Комиксы Недели #161. Когда былое настигает грядущее

1 690

Once & Future Кирона Гиллена и Дэна Мора!

Чем ближе подкрадывалось завершение глобального события A.X.E.: Eve Of Judgment, тем больше я понимал, что не готов приступить к нему. Возможно, «Судный День» – действительно хороший ивент, но он выстраивает довольно высокий порог входа. Поэтому, когда появился выбор между двумя сериями Кирона Гиллена, марвеловским ивентом и альтернативным онгоингом, я выбрал второе. И нисколько не пожалел!

Once & Future – фэнтезийный комикс от Boom! Studios со следующим синопсисом:

После магического ритуала в Великобритании воскресают король Артур, Мерлин, Ланселот и другие герои легенд. Однако они далеки от героических образов из сказаний: это живые мертвецы, которые хотят вернуть острова в Темные Века. Разбираться с возвращением героем предстоит престарелой, но бодрой охотнице на монстров Бриджит, ее скромному внуку Данкану и его подружке Роуз.

Наша команда по спасению мира. Сами угадаете, кто есть кто?

Все 30 выпусков написал Гиллен, а нарисовал Дэн Мора.

The King is Undead (#1-6)

Когда Артур сломал в бою Меч-из-Камня, Владычица Озера протянула рыцарю новый клинок с одним условием. Обнажать Экскалибур только во имя правого дела и вернуть меч, когда придет срок.

Википедия

Комикс отлично описывает фраза одного из персонажей: «Лучше вам не встречаться со своими героями».

Это в современных пересказах рыцари благородные, а король самый справедливый из ныне живущих. К жизни же возвращается неотесанный Артур прямиком из V века – жестокий военачальник, ненавидящий саксов и готовый утопить Британию в войне. Кому сейчас есть дело до древних распрей и обид? Вытащите из могилы полубезумного скелета с жаждой величия и получите ответ.

Но главная звезда комикса не зомби-рыцарь, а резвая бабушка Бриджитт. Пока молодежь пытается осознать, как много в преданиях правды и лжи одновременно, резвая бабушка лихо припечатывает мертвецов ударом и колким словом, а затем прикуривает. Именно благодаря Бриджитт комикс из мрачного фэнтези превращается в ироничное обыгрывание известных историй.

Однако сразиться с Артуром суждено не ей – в ход идут запутанные правила о Предназначении, по которым героям нужно будет примерять на себя роли легендарных фигур. Например, скромняга Данкан «одарен доблестью, но лишен куртуазии» – значит, он может встать на место Персиваля и участвовать в поисках Святого Грааля. И с этого момента Гиллен начинает играть с читателем: сможете ли вы разглядеть намеки, кто кем окажется прежде, чем они откроются по сюжету? 

Подобные фольклорные пасхалки – скорее дополнительное украшение для заинтересованных в теме. Глубокие знания об Артуриане не так обязательны, когда в комиксе есть потрясающие диалоги, яростные бои на мечах и приятные персонажи, с которыми хочется провести больше времени.

Как ни странно, для меня самым спорным моментом стал великолепный рисунок Дэна Мора. Он слишком красив. У Дэна все персонажи по умолчанию прекрасные модели с фигурой Супермена или Чудо-Женщины. Физически ощутимо, как художник неохотно дорисовывает морщины смелой старушке, зато из застенчивого профессора он с удовольствием делает рыжего Генри Кавилла.

То же самое и с нежитью. Хотя мертвые воины пролежали в земле сотни лет, смерть нанесла им очень щадящий грим – серая кожа, горящие глаза, торчащие ребра.

Но для создания неотвратимой угрозы этого недостаточно.

Old English (#7-12)

Воин Беовульф в одиночку одолел чудовище Гренделя, чем заслужил уважение народа. Возглавив варваров, позже он сразился с драконом и пал в бою – достойный конец героической жизни.

Сначала планировалось, что комикс завершится после первой арки. Зачем останавливаться, если английская земля может похвастаться не только Рыцарями Круглого стола? Тем более, когда можно столкнуть лбами героев из совершенно разных эпох: кельтский полководец Артур и саксонский вождь Беовульф точно бы друг другу не обрадовались.

«У бенозопилы есть куча достоинств, но стелс к ним не относится».

Претензии о чересчур светлом арте можно забирать. Засучив рукава, Дэн Мора с головой окунает героев в реки крови. А как только они красочно разрывают на куски одного монстра, сразу же тизерится другой. Это DOOM с британским фольклором вместо чертей, и я не преувеличиваю!

