MARVEL VS DC! Раунд пятый: Мстители против Титанов

12 351

Avengers Джеда Маккея vs Titans Тома Тейлора!

Мы достигли экватора нашего турнира! Сегодня погружаемся в комиксы про команды супергероев.

Пролог в TIMELESS (2022) + THE AVENGERS #1-18…

  • Сценарий: Джед Маккей
  • Рисунок: Карлос Фабиан Вилла, Айван Фиорелли, Франческо Мортарино, Валерио Скити

Звезда. Икона. Ведьма. Конструкт. Бог. Инженер. Король. Новая команда Мстителей готова защищать мир, но в первой же миссии они сталкиваются с неожиданным союзником: раненный Канг предупреждает героев о грядущих Событиях Скорби (Tribulation Events) – катастрофах, способных уничтожить мир…

TITANS #1-15…

  • Сценарий: Том Тейлор
  • Рисунок: Лукас Мейер, Дэниел Ди Никуоло, Стивен Сеговия, Тревис Мур, Никола Скотт

Темный Кризис завершился распадом Лиги Справедливости. Защита Земли легла на плечи Титанов! Будет ли Вселенная ДиСи прежней? Аманда Уоллер уже готовится уничтожить всех супергероев, а внутри самой команды зреет скрытая угроза…

Для начала стоит признать, что идея центральной флагманской серии мертва.

Когда-то в нулевых Брайан Майкл Бендис развалил Мстителей, чтобы пересобрать их – и начать череду ивентов, где новые Величайшие герои Земли играли ключевую роль. От действий Новых Мстителей буквально зависела судьба мира. С «Дня М» до «Осады» онгоинг New Avengers практически являлся онгоингом «Вселенная Марвел».

Или же «Лига Справедливости» Джеффа Джонса New 52 позиционировалась как важнейший комикс, за которым читателю обязательно нужно было следить. На Лиге целая перезапущенная Вселенная. О значимости «Мстителей» Джонатана Хикмана можно даже и не упоминать – один глобальный сюжет три года готовил мир к тому, что все умрет.

Сегодняшним онгоингам такое влияние даже не снилось. В синопсисе Мстители и Титаны все еще называются главной надеждой человечества, но мы-то с вами прекрасно понимаем: обе Вселенные останутся для нас кристально ясными и без этих комиксов. Максимум их вклада во Вселенную – филлерные ивенты, которые можно со спокойной душой скипнуть.

Почему же так произошло? Думаю, люди окончательно потеряли надежду, что в комиксах что-то поменяется. Это в нулевых издательства всячески экспериментировали со свежими подходами – сдвигались целые тектонические плиты в плане переосмыслений классических персонажей. Но чем дальше, тем безопаснее были следующие перезапуски, пока мы вообще не пришли к топтанию на месте. А если ничего не меняется, то какой смысл от «архитекторских» серий?

Недавние «Мстители» Аарона громыхали на всю Вселенную Марвел, но когда пыль улеглась… Единственное значимое последствие, что я вспомнил – заточение Хонсу, вылившееся в новый онгоинг «Лунный Рыцарь» Маккея. Остальной шум так и остался во внутренних заварушках Мстителей. Эхо получила Силу Феникса – когда Сила Феникса появляется в Людях Икс, про Эхо даже не вспоминают. Мировая Война Женщины-Халк? Зачем мне лезть в это пекло, если я могу сразу почитать чудесную серию Рэйнбоу Роуэлл. Основание чернобыльского вампирского государства? По-моему, даже в «Кровавой Охоте» Вампирск не играет никакой роли. Армия мультивселенских Мстителей? А они точно сейчас с нами в одной комнате?

Если сравнивать с «Лигой Справедливости» Бендиса… А кто-нибудь ее вообще читал?

Но нулевое влияние можно посчитать как минусом, так и плюсом. Да, Вселенная Марвел больше не вращается вокруг Мстителей. Зато теперь все тайтлы вращаются вокруг себя – без глобальной линии за комиксами следить намного проще. Правда, было бы еще зачем следить.

