Пока вы ждёте: «Batman: Riddle Me That»

925

Продолжаем разгадывать для вас загадку, какие комиксы стоит почитать.

Итак, мы продолжаем говорить с вами про те комиксы, за которыми мы предлагаем коротать время в ожидании нового фильма про Бэтмена. Однако очевидно, что новый «Бэтмен» живет не Бэтменом единым. Помимо огромной кучи второплановых комиксных звёзд разной степени важности – у нового Бэтмена, как и любого другого до него, есть суперзлодейский противник. Им, как вам прекрасно известно, у Мэтта Ривза стал знаменитый Загадочник. Однако вот вам интересный вопрос – а чем этот Загадочник вдруг так знаменит? Помимо бенефиса Джима Керри, разумеется?

Вопрос этот, между прочим, гораздо любопытнее, чем кажется. Потому как при ближайшем рассмотрении оказывается, что за всё его долгое существование – каким-то интересным образом Риддлера использовал лишь один человек. Человека этого зовут Пол Дини, и именно ему надо сказать спасибо за то, что после «Бэтмена навсегда» злодей не превратился в посмешище, которым его частенько считают другие персонажи внутри самой вселенной DC. Пожалуй, именно Полу стоит пожать руку за несколько роскошных эпизодов «Batman: The Animated Series», сумасшедшие и интереснейшие комнаты смерти из игр серии «Arkham» и крутейшую трансформацию образа Эдварда Нигмы на страницах «Detective Comics». Со всем этим, кстати, вам непременно стоит ознакомиться, если вы почему-то ещё этого не сделали.

Однако со всем вышеперечисленным присутствуют некоторые нюансы. Самый очевидный – у нас рубрика про малоизвестные комиксы, так что популярнейший мультфильм и серия видеоигр здесь совсем не в кассу. Другой заключается в том, что преображение Эдварда в «Detective Comics» было именно что шагом в сторону от его классического амплуа, а уж с образом из нового фильма частный детектив Нигма не имеет вообще ни малейшего сходства. Встаёт логичный вопрос – а чего бы тогда такого про Загадочника прочесть? И ответ совсем неочевиден.

С одной стороны – на язык сам собой напрашивается «Нулевой год». Сюжет, в котором именно Нигма оказывается «финальным боссом», и с которым грядущий фильм имеет массу общего. Комикс, между прочим, действительно шикарный, и мы вам его настоятельно рекомендуем. Однако вот это самое амплуа «последнего босса» среди огромного множества «побочных» – та роль, которую Риддлеру приходится играть слишком часто. А в какие-то отдельные моменты – в знаменитом «Тихо!», например – эта его роль возводится в абсурдный абсолют.

Существует ли такой рассказ, в котором Загадочник оказывается не только главным, но абсолютным антагонистом? Такая история, которая целиком сосредотачивается на борьбе Э. Нигмы с тем единственным человеком, в котором он видит свою интеллектуальную ровню? Слава богу – да. Если как следует покопаться, то среди огромного множества бэт-комиксов всё-таки найдутся единицы таких, которые не только выделяют Эдварду ключевую роль в сюжете, но и уделяют соперничеству между ним и Тёмным Рыцарем должное время.

И для того, чтобы почитать про конфликт этих двоих в самой чистейшей, дистиллированной форме, нам вновь стоит обратиться к золотому онгоингу «Legends of the Dark Knight», чтобы обнаружить отличный рассказик сценариста Шейна МакКарти и художника Томми Кастилло, под говорящим названием «Riddle Me That».

Завязка этой арочки проста и прямолинейна ровно настолько, насколько от неё требуется – в Готэме материализуется Загадочник, который хочет немедленно «сыграть» с Бэтменом в «игру». Как обычно, под «игрой» подразумеваются убийства, терроризм и воровство, а под «сыграть» Нигма как обычно понимает «попытаться выжить». При этом сам Риддлер, как это частенько случается с готэмскими уголовниками, совсем недавно решил кардинально изменить имидж, и из очкастого, рыжего ботаника превратился в метросексуального красавца с едва уловимым азиатским колоритом, которому позавидует сам Брюс Уэйн. И теперь, очевидно, главная мотивация Нигмы – самоутверждение за счёт интеллектуального торжества над своим единственным оппонентом – стала как никогда актуальна. Однако враждебному метросексуалу Бэтмен поддаваться не намерен. На что Эдвард как раз таки и рассчитывает.

Вот именно за этой конкурентной борьбой двух Мужчин (именно с большой буквы) вам и предстоит наблюдать на протяжении всех пяти глав. Главная и единственная цель авторов – показать вам ничем не замутнённый поединок «Большого Босса» готэмской качалки с хитрым, беспринципным манипулятором, для которого совершение необъяснимо комплексных и не особо прибыльных преступлений, это не более чем способ потешить своё самолюбие и развлечь свою заскучавшую гениальную голову. И как обычно – в разборки этих двух самцов обязательно окажутся втянуты ни в чём не повинные обыватели, которыми полнится Готэм-Сити.

Основные сильные стороны арки: мощный нарративный хребет, высокая динамика и накал событий, и крайне запоминающийся визуальный стиль. То есть, с одной стороны – «Riddle Me That» является весьма неплохим рассказом о том, как один из главных готэмских отморозков переосмысливает самого себя, обретая довольно яркую идентичность.

С другой стороны – Нигма выстраивает на пути у Величайшего Детектива массу препятствий, как интеллектуальных, так и физических, за преодолением которых весьма интересно следить. А с третьей, Тёмный Рыцарь в исполнении Томми Кастилло обладает лишь двумя агрегатными состояниями – «кусок непроглядной тьмы» и «гуманоидный фарш». И наблюдать за тем, как Брюс Уэйн кочует от одного состояния к другому – чертовски весело.

При этом «Riddle Me That» нельзя назвать каким-то откровением или шедевром, и после прочтения вам легко может захотеться предъявить ему порцию обоснованных претензий. Например: так ли уж нужна была эта сюжетная ветка, где говорилось о прошлом Эдварда? Не слишком ли художник старается походить на Тодда Макфарлейна? Не маловат ли размер рассказа для такого количества персонажей? Достаточно ли обоснована часть сюжетных поворотов?

Проще говоря – масса типичных недочётов рассказа категории «Б», которые при желании можно посчитать поводом для критики. Но знаете что? Не каждый комикс про Бэтмена должен быть «лучшим комиксом про Бэтмена». Иногда и очень хорошего комикса более чем достаточно. «Riddle Me That» – как раз такой комикс. Возможно, самый подходящий комикс для того, кто хочет углубиться в конфликт между Бэтменом и Риддлером. По крайней мере – второго такого уж точно нет.

Ну а если вы нуждаетесь в аналогии, то просто представьте, что квестовая линия Загадочника из «Arkham City» превратилась в самостоятельную комиксную историю, в которой достаточное время уделено обоим участникам конфликта. Учитывая, насколько Бэтмен из-под пера Шейна МакКарти напоминает Бэтмена из-под пера Пола Дини – вам даже представлять ничего не надо. Просто читайте реплики Уэйна голосом Кевина Конроя, и всё тут же встанет на свои места.

«Batman: Riddle Me That» был выпущен издательством DC в 2005-ом году, в рамках серии «Batman: Legends of the Dark Knight (Vol. 1)», выпуски #185-189.

Другие истории про Бэтмена, которые вы можете почитать в ожидании фильма:

Как обычно напоминаем – не забывайте присоединяться к обсуждению в комментариях и делиться понравившимися материалами с друзьями. На сегодня всё, однако в скором времени мы снова встретимся на улицах Гик-Города, чтобы уделить внимание ещё одному ключевому персонажу дожидающегося нас фильма.

Не болейте, и скоро увидимся!

Комментарии