Кульминация Скотта Снайдера.
О том, как Скотт Снайдер создавал ивенты DC и ран Лиги Справедливости, можно написать отдельную книгу. Это был бы сильнейший байопик, в котором автор построил свою DC-карьеру в трущобах Готэма, а закончил (ну, почти), показывая, как божественные сущности бьют друг друга планетами.
«Тёмные ночи. Металл Смерти» — второй акт, возможно, главной шалости Снайдера в мейнстримных комиксах. Каким-то образом он убедил дать ему кризисноподобный ивент, где в очередной раз сломают мироздание DC.
Чтобы было веселее — все это снабдили эстетикой рок-концерта и бесконечной ордой злых Бэтменов.
«Металл Смерти» схож с Секретными Войнами Джонатана Хикмана. Сначала автор писал флагманскую серию, а затем закончил все мощнейшей глобалкой, где место действия порубили на разные «зоны», злодей стал Богом, а его армия — куча копий одного персонажа.
В целом, если проигнорировать слона в комнате, «Тёмные ночи. Металл Смерти» работает как настоящее боевое аниме. Мы начали спасать людей, а в конце убиваем Бога. Даже условный пляжный эпизод есть среди тай-инов. Это вызывает искренний смех.
А если говорить предметно, то главная проблема истории — потеря ощущения ставок. Люди устали от спасения мира в комиксах. Издательства пошли в сторону вселенных. Люди устали от этого. Ок, представляем вам мультивселенную! Устали. Что же, Мистер Снайдер расчехляет бесконечную Омнивселенную.
И чем больше масштабы, тем абстрактнее угроза, тем менее она понятна и осязаема. В итоге герои сражаются за эфемерное мироздание всех мирозданий, а Скотт Снайдер продолжает превращать в пустырь все, к чему прикасается. Сначала таким был Готэм, потом Земля, космос теперь и Мультивселенная.
Нет ощущения, что в этих пространствах вообще кто-то живет и что там есть, что спасать. Они выступают только в роли карты для заруб. Просто каждый раз меняется масштаб.
Поэтому еще смешнее смотреть, что вся борьба за саму жизнь все равно свелась к драке стенка на стенку и ударами настолько сильными, что оппонент улетает в прошлое. В итоге ты все равно бьешь. И если у Хикмана развязка была выстроена как кульминация идеологического противостояния персонажей, то здесь мордобой разрешился буквально Богом из машины.
Однако в этой каше есть весьма интересные вещи. Двухтомник разбавляют тай-инами с историями конкретных героев. И когда история отворачивается от сцен, где две всемогущие божественные сущности дерутся в космосе планетами, к эмоциям персонажей — становится хорошо.
Бэтсемья укрепляет узы, Супермен хочет в последний раз помочь всем и каждому.
Зеленая Стрела и Черная Канарейка встречают своего ребенка из другой реальности.
Джон Константин идет бухать в бар со злым двойником.
И так далее. Любая из этих историй вызывает больше трепета и интереса, чем нагромождение вселенских сущностей, каждая из которых в миллион раз сильнее предыдущей.
Но можно попробовать рассмотреть ивент как иронию над концепцией Кризиса в целом. Десятилетия супергероика пытается удивить читателя и задним числом обнулиться, чтобы привлечь новых людей.
В конечном счете эти циклы стали повторяться все чаще и вызывать все меньше эмоций.
Люди ощущают бессмысленность жертв, смертей, гибели планет и реальностей. Кризисы больше не работают. Поэтому Снайдер и написал историю, которая возносит в абсолют абсурдность идеи Кризиса.
К середине ты вообще перестаешь осознавать ставки и начинаешь угарать над шутками про Фразетта-Бэтмена, Капитаном Морковкой и рок-концерт, в котором все лица DC отжигают под гитарные риффы Бэтмена.
Если у «Металла Смерти» такой замысел — снимаю шляпу. Если Снайдер серьезно относился ко всему — то шляпу написал он.
«Тёмные ночи. Металл Смерти» выпущена на русском языке в двухтомнике. «Азбука» сделала очень красивые и толстые книги в твердом переплете с выборочным лакированием и фольгированным тиснением на обложке.
Обе книги утяжелены дополнительными материалами, будь то арты или галерея обложек.
А еще там есть обширный раздел примечаний, на которые я убил немало времени и нервов в поисках информации о далеком прошлом DC.
Читать «Тёмные ночи. Металл Смерти» как угарную глобалку — одно дело. Пытаться их осмыслить и разобрать миллиард отсылок на составляющие — непередаваемый опыт и сильное испытание :)
«Тёмные ночи. Металл Смерти» — комикс, который ломается от масштабности происходящего. Снайдер хочет охватить мультивселенную со всех сторон и вводит для этих целей новое понятие. Это безумное количество экшена, тонны персонажей, бесконечные референсы к прошлому DC, угар от металл-эстетики и невидимая бензопила в руках Чудо-Женщины.
Здесь столько всего, что вряд ли сходу получится перечислить каждую прикольную безумную штуку. Но эти куски очень плохо соединяются в единое полотно. Порой история выглядит как критика Кризисов и издательств, которые заигрались в перезапуски, мультивселенные и Бэтменов.
«Тёмные ночи. Металл Смерти» можно ненавидеть, над ними можно угарать и даже полюбить. Но равнодушным этот комикс не оставляет, его можно обсуждать часами. Его просто нельзя забыть. А это значит, что Скотт Снайдер чего-то, да добился.
Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!