в подтанцовке».

Буквально все значимые герои ДиСи окружены своей супергеройской семьей. У Дианы есть трио Чудо-Девушек, у Флэша целый штаб спидстеров, Зеленых Фонарей как будто печатают на принтере, с Супермена и Бэтменом и так все понятно. Все основные онгоинги словно раздулись до командных, а если я каждой серии получаю один и тот же плюс, он для меня перестает быть плюсом. И «Зеленая Стрела» в этом плане мало чем отличается от того же «Супермена» Уильямсона. Дружба, семейные ценности, взаимоподдержка, ссоры и примирения – я уже много раз видел похожую динамику, и Уильямсон вообще не собирается ее менять.

Точечные тим-апы раскрывают героев куда лучше, чем куча мала в трико.

И в конечном счете ран Уильямсона остается хорошим комиксом про Стрелу, но только как комикс про Стрелу. Например, нынешнего «Халка» Филлипа Кеннеди Джонсона можно советовать как хоррор, «Шазама» Марка Уэйда – как историю о взрослении и динозаврах, «Капитана Америка» Дж. Майкла Стражински – как пример сумасшествия сценариста. А Green Arrow важен только перестановками внутри лора Стрело-семьи, вне Вселенной ДиСи его воспринимать невозможно. Развлечение исключительно для фанатов.

«Сорвиголову» постигла более печальная участь.

Прыжок через горящие обручи

Оказалось, новый образ Мердока слабо сочетается с грехами. В сутане священника он смотрится даже слишком идеальным. За приютом присматривает, молится, детишкам школу не дает прогуливать. Ладно, последнее хорошим делом не назовешь, и все-таки отец Мэтт – образцовый человек без недостатков. Грехи как бы символизируют его прошлые ошибки, только это не работает.

Сорвиголову сложно назвать ленивым человеком в данный момент, потому приходится выдумывать сложносочиненное объяснение, как же именно он связан с грехом. Мол, Сорвиголова стал слишком ленив для двойной супергеройской жизни – даже звучит смешно, тогда все люди в трико в шкафу по умолчанию лентяи?

Если бы Сорвиголова страдал из-за неоднозначных решений, то и у боев с внутренними демонами появилось бы больше смысла. А так он словно достиг высшего уровня в самобичевании – уже из кожи вон лезет лишь бы обвинять себя самого.

Спустя десяток номеров Ахмед добавил Мэтту ощутимый повод для угрызений совести. Его подопечный Джейсон отыскал костюм Сорвиголовы в комнате Мэтта. Мальчик оказался сыном преступника, погибшего по вине Сорвиголовы (со слов Джейсона), потому «предательство» отца Мэтью он воспринял особенно болезненно.

Но мне сложно посчитать обиду Джейсона серьезным испытанием веры. Неужели Сорвиголова никогда не задумывался, что у бандитов есть близкие? Почему это должно ранить Сорвиголову и в чем тут вина Сорвиголовы? Только в том, что он не спрятал хорошо костюм. В недостатке внимания детям Мердока точно не обвинить.

Все встречи с греховными противниками каруселью проносятся мимо Сорвиголовы. Только проблема в том, что Саладин Ахмед никак не может сосредоточиться на поединках. Для центрального сюжета сражения с грехами вообще лишние. Как минимум, промежуточных боссов можно спокойно вырезать. Самые плотские грехи (похоть и чревоугодие) занимают лишь по одному выпуску, потому что Росомаха и Женщина-Халк вообще никак не вписываются в комикс Ахмеда.

Частично это проблема самого тропа с 7 грехами. Не всегда автору нужно именно семь: иногда больше, иногда меньше, а порой нужно поменять и сами грехи. Однако их столько раз запихивали во всевозможные истории, что изменить количество уже никто не рискует. Вот и приходится натягивать комикс на надуманную семерку врагов.

