Флэш и его комиксы: с чего начать и как не закончить читать истории про Алого Спидстера DC

7 679

(не)Самый быстрый старт для желающих почитать комиксы про Самого Быстрого Человека на Земле.

В далёком 1940-м году сценарист Гарднер Фокс и художник Гарри Ламперт навсегда вписали свои имена в историю поп-культуры, создав одного из самых популярных персонажей комиксов – Флэша.

Спустя всего пару лет, в 2018-м году, мы на GeekCity тоже вписали наши имена в историю, создав самый крутой в мультивселенной материал о том, с чего начать читать комиксы про Флэша. Что бы там санитары в нашей палате не говорили.

Однако вернёмся в настоящее. На дворе, если вы забыли – 2023-й год. На экраны наконец вышел долгожданный фильм про Флэша, который Warner Bros. нам обещали почти десять лет. Если вы его уже посмотрели, то, во-первых – алга, братья! А во-вторых – пользуйтесь функцией спойлера, когда будете обсуждать его у нас в комментариях.

А если вы из людей попроще (и брезгуете просмотром экранок), то не стоит переживать – мы здесь все такие же. Следовательно, нам остаётся только одно. То же самое, что и всегда. Читать комиксы. Желательно – хорошие. И желательно – много. И знаете, учитывая все новости о свежем кинокомиксе и его многочисленные сливы – ещё очень большой вопрос, кому в этой ситуации повезло. Речь здесь не только о том, что новый «Флэш», судя по всему, вышел далеко не сахар. Речь о том, что комиксы, которые уже несколько десятков лет выходят про Алых спидстеров – всегда были самый сок.

Так вот, переходя ближе к делу – мы немного подумали и решили, что наш старый материал про комиксного Флэша серьёзно устарел. В нём и картиночки скучные, и подборочка субъективная. А следовательно – нашему тексту срочно требуется ремастер. Да такой, что аж ремейк. Ведь тревожное предчувствие подсказывает нам – после просмотра фильма Энди Мускетти все фанаты и интересующиеся побегут замазываться именно огромным количеством книжек с картинками, в которых им расскажут нормальные истории об этом замечательном супергерое и его не менее замечательных друзьях.

Так что встречайте – «С чего начать читать комиксы про Флэша 2.0». Ещё больше комиксов, ещё больше картинок, ещё больше Флэшей и ещё больше субъектива! Словом – всё, чего вы желали, но о чём боялись спросить. Если вы уже читали первую версию нашей статьи, то не переживайте – для вас здесь тоже будет очень много нового.

Но, прежде чем начать, давайте все вместе вспомним необходимую базу, без которой читать комиксы про Флэша может быть затруднительно. Вселенная Флэша настолько огромна и удивительна, что помимо массы красочных персонажей второго плана – даже главных героев в ней четыре. Вот они, сверху вниз:

  • Джей Гаррик – оригинальный Флэш из «Золотого века», с которого всё началось. С течением времени отошёл на второй план, и сегодня в основном выступает в качестве мудрого наставника для молодых приемников.
  • Барри Аллен – самый известный для массовой аудитории Флэш. Его появление положило формальное начало так называемому «Серебряному веку» комиксов. Он – ключевая фигура для космологии вселенной DC, которая считается ответственной за создание спидфорса, откуда все спидстеры черпают силу. Благодаря популярному сериалу и тому факту, что на его похождениях выросли почти все деды, которые пишут комиксы сейчас – считается «основным» Флэшем. Фильм, кстати говоря, формально тоже про него.
  • Уолли Уэст – Флэш «Тёмного» и «Платинового» веков. Он же – Флэш анимационной вселенной DC. Ранее – Кид Флэш, напарник и подопечный Барри Аллена и племянник его жены, Айрис Уэст. После героической кончины своего наставника – принял от него эстафету и стал основным спидстером DC на два с лишним десятка лет. «Лучший» Флэш сразу по двум причинам – самая высокая скорость передвижения и самое большое количество культовых историй, в которых он выступает главным героем. Прошёл через ад, во всех возможных смыслах этого слова. С недавних пор вновь стал главным Флэшем в комиксах DC.
  • Барт Аллен – внук Барри из будущего. В силу вульгарной бестолковости того короткого периода, когда он был основным Алым спидстером – здесь мы об этих комиксах говорить не будем. Однако во многих из перечисленных историй молодой Барт будет фигурировать под псевдонимом «Импульс» и играть очень важную роль.

Всё поняли?

Ничего вы не поняли. Это вам кажется. Скажем больше – скорее всего, вы ничего не поймёте даже после прочтения всех перечисленных ниже комиксов. Увы, но с Флэшами – это абсолютно нормально. Этот уголок вселенной DC настолько же сумбурен, насколько увлекателен. Так что единственный верный вариант – выбрать несколько понравившихся историй и приступить к чтению.

Ну так что? Перейдём к тому, что мы можем вам порекомендовать?

Origin of the Flash (Flash Comics Vol. 1 #1 1940 г.)

Если вы один из тех людей, которые любят узнать как именно всё начиналось и кто стоял у истоков, то вам наверняка будет интересен первый номер серии с характерным названием «Flash Comics», где Гарднер Фокс и Гарри Ламперт впервые представили миру своё творение.

По современным меркам история может показаться простой и глуповатой, но её историческая ценность не подвергается сомнению. Именно здесь было рассказано, как Флэш (которым в то время был Джей Гаррик) получил свои силы, и какое применение он им нашёл. Помимо главного героя нашего текста – в этой объёмной антологии также впервые появились такие персонажи, как Хоукмен и Джонни Тандер. Впрочем, даже если историческая ценность вам не интересна – выпуск можно полистать хотя бы ради того, чтобы проникнуться духом и атмосферой Золотого века, которую мало какой другой комикс передаёт так хорошо, как тот, где главный герой получает свои способности благодаря тому, что выбирает удачное время и место для перекура. Как тебе такое, Минздрав?

Mystery of the Human Thunderbolt! / The Man Who Broke the Time Barrier! (Showcase Vol. 1 #4 1956 г.)

Вероятно, одной из двух главных промашек первой версии этого материала было отсутствие вот этого самого комикса. Потому как именно этот выпуск имеет самую большую историческую важность среди вообще всех, что у нас сегодня представлены. С одной стороны, именно в этом выпуске дебютировал самый важный и известный из Флэшей – Барри Аллен. С другой, именно этот комикс принято брать за ту точку отсчёта, с которой начался самый важный век в истории комиксов – Серебряный. Короче говоря, если вам нравится узнавать то, откуда у глобальных поп-культурных феноменов растут ноги – вам Showcase #4 нужно читать в обязательном порядке. В конце концов – эти самые ноги Флэша буквально кормят.

Именно здесь сценарист Роберт Канигер и художник Кармайн Инфантино создали того человека, который сегодня считается аж «четвёртой колонной издательства DC». И строили они эту колонну посредством двух простых и интересных сюжетов. В первом – Барри Аллен получит свои силы и сразится с Человеком Черепахой, «Самым Медленным Человеком на Земле». Каким образом это качество должно давать Человеку Черепахе преимущество – неясно. Второй же сюжет расскажет о том, как Флэш вступит в неравную схватку с Грантом Моррисоном, который прибыл из будущего, чтобы писать гениальные шизо-комиксы и творить прочий беспредел. В нём же Барри потеряет невинность, впервые занявшись страстной любовью с временной линией. Разумеется – строгие 18+.

The Flash of Two Worlds (The Flash Vol. 1 #123 1961 г.)

А вот, не отходя далеко, вторая главная оплошность первого материала – тот комикс, в котором сразу два Флэша породили на свет концепцию DC-шной мультивселенной. Видите ли – в молодости Барри Аллен был большим любителем почитать комиксы про своего любимого героя. Этим героем был не кто иной, как Флэш. Только тот, что был задолго до него – Джей Гаррик.

Всё это время Аллен думал, что тот человек, который вдохновил его на подвиги, был всего лишь персонажем книжек с картинками. Однако однажды, выступая перед Айрис Уэст и собравшимися детьми, Барри перевозбудился и завибрировал настолько сильно, что случайно переместился в другую реальность, которая занимала то же самое пространство, что и его мир, но существовала на других частотах. Итогом стало знакомство и совместное приключение сразу двух Флэшей, которым пришлось сразиться со старыми врагами Джея, решившими объединить усилия. Пишет Гарднер Фокс, рисует Кармайн Инфантино.

The Flash Stakes His Life—On—You! (The Flash Vol. 1 #163 1966 г.)

А вот этот сюжет сценариста Джона Брума и всё того же художника Кармайна Инфантино интересен сразу по двум причинам. Первая – обложка. Ну, то есть – сами посмотрите. Для 60-х годов такой уровень взаимодействия с аудиторией был не то, что в новинку – он был считай шокирующей инновацией. Изображение стало настолько культовым, что оммажи на него художники делают до сих пор.

Вторая причина – изобретательность самой истории, которая десятки лет назад умудрялась очень хитро взаимодействовать с мета-нарративом. Брум и Инфантино выдвигают следующую гипотезу – персоналия существует до тех пор, пока о ней помнят окружающие её личности. Как только стирается память о субъекте – вместе с ней исчезает и сам субъект. В случае Флэша, как художественного персонажа – эта гипотеза начинает играть особенно яркими красками и приобретает вполне буквальный характер. Память о Барри Аллене начинает куда-то пропадать из голов окружающих. И вместе с ней начинает растворяться сам Барри. И спасти его от этой незавидной участи может только один человек – ЛИЧНО ТЫ!

Среди тех, на кого этот коротенький сюжет произвёл неизгладимое впечатление, числятся авторы практически всех лучших комиксов про Алого спидстера – Грант Моррисон, Джефф Джонс и Марк Уэйд.

Doomward Flight Of the Flashes! (The Flash Vol. 1 #173 1967 г.)

И ещё один классический, любимый пожилыми ценителями рассказ, в котором сразу три спидстера объединяют силы, чтобы рассказать историю фильма «Хищник» за два десятка лет до его выхода. Авторами вновь выступают Брум и Инфантино.

Завязка, как обычно, в лучших традициях Серебряного века. Джей Гаррик и его супруга Джоан решают, что имеют полное право лезть в чужую личную жизнь, и прибывают в мир к Барри, чтобы заставить его раскрыть свою тайну личности его жене Айрис. По правде сказать, даже учитывая наглость их поступка – Барри Аллен действительно редкостный козёл. Но об этом ниже.

Так вот, визит Джея оказывается сопряжен с визитом совсем другого существа – Золотого человека. Цели этого злодея таинственны, однако его средства весьма прямолинейны. Похитив Барри и его юного протеже Уолли Уэста – Золотой человек устраивает охоту на спидстеров посреди таинственной планеты, которая служит ему домом. Выручать бедолаг, естественно, будет Джей. В итоге из их сватки выйдет весьма любопытный рассказ, который играет особенно яркими красками на фоне его родной эпохи, когда кроссоверы между разными супергероями были настоящим праздником.

The Death of Iris West (The Flash Vol. 1 #270-284 1979-1980 г.)

Здесь позволим себе сделать лирическое отступление. Вы хоть представляете себе – насколько трудно делать подобную статью? И дело совсем не в том, что нам лень печатать буквы. Флэш – это даже не персонаж, а целая концепция, которой несколько десятков лет. За эти десятки лет накопилось такое число сюжетов, что их не только физически невозможно изучить за адекватное количество времени – среди них банально невероятно сложно выбрать те, которые имеет смысл кому-то советовать.

Ну, то есть – спросите практически любого серьёзного поклонника Флэша, что вам про него стоит прочитать. Ответ в 90% случаев будет такой: «Ран Марка Уэйда и ран Джеффа Джонса». И на этом – всё. Но что такое ран Уэйда и ран Джонса? Это – сотни выпусков и тысячи страниц, на которых собрано абсолютно сумасшедшее количество рассказов. Бесспорно – все эти рассказы давно стали общепризнанным образчиком того, как нужно делать ежемесячную супергероику. Однако в таком случае, если не лезть в спойлеры – «гайд» выйдет чертовски короткий.

Однако допустим – мы поступили таким образом. Мы даже стиснули зубы и сделали подборку ключевых арок из этих двух ранов. Тут же у нас возникает следующая проблема. Выходит, что в статье про Флэша у нас вместо четырёх Флэшей остался только один – Уолли Уэст. Реальное положение дел таково, что у Уолли прямо-таки бессовестно диспропорциональный перевес в количестве культовых сюжетов. Почти все легендарные приключения и грандиозные события вселенной DC выпали на его долю. И здесь у нас получается ситуация, когда к автору текста приходят читатели и задают резонный вопрос: «Ты что – дурак? Это же какой-то бездарный сайдкик! Где Барри Аллен?». И как этим людям объяснить, что ученик превзошёл мастера?

Да никак. Так что, хочешь не хочешь – надо засунуть что-то про самого известного из Султанов Скорости ©. Шутка в том, что хорошо сохранившихся сюжетов с его участием – чертовски мало. Все они будут перечислены ниже. Здесь давайте вспомним парочку тех, которые сохранились чуть хуже, но вес имеют очень солидный.

Например, вот – «Смерть Айрис Уэст». Относительно длинная сюжетная ветка от сценариста Кэри Бэйтса и художников Дона Хека, Алекса Савюка, Ирва Новика, Рича Баклера и Джона Калнана. Довольно увлекательная (по меркам Бронзового века) история о том, как Барри Аллен игнорирует свою жену вплоть до того момента, пока её не убьют. После чего он игнорирует её чуть меньше. Айрис (которая сегодня благодаря телесериалу считается чуть ли не образцом раздражающей спутницы протагониста) здесь оказывается практически святой мученицей, которая изо всех сил терпит своего несносного мужа, который даже спать с ней в одной постели отказывается. За что в итоге расплачивается своей жизнью, а Барри вроде как решает за неё отомстить.

Из интересного – шутки про Джона Траволту, разборки одного Флэша против всей Лиги Справедливости, героин, причудливые персонажи второго плана и вездесущий Обратный Флэш, которому Айрис «не даёт». Ну, то есть – это ведь не спойлер даже, правильно? Всем понятно, что во всём и всегда виноват именно он.

Полистать всё это дело стоит хотя бы ради рисунка. Однако заранее знайте, что скидку на время вам придётся делать довольно солидную.

The Trial of The Flash (The Flash Vol. 1 #323-350 1983-1985 г.)

Дальше по списку у нас прямое продолжение предыдущей арки и «последнее» приключение Барри Аллена, в котором он в очередной раз показывает, насколько он конченый человек. Содержание у него примерно следующее: спустя пару лет после того, как из-за него умерла его супруга, Барри думает – «а чего бы мне не жениться снова?». Что он и делает. Вернее – пытается.

Перед тем, как Аллен успевает обручиться с некой Фионой Вебб – в его мир вновь врывается Эобард Тоун, угрожая поставить точку в жизни ещё одной женщины, которой не повезло втюриться в голубоглазого блондина. Так что Барри решает его по-быстренькому порешить. И ломает ему шею. Конец.

Точнее – конец для Обратного Флэша и начало для суда над самим Алым спидстером, которому предъявлено обвинение в убийстве. А тем временем, где-то на фоне – мисс Вебб будет лежать в психушке, увечить себя и лить горькие слёзы о том, что её жених бросил её у алтаря и бесследно исчез. Ведь, как известно – женщины недостойны того, чтобы делиться с ними важными подробностями своей жизни. Или того, чтобы хотя бы один раз навестить их в больнице, где они сходят с ума от горя, раз уж тебя выпустили из-под стражи. Да и вообще – кому нужна эта невеста, когда у адвоката, которая помогает тебе в суде, такие сочные бёдра…

Пишет всё ещё Кэри Бэйтс, а рисует Кармайн Инфантино. Вещь, надо сказать, довольно-таки культовая, хоть и аляповатая.  

Crisis on Infinite Earths (Crisis on Infinite Earths Vol. 1 #1-12 1985-1986 г.)

У поклонников Флэша есть привычка между собой шутить примерно следующее: «Какое у Барри Аллена величайшее достижение? То, что он наконец умер». Это всё, конечно, шутка. Однако вы прекрасно знаете, что в каждой шутке – лишь доля этой самой «шутки».

Как бы там ни было – «Кризис на бесконечных Землях» Марва Вулфмена и Джорджа Переса действительно перевернул весь мир супергеройских комиксов, став важнейшей вехой его развития. И героическое самопожертвование Барри Аллена – его кульминация и один из самых запоминающихся моментов. Вся серия была выпущена на русском языке издательством «Азбука», на книжку от которых у нас есть неплохой обзор. Все детали – в нём.

Nobody Dies (The Flash Vol. 2 #54 1991 г.)

Один из тех сюжетов, которые должны были попасть ещё в первую версию этой статьи. Пролетел он потому, что вся история целиком рассказана в одном двадцатистраничном выпуске, которого нет в большинстве сборников. Однако, раз уж вторая версия и так набита «одиночками» – второй раз пропускать такой отменный рассказ было бы просто грешно.

Nobody Dies по своей сути проста, как пять копеек. На протяжении двух десятков страниц Уолли Уэст всеми силами добивается того, чтобы начинка соответствовала обёртке – чтобы вокруг него буквально никто не умер. Для этого ему придётся пойти на абсолютно безумные выходки, которые, мягко говоря, не вписываются в его амплуа самого быстрого бегуна на планете. По воздуху, как известно, бегать нельзя. Или можно?..

Пишет, если что, Уильям Месснер-Лоэбс (протяжённый ран которого при желании тоже можно почитать целиком), а рисует Грег Ларока.

Born to Run (The Flash Vol. 2 #62-65 1992 г.)

Первая арка рана Марка Уэйда, который по праву считается одним из самых важных и успешных в истории персонажа, станет идеальной точкой входа для всех, кто хочет узнать – с чего началось становление Флэша, как одного из самых популярных героев современности?

Нарисованная Грегом Ларокой, история является своеобразным «Годом Первым» для Уолли Уэста, который стал Флэшем после смерти своего наставника Барри Аллена во время масштабного кроссовера Crisis on Infinite Earths. Здесь вы сможете узнать и о том, как Уолли получил свои силы, и о тёплых взаимоотношениях между ним и его наставником Барри, и о его тёте Айрис, в которую Барри влюблён. Сможете понаблюдать за совместными похождениями двух Флэшей и за тем, как началось и окончилось их сотрудничество.

История читается крайне легко и состоит в равной мере из драмы, комедии, мелодрамы и бадди-муви. Одна из самых лёгких и по-хорошему наивных историй в нашем списке, рассказывающая о дружбе двух непосед, которых так удачно свёл вместе не то случай, не то судьба.

The Return of Barry Allen (The Flash Vol. 2 #73-79 1993 г.)

Ох уж эти супергеройские комиксы с их «смертями»… Едва Уолли начал чувствовать себя «в своей шкуре» будучи Флэшем – как Барри Аллен неожиданно восстаёт из мёртвых в канун Рождества, широко улыбаясь своим друзьям через порог. Но действительно ли это Барри? Как он смог вернуться с того света? И что за мерзкое предчувствие не даёт Уолли покоя?

Написанная Марком Уэйдом и проиллюстрированная Грегом Ларокой, эта история отлично подойдёт тем, кто хочет поближе познакомиться с богатым миром Флэша и другими спидстерами, что его населяют. Арка наполнена великолепными экшен-сценами, неожиданными поворотами и колоритными персонажами. Последнюю её часть, The Once and Future Flash, можно смело назвать одним из самых увлекательных и влиятельных комиксов про Флэша, из всех когда-либо написанных. И если вы думаете, что способны угадать финальный твист, то подумайте дважды.

Terminal Velocity (The Flash Vol. 2 #95-100 1994 г.)

Возвращаясь из путешествия сквозь спидфорс и будущее – Уолли настигает странное и страшное видение, в котором всё то, что он любит и за что борется, лежит в руинах. Да и сам Уэст начинает замечать, что путешествие сквозь время не прошло для него бесследно. Тем временем, герою приходится тренировать молодого спидстера из будущего – Барта Аллена, известного как Импульс. Всё это – пока секретная организация «Кобра» готовится привести в действие свой самый коварный план, последствия которого могут обернуться катастрофой для всех супергероев DC.

Последняя история из рана Марка Уэйда в этом списке. Иллюстрированная Марком Виеринго, Сальвадором Ларокка, Оскаром Хименезом и Карлосом Пачеко – Terminal Velocity настоятельно рекомендуется всем, кто хочет погрузиться в историю загадочной силы спидфорса ещё глубже, а также провести максимум времени с семейством Флэшей, взаимоотношения которых так же сложны и многогранны, как квантовая физика. К тому же здесь можно полюбоваться тем, как самые разные бегуны вселенной DC координируют свои действия, чтобы противостоять превосходящему их противнику.

Dead Heat (The Flash Vol. 2 #108-111, Impulse Vol. 1 #10-11 1996 г.)

Давайте добавим ещё немножечко Уэйда. В конце концов – «Уэйда много не бывает!», сказали однажды редакторы DC, заставляя его возвращаться писать онгоинг Флэша каждый раз, как у них начинались проблемы.

Помните Савитара? Здоровый такой, графонистый киборг из третьего сезона сериала на The CW? Который «Бог скорости»? Так вот – это злодей Уолли Уэста, появившийся в этой самой арке, который навёл много шороху, добился своей цели и едва не уничтожил всех остальных спидстеров. Савитар – сумасшедший лидер культа спидфорса, который хочет познать все возможные тайны этой загадочной сущности. Прислуживает ему целая армия ниндзя, которых он может стирать в порошок силой мысли. Именно с этими противниками семейству Флэшей во главе с Уолли и предстоит вести неравную битву. А что особенно страшно – знакомая путешественница во времени сообщает Уэсту, что шансов победить Савитара у него нет…

Рисуют арку Оскар Хименез и Умберто Рамос, а заканчивается она клифхэнгером, который плавно переносит героев в следующую. В общем – просто читайте всего «Флэша» Марка Уэйда. Серьёзно – он того стоит, хорошо сохранился, и его можно найти в англоязычных сборниках почти целиком.

The Human Race (The Flash Vol. 2 #136-141 1998 г.)

Флэш бегает наперегонки с Соником-Ёжиком сквозь время и пространство, чтобы спасти Землю от уничтожения космическими существами!

Только не кричите это вслух, или люди в белых халатах вас услышат. На самом деле это довольно ёмкое и точное описание того, что происходит в первой части этой чудесной истории от (кто бы мог подумать) Гранта Моррисона и Марка Миллара. Странные и страшные космические азартные игроки заставляют Землю участвовать в состязаниях по бегу, ставка в которых – судьба планеты. Противником земного бегуна Уолли Уэста становится его воображаемый друг детства по имени Краккл. Ничего не поняли? Становитесь в очередь. А пока стоите – обязательно прочитайте комикс. Серьёзно, проще один раз увидеть, чем сто раз услышать. Рисуют Пол Райан и Мэтт Вагнер.

Вторая часть написана исключительно Марком Милларом, и в ней Уолли предстоит разобраться с последствиями предыдущей половины истории, сразиться с новой угрозой, похоронить близких, узнать, кто его настоящие друзья и буквально обогнать смерть. Рисуют Поп Манн, Джош Худ и Крис Айви. Настоятельно рекомендуется тем, кому не хватает реальных человеческих эмоций в супергеройских комиксах.

Iron Heights (The Flash: Iron Heights #1 2001 г.)

Сейчас-то, конечно, и Джефф Джонс, и Итан Ван Скивер у комиксного сообщества в опале. Один чуть ли не единолично разрушил киновселенную DC и изгадил наследие Алана Мура, второй создал вокруг себя культ личности и организовал кружок поддержки для фашистов комикс-индустрии. Ни то, ни другое не является правдой, но какое к ним отношение, с таким-то восприятием, вы и сами понимаете.

А ведь когда-то этот дуэт был одной из главных движущих сил индустрии. Джефф Джонс считался мессией супрегероики, возвращавшим из небытия любимцев читателей и писавшим лучшие комиксы в истории множества персонажей. Итан Ван Скивер считался выдающимся художественным виртуозом, вдыхающим новую жизнь в приевшиеся визуальные образы и бросающим вызов всем издательствам на свете. Короче говоря – это был один из самых мощных творческих тандемов в истории книжек с картинками. И их первой коллаборацией стал вот этот самый ваншот.

Здесь вам и первое появление заглавной тюрьмы Айрон Хайтс, и дебют вот этого страшного чувака на картинке выше, и увлекательное приключение Уолли Уэста в духе известной игры про лечебницу Аркхем… И вообще – просто масса новых персонажей и концепций. Всё это – на пятидесяти брутально нарисованных страницах. Круто? Круто. Читайте.

Blitz (The Flash Vol. 2 #192-200 2003 г.)

Ран Джеффа Джонса начался задолго до этой знаменательной арки, однако именно она стала первой написанной им, которая действительно может называться классической. Этому способствуют и оригинальный злодей, и глубокая, хорошо прописанная мотивация персонажей, и представление новых уникальных концепций, и непредсказуемые сюжетные повороты, после которых мир всех Флэшей действительно никогда не станет прежним. Именно в этой арке Уолли Уэст, со всей своей многолетней историей, впервые получил себе действительно достойного и равного противника, который пугает читателя и героя не только своей мощью, но и извращённой логикой своих поступков.

Нарисованная Скоттом Коллинсом – эта история заставит Уолли встретиться с самой страшной трагедией в жизни, которая сделает его куда лучшим героем, чем он был когда-либо. Должна, по крайней мере. В теории.

Ignition (The Flash Vol. 2 #201-206 2003 г.)

Сразу после одной культовой арки – Джефф Джонс пишет вторую, почти такую же культовую. «Зажигание», во многом, задумана как ещё одна возможная входная точка в этом списке, с которой можно быстро познакомиться с главными особенностями Флэша, как персонажа. Вы, как и Уолли Уэст – оказываетесь в условиях полного незнания того, что же происходило всё это время, и откуда у этого рыжего автомеханика сила скорости.

Этим, однако, ценность Ignition не ограничивается. Это очень необычная для персонажа детективно-нуарная история с налётом триллера, которая больше характерна для Бэтмена, который здесь появляется в качестве приглашённой звезды. Заодно нам дают залезть в душу к одному из самых интересных врагов Флэша – Капитану Холоду, который здесь играет почти настолько же важную роль, как сам Уолли. Рисует всё это добро Альберто Доз.

Rogue War (The Flash Vol. 2 #1/2, #220-225 2005 г.)

Последняя история в ране Джеффа Джонса, но далеко не последняя история Джеффа в нашем списке. «Война Негодяев» подводит итог всей «эпохе Джонса», одновременно являясь кульминацией всех лучших черт, присущих его рану.

Крутой протагонист? Есть. Непредсказуемые сюжетные перипетии? Присутствуют. Необычные злодеи, за которых переживаешь чуть ли не сильнее, чем за самого Уэста? В наличии. Ни на минуту не прекращающееся действие? Хоть отбавляй.

Нарисованная Говардом Портером – «Война» представляет собой наглядный пример того, как нужно писать большое количество персонажей и завершать многолетние сюжеты. Здесь Джонс в очередной раз расписывается в своей любви к персонажу и машет ему рукой, уходя, но обещая вернуться.

Rebirth (The Flash: Rebirth #1-6 2009 г.)

И своё обещание Джонс сдержал. Для тех, кто ерзал на стуле, ожидая возвращения самого известного из Флэшей, Барри Аллена – вот же оно! Он вернулся, чтобы напомнить, почему является величайшим спидстером из всех когда-либо живших.

Одного замечательного рисунка Итана Ван Скивера достаточно, чтобы Rebirth стояла особняком в этом списке, отражая всё лучшее, что собой представляют все Флэши вместе взятые. Воскрешение Барри Аллена становится для читателя своеобразным толчком в спину, отправляющим в путешествие по всей истории и миру всех спидстеров, которые существовали. И одними алыми дело не ограничится.

Заодно Джонс и Ван Скивер хорошо демонстрируют то, что выделяет мифологию Флэшей среди всех остальных уголков вселенной DC – темы наследия, семьи, дружбы и, разумеется, любви, которая обладателям силы скорости знакома куда лучше, чем всем остальным супергероям издательства. Просто откройте первый номер и мы гарантируем, что вы не сможете остановиться, пока не прочтёте эту захватывающую серию от корки до корки.

The Dastardly Death of the Rogues / The Road to Flashpoint (The Flash Vol. 3 #1-12, The Flash Secret Files and Origins #2010 2010-2011 г.)

Говоря о захватывающих сериях, которые вы будете читать от корки до корки – вот вам ещё одна. Аж целый том, пускай и короткий. Учитывая, что за последние десять лет «Флэшпойнт» стал главным комиксом про Флэша, по которому сняли аж два фильма – его предыстория тоже набралась на этом фоне очень солидного веса.

Тут вам предлагается поглядеть на две вещи. Первая – то, как Джефф Джонс с размаха перерубает Уолли Уэсту его крылья, вновь выводя любимца своего детства на первый план. Вторая – то, как зловещий Эобард Тоун плетёт свои козни, готовясь уничтожить весь мир Барри Аллена, превратив его жизнь в самый страшный из кошмаров. Звучит горько, но довольно любопытно, правда? Вот и читается аналогично.

Добавьте к этому отменную работу Фрэнсиса Манапуля и Скотта Коллинса – и получите очень хороший результат. Смотреть, как над Барри Алленом и его окружением сгущаются тучи – до чёртиков интересно. Так что, даже учитывая некоторую филлерность серии – почитать её перед основным блюдом всё равно стоит.

Flashpoint (Flashpoint Vol. 2 #1-5 2011 г.)

Да-да, то самое злосчастное событие, перевернувшее мир как Флэша, так и всех окружающих его людей. Но что поделать – его важность уже не изменить никакими ретконами, как бы некоторым, включая его авторов, этого не хотелось.

Написанная Джеффом Джонсом и нарисованная Энди Кубертом, лимитка рассказывает о том, как Барри Аллен попытался изменить прошлое, предотвратив смерть своей матери от рук своего злейшего врага – Эобарда Тоуна, известного как Обратный Флэш. К сожалению, Барри, который горазд раздавать советы своим коллегам по поводу игр со временем – сам к ним прислушаться оказался неспособен. В результате Аллен своими собственными руками сотворил настолько кошмарный мир, что никакие живые родители его не стоили.

В последствии издательство решило использовать «Флэшпойнт», изначально задуманный как самостоятельная история, в качестве инструмента для перезапуска всей вселенной. Остальное вы и сами знаете. Рекомендуется к прочтению тем, кто хочет своими глазами увидеть одну из величайших ошибок как Барри Аллена, так и издательства DC.

Rogues Revolution (The Flash Vol. 4 #0, #9-12, Annual #1 2013 г.)

Эпоха перезапуска New 52 не пощадила большую часть персонажей издательства, лишив их багажа из многочисленных сюжетов и историй, накопленных за долгие годы существования, и превратив вселенную DC в тень былой себя. И всё это из-за Барри Аллена, который мало того, что учинил этот бардак – так ещё и оказался одним из единственных, кто остался после него в плюсе. Ран Фрэнсиса Манапуля и Брайана Буччелато – одна из лучших вещей, которую нам подарил New 52.

Конкретно эта арка сосредотачивается вокруг богатейшей галереи колоритных злодеев, антигероев, архи-врагов и прочих психов, которых у Флэша чуть ли не больше, чем у всех остальных членов Лиги Справедливости вместе взятых. Но после Флэшпойнта ничего не осталось прежним, и теперь Барри предстоит столкнуться с улучшенными версиями его старых недругов, которые объединяются в новую команду, чтобы играть по новым правилам. Экшен, персонажи, сюжет, который становится абсолютно непредсказуем в условиях ребута – вот те причины, по которым «Rogues Revolution» оказался в этом списке.

Reverse (The Flash Vol. 4 #20-25, #23.2 2013 г.)

Завершение рана Манапуля и Буччелато и последняя история в нашем гайде. После перезапуска Алый спидстер оказался абсолютно вне конкуренции, когда речь заходит о звании Самого Быстрого Человека на Земле. Но долго это, разумеется, не продлилось. Ведь дуэт, подаривший нам одну из лучших серий перезапуска, оставил самое вкусное напоследок. Встречайте – новый Обратный Флэш. Вдвое быстрее, вдвое умнее, вдвое мотивированнее, вдвое злее. Идеальный соперник для Барри Аллена и идеальное завершение истории, рассказываемой Фрэнсисом и Брайаном с самого первого выпуска.

Точку же в ней ставит роскошный 25-й номер, который, будучи тай-ином к крупному событию из мира Бэтмена, умудряется не только замечательно держаться как самостоятельная история, но и подвязывать те ниточки, что остались после финала «Ревёрса», заодно демонстрируя то, что настоящему герою не нужны суперсилы для героизма.

DC Universe: Rebirth (DC Universe: Rebirth Vol. 1 #1 2016 г.)

На этом моменте мы с вами переходим из смутных, но качественных времён New 52 во времена по-настоящему мрачные. Наверное – уже все успели прочитать ваншот Rebirth, ознаменовавший старт одноимённого релаунча. Он даже на русском языке выходил. Так что давайте не будем разжёвывать то, что все и так прекрасно знают, и поговорим о значении этого комикса для мира спидстеров.

Так вот Rebirth, в момент своего выхода в 2016-м году, стал настоящим праздником для всех фанатов Флэша по одной предельно простой причине – Уолли Уэст. Джефф Джонс, который лёгким росчерком пера выписал Уолли из вселенной DC в ходе «Флэшпойнта», попытался исправить свою роковую ошибку, построив всю инициативу своего масштабного софт-ребута вокруг путешествия Уэста обратно на страницы актуальных комиксов.

Скорее всего – Джонс в принципе не подозревал, насколько катастрофической станет его идея по смещению акцента обратно на воскресшего Барри. Точно так же, как он не планировал всей темы с перезапуском в 2011-м, которую ему спустили сверху редакторы. В общем – весь ваншот по большому счёту является попыткой Джеффа (и Барри) замолить свой главный грех перед фанатским сообществом, когда он променял их любимого героя на собственную ностальгию.

Ведь для большинства постоянных читателей – именно Уолли является протагонистом всей саги о Флэшах. Именно с его именем для них связаны все самые лучшие истории и самые запоминающиеся моменты. Именно про этого человека Джефф Джонс написал одни из лучших своих работ. И именно Уолли Уэст стоит у истоков почти всего, что современные читатели ценят в комиксах про Флэша. Доходило до смешного – воскресший Барри буквально копировал личность и образ своего протеже вместо того, чтобы быть самим собой.

Но в каком же мире оказался вырвавшийся из небытия Уэст? Куда он попал? Что происходило вокруг? Что осталось в прошлом? Какое во всём этом для него было уготовано место? Это, дорогие друзья – трагедия, достойная и Шекспира, и Дарта Плэгаса. 

Batman/The Flash: The Button (Batman Vol. 3 #21-22, The Flash Vol. 5 #21-22 2017 г.)

Но, прежде чем мы к этой трагедии перейдём – напоминаем вам о кроссовере, который в контексте нового фильма стал практически обязательным для прочтения. Это, конечно – «Значок». Прямое продолжение событий предыдущего ваншота. Здесь Барри Аллену и Брюсу Уэйну (это Бэтмен, если вы не в курсе) предстоит сойтись в кулачном бою с Обратным Флэшем и вновь навестить мир, показанный нам в том самом «Флэшпойнте».

У нас на всё это дело есть аж два подробных обзора:

В общем – гляньте их, если хотите узнать поподробнее. Лучше у нас в третий раз подряд разжевать точно не получится. А пока двинемся дальше, к трагедии.

Heroes in Crisis (Heroes in Crisis Vol. 1 #1-9 2018-2019 г.)

Неиронично упоминая здесь этот сюжет – автор этого текста серьёзно рискует тем, что фанаты Флэша однажды вечером пырнут его в арке, когда он будет возвращаться домой с работы. Однако подождите, уважаемые ценители высокоскоростных комиксов! Пожалуйста, не будьте так суровы! Давайте всё обсудим.

Попробуем прийти к компромиссу. Смотрите. Давайте мы не будем говорить, что «Герои в кризисе» – это хороший комикс. С этим можно поспорить. Давайте вместо этого мы скажем то, что, как ни крути, является объективной истиной. «Герои в кризисе» – это очень интересный комикс. А ещё очень важный комикс в контексте того – кто и что такое «Флэш».

Вопреки обёртке и рекламе, HiC совсем не является каким-то глобальным событием для вселенной DC. Он вообще для почти всех её обитателей не имеет никакого значения. Кроме одного единственного, про которого этот комикс на самом деле и написан. Этот герой – Уолли Уэст, всю жизнь которого одномоментно стёрли, а потом так легко и просто попытались вернуть назад. Человек, который по необъяснимым причинам потерял вообще всё, что он так горячо и искренне любил. Человек, который когда-то совершал невозможное, а теперь оказался абсолютно беспомощен перед лицом той силы, которую он не может даже попытаться себе представить. Главный герой для целого поколения, у которого внезапно пропала из-под ног нить его собственного повествования. Протагонист, который впервые в жизни стал персонажем даже не второго, а третьего плана.

Когда в Heroes in Crisis Том Кинг пытается писать непосредственный «кризис» – у него выходит сущая чепуха. Когда в Heroes in Crisis Том Кинг пишет Уолли Уэста – у него выходит что-то на уровне Достоевского. И это, как нам кажется – настоящий комплимент персонажу, и дань уважения всем его фанатам. В своей работе Кинг становится первым, кто относится к возвращению былого хэдлайнера DC со всей серьёзностью, и смотрит на проблему его существования трезвым, незамутнённым взглядом. А Клэй Манн и остальные этот незамутнённый взгляд восхитительно рисуют.

Вот наш обзор русскоязычного издания, которое вы можете попытаться где-нибудь купить.

Что дальше?

Не поверите, но дальше вас ждёт очень много всего интересного. Для начала, издательство «Азбука» навыпускало целую тучу различных комиксов из мрачного периода пост-Rebirth на русском языке. На некоторые из них у нас даже есть обзоры:

Так что же происходит в уголке спидстеров сейчас? Как ни странно – похоже, что для Уолли Уэста наконец началась светлая полоса. Как было сказано во вступлении – Барри вновь уступил корону Монарха Движения© своему бывшему напарнику. Которому, в свою очередь, удалось вернуть себе всю свою семью. Нынешнего «Флэша» Джереми Адамса (который совсем недавно был вынужден закончить свой ран) читатели называют прямой противоположностью «Человеку-пауку» Зеба Уэллса. Если вы не в курсе, что это значит, то это – буквально высшая возможная похвала от комиксного комьюнити.

Вообще, в недавнем выпуске «Комиксов Недели» был подробнейший обзор подошедшего к концу свеженького рана. Он по размеру чуть ли не больше, чем весь этот текст, который вы читаете сейчас. Так что за подробностями приглашаем вас пройти туда.

Что ещё круче – в грядущем сентябре стартует ран Сая Спуррьера, который легко может оказаться ничуть не хуже Адамса. А может быть – даже лучше. Да и вообще – Флэшу крайне повезло на огромное количество талантливых сценаристов и классических сюжетов, многие из которых мы наверняка забыли упомянуть и во второй раз. При желании – читать про приключения Алых спидстеров можно буквально бесконечно.

А теперь про их приключения ещё и можно посмотреть фильм. Рецензия на него будет буквально вот-вот, когда автор наконец соберётся с силами, чтобы сказать по этому поводу что-нибудь цензурное. Ох, господи, спаси и сохрани…

А пока ждёте рецензию – читайте комиксы и обсуждайте их в комментариях с нами. Можете – про Флэша. А можете – про кого угодно ещё.

И напоминаем вам – смерть никогда не бывает концом. А молния всегда бьет дважды.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии