THE ARMAGEDDON GAME: Черепашки-Ниндзя приближаются к Финалу?

10 539

Черепашки против Черепашек! Могучие Рейнджеры-мутанты и Крэнг-Мегазорд! Возвращение мультсериала 80-х и новое поколение ниндзя!

И снова Черепашки-Ниндзя! Спустя пять частей мега-гайда (Раз! Два! Три! Четыре! Пять!) у нас вновь появился повод рассказать о черепашьих комиксах. Черепашек теперь шестеро (Или семь? Восемь? Двенадцать???), завершился масштабный ивент The Armageddon Game, Черепашки регулярно кроссоверятся со всеми подряд, возрождается любимый мультсериал нашего детства, «Последний Ронин» никак не может уйти на покой – за последний год комиксов для обсуждения накопилось предостаточно.

Как всегда, порядок чтения по номерам ищите в конце статьи!

The Armageddon Game: Дебют

Армагеддон — особая шахматная партия, которая проводится, если предыдущие игры не выявили победителя. В Армагеддоне не бывает ничьих – он всегда определяет проигравшего.

Для меня самым логичным переводом названия черепашьего кроссовера было бы «Пан или пропал». Крысиный Король пошел ва-банк: либо мир сгорит в огне хаоса, либо Черепашки навсегда избавятся от трикстера. Ради Игры повелитель крыс привлек на свою сторону трех злейших врагов клана Хамато: мэра Бакстера Стокмана, дьявольскую мадам Налл из другого измерения и Крэнга, застрявшего в теле Кожеголового.

Дорога к Armageddon Game (сокращенно – АГ) начинается с арка, где Черепашек ждет пополнение в семье.

TMNT #125-130

  • История: Том Вальц и Кевин Истмен, сценарий: Софи Кэмпбелл (далее в основном онгоинге та же команда)
  • Рисунок: Пабло Туника, Тони Грегори

На додзё клана Хамато нападает банда Лягушек-Панков. Потеряв дом в пожаре, Черепашки возвращаются в старое убежище, а поиски разгадки неожиданной атаки приводят их в лабораторию доктора Барлоу. Тем временем, на острове Бёрноу вспыхивает война между утромами и трицератонами…

Пятый арк многострадального онгоинга от Софи Кэмпбелл. Если помните мою классификацию из прошлой статьи, на пятом сюжете должна была наступить стадия принятия: после кучи пустых филлеров пора было бы уже привыкнуть, что черепашьи комиксы превратились в зарисовки про Мутант-Таун. Чувства оказались более противоречивыми.

Для начала, меня очень обрадовала встряска клана. Только Черепашки привыкли к своему новому положению, их снова всего лишают покоя и отправляют в неизвестность. Появляется новый мерзкий враг с неплохой приманкой для жертв: если так много людей недовольны своей мутацией, почему бы не заманивать из в свои лапы, притворяясь пластическим хирургом?

И все же порой меня передергивало от чернухи. Во время визитов в «клинику» комикс превращается в настоящий боди-хоррор.

Уроды ниже – это Грязнуля и Тупица (Дертбэг и Граундчак) из первого мультсериала. Здесь они превратились в монстров Франкенштейна. И драться с Черепашками они будут максимально беспощадно, с кровью и отрыванием конечностей. Барлоу тоже не очень-то заботится о маскировке под доброго доктора. Его уродство – извращенная шутка о лабораторных мышах: люди ставят опыты над грызунами, а мутант-мышь перекраивает сам себя, чтобы снова быть похожим на человека.

Было – стало.

Я не был готов к такому уровню насилия. Но лучший твист за всю эпоху Кэмпбелл неразрывно связан с жестокостью – похищенную лягушку Бонни доктор жестоко препарирует, чтобы превратить… в черепашку.

Назвать ее Венерой после ампутации рук – верх цинизма. Также Барлоу вживил в ее панцирь чешуйки дракона, что определило судьбу Венеры.

Да, лягушка становится Венерой, той самой первой Черепашкой-девочкой из лайв-экшен сериала!

Казалось бы, не было никаких препятствий для сценаристки при вводе очередной Черепашки. Разливай себе мутаген и вписывай в сюжет хоть десять новых панцирных воинов!

Но Софи пошла более сложным и жутким путем. Опираясь на свой опыт, весь ран она старалась показать, как сложно привыкнуть к своему новому телу. Десятки людей превратились в мутантов не по своей воле, и для них казалось кошмаром застрять в зверином воплощении. Понадобилось несколько десятков выпусков, чтобы раскрыть, как новые мутанты адаптируются к новой жизни.

И в этом арке страх потерять свою личность достигает пика. Мы ничего не знаем про Бонни, кем она была до Дня-М, почему присоединилась к Лягушкам-Панкам, как она относится к Черепашкам. Все, что мы видим – это ужас от того, что твое тело насильно покромсали на куски. Операцию обернуть назад уже невозможно, теперь Бонни чувствует себя покалеченным изгоем даже среди изгоев.

С появлением Венеры Софи Кэмпбелл приносит в клан Хамато нечто непривычное – магию. Черепашек всегда окружало сверхъестественное, но чаще всего все сводилось к прогулкам Лео по астральному плану. С этого момента волшебство должно стать для Боевой Пятерки философией, искусством и оружием. Сильнее всего новое знание поменяет, конечно же, Дона: еще со времен, когда он впервые узнал о реинкарнации, умник ставил под сомнение все мистическое. Тем более иронично, что в стремлении соединить науку и волшебство Дон станет самым продвинутым адептом магических искусств.

Пока же для Венеры и новое тело, и открывшийся мистический дар – это неразделимые стороны одного проклятия. Поможет ей отделить раны от новых приобретений другой персонаж, прошедший путь перерождения до конца, но случится это позже.

Для болезненной атмосферы адской больницы идеально подходит странный арт Пабло Туники. Особенно удались Лягушки-Панки – в меру мерзкие гопники, но очень харизматичные. Предпочел бы, чтобы их ввели немного пораньше, а не в последний момент, но это уже придирки.

Война на острове Бёрноу мне не сильно устроила. Я не верю, что трицератоны оказались настолько беззащитны перед кучкой утромов. Абсолютно неубедительно.

Пабло Туника рожден рисовать странных ящеров.

Ранее в TMNT Universe предстоящий кризис уже заявлялся, и я надеялся на более интересное разрешение, чем банальный захват власти. От Ч’Релла я ожидал большего – Софи же решила его сделать картонным злым воякой.

И все же пятый арк стал лучшим за весь ран Софи. После него Венера кажется одним из самых многообещающих персонажей Вселенной IDW. Но это не последняя новая Черепашка.

TMNT: Free Comic Book Day 2022

  • Сценарий: Том Вальц
  • Рисунок: Софи Кэмпбелл

Оммаж самому первому выпуску про Черепашек-Ниндзя. Только место братьев заняли некие самозванцы. Кто эти новые Черепашки? Ответ нам дадут в АГ.

Намного больше интереса вызывает послесловие к выпуску с подробным объяснением, что же происходило с комиксом последние несколько лет (скоро вернемся к нему).

The Armageddon Game: Opening Moves #1-2

  • Сценарий: Том Вальц
  • Рисунок: Феро Пениче

Враги наших врагов – наши друзья. Руководствуясь этой мудростью, Кицунэ и Шреддер путешествуют по мыслям троицы приспешников Крысиного Короля в поисках их недругов. Кто может помочь справиться со Стокманом? Кому перешла дорогу Мадам Налл? Сколько еще существ желает отомстить Крэнгу?

Интересная тактика и хороший способ раскрыть лор персонажей. С самого начала нам доходчиво показывают, что залог победы в АГ – привлечь на свою сторону как можно более могущественных союзников. Конечно же, просто позвать их в лагерь добра будет недостаточно. Как в образцовых РПГ, для вербовки компаньонов придется выполнить ряд квестов.

Самого скучного противника Том Вальц выбрал для Стокмана – это Старый Бес. Даже не знаю, у Стокмана такая безоблачная политическая карьера, что не нашлось новых врагов? Мне кажется, было бы логичнее найти какого-то конкурента за кресло мэра.

С Крэнгом и Налл получилось любопытнее, ведь их врагов Вальц вытащил прямиком из комиксов Арчи – отряд повстанцев Эскадрилья Нова и чародейка Черубе. И здесь я бы хотел задержаться подольше.

Легко заметить, что на протяжении всей черепашьей истории наследие этих черепашьих комиксов держится как-то обособленно. Новые герои из мультсериалов, фильмов, комиксов кочуют из медиума в медиум – персонажи Арчи как будто так и остались в девяностых. Ничего удивительного, этот уголок Черепашьей Мультивселенной уж слишком своеобразен.

Можно легко адаптировать для экрана Кожеголового или Карай, но гигантская летающая коровья голова, тибетский лидер-лама, планета Хиробыль, прабабка Эйприл с лифчиками-черепами – все это хорошо работает как часть одного творческого замысла. Но если пытаться переработать наследие Стива Мерфи, Криса Аллана и других творцов Арчи, то придётся упрощать, давать занудные объяснения и приземлять. И хуже всего, что экологический, религиозный и политический смысл оригинальных комиксов при разборке этого причудливого механизма развалится.

Попробуй сейчас объяснить, что рогатый синий демон символизировал страх перед ядерной энергией – в ответ услышишь только звук сверчков.

Континьюти IDW разрослось настолько, что стало огромным котлом с черепашьим супом из всех их воплощений. И персонажи Арчи там вроде бы тоже были, но они не играли очень уж значительной роли. Том Вальц скорее вдохновлялся общим направлением (роман Рафа и Алопекс, тёмное будущее как мотивация, сбор Мутанималов). И только в АГ он решил взяться за Арчи по-крупному.

Но эти линии выглядят нерастворившимся куском соли. Сегмент Арчи будто целиком пришит к основной Вселенной. Демоны Налл и Ной Тай Дар при помощи Верминатора Зет хотят захватить Краеугольный камень, а еще они держат в плену Четверку Ветров. Что из этого описания будет понятно случайному человеку?

Даже Кадли потом появляется! В реалистичном стиле выглядит крипово.

Не желая сильно менять персонажей Арчи, Том Вальц лишь слегка перемешал их. И мне кажется такой подход слишком осторожным. Том Вальц сам же нарушает свой принцип реинкарнации и переосмысления наследия, когда превращает комикс в выставку пасхалок. Не думаю, что бесконечные кивки в прошлое способны привлечь новых читателей к Арчи – я бы на их месте просто бы потерялся в этой фантасмагории.

Может быть, даже стоило открыть портал в оригинальную Вселенную Арчи. Иначе объяснить существование Кадли становится нереальной задачей.

TMNT #131-132

  • Рисунок: Пабло Туника

Тренировка Черепашек с Шреддером перед грядущей битвой.

Если понадобится подобрать иллюстрацию для слова «филлер», эти выпуски подойдут идеально. Абсолютно необязательная разминка с минимальным продвижением сюжета, да и ещё методы свои Ороку Саки явно позаимствовал у Йоды и любого анимешного сенсея.

Еще в прошлой серии Шреддер выглядел молодо, здесь же он постарел лет на тридцать – вот до чего доводит профессия учителя.

Черепашки сталкиваются со своими страхами, медитируют и прокачивают новые духовные навыки самым скучным способом – через лекции Шреддера о важности баланса между противоречиями:

  • Леонардо получает «исцеление» и «против врага»: он должен поддержать баланс между созерцанием и своей темной стороной.
  • Майки достается «гармония» и «битва»: благодаря своему таланту дружить он может объединять союзников и в мире, и в бою.
  • Дженника получает «появляться» и «создавать»: благодаря музыкальному таланту она может творить ложь и раскрывать правду.
  • Донателло сам догадывается, что его предназначение – «перемещение по времени и пространству».
  • Импульсивный Раф должен научится читать противника, поэтому ему необходимо «чтение мыслей».

Если вы еще не уснули, двигаемся дальше.

TMNT Annual 2022

  • Сценарий и рисунок: Джуни Ба

Если предыдущие два выпуска были филлерами целиком и полностью, ежегодник служит арт-филлером. Зарисовка от специально приглашенного автора полностью оторвана от основного сюжета – французскому художнику Джуни Ба вручили чистый лист и попросили нарисовать крутых Черепашек.

Стиль Джуни Ба узнается мгновенно – яркая смесь уличного африканского граффити и карикатурно размашистого экшена. Я читал не так много работ Джуни (замечательный Monkey Meat и сказка из «Черной Пантеры» Ридли), однако «Черепашки» мне показались самой скучной.

Во-первых, покраска Ронды Паттисон выглядит очень блеклой, даже выцветшей. Для меня загадка почему: Ронда замечательно справляется с цветами черепашьих комиксов уже больше 10 лет, но для гипердинамичного рисунка Ба она внезапно превращает Черепашек в бледный салат. Во-вторых, зажат и сам Джуни Ба. Как будто в нью-йоркской канализации ему нигде развернуться, поэтому на страницах становится слишком тесно для фирменной энергетики Ба. В-третьих, я не люблю позицию «все стало слишком сложно, давайте вернемся в старые добрые времена, когда можно было просто драться с гигантскими монстрами».

Но даже выкладываясь не на полную силу, Джуни Ба все равно создает комикс потрясающей мощи. Да, история очень простая (Черепашки против большого злого мутанта), но своей искренней простотой она и подкупает. Боевая Четверка просто красочно избивает врага, без социальных подтекстов и тонны подсюжетов. Еще мне очень нравится изображение братьев: деталей совсем немного, но каждый герой легко узнается, как и уважение к классике.

За дизайн Сплинтера Ба стоит сказать отдельное спасибо.

Надеюсь, мы еще увидим в будущем Боевую Четверку в его исполнении.

The Armageddon Game: Миттельшпиль

Порядок чтения по выпускам вас ждет в конце статьи!

TMNT #133-139

  • Рисунок: Феро Пениче

The Armageddon Game #1-8

  • Сценарий: Том Вальц
  • Рисунок: Винченцо Федеричи

The Armageddon Game — The Alliance #1-6

  • Сценарий: Эрик Бёрнэм, Джуни Ба, Софи Кэмпбелл, Пол Аллор
  • Рисунок: Рой Меркадо, Уилл Робсон, Джуни Ба, Софи Кэмпбелл, Пабло Муноз, Уильям Соарес

Черепашки готовятся к битве с силами Крысиного Короля: одна команда отправляется в Измерение Зет, другая остается защищать Нью-Йорк. Тем временем объявляется новая четверка Черепашек-Ниндзя, и они нападают на мэра Стокмана…

При размышлениях о черепашьих ивентах мне приходит на ум такая аналогия. «Война в городе» была аналогом «Войны бесконечности» и «Финала». Наконец состоялась долгожданная кульминация, которой мы ждали 200 выпусков. Мы навсегда распрощались с кучей персонажей, закрыли большинство линий и оставили наших персонажей в совершенно новом статусе. Это зенит серии, после которого ее многие посчитали завершенной.

Армагеддон Гейм занимает место «Династии Канга». Франшиза уже изрядно подрастеряла популярность. Старые фанаты потихоньку отваливаются, новым читателям слишком сложно разобраться в десятках серий. Одних бесит страшная повесточка, другие недовольны слабо раскрытыми новыми героями, третьи же просто закидывают серию камнями за компанию с толпой. Ожидание уже не вызывает трепета, скорее усталость и легкий интерес – а доживет ли Вселенная до нового ивента? Ведь впереди явно ждут свои «Секретные войны».

На соединяющихся обложках – 52 персонажа (даже 53, если быть точным). И все они действительно появляются в ивенте.

В сравнении с КВМ у «Черепашек» припрятан ощутимый козырь – возвращение Тома Вальца в качестве сценариста! В FCBD’2022 нам раскрывают, почему Тома не было так долго и что же пошло в IDW не по плану.

После сотого выпуска Том Вальц передал кресло главного сценариста Софи Кэмпбелл. Она должна была написать 12 выпусков, пока Том работал бы с Истменом над «Последним Ронином». Затем 12 выпусков превратились в 15, потом – в 20. Ее изначальный план пришлось растягивать, придумывать новые сюжеты (не всегда удачно), но Вальц к сценарию все еще не возвращался. И он не был уверен, что ему стоит снова заниматься онгоингом «Черепашек».

Однако у Вальца оставалось много планов, ради которых и было решено устроить ивент. Пока Том занимался созданием сценария для АГ, Софи продолжила писать серию и начала подготовку к «Игре»: обострение конфликта между утромами и трицератонами, введение Венеры, возвращение Шреддера. Тогда же выбрали формат ивента. Софи писала выпуски основного комикса с тай-инами к АГ, Тому Вальцу же выделили отдельную серию The Armageddon Game. А чтобы охватить вообще всех участников события, запустили еще и лимитку The Alliance.

Раз уж начали со сценаристов, давайте сразу посмотрим, оправдала ли себя расстановка фигур.

Нет.

Я очень ждал возвращение Тома Вальца, но он не зря боялся заходить в знакомую воду дважды. Проблема в том, что ему пришлось подхватывать нити сюжета за Софи – и одновременно он захотел подстроить их под свое видение. Как итог, вся его первая половина ивента – попытка запихнуть в несколько выпусков все свои черновики.

Игра уже давно началась, а мы словно до сих пор читаем пролог. Например, Торбин Зикс. Лично я только рад, что в комиксе появился этот скользкий тип из Fast Forward. Но он вводится слишком поздно и точно не вовремя. Погоня за ним однозначно читается как побочная миссия, которая только растягивает сюжет АГ.

Зверушка-макгаффин Грайбикс вообще взята из мультсериала 80-х. Класс, но тащить ее в АГ действительно было необходимо?

Том Вальц взялся украсить пиццу перед подачей, но так увлекся, что снова замешал тесто. А времени перепекать пиццу уже нет, ее пора подавать гостям.

У Софи Кэмпбелл проблема другая. В плане сюжета она гораздо более сосредоточена, чем Вальц с его бесконечными отсылками и микро-историями. Но у Софи не такой интересной сюжет. Все опять крутится вокруг жителей Мутант-Тауна, с которыми мы и так провели вместе три десятка выпусков. Складывается ощущение, что сценаристке вообще АГ не особо была нужна – линию с будущим можно было спокойно развивать и без хаотичных планов Крысиного Короля.

Насчет мини-серии «Альянс». Для авторов черепашьих спин-оффов снова нашлась работа! В эре Софи Кэмпбелл вообще мало внимания уделялась вбоквелам, хотя раскрыть десяток новых мутантов явно бы не помешало.

Эта лимитка вышла достаточно крепкой. Как в любом тай-ине, не все выпуски одинаково значительны – чем сильнее вас привлекает персонаж, тем интересней будет за ним следить.

Например, в #2 Кейси находит друзей среди Лягушек-Панков – понравится любителям уличных разборок.
Возвращение Джуни Ба не пришлось долго ждать (#3) – в этот раз он нисколько себя не сдерживает в игре форм, цветов и шрифтов.

А чтобы у вас не возникло мысли пропускать выпуски, их связали сквозным сюжетом про Карай, собирающей союзников для возрождения клана Фут. Завязка очень интересная, но в перегруженном ивенте тизер следующей арки уже кажется излишним.

Особняком стоит крайне важный четвертый выпуск про Венеру, явно выдернутый из основной серии.

В общем, сюжет АГ – та еще мешанина из разных точек зрения, и это не комплимент. Персонажей слишком много, а нам едва ли не каждый номер предлагают новых, пока сама Игра не продвигается почти никак.

Кажется, я о ком-то давно не вспоминал… Точно, Черепашки-Ниндзя! За время работы над всеми статьями черепашьего цикла я часто задумывался, что мало пишу собственно про самих Черепашек. Что ж, такова особенность континьюти IDW: их Вселенная намного больше, чем одни только проблемы Боевой Четверки/Пятерки. Особенно это стало заметно в ране Софи Кэмпбелл, когда число мутантов росло как на дрожжах.

И я был абсолютно уверен, что в АГ Черепашкам отведут роль липкого сыра между кусочками пиццы – зеленые ниндзя станут проводниками между разрозненными линиями Измерения Икс, Мутант-Тауна, клана Фут и Пантеона. Частично я оказался прав, частично ошибся.

Том и Софи поделили между собой команду поровну. Вальц взял себе Лео и Майки, отправившихся на космическую миссию вместе с Шреддером, а также Рафа, разыскивающего Беса. Софи же достались Донни, изучающий волшебство, Дженника, защищающая соседей-мутантов, и Венера с познанием себя.

Само собой, их линии пересекаются, но в целом распределение именно такое. Получается, бывшему главному сценаристу «Черепашек» достались привычные для него сферы: космические приключения, драматичные союзы с бывшими врагами. А Софи же продолжила линии из ее рана: защита мутантской диаспоры, мистические практики, путешествия во времени и, что важнее всего для Черепашек, выход за рамки.

Начнем с троицы Тома:

Леонардо. Во время экскурсии по Измерению Зет сложнейшим испытанием для Лео стало возвращение к образу Темного Лео. Только теперь это не промывка мозгов, а осознанное желание набраться мастерства у Шреддера.

Как по мне, больше похоже на хождение по кругу, чем на новый уровень. Лео еще со времен «Падшего Города» отлично усвоил, что его отличает от Ороку Саки – милосердие. И здесь снова разыгрывают банальную карту «как важно пощадить врагов, чтобы не стать такими же, как они». И Лео, и Шреддера такой мнимый конфликт только отталкивает назад.

Микеланджело. Где космические приключения, там и Майки! Уже упоминал, что квест с контрабандистами и чудо-зверюшками мне показался лишним – к сожалению, все участие Майки оправдывается только этой сюжетной веткой. Очень странно, что Вальц уделил так много времени паре Шреддер/Лео и обошел вниманием Майка, хотя именно он раньше сильнее всех братьев протестовал против альянса с Футами.

Раф. Новому констеблю Мутант-Тауна достался суровый боевик, где Рафаэль должен «порешать вопросики» по-взрослому. Немного интересна линия реабилитации Беса, да и все, пожалуй. Расставание с Аллопекс выглядит надуманным. Как будто Раф не может получить одновременно и подружку, и друзей.

Думаю, понятно, к чему я веду – Том Вальц показывает Черепашек в их самых привычных образах. Софи же наоборот заставляет своих героев меняться:

Дженника. Вообще при прочтении АГ очень легко забыть, что план фигур Крысиного Короля заключался в выставлении Черепашек негодяями. Типичный супергеройский сюжет, например, Человек-Паук такую напасть переживал не раз: за ползучим врагом государства начинают охотиться полиция/наемники/Убийцы пауков.

Проблема АГ в том, что друзья Черепашек хорошо распознают обман, а недовольство народа раскрывается буквально в паре сцен с Дженникой, убегающей от злобной толпы. Нет чувства безнадежности, что Черепашки стали изгнанниками по вине пропаганды Стокмана. Наверное, было бы интересно увидеть раскол Мутант-Тауна из-за поддержки Черепашек, но времени на это в ивенте не хватило. Вот и сюжет с испорченной репутацией обернулся разве что прилетевшей в голову Дженники капустой.

Донателло. Изучение магии пока что выглядит самым интересным заделом на будущее. Донни во Вселенной IDW досталась самая сложная борьба с внутренними демонами и самая значимая ответственность за будущее. А овладение волшебством подкидывает ему только больше испытаний.

И Венера. Для Дженники «Война в городе» стала испытанием за право называться Черепашкой-Ниндзя, АГ в свою очередь трансформирует Венеру. И выпуск «Альянса» ее превращение раскрывает очень элегантно: новое здоровое тело Венера обретает только после появления цели. Новый смысл жизни приносит Венере гармонию – и шрамы пропадают после перерождения. Еще хочу отметить, что мне очень нравится Бладжеон в роли слепого гуру.

The Armageddon Game: Эндшпиль

Со злодеями ситуация ещё страннее. Обычно плохие парни выдумывают сложные многоходовочки, а хорошие эти козни героически разгребают. Но в АГ все наоборот: Черепашки с друзьями походили десятки раз, фигуры Крысиного Короля – всего-то дважды:

  1. Отправили фальшивых Черепашек
  2. Спровоцировали вторжение утромов (случайно)

И все. План с псевдо-Черепахи подается с таким неимоверным пафосом, будто перед нами разыгрывают виртуозную греческую трагедию. Но это всего лишь ужасно клишированная идея с двойниками, и даже её не могут использовать нормально. Почему-то оказывается, что самозванцы – настолько суперкрутые бойцы, что их не могут снести до самого конца АГ.

Да вы издеваетесь, они всего лишь Банда Четырех, какие-то несчастные киборги под маскировкой! Не клоны, идеально копирующие братьев (хотя лаборатория Барлоу намекала на искусственных черепах). Не мистические доппельгангеры. Не роботы, напичканные сотнями боевых искусств. Это жалкие третьесортные наемники, которые мелькали в паре выпусков TMNT Universe.

Вся важность Банды Четырёх заключается в первоисточнике, опять же в комиксах Арчи. Там киборги жестоко убили Мутанималов, что спровоцировало битву Черепашек с Наллом. Но и в оригинальных комиксах Банда была наспех введенным инструментом для казни мутантов. Кроме их участия в культовой арке они не примечательны вообще ничем.

Можно было предположить, что появление Банды тизерит будущую смерть – но нет, в итоге, Черепашки просто задавили их количеством.

Кстати, о смертях. Помните, как Зак Снайдер в БпС порешил Джимми Ольсена выстрелом в голову? Тут так же мимоходом убили Вернона.

Я не понял, зачем импостеры были нужны, кроме как для продолжения мема, что Черепашки плодятся, как кролики.

Далее второй ход злодеев – атака Ч’Релла на Нью-Йорк. Крэнг с самого начала казался странным выбором. Зачем Крысиному Королю паразит, застрявший в брюхе Кожеголового? Без Технодрома, армии и ресурсов Крэнг все еще хитер и живуч, но кому он нужен, когда есть Ч’ Релл на пике мощи? Куда логичнее было выбрать его.

Закономерно, что Ч’Релл грохнул своего бывшего генерала и пошёл в наступление.

Во время АГ Крэнг пересадили из Кожеголового в Металлогового – встречайте МеталлКрэнга! На пару выпусков.

Формально нам проговаривают, что у Крысиного Короля нет на самом деле никакого плана. Единственная цель – больше хаоса! Получается такой Джокер на очень сильных минималках (почти Панчлайн). Проблема в том, что если у злодея нет чёткого плана, то он должен быть у сценаристов. А в сценарной комнате IDW даже до конца не разобрались, кто в их ивенте главным злодеем будет.

Но с Ч’Реллом связан момент, которым меня привел в восторг. Ч’Релл создаёт экзокостюм из тела трицератона. Понимаете, что это значит?

Это же Шреддер-Трицератон! Концепт из отмененного второго сезона Fast Forward мультсериала 2003 года!

В 2105 году Ч’Релла должны были обнаружить Трицератоны, и утром бы захватил тело ящера. Но сезон отменили, а новым Шреддером стал КиберШреддер. Только в комиксе идею наконец реализовали!

АГ выезжает только на таких моментах радостного узнавания. Только у всех они будут разными: для меня это Шреддер-трицератон, для других – Торбин Зикс, Кадли или кто угодно ещё.

Вернёмся к злодеям АГ. Ладью-Крэнга разменяли, остались Конь-Стокман и Ферзь-Налл.

Бакстеру опять повезло выйти сухим из воды. Не уверен, что у него остался потенциал спустя три сотни выпусков. Я бы как раз использовал АГ, чтобы отправить мэра на покой. Но впереди нас ждёт ещё больше Стокмана, судя по всему. Может, хоть в муху превратится.

Как же позорно разобрались с Мадам Налл. Столько выпусков нагоняли интригу насчёт её происхождения – она всего лишь злой демон из другого измерения. Так долго скрывали её истинные цели – нуу, вроде бы это власть? Мистера Налла из Арчи тоже сложно назвать проработанным антагонистом. Но он хотя бы цеплял своими мерзкими выходами, за которые его хотелось придушить. Мадам Налл – это мадам Загадка. И когда пришло время ответов, ничего интересного я не увидел.

Жаль, её победили так легко.

И финал с Пантеоном – это какая-то несмешная шутка. «Черепашки» лихо превращаются в аниме с неадекватным перепадом уровней сил. Почему манипулятор Крысиный Король пошёл врукопашную? Почему остальные члены божественной семьи оказались беспомощны? Стоило ли так интриговать молчаливым Готано, чтобы его бездарно СЛИТЬ? Крысиный Король добился чего хотел – Игра превратилась в бессвязный хаотичный поток событий и закончилась таким же нелогичным большим БУМ. А ещё смешнее, что буквально перед АГ сценаристы отмахнулись, что члены Пантеона все равно возродятся рано или поздно, окончательно обнулив все ставки.

Неожиданно интересным заделом на будущее выглядят только планы Карай. Ещё в «Войне в городе» назревает отличная возможность раскрыть наследницу Шреддера через противостояние со Сплинтером, но там её линия быстро захлебнулась в потоке событий. Сейчас же Карай только собирает силы, чтобы вернуть величие клану Фут. Она правильно отмечает, что никому из предшественников не удалось достичь равновесия. Её отец думал только о деньгах, Шреддер погряз во тьме, Сплинтер наоборот слишком отдалился от изначального предназначения. Сможет ли Карай восстановить баланс?

Но новый восход клана Фут, бегство Бакстера Стокмана, даже крах Пантеона – лишь мелкие тизеры по сравнению с нависающей тенью…

…АРМАГГОНА.

АГ подается как поворотный момент в истории Черепашек, который безвозвратно сформирует падение в мрачном будущем. Можно ставить под сомнение значимость столкновений в самой АГ, но на масштаб последствий сценаристы замахнулись невероятный – в будущем колоссальная акула накроет Землю и, кажется, сожрет таймлайн целиком.

Встреча Черепашек с Армаггоном разделила комиксы Арчи на до и после – грядущее противостояние с акулой будущего рискует стать последней историей Черепашек IDW.

Нынешний Армаггон не просто злой мутант. Это неотвратимая угроза уровня Галактуса или даже Алеота. Но что привело к его появлению? Нам еще предстоит узнать.

Итак, АГ не оправдала своих ожиданий, да и хватит уже о ней. Завершим обзор комиксов IDW еще одной вылазкой в будущее.

TMNT Annual 2023

  • Сценарий: Майкл Уолш
  •  Рисунок: Влад Легостаев, Санттос

Шутка про «новую Черепашку каждый вторник» вышла из-под контроля. Из темного будущего прибывает старый однорукий Раф – он прибыл убить Донателло, чтобы предотвратить создание некоего изобретения…

Как тизер нового сюжета выпуск работает плохо. Опять игры со временем, и совсем не понятно, как они соотносятся с будущим из АГ. Опять троп с темным будущем, как будто его не хватает в «Последнем Ронине». Опять настойчивое нытье, что раньше было проще и лучше. Опять навешивание вины на Донателло, опять у Рафа проблемы с гневом.

Этот выпуск воплощает то, что меня раздражает в развитии Черепашьей Вселенной больше всего. Я могу простить безвкусные пасхалки, разболтанные линии или неряшливый сценарий, но только не зацикленность на прошлом.

Получается, пока основное континьюти IDW застряло между горой обещаний и кучей введенных наспех персонажей. Когда сценаристы будут с ними всеми разбираться? Секрет.

Давайте лучше перейдем к чему-то более понятному – к кроссоверам.

Дети Рейнджеры Кролики-Бойцы

За последний год Черепашки-Ниндзя угодили в целых четыре кроссовера. С каноном IDW они никак не связаны, так что можно читать в любом порядке в любое время. Другой вопрос, стоят ли они того?

Mighty Morphin Power Rangers / Teenage Mutant Ninja Turtles II #1-5

  • Сценарий: Райан Пэррот
  • Рисунок: Дэн Мора

Черепашки-Ниндзя снова встречают Могучих Рейнджеров. Рита Репульса заключила зловещий альянс с Крэнгом – вместе они превратили Кейси в Рейнджера Икс. Но и у команды ниндзя-рейнджеров появляется неожиданный союзник — Шреддер…

Обязательно к прочтению! Если вы еще не догадались почему, взгляните на имя художника.

Дэн Мора творит нечто сногсшибательное. Это определённо его стихия – рисовать красочных монстров, ослепительно красивых людей с белоснежной улыбкой и сражения невероятной цветовой палитры.

Дэн явно набил руку в создании чудовищ и безупречных женщин после работы над комиксом «Былое и грядущее» Кирона Гиллена (издан «Альпакой», мой обзор).

Первый комиксный кроссовер с Рейнджерами привлекал прежде всего фансервисом: Шреддер становился Зеленым Рейнджером, Металлоголовый объединялся с Мегазордом. А тут таких взрывных идей насыпали в два раза больше – нужно же повышать градус безумия.

Фанбойские штуки вместе с великолепным рисунком дают мега-эффект. Рейнджеры сами превращаются в мутантов – прямо посреди боя им нужно освоить новые боевые стили птеродактиля и мамонта. Рейнджерам приходится сражаться с Кожеголовым, а Черепашкам – с Голдаром. И конечно, все заканчивается битвой супермегазордов.

Будет и Крэнг-Мегазорд, и Шреддер-Мегазорд.

И в мелочах сценарий стал намного лучше после первой части. Шутки смешнее, деталям сражений уделено больше времени. И даже тим-ап с Шреддером мне тут кажется более осмысленным, чем в АГ. Да и вообще, если честно, кроссовер вызвал намного больше эмоций, чем вся АГ.

Teenage Mutant Ninja Turtles / Usagi Yojimbo: WhereWhen #1-5

  • Сценарий и рисунок: Стэн Сакаи

Черепашки штурмуют лабораторию нового врага – злого робота Доктора ГдеКогда. В ходе битвы зеленых героев забрасывает в другое измерение, прямиком в гости к Усаги Йоджимбо. Однако железный ученый также попал в этот мир, и собирается поработить его…

Проведать кролика-ронина – хорошая традиция, которая передается от одних к Черепашкам к другим. Фокус в том, что Черепашки меняются, а Усаги, как правило, остается одним и тем же. Боевая Четверка IDW с Усаги уже пересекалась ранее, но тогда это был всего лишь ван-шот, созданный скорее для галочки.

Увы, меня и эта история не зацепила. Черепашки в этой истории нужны только ради эпичных обложек – ничего значимого истории они не приносят. Доктор ГдеКогда придуман специально для кроссовера, нет никакой весомой причины привязывать его к миру Черепашек. Возможно, Стэну Сакаи хотелось столкнуть своих пушистых героев с армией андроидов, а панцирных ниндзя добавили только для привлечения внимания.

Как мне кажется, от этого проиграли обе стороны. Четверка Черепашек выглядит абсолютно стандартной, даже до конца не понятно принадлежат ли они Вселенной IDW. Из всех инкарнациях современные комиксные Черепашки прошли один из самых увлекательных путей, и было бы намного интереснее посмотреть на их встречу с Усаги именно сейчас. А еще лучше было бы устроить кроссовер всего Города Мутантов с миром звероподобной Японии! Но Стэн Сакаи воспринимает Черепашек такими же, какими они были лет тридцать назад.

С Усаги обстоят дела интереснее. В кроссовере фигурирует гипотетическое будущее на двадцать лет вперед из серии Usagi Yojimbo: Senso. Например, Ген и Кицунэ поженились, а Йотаро (сын Усаги) уже вырос. Неканоничность истории позволила Стэну обходится с персонажами более расточительно, чем обычно – далеко не все доживут до конца кроссовера.

Частично это и «кроссовер» с неснятым «Суперменом» с Николасом Кейджем.

Да и роботы оказались для Усаги скучными противниками. Стэн Сакаи всегда прорисовывает бои предельно схематично. Пара взмахов клинком – и враги падают с предсмертной гримасой. Таков стиль. Однако с роботами хочется чего-то более изощренного, с пируэтами или хитрыми ударами по слабым местам. В чем интерес наблюдать, как катана режет андроидов, словно бумажных солдатиков?

Следующие два кроссовера на момент написания статьи продолжают выходить. Также так совпало, что к этим Вселенным я отношусь прохладно. Поэтому внимание уделю только Черепашкам:

Teenage Mutant Ninja Turtles x Stranger Things #1-4

  • Сценарий: Кэмерон Читток
  • Рисунок: Феро Пениче

Детишки из «Очень странных дел» отправляются на экскурсию в Нью-Йорк. В канализации их ждёт сюрприз: Черепашки-Ниндзя сражаются с демогоргонами-мышероботами… демогоргоботами. Монстров отправил Бакстер Стокман, и теперь двум компаниям подростков придётся сообща сразиться со злом.

Что меня умиляет в этой серии, так это возвращение Черепашек к самым основам Миража. Даже повязки снова красные. После раздутой АГ с пришельцами и духами приятно снова увидеть Боевую Четверку как приземленных уличных супергероев.

Казалось бы, «Очень странные дела» должны подкинуть ещё больше отсылок к восьмидесятым, но духа времени в комиксе попросту нет. По крайней мере, в первых выпусках. Кроссовер мог происходить когда угодно, ведь он полностью обезличен. Начинается комикс очень спокойно, даже блекло: встреча с ниндзя-рептилиями могла бы у детей вызвать реакцию и поярче.

Безумных превращений в мутантов, как было у Рейнджеров, пока не наблюдается. Интересно, а в каких зверей бы превратились юные звезды Нетфликса?

Teenage Mutant Ninja Turtles vs. Street Fighter #1-5

  • Сценарий: Пол Аллор
  • Рисунок: Ариэль Медел

С этой лимиткой все даже проще. Уличные бойцы и пятеро Черепашек приглашены на боевой турнир. Пока герои яростно избивают друг друга, участники соревнования загадочно пропадают…

Если предыдущий кроссовер можно было упрекнуть в отсутствии ретро-атмосферы, то этот комикс ключевыми фишками швыряется от души – драк очень много. Все как в образцовом файтинге: у персонажей чешутся кулаки по любому поводу, а о сюжете вспоминают только в тайм-аутах между мордобоем.

К сожалению, драки не сильно изобретательные. Черепашки и бойцы просто обмениваются ударами, пока не отправят соперника в нокаут. Но злодеи явно хотят выставить мегапротивников против наших воинов, так что ради главного побоища стоит подождать финала.

Кстати, если вам интересно зачем тут Дженника: только чтобы расширить черепашью команду до пяти бойцов. Других объяснений я пока не нашёл.

Думаю, понятно, что общего между четырьмя франшизами для кроссоверов. Все они подпитываются ностальгией. И мне грустно от этого, что Черепашки прочно увязли в трясине отсылок и пасхалок. Но следующая серия возвращается к истокам очень правильно – встречайте мультсериал про Черепашек из 80-х!

Черепашья сила!

Не секрет, что и в США, и у нас многие люди при упоминании Черепашек-Ниндзя вспоминают именно первый мультик, детский и наивный. *Шутки про жаренные гвозди и маму Шреддера* Так почему бы на волне популярности такой же олдскульной игры Shredder’s Revenge не выпустить и комикс-продолжение?

Teenage Mutant Ninja Turtles: Saturday Morning Adventures vol.1 #1-4 + vol.2 #1-…

  • Сценарий: Эрик Бернэм
  • Рисунок: Тим Лэтти, Джек Лоуренс, Дэн Шонинг

Черепашки проваливаются в игровой автомат! Черепашки помогают каменному солдату сбежать от Крэнга! Черепашки сражаются с Кейси Джонсом, получившим электрическую мощь! Черепашки путешествуют внутрь Сплинтера! И многое другое!

Если вы ждали хирургически точную имитацию мультсериала, первые выпуски вас немного удивят. Дело в том, что Эрик Бернэм ранее работал над многими панцирными братьями, более-менее серьезными. А тут он наконец смог расслабить галстук и вдоволь нашутиться над Боевой Четверкой.

В первой серии Эрик иронизирует над нелепым черепашьим миром 80-х. Это очень добрые подколки, когда Черепашки валяют дурака, пока их враги выглядят даже большими растяпами, чем обычно. И Эрик очень ловко различает, какие вещи стоит высмеять, а какие стоит оставить ради приятных воспоминаний.

Сценарий шутит над безумным Кейси, потому что мы воспринимаем Кейси из мульта как мем. Толпа врагов подозрительно похожа на ростер боссов из битем-апа, над чем сами Черепашки возмущаются. И ради юмора даже ломается четвертая стена: Черепашкам нужно справиться с проблемой за 20 минут… иначе эпизод закончится!

Мультяшная серия оказалась такой успешной, что ее продлили на второй том, уже в формате настоящего онгоинга. Смена формы повлияла и на сценарий. В первой лимитке настрой мне показался более беззаботным и легким, как в ситкоме. Но в ситкоме современном, где сарказм и постироничные шутки работают лучше классических гэгов. Вторая серия уже больше похожа пересказ мультика, то есть акцент сместился на приключения. Также сценарист нацелился на горизонтальный сюжет, пускай сквозная линия совсем простенькая.

Как по мне, сюжеты стали более затянутыми. Например, Крысиный Король случайно научился повелевать Черепашками – стоило ли растягивать приключение на целых два выпуска? Не думаю.

В любом случае серия все еще приносит качественную уютную ностальгию. Если скучаете по кассетам с яркими незатейливыми приключениями, стоит попробовать.

IDW Endless Summer — Teenage Mutant Ninja Turtles Saturday Morning Adventures #1

  • Сценарий: Дэйв Бэйкер
  • Рисунок: Танго

В конце августа издательство отправило своих героев наслаждаться летом в ван-шотах IDW Endless Summer. К сожалению, пересечения миров не случилось, и Сонику не удалось слепить песочный замок вместе с Майки. К слову, сами Черепашки на пляж тоже не попали, зато заглянули в ковбойский парк развлечений.

Впереди ждет еще один сезонный спецвыпуск – Teenage Mutant Ninja Turtles: Saturday Morning Adventures: Halloween Special. Сам онгоинг тоже продолжится.

Юные Ронины

Видимо, в ближайшее время черепашья франшиза окончательно разделится на три потока. Первый – ностальгические кроссоверы, флэшбэки к мультсериалу для любителей повспоминать прошлое. Второй – развитие диверсити-направления для современной аудитории, сюда я бы отнес Вселенную «Погрома мутантов» и комиксы Софи Кэмпбелл про Мутант-Таун. И третий – «Последний Ронин» для фанатов безысходного эджи-контента.

Успех истории последнего выжившего из Боевой Четверки вызвал закономерную реакцию. Вслед за фигурками, фан-артами, сотней вариантных обложек последовали анонсы продолжений. Начали сценаристы не с сиквела, а с побочной серии, совмещающей приквел и тизер сиквела. Как сложно.

Teenage Mutant Ninja Turtles: The Last Ronin — The Lost Years #1-5

  • Сценарий: Том Вальц, Кевин Истмэн
  • Рисунок: Бен Бишоп

После смерти Майки старая Эйприл и ее дочь Кейси растят новую четверку Черепашек. Воспитание и тренировки четырех очень разных детей дается тяжело. Желая перенять опыт Последнего Ронина, Кейси изучает дневника Микеланджело – историю его странствий в поисках загадочного военачальника Червя Смерти…

Меня намного сильнее привлекла часть истории про подрастающих Черепашек. Даже с учетом переизбытка Черепах в комиксах IDW у новой Боевой Четверки есть свое обаяние.

В облике юных ниндзя за пример взят Rise of TMNT. Черепашки относятся к разным видам, отсюда различия в окрасе, размерах и повадках.

По часовой стрелке:

  • ворчливая Моджа (аналог Рафа)
  • ловкий Уно, лучше всех владеющий боевыми искусствами (Лео)
  • добродушная И, которая интересуется технологиями (Дон)
  • вечно голодный здоровяк Один (Майки)

Имена Черепашек переводятся как «один» с суахили, испанского, китайского и русского.

В каждом выпуске нам показывают, как Четверка потихоньку взрослеет: из драчливых малышей они незаметно превращаются в подростков-ниндзя. Но чем старше становятся Черепашки, тем отчетливее видно, что из них лепят копии предшественников. Даже дают такое же оружие, что и у наиболее близких им Черепашек.

Что касается приключений Майки… Очень банальный боевик о мести. Никакой впечатляющей правды он не раскрывает. Никто из персонажей не запоминается. «Последний Ронин» отлично работал без лишних подробностей, так он остается универсальным мифом о последнем выжившем брате.

Все, что было между смертями Черепашек и последним сражением Ронина легко представить и без пояснений, но нам упорно кучу раз рассказывают про тяжесть вины, давящей на Майки.

Мне даже писать про этот комикс скучно, если честно.

Teenage Mutant Ninja Turtles: The Last Ronin — Lost Day Special #1

  • Сценарий: Том Вальц, Кевин Истмэн
  • Рисунок: Фредди Уильямс, Бен Бишоп, Эсау и Исаак Эскорца

На самом деле, ван-шот раскрывает мир «Ронина» намного лучше стереотипных «Потерянных лет». Разнообразные банды и работорговцы хорошо уживаются в мире постапокалиптичных приключений, но они плохо помогают понять, как простые люди проживают свои будни. Спецвыпуск дает другой взгляд, обыденный и ироничный.

Пока Кейси отправляется на свидание, Эйприл с новыми Черепашками совершает вылазку на поверхность. Хотя тирании Фут пришел конец, жизнь в городе все еще несладкая: чтобы получить необходимую вещь, нужно совершить цепочку сделок с обменом.

Выпуск построен вокруг забавного приема – мы до конца не понимаем, что же Эйприл выменивает. Только мы настраиваемся на серьезный лад – и оказывается, полицейские по бартеру получили пончики. И так до самой развязки комикса.

Очень похоже на историю из постсоветских 90-х (или Великой депрессии, как вам угодно) про то, что даже в тяжелые времена люди находят силы радоваться жизни.

В целом, я не вижу смысла в продолжении «Последнего ронина». Но меня все равно радует, что на мрачный контент про Черепашек все еще есть спрос. А еще я хочу увидеть, куда заведет путь ниндзя новую Боевую Четверку.

Уже анонсировано полноценное продолжение – The Last Ronin II – Re-Evolution. Первый выпуск намечен на декабрь 2023 года.

Также в разработке находится видеоигра от Black Forest Games. Пока доступен только тизер.

Мы закончили с путешествием по черепашьим мирам, и пора вернуться в реальность. А она для издательства IDW не сулит ничего хорошего.

В первом квартале 2023 года издательство признало убыток в 335 тысяч долларов, затем последовали сокращения персонала – 39% персонала. Цена акций упала почти на 50%.

Ранее IDW потеряли лицензию на «Трансформеров» и G.I.Joe (они переехали в Image), основной доход приносят комиксы про Черепашек и Соника. Если быть точным, большую часть прибыли заработали на «Последнем Ронине», а не на основном комиксе. Сможет ли издательство с такими финансовыми проблемами позволить себе очень специфичный черепаший онгоинг, предназначенный для самых матерых фанатов?

Битва с Армаггоном действительно может стать последней битвой нынешних Черепашек: в анонсах очень акцентируют внимание на «дороге к 150 выпуску».

А дальше может быть что угодно: закрытие серии, перезапуск под первым номером или абсолютно новые Черепашки-Ниндзя.

UPD. Стало известно, что на выпуске #150 закончится ран Софи Кэмпбелл. Все еще неясно, что последует за ним.

Change is constant.

И напоследок – порядок чтения:

  1. Дорога к The Armageddon Game
  • TMNT #125-130
  • TMNT: Free Comic Book Day 2022
  • The Armageddon Game: Opening Moves #1-2
  • TMNT #131-132
  • TMNT Annual 2022

The Armageddon Game:

  • The Armageddon Game (AG) #1
  • TMNT #133
  • AG #2
  • The Armageddon Game — The Alliance (AG – A) #1
  • TMNT #134
  • AG #3
  • TMNT #135
  • AG – A #2
  • AG #4
  • AG – A #3
  • TMNT #136
  • AG #5
  • AG – A #4
  • TMNT #137
  • AG #6
  • AG – A #5
  • TMNT #138
  • AG – A #6
  • AG #7
  • TMNT #139
  • AG #8
  • А также завязка на будущее – TMNT Annual 2023

Кроссоверы вне канона, можно читать отдельно от основного комикса:

  • Mighty Morphin Power Rangers / TMNT II #1-5
  • TMNT / Usagi Yojimbo: WhereWhen #1-5
  • TMNT x Stranger Things #1-4
  • TMNT vs. Street Fighter #1-5

Продолжение мультсериала 80-х:

  • TMNT: Saturday Morning Adventures vol.1 #1-4 + vol.2 #1-…
  • IDW Endless Summer — TMNT Saturday Morning Adventures #1
  • TMNT: Saturday Morning Adventures: Halloween Special #1

Продолжение The Last Ronin:

  • TMNT: The Last Ronin — The Lost Years #1-5
  • TMNT: The Last Ronin — Lost Day Special #1

Что еще сказать? Кавабанга!

Подписывайтесь на наш Telegram, подключите VK Donut или поддержите нас на Boosty!

Комментарии