Лучшее шоу DC? История мультсериала «Юная Лига Справедливости». Часть 1
Юной Справедливости – 12 лет!
26 ноября 2010 года состоялась премьера одного из величайших супергеройских мультсериалов – Young Justice или же «Юная Лига Справедливости». По описанию легко подумать, что перед вами очередное шоу про команду подростков, которые совмещают спасение мира со школьными проблемами. Но это не совсем так: на протяжении уже почти сотни серий перед нами раскрывается уникальная, сложная и затягивающая история о развитии всей Вселенной ДиСи. И в то же время подростки действительно спасают мир, как все любят.
Достаточно вступлений – история «Юной Справедливости» (для краткости – ЮС) слишком интересна, чтобы тратить время на затянутые предисловия. Текст и так получился слишком объемным, потому пришлось разделить его на две части, лишь бы упростить вам чтение. Начнем с истоков!
На заре Юной Справедливости
История ЮС начинается с двух талантливых людей. Если вы увлекаетесь мультсериалами, наверняка вспомните эти имена по заставкам или титрам любимых шоу – Грег Вайсман и Брэндон Виетти.
Начнем с Грега. Создатель «Гаргулий», продюсер «Чародеек» и «Грандиозного Человека-Паука», а также сценарист некоторых серий «Геркулеса», «Непобедимой команды супер-обезьянок», «Бена 10», «Трансформеров: Прайм» – долгое время я не подозревал, что за большинством обожаемых мной мультсериалов стоит один человек.
Гаргульям я посвятил отдельный большой гайд.
Проекты Вайсмана любимы сотнями тысяч зрителей за проработанные миры, харизматичных героев, убедительную командную динамику, умелое совмещение мелодрамы с фантастическими сражениями и невероятную атмосферу приключений. Но достоинства главных творений Вайсмана стали их приговором – все они закрывались раньше времени.
«Гаргульи» не получили достойной концовки, так как Грег покинул последний сезон из-за разногласий с руководством. У «Грандиозного Человека-паука» планировалось пять сезонов, однако вышло только два: шоу отменили из-за анонса Ultimate Spider-Man, больше приближенного к КВМ. «Чародейкам» сравнительно повезло получить достойный финал, однако и у них был задел на продолжение. Слишком грандиозные планы рушились под собственной тяжестью, оставляя только перспективный фундамент.
У Брэндона Виетти не такое разнообразное портфолио, но о его работах вы тоже точно слышали. Хотя бы потому что он был режиссером отдельных серий в мультсериалах «Бэтмен» 2004 года и «Бэтмен: Отважный и смелый». Из-за феноменального величия Batman: The Animated Series о других Бэт-мультах вспоминают гораздо реже, а зря – Брэндон был одним из многих людей, которые поддерживали высокую планку предшественника. Пусть и в другом стиле.
Также Брэндон участвовал в постановке отличных полнометражек: «Бэтмен против Дракулы», «Супермен: Судный день», «Бэтмен: Под колпаком».
Ориентировочно в начале 2009-го Вайсман завершил работу над «Пауком», в то время как Виетти закончил «Красного Колпака». Тогда президент Warner Bros. Animation Сэм Регистер обратился к ним с предложением создать мультсериал про Зеленых Фонарей специально к премьере фильма с Райном Рейнольдсом. По задумке дуэта шоу должно было показать секретную команду Фонарей для тайных операций. Однако релиз фильма перенесли, и Виетти с Вайманом перебросили на другой проект Space Ghost, основанный на старом супергеройском шоу. Увы, этот мультсериал также отменили – в конце концов Регистер заявил, что хочет выпустить «Юную Лигу Справедливости».
Название Young Justice глава студии не придумал с нуля. Команда появилась в комиксах еще в 1998 году, когда несколько участников Юных Титанов переросли свое прозвище. Супербой (Коннер Кент) в кожаной куртке, вечный Робин (Тим Дрейк) и спидстер Импульс из будущего (Барт Аллен) стали наследниками старших супергероев в борьбе со злом и получили собственный онгоинг. Продлилась она 55 выпусков, за время которых в ряды ЮС вступили еще несколько молодых героев, потом команда распалась и снова смешалась составом с Титанами.
Но Брэндона и Грега идея подтолкнула к другим ассоциациям. Даже по названию было видно, что мультсериал собирался стать преемником «Лиги Справедливости» и «Юных Титанов». Оба шоу были крайне популярны, потому дуэт боялся конкурировать с глыбами жанра.
Тогда Вайсман и Виетти решили, что не будут делать супергероику в чистом виде. Воспользовавшись своими наработками, команда представила концепт шоу, посвященного шпионским миссиям, затем теме взросления и только потом сражениям героев со злодеями.
В первоначальном замысле на Землю нападал Мир Войны Монгула – это целая планета, напичканная оружием и агрессивными пришельцами. Лига Справедливости бы отражала атаки захватчиков, а их юные помощники должны были пробраться на вражеский Мир и устроить в нем диверсию изнутри. Постепенно от идеи отказались, и от нее осталось только появление Мира Войны во втором сезоне.
Мир Войны в Action Comics.
Чтобы никак не пересекаться с предшественниками, Виетти и Вайсман создали абсолютно новый мир, никак не связанный с Анимационной Вселенной DC. Тогда издательство щедро предложило им один из своих 52 миров – Землю-16.
Число нередко обыгрывается в мультсериале как пасхалка: его часто можно увидеть во временных отметках, номерах формы и прочих местах. Если не верите, взгляните на внушительный список!
Одной из самых сложных стадий разработки стал выбор главных героев и злодеев. В список героев-подростков попало около пятидесяти персонажей от очевидных Робинов и Супергерл до малоизвестных Чудо-Близнецов. DC наложили вето только на четырех персонажей: Чудо-Девушки Кэсси Сэндсмарк и Донна Трой, Синий Жук (Тед Корд) и Дарксайд.
Самое вероятная причина этого странного решения – другие проекты DC. В 2010 разрабатывался сериал про Синего Жука (Хайме Рейеса), NBS планировало запустить сериал про Чудо-Женщину, и компания не хотела путать зрителей. Иронично, что эти проекты так и не увидели свет, а персонажи все же попали в мультсериал.
Вы можете спросить: а зачем выбирать новый состав, когда есть каноничное трио из комиксов? Вообще комиксная ЮС не была такой уж популярной командой и не считалась хедлайнером ДиСи. Гораздо больше фанатам и сценаристам ЮС нравились Юные Титаны, ведь у них было как минимум два знаменательных рана – культовая классика New Teen Titans от Марва Вулфмана и Джоржа Переза, а также удачное переосмысление в виде Teen Titans vol.3 от Джеффа Джонса. Команда сценаристов старалась отдавать дань уважения всем трем источникам своего вдохновения, но не экранизировать сюжеты напрямую – только адаптировать самые увлекательные идеи.
Например, в одной серии есть камео Секрет – ныне забытой девочки-призрака из оригинальной ЮС. Красный Торнадо как наставник нового поколения тоже пришел из комиксов про ЮС, лаконичный дизайн Супербоя перекочевал из третьего тома «Титанов», Свет слегка напоминает УЛЕЙ (H.I.V.E. – постоянные враги Титанов) и так далее.
Темой первого сезона планировалось сделать тайны, следовательно нужны были персонажи с непростым бэкграундом. И все же секретам самых ярких героев нельзя перетягивать все внимание на себя – подростки разных полов, национальностей, характеров и боевых стилей должны были гармонично смотреться вместе.
То же самое и со злодеями. Раз уж Вайсман и Виетти придумывали шпионский сюжет, в качестве антагониста выбрали загадочную злодейскую организацию. Как в случае с ЮС, тайный совет придумал с нуля, но вдохновляясь лучшими комиксными ранами. В итоге обе враждующие команды стали калейдоскопом разных участков Вселенной DC: у негодяев и у героев были свой маг, свой представитель подводного мира, свой телепат и так далее.
С похожей логикой собирались злыдни, например, в «Лиге Справедливости» Скотта Снайдера.
К составу обеих команд я вернусь чуть позже, а пока продолжим рассматривать творческий процесс. Сценаристы изначально продумали три сезона: обрисовали откуда начинаются линии персонажей, как их поступки влияют на глобальный статус-кво и какой финал их ждет.
Затем они начали продумывать первый сезон. Чтобы четко расставить зацепки на будущее, команда расписала все эпизоды по карточкам. Желтые предназначались для названий и дат, синие – для супергеройских дел подростков, фиолетовые – для их обычной жизни, красные – для взрослых персонажей из Лиги Справедливости, зеленые – для злодеев.
На этом этапе в мультсериал были введены таймкоды: подробное описание, где и когда происходят события сцены, вплоть до указания точного времени. Это уж очень непривычно для супергеройских историй. Обычно они разворачиваются в неопределенное время, чтобы зрителям было проще ассоциировать себя с героями. Но только не ЮС: события первой серии четко зафиксированы 4 июля 2010 года, а финал первого сезона – 31 декабря 2010 года. Благодаря педантичности авторов, спустя четыре сезона всю хронологию мультсериала можно уложить в четкий таймлайн.
От сценария перейдем к картинке. По требованию Брэндона Виетти, дизайн персонажей требовался в меру реалистичный, но достаточно яркий. Самые странные облики из комиксов опять же переработали: например, мелкий злодей Спортмастер переоделся в практичную спортивную экипировку, чтобы выглядеть более угрожающим.
Других героев превращали в амальгаму знакомых персонажей. Дефективная копия Супербоя по имени Мэтч – это одновременно и Супербой Прайм, и Бизарро. Знакомый почерк, если вспомнить совмещение Шокера и Монтаны из «Паука».
Вот как Виетти описывал подход к костюмам на примере Робина и Аквалэда:
Одежда Аквалэда блестящая, почти не содержит швов, потому что сделана из гладкого материала для быстрого перемещения в воде. Робин также носит защищенный костюм, но спасает он от других угроз. Так как Грейсон борется с готэмской преступностью, ему нужны вшитые материалы для защиты тела во время уличных боев или даже для остановки пули.
Новый визуальный дизайн помогал выделить проект среди другой геройской анимации, как и музыкальное сопровождение. Снова вспомним триллер про спецагентов: предпочтение отдавалось электронике, а не оркестру.
Итак, после почти трех лет разработки, 26 ноября 2011 года первые две серии увидели свет на канале Cartoon Network.
Больше не сайдкики
Таков был девиз первого сезона. Бэтмен, Аквамен, Зеленая Стрела и Флэш приводят своих помощников в тайное убежище и предлагают им организовать Команду – этакое переходное звено между мальчиками на побегушках и членами Лиги Справедливости. Четверка подростков под руководством старших наставников должна будет тренироваться и выполнять некоторые миссии, во всем слушаясь старших. Странно, но опытные герои не знали, что «слушаться», «подростки» и «супергерои» в одном предложении редко совместимы…
И дальше вас ждет 26 серий, ведущих к становлению той самой команды мечты из планов Лиги. Чтобы не слишком углубляться в пересказ сюжета, лучше перейду к восьмерке главных героев. Условно главных – запоминаются тут десятки персонажей как со стороны добра, так и со стороны зла, как из младшего поколения, так и из взрослого каста. У каждого из восьми есть собственные драмы, мечтания, промахи, успехи и, как минимум одна серия, которая позволяет раскрыться в полной мере:
Дик Грейсон (Робин). Первый воспитанник Бэтмена и один из самых крутых героев ЮС (по его мнению). Хотя Дику в первом сезоне всего 13 лет, младший участник ЮС с лихвой опрокидывает проблемы акробатикой и смекалкой. Даже если соратники владеют телепатией и магией, Робин умудряется оставаться незаменимым героем с бездной обаяния. Школа Темного Рыцаря дает о себе знать.
Звездный эпизод: 1.24 Performance. Дик всячески старается брать пример с приемного отца и поддерживать имидж крутого парня. Мы же все понимаем, что он носит темные очки не для маскировки? Но когда он возвращается в родной цирк, можно увидеть более ранимого и чувствительного Робина. За сальто и ехидной ухмылочкой прячется напуганный подросток, ведь ничто так ни украшает ироничного циника, как шрамы на душе.
А еще эпизод интересен неплохой детективной линией, где можно попытаться угадать злодея.
Уолли Уэст (Кид Флэш). Племянник Барри Аллена с аналогичными силами, пусть и немного более медленный, чем его дядя. Фанаты любят Уолли не меньше Дика, ведь желтый спидстер – самый веселый герой в команде. Хотя Уолли любит подшучивать над товарищами и вдоволь повалять дурака, чаще всего в дураках оказывается он сам. Очень приятный и добрый парень, а также надежный друг.
Звездный эпизод: #1.20 Coldhearted. В свой день рождения Уолли получает секретную сольную миссию – нужно доставить сердце для пересадки принцессе Пердитте из маленькой европейской страны. Все складывается против Уолли: с неба обрушился снегопад, дорогу преграждает Вандал Сэведж, а дядя девочки, Граф Вертиго, имеет свои планы на трон. Серия представляет Уолли в необычном амплуа – в борьбе за каждое мгновение Кид Флэшу приходится быть серьёзным и самостоятельным героем.
Рой Харпер (Спиди, затем Красная Стрела). Какая же команда обойдется без вспыльчивого эджи-боя? Правильный ответ– Юная Лига Справедливости, ведь Рой еще в первой серии отказался участвовать в затее и ушел в вольное плавание. Однако даже став суровым мстителем-одиночкой и сбросив смешную шляпу, бывший Спиди продолжил играть важную роль в приключениях ЮС.
Звездный эпизод: #1.10 Targets. Лига Теней хочет сорвать напряженные переговоры двух враждующих государств, а Красная Стрела пытается остановить убийц. Но все не может быть так просто, если в дипломатии участвует Лекс Лютор. Хорошая демонстрация того, что действия безбашенных линчевателей легко предугадать, а еще проще – обернуть в свою пользу.
Калдурам (Аквалэд). Если Уолли можно сравнить с Майки из Черепашек-Ниндзя, Роя – с Рафом, то Калудрам воплощает в себя рассудительность Донни и ответственность Лео. Пожалуй, из-за своей серьезности Кал выглядит самым предсказуемым участником ЮС – все интересное его ждет только в будущих сезонах. Слишком правильный характер компенсируется крутейшими способностями по управлению водой. Водные хлысты точно заставят вспомнить лучшие бои из «Легенды об Аанге».
Звездный эпизод: #1.8 Downtime. Калдурам заглядывает в родную Атлантиду, и вместе с другом Гартом и возлюбленной Тулой отражает атаку Черной манты. Немного печальный эпизод, ведь он подробнее раскрывает, как Калдураму пришлось отказаться от чувств к Туле и стать помощником Аквамена, пока его друзья остались защищать Атлантиду.
Также серия интересно обыгрывает факт, что Калдурама придумали специально для мультсериала, а в комиксах Аквалэдом стал именно Гарт. Уже во время разработки сериала персонаж так понравился Джеффу Джонсу, что он ввел Калдура в комиксы, пусть и в измененном виде.
Коннер Кент (Супербой). В первой своей миссии Дик, Уолли и Калдурам случайно находят в секретной лаборатории молодого клона Супермена. После освобождения Коннер попадает в команду, но свободен ли он внутри? Супербой не умеет летать или стрелять лазерными лучами из глаз, но ответственность на нем такая же, как на Человеке из стали. Коннер сомневается в прошлом, своем месте в мире, потому поначалу ведет себя, как 90% подростков в переходном возрасте. Интересно наблюдать, что он с каждой серии становится спокойней и уверенней в себе благодаря влиянию друзей.
Звездный эпизод: #1.22 Agendas. Коннер Кент узнает шокирующую правду о своем происхождении – он клон не только Супермена, но и Лекса Лютора. Сможет ли Коннер отказаться от «сделки с дьяволом»? Или гены второго отца возьмут верх?
За твистом скрывается интересная предыстория. В 1996 году некий Джеффри написал письмо издательству: а почему бы не сделать Супербоя клоном Супермена и Лекса Лютора? Тогда от идеи отказались, но спустя 7 лет тот самый фанат, уже ставший сценаристом Джеффом Джонсом, перезапустил серию про Юных Титанов – и в первом же выпуске воплотил свой замысел в жизнь!
Меган Морс (Мисс Марсианка). Еще один малоизвестный до ЮС персонаж – юная племянница Марсианского Охотника. Инопланетянка попадает на Землю, знакомится с нашей культурой и попадает в смешные ситуации – троп на все времена, отлично работающий в куче произведений, от «Альфа» до «Засланца из космоса». Только Марси приходится бороться не только с культурным барьером, но и с синдромом самозванки (в прямом и переносном смысле).
Именно чудаковатость и добродушие Меган помогли растопить суровое сердце Супербоя. Противоположности притягиваются, а еще лучше если у них есть общие комплексы – непосредственная Марси и непробиваемый Коннер помогают друг другу стать лучше.
Звездный эпизод: #1.21 Image. Когда ЮС отправляется на миссию против Королевы Пчел, и случайно сталкиваются с женщиной, чью внешность переняла Меган –актрисой из старого ситкома.
Как все марсиане, Меган владеет телепатией, телекинезом, а также способностью менять внешность. Поэтому она смогла скрыть свою истинную форму – белого лысого чудовища. Страх Марси, что друзья отвернутся из-за скрытого облика, в этой серии красиво переплетается с забавной встречей Меган и ее кумира.
Артемида Крок. Формально это третьестепенная героиня из комиксов, но сценаристы настолько сильно развили ее образ, что Артемиду можно считать новым персонажем. Артемида – дочь злодея Спортмастера, а ее сестра – наемница Чешир. С такой семьей у нее не было никаких шансов вырасти обычной девочкой, но, к счастью, свои боевые навыки она решила применять ради добра. Став последовательницей Стрелы, ей пришлось многое сделать, чтобы преодолеть недоверие к команде, наладить отношения с родней, а также убедить Роя, что она достойна носить колчан.
Для меня на протяжении сезона Артемида оставалась «темной лошадкой». Я не встречал ее в комиксах, потому ждал от нее чего угодно, склоняясь в сторону подлости. А она была всего лишь одиноким подростком – и выросла адекватной стойкой девушкой.
Звездный эпизод: #1.6 Homefront. Чем могут быть полезны лучники и акробаты для команды, когда там есть мини-копия Супермена? На Пещеру команды нападают роботы, и Артемиде с Робином нужно победить намного более сильных соперников одними лишь хитростью, храбростью и проворством.
Затанна Затара. У волшебницы не так много экранного времени, потому что ее пригласили в команду только к середине первого сезона. Умеет колдовать, переворачивая предложения наоборот. Важной частью личности Затанны и в комиксах, и в мультсериале стали отношения с отцом, великим магом и фокусником Джованни Затара. Девочка безусловно любит папу, потому жизнь без него становится тяжелым испытанием: Джованни приходится стать новым Доктором Фэйтом, потеряв свою человеческую личность.
Звездный эпизод: #1.18 Secrets. Во время Хэллоуина Артемида и Затанна сталкиваются с загадочным психопатом по кличке Вред. Крайне жуткая серия со зловещим сюжетным поворотом и множеством брутальных заклинаний.
Вообще вся магическая линия в мультсериале очень качественно переплетена с происходящим: волшебство не обесценивает другие силы во Вселенной, но остается мощнейшей силой во Вселенной. Возможно, поэтому сценаристы решили не отправлять Затанну на миссии слишком часто – безграничные чары были бы слишком имбовым оружием. Или же они не любили зеркалить слова.
Пожалуй, телепатия Меган тоже выглядит имбовой, но ее перебои с чтением мыслей легче списать на волнение и неопытность.
Что можно сказать о злодеях? Сценаристы стремились выделить для ЮС свой собственный уголок во Вселенной DC, потому противников подобрали не самых известных. Мерзкий телепат Псаймон, громила Блэйн, злые роботы-«братья» Красного Торнадо – их не особо стараются раскрывать. Лучше всего перемены видны по Старро: из завоевателя галактик пришелец превратился в биологическое оружие. Вот и промежуточные боссы – тоже лишь инструменты в руках настоящей угрозы, нужные только для того, чтобы ЮС было с кем подраться.
Пожалуй, можно выделить Чешир – это типичная «кошка, которая гуляет сама по себе», слишком прагматичная для злодейки, слишком коварная для героини. Если искать аналог в Марвел, то можно вспомнить такую же своенравную Электру.
Еще запоминается Сосулька-младший. Его имя говорит само за себя: мало того, что он мелкий злодей с морозными способностями, так еще и последователь своего грозного отца. Глуповатый трус без собственного мнения, Сосулька-младший стал злым только из-за плохой наследственности, а забавнее всего то, что с Супербоем у него сложилось нечто вроде неловкой дружбы.
Разумеется, все они меркнут перед Светом.
«Из тени мы будем стремиться к свету». Свет – тайное собрание самых могущественных негодяев в духе Иллюминатов, чьи истинные цели мы узнаем только в самый последний момент. В комиксах злодейская элита DC любит заседать вместе еще со времен Золотого Века – самыми влиятельными альянсами стали Секретное Общество Суперзлодеев и Лига Несправедливости (или Legion of Doom – Легион Смерти). Как мне кажется, главное их различие в том, что Общество пытается манипулировать миром без открытой конфронтации с супергероями. Легион же стремится стать зеркальным отражением Лиги Справедливости, чтобы уничтожить героев и занять их место.
Эта разница хорошо видна в серии #1.14 Revelation. Пока настоящие манипуляторы остаются за кадром, обе Лиги Справедливости сражаются с Лигой Несправедливости. В рядах злодеев есть опасные преступники Джокер, Ядовитый Плющ, Черный Адам, но в конце выясняется, что они всего лишь пешки в руках Света для грязной работы.
Сначала нам кажется, что главной целью Свет ставит порабощение мира, однако это было бы слишком примитивно для такого амбициозного состава. Большинство участников Света и злодеями себя не считают – они стремятся управлять развитием мира и вывести его на новый виток эволюции (разве что кроме одного шутника). Возможно, Свет даже необходим миру. Если Лига только реагирует на угрозы и действует реактивно, то Свет годами продумывает схемы для превращения Земли в главную планету Вселенной.
Как и в комиксах, состав тайного совета из первого сезона отражает Лигу Справедливости:
- Лекс Лютор. Гениальный миллиардер, враг Супермена и один из умнейших людей Земли. Наверное, именно Лекса можно назвать главным антагонистом для всех героев.
- Вандал Сэвидж. Основатель Света, даже более сложный персонаж, чем Лютор. Еще будучи первобытным охотником, он попал под действие инопланетного метеорита и стал бессмертным. Сэведж тысячелетиями влиял на мировую историю, сменил сотни личностей и фактически стоял у истоков появления мета-людей. Подробнее о его истории – во второй статье.
- Ра’с аль Гул. Следующий бессмертный архизлодей, основатель Лиги Теней и несостоявшийся тесть Бэтмена. Рас менее амбициозен, чем Сэвидж, и цели у него более грубые и наивные – не перестраивать баланс власти, а просто очистить мир от переизбытка людей.
- Клэрион. Трисктер и воплощение сил Хаоса в образе мальчика. Клэрион неуправляем, а в Свете по большей части находится ради любопытства (подробности опять же раскроют в четвертом сезоне). Так как Клэриону скучно усидеть в кресле, он чаще других элитных злодеев дрался с ЮС на поле боя. Еще один штрих к его экстравагантному облику – ему нужен кот-фамильяр, чтобы оставаться в физическом мире, что породило пару забавных ситуаций.
- Мозг. Тот самый эксцентричный Мозг с французским акцентом из «Рокового Патруля» Гранта Моррисона! Подробности романа с Месье Маллахом, к сожалению, не раскрыты, как и ориджин – о прошлом преступного гения можно почитать в комиксах по мультсериалу (подробнее о них ниже).
- Королева Пчел. Расчетливая правительница восточной страны, умеющая контролировать феромоны. Не самая проработанная героиня, интересная разве что озвучкой – голос Королеве подарила актриса, исполнявшая роль Демоны в «Гаргульях».
- Повелитель Океана. Злобный брат Аквамена, желающий получить власть над Атлантидой. Не могу его серьезно воспринимать после «Короля Атлантиды». Видимо, как и коллеги по Свету, ведь Орма во втором сезоне променяли на Черную Манту.
Свет нам демонстрируют еще в первых сериях, но личности совета раскрываются только после того, как большинство злодеев получат хотя бы одному звездному эпизоду. Чтобы при сцене раскрытия личностей Света мы могли поразиться: «Ого, так это и есть настоящие кукловоды!»
Я ненавижу троп, когда у злодеев все козыри в руках, но планы разваливаются из-за внутренних интриг (косо смотрю на Тихий Совет Кракоа). Это так банально, потому что опять оказывается, что дружба побеждает зло… Со Светом все иначе. Они точно готовы избавиться от слабых участников и думают только о своей выгоде, но в то же время достаточно хитры, чтобы не развалить общее дело из-за интриг. В первом сезоне еще не слишком заметно, но со временем перед зрителем появляется вопрос: а кто вообще полезнее для мира, Лига или Свет? Однако вместо одного клише злодеи угодили в другое.
В статье про «Гаргулий» я рассказывал, что у Грега Вайсмана есть любимый сценарный прием – «гамбит Занатоса». Это когда злодей проигрывает, но потом выясняется, что неудача была лишь частью еще более масштабного плана. Так вот, ЮС буквально состоит из нарастающей пирамиды таких гамбитов. На любое поражение злодеев в конце серии припасен твист, что Свет ожидал такой исход. В первом сезоне переплетение планов зловещего альянса еще увлекает, но со временем начнет сильно отвлекать. Смысл следить за сражением, если понимаешь, что это один из незначительных ходов в долгой игре, а настоящая развязка наступит очень нескоро?
Но это потом. Первый сезон ЮС отлично сбалансирован в сочетании сольных приключений и командной работы. Все потому что каждый из героев имеет свой уникальный характер и представляет свой уголок Вселенной ДиСи: например, Дик отвечает за борьбу с уличной преступностью, Уолли – за сражения против металюдей, Марси – инопланетяне и проблемы с телепатий. Чтобы увидеть мир целиком, нам нужно посмотреть на него глазами всех персонажей, соединив вместе магические эпизоды, экскурсию в Атлантиду, семейную драму и многое. А самое главное – вся Юная Лига вместе проходит одну большую арку по превращению в настоящих героев.
Я бы сказал, что в первом сезоне две сквозных линии. Первая – героям нужно доказать, что они достойны сражаться на уровне своих опытных наставников. Вторая – каждому приходится преодолеть себя и решить, что же для них важнее: сохранить секреты или открыться команде?
Поэтому и финалов у сезона как бы два. Сначала в #1.25 «Usual Suspects» юные герои, преодолев страх, один за одним раскрывают свои темные тайны команде и в финальном сражении выступают сплоченным отрядом. А после психологического «экзамена» следует испытание на поле боя – в #1.26 Auld Acquaintance ЮС приходится сразиться с Лигой.
Концовка идеально сводит все арки героев вместе. Это красивая точка в становлении Юной Лиги и одновременно интригующий задел на будущее. Несмотря на победу Юной Лиги, Свет все еще живет, здравствует и остается опасным противником, готовым продолжать игру.
Был ли успешен первый сезон? Критики его встретили благосклонно, как и зрители. Пилотный эпизод получил премию «Эмми», но что важнее – сериал с каждой серией наращивал фанбазу. Если вам нужно доказательство фанатской любви, просто взгляните Young Justice Wiki. Это одна из самых проработанных вики на моей памяти! Подробно расписанные пасхалки, объяснение твистов и даже отдельные статьи для отношений между персонажами – я уж молчу группы в Реддите, тонны фан-арта и горы вопросов, адресованных Грегу Вайсману на его личном форуме.
А вопросов осталось немало, ведь второй сезон начинался с необычного открытия. Поначалу нам показывают команду новых супергероев, дерущихся в канализации… а потом появляется надпись – прошло целых пять лет с конца первого сезона!
Потерянные года
Коннер и Марси расстались, Уолли с Артемидой бросили геройствовать и живут вместе, Дик из задиристого Робина стал серьезным Найтвингом. Теперь в Юной Лиге совершенно новые участники. А зал памяти павших героев пополнился новыми постаментами…
Это главный плюс ЮС и одновременно минус. Вселенная мультсериала живет своей жизнью, и ее совершенно не заботит поспевают ли за ней зрители. Выходит ли мультсериал, показывают ли события в кадре, объясняют ли происхождение новых злодеев – это все мелочи для ЮС. За пределами эпизодов герои продолжают заниматься своими делами: геройствовать, предавать, влюбляться, взрослеть и даже умирать.
Порой такой поход восхищает. Не нужно тратить время на длинные ориджины для каждого новичка – ты с головой окунаешься в новые хитросплетения мелодрамы и эпичных битв за Вселенную. Но чаще всего за ЮС сложно угнаться, особенно если ты слабо разбираешься в комиксах ДиСи. Например, постоянное расширение Бэт-семьи происходит как-то само собой и за кадром. Не успеваешь и глазом моргнуть, а у Бэтмена уже третий Робин, да еще Сирота и Спойлер в придачу! Про историю Корпуса Зеленых Фонарей вообще стоит поговорить отдельно.
Таймскип принес в мир ЮС кучу изменений, и далеко не все раскрыты до сих пор. По традиции помочь должны комиксы. Кратко пройдемся по ним:
#0-6. DC начало выпускать серию Young Justice в январе 2011 года, то есть параллельно выходу первого сезона. Поначалу серия ограничивалась легкими филлерами на закуску к мультсериалу. Наверное, поэтому сценаристы так часто прибегали к иллюзиям и флэшбэкам. Супербой сражается с фальшивым Джокером, Психо-Пират погружает команду в страхи, а в конце герои пересказывают свои ориджины у костра.
Первые пять выпусков рисовал Майк Нортон, затем его сменил Кристофер Джонс: как во многих подобных сериях, оба художника старались не отходить от оригинального стиля.
После вводных историй к комиксу приступили сценаристы сериала – Грег Вайсман и Кевин Хоппс. Тогда серия стала закрывать белые пятна, на «закрашивание» которых не хватило времени в анимационной ЮС.
В #7-8 более подробно раскрывалась мотивация Артемиды отказаться от пути отца. А в #9-10 совершенно неожиданно происходит скачок в запутанный шпионский триллер о ветеранах Вьетнамской войны (!). Такой странный переход объясняется тем, что Вайсман вписал в континьюти ЮС свой старый сюжет из «Captain Atom» #26-28 1989 года (начинал Грег свою карьеру как сценарист комиксов). Хотя ЮС не доходила до прямой адаптации комиксных арок, желание вспоминать свои любимые сюжеты у Вайсмана не пропадет, и еще не раз повлияет на мультсериал.
Кстати, Вайсман настолько привязан к Капитану Атому, что сам озвучивает его в мультсериале. А в 2017 он даже написал вместе с Кэри Бейтсом сценарий к лимитке The Fall and Rise of Captain Atom.
Без предыдущих номеров вполне можно обойтись, а вот #11-13 раскрывает эксклюзивную информацию – происхождение Глиноликого. На Земле-16 им стал воин Лиги Теней и возлюбленный Талии аль Гуль! Как и Бэтмен, Мэттью Хаген разбил сердце дочери Раса: оказалось, что он болен раком, и Талия ему нужна только ради доступа к Яме Лазаря. Девушка действительно помогла погрузиться в чудо-жидкость, но в отместку она заперла предателя в омуте – влияние Ямы превратило Мэтью в грязевого монстра. Как видите, это не только печальный бэкграунд Глиноликого, но и возможность показать мстительный характер Талии.
Выпуски #14-15 поднимают темы нетерпимости и разнообразия, а также отвечает на вопрос: как в Атлантиде уживается вместе столько разных народов? В отличие от прошлого Глиноликого к подводному лору мультсериал еще вернется, так что читать скорее стоит ярым фанатам Повелителя Океана. В #16-17 тоже мало увлекательного: сайдкики объединяются с наставниками для сражения с Коброй.
А вот #18-19 стали моей любимой историей, ведь там участвует обожаемый мной Горилла Гродд. Прочитав почти все комиксы про обезьяньего диктатора, могу точно заявить: в ЮС придумана одна из самых необычных версий персонажа. В этом мире Гродд и Соловар не заклятые враги, а жертвы экспериментов Месье Маллаха и Мозга, то есть обычные гориллы, накачанные Веномом. Юные герои сталкиваются с приматами в джунглях и помогают Городу Горилл отвоевать свободу. Даже жаль, что это не полноценный эпизод.
И только в последней арке мы подобрались к сокровенному пятилетнему скачку.
Самый продолжительный комиксный сюжет Players (#20-25) завершается в феврале 2013-го, то есть недалеко от финала второго сезона. Потому комикс позволяет себя заглядывать в две временных линии: флэшбэк в «нулевом» году команды и… очень много событий перед вторым сезоном. Как будто пытаясь наверстать филлерные выпуски, Грег начал вписывать все важное самый последний момент. Тут и атака Брейниака, и дебют Дедшота вместе с бунтом клона Супербоя, и приглашение Хайме Рейеса в команду…. Много крутых персонажных моментов, но даже для шести выпусков сюжет перенасыщен. Возможно, арка затевалась ради двух целей: создать красочный двойной разворот со всеми персонажами ЮС и показать, как же Дика любят девочки. Он успел перевстречаться с Затаной, Рокет, Бэтти Кейн, Барбарой Гордон – как замечает сам Дик, «его суперспособность – сохранять хорошие отношения с бывшими».
К слову, Бэтти в ЮС – обычная девушка, в комиксах же была первой Бэтгерл. Еще одна пасхалка для фанатов.
Второй источник информации получился гораздо более сомнительным, да еще и запоздавшим. Уже после завершения второго сезона в 2013 году Freedom Factory Studios выпустили видеоигру Young Justice: Legacy.
События игры разворачиваются в феврале 2015 года, арка Players происходила в декабре – то есть сначала стоит поиграть (не стоит, на самом деле), затем прочитать комикс и далее можно приступать ко второму сезону.
Свет похищает маму Чудо-Девушки для своих гнусных целей, ЮС пытается ее вернуть и сражается со знакомыми злодеями при помощи своих наставников. На каждую миссию нужно выбрать трех из двенадцати доступных героев (плюс еще четверо в DLC), чтобы копить опыт, прокачивать способности и покупать экипировку у Красного Торнадо.
Результат вышел слабым по всем фронтам. Во-первых, отвратительная графика была непростительно устарела для начала 10-х. Во-вторых, скучный геймплей. На разработчиках лежала непростая задача связать вместе совершенно разные способности героев, с которой и современные ААА-игры вроде «Мстителей» не могут справиться. Критики жаловались, что игра кажется урезанной версией «Marvel: Ultimate Alliance» с пустыми уровнями.
И в-третьих, скомканный необязательный сюжет. Видимо, стремясь компенсировать скучную линию Калдурама в первом сезоне, авторы сделали акцент на Атлантиде. Два самых важных события «Наследия» связаны с подводными героями: Аквалэд узнает, что его биологический отец – Черная Манта, а в финальной битве погибает Тула. По-хорошему с этой потери и стоило начинать, чтобы мы смогли увидеть ее влияние на команду. Сомнения Калдура, влияние смерти Джейсона Тодда на Дика, решение Уолли оставить супергеройскую карьеру – все эти драматичные трансформации могли хотя бы вытянуть игру на уровень достойного филлера.
Многие вопросы остались без ответа. Как Дик стал Найтвингом? Когда сошлись вместе Чешир и Рой Харпер? Что подтолкнуло Лагун Боя присоединиться к ЮС? Как погиб Джейсон и когда его успел заменить Тим Дрейк? Почему случились перестановки в Свете? Какая кошка пробежала между Коннером и Марси? Обидно, что втором сезоне сценаристы отмахнулись лишь туманными намеками.
Пришло время закругляться.
В следующей части я расскажу о втором, третьем и четвертом сезоне, о сложностях производства, о войне фанатов за продолжение и о новых проблемах с расширением Вселенной.
До встречи через пять лет уже совсем скоро!
Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!