Кроме мясных разборок атмосфера гримдарка сгущается до предела. Время безобидных сказочек закончилось, жалеть больше никого будут – бросать в кипяток, сжигать и отрывать руки придется любыми средствами. Так же отвратительно, как предания в их первозданном виде.

Весь второй арк – одна большая безумная экшен-сцена с погонями и расчлененкой.

Но в суетливой беготне теряется дух приключений.

The Parliament of Magpies (#13-18)

Рыцарь Галахад считался единственным человеком, достойным владеть Святым Граалем. Воспитанный в целомудрии, он заслужил право прикоснуться к святыне, после чего был вознесен на небеса.

После забега против гигантских тварей необходимо перевести дух. Потому динамика чуть-чуть поменялась: кроме сражений с Зеленым Рыцарем и Ланселотом герои отправляются в Иномирье ради поисков истины и кое-чего не менее важного.

Приняв вызов разукрасить Зеленого Рыцаря, колористка Тамра Бонвиллейн не стала скупиться на цвета. Как и во всем комиксе, яркость зашкаливает.

Сейчас это уже не битва мечей и бензопил, а испытание духа. Храбрости, терпения и милосердия, если быть точным. Каждый герой преодолевает свой обряд посвящения: кому-то нужно будет разглядеть доброту в драконе и усмирить зверя, другому наоборот отбросить добродушие.

На пробуждении одного героя прошлого внутри себя рано останавливаться. А что будет, если совмещать роли? Как в аниме герои комбинируют атаки огня, ветра и воды для создания суператаки с лавой, так и здесь личины Нимуэ, Гвиневры, Мерлина становятся материалом для сплава – ключей, открывающих новые возможности. Но за каждый новый атрибут приходится платить.

Золотого мальчика Галахада погоня за святостью превратила в червивую тварь.

Золотого мальчика Галахада погоня за святостью превратила в червивую тварь.

Третий арк не так жесток, как предыдущий. Это крайне увлекательный марафон вольного обращения с мифами, а чтобы по достоинству похвалить Дэна Мора нужно рассыпать горы комплиментов. И все же я не могу не сравнивать этот комикс с «The Wicked + The Divine». Рядом с серией про современных богов «Once & Future» выглядит как линейный квест с простенькой моралью. Пока здесь не нашлось хулиганских экспериментов с формой или мифологических твистов, а Мора не отходит от своего глянцевого стиля, хотя и совершенствуется с каждым номером. Может быть, арт-трюки и не нужны, ведь Гиллен остроумно шутит и замечательно разносит легенды в щепки.

Но банальной борьбе со злом не хватает второго дна!

Monarchies In The UK (#19-24)

Однажды жену короля Гвиневру спас рыцарь Ланселот. Между ними вспыхнул роман. Предательством дамы воспользовались враги Артура, чтобы посеять раздор – в грандиозной битве погибло все воинство Британии.

Сам Кирон Гиллен в послесловии признавался, что не ставил цель провести глубокое исследование и создать многослойный магнум опус о природе мифов. Все, к чему он стремился – подарить читателям увлекательное приключение с притягательными героями, где достаточно базовых знаний для понимания отсылок. Но Гиллен не был бы самим собой, если бы не добавил в комикс щепотку меты.

Как будто в сценарном кресле сидел Мистер Злыдень с огромной любовью к фольклору: скрестить Галахада и Борса оказалось недостаточно – сейчас пришло время для двойников!

С первого же выпуска было очевидно, что легендарные герои сильно изменяются с течением времени. И дикий Артур в виде Короля-мертвеца встречает более позднего Артура из романтизированного французского переосмысления – вычурного воина, полностью закованного в спауноподобную броню.

Такая же метаморфоза происходит и с Мерлином: когда людям становится чужд друид, на смену ему приходит маг. То же самое и с Робином Гудом (появляется даже он!): сперва это бывший аристократ, потом мятежник против короны, а затем он подводит свой город.

Неизменным остается только предательство.

Похожий цикл более-менее можно примерить к любой легенде. Сначала обычных людей увековечивают в сказаниях. Со временем жить становится не так трудно, и мораль меняется – подвиги героев уже больше похожи на военные преступления. Но потом снова наступают темные времена, и слушателям снова нужны могучие идеальные рыцари –кровь и гниль скрываются за блестящими доспехами. Проходят века и всерьез подражать рыцарям уже невозможно – всадники становятся героями книг, а их доблестные образы перерождаются в исследователей космоса. В конце концов, предание воплощается уже в своих слушателях – образы королей и магов снова примеряют на себя обычные люди.

Но к чему это все должно привести в итоге?

The Wasteland (#25-30)

Кто вытащит меч из камня, тот и есть по праву рождения король Англии.

Серия про артуровских героев в современной Великобритании не могла закончиться ничем другим, кроме как сражением за право владеть Кларентом (не Экскалибуром, это совершенно другой меч). И если взглянуть на героев, с самого начала становится совершенно ясно, кому он должен сейчас достаться.

Как и Артуриана, комикс получился архетипичным: его персонажей легко переносить из десятилетия в десятилетие, перестраивая мораль на новый лад. Некогда в этой истории меч из камня сможет вытащить Галахад, когда придет пора для героев в поиске искупления и прощения. Некогда место Артура сможет занять старушка, когда не останется ничего больше ничего светлого кроме мудрого прошлого. В конце концов настанет пора, когда Кларент будет разбит за ненадобностью – люди перестанут нуждаться в Избранных. И пока выбор полностью соответствует современному мышлению: меч достанется любому достойному, невзирая на его происхождение.

Поэтому финальный посыл комикса очевиден. Но лучше проговорить его прямым текстом.

Давайте своим героям умереть, чтобы из их смерти новые Избранные извлекли урок.

Во флэш-ревью этого выпуска попали только комиксы DC, да еще два из трех – финальные выпуски:

Batman: One Bad DayThe Penguin #1

Третий ван-шот про врага Бэтмена из серии «Мы выпускам истории престиж-формата, а еще они похожи на «Убийственную Шутку» Мура». В плане качества пока наметилась ничья: Загадочник получил атмосферным триллер, Двуликий – шаблонную историю про раздвоение личности.

Пингвина предал прислужник, носивший над ним зонтик. Теперь Амбрелла Мен правит криминальной империй Освальда, а у бывшего босса осталось лишь одна пуля и желание отомстить.

Это такой анти-«Джон Уик», где герой сносит толпы врагов не мастерством, а гигантскими запасами удачи и нытья. И еще страннее комикс делает саспенс вокруг злодейств Амбрелла Мена.

Вот раньше в Готэме можно было спокойно жить, а потом пришел злобный Амбрелла Мен, и все – забирайте Робинов из детского сада, бросайте дома, бегите. Ух, какой же он плохой, даже Бэтмен ничего с ним сделать не может. Да и вообще никто не может – вся власть теперь у Амбрелла Мена. Наверное, пока носишь зонтик, есть много времени продумать план по захвату преступного мира.

Или нет. Угроза оказывается настолько мелкой, что вообще непонятно, как Пингвин проворонил свой бизнес. Дать Освальду лишний раз рассказать о трудном детстве можно было и без надуманного повода – еще один неудачный выпуск, счет становится 2:1. Впереди еще 5 поединков.

Rogues #4

Постаревшие Негодяи отправляются на последнее дело – ограбление Город Горилл. Подробнее о предыдущих выпусках тут и тут. Да у нас даже про Гориллу Гродда есть отдельная статья! 

Ради последнего выпуска серию стоит дочитать до конца – карма настигает всех участников аферы и брутально выбивает долги. Вряд ли судьба старых преступников кого-то всерьез опечалит, но Леомакс сделал все возможное, чтобы последний бой Капитана Холода и Дона Гродда вы запомнили надолго.

Catwoman: Lonely City #4

Еще одно альтернативное будущее, только сейчас в центре внимания Готэм. Бэтмен мертв, Двуликий баллотируется в мэры, уже немолодая Селина Кайл выходит из тюрьмы.

И у меня снова есть ссылки! Закрываю хвосты как-никак. Мнение о предыдущих выпусках можно найти здесь, а подборку лучших комиксов о Женщине-Кошке в объемном гайде.

Лишь к четвертому выпуску я понял, что серия перекликается по смыслу с игрой про Готэмских Рыцарей. Только комикс дарит то, для чего у разработчиков не хватило вкуса – шанс прочувствовать смерть Темного Рыцаря и смириться с утратой. На мой взгляд, истории немного повредили магические персонажи в финале, но не слишком сильно – это все равно один из самых обнадеживающих и приятных взглядов на супергеройскую пенсию.

А что читали в октябре вы?

В следующем выпуске: Ходули, космос, два кольца.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии