Обзор комикса «Бэтмен: Эго и другие истории»

1 837

Вспоминаем творчество колосса, на плечах которого покоится грядущий фильм.

Всем нам прекрасно известно, что индустрия комиксов необычайно богата множеством чертовски талантливых людей. За столетие своего существования она породила столько неординарных, уникальных, одарённых и поистине гениальных творцов, сколько не снилось ни Бродвею, ни Голливуду. И все эти исключительные личности на протяжении долгих лет трудятся не покладая рук и сгорают за своим рабочим местом только для того, чтобы наше с вами сердце хоть на одно мгновение замерло, когда мы перелистнём одну из сотен созданных ими страниц. Стоят ли того бесчисленные бессонные ночи, никчёмная заработная плата, бесконечная война с редактурой и издателями и тихая смерть вдали от лучей принадлежащей им славы? Спросите их сами. Впрочем – вы и сами прекрасно знаете, каков будет ответ.

Однако иногда, раз в поколение, когда звёзды встают в мистическом порядке – в свете полной луны рождается монстр. Человек, одинаково хорошо владеющий пером и кистью. Титан такого творческого масштаба, что вся индустрия как будто была создана строго для того, чтобы стать вместилищем для его мифического таланта. В такие редкие моменты – на свет появляется Фрэнк Миллер. На свет появляется Джек Кирби. На свет появляется Уилл Айснер.

На свет появляется Дарвин Кук. Художник, писатель, аниматор и дизайнер, покинувший нас в 2016-ом году, однако оставивший после себя наследие из сразу нескольких шедевров комиксного искусства. Самым ранним из которых и является «Бэтмен: Эго», выпущенный издательством «Азбука» в формате стандартного сингла и увеличенного делюкса. На последний мы с вами и взглянем сегодня.

Возвращаясь обратно к лучам славы, в которых авторам комиксов так и не удаётся искупаться – особенно рьяно про «Эго» заговорили совсем недавно, когда режиссёр Мэтт Ривз упомянул работу Кука как один из главных источников, из которых он черпал вдохновение во время создания поджидающей нас в марте премьеры. В связи с чем встаёт очевидный вопрос – какая именно деталь графической новеллы так заинтересовала Ривза, что легла в основу самого ожидаемого блокбастера следующего года? И если взглянуть на трейлеры – ответ становится очевиден.

Как Дарвин подробно объясняет в вошедшем в наш делюкс предисловии, цель для своей чуть ли не дебютной комиксной работы он поставил практически недостижимую – рассказать такую историю, обхват которой измерялся бы всей вселенной персонажа. Даже в 2000-ом году – подобная задача была чрезмерно сложна, особенно для недостаточно опытного, пускай и бывалого автора. В попытках сделать подобное всеобъемлющее высказывание, Кук пришёл к очень прямолинейной идее – а что если Тёмный Рыцарь займётся саморефлексией? Что если две грани персонажа, человеческая и приключенческая, сядут за стол переговоров после пережитого Брюсом потрясения? И что если «Бэтмен», как образ, окажется деструктивным агентом хаоса, стремящимся подчинить волю своего носителя? Что если в ходе этого идеологического противостояния Уэйну придётся оглянуться на всю прожитую им жизнь?

Именно в эту битву вступает герой на страницах «Эго», когда в истощении обрушивается на холодный пол своей пещеры под тяжестью множества полученных ранений, потерпев очередное, особенно болезненное поражение в схватке за чужие жизни. Перед Брюсом предстаёт мрачный и могущественный демонический образ, ставший его второй половиной, который принуждает его к одному – стать лучше. Проблема состоит в том, что образ совершенства этого Тёмного Рыцаря далёк от того, который очерчивает для себя протагонист, а сам Брюс как никогда остро осознаёт, что запас его внутренней силы в эту самую ночь окончательно себя исчерпал. А это значит, что место в этом мире остаётся только для одного из них… или нет?

Нельзя сказать, что выбранная Куком тема являлась чем-то радикально новым на момент публикации «Эго». Напротив – Дарвин задаёт Бэтмену тот самый изъезженный вопрос о дуализме его личности, который до него уже поднимало великое множество авторов, включая уже упомянутого Фрэнка Миллера.

Уникальной его трактовку делает то, что его Величайший Детектив не остаётся заперт в бесконечной саморазрушительной войне, а оказывается способен найти весьма убедительный ключ к решению своей проблемы, и достичь гармонии со своим заглавным оппонентом. С другой стороны – главным достоинством «Эго», как комикса, и Дарвина Кука, как автора, остаётся то, что ему как мало кому другому удаётся воспользоваться своим талантом художника, чтобы достичь точно такой же гармонии между содержанием и формой.

Проще говоря, «Эго» – потрясающе красивая история. Не только с точки зрения банальной симпатичности иллюстраций, но и с куда более важной нарративной точки зрения. Балом на страницах Кука правит именно повествование и ход развития сюжетных событий, которые с поразительным мастерством запечатлены в последовательности разноцветных четырёхугольников.

Совмещая в себе роли сценариста и иллюстратора, Дарвин оказывается способен создавать очень цельную картину личностных переживаний Брюса, которые все вместе сливаются не столько в зрелище, сродни кинематографическому, сколько в чрезвычайно экспрессивную джазовую композицию, в которой музыкант использует знакомые всем приёмы и образы, но обыгрывает каждый из них в собственном незабываемом стиле. В «Эго» вам предлагают не только взглянуть на уникальное видение мира Бэтмена, но ещё и преподносят его в самой виртуозной манере.

А помимо этого в делюкс включены два других коротеньких рассказа. Первый, «Свидание с рыцарем», рисовал Тим Сэйл, и в нём Бэтмен переживёт очередное адреналиновое столкновение с Женщиной-Кошкой.

Второй, «Дежавю», снова рисовал сам Дарвин, и он является своеобразным ремейком любимого сюжета автора из #439-го выпуска Detective Comics, под названием «Ночь охотника», который когда-то написал Стив Энглхарт, а нарисовали Вин и Сэл Амендола. И тот, и другой комиксы – слишком короткие, чтобы претендовать на звание какого-то пышного десерта к основному блюду, однако достаточно красивые, чтобы замечательно смотреться в качестве украшения стола.

Стол, кстати говоря, в целом накрыт весьма красиво. Делюкс-издание от «Азбуки» имеет твёрдый корешок, суперобложку, отличное оформление, приличный перевод и крайне качественную бумагу. Помимо трёх рассказов здесь вы найдёте вышеупомянутое предисловие автора и коротенькие примечания нашего издательства.

Минус у него ровно один, и довольно условный – в западных вариантах этого сборника можно найти ещё парочку чёрно-белых работ Кука про Бэтмена, а то и вовсе целый графический роман «Женщина-кошка: Большой куш Селины». Впрочем, кто знает? Быть может – последний на русском языке мы ещё увидим.

Традиционно, пробежимся по тем причинам, по которым «Эго и другие истории» стоит приобрести:

  • Очевидно, что рекомендация режиссёра самого ожидаемого фильма по комиксам ближайшего будущего стоит многого.
  • Ещё раз подчеркнём, что Дарвин Кук – гений комиксного ремесла, и один из самых выдающихся творцов XXI-го века.
  • Затем ещё раз повторим – «Эго», это один из самых удачных примеров дискуссии на тему двойственности Бэтмена, который не только ставит вопрос ребром, но и даёт на него осмысленный ответ.
  • Наконец, если вы нуждаетесь в дополнительных параллелях с более популярными прочтениями мира Тёмного Рыцаря, то в какой-то мере «Эго» можно назвать одним из самых удачных эпизодов того самого анимационного «Бэтмена» 90-ых.

Последнее сравнение, между прочим, взято не с потолка. В своё время Дарвин Кук был одним из авторов, стоящих за «The New Batman Adventures», и именно он целиком создал легендарные открывающие титры «Batman Beyond». Если подобные заслуги для вас не пустой звук, то настоятельно рекомендуем задуматься о приобретении «Эго». Потому что, во-первых – здесь вы найдёте тот самый мир Крестоносца в Плаще, играющий особенно мрачными и психологичными красками. А во-вторых – вполне возможно, что именно ваша покупка станет той самой последней каплей, которая прорвёт дамбу и даст «Азбуке» резон для издания того самого магнум опуса Дарвина, которого наш рынок давным-давно заждался.

Комментарии