ДиСи же упорно продолжает выстраивать историю вокруг судьбоносных кризисов (период Dawn of DC стал промежутком между Темным Кризисом и Абсолютной Властью), но читать эти ивенты можно и без подробного погружения в текущие онгоинги.

Отойдя от решения глобальных задач, оба тайтла постарались ориентироваться на гуманитарные миссии. Капитан Марвел объявила Мстителей главными спасателями Вселенной, а не полицейскими. Их главной задачей становится защита людей от ужасных бедствий, а не суд над инопланетными расами или починка Мультивселенной. У Титанов такие же миролюбивые намерения: оберегать Землю для них важнее, чем избивать злодеев.

Но и «Мстители», и «Титаны» на одной только благотворительности далеко не уехали.

До ивента

От Тома Тейлора стоило ожидать, что он будет писать «Титанов» в духе своего «Найтвинга», как комфортную легкую серию про лучших друзей. Так и произошло. Первый выпуск сразу настраивает на позитивный лад и комиксное веселье: Титаны останавливают гигантскую обезьяну от разрушения атомной станции, а потом посылают Миротворца куда подальше. Правда, потом умирает Уолли Уэст… Но это всего лишь игры со временем, так что ничего страшного.

Тейлор предлагает самых классических «Титанов», каких можно представить. Ни одного нового юного героя – только проверенные временем персонажи, знакомые уже десятки лет. Башня Титанов как главная база, долгожданное повышение Титанов после долгой карьеры сайдкиков – трудно представить более сильное желание угодить фан-базе. И на таком воодушевляющем чувстве светлого сегодняшнего дня держится вся первая арка.

Арт Николы Скотт идеально подходит для мотивирующей супергероики: счастливые красивые Титаны эпично спасают мир от зла.

«Мстители» Маккея начинаются с похожего захода. Кэрол Дэнверс понимает, что команду необходимо реформировать. Весь первый выпуск – ее подробный монолог, почему она решила выбрать именно таких героев и как именно они помогут защитить человечество. Фактически через Капитан Марвел команду нам питчит сам Джед Макей. И у него получается быть очень убедительным.

Маккея уже давно называют главной новой звездой Марвел. Начал он с успешного рана на «Черной Кошке», затем блестяще перезапустил «Лунного Рыцаря» и «Доктора Стрэнджа» – целых три крутых серии, для новичка великолепный старт. И мне было дико интересно: дорастет ли он до полноценного архитектора? Далеко не все авторы хороши в сериях и второго плана, и высшего класса. Сразу на ум приходят примеры Мэтта Фрэкшена и Ника Спенсера – для меня их лучшими комиксами так и остались спящие хиты вроде «Бессмертного Железного Кулака», «Превосходных Врагов Человека-Паука» или «Человека-Муравья». Звезды первой величины у этих сценаристов получились куда более спорными.

Но вот Джед Маккей отхватил свой золотой билет на Олимп – теперь в его распоряжении самые престижные онгоинги Марвел, «Мстители» и «Люди Икс». И если про Иксов пока ничего не могу сказать (отдыхаю от мутантов), то Величайшие герои Земли – это полный кошмар, дамы и господа. Как я и опасался.

Прекрасным пилотным выпуском Джед очень стремился продемонстрировать, как сильно он хочет сделать «Мстителей» хорошим комиксом. Кто же знал, что он будет повторять такую же структуру во всех следующих номерах.

Каждый номер выглядит как одна большая экспозиция. Нам по очереди снова и снова представляют Мстителей, чтобы мы вообще ни разу не усомнились в их значимости. Снова и снова Маккей игнорируют все то, что Тейлор поставил в центр серии – человеческие отношения и позитивный настрой. Все семеро Мстителей выглядят абсолютно безжизненными функциями с разными степенями пафоса. Они попросту не могут завязать нормальный диалог – все скатывается в перебрасывание репликами во время боя или неловкими смол-токами в перерывах. Мстители ведут себя так отстраненно, как будто они едва знакомые коллеги.

Немного выделяется только Капитан Марвел как глава команды. И Черная Пантера. Я надеюсь, что Маккей никогда не будет писать «Бэтмена», потому что его Пантера – это мрачнейший Темный Рыцарь, доведенный до абсурда.

Добавляйте себе в статус волчьи пантерскую цитату:

Я не боюсь умереть… Я боюсь проиграть.

Ауф. Кстати, забавно, что только Т’Чалла в команде не умеет летать (никак не обыгрывается).

У меня есть смутная теория, что Маккей тоже хотел отдать дань уважения классике. Но если Тейлор пошел писать солнечный фанфик про классных супергероев, то Джед выбрал более сомнительный путь. В первых номерах «Мстителей» Ли и Кирби герои же не были друзьями? Давайте повторим такую же атмосферу и здесь! Отсюда же могла взяться и подача героев через долгое представление с закадровым монологом.

Видимо, Маккей оказался фанатом не только старых комиксов, но и Черного Ордена.

В первой арке Мстители сталкиваются с могущественным Пепельным Союзом, путешествующим по Мультивселенной ради уничтожения миров. У новых врагов схожее предназначение с прихвостнями Таноса. Это абсолютно симметричные Мстителям злодеи. И дерутся они так, чтобы каждому Мстителю достался симметричный противник. Самое смешное, что Маккей ввел такие команды ДВАЖДЫ ПОДРЯД.

Сначала Мстители дерутся с Пепельным Союзом по невероятно избитой схеме. Каждый герой сначала проигрывает своему оппоненту, потом в последний момент вытаскивает козырь из рукава и выигрывает. Один и тот же бой повторяется ПЯТЬ раз.

  • В Ватикане Идол Алебастр заставляет людей поклоняться себе – прилетает Тор, сначала проигрывает, потом выигрывает.
  • В Торонто Кузнец Городов превращает архитектуру в ужасное произведение искусства – прилетает Железный Человек, сначала проигрывает, потом выигрывает.
  • В Маниле Повелитель Апатии усыпляет жителей – прилетает Капитан Марвел, сначала проигрывает, потом выигрывает.
  • В Сиднее Мертвец устраивает нашествие нежити – прилетает Алая Ведьма, сначала проигрывает, потом выигрывает.
  • В Хельсинки Диадема Меридиан поглощает все живое – прилетает Вижн, сначала проигрывает, потом выигрывает.

Вот только Маккей не учел, что Черный Орден – злыдни на побегушках. Они интересны только как промежуточные боссы на пути к главному гаду Таносу. Свита головорезов отлично дополняет Безумного Титана, но без своего фиолетового господина они попросту не нужны. Сейчас у Мстителей такого финального босса нет (или есть, но до его появления еще далеко). Кульминацией сражения становится освобождение Невозможного Города– живой космической базы Пепельного Союза, которую они некогда поработили. И вроде бы это укладывается в тезис о Мстителях-спасателях, миссия обернулась освобождением «заложника», а не эпичным взрывом, но… До боли схематично.

Невозможный Город стал новым логовом Мстителей и до сих пор он никак себя не проявил. Целый инопланетный летающий говорящий город выглядит локацией более безжизненной, чем обычная Башня Титанов. Больше всего он похож на голосового ассистента в умном доме.

Вернемся к симметричным злодеям. Во второй арке происходит почти то же самое: Мстители по очереди дерутся с рыцарями Мирддина. Ведьма против ведьмы, инженер против инженера так далее. Но второй раз Маккей решил показать рост команды. И я уже буквально просил, чтобы все не закончилось тем, что они поменяются противниками. Но они поменялись.

Ах да, была же еще и третья симметричная команда в Blood Hunt – Ковен Крови. Но там хотя бы сражение было прописано интереснее из-за проигрыша Мстителей.

Вот есть отличное видео Дмитрия Бурдукова о причинах, почему так сложно делать игры про супергеройские команды. Главная трудность в разнообразии персонажей. Тех же Мстителей приходится балансить самым скучным способом. Так как и Халк, и Вдова, и Тор вынуждены проходить через одинаковые уровни, геймплей не может кардинально отличаться – в итоге они все дубасят безликих роботов. И бога грома, и обычного человека приходится уравнивать, иначе бы… Пришлось сделать хорошую игру? Да ну нет, бред какой-то.

В комиксах этой проблемы в принципе не может возникнуть: можно придумать и нарисовать что угодно. Но Джед Маккей зачем-то сам себе поставил условие, что все Мстители должны быть равны и проходить через равные испытания.

В «Титанах» же явно видно, кто у Тейлора в любимчиках. Само собой, главной звездой Тейлора остался Дик Грейсон. Ему и самые вкусные визуальные решения достались, и героических моментов у Найтвинга хватает. Но если бы все были такими же идеальным, комикс быстро бы скатился в бесконечные комплименты Титанов друг другу.

Поэтому чуть пониже в иерархии находятся герои, на которых лег кризис (хех) личности – Рейвен и Бистбой. Вокруг парочки вертятся оба арка и ивент Beast World. При чем сначала Рэйчел спасает Гара, а потом наоборот. Ничего ужасного с ними не происходит, но от их решений напрямую зависит судьба мира.

И совсем на второй план ушли все остальные. Тейлор не забывает о них, даже прописывает им небольшие, но важные роли. У Старфайр проблемы с сородичами, Донна Трой пытается вытащить свою фанатку из лап Уоллер, Флэш должен не умереть, Темпест отвечает за продвижение злодейских планов. Меньше всех повезло Киборгу – он нужен только как хакер и ходячий телепорт.

Все-таки ран занимает всего 15 номеров, поэтому всем раздать по личному сюжету Том вряд ли бы успел. «Мстители» Маккея – лучшее доказательство, что если погонишься за всеми, то никого не поймаешь. И хотя Титаны по-разному проработаны, все они сводятся к одному – к решению оставаться героями и дарить людям надежду. С последним скоро возникнут проблемы.

Ивент

Два главных командных комикса не могли не влипнуть в ивенты. По-моему, очень забавно, что ситуация одинаковая. Сначала онгоинги слегка задела посторонняя глобалка (Knight Terrors у «Титанов» и Fall of X у «Мстителей»). Затем уже сами Тейлор и Маккей писали ивенты, где команды оказались в центре внимания (Beast World и Blood Hunt).

Я все еще думаю, что помощь Иксам Маккею навязали, чтобы третья ТПБ «Мстителей» была полностью посвящена тай-инам. Да, потом, он подхватил флагманский мутантский онгоинг, но здесь нет вообще никаких «ружей» на будущее. Бессмысленный набор экшн-сцен: Мстители опять по очереди что-то делают, только сейчас с болванчиками Орхиса.

У «Титанов» тоже филлер. Но Knight Terrors так и были задуманы, чтобы могли посмотреть на обособленные кошмары персонажей ДиСи.

Тай-ин Knight Terrors: Titans писал Эндрю Констант.

В плохом сне можно разглядеть небольшое пересечение с «Мстителями»: Титаны встречают девочку, оказавшуюся воплощением их Башни! Некогда здание было тюрьмой Бладхейвена, пока Дик не перестроил его как базу Титанов – сейчас же Башня страдает от травматичного прошлого. И только Титаны могут помочь ей очиститься.

Базово идея точно такая же. Но «Титанам» пары выпусков хватило, чтобы лучше «Мстителей» раскрыть взаимодействие героев с их домом, как бы странно это ни звучало. Лично я думаю, что и Невозможный Город когда-нибудь получит тело. Или окажется тайным участником Пепельного Союза? В любом случае, Титаны пока впереди.

Переходим к главным ивентам. «Озверевший Мир» для меня оказался мегастранной штукой.

Землю атакует гигантская космическая тварь – Некро-Стар с армией спор-паразитов. Некогда монстра уже победил Старро Завоеватель, потому сейчас Бистбой перевоплотился в зеленую звезду (Гарро). Однако загадочный злодей повлиял на разум Гарта, и он лишился человечности. На Землю обрушились его споры, превратившие зараженных… в зверолюдей! Бэтмен стал альфа-волчарой, Черный Адам – львом, Харли Квинн – крольчихой и так далее для миллиона зараженных.

  • Что я ожидал: веселый трэш про фурри с кучей кринжовых ситуаций.
  • Что я получил: мрачный боевик, где звери массово разрывают людей, а Аманда Уоллер собирается расстреливать их дронами.

Я искренне не понимаю, зачем Тейлор решил добавить серьезности именно сейчас. Даже звучит смешно: Найтвинг превратился в лиса – поднимайте армию США, надежды больше нет…

Только в «Найтвинге» используется мемный потенциал этой затеи. Дэмиен стал суровым Мистером Котейкой, а значит, он больше не будет сдерживать свои навыки убийцы… Пушистого убийцы, если быть точным. А Найтвингу и Джону Кенту остается только успокаивать агрессивного котика. Весь «Озверевший Мир» таким комедийным и должен был оставаться. Но делать из нашествия зверей серьезнейшую угрозу – кому это нужно?

Разве что редакторам, чтобы подготовить почву для крестового похода Уоллер в Absolute Power. И тут вы можете возразить: значит, у «Титанов» все-таки есть влияние на Вселенную. Но я возражу: да, Титаны готовят почву для следующего ивента, но мы точно не можем обойтись без этой почвы? До Beast World Уоллер ненавидит металюдей и настраивает общество против них – после Beast World Уоллер ненавидит металюдей и настраивает общество против них. Никакого резкого перелома в ее линии не произошло. Поэтому я не считаю «Озверевший Мир» глобально важным: он мог бы стать классным развлечением, но превратился в надуманно серьезную драму.

Сильная женщина хотела очистить мир от анимешной чумы, но ей помешала банда отаку-переростков…

С «Кровавой Охотой» куда проще. Скучный филлер еще на уровне синопсиса.

Наступает вечная ночь, из всех щелей вылазят злые вампиры… Ими командует Блэйд, порабощенный древнейшим вампиром… Мстители проигрывают вампирам… Пока всех не спасает воскрешенный Лунный Рыцарь.

Первые три предложения вызывают зевоту, а четвертое откровенно раздражает. В интервью Маккей хвастался, что придумал отличный способ и ивент завершить, и Марка Спектора вернуть.  По-моему, он совершенно зря убил двух невинных зайцев: «Охота» решается богом из машины, а Рыцарь оживает всего-то через полгода после смерти, делая скорбь друзей совершенно бессмысленной.

Если же заглянете в тай-ин «Мстителей», то найдете не такой уж плохой комикс. Маккей опять повторяет структуру с поочередным переключением между героями, только его спасает временная перетасовка состава.

Рисунок окончательно расплылся.

С кровопийцами Барона Блада сражается квинтет из Стива Роджерса, Кейт Бишоп, Ртути, Радмат и Геркулеса. Основная семерка успела надоесть всего-то за десяток выпусков – тут хотя бы оживляешься за счет не самых затертых героев.

Мудрость от Капитана Америка:

Я знаю хороших вампиров… Но я не встречал ни одного хорошего фашиста.

После ивента

Оба ивента встряхнули команды. «Мстители» не сумели предотвратить атаку вампиров, в чем Кэрол винит себя и своих товарищей. А «Озверевший Мир» сорвал с Титанов маску, и под ней оказались… Иксмены.

Толпы людей с вилами собираются вокруг Башни Титанов. В роли правительственных мутантофобов – Миротворец и Аманда Уоллер (в Absolute Power она буквально начнет клепать роботов-охотников). Вместо Джин Грей с Темным Фениксом – Рейвен и ее демоническое альтер эго Темнокрылой Королевы, верной отцу Тригону. Вместо Бистбоя можно подставить любого провинившегося мутанта, вместо Найтвинга – Циклопа.

Вообще Тейлор уже писал Людей Икс. И на самом деле его серия X-Men Red очень похожа на вторую половину «Титанов». Посыл точь-в-точь такой же сахарный: любите хорошее, не делайте плохого, живите с людьми дружно. И здесь тоже Рейвен от внутренней тьмы спасти может только сила любви.

Как же сильно меня взбесил этот сюжет. Я бы назвал его тестом на старость и для Титанов, и для читателей.

Тейлор как будто напрямую спрашивает у нас: детишки, вам ведь все еще интересно смотреть, как зло побеждает нарутотерапией? А как насчет финального соединения всех энергий, чтобы Рейвен стал гигантской Белой Рейвен? Это же так КРУТО (нет).

И больше всего мне раздражает, что этого полностью устраивает фанатов. Им достаточно, чтобы комикс про их любимых персонажей заползли в угол и давали ровно то, что от них ждут. Чтобы чтение было предсказуемым, а Титанов прописывали-точно-как-по-канону.

Как я считаю, Титаны свой тест провалили из-за излишней осторожности Тейлора. Ничто в этих 15 выпусках не показывает их как главных героев земли. Они все такие же дети, решающие взрослые проблемы тропами из субботних мультиков. В X-Men Red Иксмены предлагают побеждать хейт через массовую рассылку роликов, где мутанты играют с щенками… И здесь точно такой же наивный уровень решения проблемы, как из текстов учебника английского: любите природу – не вырубайте леса – возьмитесь за руки и водите хоровод вокруг своих врагов.

Так беззубо и инфантильно.

Я уже ничего не ждал от «Мстителей», к тому же после «Кроваовй охоты» оставался лишь миниатюрный сюжет на два выпуска. И чуда не произошло. Диалоги все еще сухие, как корка тоста, но теперь я наконец вижу, как должна работать идея с Мстителями-спасателями.

Гиперион разочаровался в жизни из-за того, что его родной мир пропал (подробности в Heroes Reborn). Поэтому сейчас он хочет протаранить земной шар, чтобы умереть в большой компании. Кэрол собирается реабилитироваться после «Охоты» и разворачивает активную деятельность – Мстители работают с Людьми Икс, чтобы не просто сбить Гипериона, а помочь ему.

И надо же, проблему удалось разумно решить без массовой драки и силы доброты – в общем, как ответственные взрослые люди. В таком направлении есть потенциал.

Также в конце Тор покидает команду, а на его место приходит Шторм. Не знаю, вызвана ли рокировка планами Эла Юинга в Immortal Thor или желанием Маккея почаще кроссоверить Мстителей с мутантами.

Том Тейлор меня разочаровал «Титанами». Прекрасно начав комикс, он довел его до приторно сладкого фанфика о вечно побеждающих Титанах. «Мстители» поломаны настолько, что удерживают мой интерес. Уничтожит ли Маккей комикс окончательно или исправится? Остается только следить.

Ран Тейлора завершен, далее комикс переходит к Джону Лэйману. А на место флагманской серии триумфально возвращается Лига Справедливости – серия Justice League Unlimited Марка Уэйда и Дэна Моры соберет вместе почти что всех супергероев. Кто знает, может, с ней вернется и эпоха вселенски важных команд? А Тейлор же после «Титанов» и «Найтвинга» переберется на Detective Comics.

Джед Маккей продолжит «Мстителей» и приведет их к Думу, ставшему Верховным Чародеем (новый ивент следующем году?). Его X-Men также набирают обороты. А если же вам нужен хороший комикс про Мстителей, то придется обратить внимание на перезапущенную Алтимэйт Вселенную – Ultimates Дениза Кэмпа пока называют едва ли не лучшей новинкой Марвел.

Следующий раунд: Столкновение ветеранов!

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Комментарии