Черепашки-Ниндзя! Гайд по чтению комикса «Teenage Mutant Ninja Turtles» от IDW. Часть 5

3 098

Черепашки Эпохи Перерождения – теперь впятером!

Раз!

Два!

Три!

Четыре!

И пять – перед вами завершающая часть Черепашьего Марафона.

В 2011 году Том Вальц, Кевин Истмен и Бобби Кёрноу успешно перезапустили Вселенную Подростков Мутантов Ниндзя Черепашек – и когда основной онгоинг достиг триумфального сотого выпуска, Том с Кевином от управления комиксом перешли лишь к творческому консультированию.

Дорога до 100 выпуска была длинной.

Даже для самых талантливых авторов восемь лет непрерывной работы становится сложным испытанием, к тому же, черепашьим комиксам всегда необходимо новое видение.

Руководство серией перешло к давней фанатке Боевой Четверки, успевшей создать несколько замечательных историй и в качестве художницы, и сценаристки – Софи Кэмпбелл. В 2020 году ее назначение казалось подарком для поклонников франшизы: теперь комикс будет создавать человек, с детства мечтавший писать о Черепашках. Но, как обычно бывает, бойтесь своих желаний – они имеют привычку сбываться.

«The Monsters Within»

«TMNT» Annual 2020

  • Сюжет: Том Вальц
  • Рисунок: Адам Горэм

Рану Кэмпбелл предшествует еще одна история от Вальца.

Крысиный Король наблюдает за сложившимся хаосом: Черепашки подавлены смертью Сплинтера, Ороку Саки с Кицунэ передали клан Фут в руки Карай, а по канализации шныряет обезумевший Кожеголовый…

Ежегодник посвятили краткому рекапу самых важных событий и уточнению статусов-кво. Трикстер осознанно не трогает свои «фигуры», а лишь поправляет перед следующей партией – за исключением неожиданной находки в виде возвращения Крэнга!

Теперь мы понимаем, почему в экзокостюмах утромы располагаются в районе живота. Это не просто раса склизких мозгов – паразитами оказались паразитами, способными проедать врагов изнутри!

По-хорошему шокирующее раскрытие лора, но стоит отметить, что похожая идея была еще у авторов мультсериала 2003 года. В отмененном втором сезоне про 2105 год должен был появиться ТриШреддатрон.

На ледяном астероиде Трицератоны обнаружили бы Ч’релла, и преступник узурпировал бы тело ящера. Изначально планировалось, что утром будет управлять носителем из живота, но Питер Лэрд, предложил перенести его на лицо, как спору Старро.

А еще два противника, вынужденных делить одно тело, сразу заставляют вспомнить жуткого Суперкрутого Драко.

По-хорошему, ежегодник стоит считать необязательным филлером, но дает шанс понаблюдать за невольным союзом бедного Кожеголового и Крэнга в действии.

Жаль, что вместо постоянной колористки серии Ронды Паттисон цветами занимались другие люди, из-за чего были допущены странные ошибки: плащ Шреддера вдруг сменил цвет с красного на олдскульный фиолетовый, а Крэнг на некоторых панелях позеленел.

Следующая остановка – фурри-таун.

«From the Ashes»

«TMNT» #101-105

  • Сюжет и рисунок: Софи Кэмпбелл

Новая эра черепашьих комиксов получила подзаголовок «Reborn», что недвусмысленно намекало на кардинальные перемены.

С момента смерти Сплинтера прошло полгода. Мэр Стокман приказывает выстроить стену вокруг квартала, подвергшегося мутации – теперь это гетто под названием Мутант-Таун.  Черепашки же разделились: Раф с Пеперони патрулирует улицы в качестве линчевателя, Лео отказался от роли лидера и выращивает цветы, подавленный Майки заботится о котенке Кланке, Дженника ищет себя, а Донни пытается написать книгу.

Но вскоре клан снова соберется вместе: квартал зверолюдей страдает от жестокости полиции Беса, а еще пропал питомец Микеланджело…

Итак, Черепашкам больше не нужно прятаться, ведь они одни из многих мутантов-отщепенцев. Разве что, им наконец приходится носить одежду, но с ролью Воинов Тени можно попрощаться – теперь это Дружелюбные Соседи, спасающие беззащитных горожан-кроликов от грабителей-крокодилов. Если призадуматься, похожую атмосферу можно было найти в «Fast Forward», где Боевая Четверка легко сливалась с пестрой толпой Нью-Йорка 2105 года: хотя этот сезон и не очень любят фанаты, нельзя не признать, как сильно он разнообразил стандартные драки с ниндзя в ночном городе. И в отсутствии разнообразия новую эпоху комиксов точно нельзя упрекнуть.

Софи Кэмпбелл с детства увлекалась черепашьими комиксами, фигурками и мультфильмами, а также книгой для настольной ролевой игры «TMNT & Other Strangeness» от Palladium.

Поэтому смена источника вдохновения очень хорошо ощущается: Том Вальц знакомился с мультсериалом 2003 года, смотрев его с детьми, потому в его комиксе такую важную роль играл Сплинтер – Софи Кэмпбелл же воспринимала Черепашек не как трудных детей, а как шумную компанию друзей.

Большинство идей для создания новых персонажей Софи черпала именно из старой РПГ, где можно было создать своего собственного мутанта…

…а также из своего собственного фан-комикса «Secrets of the Ooze»! Фактически Софи нарисовала фанфик по мотивам фильма «Черепашки-ниндзя II: Тайна изумрудного зелья», а еще там впервые появилась Черепашка-девочка с желтым гримом… Артемизия.

Кстати, фан-произведений про Черепашек-ниндзя так много, что у них даже есть своя собственная вики!

Что до других новых мутантов:

Новая подруга Черепашек, саламандра Мона Лиза, пришла из мультсериала 1987-го года. Громилы на службе у Мутанималов, утконос Паггл и дикобраз Даймонд, были перенесены из иллюстраций к ролевой игре. А вот бойфренд Паггла Бандит – скорее всего, отсылка к Брэдли Куперу просто вредный енот.

Так выглядели черно-белые монстры изначально.

Белая черепашка Лита будто сошла с фан-арта Софи, трио хорьков, сбежавших от Беса (Занна, Зинк, Гриб), – из набросков к РПГ.

А рокер Шиина Мерфи, ставшая любовным интересом Дженни, – конечно же, плод фантазий Кэмпбелл.

И только малыш Кланк – гость из старых миражевских номеров.

С каждым выпуском появлялись новые персонажи, но не потерялись ли среди них сами Черепашки?

Распад черепашьей семьи и их попытка жить своей жизнью во многом напоминают полнометражный мультфильм 2007 года, где также показали разделение Четверки: Лео стал защитником людей в джунглях, Майки – детским клоуном, Раф – мстителем-одиночкой, а Дон занялся компьютерами. Но после воссоединения они все снова становятся ниндзя.

В комиксе тоже происходит «починка» семьи, однако братья постепенно приходят к выводу, что каждому больше нравится заниматься своим любимым делом. Им больше необязательно общаться только друг с другом и несколькими друзьями, когда вокруг так много новых мутантов: Донни интереснее зависать с такой же технически подкованной Лизой, Раф встречается с Алопекс, которая официально присоединилась к клану, а Майки нашел себя в заботе о маленьких воспитанниках.

Теперь главным предназначением клана Сплинтера становится не избиение ниндзя, а занятия с учениками в додзё – и это новый символ надежды для Мутант-Тауна.

Изначально первая пятерка выпусков кажется отличным тайм-аутом после кровавой войны за город. Нам представляют новых персонажей, Черепашки пробуют себя в роли наставников, Дженника доказывает, что она необходима для команды, – арк отлично заряжает оптимизмом и, кажется, обещает светлое будущее… Которое не принесет ничего хорошего.

«Jennika»

«TMNT: Jennika» #1-3

  • Сюжет и рисунок: Брэм Рэвел

Так как теперь Дженника – полноправный член семьи, ей необходима большая комплексная предыстория. Брэм Рэвел уже затрагивал ее прошлое в «What is Ninja?» (бэк-апы к «TMNT Universe» #6-9), поэтому он и занялся спин-оффом.

В основном онгоинге Брэм не с лучшей стороны показал себя как художник, когда ему пришлось срочно заканчивать «Вторжение трицератонов» за другим автором, однако в лихорадочном ночном Мутант-Тауне его карикатурный стиль выглядит как влитой.

Где вы еще найдете круглоголовую зубастую Дженнику и кролика-наркомана?

Завязкой спин-оффа стала встреча Дженники с ее бывшим парнем, бросившем девушку, пока они грабили магазин. Саймон превратился в тростниковую крысу, а его подельник Иван – в морбиусоподобную летучую мышь. Дженника не желает иметь дела с предателями, но у них есть наводка на лекарство от мутации…

Если попытаться пересказать сюжет – в жизни Дженники было много крыс, но только одна из них оказалась Сплинтером.

Коротко о дополнительных историях в бэк-апах:

«Time and Again»

  • Сюжет: Ронда Паттисон
  • Рисунок: Джоди Нишиджима

Дженника следует заветам своего сэнсея.

«Wreckreation»

  • Сюжет: Ронда Паттисон
  • Рисунок: Меган Хуанг

Девичник в додзё!

« What If?»

  • Сюжет: Ронда Паттисон
  • Рисунок: Джоди Нишиджима

Дженника размышляет, как бы сложилась ее жизнь, если бы она изначально росла в семье Хамато Йоши.

Я все еще слабо представляю характер Дженни вне черепашьей команды, но бэк-апы для меня описывают героиню намного лучше, чем вся лимитка. Рефлексия об ошибках прошлого + Память о Сплинтере + Дружелюбный характер и умение поддержать друзей + Синдром самозванца = вот из чего для меня сложилась Дженника.

«Life After Death»

«TMNT» #106-108

  • Сюжет: Софи Кэмпбелл и Ронда Паттисон
  • Рисунок: Нельсон Дэниел

Нечто из канализации похищает юных мутантов – загадочным монстром заинтересовались не только Черепашки, но и Стокман…

Кэмпбелл взяла перерыв от арта, и в трехномерной истории ее подменил Нельсон Дэниел, добавивший персонажам мультяшной харизмы. На этом хорошие новости заканчиваются: вслед за приятной вводной экскурсией в Мутант-Таун началась череда филеров.

Нам немного больше рассказывают, как пример Черепашек вдохновляет пугливую Литу становиться храбрее, а Бакстер ворует яйца гигантского угря… Но это не настолько важные события, чтобы посвящать им три выпуска.

И обратите внимание, что в соавторы добавилась колористка Ронда: история принадлежит Кэмпбелл, сценарий – именно Паттисон.

«TMNT» #109-112

  • Сюжет: Софи Кэмпбелл
  • Рисунок: Джоди Нишиджима

Если вы хоть раз читали вебтуны, то легко увидите, что динамику Кэмпбелл перенесла оттуда. Точно такие же кадры, когда герои узнают грустную новость и затем обнимаются. Точно такой же темп, когда любой конфликт разрешается через пару страниц. Если постараться, то можно разрезать выпуски на истории в десяток панелей – только американский формат сингла на двадцать с лишним страниц слабо согласуется с веб-комиксом.

Никому в здравом уме не придет в голову превратить онгоинг про Бэтмена в вебтун, для этого отдельно существует замечательный «Batman: Wayne Family Adventures». И если бы мини-приключения, где Раф устраивает гонки с хряками-байкерами или Майки записывает подкаст, происходили в спин-оффе, то вряд ли бы кто-то возмутился. Но это основной ежемесячный онгоинг – его просто нерационально расходовать на такой бессмысленный слайс-оф-лайф!

Как можно было догадаться по краткому описанию новых героев, в комиксе большую роль начала играть инклюзивность. Жители Мутант-Тауна страдают от тех же проблем, что и меньшинства: с Моной отказываются говорить родители, Шиина цепляется за потерянный человеческий облик и носит парик, Майки задумывается о репрезентации в медиа – мутанты всегда служили метафорой угнетенных, но Кэмпбелл пошла дальше и развила сравнение мутации с принятием своей природы. Сквозной деталью такого подхода стала размытость пола мутантов – как вообще с ходу определить гендер осьминога или лемура?

Кстати о них, еще одни скользкие типы на службе у Мутанималов – Найт и Стоун (потому что головоногие – мастера маскировки). Хотелось бы посмотреть на шпиона-осьминога или наемника-лемура подробнее, но им слишком мало уделяется внимания. И это постоянная проблема: когда нам рассказывают обо всех жителях Мутант-Тауна сразу, то не получается толком рассказать ни о ком.

«Mighty Morphin Power Rangers/Teenage Mutant Ninja Turtles»

«MMPR/TMNT» #1-5

  • Сюжет: Райан Пэррот
  • Рисунок: Саймон ди Мео, Алессио Зонно

Комикс-адаптация одного старого мема.

Как в случае с Бэт-кроссовером, тим-ап с Могучими Рейнджерами в канон не входит. Однако если авторы столкновения с Бэт-семьей пытались сделать Боевую Четверку максимально похожими на IDW, то в этой мини-серии участвуют некие дефолтные Черепашки. Сильнее всего их мир напоминает старый мультсериал.

Увы, и приключения в Готэме, и охота на призраков вместе с Гоустабастерами, и краткий визит в мир Усаги на голову выше дежурного кроссовера с Рейнджерами. Кроме самого банального фансервиса предложить больше нечего:

Черепашки и Эйприл переодеваются в разноцветные костюмы, а могучие подростки – в ниндзя.

Шреддер заполучил силу Зеленого Рейнджера, и клан Фут создает альянс с Ритой Репульсой.

Мегазорд-Металлхэд дерется с гигантскими Бибопом и Рокстеди. Еще из приятных мелочей: Эйприл в желтом комбинезоне, пара шуток про нелепые костюмы и совместное поедание пиццы в конце.

Даже рисунок не сильно впечатляет: великолепный художник Фредди Уильямс II на время смог вырваться из плена кроссоверов… только чтобы угодить в создание «Godzilla vs. The Mighty Morphin Power Rangers».

На самом деле, сейчас про Рейнджеров выходят неплохие комиксы – классно, что лор еще одной любимой франшизы стараются развивать.

«Time After Time»

«TMNT» #113-117

  • Сюжет и рисунок: Софи Кэмпбелл

Из 79-го измерения прибывает новая хранительница времени… взрослая Лита! Ей нужно предупредить клан Сплинтера, что будущее под угрозой: между мутантами и Футами вспыхнет война, если Черепашки не предотвратят два события…

Дни черепашьего будущего! Точкой невозврата становятся новые мутанты, выращенные Бесом и предназначенные стать солдатами Карай, – грифовая черепаха Токка и большой злой белый волк Разар. Возможно,вы помните эту парочку по второму полнометражному фильму или «Черепашкам Навсегда», но здесь они исполнены в моем любимом концепте «наивный ребенок, наделенный чудовищной силой».

Может, сюжет у Кэмпбелл получается так себе, но рисовать милых монстров – точно ее предназначение.

Чтобы отменить темный таймлайн, клану Сплинтера нужно мирным путем отобрать «малышей» у Бибопа и Рокстеди… с помощью музыкального баттла!

Главным сюрпризом оказывается то, что музыкантов для новой группы Черепашки выбирают не из приятелей, а из бывших соперников: к «Created in Darkness» присоединяются дикобраз Даймонд, токсичная лягушка Джей, кабан Бивень, касатка Джо и даже Койя!

Достойное продолжение идей Наруто…ой, то есть Хамато Йоши – прощать врагов и давать им еще один шанс. К тому же, сбор рок-группы придает смысл предыдущим филлерным историям с участием этих персонажей.

Также музыкальное противостояние заставляет обратить внимание на того, кто часто остается в тени художника и сценариста – леттерера! Как Ронда Паттисон все это время занималась цветами черепашьих комиксов, так и за проработку шрифтов отвечал один человек – Шон Ли.

Речитатив от Рафа и вокал Эйприл – в этих выпусках ему нашлось, где разгуляться.

А как еще изобразить музыку в комиксах? Можно пойти по примеру Брайана Ли О’Мэлли: в «Скотте Пилигриме» песни отражались в эмоциях слушателей…

…а в «Юных Мстителях» Кирона Гиллена и Джейми Маккелви, читатели буквально получали от авторов саундтрек, задающий нужный настрой.

В другом комиксе с рисунком Кэмпбелл «Jem and the Holograms» выступление превратилось в яркое светошоу (на этот комикс даже есть отсылка в «Черепашках»).

Сейчас же Софи выбрала более образный подход: гитарные рифы воплощаются в виде искаженных разноцветных монстров, изображая боль героев.

По-моему, тоже довольно креативно.

Только жаль, что обещанной рок-дуэли двух групп так и не случилось, потому что… Не знаю почему, возможно, Софи оказались интереснее тайм-тревеллинг.

Сама по себе идея завязать судьбу будущего на мелочах, вроде поисков Кланка или концерта, выглядит довольно неплохо, если бы не попытка усидеть на двух стульях. Лита прибывает, чтобы помочь Дженнике собрать группу – замечательно, на этом можно было бы остановиться, но вместе с тем, Лита еще отговаривает черепашку от мести Карай. Получается, и концерт меркнет на фоне более важного события, и разговор Дженни с бывшей противницей смазывается в суете вокруг музыки. Да и вообще я бы убрал путешествия во времени, чтобы не перегружать сценарий.

Итогом арки стала идиллическая картина исправленного «завтра».

Кажется, мы получим еще больше Черепах.

На протяжении более двух сотен номеров лейтмотивом проходила борьба Черепашек за предотвращение темного будущего. Пока мы видели следующие невеселые варианты развития событий:

  1.  Шреддер и Крэнг развязывают глобальную войну («Turtles in time» #4) – отменено, Саки встал на сторону добра;
  2.  Сплинтер сходит с ума от власти над кланом Фут, и Черепашки убивает его («TMNT» #89) – отменено, Хамато пожертвовал собой;
  3. Утромы начинают завоевание Земли («IDW 20/20») – все еще вероятно;
  4.  Война между Футами и кланом Черепашек, масштабная мутация Нью-Йорка – отменено в этой арке.

То есть над миром все еще витает угроза войны с утромами – однако похоже, что в мире фанфиков все разрешилось само собой. Кэмпбелл провернула с Вселенной Черепашек фокус имени Легиона Супергероев: какие бы беды не сваливались на панцири героев, их все равно ждет счастливый конец. Хотя руины на заднем плане внушают опасения.

Помимо масштабного безоблачного статуса-кво Лита проронила в диалогах кучу мелких «спойлеров»-тизеров:

Например, Донни все-таки должен дописать научно-фантастический роман, Пеперони мутирует, а Лео нужно обучить неких Боба и Кармен… и завести роман с Койей?

«Jennika II»

Второй сольник про новую Черепашку, в этот раз – с двумя сюжетами.

«Monsters» («TMNT: Jennika II» #1-3)

  • Сюжет и рисунок: Брэм Рэвел

Брэм Рэвел снова столкнул Дженнику с Иваном, а также с подземными мутантами, которых некто превращает в монстров…

В отличие от первой лимитки личность Дженни в истории большой роли не играет. Похвально, что она пытается помогать обездоленным и поднять имидж мутантов в глазах обычных людей, но этим вроде бы и так все братья занимаются.

Ничто так не способствует развитию образа, как столкновение с опасным оружием – тем более, если это острый язык Зоди. Напомню, что Боевой Четверке, может, и удавалось победить скорпионшу физически, но в искусстве спора верх всегда одерживала наемница. Похожий исход ждал и Дженнику: хоть она одолела Зоди, главное зло оказалось на шаг впереди.

Еще во второй раз прозвучала шутка, что в Эпохе Возрождения не нашлось художниц. И можно было обойтись без притчи о скорпионе.

В общем, Зоди было приятно увидеть, но история слишком раздутая и не приносит никакой важной информации. Мадам Налл строит злобные планы, а Дженника отбрасывает прошлое? Расскажите что-нибудь новое.

«Redemption» («TMNT: Jennika II» #4-6)

  • Сюжет: Ронда Паттисон
  • Рисунок: Ронда Паттисон, Джоди Нишиджима

Сюжетом следующей арки занималась Ронда Паттинсон, и она также посвятила историю теме искупления.

Дженнику нанимает вдова влиятельного мафиози Люсия Розетти: высокомерная газель хочет, чтобы ниндзя вытащила из Манхэттена ее маленького сына, оставшегося человеком. Однако Черепашка вспоминает, что это она, еще будучи ассасином Фут, убила отца мальчика…

Здесь очень легко словить вайбы не самых лучших историй про Электру и Черную Вдову. Теперь же в болото надоевших клише про бывших убийц, которые ищут прощения за свои грехи, попала и Дженника.

Очень скучный филлер с очень предсказуемой Дженникой, которая ожидаемо в конце решит, что нужно отбросить прошлое и двигаться дальше. А Люсия, само собой, захочет насильно сделать Черепашку личным киллером, потом признается, что это она заказала убийство мужа, и еще ей плевать на своего ребенка. Это чтобы читатели ненароком не перепутали, кого нужно жалеть и ненавидеть.

Вот же… коза.

Здорово, что пятую Черепашку пытаются раскрыть, но с каждым выпуском появляется все больше новых персонажей, которым тоже не помешали бы отдельные истории. Про сложное прошлое Дженни мы читаем уже не первый год, почему бы не рассказать, чем занимаются Мона Лиза или Джей? Мне кажется, самым оптимальным вариантом было бы запустить антологию «From the streets of Mutant Town», где бы показывали жизнь беспокойного квартала вне черепашьих приключений – весь разнообразный второстепенный состав комикса получил бы свою минуту славы.

Во времена старта комиксов IDW для подобных целей отводились «Микро-серии», но даже там каждому герою уделяли по ван-шоту. У Дженнники уже целых девять выпусков спин-оффа – и до сих пор не очень понятно: зачем эти филлеры нужны?

Универсальный ответ – для пачки альтернативных обложек

На что IDW не скупится, так это на вариантки.

«Sow Wind, Reap Storm»

«TMNT» #118-123

  • Сюжет: Софи Кэмпбелл
  • Рисунок: Нельсон Дэниел, Джоди Нишиджима

На этой арке мой оптимизм окончательно покинул чат. В «Посеешь ветер, пожнешь бурю» ужасно практически все: вот уж действительно мы пожинаем плоды фурри-фанфиков. Однако сами по себе фанфики не так уж и плохи – отвратительно, когда в них вмешивают старых персонажей.

Во многом эпопея Кэмпбелл держалась именно на ярких новичках: можно было списать пустые диалоги на то, что нам впервые представляют неких зебр, петухов и слонов. Но в четвертой арке началась масштабная атака в виде «нового прочтения образов»… и это совершенно невыносимо.

Софи настолько плохо представляет, чем ей занять исправившегося Ороку Саки, что она превратила его в духа-помощника: бывший Шреддер в бесплотной форме наблюдает за мутантами и помогает им по мелочи. Вот он ноутбук от сока спас, вот Дженни нужную мелодию напел…

Серьезно? Один из величайших воинов в истории изображает домового? У нас тут что, «Путь домохозяина»? Это же такой крутой концепт, что теперь Шреддер будет присматривать за кланом Сплинтера: учить их каким-нибудь техникам, помогать советом, разгадывать тайны Пантеона вместе с Кицунэ, в конце концов!

Далее Бакстер Стокман: не может персонаж, отсылающий к Трампу, быть противоречивым манипулятором – так сделаем его глуповатым злодеем!

Пьяный Кейси обижается на Рафа за то, что он завел девушку?

Черепашки просто бросили Беса в клетку? Без охраны?

Рэй считает Салли военной преступницей и хочет убить ее?

ГДЕ ПОДПИСЫВАТЬ ПЕТИЦИЮ, ЧТОБЫ ОТОБРАТЬ У КЭМПБЕЛЛ МЕСТО СЦЕНАРИСТКИ?

Повторюсь еще раз, Софи – очень талантливая художница, возможно, ее стиль входит в десятку моих фаворитов, да и сюжет спин-оффа про Карай у нее хорошо получился. Но даже Истмэн и Вальц в роли консультантов ей не помогают: если персонажи творят чушь, то это не развитие, а плохая проработка истории.

«TMNT» #124

  • Сюжет: Софи Кэмпбелл
  • Рисунок: Кен Геринг

Новый рождественский выпуск и новое разочарование.

124-й номер стал первым черепашьим комиксом IDW без слов: и это была бы идеальная передышка, если бы просто наблюдали за тихим вечером в клане Хамато… а не за тем, как Саки шпионит за хорьками и Бесом! Сколько уже можно напоминать об этой ужасной идее!

«Немая» история рядом не стоит с 65-м выпуском про первое Рождество Черепашек без Сплинтера и 89-м про встречу Хамато Йоши с духами праздника – чувство, будто тебе подсунули мешок угля вместо подарка.

Что обиднее всего, 124-й выпуск стал последним комиксом Бобби Кёрноу в качестве единственного редактора онгоинга. После 10 лет работы над Вселенной Боевой Четверки он постепенно передаст бразды правления, а затем и вовсе покинет Зеленых Братьев. Видимо, ему надоело оправдываться перед письмами читателями за резкий спад качества. Место Бобби занял Чарльз Бичем, ранее работавший над сериями Марвел ассистентом редактора: «Могучий Тор» Аарона, «Стражи Галактики» Даггана, «Говард Утка» Здарски и еще много очень разных по стилю и качеству комиксов.

Это было эпохальное десятилетие, подарившее нам лучшую эпоху черепашьих комиксов… но иногда авторов все же стоит бить по рукам.

«Prelude to The Armageddon Game»

«TMNT» Annual 2021

  • Сюжет: Том Вальц
  • Рисунок: Кейси Мэлони

Крысиный Король размышляет.

Давным-давно его семья покинула тонущую Атлантиду – так влияние Пантеона распространилось по всему миру. Бессмертные играли судьбами народов веками, но сейчас все изменилось. Чи Ю пропал, Ака мертва, Кицунэ больше не у дел.

Король силен не только в злодеяниях, но и в проницательности. Он по очереди посещает сородичей с вопросом: в чем смысл их игры?

Воинственную Джагвар больше не интересуют интриги богов. Она обрела себя в покровительстве людей, защищающих джунгли.

Бездельник Жабий Барон развлекает себя бессмысленными игрищами, где нет ни победителей, ни правил, ни проигравших. Зачем они нужны, если игра должна просто приносить удовольствие? Может, игра Пантеона – такая же хаотичная суматоха без цели и смысла?

Суровый Манмот наоборот подчинил свою охоту жестким законам: у каждого действия должна быть цена, каждая битва с хищником должна принести трофей.

А Готано, как всегда, немногословен.

Как же приятно снова увидеть в черепашьих комиксах динамику и захватывающие диалоги.

Интересно, что за исключением Короля из игры Пантеона выбыли бессмертные, напоминающие людей. Похоже на подход к олимпийцам в ране Брайна Аззарелло на «Чудо-Женщине»: чем ближе были боги к человечеству, тем сильнее они наследовали от смертных их облик.

Монструозные Манмот, Готано, Джагвар и Барон безразличны к заботам смертных, это недосягаемые герои мифов, чьи цели далеки от обычного мира. А Чи Ю, Кицунэ, Король и Акка воплощают одновременно худшие и лучшие побуждения Пантеона, как и людишки.

Крысиный Король усвоил урок. Победа должна что-то значить. Хаос без цели – дорога к безумию. Нельзя недооценивать врагов или союзников. А еще его семье больше не нужны игры Пантеона.

Но Король вел не монолог, а диалог – о своих планах он рассказывал Крэнгу, Стокману и Налл. И вместе с ними он собирается начать новую игру за власть над миром…

…ИГРУ В АРМАГЕДДОН.

Что произойдет с Черепашками дальше?

В текущей арке, а точнее в 125-м номере они столкнулись с Лягушками-Панками (внимательные читатели отлично помнят, что Кэмпбелл ненавидит лягушек), художником серии стал Пабло Туника.

И уже скоро в черепашьих рядах произойдет пополнение – Венера из лайв-экшен сериала получит комиксное воплощение… кажется, у нее достаточно мрачный ориджин.

Но об этом как-нибудь в следующий раз.

Черепашьи комиксы переживают не лучшие времена, и похоже, что Игра в Армагеддон может стать переломным моментом. Но все же рано опускать руки.

У Боевой Четверки найдутся десятки персонажей и сюжетов для переосмысления.

Так как мне ближе всего мультсериал 2003 года, больше всего я бы хотел все-таки увидеть персонажей оттуда: Суперкрутого Ниндзя в действии…

… робота Нано (я почти полностью уверен, что доктор Либби станет его создательницей)…

…Сейчас самое время откопать древние руины атлантов – и погрузиться в «Байки подземелья»…

…или же призвать Шаманов Фут.

Но одним только 2003 годом не стоит ограничиваться: Рыболикий, Тигриный Коготь и другие монстры из мультфильма Никелодеона отлично бы прижились в Мутант-Тауне.

А Безжалостный Карнаж из «Миража» просто обязан поработать на Налл, чтобы создать лучшую пасхалку во Вселенной.

Если уж мечтать о кроссоверах, то лучшие франшизы IDW, «Ключи Локков» и «Соник» – наиболее любопытные варианты.

Пока я писал этот текст, заметил, что разбор онгоинга Кэмпбелл хорошо накладывается на пять стадий принятия. «Из пепла» принесла отрицание, будто ничего плохого еще не произошло, «Жизнь после смерти» – депрессию от бессмысленных филлеров, «Время от времени» – торг с надеждой, что манипуляции с тайм-тревелингом окажутся не бесполезны, «Посеешь ветер, пожнешь бурю» – яростный гнев из-за странного поведения персонажей… Только самого принятия пока не нашлось.

Но я не хочу заканчивать Черепаший Марафон на печальной ноте. Поэтому красивой точкой станет «Последний Ронин»!

«Teenage Mutant Ninja Turtles: The Last Ronin»

  • Сюжет: Кевин Истмен, Питер Лэрд, Том Вальц
  • Рисунок: Исав и Исаак Эскорца

Пока Кэмпбелл выстраивала свой веселый зоопарк, Том Вальц вместе с Кевином Истменом и Питером Лэрдом занялся воплощением в жизнь одной старой идеи создателей Боевой Четверки. Питч пролежал на полке тридцать лет – а история эта переносит нас на три десятилетия вперед, в будущее, где единственный выживший Подросток-Ниндзя мстит клану Фут за смерть своих братьев.

Пять увеличенных номеров выходили долгих два года: начавшись в октябре 2020 года, история закончилась только в апреле 2022-го. Сказалась пандемия, повлекшая за собой кризис печати, – а бумаги требовалось очень много, ведь продажи у комикса оказались рекордные!

Лучшие вариантные обложки ищите в отдельной статье.

Изначально художником должен был стать Энди Кун, работавший над первыми арками «Черепашек» от IDW, но он выбыл из проекта по личным причинам – его заменили братья Эскорца, а отдельные вставки нарисовал Истмен в своем узнаваемом стиле.

Нью-Йорк подчинен клану Фут. Слухи о Черепашках-Ниндзя превратили их в героев легенд. Но однажды последний воин из клана Сплинтера в одиночку возвращается в город, чтобы отомстить за павших братьев. Он использует оружие всей четверки, но мало напоминает хоть кого-то из них. Попытка уничтожить нового лидера Фут, Хирото Ороку, оборачивается провалом – Черепашку спасаютпостаревшая Эйприл, лишившаясяруки и ноги,и ее дочь Кейси Мари Джонс.

Так мы узнаем, что последним ронином остался Микеланджело.

Почему последним должен был остаться именно весельчак Майки? Потому что он всегда казался самым слабым в Четверке? Или только он мог выдержать этот груз?

Веселый нрав Майки вытеснил тяжелый синдром выжившего: он не может позволить себе быть собой, пока слышит их укоризненные голоса в своей голове.

В то же время его злейший враг Хирото, внук Шреддера и сын Карай, также мучается, наблюдая за порабощенным городом. Его ненависть к наследию предков переросла в комплекс бога и слилась с безумным желанием умереть.

Одной из самых мрачных тем «Последнего Ронина» становится то, что обе стороны заплатили слишком высокую цену за приближение победы – только война эта изначально была бессмысленной, а Микеланджело и Хирото остались ее вечными заложниками.

Рафаэль погиб в битве с Карай – хотя он нанес удар по клану Фут, Хирото лишился матери и превратился в монстра.

Стокман отказался мириться с провальным захватом Фуджитоида и устроил взрыв – сам он получил ужасные ожоги, Леонардо и Кейси погибли.

Донателло и Сплинтер попытались заключить с Хирото перемирие, но были вероломно атакованы ниндзя и погибли под градом стрел.

Следуя ненавистным традициям, Хирото облачается в броню Шреддера, повторяя десятки раз пройденный путь, Майки взбирается на вершину башни Фут – решающая драка всегда должна проходить на крыше небоскреба. Только противостояние кланов зашло в тупик, и в этот раз битва закончится падением.

Особую ценность этому комиксу придает меланхоличный минимализм: вместо толпы мутантов, пришельцев или полубогов здесь сохранены лишь самые важные элементы мифологии Боевой Четверки – формально он может разворачиваться в любой Вселенной.

Не растрачивая время на пустые пасхалки, «Последний Ронин» черпает вдохновение из «Возвращения Темного Рыцаря», собирая из старых историй мозаику печального, но не безнадежного будущего.

Достойный конец.

Порядок чтения:

«TMNT: The IDW Collection» Volume 14

«TMNT» Annual 2020, «TMNT» #101-105, «Jennika» #1-3, «TMNT» #106-112

Для пятнадцатого тома обложки пока нет, но я бы поставил Карай или Кожеголового.

«MMPR/TMNT» #1-5 (в канон не входят), «Jennika II» #1-3, «TMNT» #113-117, «Jennika II » #4-6, «TMNT» #118-124, «TMNT» Annual 2021

«TMNT: The Last Ronin» #1-5

Но не забывайте, что Черепашки отлично себя чувствуют за пределами комиксов. Сегодня, 16 июня 2022 года, вышел долгожданный олдскульный beat ’em up «TMNT: Shredders Revenge», где можно будет избивать Футов, играя за Боевую Четверку, Сплинтера, Эйприл или Кейси:

5 августа на Нетфликсе состоится релиз полнометражки «Rise of the Teenage Mutant Ninja Turtles: The Movie» – последнего сюжета мультсериала «Эволюция Черепашек-Ниндзя», где братья сразятся с Кренгом. А в 2023 нас ждет возвращение Черепашек на большие экраны в мультфильме от Сета Рогена!

Черепаший Марафон подошел к концу. Это был невероятный опыт – заново погрузиться в комиксы о любимых героях и зацементировать его в гайде для будущих читателей. Надеюсь, я вдохновил кого-нибудь дойти до конца.

Серия статей, может, и закончилась, но все еще есть масса поводов для новых материалов.

Говорят, некие черепашьи комиксы подарили читателям немало приятных впечатлений в детстве…

А в другой лицензии IDW без подробного путеводителя не разобраться…

Может, стоит заняться другим шумным семейством?…

Или менее дружной семьей?…

Время покажет. А пока…

Сайонара!

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии