Худший комикс о Бэтмене? Обзор комикса «Все звёзды. Бэтмен и Робин, Чудо-Мальчик»

4 440

ХУДШИЙ, СУКА, КОМИКС О БЭТМЕНЕ вышел на русском языке.

Ух. Ну что, раз уж вы кликнули по ссылке, то прекрасно понимаете, что разговор нам сегодня предстоит очень интересный. Так что устраивайтесь поудобнее, настраивайтесь на правильный лад, налейте себе чего-нибудь и давайте приступим.

Как нам всем известно – комиксы бывают очень разные. Бывают комиксы плохие. Бывают хорошие. Бывают попросту нормальные, оказаться среди которых особенно страшно. Временами даже бывают комиксы отличные. А порой бывает так, что случаются комиксы исключительные. И если в индустрии есть хоть один человек, который собаку съел на создании последних – это Фрэнк Миллер.

За свою длинную карьеру Фрэнк успел сделать очень многое. Он завоевал признание и как художник, и как сценарист. Он снискал славу как комиксного мессии, канонизированного толпами немытых фанатов, так и комиксного антихриста, имя которого эти же самые фанаты мешали с грязью. Он успел поссориться и помириться практически с каждым именитым комиксистом, выступал как один из главных борцов за авторские права и свободы в комикс-индустрии, активнейше боролся с цензурой, первым среди своих коллег покорил Голливуд и совершил как минимум две революции в комиксном искусстве.

Как принято говорить – он забыл о своём ремесле больше, чем основная масса его коллег когда-либо знала. В октябре этого года на фестивале в Италии состоялась премьера документального фильма, в заголовке которого Фрэнка именуют не иначе как «Американским гением». Проще говоря – о творчестве этого человека можно говорить часами. Но сегодня нас интересует лишь один отдельный аспект его карьеры.

Этот аспект, который мы уже когда-то давно успели обсудить – огромное влияние, которое Миллер оказал на современного Бэтмена. За пазухой у автора есть щедрый набор из самых разнообразных комиксов о Тёмном Рыцаре. Три из них – «Возвращение Тёмного Рыцаря», «Год первый» и «Последний крестовый поход» – были выпущены на русском языке издательством «Азбука». И в зависимости от того, кого вы спросите – один из вышеперечисленных с огромной вероятностью окажется условным «лучшим комиксом о Бэтмене». Что особенно иронично, и особенно красноречиво описывает вклад Фрэнка – если вы спросите, какой комикс про Величайшего Детектива условно является «худшим», то вы точно также наверняка услышите название одной из работ Миллера.

И скорее всего – этим названием будет «All-Star Batman & Robin, the Boy Wonder». Эту серию, благодаря той же «Азбуке», вы теперь можете прочитать на русском. Стоит ли она того, чтобы вы её читали? Ответ, как нам видится, предельно однозначный – да, ещё как стоит. И плюньте в лицо каждому, кто будет пытаться доказать вам обратное.

Но давайте уже перейдём к сути. О чём «Бэтмен и Чудо-Мальчик» будут вам рассказывать? На самом деле, весь непосредственный сюжет серии можно описать довольно быстро. Хватит и одного предложения – это запечатлённая на бумаге картина тех событий, которые происходили тогда, когда Брюс Уэйн впервые столкнулся с Диком Грейсоном, который против своей воли оказался втянут в его войну с преступностью. На этом, можно сказать, все ключевые сюжетные детали «Всех звёзд» заканчиваются. Причиной тому стал самый обидный недостаток серии – её незавершённость.

После того, как вы закроете наше издание, вы гарантированно почувствуете, что события комикса обрываются на полуслове в тот самый момент, когда начинает казаться, будто авторы ведут нас к чему-то важному. И ваше наблюдение будет абсолютно верным – «All-Star» нерегулярно выходил на промежутке с 2005-го по 2008-ой год, после чего ушёл на бессрочный хиатус, который тянется по сей день. Несмотря на периодические слухи и заявления о том, что выход новых выпусков возобновится, или же история получит продолжение в другой форме – последние десять лет не наблюдается никаких предпосылок для того, чтобы эта фантазия стала реальностью. Таким образом – те десять глав, которые собраны в нашей книге, действительно следует считать настолько завершённой историей, насколько это в принципе возможно.

Что же в этой истории такого особенного, что продолжает возмущать фанатов Бэтмена более чем десять лет спустя? Что же породили на свет её авторы, что превратило их серию в того самого монстра, который прячется под кроватью у большинства поклонников супергероики? Ирония заключается в том, что скорее всего – такого отклика им удалось добиться за счёт того, что они превосходно справились со своей работой.

Если у Фрэнк Миллера есть хоть одна отличительная черта, которая задаёт тон абсолютно всему его творчеству – этой чертой является его тяга к новаторству и экспериментам. Сколько не ищи, среди его работ не удастся найти ни одной, которая была бы похожа на другую. Его стремление находить неисследованные горизонты и отправляться к ним на поиски приключений – та самая авторская особенность, которая обеспечила славу и признание не только ему, но и всей комикс-индустрии. И «All-Star Batman & Robin» является отличным примером подобного путешествия в бездну, куда не отваживаются заглядывать большинство авторов. Потому что, как известно, бездна любит глядеть обратно.

По большому счёту, если судить по трейлерам – «ASBR» очень походит на грядущий фильм Мэтта Ривза. Походит настолько, что не будет удивительным узнать, что режиссёр черпал из работы Миллера вдохновение, но стесняется в этом признаваться. Это история родом из того периода в карьере готэмского мстителя, когда его крестовый поход всё ещё был сумасшедшей и бескомпромиссной войной молодого, одержимого и невероятно свирепого одиночки не только против преступного мира, но и против всего мира, как такового. Однако там, где Бэтмен Роберта Паттинсона вдохновляется Куртом Кобейном, носит эмо-причёску, подкрашивает веки в черный цвет и с жалобными глазами пытается изображать из себя шекспировского страдальца, Бэтмен Фрэнка Миллера расправляет плечи, делает звериный оскал и прямо говорит: «КАК ЖЕ Я, СУКА, ЛЮБЛЮ БЫТЬ БЭТМЕНОМ».

И знаете, что? У него есть на то все причины.

Тёмный Рыцарь в «ASBR» – настоящий монстр, в самом лучшем смысле этого слова, внезапно вспомнивший о своих «pulp fiction» корнях. Это тот самый пиковый виджиланте, родом из бульварных криминальных новелл, который несёт возмездие не только на словах, но на деле, и действительно вселяет «TERROR» в сердца трусливых и суеверных. Этот Бэтмен – неостановимая машина, ведущая разрушительную битву за правосудие на улицах насквозь прогнившего города, где грань между нарушителями покоя и его стражами настолько размылась, что перестала существовать. Последний, безумный оплот суровой справедливости в настолько же безумном, гипертрофированном море хаоса, в которое превратился его родной Готэм-сити. У него нет друзей и нет союзников. Ему не на кого положится, кроме себя самого. Каждый живущий в этой дыре его боится и ненавидит. И ему это чертовски нравится. В конце концов – именно к этому он готовил себя всю жизнь. И как выясняется – готовил не зря.

Что особенно интересно, несмотря на преднамеренно раздутую бескомпромиссность протагониста – у Миллера получается взглянуть на ту единственную тему, которую он успевает раскрыть за десять номеров, с уникального ракурса. Отношения, которые Брюс Уэйн начинает выстраивать со своим подручным, совершенно не походят на те, которые ожидаешь увидеть между осиротевшим мальчиком и его приёмным отцом. В «ASBR» Миллер откладывает в сторону общепринятые представления о том, как нужно бороться с психологическими последствиями трагедии, вместо этого логически развивая концепцию одинокого мстителя и приходя к достаточно интересному выводу – некоторые потрясения пережить просто невозможно.

Есть такие вещи, прощать которые не только не получается, но и попросту нельзя. И Бэтмен, столкнувшись с ребёнком, который оказывается травмирован в точности как он сам когда-то, решает помочь ему единственным способом, который знает – подарить ему цель. Этой целью, в городе, где полиция оказывается на стороне убийцы твоих родителей, становится поиск того самого призрачного возмездия, которым живёт и дышит сам Уэйн. И в процессе этого поиска – Брюс, чувствуя ответственность за воспитание молодого напарника, начинает понемногу созревать как герой (повторяя тот путь, который комиксы про персонажа когда-то прошли в реальности). Судя по словам Фрэнка – эта идея должна была получить дальнейшее развитие в неизданных номерах.

При этом – это совершенно не значит, что всё остальное трёхсот-страничное пространство не наполнено ничем интересным. Большая часть «Бэтмена и Чудо-Мальчика» отведена под путешествие сквозь ту pulp-вселенную DC в которой развивается действие. Играючи чередуя возведённую в абсолют атмосферу криминального комикса с едкой сатирой, Миллер дарит читателю ни с чем не сравнимое погружение в крайне необычную версию Готэма, который битком набит самыми страшными отморозками, каких только видел свет, и где каждый мало-мальски порядочный человек находится в шаге от смерти, депрессии, безумия или маниакальной одержимости. Будучи создателем знаменитого «Города Грехов» – Фрэнк не имеет абсолютно никаких проблем с тем, чтобы малевать вотчину Тёмного Рыцаря той самой погрязшей в преступности дырой, какой её любят видеть читатели. С другой стороны – небольшое камео во «Всех звёздах» отведено сразу нескольким другим знаменитостям из пантеона DC, которые появляются на страницах для того, чтобы лишний раз быть высмеяны Бэтменом, пока они изо всех сил пытаются покритиковать его бескомпромиссный подход к решению вопроса с готэмским криминалитетом. Эти «товарищеские» интеракции окажутся настолько неформатными, что гарантированно застрянут у вас в памяти надолго.

Именно за счёт вот этого неотъемлемого качества и формируется исключительность «All-Star». Это один из тех редких, драгоценных комиксов, которые намертво врезается в память. Совмещение провокативной, шокирующей брутальности и уникального злого юмора во время чтения вызывает чувство лёгкой эйфории. Там, где другие авторы увидели бы вульгарность – Фрэнк Миллер видит возможность бросить вызов нормам морали. То, что другие авторы сочли бы чрезмерной крайностью – Фрэнк Миллер считает лишь ещё одной гранью комикс-культуры. То, что другие авторы принимают за табу – Фрэнк Миллер использует как тему для нового рассказа. Там, где все прочие бэт-писатели боятся сделать шаг в сторону от диктуемого мифическим «каноном» образа – Фрэнк Миллер видит лишь очередной шанс обогатить историю своего любимого персонажа свежим приключением. Вопреки той лавине педантичной критики, что когда-то на него обрушилась – «All-Star Batman & Robin» несомненно является стоящим комиксом. Хотя бы потому, что другого такого комикса просто не существует.

Что ещё важнее – «Все звёзды» получился исключительной работой не только по сути, но и по форме. Пора уже проговорить очевидное вслух – это просто потрясающе красивый комикс. Джим Ли (нынешний издатель и один из главных художников DC XXI-го века), получив возможность объединиться с живой легендой комикс-индустрии, решил не потратить этот шанс впустую – и продемонстрировал публике одну из лучших работ в своей карьере. Забудьте про «Тихо!». То была лишь разминка. Тот визуальный шик, который карандаш Джима привносит в «All-Star» – это монструозно красивое зрелище. Никаких слов не хватит, чтобы передать запредельный уровень стиля, размаха и детализации, с которым оформлен местный Готэм и его окрестности. Этот город – словно монстр Франкенштейна, который раз за разом оживает в ярком свете молнии. Пока Тёмный Рыцарь и его соратники играют в свою маленькую войнушку – он живёт собственной, роскошной жизнью где-то на фоне, совершенно не обращая внимание на сумасшедшего мужика в костюме животного, который рыскает по его крышам. Этот Готэм пугающе прекрасен. И только вам решать – хватит ли вам смелости встретиться с ним лицом к лицу.

Встреча, кстати говоря, будет проходить под эгидой «Азбуки». То есть – встречать будут по-королевски. Вся серия была собрана в формате абсолютного издания с твёрдым корешком, суперобложкой, отличным оформлением, хорошим переводом и щедрой подборкой дополнительных материалов.

Среди них – предисловие Боба Шрека, полный сценарий Миллера к первому выпуску вместе с обнажённым карандашом Джима Ли, все вариантные обложки, обширная галерея набросков, эскизов и дизайнов персонажей.

Что немаловажно – знаменитый шестистраничный разворот с бэт-пещерой в книгу тоже включён (а вот на фотографию не влез, потому как нормально снять его можно исключительно с вертолёта).

Проще говоря – русскоязычное издание получилось отменным. Не до конца понятно, каким образом оно вообще увидело свет (учитывая незаконченность серии и её дурную славу), однако его выход – несомненный праздник для ценителей творчества тех культовых авторов, что за серию ответственны.

Ну так что, кому бы мы порекомендовали приобрести САМЫЙ УЖАСНЫЙ КОМИКС ПРО БЭТМЕНА? Следующим людям:

  • Для начала – вы не зануда.
  • Во-вторых – ваше восприятие Бэтмена обладает гибкостью, и не загнано в унылый шаблон, диктуемый превалирующим в массовой культуре образом.
  • Вы хотите как следует повеселиться, но при этом прочесть такую вещь, которая обладает запоминающимся вкусом.
  • Вы не имеет ничего против того, чтобы читать сногсшибательно красивые комиксы.

«Все звёзды. Бэтмен и Робин, Чудо-Мальчик» – по своей сути напоминает этакий фристайл от рэпера старой школы. Мало где ещё вы увидите, как мастер своего дела, которому не нужно ничего доказывать, играючи балуется с самыми драгоценными персонажами поп-культуры, доводя клише их образа до сюрреалистичного абсурда, при этом умудряясь обращаться со словом и формой так, как большинству его коллег и не снилось. С другой стороны – мало где вы увидите комикс, визуальная составляющая которого проработана с такой фанатичной дотошностью, что от открывающихся видов по спине пробегает дрожь. Можно ли «All-Star Batman & Robin, the Boy Wonder» называть «худшим комиксом про Бэтмена»? Конечно можно! Называйте на здоровье. Скорее всего – подобная характеристика его создателям только льстит.

Куда любопытнее здесь то, что последние пять лет актуальных готэмских комиксов стоило бы обменять на ещё хотя бы два заключительных выпуска вот этого «худшего». А если уж быть откровенным, то возможно и все лет десять.

Комментарии