Ахмеду, очевидно, нужно было как-то перепридумать обжорство, ибо для Сорвиголовы оно как пятое колесо. Но нет, Дженнифер Уолтерс внезапно приобретает булимию. Выдать Росомахе похоть было остроумно. Хороший был твист, если бы Ахмед остроумно его обыграл, например, через многочисленных детей Росомахи или через полиаморную эру на Кракоа. Но нет, Логан мимоходом бросает, что его захватила не ярость, а похоть. На драку открытие никак не влияет, на Сорвиголову тоже – грех все равно воплощается через унылое кровавую жижу. И побеждает Сорвиголова опять нравоучительным внутренним монологом – тогда какая разница, что именно грех символизирует, если исход всегда одинаковый?

Хотя бы кровь красиво смотрится на белом костюме.

С изображением грехов меня настигло наибольшее разочарование. Начинали мы с превосходной Лени – мерзкий старик с отросшей бородой и нестриженными ногтями. А дальше лень перекинулась уже на художников. С каждым следующим грехом они все больше забивали на креатив.

Зависть Бена Уриха – самое каноничное изображение через женщину со змеиными волосами, от того и скучное.

Обжорство стало невзрачным зубастым монстром.

А Жадность так вообще скатилась до горящих крылышек вокруг Фиска.

Сражения с ними можно даже назвать увлекательными, если бы не пустые концовки. Достаточно процитировать Библию, серьезно? Так надо было на весь город включить чтение Библии от начала и до конца, чтобы нужные строчки изгнали все грехи.

Пока из одержимых были важны только Электра и Фиск. На первой завязано возвращение памяти Мэтта. А Кингпин нужен для стандартного сюжета про власть над преступным миром. И эта линия настолько не к месту, что комикс разваливается.

Сорвиголова переродился. У него новая жизнь, новые враги, новая рефлексия. А планы Фиска снова откатывают нас к осточертевшим шаблонам. Все равно же все прекрасно понимают, что отец Мэтт скоро вернется в адвокатское кресло, а вместе с ним и вернется криминальный нуар. Времени на эксперименты в комиксах всегда отводится немного, так зачем портить свежий статус-кво избитыми драками с бандитами? Про них и так можно почитать сотни выпусков, а про Сорвиголову-экзорциста – нет.

Мне кажется, Ахмед не придумал, как растянуть войну с грехами на весь ран, потому и забил его привычными филлерами. И поставил во главе Меченого.

У рана куча слабых мест, но корона по праву достается Меченому. Он треплется без остановки, как будто ему в голову залез Дэдпул. У Ахмеда он совершенно растерял ореол смертельной угрозы. Все свое время Буллзай суетится и бегает на побегушках. Показательно, что Меченый понадобился Кингпину только для запланированного промаха по сыну Фиска. Да что уж там, единственная его победа – это захватить в плен РЕБЕНКА. Для такой жалкой работенки не нужен был самый опасный киллер в городе.

Опять же, вся проблема в нежелании сценариста нарушать шаблоны. В каждом ране про Сорвиголову должен появится Меченый? Отлично, пускай мелькает на задворках, лишь бы был.

Про хорошие комиксы о Меченом можно почитать в его персональном гайде.

Верх идиотизма происходит, когда Меченый организует «мотивационный тренинг» для бандитов в театре. Врываются Электра и Сорвиголова, но приказ Меченого их убить преступники игнорируют из-за страха. Тогда Меченый вызывает полицию, чтобы арестовать героев за незаконное проникновение… Ладно, это так тупо, что смешно.

Кстати, почему бы тупость не сделать грехом?

С Кингпином тоже все ужасно. Пока Уильямсон на «Стреле» ломал голову, как же прибрать бардак, Ахмед вообще проигнорировал все последние перемены в жизни Фиска. Он успел побывать мэром Нью-Йорка и вступить в клуб Адского Пламени, даже женился на Тифозной Мэри и гражданство Кракоа получил! А здесь это словно Амбал из мультика про «Человека-Паука» в самом стереотипном виде. Удобно сваливать изменение характеров на грехи, но Саладин Ахмед кажется абсолютно беспомощным сценаристом и без них.

Забавно получилось. Со «Стрелой» мне помешали мои скудные знания о континьюти ДиСи, а с «Сорвиголовой» мне наоборот мозолила глаза авторская лень разбираться со Вселенной Марвел. Крайности никогда до добра не доводят.

