MARVEL VS DC! Раунд 1: Зеленый Фонарь против Стражей Галактики
Green Lantern Адамса vs Guardians of the Galaxy Лэнзинга и Келли! Без подготовки.
Открываем новую рубрику!
Все началось с того, что у меня накопилось очень много непрочитанных комиксов из Dawn of DC. С другой стороны, из-за долгого периода с обзорами альтернативы в «Комиксах Недели» у Марвел я тоже много чего пропустил (некоторые комиксы уже даже успели отправиться на кладбище). Так почему бы тогда не столкнуть два издательства в битве?
Забегая вперед: удивительно, как много симметрии нашлось.
- Каждая пара подбиралась так, чтобы у них было какое-то сходство: герои-изгои, заигрывание с хоррором и так далее.
- Победителей не будет, как и подсчета очков. Я постараюсь рассказать, что может привлечь в каждой серии, а что может оттолкнуть.
- Комикс попадает на битву, только если в нем накопилось хотя бы 10 номеров. Также у оппонентов должно быть примерно равное количество выпусков.
- В обзорах ДиСи я буду останавливаться перед тай-инами к Absolute Power, чтобы не застревать в ивенте.
- Людей Икс и Супермена можно не ждать, так как я про них уже писал.
- Бэтмена и Пауков тоже (скорее всего, по ним будут отдельные статьи).
- Всего запланировано 9 раундов.
Первый раунд стартует в космосе! Или нет.
GREEN LANTERN #1-12…
- Сценарий: Джереми Адамс
- Рисунок: Ксерманико, Аманкей Науэльпан
Стражи Оа посадили на карантин Сектор 2814, где находится Земля! Хэл Джордан вынужден вернуться в родной город Коаст-сити… и найти там своего злейшего врага Синестро.
GUARDIANS OF THE GALAXY #1-10 + Annual
- Сценарий: Джексон Лэнзинг, Коллин Келли
- Рисунок: Кев Уокер, Алекс Линс
Года назад Стражи Галактики были уничтожены. Светлое будущее разбилось о предательство их друга: Грут превратился в катастрофическое чудовище, пожирающее миры – Грутопад. Теперь оставшиеся Стражи рассекают по отдаленным уголкам космоса, стараясь забыть о трагедии…
Идем на посадку…
Первое же, что бросается в глаза – оба издательства взяли большой перерыв для комиксов про своих главных космических персонажей.
До текущего рана «Зеленого Фонаря» писал Джеффри Торн, и закончилась серия на 12 выпуске в 2022-м. Для ключевого персонажа DC очень скромная цифра, да и сам комикс оставлял желать лучшего.
- От А до Б: Корпус Зеленых Фонарей от Алана Скотта до Саймона База
- «The Green Lantern» Гранта Моррисона: почему ждали и чего дождались?
«Стражей Галактики» же вел Эл Юинг: его ран беспощадно порубили ивентами (как всегда), а эксперименты не спасли от закрытия на 18 номере аж в 2021-м. Юинг редко оглядывался на MCU и наоборот многократно расширил состав команды (даже Доктор Дум заглянул в какой-то момент). Все его наработки Лэнзинг и Келли убрали под ковер, чтобы вернуть максимально киношный состав.
Оба тайтла вернулись из «отпуска» только в 2023 году. В чем же причина такой долгой паузы?
Как мне кажется, ответ очевидный. Современным читателям очень сложно продать классический комиксный космос. Мизерный процент фанатов готов вникать в сотни старых выпусков и шерстить Википедию, только чтобы понять, почему ребенок пришельца и клона замешан во многовековой войне трех иноземных рас и при чем тут брокколи. Сейчас Марвел даже 20 выпусков непрерывного онгоинга продать сложно, а тут речь о том, чтобы задрать порог входа до Луны.
Отсюда же происходит попытка «приземлить» оба комикса. «Стражи» притворяются вестерном. Межгалактические империи вроде как и маячат на заднем плане, но ключевую роль больше не играют – наша команда странствует по пыльным прериям, пускай точки остановок и могут разделять несколько световых лет. Никаких сложных амбициозных сюжетов, тянущихся еще от Джима Старлина – наоборот предельно ясная локальная миссия. Да, Грутопад якобы угрожает куче планет, но поставлено в комиксе все так, будто бы древесный шторм сметает крохотные городки на окраине Америки. О космическом масштабе очень легко забыть.
«Зеленый Фонарь» весь первый арк вообще не может вылететь в космос. Он прикован к родному Коаст-сити, а его «домашний арест» прямо называют «карантином» (помните, был такой?). Опять же, сначала нет никаких войн разноцветных корпусов или звездных чудовищ – Хэл Джордан теперь стал провинциальным супергероем, спасающим соседей из передряг.
Только фокус в том, что оба комикса скорее делают из своей локальности взлетную площадку, чем всерьез собираются оставить своих персонажей без космических приключений. Это иллюзия приземленности, чтобы обеспечить плавный старт и не пугать новых читателей десятками страниц экспозиции.
На уровне идеи я однозначно отдаю предпочтение Стражам. Превращение Грута сразу задает комиксу мрачный тон и очень высокие ставки. Да и сам Грут в качестве угрозы уровня Галактуса – зрелище очень интригующие.
Сразу ясно, что Стражи снова соберутся вместе, но их новые амплуа все равно выглядит очень свежо.
А Хэл Джордан «на изоляции»… Звучит как запоздавшая идея из 2020 года. К тому же опыт подсказывал, что из отправки космических героев на Землю редко получаются хорошие арки (если судить по тем же «Стражам»).
Но все оказалось ровно наоборот. Джереми Адамс смог из каникул в Коаст-сити выжать очень ламповую историю про то, какой классный супергерой Зеленый Фонарь. А «Стражи Галактики» из-за своей драматичности слишком много времени потратили на недомолвки и нагнетание напряжения – и растеряли интерес читателей.
…оглядываемся назад…
Разведем пока наших соперников в разные углы ринга и дадим им «подраться» с новыми партнерами – прошлыми работами сценаристов.
«Зеленый Фонарь» Джереми Адамса – практически прямой наследник его рана на «Флэше». Джереми точно так же вернул Джордану лучезарный оптимизм.
Комикс про Алого Спидстера стал легкой семейной супергероикой, где зло всегда оставалось наказано, а улыбчивый Уолли всегда возвращался домой к семье. В этом и скрывается ключевая разница с «Флэшем». Адамс так старался добавить Уолли позитива, что семья Уэстов превратилась в идеальное семейство с подарочных открыток. С Джорданом сценарист обошелся пожестче. И тут самое время вспомнить про еще одно сравнение – на арену выходит многострадальный «Паук» Зеба Уэллса!
«Флэш» Адамса читался как правильно сделанный комикс про Питера Паркера, ставшего семьянином. Пока Паучок страдал из-за существования ПОЛА, фанаты просили совсем другого (Питер + ЭмДжей + их дети). В принципе, мечты фандома наконец осуществились в «Алтимэйт Пауке» Хикмана, но важен сам факт, что все это было во «Флэше» намного раньше.
«Фонарь» же использует очень похожий ход со своим собственным Полом: Кэрол Феррис уходит от Хэла к какому-то блондину. Но в «Пауке» эта мыльная опера читается как издевательство над персонажем, а в «Фонаре» – как стандартная мелодрама в трико. Так в чем разница?
Ну, во-первых, в обозленности фандома: читатели «Паука» уже сыты по горло дурацкими ретконами, а Пол – это вишенка на торте. Во-вторых, в хороших произведениях страдания должны конвертироваться во что-то. В переосмысление своего пути, в жизненный урок, хоть во что-нибудь. Зеб Уэллс ухудшает жизнь Питера просто потому что – Джереми Адамс же использует расставание Хэла как шанс разобраться в себе.
Один такой разговор с Флэшем объясняет чувства персонажа лучше, чем весь ран Уэллса:
Кстати, мне уже давно не дает покоя, что «Мэри Джейн бросает Питера и уходит к левому челу» – это же буквально сюжет «Человека-Паука 2» Сэма Рейми. Интересно, насколько бы сгорел фандом КВМ от такого сценария сегодня.
В общем, по сравнению с «Флэшем» Green Lantern кисло-сладкий, что ему только идет на пользу. У Хэла куча проблем, а на Землю его приводит настоящая трагедия, но он все равно с улыбкой спасает Коаст-сити.
Пора бы уже вернуться к «Стражам». В портфолио Келли и Лэнзинга уже есть один скоропостижно закрытый командный комикс – Captain America: Sentinel of Liberty.
Да, главный герой там Стив Роджерс, но в один момент он собирает свой боевой отряд.
И проблемы-то все те же. В обоих комиксах у дуэта так себе получается прописывать команду. Их миссия всегда интереснее ее участников, как я писал в обзоре «Капитанов». В «Страже свободы» немного получше, потому что можно было хотя бы выстраивать комикс вокруг Стива. «Стражам» же остро не хватает такого центрального «капитана». Их драма как будто разбросана между всеми понемногу, но каждый держит свою частичку в себе.
То же самое и с командной динамикой. После фильмов и игры ты ждешь яростных перепалок и очень харизматичных неудачников, а тебя встречают обиженные лица и безжизненные разговоры. Из-за разлада команда получилась анти-харизматичной.
Ракета жалеет, что не смог спасти друга, Звездный Лорд чувствует себя плохим лидером, Дракс вообще замкнулся в себе. И все эти линии быстро обрубаются раскрытием сути Грутопада. То есть вроде бы и страдать не было особого смысла, так зачем тогда все это было.
Частично проблема скрывается в тайне Грутопаде. С безумием Грута все не так просто, как кажется, но раскрыть все карты сразу нам не могут. Вот и приходится тянуть время в ожидании твиста, пока Стражи не развернутся резко на 180 градусов. Очень раздражающий троп «персонаж творит фигню, но ничего нам не расскажет».
Даже когда у Стражей появляется шанс поговорить по душам, им приходится тратить время на экспозицию. Самый странный такой момент произошел у Мантис с Гаморой. Почему-то именно на них взваливают миссию по возвращению старого Дракса – и в этом выпуске наконец-то выплескивается весь комиксный булшит, который стыдливо прятали в шкафу.
Краткая предыстория:
- во время ивента Infinity Wars Драк пожертвовал собой и остался внутри Камня Души. Там он обрел покой как человек Артур Дуглас, счастливо живущий с женой внутри искусственно созданного Варп-мира.
- но не может же издательство просто оставить своего звездного персонажа в покое. Поэтому Дракса пришлось возвращать. В «Стражах Галактики» Донни Кейтса Вселенская Церковь Истины наклонировала целую армию Драксов, так как он лучше всего подходил для убийства Таноса.
- Стражи уничтожили почти всех клонов, но одному из клонов Лунный Дракон из альтернативной Вселенной (дочь Дракса) телепатически вживила память оригинального Дракса. Так Разрушитель вроде бы и вернулся.
- и вот сейчас Мантис и Гамора вытаскивают душу оригинального Дракса из Камня Души, соединенного с роботом Множеством, и соединяют ее с Драксом-клоном, чтобы он обрел покой.
Комиксы!
Не было никакого смысла засовывать завершение этой странной линии сюда. Я даже не хочу представлять, сколько людей вообще помнили, что Дракс – на самом деле не совсем Дракс. Это чисто редакторский сюжет, чтобы окончательно стереть неугодные последствия давно забытой глобалки. Но это весело.
«Зеленый Фонарь» же в плане лора более спокойный. Джереми Адамс плавно подводит Хэла к воссоединению с Корпусом и дефолтному сражению со злым злом. Зато читается намного проще.
Разве что можно вспомнить первое комиксное появление Рэйзера: этот Красно-Синий Фонарь был специально придуман для мультсериала Green Lantern: The Animated Series. Затем его вписали во Вселенную Young Justice, и только сейчас он наконец дебютирует в комиксах.
Возможно, кому-то не понравится, что уникальную двухцветность Рэйзера Джереми Адамс «раздал» всем подряд. Возможность переключаться между силами спектра стала главным оружием злодеев. Лично я вижу в этом только плюсы – так сражения становятся намного более непредсказуемыми.
…присматриваемся внимательнее…
Дальше по плану – рисунок и зрелищность.
Самый гигантский минус «Стражей» – слишком хорошие обложки Марко Кеккетто.
Они слишком высоко поднимают планку. Благодаря Кеккетто «Стражей» сразу хотелось открыть побыстрее – его арт сразу мощно задает атмосферу приключения, будто это постер для блокбастера. Возможно, это вообще одна из лучших серий основных обложек в Большой Двойке за последнее время?
А потом ты открываешь комикс, и там тебя ждет Кев Уокер.
Я совершенно не считаю Кева Уокера плохим художником. Просто он гораздо специфичнее того же Кеккетто. Кев явно не стремится сделать Стражей голливудскими красавчиками с эпичными позами. Его арт довольно странный и намного более комиксный. Головы похожие на ведра, толстая подводка под белыми глазами, расплывчатые костюмы без детализации, неестественно пластмассовые космические корабли и роботы. Покраска Мэтта Холлингсворта окончательно превращает комикс в причудливый мультфильм.
Сравните, как Питера Квилла рисует приглашенный на один номер Алекс Линс и Кев Уокер. Волевой галактический герой – и нескладный парень с дурацкой прической и криво сросшимся носом.
Такой стиль придется по вкусу не всем и больше подходит каким-нибудь «Черепашкам-Ниндзя». Для меня он сработал где-то в процентах 60. Вот в таких моментах встряски Кев Уокер зажигает:
А вот когда нужно нарисовать смену личностей Мантис (из-за волшебного платья она стала инопланетным Билли Миллиганом), Уокеру не хватает разнообразия, как мне кажется:
Дракс и Енот выглядят потрясно – от Гаморы же хочется плакать. И таких противоречий куча.
«Зеленый Фонарь» опять же предлагает стабильное качество. Джереми Адамс придумывает в меру изобретательные способы использования кольца, но все же главный козырь художника Ксерманико – это полеты. На сверхскоростных полетах строится вся динамика комикса: и как Фонарь, как пилот Хэл стремительно рассекает небо. В космосе скорость легко смазывается, когда мимо проносятся десятки однообразных планет. Поэтому полет Джордана на истребителе через каньон захватывает дух сильнее, чем любая космическая гонка быстрее скорости света.
С возвращением Синестро в комикс резко врывается экшен, и завершается он зрелищной пафосной битвой. Самый запоминающийся момент – чтобы защитить города от ракет, Зеленый Фонарь отправляет гигантских зеленых зверей в противоположные точки планеты. Потому что Хэл Джордан – защитник всех людей в мире.
Запоминаются и маленькие бытовые сценки в Коаст Сити:
…и взлетаем!
Но вот наступает время покинуть бренную землю и возвращаться к космическим разворотам – как комиксы пережили «взлет»?
Тоже абсолютно противоположно. «Стражи» наконец раскрываются по полной, а «Фонарь» же наоборот быстро теряет свое очарование. В чем-то главный твист у них даже похож: мы думали одно, а все оказалось более запутанно. Только у DC центральный поворот политический, в духе «власть нам утверждала, что *спойлер* – источник всех бед, а оказалось, что от власти проблем куда больше». Правда о Грутопаде же – скорее экологический посыл «не лезьте к природе, она и без вас хорошо разберется». Ну и о дружеском доверии тоже.
Для меня «Фонарь» сразу же перестал быть интересным комиксом, как только Хэл вырвался за пределы карантина. Ран Адамса тем и был хорош, что наконец отходил от надоевшего пережевывания идей Джонса/введения новых Фонарей/сражений Корпусов и так далее. Комикс начинался с того, что Фонарь и на Земле может оставаться интересным полезным героем.
Однако уже во второй половине все откатывается к обычному комиксу про Фонарей: опять только толпа землян может всех спасти, опять новая перетасовка правил использования спектра, опять копы заняты внутренними разборками, а не защитой Вселенной.
Очень похоже на такую же суетливую «Одноминутную Войну» из «Флэша»: сразу все спидстеры/Фонари собираются вместе ради драки с очень скучным врагом. Адамсу намного лучше даются маленькие истории. В крупных потасовках особая атмосфера пропадает, и остается только супергеройская жвачка.
Также второй арк напоминает по атмосфере «Звездные Войны», только место джедаев заняли Фонари. И это не комплимент.
В «Стражах» я даже вставить картинку не могу, чтобы не заспойлерить. Только скажу, что с момента X комикс и должен был начинаться – настолько их новый статус интереснее долгих блужданий по планетам.
Каков вердикт?
«Стражи» скоропостижно закрылись сразу после финала разборок с Грутопадом. И вряд ли о нем кто-то вспомнит – проблему решили практически без последствий. С тех пор о новом онгоинг никаких новостей. Так что тут ситуация противоречивая.
Ран Келли и Лэнзинга – вполне себе вещь в себе, читать ее можно с минимальными знаниями о космическом лоре. Но нужно ли оно вам, если хороших выпусков тут буквально пара штук? Только если ради необычного рисунка Кева Уокера.
«Зеленый Фонарь» – хороший комикс, слишком рано отбросивший свою ключевую фишку ради дефолтных взрывов в космосе. Сейчас серию затянуло в Absolute Power – надеюсь, после участия в ивенте Хэл Джордан снова вернется к подвигам в Коаст-сити.
Следующий раунд: Политические дебаты!
Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!