MARVEL VS DC! Раунд четвертый: Флэш против Халка

4 792

The Flash Саймона Спуррье vs The Incredible Hulk Филлипа Кеннеди Джонсона!

Четвертый раунд снова посвящен хоррорам! Но если в прошлый раз ужасы сильно были разбавлены боевиком/психологической драмой, то сейчас их цель – леденящий ужас и страх перед неизведанным.

Пролог из THE FLASH #800 + THE FLASH #1-8 + Annual 2024 + 9-12…

  • Сценарий: Саймон Спуррье
  • Рисунок: Майк Деодато-младший, Рамон Перез

Со Спидфорсом что-то не так. Спидстеры переживают странные видения, а Уолли Уэсту являются некие высшие существа, имеющие свои планы на само течение времени. Но для начала нужно ответить на вопрос… Что вообще такое Спидфорс?

Пролог из HULK ANNUAL 2023 + THE INCREDIBLE HULK #1-16…

  • Сценарий: Филлип Кеннеди Джонсон (ФКД для краткости)
  • Рисунок: Ник Кляйн, Трэвел Форман, Дэнни Эрлс

Халк и Брюс Бэннер снова в ссоре. Зеленый великан бродит по США, яростно ненавидит свое человечное альтер эго и пытается захватить полный контроль над телом. Но Халк не единственный монстр в мире: таинственная секта собирается возродить древнюю Мать Ужасов, для чего им необходим Халк. Вместе с новой подругой (девочкой Чарли, сбежавшей от агрессивного отца), Халк и Бэннер отправляются в долгое путешествие, где они встретят еще много чудовищ…

Легкое и безмозглое

Для начала стоит оглянуться на предыдущие раны.

Разворот «Флэша» в сторону мрака – очень закономерный ход. Предыдущая серия Джереми Адамса давала читателям нечто совершенно противоположное: теплую семейную супергероику, где Флэш с белоснежной улыбкой спасал мир от зла. Фактически ран Адамса был легким субботним мультсериалом на бумаге, где главным двигателем служила сила дружбы. Это хороший комикс, но после его уютной атмосферы хотелось чего-то более жесткого. Чтобы Флэш бежал не навстречу светлому завтра, а наоборот, чтобы его подгоняла тьма за спиной.

Халка судьба неслабо потрепала.

«Бессмертный Халк» триумфально вывел персонажа на вершину пантеона Марвел. Да, Халк всегда оставался на первом плане, светился в Киновселенной и все такое, но ему так и не повезло получить свой современный золотой ран. Такого мощного, чтобы вдохновлять людей перечитать все комиксы про Брюса Бэннера. И Юинг перевернул игру (но не на нашем рынке).

Затем случилась рокировка: Донни Кейтс подхватил «Халка» за Юингом и отдал ему «Венома». Что произошло со Смертоносцем, уже совсем другая история. Но Халк…

Кейтс с первого выпуска дал понять, что эра «Бессмертного» осталась в прошлом. Брюс запер Халка и превратил его в свой боевой костюм – КРУШИНАВТ. Чтобы контролировать ярость гиганта, Бэннер погрузил Халка в симуляцию с волнами врагов: пока Халк мутузил иллюзии, в реальности его ярость перенаправлялась на настоящих врагов.

Блокбастерный рисунок Райана Оттли.

Это было смело. И НЕВЕРОЯТНО ВЕСЕЛО.

Я считаю комикс Кейтса лучшим образцом бездумного развлечения за последние лет десять. Пока Бэннер выкручивал рубильник злости на своем капитанском мостике, Донни утопил нас в море бессовестно фееричного экшена.

Весь комикс походил на фантазию ребенка, когда он представляет себя ХАЛКОМ, ИЗБАИВАЮЩИМ ТОРА, КОТОРЫЙ ТОЖЕ ПРЕВРАТИЛСЯ В ХАЛКА ИЗ-ЗА ГАММА-ВЗРЫВА ЛАЗЕРНЫХ ЛУЧЕЙ ХАЛКА. «Трансформерам» и близко не снился такой градус насилия.

Халк дрался с ГИГАНСТКИМ РОСОМАХОЙ, ГИГАНТСКИМ ПАУКОМ, ЖЕЛЕЗНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ В КОСТЮМЕ ИЗ НЕБОЖИТЕЛЯ, и это только цветочки. Если «Халка» и хвалили, то за абсолютно сногсшибательную тупость, от которой отваливалась челюсть. Но вообще-то Кейтс не забывал и про Бэннера, поломанного несчастного человека, окончательно запутавшегося в своих травмах.

Но закончилось все бесславно: Донни Кейтс попал в аварию и отошел от написания комиксов – серию завершал Райан Оттли, который вообще-то художник, а не сценарист (и это было хорошо видно). В финале главный злодей рана Титан (ТЕМНЫЙ ХАЛК ДЛЯ ХАЛКА) оказался порождением третьестепенного демона, а КРУШИНАВТА замели под ковер. Вряд ли о нем вообще хоть кто-нибудь вспомнит в ближайшее время.

И нужно сразу сказать, так как мысль не повторил только ленивый. «Халк» ФКД – это «Бессмертный Халк» по скидке в черную пятницу. В первых номерах Юинг обманывал читателя атмосферой классического хоррора, только чтобы потихоньку приоткрыть Зеленую дверь со своими гениальными идеями. ФКД же откатил Брюса и Халка к этим первым номерам и продолжил линию с приземленными ужасами, а не экзистенциальными. В этом комиксе Халк будет сражаться с монстрами, зомби, призраками, а не с хтонью из иного уровня реальности.

На первый взгляд, выглядит как обычная трусливая стратегия Марвел последних лет. Вместо развития свежих идей офис Цебульски быстро отбегает к последнему удачному чекпоинту при первой же неудаче. Чаще всего это откат к классической классике, а в случае с Халком – попытка вернуть хайп вокруг «Бессмертного».

Но имена на обложке все еще продавали мне комикс. Впрочем, как я и ожидал, получилось спорно.

Угрюмое и уродливое

«Халка» вообще назвать супергероикой. Скорее это роуд-муви по самым темным местам Америки, придорожные страшилки с мощным колоритом южной готики.

Ранее из комиксов ФКД я читал только его раны на Action Comics и Green Lantern: War Journal. У Кларка Кента и Джона Стюарта было кое-что похожее: оба они проходили через Ад, оставаясь несгибаемо хорошими парнями. Лишенный сил Супермен одними только своими железными принципами (и мускулами) бросал вызов Монгулу в Мире Битв, а Зеленый Фонарь находил в себе силы вернуться на защиту своего сектора. Поэтому было интересно посмотреть, как Джонсон справится с более неоднозначными персонажами. Получилось прекрасно.

Бэннер и Халк уже давно не в ладах, а сейчас вообще максимально отдалились друг от друга. ФКД прописывает их как двух поссорившихся братьев. Халк смертельно обиделся на Брюса из-за КРУШИНАВТА. Он не хочет иметь дел с друзьями слабака Баннера, а вылазит из тела как будто бы специально максимально болезненно, лишь бы навредить «соседу».

Каждый выпуск жду хотя бы ради нового разворота с трансформацией от Ника Кляйна.

Он очень похож на эгоистичного подростка, который хочет запереться в своей комнате, но вынужден делить кровать с суетливым старшим братом. Даже патлы тинейджера на месте. В чем-то ФКД позаимствовал черты Джо Фиксита: этот Халк хоть и поступает правильно в итоге, все равно не ощущается до конца дружелюбным здоровяком.

Бэннер же опять скатился до бомжующего изгоя. Рано или поздно его фаза бродяги заканчивается, но пока у него из имущества только рюкзак фиолетовые штаны, как в старые добрые времена.

Вообще умников Вселенной Марвел очень часто прописывают как мудаков, и Бэннеру у Кейтса особенно сильно досталось. ФКД же уводит читателя от презрения в сторону жалости: даже с Халком Чарли ладит лучше, чем с потерянным Брюсом.

Но такое внимание к Халку/Бэннеру сыграло с комиксом злую шутку. ФКД не может позволить себе показать монстра более увлекательного, чем Халк.

Халк и его спутница сталкивается со всякой чертовщиной, и нечисть очень преданно следует канонам жанра. Криповые призраки на обочине, конечно же, заманивают в ловушку. Секта скелетов, конечно же, отсылает к американским религиозным фанатикам из глубинки. Комикс так разбавлен шаблонными встречами со сверхъестественным, что все выпуски кажутся полуфиллерными.

Без сочного рисунка Ника Кляйна ореол ужасающей атмосферы спадает – остается только дешевый ужастик с кривыми монстрами.

Хоррор в «Халке» работает на том, что мы ждем следующего столкновения с бабайками, чтобы погрузиться в безумную фантазию художника – «Флэш» же наоборот держится на недосказанностях и воображаемом пространстве за пределами панелей.

На самом деле, Флэш своим синопсисом тоже близок к «Бессмертному»: герой сталкивается с высшими потусторонними силами и открывает двери, которые не следовало открывать. Только дальше Спуррье сворачивает в сторону другого комикса Юинга, более спорного – «Венома».

От Спуррье ждали сложный комикс, а получили сложный комикс в квадрате. Как и серия Юинга, «Флэш» – худший враг для людей с СДВГ. Он требует забыть о существовании всего вокруг (желательно даже о физике), чтобы полностью переписать свое восприятие мира. В комиксе Спуррье вроде бы все та же Вселенная ДиСи, но на самом деле нет. Она интереснее? Хороший вопрос.

Фундаментальный вопрос всего рана я бы сформулировал так: важен ли нам ответ на вопрос, что такое время? От этого ответа зависит ощущение Спидфорса и ткани таймлайна. Спуррье засыпает противоречивыми формулировками. Иногда все объясняется просто, словно время – это череда измерений, через которые можно прыгать. Иногда в дело вступают более религиозные трактовки, когда время оказывается дыханием Спидфорса. Но по сути единственный правильный ответ для Флэша и других спидстеров: время – это то, что стоит тратить на своих близких. Сентиментальность во «Флэше» постоянно граничит  с концептуальностью, и обе они возведены в зенит.

Сначала я хотел подробнее рассказать про идеи Спуррье, но потом подумал, что это не нужно. Для любого комикса понятие спойлера различается. Например, для «Халка» не будет спойлером появление монстров, так как чудовища там важны только как враги. Но спойлером будет картинка, где Бэннер/Халк красочно разрывают очередную тварь. В ране Спуррье же все строится на инсайтах, когда само собой разумеющиеся вещи уже невозможно воспринимать как прежде: память, например, превращается в Сад времени, а понятие постоянства обретает тело.

«Халк» держится за счет выдающегося рисунка – «Флэш» же остается лучшим вопреки арту Деодато.

Иногда Спуррье вообще отказывается от услуг художника.

Я был серьезно настроен ругать Деодато последними словами. Прекрасно видно за что: от густых теней до статичных поз, от надоедающих полос до каменных лиц. Но при прочтении все это оказалось каким-то неважным. Текст Спуррье буквально заслоняет собой весь комикс. Здесь не получится просто пробежаться по красивым картинкам – во «Флэше» Спуррье намного больше от книги, чем от комикса. Саймон не доверяет художникам ни эмоции, ни экспозиции, ни даже боевые сцены – все происходящее держится исключительно на буквах. Вы намного лучше осознаете ярость Гродда или усталость Уолли по монологам, чем по арту.

Что же осталось Деодато? Только подносить «манекены» с концептами, пока Спуррье их одевает.

Типичная страница «Флэша».

Деодато задержался в комиксе только на первые шесть выпусков. Помог ли «Флэшу» его уход?

Пока в серии был плохой рисунок, все казалось более сбалансированным. Спуррье мог спокойно править балом, оставляя Деодато на заднем плане. Но когда арт стал нормальным, что-то сломалось. Саймон продолжил нагружать страницы текстом, но теперь и Рамон Перез добавил свой пласт повествования.

В итоге, я словил сенсорный перегруз: в куче сюжетной линий приходится следить и за стенами текста, и за динамикой арта. Как будто бы меня заставляют слушать лекцию по квантовой физике во время марафона. К Перезу у меня претензий нет (кроме разве что некоторых странных лиц), все проблемы из-за того, что Спуррье не умеет вовремя остановиться.

Чудовищное и семейное

«Халк» по структуре близок к процедуралу. В каждом мини-арке предлагает нового монстра и новую проблему. «Флэш» же похож на конспект по лекциям безумного ученого: на первой он рассказывает про астрономию, на второй – про философию, а на третьей мы уже слушаем про его проблемы с женой.

Давайте кратко пробежимся по некоторым «эпизодам» Халка:

Что мне особенно не понравилось, так это тим-ап с Лешим. ФКД сильно не заморачивался и прописал монстра как Болотную Тварь, что очень лениво. Да и вообще, эти два выпуска лучше всего показывают, что не так с комиксом. Вместо нагнетания саспенса персонажам несколько страниц разжёвывают происхождение болотного чудовища. Но зачем? Хорошие хорроры работают не так, особенно истории Лешего. Достаточно было одной немой панели с намеком на правду – и все, дальше фантазия бы доработала сама.

Тим-ап с Призрачным Гонщиком времен Второй мировой удался получше, потому что оооочень сложно запороть драку двух таких колоритных монстров, когда их рисует Ник Кляйн.

Я бы повесил себе такой постер на стену.

Посыл снова классический («не все монстры являются монстрами на самом деле»), но ему как будто не хватает канонического продолжения «… потому что настоящие монстры – это плохие люди». Опять же, можно экстраполировать на весь ран.

Насколько бы лучше стала история про Замерзшую Шарлотту, если бы главной злодейкой оказалась вполне реальная сумасшедшая бабка? Несчастная сумасшедшая женщина, а не подружка Сатаны? Да, сражения получились бы и близко не такими зрелищными. Но история хоть бы немного трогала. При всем уважении к городским легендам и Библии, очередное упражнение на тему падших ангелов навевает только скуку.

Кажется, за монстров-людей должен был отвечать отец Чарли, но его история быстро меркнет на фоне призраков и колдунов вуду.

Зато арка Шарлоттой запустила очень интригующую линию про спутницу Бэннера (не буду спойлерить, что с ней стало). Поиски решения привели Халка к самому «Swamp Thing»-сюжету за весь комикс. Фактически Брюс посещает своего местного «Антона Аркейна» в своеобразном аналоге Ада (прямо как Тварь спускался в Преисподнюю за Эбби).

Боди-хоррор словно из ранней эры Вертиго.

И на сладкое у нас осталась темная легенда про ПЕРВОГО Халка – Энкиду. Стоит отметить, что придумал его не ФКД, а Юинг. Также стоит сказать, что на темных легендах ФКД сделал себе имя.

Опять же получилось как-то не так: смысл истории потерялся за зрелищными картинки.

Наверное, мне просто не нравится, что опять начала эксплуатироваться Зеленая дверь, а вместе с ней и Тот, Кто Под Нами. Но хотя бы у ФКД хватило такта не сталкивать Энкиду с Бэннером, потому что вводить нового злого СИЛЬНЕЙШЕГО Халка как врага Брюса – это уже не комильфо.

Но важны даже не сами «монстры/секреты», а то, что скрывается за ними.

Во «Флэше» даже через толщу комиксно-фантастических концептов и хтони все равно проглядывает такая же сердцевина, какой она была у Джереми Адамса. «Флэш» остается семейным комиксом, потому что для Уолли Уэста нет ничего важнее семьи. Его воспоминания о семье – это буквально единственный безопасный «хаб» в десятках новых измерениях.

Спуррье избавился от слащавой атмосферы своего предшественника, и теперь семейная жизнь не такая уж радостная. Линда страдает от депрессии, оставаясь запертой с младенцем в четырех стенах. Джей завидует своей сестре и считает себя самым жалким спидстером. Барри Аллен не хочет беспокоить Уолли и страдает от болей в одиночку. Ну а сам Уолли… Уолли ничего не успевает. Как всегда. Но сейчас это не выглядит как запоздалый финиш – Алый Спидстер вообще понятия не имеет, куда он должен бежать. Это не гонка с Роугами, это блуждание в тумане, и сверхскорость не помогает.

Кстати, с детьми Уэстов сценарист провернул очень Иксменовский трюк.

Также Спуррье пропустил через линзу своего восприятия и врагов Флэша. Вот тут уже более спорно. В статье про Гориллу Гродда я упоминал, что по этому злодею можно легко определить весь настрой рана на «Флэше». К примеру, у Марка Уэйда это веселая драка с участием Зеленого Фонаря, у Джонса Гродд переизобретается заново, как и большинство персонажей, и так далее. У Спуррье злая горилла – некто вроде экспериментатора. Его не одолеть грубой силой: Гродд запускает людей в космос в пузырях стазиса. Но зачем и как эти силовые поля работают? И действительно ли это просто полет? Больше похоже на головоломку, чем на привычную драку.

Так же и с Роугами. Каждый из них будто бы логическая задача из теста, которую Флэшу (или его детям) нужно вовремя разгадать.

Главный (пока что) злодей [спойлер] мне кажется вообще воплощением самого Спуррье, если учесть, что его голос звучит как монолог в голове Флэша – эгоистичный и переусложненный. В одном выпуске его восприятие напрямую противостоит обычному: пока друзья-спидстеры вместе обсуждают решение проблемы, [спойлер] давит Уолли своей точкой зрения.

Наверное, мне стоит упомянуть и Аманду Уоллер… Но она здесь только из-за Absolute Power: почему-то в не выделили отдельный тай-ин, и ивент лишь слегка оцарапал онгоинг.

В общем, я бы описал «Невероятный Халк» как «талантливый и ленивый». ФКД постоянно идет по пути наименьшего сопротивления. Берет формулу путешествия антигероя с обычной попутчицей и никак ее не развивает. Придумывает по трафарету новых монстров и сваливает всю работу на Ника Кляйна. Очень осторожно обращается с лором, чтобы можно было быстро сжечь всех врагов в финале и никогда их не вспоминать. Этот комикс можно закрыть хоть сейчас, а можно продолжать хоть еще 50 выпусков – он как мыльная хоррор-опера, как «Сверхъестественное», которое можно тянуть до тех пор, пока сериал приносит деньги.

С «Флэшем» Спуррье нужно сражаться. Он не дастся вам так просто. В своем перегруженном хаосе «Флэш» прекрасен, но если вы его бросите, вас никто не осудит – не все любят выходить с комиксом на ринг.

Оба комикса продолжаются. У «Халка» впереди HULK-SIZED выпуск #800, а у «Флэша» – «новая роль в Смотровой Башне и семейный отпуск». Еще нужно упомянуть спин-офф «Халка» Hellhunters: Призрачный Гонщик 44-го, Ник Фьюри и другие Адские Охотники против нацистов. А у классического «Флэша» скоро появится конкурент – Absolute Flash #1 от Джеффа Лемира и Ника Роблса.

Следующий раунд: Командная эстафета!

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Комментарии