Акробатика под куполом

И Сорвиголова, и Зеленая Стрела очень ориентированы на экшен, так что пара слов о рисунке.

Основным художником «Стрелы» стал Шон Айзекс. Отличный бодрый арт, хорошо смотрится на разворотах-коллажах, и в боевых сценах. В «Стреле» главное передать стремительность, с которой стрелы Оливера настигают врагов, и к Шону Айзексу никаких претензий нет. С мимикой тоже все супер – без масок герои выглядят живыми людьми.

И сочная покраска, где жизнерадостный зеленый играет ключевую роль – высший класс.

Местами Шона сменяет Тревор Хэйрсин, и перемена стиля даже обоснована. В «плоских» сегментах Оливер сталкивается со своим прошлым.

Главная загадка с «Сорвиголовой» – обложки от Джона Ромиты-младшего. Я мог бы понять, если бы Ромите дали нарисовать вариантки для ностальгирующих по его Man without fear. Фрэнк Миллер же успешно рисует мемные обложки с перекошенными квадратными героями, они предназначены исключительно для фанатов – случайный человек попросту не поймет такой арт. Но зачем ставить Ромиту на основные обложки?

Обычно на обложках рисунок намного более впечатляющий и проработанный, чем в основном комиксе. Когда я открываю выпуск с обложкой Алекса Росса, я не ожидаю, что меня ждет комикс такого же уровня. От обложки мне нужно емкое саммари о происходящем внутри. У художника есть куча способов сделать это саммари цепляющим. Можно уйти в детализацию, как Джеймс Стокоу. Или выделить одну символическую деталь, или вставить шутку, или просто красиво нарисовать поединок. Но Ромита проваливается по всем артам. Это как будто выдернутые из комикса панели без баблов. В лучшем случае он не предлагает ничего особенного, в худшем – еще и рисунок так себе.

Хуже всего получается с лицами и движениями. В «Человеке-Пауке» Ромиты его еще можно с натяжкой оправдать неудачной обводкой/покраской/сжатыми сроками. К тому же там грубоватая мимика Ромиты не занимает всю страницу. Но на обложке не получится спрятать халтуру в толпе статистов на заднем плане – все на виду, и проблемы умножаются раз в десять.

Мой анти-фаворит – четвертый выпуск с прыжком Сорвиголовы на Меченого. Тут прекрасно все: и кривая склейка персонажей, и нулевое ощущение движения, и квадратный рот Меченого, и пустой задник.

Справедливости ради, иногда и Ромита попадает в точку. Например, шестой номер, где затемненный Мердок прыгает на фоне сияющего Доктора Стрэнджа. Здесь отсутствие деталей только выделяет силуэт Сорвиголовы. Растянутые избитые лица тоже все еще остаются выразительной визиткой Ромиты (#10 и 11).

Рисунок Аарона Кудера под обложкой кажется более светлым, чем обычный grim and gritty грязных ночных переулков в «Сорвиголове». Для меня арт Кудера пустоват, а фигуры кажутся слишком надутыми. Но эффектные развороты он тоже делать умеет:

Вообще Аарон довольно часто передавал серию другим художникам, и ни один меня зацепил. У одного лучше получилось вызывать отвращение, а другой повеселил мемными лицами. Но вау-эффект никто не вызвал.

Опять Меченому не повезло, на этот раз с подбородком.

Зрительный зал

Напоследок хочу разбавить свою субъективность мнением народа – комментариями с readcomiconline. Что думают читатели о сериях?

Первый арк «Стрелы» сразу начали хвалить за долгожданное воссоединение семьи, но слегка ругали за скомканность.

Кратчайшая семейная встреча Роя и его дочери.

Если вы понимаете, о чем здесь идет речь, то я рад за вас (комментарий к #4). Еще одно подтверждение, что для чтения «Стрелы» понадобится высочайший нерд-уровень.

О, это Параллакс из «Конвергенции». Последнее событие с ним – драка с Хэлом, пока он держал перчатку Кроны, а потом он получил по шее и сбежал. Было это много лет назад, я думаю ДиСи забыли об этой маленькой оборванной сюжетной линии.

Пользователь Merlyn – местный мемный сумасшедший, постоянно ноющий обо всем подряд, но насчет появления Мерлина он прав (#6):

— Может быть, это вышло бы намного лучше, если бы Уильямсон действительно подготовил для него почву, но оно немного вышло плоским. Тем не менее, неплохо, но и не очень хорошо.
— Ты просто взбешен, что Джош раскрыл твой заговор, Мерлин!!

Твист с Мерлином многим не понравился, но радость от возвращения Стрелы перевесила негатив.

А вот насчет второго сражения с Мерлином (из комикса) наши мнения разошлись. Мне надоело постоянное добавление новых Стрел, люди были в восторге:

Стрело-семья, общий сбор!

Но тут нужно быть фанатом, чтобы проникнуться моментом. Хотя иногда меня удивляет, как мало фан-базе нужно для счастья – всего-то дать героям улыбаться.

В принципе, насчет «Сорвиголовы» у нас более-менее одинаковый вердикт.

В первых выпусках настрой довольно оптимистичный. Хвалят идею с экзорцистом Мэттом, к плюсам относят и его новую личность, и новые испытания веры. Выпуск #2:

Я действительно думаю, что этот ран будет замечательным, поскольку качество написания на данный момент очень высокое.

Далее появляется больше скепсиса. Грехи все еще тащат ран, но стиль Ахмеда критикуют за смазанные скучные драки. Впрочем, артом довольны почти все. Комментарий к #5 с обжирающейся Женщиной-Халк:

Сцену обжорства хорошо получилось показать мерзкой.
История крепкая, но я до сих пор недоумеваю, почему грехи так легко избить. Пара слов от священника – и вжух! Экзорцирован.

К моему удивлению, унижение Буллзая в #9 практически осталось без внимания. Никто не замечает, как Ахмед ужасно его пишет? Минутка медицины:

Сорвиголова приземляется на первый и второй шейные позвонки Меченого. Угол и сила падения были б эквивалентны тому, как если бы назад отбросило незащищенную шею/голову в катапультируемом сиденье при его срабатывании, не говоря уже о сопутствующем сдавливании трахеи.
Очень болезненная панель для хирурга, даже более болезненная, чем мерзости Роба Лайфилда. Господи, я слишком наслаждаюсь этой книгой :)

Справедливости ради, думать о травматологии в супергеройских комиксах – дело неблагодарное, но здесь это еще и дополнительный штрих к полной ничтожности злодея.

А вот явление Фиска неравнодушных не оставило. Я бы даже назвал #10 критической точкой. Больше всего недовольных было артом Хуана Кабала, а затем добавилась критика ленивого сюжета и надуманной драмы.

В общем, с рисунком все не очень.

Подытожим комментарием к #13. Он без лайков (подозреваю, из-за сильного оттока читателей), но с ним я полностью согласен:

Этот ран просто… плохой. В некоторых моментах он хорош, но чаще всего не может нащупать нужное направление. Темп либо слишком поспешный, либо чересчур затянутый. Вводится интересный концепт, а потом выбрасывается прочь. Похоже, и Ахмед, и редакторы Марвел слишком боятся перемен, потому медленно подталкивают Сорвиголову к старому статусу-кво. Пока такой же слабый конец, как в Shadowland или в ране Соула.

Аминь.

«Зеленая Стрела» мог бы закончиться на #12 такой идиллической странице:

Но онгоинг снова продлили! Продолжился он тай-ином к Absolute Power. После ивента Уильямсон завершил ран, с #15 комикс пишет Крис Кондон (сценарист грядущего Ultimate Wolverine).

«Сорвиголова» тоже продолжается. Я думаю, Гнев вселился в сбежавшего мальчика, а Гордыня затаилась в самом Мэтте. Наверное, к #20 Сорвиголова их победит и снова станет адвокатом, как раз под премьеру «Рожденного заново» на Disney+. Надеюсь, уже без Саладина Ахмеда.

Следующий раунд: Женский поединок!

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии