Черепашки-Ниндзя! Гайд по чтению комикса «Teenage Mutant Ninja Turtles» от IDW. Часть 4

1 302

Финал первой сотни черепашьих комиксов!

Раз, два, три, четыре – на максимальной скорости несемся к развязке первого акта самого эпичного комикса о Подростках Мутантах Ниндзя Черепашках.

«Invasion of the Triceratons»

«TMNT» #76-80

  • Сюжет: Кевин Истмен, Том Вальц и Бобби Кёрноу (как и во всех следующих выпусках основного онгоинга)
  • Рисунок: Дэмьен Коусейру, Брэм Ревел

После суда над Крэнгом и приключений с Охотниками на привидений Черепашки возвращаются в Нью-Йорк, но там их уже ждут незваные гости. Трицератоны тоже прилетели на Землю – и не только армия Бишопа готовится их уничтожить…

Из «Вторжения трицератонов» не стали делать масштабный ивент – вместо десятка выпусков, где в тай-инах пришельцы гонялись бы за Голубем Питом, сюжет стал катализатором драматичной цепочки событий.

Первый контакт ящеров с землянами получился довольно неоднозначным: местами это ряд недоразумений, частично – явная манипуляция общественным мнением со стороны Бишопа.

Для полноты погружения многие события показаны с точки зрения обычных людей. Есть даже камео корреспондентов Шестого канала!

Финальной битвой арки стала не битва против трицератонов, а противостояние Черепашек и Сплинтера. Желание Хамато Йоши защитить город любой ценой приводит к союзу с Бишопом, в то время как Черепашки пытаются помочь пришельцам. Что, как не нападение ящеров, поможет переосмыслить семейные отношения?

Масштабные батальные сцены достались художнику Дэмьену Коусейру, а драка со Сплинтером – Брэму Ревелу. Просто представьте себя на месте репортера, который успел отснять половину материала, а дальше ему разбили камеру и пришлось доснимать на телефон. Так вот, расплывчатый рисунок Ревела по сравнению с артом Коусейру – это мыльные фотки с раскладушки Nokia после HD-картинки.

Что за кошмар творится с ногами?

Еще с «Парка юрского периода» повелось, что трицератопс — миролюбивый, но грозный соперник, что отлично подходит и для описания трицератонов. Объяснение природы их происхождения –элегантный твист, ловко расставляющий лор по полкам. Почему инопланетяне могут выглядят как динозавры? Потому что утромы мутировали их из трицератопсов миллионы лет назад. И как никто раньше до этого не додумался?

За ориджином ящеров прячется нехитрая метафора далеких потомков мигрантов, попытавшихся вернуться на историческую родину и встретивших холодный прием. И позиция команды комикса выглядит довольно разумной: заселиться назад уже не получится, однако все еще можно построить новый дом. Но кто сказал, что будет легко?

«Bebop & Rocksteady Hit the Road» #1-5

  • Сценарий и рисунок: Бен Бейтс, Дастин Уивер

Жизнь парочки раздолбаев кардинально меняется! Бибоп и Рокстеди снова становятся людьми в самый неподходящий момент, а по их следам идет сердобольная агент Сил Обороны Земли, свято верящая в перевоспитание болванов.

Пусть в лимитке поубавилось хронотрэша, никто не отменял старое доброе ультранасилие. К тому же Рокстеди с дружком теперь преступники мультивселенского масштаба, так что без погони с «патрулем времени» на стильном часолете тоже не обойдется.

Но фантастические пируэты не заменяют веселый мордобой – даже в человеческой форме друзья продолжают привносить хаос в жизнь. А если что-то идет не по плану, их всегда спасет велоцираптор Анчоус.

Для меня стало однозначным плюсом, что арт остался лишь за дуэтом Бен Бейтса и Дастина Уивера. Пляска художников – это, конечно, замечательно, но у Бена получается настолько сочная вакханалия разрушений, что рисовать похождения Бибопа и Рокстеди хочется доверить только им.

Вторая часть получилась «поспокойнее» первой, зато стала более тупой и неотесанной. Это комплимент, если что.

А еще лимитка вышла такой разрушительной, что на ней прервался выход «Черепашек» от «Комильфо». Полный список книг можете увидеть на картинке.

Плюс третий том «Вселенной».

К сожалению, это не последнее закрытие в этой части гайда.

«TMNT Universe: Home»

Ироничное название для четвертой сборки номеров Вселенной, ведь посвящена она вторгшимся на Землю трицератонам, фактически вернувшимся домой. Однако начинаются их злоключения не с нашей планеты…

«TMNTU» #16-17: «From the Heart, For the Herd»

  • Сценарий: Крис Моури
  • Рисунок: Яннис Милонояннис

Мы уже видели падение империи утромов с точки зрения тиранов – теперь предысторию трицератонского сопротивления расскажут сами повстанцы. И претензия у меня остается такой же.

Очень сложно различить пришельцев между собой, как ящеров, так и утромов, ставшими кусочками фарша. Все настолько безнадежно, что даже пол трицератонов не определить с первого взгляда. Ученые и сейчас спорят по поводу наличия полового диморфизма у динозавров, но в комиксе очень хотелось бы видеть отличие самок от самцов хотя бы форме рогов, например. А то я уже почти поверил, что нам собираются рассказать о прогрессивном романе двух чешуйчатых солдат…

В остальном – необязательный приквел, раскрывающий мотивацию Зога и Зом, предысторию их отношений, а также демонстрирующий наглость утромской элиты.

«TMNTU» #18: «Monster Hunt»

  • Сценарий: Пол Аллор
  • Рисунок: Тайлер Босс

Будничное приключение Черепашек – выбраться из здания незамеченными. Пробраться по стелсу не получиться, ведь скрываются они не от ниндзя, а от любопытных детей! Забавная история, хотя рисунок вызывает вопросы. И, как приятный бонус, сработал самый дурацкий и веселый план Майки.

«TMNTU» #21-22: «Lost Causes»

  • Сценарий: Пол Аллор
  • Рисунок: Марк Торрес

Последствия мирного завершения «Вторжения трицератонов» привели к очень напряженному соседству ящеров и утромов, поэтому мини-арка стала крайне любопытным взглядом на попытку двух рас ужиться вместе. Какие требования выдвинут друг другу бывшие угнетатели и их солдаты? Интересные трудности, но довольно банальные. А как насчет того, чтобы спросить: как прокормить толпу голодных динозавров?

Обычно при инопланетных завоеваниях такие насущные вопросы отодвигаются на второй план, но перед Донни, Ма’риэлль и Зом проблемы с пропитанием становятся бомбой замедленного действия, которая угрожает привести к новому геноциду. От этого финальный твист становится особенно горьким: чаще всего ложь для построения общества оказывается полезнее правды.

Бэк-апы стали возможностью заглянуть в истории второстепенных персонажей, а также поэкспериментировать с артом:

Бэк-апы «TMNTU» #16-17: «Triceratots!»

  • Сценарий и рисунок: Эрика Андерсон

Маленькие трицератоны (трицератоши? трицератончики?) тоже хотят быть героями.

Бэк-ап «TMNTU» #18: «Mutagen Maintenance»

  • Сценарий: Калеб Гёлльнер
  • Рисунок: Майкл Диалинас

Мутагеновый Человек сильно пострадал после атаки Бишопа, но друзья-Мутанималы не дают ему пасть духом.

Бэк-ап «TMNTU» #21: «How Woody Spent His Triceraton Invasion»

  • Сценарий: Калеб Гёлльнер
  • Рисунок: Пабло Туника

Даже во время атаки пришельцев люди продолжают заказывать пиццу!

Бэк-ап «TMNTU» #22: «Dangerous Waters»

  • Сценарий: Росс Мэй
  • Рисунок: Крис Джонсон

Кожеголовый обретает свое кредо – помогать другим существам не попасть в кошмар, где побывал он сам. Впрочем, психика аллигатора настолько изломана, что долго придерживаться героических установок он не сумеет.

«Batman/TMNT II»

  • Сюжет: Джеймс Тайнион IV
  • Рисунок: Фредди Уилльямс II

Кроссовер Бэтмена и Черепашек-Ниндзя получился успешным, потому сиквел не заставил себя ждать: на этот раз гости из Готэма попали в Нью-Йорк, а злодеем выступил Бэйн.

Центральный противник из Бэйна получился так себе, зато неловкие драки бэт-семьи и зеленых братьев чисто для галочки во второй части сменились забавными приятельскими подколками.

Но дружеская стычка Рафа и Дэмиена все равно остаётся чистым золотом.

Комикс заметно отталкивается от культового «Knightfall», где Темному рыцарю сломали позвоночник: история оттуда берет не только отсылки, но и моральную дилемму. Стоит ли использовать «Веном» Бэйна, чтобы стать сильнее и взамен превратиться в монстра? Только один из Черепашек привык к подобным непростым решениям.

Может быть, на выбор Донателло повлияло фиаско с Металлхэлом или встреча с собой из мрачного будущего, но именно он соглашается на жертву – очень в духе отчаянного Донни.

Какая ирония, что в комиксе DC битву против главной угрозы можно закончить, просто объединив силы Шреддера, Сплинтера и Бэтмена – в континьюти Черепашек за такой альянс последовала бы неминуемая расплата.

«Kingdom of Rats»

«TMNT» #81-85

  • Рисунок: Дэйв Уочтер, Брэм Ревел

Манхэттен сильно пострадал после атаки трицератонов, и Крысиный Король немедля воспользовался разрухой. Как сотни лет назад, во власти трикстера оказались беззащитные дети – кто поможет Черепашкам справиться с коварным противником?

Только другой член Пантеона! В очередной раз братья заваливаются к Жабьему Барону, только теперь они обращаются к нему за советом.

Сходство Вечных и Пантеона становится сильнее с каждым выпуском. Дело совершенно не в зале с проходами или характерах, а в идеях, связанных с обеими семьями.

Как бы силен ни был Пантеон, бессмертные заперты в своих ролях: Ака обязана быть милосердной и всепрощающей, Манмот обязан продолжать вечную охоту, а Крысиный Король – купаться в хаосе и анархии. Черепашки-Ниндзя же способны отойти от предназначенного пути, потому их гибкость побеждает яростный напор мамонта и уловки крысолова-обманщика. Но и это не их главный козырь — Боевая Четверка работает как команда, пока Пантеон разделен внутренними распрями.

Не только Пантеон любить играть, и количество фигур в партиях стремительно растет. По этой причине «Королевство Крыс» очень насыщенно событиями.

Стокман продолжает набирать рейтинг популярности, все сильнее очаровывая публику ради избрания мэром Нью-Йорка. Ради поддержания имиджа уважаемого ученого и спасения своей шкуры он легко сдает «союзников» Бишопу.

А Кейси налаживает отношение с отцом и начинает чувствовать симпатию к Дженнике. Но сохранится ли идиллия, когда придется выбирать между Драконами, Черепашками и семьей?

С этой арки Дэйв Уочтер принял на себя роль главного художника онгоинга. Как мне кажется, главное его преимущество – способность уместить на страницу массу событий, персонажей и деталей. Стиль Дейва гораздо спокойнее, чем у Сантолоко или Бейтса, зато выигрывает в компактности. Особенно приятно, когда в рисунке встречаются настоящие жемчужины вроде забавной отрисовки ноющего Рафа во время визита к жабам, но пропустить подобные моменты очень легко – местами минимализм превращается в перенасыщенность.

На фоне арта Уочтера плоский стиль Ревела в одиночном выпуске-послесловии к арке выглядит еще более непривычным, чем обычно.

Кожеголовому не дает покоя его скверный характер, а также видения погибшего Крэнга. Чуть-чуть криповый выпуск, заставляющий пожалеть бедную рептилию.

Но и подобный рисунок – это далеко не предел падения. Или Возвышения?

«Rise of Teenage Mutant Ninja Turtles» (у нас локализован как «Эволюция Черепашек-Ниндзя») – новый мультсериал Никелодеона, который стартовал в июле 2018 года. И на бумаге его идея выглядела запредельно круто.

Боевая Четверка раскрывает мистические тайны и сталкивается с новыми сверхъестественными врагами. Кроме того, новым лидером команды стал Раф, а все Черепахи получили магическое оружие. Вот только проблема была в том, что вышел проект на Никелодеоне.

«Черепашки» 2012 года долгое время выгодно смотрелись в параде вывернутых уродов Никелодеона и его стремных лайв-экшен ситкомов. Но уже в новом шоу несоответствие «поправили» – теперь это вырвиглазное зрелище в духе «Хлебоуток».

Еще на стадии анонса новый арт встретили прохладно, но так с ребутами культовых франшиз бывает почти всегда. «Утиные истории» тоже обвиняли в оскорблении детства и других грехах, пока они не утерли нос всем хейтерам. Может, за кривоватым дизайном скрывался захватывающий сюжет?

Увы, никаких прорывных идей мультсериал не предложил, а обещанные «мистические секреты Нью-Йорка» в итоге оказались карнавалом «монстров недели» без капли интриги.

Особенно больно было видеть знакомых персонажей такими стремными, да и новый главный злодей Барон Драксум уважения не внушал.

Хотя это достаточно мило, что новая Кейси выглядела как безумная дочка комиксных Джонса и Дженники.

Сложно назвать этот мультсериал эволюцией – версия IDW опять одерживает верх.

«TMNT Universe: The Coming Doom»

К семье Черепашек приближается неумолимый рок, а к онгоингу «Вселенная» – скорое закрытие из-за низких продаж. В целом, комикс «стрелял» через раз, чередуя проходные номера с великолепными экспериментами, но все равно он мне кажется перспективным местом для знакомства с новыми персонажам. К тому же, в отличие от лимиток он был достаточно гибким, чтобы отводить на короткие истории по пару выпусков, а крупным сюжетам уделять больше времени.

Напоследок нас ждет тим-ап Мондо Гекко и Майки, размышления Леонардо и пара эффектных зарисовок.

«TMNTU #23-24»: «…And Out Came the Reptiles»

  • Сценарий: Райан Феррьер
  • Рисунок: Пабло Туника

Мутагеновый Человек (вернее сказать, что от него осталось) после вторжения Бишопа готовится умирать, однако Мондо не согласен смириться с близкой кончиной друга – в поисках лекарства он вместе с Майки пробирается на базу Сил Обороны Земли.

Рисунок Пабло Туника вновь вынуждает вглядываться в кривое зеркало: все персонажи превратились в утрированные копии себя. Кроме того, за резким рисунком можно разглядеть такие сложные темы, как оправданность эвтаназии и контроль эмоций, пусть поднимаются они вскользь.

Отдельный лайк за сердитого жирдяя Беса и ушастого Бишопа.

Бэк-ап «TMNTU» #23: «Nobody Cares»

  • Сценарий: Рич Дуэк
  • Рисунок: Брэм Ревел

Короткая стычка Зоди и Никто – возможно, она еще станет заделом на будущее.

Бэк-ап «TMNTU» #24: «Life at Sea»

  • Сценарий: Рич Дуэк
  • Рисунок: Бастер Муди

Оказывается, у Пита глубокая фантазия и скрытая любовь к морю…

«TMNTU» #25: «Spirit Walk»

  • Сценарий: Янн Флин
  • Рисунок: Нельсон Дэниел

Лео ищет ответы в тонком мире: встречает тануки по имени Дан, водит Кицунэ за нос и обретает уверенность в своих силах.

Возможно, вы знаете, что в японской мифологии тануки и кицунэ – заклятые соперники, которые соревнуются в обмане человека. Только если лисица хитра и коварна, барсука подводит неуклюжесть и глупость, потому над ним насмехаются даже простые смертные. В последнем выпуске онгоинга их противостояние несколько переиначено: тануки помогает Леонардо советом, пока ведьма плетет вокруг Черепашки чары страха.

Кстати, если верить фанатским теориям, Дан воплощает Древнего из мультсериала. Был такой вредный дед, обучавший Хамато Йоши и Лео.

Особенно символичными выглядят рассуждения Дана о конце и начале вещей. Их можно было бы посчитать формальной «мудростью из печенья с предсказаниями», если бы они так красиво не резонировали с природой Черепашек.

Нам кажется, что ничто в этом мире не вечно, однако на самом деле истоки и завершения существует лишь в нашем представлении – все лишь меняет свою форму, перетекая из одной сущности в другую. История Черепашек прерывалась множество раз – и каждый раз продолжалась в новом воплощении. Также и с комиксом: хоть это последней выпуск «Вселенной», ее наследие продолжает жить в других историях.

«Battle Lines»

«TMNT» #86-88

  • Рисунок: Дэйв Уочтер

Агент Бишоп вторгается на Бёрноу. Трицератонам придется работать вместе с утромами, чтобы защититься от армии людей…

Черепашки ощутимо устали от тяжелых битв. Пришельцы и боги, разборки с бандитами и конфликт с отцом – братья всерьез обдумывают возможность не вмешиваться хотя бы в этот раз. Но как они могут остаться в стороне, когда их друг Слэш все еще в руках Бишопа?

Боевые действия опять отступили на второй план, ведь куда важнее перемены «в тылу» сторон. Утромов ждет серьезный передел власти – в сложные времена миролюбивая ученая Ма’риэлль не способна вести утромов к победе…

… в отличие от своего воинственного брата Ч’релла!

Лучший Шреддер мультсериала 2003 года – беспощадный утром-изгой, столетиями строивший криминальную империю, обрел воплощение и на страницах комикса. Пока «второй Крэнг» выглядит более расчетливым, чем погибший генерал, но кто знает, что будет дальше?

Другой важный момент – мы понимаем, почему Бишоп так ненавидит инопланетян и мутантов. Может, потому что пытается доказать, что достоин называться человеком, а не чудовищем?

И концовка… Это одна из первых смертей в финальных выпусках решающего акта. Жестокая и несправедливая развязка, которую никто не заслужил.

«TMNT Macro-Series»

«Вселенная» закрылась, но одного онгоинга все еще не хватало, поэтому вернулся формат лимиток-ответвлений. Точнее сказать, откатился к истокам.

Макро-серия – наследница микро-серии, с которой началось раскрытие характеров новых Черепашек. Но Боевая Четвёрка успела подрасти во всех смыслах – вместе с ними ваншоты увеличились до двойного размера. Да и события в них происходят настолько важные, что мне кажется очень странным их отделение от основного онгоинга.

Ранее микровыпуски демонстрировали будничные приключения каждого брата, но теперь они, наоборот, оказываются в максимально некомфортных для себя условиях и испытывают свои панцири на прочность. Пожалуй, исключением стал только Леонардо, но он всегда стоит особняком.

«Donatello» oт Пола Аллора и Брэма Ревела

Однажды Дон не смог помочь Металлхэду – теперь он оступается снова, уже бесповоротно.

Металлхэд сознательно отказался от чувств, потому что никогда бы не смог стать по-настоящему живым, и все же был крохотный шанс его вернуть. Увы, гениальность Донни помешала ему разглядеть такую мизерную вероятность.

«Michelangelo» от Яна Флинна и Майкла Диалинаса

Клан Фут принимает спасенных Черепашками сирот, но Сплинтер намерен вырастить из них новых ниндзя-убийц. Майки осмеливается перечить воле отца и бросает ему вызов.

Как говорится, нужно иметь смелость, чтобы противостоять друзьям, но еще больше отваги ради сражения со своей семьей. Вроде бы примерно так. Кто бы мог подумать, что добряк Майк будет наравне сражаться со своим отцом? Один из самых напряженных моментов во всем комиксе и для Хамато Йоши, и для его сына.

«Leonardo» от Софи Кэмпбелл

Путешествие в подсознание? Конечно, путешествие в подсознание, это же Лео!

Медитации и драки один на один превратились в клише, замыкающим Леонардо в ряд однотипных сюжетов. Несмотря на это, столкновение Черепашки и Койи стало важным событием для обоих мутантов. Лео отказывается идти по простому пути и делить мир на черное и белое. Койя сдерживает ярость, потому что злоба ведет в никуда.

По решению Лео, возвращение Карай должно стать мирной передачей власти над Футами в ее руки. И это можно посчитать мудрым выбором… если не знать, к чему он приведет.

«Raphael» от Кевина Истмена и Бена Бишопа

Красивый оммаж на «Оружие Икс» Барри Виндзора-Смита, но история не ограничивается только данью уважения классике.

Главным испытанием для Рафаэля становится не побег из лаборатории, а разговор о своих чувствах. Истоки ярости Рафаэля лежат в его желании остаться одному – однако и стремление к одиночеству может стать для него ловушкой, если он останется один навсегда.

Отдельно отмечу, что сравнительно много времени авторы комикса уделили матери Черепашек. Пусть ее образ и схематичен, доброта Танг Шен стала для сыновей таким же путеводным ориентиром, как более жесткий нрав Сплинтера.

«Prepare for War»

TMNT #89-92

  • Рисунок: Майкл Диалинас

Кстати, у этих выпусков не было названия, поэтому я придумал его сам. Не благодарите.

Подготовке к войне предшествовал праздничный 89 выпуск.

Если предыдущее Рождество казалось передышкой между сложными и испытаниями, то в этом празднике Черепашки полностью раздавлены потерей. Однако герои истории не они – мастера Сплинтера посещает три духа Рождества, которые покажут ему прошлое, настоящее и будущее…

«Рождественскую песнь» Чарльза Диккенса адаптировали в куче разных произведений: уж очень мощный эффект производит переосмысление ценностей накануне праздника.

Добрая Ака помогает Сплинтеру понять, что хорошее нужно видеть не только в других, но и себе самом…

Жирнорадостный Жизнерадостный Жабий Барон раскрывает очевидную истину, как важно быть вместе с семьей…

А молчаливый Готано демонстрирует итог нынешнего пути Сплинтера – смерть от руки сыновей.

Классный выпуск, еще раз подчеркивающий, что Хамато Йоши – один из самых удачно раскрытых персонажей комикса.

Мы подобрались к 2019 году – с момента перезапуска комикса прошло более семи лет. Мир «Черепашек» давно стал больше, чем борьба зеленых подростков против злых ниндзя, и сейчас пришло время для кульминации саги.

Банда Карай вернулась в Нью-Йорк и собирается заявить права на клан Фут. К ее удивлению, Сплинтер легко соглашается на передачу власть, так как устал от постоянного конфликта с сыновьями и желает только покоя.

Последние моменты затишья перед надвигающейся бурей. Пока легкое напряжение между монстрами и Черепашками разрешается безобидными шуточками: например, Майк мило шутит, что Бладжеон напоминает ему Сорвиголову, и даже стычка Рафаэля и Очо ничуть не пугает.

Пока дело не доходит до детей.

Как и Сплинтер ранее, Карай собирается воспитать из сирот новых воинов Фут – и сейчас уже Хамато Йоши становится на защиту своих воспитанников. Но Карай движет не только чувство мести – за ней стоит Кицунэ, мечтающая о возвращении отца, Великого Дракона…

Таково начало Войны в городе.

«Batman/TMNT III»

Но перед последней битвой нам нужно закрыть пару хвостов.

  • Сюжет: Джеймс Тайнион IV
  • Рисунок: Фредди Уилльямс II

В первой части бэт-кроссовера Тайнион и Уилльямс прошлись по самым фансервисным моментам, во второй – по более мрачным уголкам обоих миров, а для третьей приберегли масштабный финал – Панцирный Кризис!

Бэтмен и четверка Робинов-Черепах защищают Готэм от преступного клана Улыбки. Но однажды в жизнь героев вмешивается черно-белый гость из другой Вселенной…

То ли авторы иронизируют над хаотичными попытками редакции DC переписать Вселенную, то ли просто хотят громко закончить трилогию – это самая сумбурная из всех встреч бэт-семьи и Боевой Четверки.

В ивентах с переписыванием статуса-кво всегда интереснее наблюдать за необычными переделками знакомых героев, чем за попытками уместить возвращение родного мира в три выпуска. Потому лучше обратим внимание на пару интересных деталей, связанных с гибридами.

Забавно, что Джокер косплеит скорее не Ороку Саки, а другого крутого персонажа.

Суперкрутой Ниндзя из мультсериала 2003 года – воин, искавший схватки со Шреддером, но потерпевший поражение от катаны Лео. Полноценно его в IDW таки не представили, разве что в виде маски Сплинтера из 21 выпуска про тренировку с сюрпризом. Возможно, Тайнион или Уилльямс просто фанатеют от этого антигероя, как и я, поэтому решили восстановить справедливость. Или это просто совпадение?

Но особенно моего внутреннего нерда задело распределение Робинов – я вообще не согласен с авторами комикса. Ок, Лео-Найтвинг выглядит абсолютно закомерно, но я бы перетасовал их мэшапы Рафа с Джейсоном Тоддом (агрессивный характер), Майки с Дэмиеном Уэйном (оба младшие) и Донни с Тимом Дрейком (что их вообще объединяет, посох?).

Мне кажется, Доннателло должен стать Колпаком: во-первых, он успел трагически «умереть», во-вторых, ему сложнее всего дается борьба с внутренними демонами. Дон все еще мучается с паранойей, Рафаэль же свои вопросы с характером примерно уладил –  так что ему предназначена роль задиры Дэмиена. У них же была такая крутая химия при встрече! А жизнерадостному Майки подойдет Тим как самый позитивный из четверки.

Подводя итог бэт-кроссоверам: золото получает вторая часть с Бэйном, серебро – первая встреча двух семей, на дне валяется суета с Антимонитором-Крэнгом, а безоговорочное гран-при уходит приключению с Черепашками Никелодеона. Даже жалко, что все они оказались за пределами канона.

Но если вам захотелось еще, то не беда – в 2019 году вышел полнометражный мультфильм «Бэтмен против Черепашек-ниндзя». Это адаптация первого кроссовера, но с некоторыми изменениями: например, из сюжета пропали порталы, то есть Черепашки и Готэм стали спокойно существовать в одном мире. Лично я получил от мульта шквал позитивных эмоций – взяв «тесто» из историй Тайниона, его от души приправили юморным соусом Никелодеона и разнообразили начинкой из крутейших готэмских злодеев. Подробнее о мультфильме лучше почитайте в отдельной рецензии.

«Teenage Mutant Ninja Turtles: IDW 20 / 20»

  • Сценарий: Пол Аллор
  • Рисунок: Нельсон Дэниел

Неожиданно, но именно этот выпуск стал лучшей историей в коллективных ивентах IDW, где успели поучаствовать Черепашки.

«IDW 20 / 20» знаменовал двадцатилетнюю годовщину издательства! Но вместо стандартного кроссовера авторам дали выбор: заглянуть в прошлое своих героев на двадцать лет назад или представить, что произойдет спустя два десятилетия.

Ранее мы уже читали о мрачном мире, где правили Шреддер и Крэнг. Видели кошмар Сплинтера о дне, когда сыновьям придется убить обезумевшего отца. Но сейчас перед нами один из самых интригующих и искренних взглядов на альтернативное будущее Черепашек.

Через двадцать лет численность утромов возросла настолько, что они всерьез угрожают вытеснить людей. Началась ожесточенная война, и Боевая Четверка оказалась на передовой!

Стандартный шаблон о распаде команды и ее героическом воссоединении или же мрачный упадок в духе «Старике Логана» не сработал бы так хорошо, как предложенный вариант. Пусть Черепахи давно уже не подростки, они все еще полны сил, и самое главное – это абсолютно те же самые персонажи, с которыми мы прошли две сотни номеров.

Лео окончательно ушел в духовные практики и стал отрешенным от обычного мира, Раф обучился боевой тактике и вырастил из Пепперони настоящего боевого трицератопса, а планы Донни достигли высшего уровня сложности. Главный сюрприз – Майки стал лидером команды! Именно его жизнелюбие оказалось для Четверки спасательным кругом в трудные времена.

Ваншот не отвечает на вопрос об исходе войны, но дает мощную надежду, что даже спустя двадцать лет братья не отступятся от своих принципов и останутся такими же классными ребятами, только повзрослевшими.

И отдельно я бы хотел выделить Пола Аллора. Не всего его сюжеты были одинаково хороши, однако он разнообразно помогал развивать мир Черепашек-Ниндзя в побочных сюжетах, оставаясь в тени.

Раз уж комикс опередил события, то и я себе позволю.

В ноябре 2019 года начал выходить второй сезон «Эволюции». Он попытался исправить ошибки первого, и даже вернул демонического Шреддера в качестве главного противника, но было уже поздно. Рейтинги мультсериала пробили дно, количество серий в последнем сезоне сократили с 26 до 13, а финальные эпизоды и вовсе сняли с вещания и начали выкладывать на сайте канала.

Однако на закрытии шоу история мистических Черепашек не закончилась – в 2022 году должен выйти полнометражный фильм, посвященный битве Четверки против Крэнга. Заметного интереса у публики он не вызвал, но сейчас остается буквально единственным анимационным проектом о Черепашках на ближайший год.

Что же, остается только ждать ребут от Сета Рогена в 2023-м.

Получается, что комикс оказался долговечнее целых трех перезапусков: двух мультсериалов и кинофраншизы Бэя! Впечатляющий результат.

Это последняя остановка перед финальной миссией Черепашек. Следуйте дальше, если закрыли все ветки и готовы увидеть финал!

«City at War»

FCBD «Casualty of War» + «TMNT» #93-100

  • Рисунок: Дэйв Уочтер

Вот и оно – грандиозное сражение, которое грозит изменить судьбы всех персонажей Вселенной Черепашек…

По ходу «Войны в городе» произошло огромное количество резких сюжетных поворотов, и разбирать их всех смысла не вижу. Если вы прочитали более четырех тысяч страниц комикса, то вполне можете осилить и развязку событий – я же хочу сосредоточиться на обрамлении Войны.

Дженника получила смертельную рану, и Черепашкам пришлось перелить девушке свою кровь – теперь в команде появилась пятая Черепашка!

Прошлое. Забавно, что ключевые элементы эпика были вытянуты авторами комикса с очень сомнительных страниц черепашьей истории.

Еще в 90-х странный игровой сериал «Черепашки-ниндзя: Новая мутация» рискнул ввести пятую участницу панцирной команды. Ей стала Венера, разлученная с братьями в детстве и воспитанная китайским шиноби. По ходу сериала Четверка училась работать с незнакомкой сообща, а противостоял им…

Лорд Дракон, желающий захватить мир! Никого не напоминает?

Именно поэтому «Война в городе», как и весь онгоинг IDW, стала ультимативной версией Черепашек. Не так сложно адаптировать лучшие сюжеты, немного перетасовав детали, – намного сложнее давать вторую жизнь всяким сомнительным «Сагам о клонах» и улучшать их для новых читателей. Но насколько оправданной получилась идея ввести пятую Черепашку поговорим следующий раз, а пока переходим к настоящему.

Вспомните, какой была «Осада Технодрома», – динамичной схваткой на четыре стороны, где у всех игроков были свои цели и методы. «Война в городе» легко ее превосходит, ведь в ней отношения между враждующими лагерями напоминают беспокойное змеиное гнездо: Черепашки, группировка Карай, клан Фут Сплинтера, Мутанималы, корпорация Налл, штаб Стокмана, Пурпурные Драконы, Силы Обороны Земли Бишопа, Пантеон… И это совершенно точно не прочные союзы, выступающие исключительно за зло или добро. Металлхэд использует Бишопа для своих планов, Крысиный Король плетет интриги за спиной Кицунэ, а Бес, наплевав на мнение соратников, совершает поступок, навсегда меняющий будущее.

Нам не раз успели показать намеки на целый город мутантов, и они становятся реальностью – после взрыва мутагенной бомбы Беса их количество возрастет в разы.

Превращение Манхэттена в гетто для мутантов кардинально изменит жизнь Черепашек. Им больше не нужно будет прятаться от общества? Они смогут выйти из тени и стать настоящими героями города? Или же взрывная мутация рост превратит зверолюдей в изгоев?

Остался лишь 100 выпуск, но и сейчас нам необходимо сделать крюк в нашем пути.

«Shredder in Hell»

  • Сценарий и рисунок: Матеус Сантолоко

Матеус не просто так выпал из онгоинга.

После смерти Ороку Саки попал в Ад, где его ждет встреча со своей внутренней тьмой. Но что она принесет за собой? Искупление или новый виток гнева?

«Шреддер в Аду» не просто так по хронологии предшествует сотому выпуску. Завораживающий рисунок Сантолоко легко бы превратил эпопею о возвращении Шреддера в красочный марафон битв – серия все равно бы осталась великолепной. Но вместо легкого пути история пошла по тернистой тропе и стала легендой, объясняющей космогонию Вселенной.

В чем было легко совершить ошибку? Заменить историю о любви, дружбе, мужестве и самопожертвовании на битву неуязвимых богов. Сказать, что вся круговерть затевалась лишь ради столкновения космических сущностей, а персонажи были пешками на их доске.

Но это не путь «Черепашек».

Амбициозная попытка поднять ставки до вселенских масштабов так бы и осталась попыткой, если бы в ней не воплотилась философия, основанная на том, что мы пережили с персонажами.  История о порядке и хаосе. О свободе выбора для смертных и предопределенной судьбе богов. О балансе между ненавистью и состраданием.

Мы обязаны расплачиваться за свои поступки, но всегда можем получить еще один шанс – сквозная идея, связавшая кредо наших героев и злодеев, фундаментальный закон черепашьего мира и смысл существования самого комикса.

«Teenage Mutant Ninja Turtles» #100

За последний выпуск многое произошло.

Приближение к финалу выкосило почти десяток персонажей. Черепашки успели поссориться, помириться и вновь доказать, что они идут верной тропой. Шреддер должен был стать ключом к возвращению Дракона, но предпочел стать Фениксом.

Но не это главные события сотого выпуска…

… а смерть Сплинтера.

В конце концов, это идеальное завершение пути для человека, видевшего смерть своих детей, – помочь им найти свое место в мире. Да и стоит ли это называть концом, когда мы знаем о природе вечного круговорота жизней?

В первой части гайда я предположил, что Хамато Йоши получился настолько интересным персонажем, потому что Том Вальц смотрел на него с позиции себя – как на отца, воспитывающего сыновей.

Теперь Сплинтер покинул мир, а вместе с ним и Том оставил место главного автора черепашьей Вселенной.

Но о новых авторах мы поговорим в следующий раз. Пока что – следующая часть порядка чтения!

«TMNT: The IDW Collection» Volume 11

«TMNT Universe» #16-17, «TMNT» #76-77, «TMNT Universe» #18, «TMNT» #78, «TMNT Universe» #21 (бэк-ап), «TMNT» #79-80, «TMNT Universe» #21-22, «TMNT Universe» #23 (бэк-ап), «Batman/TMNT II» #1-6 (мини-серия в сборник не входит), «TMNT» #81-84, «TMNT Macro-Series: Donatello»

«TMNT: The IDW Collection» Volume 12

«TMNT Macro-Series: Michelangelo», «TMNT Universe» #23-24, «TMNT» #85, «TMNT Universe» #25, «Batman/TMNT III» #1-6 (мини-серия в сборник не входит), «TMNT» #86-88, «Bebop and Rocksteady: Hit the Road» #1-5, «TMNT Macro-Series: Leonardo», «TMNT» #89, «TMNT: IDW 20 / 20» (ваншот в сборник не входит)

«TMNT: The IDW Collection» Volume 13

«TMNT Macro-Series: Raphael», «TMNT» #90-93, «FCBD 2019», «TMNT» #90-99, «Shredder in Hell» #1-5, «TMNT» #100

Впереди нас ждет новая эра для комикса, более спорная и непривычная, но эти восемь лет приключений навсегда останутся в сердцах фанатах великой историей о Боевой Четверке.

Черепашья Сила!

Комментарии