Пока вы ждёте. «Могила Бэтмена», обзор российского издания

2 923

Не тот герой, которого мы заслуживаем, но именно тот, который нужен нам сейчас.

Как вам прекрасно известно – март 2022-го начался для российского гик-сообщества с громадной трагедии. К великому сожалению, отечественные поклонники супергероики в обозримом будущем не смогут посмотреть главную премьеру этого года – долгожданного «Бэтмена» Мэтта Ривза – на большом экране. И это, конечно же, очень печально.

Однако не падайте духом! В связи со сложившейся ситуацией, мы решили взвалить на свои широкие плечи ответственность за то, чтобы вы проводили ваш досуг не только с пользой, но и с удовольствием. И раз уж голливудскую новинку у нас глянуть пока не получится – почему бы не почитать хорошие комиксы, которыми прекрасно можно компенсировать её отсутствие? Мы ведь все знаем, что первоисточник как правило намного превосходит адаптацию, верно?

Проще говоря, в преддверии отложенного выхода «Бэтмена» на наших экранах – мы запускаем серию статей, в которых будем рассказывать вам о тех комиксах про Тёмного Рыцаря, которые вам непременно стоит полистать в эти тёмные времена. Называться новая рубрика будет соответственно – «Пока вы ждёте». И быть может, что именно она поможет вам найти тот самый малоизвестный, но совершенно незабываемый комикс про приключения Брюса Уэйна, который вы всегда мечтали найти.

И откроет нашу новую рубрику во всех смыслах свеженькая «Могила Бэтмена», выпущенная на нашем рынке издательством «Азбука», которые, по традиции, любезно предоставили нам экземпляр.

Так вот, переходя к непосредственной книге и рискуя навлечь на себя обвинения в эгоцентризме, позволю себе вспомнить собственную цитату из комиксных итогов 2020-го года:

Представьте, что самой красивой девушке, что вы когда-либо видели, сломали обе ноги. Вот это и есть «The Batman’s Grave» Уоренна Эллиса и Брайана Хитча. Вроде бы она ходит кое-как, вроде постоянно падает в грязь лицом, вроде и смотреть на эту неуклюжую курицу тяжело. Но стоит только довести её до дома – как из постели ты с ней больше не вылезешь.

Приведена она здесь совсем не потому, что мне лень придумывать что-то новое, а по той простой причине, что лучше описания для Бэтменовской «Могилы» я придумать наверно не смогу. Лимитка звёздного дуэта Эллиса/Хитча – это такая серия, которая работает как бы вопреки самой себе. Совершенно не складная, но необычайно увлекательная. Нарисованная на грани компетентности, но чертовски красивая. Самый настоящий плод горячей любви двух поклонников героя, которые на закате своей авторской карьеры потихоньку начинают забывать, как вообще эти комиксы делаются.

Несмотря на достаточно громкий заголовок, «Могила» не ставит себе целью показать напыщенное, пафосное и эпическое последнее дело Величайшего Детектива. Напротив – основным столпом рассказа Уоррена Эллиса является то, насколько обыденным и повседневным феноменом для Брюса Уэйна стала смерть. Для того, чтобы разгадывать убийственные готэмские головоломки, Бэтмен раз за разом вживается в ту роль, в которой ему годы назад самому не повезло оказаться – роль жертвы. И каждый из его соратников прекрасно понимает, что одному из этих погружений суждено стать последним. Вопрос лишь в том – понимает ли это сам Брюс? И если да, то имеет ли это для него хоть какое-то значение?

Однако по правде сказать – описание выше заставляет «Могилу Бэтмена» казаться куда глубже, чем она есть на самом деле. Если вы уже успели подумать, что столкнулись с очередной претенциозной около-философской байкой – выдыхайте, «The Batman’s Grave» совсем не про это. На самом деле это комикс ровно про две вещи, которых ты и ждёшь от действительно крутого комикса про Тёмного Рыцаря – про экшен и про детектив. Помимо этих двух незаменимых составляющих в серии нет вообще практически ничего. В этой бескомпромиссной прямолинейности – главное достоинство и главный недостаток лимитки.

Художник серии Брайан Хитч как-то сказал про своего соавтора следующее:

Уоррен – один из тех редких писателей, которые умеют визуализировать своё мышление и прописывать детали сценария с такой чёткостью, что тебе достаточно было бы просто им следовать… но при этом тебе всегда предоставляют возможность самому раскрыться как визуальному рассказчику. Он заслуживает не только того, чтобы называться ключевым архитектором современных комиксов, но ещё и именовать себя истинным мастером своего ремесла, и попросту гением.

И мы склонны согласиться с этой характеристикой. В конце концов – кто если не Брайан, который в паре с Эллисом однажды перевернул мир супергеройских комиксов (речь, разумеется, про «The Authority»), может оценить писательский талант Уоррена по достоинству? И этот талант британец раскрывает в своём комиксе про Бэтмена во всей красе – сцены детективного расследования увлекательно написаны, необычно построены, и как правило имеют подобающе тривиальную, но крайне неожиданную разгадку. А сцены поединков, дотошной «режиссурой» которых славится Эллис, и подавно – одни из самых впечатляющих, что вы когда-либо увидите на комиксных страницах.

Да что уж там – крайне маловероятно, что фильм Мэтта Ривза сможет хоть немного приблизиться к тому, что вы увидите в «Могиле». Около половины из трёх сотен страниц в ней отведено под невероятно сочную, смачную, размашистую и максимально суровую мясорубку, сквозь которую Бэтмен пропускает каждого своего оппонента. Два основных компонента рассказа Эллиса и Хитча очень тяжело переоценить. Просто потому, что их уровень – фактически потолок.

Однако там, где от непрекращающихся боёв и расследований необходимо взять передышку – «The Batman’s Grave» даёт досадную слабину. Словно в какой-нибудь видеоигре – вся серия целиком состоит из экшен сцен и обоснования их наличия. За пределами этого читателя ждут лишь едкие шуточки Альфреда и небольшие диалоги главного героя с каким-нибудь персонажем второго плана. На этом, собственно, всё.

Что характерно – даже на подобном шатком фундаменте Эллис сумел выстроить грамотную, увлекательную историю. Однако, за бесконечными ударами по бандитским зубам, эта история задвигается на едва осязаемый второй план, так и не расправляя свои широкие крылья. В этих условиях – даже сюжетные откровения в «Могиле» оказываются ударами по зубам, но уже по зубам читательским. Ни у сценариста, ни у художника не выходит поймать достаточно плавного темпа, чтобы все перипетии их рассказа могли должным образом впечатлить аудиторию. Вас просто будут раз за разом окатывать ушатом ледяной воды. И последнее ведро, к сожалению, будет самым холодным.

Серьёзный ли это недостаток? Вообще-то – да, весьма. Кажется ли он таким серьёзным в контексте всего остального, что может вам предложить эта серия? Знаете – да как-то не очень. Сами посудите – что вообще требуется от Бэтмена в первую очередь? Быть сильным? Быть умным? Быть страшным? Не совсем. Главное, чего ждёшь, когда открываешь комикс про Тёмного Рыцаря – то, что его главный герой будет невероятно крутым. Именно это ключевое качество «Могила Бэтмена» возводит в абсолют. Заглавный усопший в ней настолько, что называется, «badass», что даст фору любой другой своей итерации, будь она хоть Фрэнком Миллером написана.

\

С другой стороны – «The Batman’s Grave» на данный момент является последним вышедшим комиксом Уоррена Эллиса. И к сожалению – есть очень весомая вероятность, что он таковым и останется. Возьму на себя смелость заявить, что потеря таланта такого масштаба совершенно несоизмеримое наказание как для всей комикс-индустрии, так и для него самого. Особенно если мы учтём, о каких провинностях идёт речь. Если вам вдруг не хочется терять Уоррена из поля зрения – можете подписаться на его почтовую рассылку, в которой он всегда рассказывает много интересного. А ещё, например, можете приобрести вот этот самый комикс, который мы с вами обсуждаем. И автору, и вам это наверняка пойдёт на пользу.

Приобретать, кстати говоря, рекомендуется в наших комиксных и книжных магазинах. Издание от «Азбуки» имеет в своём арсенале твёрдый переплёт, очень хороший перевод, качественную бумагу, все вариантные обложки, немного дополнительных материалов и примечания в придачу. Короче говоря – стандартный джентельменский набор из всего самого необходимого. При толщине в три сотни насыщенных страниц – своих денег он стоит.

А вместо стандартного списочка поводов для покупки конкретного комикса, давайте лучше мы напомним вам про ещё несколько изданных у нас книжек, которые каким-нибудь образом помогут скоротать время до премьеры. Помните, что в сложившихся обстоятельствах – экономисты рекомендуют не откладывать приобретение тех вещей, которыми вы давно хотели себя побаловать, в долгий ящик. Так что вот несколько изданий, содержимое которых очень близко фильму Мэтта Ривза по духу:

И на этом, на сегодня, всё. Но не переживайте – совсем скоро новая рубрика вернётся, и мы поговорим о совсем другом, куда более безумном комиксе про Тёмного Рыцаря. Так что не падайте духом, держитесь и оставайтесь с нами.

Комментарии