MARVEL VS DC! Раунд восьмой: Ultimate Люди Икс и Хищные Птицы
Ultimate X-Men Пич Момоко vs Birds of Prey Келли Томпсон!
Сначала я задумывал женский раунд другим. «Хищные Птицы» абсолютно точно попали бы на обзорный стол, а их оппоненткой должна была стать «Капитан Марвел» от Алисы Вонг. Но ее творение оказалось настолько безвкусной жвачкой, что совершенно не хотелось тратить на нее время. Поэтому я нарушил свой же критерий из первого выпуска, а именно «не включать Иксменов». Но тут и не совсем Люди Икс в классическом понимании, так что все норм.
Встречайте предпоследний поединок – две женские команды, Альтушки против Пташек!
- Первый раунд: Хэл Джордан против Стражей Галактики
- Второй раунд: Черная Пантера против Чудо-Женщины
- Третий раунд: Джон Стюарт против Блэйда
- Четвертый раунд: Флэш против Халка
- Пятый раунд: Мстители против Титанов
- Шестой раунд: Капитан Америка против Шазама
- Седьмой раунд: Зеленая Стрела против Сорвиголовы
ULTIMATE X-MEN #1-10…
- Сценарий и рисунок: Пич Момоко
Хисако Ичики – обычная японская девочка-подросток с незаурядной жизнью. Ходит в школу, зависает с друзьями, игнорирует политические события после ULTIMATE INVASION… Но ее жизнь резко меняется, когда она открывает необычайный дар – создавать вокруг себя красные силовые доспехи!
BIRDS OF PREY #1-13…
- Сценарий: Келли Томпсон
- Рисунок: Леонардо Ромеро, Арист Дейн, Хавьер Пина, Дэвид Лопез, Джонатан Кейз, Робби Родригез, Софи Кэмпбелл, Гейвин Гуидри
Разбивая сердца и лица — Хищные Птицы вернулись! Дина Лэнс — один из самых грозным противниц… но иногда даже Черной Канарейке нужна помощь. Необходимо вытащить приемную дочь Син с острова амазонок, поэтому она воссоздает Хищных Птиц с невообразимо крутым составом. У них только одна цель – эвакуация без кровопролития. Что может пойти не так?
Очень долгий пролог
Прежде всего, мне было интересно, смогут ли сценаристки взять реванш у самих себя.
Келли Томпсон написала громадный ран на «Капитан Марвел». Целых 50 выпусков одной только основной серии! И хотя комикс неплохой, его сложно назвать шедевром. Моей главной проблемой была сама Кэрол Дэнверс: как только появлялась любая ее подруга, то Капитан сразу казалась блеклой. Этот недостаток был бы не так заметен, если бы комикс был командным. Но в сольнике Дэнверс приходилось ставить в центр сюжета, потому редко получалось переключаться на более харизматичных Женщину-Халк или Мисс Марвел.
Подробнее про Captain Marvel Келли Томпсон читайте в обзоре.
Пич Момоко прославилась своими уникальными вариантными обложками для Марвел, а ее самой известной комиксной работой стала Demon Days Saga – две мини-серии про другой мир, где марвеловские персонажи перевоплощались в героев японских легенд. Например, Шторм была богиней ветра, Веном – гигантской змеей, Джаггернаут – монахом пустоты, а Логан вообще превратился в пса. В плане арта комикс стал превосходным артбуком для поклонников Момоко, однако самым интересным в сюжете оставалась «угадайка», как же Пич перепридумает очередного культового персонажа.
Мне еще тогда показалось, что стиль японской художницы лучше работает с ореолом тайны, когда приходится всматриваться в ее расплывчатые психоделичные фигуры – Demon Days же стал простой сказкой без двойного дна.
Больше информации ищите в статьях:
С Хищными Птицами я был более-менее знаком и примерно понимал, чего мне ожидать. А вот для новой версии Иксменов нужно вступление подлиннее.
В новой Алтимэйт Вселенной издательство удачно нащупало тренд. Если серия выходит раз в месяц, то читатель за год получит всего лишь 12 выпусков, то есть около двух часов чтения. В современном мире это что-то около заплыва в ТикТок на один день, то есть просто ничтожный объем контента. А если учесть, что на арку уходит по 5-6 номеров, получится всего-то два сюжета. То есть целых полгода придется потратить на сюжет вроде «Флэш избивает Гориллу Гродда» с очевидным концом.
Алтимэйт выпуски не отличаются по объему от классических синглов, но они устроены по-другому. Время в Алтимэйт Вселенной движется в реальном… времени. То есть если у нас между выпусками проходит около месяца, то и в комиксном мире события номеров разделяет месяц. Поэтому сценарист не может позволить Человеку-Пауку драться со Стервятником по 3-4 выпуска. По идее, все выпуски должны становиться отдельной историей с важной информацией. Иначе мы пропустим «свидание» с новым, а заглянуть в него следующий раз можно будет только через месяц.
Проще говоря, модель нового Алтимэйта – «каждый выпуск = событие для читателя».
Остается только вопрос, что делать с этой моделью. Вводить каждый раз нового персонажа? Растягивать детективную интригу? У Пич Момоко каждая следующая глава становится зарисовкой из жизни ее героинь. Иногда она больше склоняется в сторону школьного slice of life, иногда нам подкидывают сюрреалистичные кошмары, но честнее всего было бы описать первые десять номеров как «год из жизни девочки с супер-способностями».
И тут мы подходим к предисловию №2. А при чем тут вообще Иксмены?
Не знаю насчет вас, но меньше всего я бы хотел, чтобы Люди Икс играли важную роль в новом Алтимэйт. Дети атома всегда занимают слишком много места в Марвел. По сути, у них своя отдельная Вселенная внутри Вселенной Марвел, и с классическим подходом мутанты бы перетянули внимание на себя и в новом Алтимэйте. Мне не нужен еще один массивный сюжет про атаку Стражей или про раскол в школе Ксавье – Алтимэйт должен стать площадкой для новых историй, но ее не расчистить, если не избавиться от Икс-лора.
Потому мне нравится идея отправить Людей Икс на задворки. Теперь это сёдзе-манга про японских школьниц со своими локальными проблемами. Нечто похожее уже было в мультсериале «Люди Икс: Эволюция», где Иксмены стали учениками в обычной школе. Там масштаб возрастал очень постепенно: начинали мы с буллинга, а закончили «выпускным экзаменом» в виде битвы с Апокалипсисом. Может быть, Пич Момоко тоже будет двигаться по нарастающей, но даже если и нет, я не расстроюсь. После Эпохи Кракоа я очень устал от эпичных саг, а ужасно банальные синопсисы From the Ashes ничем не привлекают – сейчас фокус на маленькой жизни Хисако кажется глотком свежего воздуха.
И предисловие №3 – на что комикс Момоко похож сильнее, на мангу или комикс? Мне творение Момоко кажется очень удачным гибридом, вобравшим в себя лучшее от обоих миров.
Если бы «Алтимэйт Иксы» склонились в одну сторону, то потеряли бы свой уникальность. Комикс со стандартным повествованием/рисунком стал бы очередным невзрачным онгоингом про молодых супергероев. Например, как New Chamipons, которые неинтересны вообще никому. Чистая манга бы потерялась в своем жанре, как в океане. Пич Момоко прекрасно рисует, но я сомневаюсь, что она бы выдержала конкуренцию с «Магической битвой» или «Дандаданом». У «Алтимэйт Иксменов» же есть вся мощь Икс-лора и красивая упаковка для него, остается только красиво завернуть.
Часть первая
13 выпусков «Хищных Птиц» четко делятся на два арка, у «Иксменов» же каждый выпуск ощущается как страница из одного большого дневника.
В первом сюжете Птицы отправляются на Темискиру вызволять Син. Когда-то Черная Канарейка спасла девочку от Лиги Убийц, которые хотели сделать ее своим живым оружием. Произошло это аж в 2006, в современных комиксах о Син подзабыли. А теперь она похищена и вот-вот станет сосудом для мстительной богини Мегеры.
В начале Хищных Птиц вполне справедливо было бы назвать Отрядом Самоубийц, так как миссия им предстоит самоубийственная. Дина Лэнс собирает самых отчаянных:
- Бэтгерл (Кассандра Кейн) – молчаливая тень правосудия из Готэма.
- Зилот – суровая бессмертная воительница из Вселенной Вайлдшторм, искусно владеющая клинком. Отказывается убивать амазонок из-за кодекса чести.
- Большая Барда – суровая воительница из Апоколипса, искусно владеющая своими здоровенными кулаками. В теории может выстоять в бою против Чудо-женщины, и она не побоится проверить это на практике.
- Харли Квинн – элемент неожиданности. В команде всегда должен быть клоун.
Знаете, как легко понять, что командный комикс удался? Когда каждому герою хочется дать сольник. А если такие сольники уже есть, то заглядываешь в них и все равно понимаешь, что в компании им лучше.
С Птицами так и происходит.
Первая арка очень напоминает фильмы про ограбление с гениальным планом, где все, конечно же, идет не по плану. С самого начала перед каждой Пташкой развешивают пиньяту, и нам остается только ждать взрыва сладостей. Да, Барда обязательно подерется с Чудо-Женщиной, а чего же вы ждали? Да, Харли будет попеременно вас то развлекать, то бесить, но за этим же ее и позвали!
Все пять героинь заточены под экшен, его в комиксе можно черпать ложкой. Первый номер начинается с бодрого «монтажа» из драк каждой будущей участницы. В одиночку они выносят целые толпы – это только первый уровень, дальше сложность лишь повышается.
Но как ни крути Птицы не могут победить целую армию одной только силой. Против амазонок понадобится и кувалда, и меч, и сверхзвуковая атака, а важнее всего совместное креативное мышление. Cо временем отпадают все вопросы, почему именно такая команда собралась.
Хотя миссия очень напряженная, комикс все равно уютный. Наверное, дело в легком комедийном хаосе и постоянных недопониманиях. Барда слишком прямолинейная, словно танк, Кэсс лучше владеет дымовыми завесами, чем смолл-токами, а Харли Квинн предложила добираться до острова внутри гигантской акулы, ну как ее не полюбить? Хотя бы в этом комиксе.
Еще один плюс в копилку сравнений с Отрядом Самоубийц. Люблю, когда в злодейских комиксах супергерой выступает непобедимой угрозой. В нашем случае это Чудо-Женщина. Как ехидно отмечает Канарейка, все в основном боятся Супермена и Бэтмена, Диану же просто любят (а надо бы бояться) – здесь же Чудо-Женщина кажется непобедимым монолитом из мускулов, которой даже удары Барды нипочём.
Пора бы уже перейти к слону в комнате – рисунку Леонардо Ромеро. Я словно читаю ремейк старых комиксов в авторском прочтении. Начиная от яркой палитры до постановки боевой хореографии, рисунок вырывает вас из временного потока и демонстрирует бессмертную магию комиксов. И самая заметная деталь в стиле Ромеро – угловатые Кирби-фэйсы. Не в том плане, что у всех одинаковые квадратные лица, как у некоторых художников с похожей фамилией. Просто Ромеро вообще не эстетизирует Птиц.
Он не пытается показать их красотками или как-то подчеркнуть их фигуру. Нет, Птицы – это воины, а воины должно быть мускулистыми, мощными и несгибаемыми. Когда на тебя несется десяток разъяренных миньонов, уже не до прекрасных лиц – Ромеро дает Птицам проявлять полный спектр эмоций, от отвращения до гнева.
ДиСи как будто решили нам дополнительно намекнуть, что бы мы больше ценили Ромеро, и на один выпуск заменили его Аристом Дейном.
Из одной крайности в другую. Я терпеть не могу его рисунок, а рядом с Ромеро он смотрится совсем убого. На один номер птицы превратились в безвкусных кукол с одинаковым лицами за секунду до ахегао.
Осталось еще рассказать про Син и Мегеру. Их отношения похожи на симбиотические: богиня пытается завладеть телом девочки, а та сопротивляется. Мне понравилось чувство неизбежности, с которым Мегера обволакивала пленницу. Все предыдущие выпуски приходилось пробивать себе путь, но финальная драка оказалась битвой двух умов. Еще классно, что история не закончилась победой добра или зла. Им пришлось искать непростой компромисс, зато время забытия для Син точно закончилось – теперь она полноправная Птица.
У «Алтимэйт Иксов» самое опасное зло тоже бесплотное благодаря атмосфере странного азиатского хоррора. Нечто вроде игр Kuon и Rule of Rose, когда завораживает именно преломление знакомых тропов через иную точку зрения.
Например, отправная точка серии – Цубаса, одноклассник Хисако, покончил с собой из-за травли. В западном комиксе нас наверняка бы ждали долгие драматичные флэшбэки с нагнетанием напряжения и обязательной моралью. А у Момоко трагичные воспоминания проносятся как бы вскользь, словно мы видим их краем глаза. Но забыть о них не получается никогда – тень липкого ужаса постоянно нависает над Хисако, в диалогах, или мимолетных воспоминаниях. Чувство тревоги зыбкое и от того еще более неприятное.
Я бы сказал, в западных историях травму героя заклеивают пластырем, чтобы оторвать его и увидеть залеченную кожу – здесь же рана остается открытой, периодически нечто темное срывает корочку, и кровь снова начинает идти.
Конечно, художница Пич играет куда большую роль в создании атмосферы, чем сценаристка Пич. На месте и привычные плавные силуэты, и приглушенные цвета, словно расплывшиеся после дождя. Но чего здесь особенно много, так это давящего пространства. Маленькая хрупкая Хисако остается наедине перед огромным черным нечто, и весь мир вокруг растворяется. Но стоит ей собрать волю в кулак, как на защиту встанет алый щит. С другими мутантками точно так же. Все они выглядят беззащитными, пока их не доведут до грани. А там уже вход полетят бури и молнии.
И глаза. Пич Момоко умеет рисовать завораживающие жуткие глаза. И неважно, находятся они на лице или выглядывают из мрака.
Частично комикс напоминает настоящий дневник школьницы с рисунками на полях. При тщательной проработке стиль Момоко все равно остается по-детски наивным. Энергетические эффекты и прочая мутантская атрибутика будто бы обведены цветными акварельными красками с блестками. А зло – это черная штриховка, когда ты в ярости расчеркиваешь листы карандашом. Хисако с подругами тоже нарисованы так легко, что и школьники могли бы их повторить.
Благодаря минимализму комикс красиво играет недосказанностями. Из-за плотного Алтимэйт-графика постоянно мелькают новые лица, но без подробного ориджина или какой-то персонажной арки. Мутанты просто заглядывают в сюжет и так же легко из него пропадают.
Как и в Demon Days, Момоко оставляет намеки на прототип своих героинь. Только здесь отсылки не становятся самоцелью, они помогают лучше раскрыть Алтимэйт Иксов:
- Броня (Хисако Ичики) – робкая девочка, потрясенная смертью близкого друга. Броня в виде мифических доспехов становится ее защитной облочкой от враждебного мира
- Мэйшторм (Мэй Игараши) – фанатка Шторм (сейчас Ороро сражается против Хоншу и Ра в Ultimate Black Panther). Мэй не повезло с отцом: ему плевать на дочь, а еще мужчина платит ровеснице Мэй, чтобы они проводила с ним время (это странно, но это Япония*). Талант управлять погодой проявился как раз после того, как отец поднял на нее руку. Дружелюбная и энергичная, хотя не всегда контролирует свой дар.
Кстати, у меня теория, что сила Мэй в копировании способностей: уж очень удачно у нее совпали силы с Шторм.
*В мире Алтимэйт карта мира значительно отличается от реальной: например, на месте России появилась Евразийская Республика, аналог Японии – Хи Но Куни (Земля Солнца).
- Нико Минору – порезавшись, случайно превратила лупу в магический посох (хорошее название для аниме, да?). С его помощью может находить мутантов. Мрачный характер Нико соответствует ее готичному облику.
- Нацу Цукишима (явный аналог Циклопа). Ее дразнили за повязку на глазу, а под ней скрывалась не просто рана – Нацу может выпускать оптический разрушительный луч.
- Мори (похожа на вариант Молли из Беглецов). Младшая участница группы, силы пока не проявились. Носит шапку с кроличьими ушками.
Также есть еще три юных мутанта. Первые две пока гуляют сами по себя, третий стал врагом Икс-девочек:
- Канон Сайноучи (Кванон/Псайлок). Хладнокровная храбрая девчонка, ее брат работает в полиции.
- Норико Ашида (Сурдж). Та самая девочка, которой отец Мэй платит за встречи. Ехидная и саркастичная, управляет голубыми молниями.
- Шинобу Кагеяма (Король Теней). Полный мальчик с серьезными отклонениями в психике. Способен влиять на чужие разумы через теневых монстров. Преследует Хисако.
А также еще несколько камео, которые вы можете открыть для себя сами (например, обратите внимание на плащ Мейстера).
Оба комикса опираются на то, что грубая сила слабее силы взаимодействия. Я не хочу говорить про силу дружбы, так на этот принцип работает и в геройскую, и злодейскую сторону. Птицы хитростью пробрались на остров, но в то же время и Мегера хитростью завладела Син. Икс-девочки сообща отражают нападки Шинобу, но и мальчик не действует напролом. Не говоря уже о секте, которая стоит за ним…
Часть вторая
Во втором арке «Птицы» выглядят как работа над ошибками «Капитан Марвел». Там повторяющимся приемом было закидывание Кэрол во враждебный другой мир. Например, карманное магическое измерение или будущее со злодейским сыном Аморы и Нэмора. Как я считывал, подобные «исекаи» нужны были для демонстрации, что Капитан не будет подстраиваться под чужие враждебные правила.
Весь второй арк «Птиц» посвящен крайне похожим прыжкам. Антагонистка тоже навевает воспоминания: в «Капитан Марвел» крайне часто мелькали супергеройские дети из вероятного будущего. Так и здесь, из будущего команду атакует дочь малоизвестной суперзлодейки, а причина ее обиды еще не произошла.
Кстати, не хочу спойлерить все детали, но история семи сестер выглядит слишком проработанной для лишь одного сюжета. Как будто бы у Келли уже была готова идея для отдельного комикса, но она решила вписать ее в Birds of Prey. Или это оммаж на нечто, что я не узнал?
Если опять вспоминать «Капитан Марвел», то там новые миры чаще всего выглядели скучновато. Затянутая арка быстро сводилась к толпе потенциальных отпрысков, утрированным врагам и Кэрол, монотонно проходящей препятствия. Самый мемный исход такой истории – Кэрол увидела в будущем дочь своего бойфренда Роуди от другой женщины и бросила его…
Сейчас чувствуется, что Томпсон набила руку. Пробежка по каждому измерению занимает всего один выпуск, значит, они не успевают надоесть. Вместо душной морали путешествие теперь предлагает в первую очередь череду аттракционов. Джунгли динозавров! Чибики с безудержным мультяшным насилием! Пятидесятые, где все переоденутся в старомодные наряды! Со сменой мира художники тоже начали меняться – заглянула даже Софи Кэмпбелл, известная по «Черепашкам-Ниндзя».
Вместе с весельем переплетены и драматические ниточки. Всякий мир создается воображением героини, первой прошедшей через портал. Тогда почему после Син Птицы попали в лапы к динозаврам? Потому что травмированная девочка испугалась, что ее подсознание породит кошмары… Поэтому подумала о чем-то дефолтном для комиксов – о динозаврах.
Но разговоры о страхах из «Птиц» кажутся детским лепетом рядом с «Алтимэйт Иксами». Продолжая аналогию с подростковым дневником. Ребенок часто не задумывается, что можно говорить при взрослых, а что в обществе порицается. Так и здесь, детская непосредственность комикса может подкинуть милых подружек на фестивале, а через десяток страниц из реки выловят мешок с расчленённым трупом.
Или Норико встречается с мужчинами за деньги. Это не проституция, ей платят только за свидания, но все равно выглядит крипово. И не то чтобы девочку мучали муки совести – на первый взгляд, солидный заработок ее устраивает. Но синие разряды явно намекают, что в душе у нее бушует шторм.
Целая секта, восхваляющая Homo Superior. Обычно в комиксах фанатики играют роль миньонов, которых героям нужно побить при штурме базы. Здесь же культ очень похож на самую обычную секту из спального района. Кто-то о ней знает, кто-то водит своих детей на собрания – в целом, обычная религиозная община, если не заглядывать в их подвалы.
Эпизод с Нацу из десятого номера с размаха отвешивает тебе оплеуху своей внезапностью. Ни одна боевая сцена не способна настолько впечатлить, как неожиданная вспышка жестокости в повседневной жизни.
В конце концов, у новых Алтимэйт Иксов нет Школы Ксавье – им остается полагаться только на себя. А что может напугать больше, чем ответственность?
Будущее обеих серий кажется светлым. Келли Томпсон продолжает писать «Хищных Птиц» в DC All In, как и Пич Момоко свою серию (в марте начнется второй год «Алтимэйт Иксменов»). От Пташек я и дальше жду крутой блокбастерной супергероики, а от Альтушек я вообще я не знаю ничего ждать – пусть Момоко не прекращает удивлять.
Следующий раунд: Последняя битва!
Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!