Пожирай и властвуй: история Гориллы Гродда

1 925

НА КОЛЕНИ ПЕРЕД ГРОДДОМ!

Даже не знаю, какой инфоповод притянуть для обоснования этой статьи.

Допустим, Мэтт Ривз у всех на слуху, а его прославила «Планета обезьян»?

А еще Discovery и WarnerMedia объединились, от Эзры Миллера в роли Флэша могут избавиться в любой момент – тема дикой природы витает в воздухе.

И главный аргумент – недавно завирусился отрывок из «Легенд Завтрашнего Дня», где Гродд гонится за молодым Бараком Обамой.

Но если серьезно, я прикинул, что в своих злодейских статьях прошелся по врагам многих героев: у Бэтмена был Пугало, у Железного Человека – Мандарин, у Иксменов – Стражи и так далее. Поэтому, когда я взялся за комиксы про Флэша, передо мной открылась развилка.

Со всякими Зумами и Богами Скорости я обжегся еще на попытках их сосчитать. Роуги выглядели заманчивыми претендентами, но на них также нужно было потратить уйму времени, а я только недавно научился отличать Барри Аллена от Уолли Уэста. Так выбор сузился от единственного и неповторимого Гориллы Гродда!

Мегаломаньяк-телепат, пожирающий мозги и жаждущий подчинить мир своей воле – а к тому же еще и горилла!

Кстати, отдельный гайд по комиксам про Флэша у нас тоже есть.

Как Барри с The CW, я очень люблю ломать таймлайн – и поиски истоков образа монструозной обезьяны отбросят нас в далекое прошлое, когда о супергеройских комиксах можно было только мечтать.

На планете горилл

В 1841 году был опубликован рассказ «Убийство на улице Морг» Эдгара Аллана По. Это леденящее кровь произведение стало основоположником детективного жанра: так как полиция не в силах раскрыть жесткое убийство двух женщин, за расследование берется неравнодушный интеллектуал. Логика и виртуозный анализ улик приводят его к неожиданной догадке – убийцей оказывается… взбесившаяся цирковая обезьяна!

Яркие иллюстрации к книжке из моего детства ввели в заблуждение – всю жизнь я думал, что «преступник» был гориллой, но на самом деле это орангутан.

Зверь снес головы несчастным жертвам не из злобных побуждений, а по роковой случайности, не рассчитав чудовищную силу. Так По ввел в детективы мотив борьбы мозгов против грубого насилия, а если говорить образным языком – противостояние благородства и животных инстинктов. Впрочем, позднее критики обвиняли писателя в расистском подтексте, будто бы он имел в виду под сбежавшим от хозяина орангутаном непослушного темнокожего раба.

Сумрачная фантазия Эдгара Аллана По породила не только на детективы, но вдохновила создателей одного из величайших блокбастеров всех времен.

Фильм «Кинг Конг» (1933) поразил зрителей свирепой исполинской гориллой, а его ремейки будут впечатлять людей еще много поколений.  Если поразмыслить, сюжет блокбастера тоже вращался вокруг темы первозданной мощи, встретившей внезапную преграду – красоту. А про значение гигантской обезьяны как негра, привезенного на корабле в цепях, нам еще в «Бесславных ублюдках» рассказывали.

Несмотря на угрожающий вид Конга, в массовой культуре гориллы не превратились в хоррорных чудовищ, как акулы или пауки, например. Возможно, дело в том, что в обезьяньи костюмы приходилось наряжаться актерам, а это зрелище скорее веселило публику, чем пугало. К тому же, можно было потешаться над недалеким интеллектом и «дикарскими» повадками своих обезьяньих родственников.

В общем, нам нужно вынести: могучие приматы могут символизировать дикую ярость, а в случае карикатур – не слишком развитых людей, недостойных называться людьми (по мнению авторов, разумеется). Но иногда горилла – это просто горилла.

По странному совпадению в супергеройских комиксах первый суперзлодей технически тоже оказался гориллой, хотя его история более запутанная.

Впервые появившись в «Action Comics» #13 (1939), злой ученый Ультра-Хуманит стал первым постоянным противником Супермена. Фактически он был предшественником Лекса Лютора и служил темным отражением Человека из Стали – добро с кулаками сталкивалось с коварным преступным интеллектом. Похоже на перевернутый конфликт из «Улицы Морг», правда?

Изначально Ультра-Хуманит выглядел как обычный человек, но все изменилось с введением понятия «мультивселенная» в комиксах DC. Герои Золотого Века переселились на Землю-2, и там злодей перенес сознание в тело белой гориллы с гигантским мозгом («Justice League of America» #195-197 в 1981 году), а также создал второе Секретное Общество Суперзлодеев (к нему мы еще вернемся).

Комиксы часто переполнены странными идеями, поэтому гориллы в девятом искусстве чувствуют себя превосходно. Комиксных приматов так много, что у них есть даже отдельная статья в Википедии!

Вслед за Гроддом и Ультра-Хуманитом, третье место в обезьяньем пантеоне DC занимает Месье Маллах –жертва экспериментов французского ученого, превратившего обезьяну в гениального преступника. К слову, Маллах и его напарник, а также возлюбленный Мозг (не спрашивайте, просто надейтесь, что «Азбука» успеет выпустить «Роковой Патруль» Гранта Моррисона) – не фрики из эшелона неудачников, а довольно опасные злодеи.

Marvel не отстают от конкурентов в гонке абсурда – боевик Человек-Горилла любит участвовать в странных командах, вроде Агентов Атласа или наемников Дэдпула.

Также ради безумия в «The Umbrella Academy» Джерард Уэй приделал Космобою тело гориллы…

А в великолепном комиксе Терри Мура «Motor Girl» горилла Майк помогает подруге оправиться от ПТСР и становится ее лучшим другом (почитайте мой обзор – сами видите, что Майк с вами сделает, если откажитесь).

Список можно продолжать долго, но я веду к тому, что гориллы могут появиться в любой истории совершенно внезапно.  Потому что это весело! Или если кому-то нужно сломать хребет – зависит от автора.

Восхождение Гродда

А теперь – Гродд.

«Menace of the Super-Gorilla» («The Flash» vol. 1 #106, 1959)

  • Сценарий: Джон Брум
  • Рисунок: Кармайн Инфантино

Серебряный Век комиксов начался с появления Флэша новой эпохи, Барри Аллена, в «Showcase» #4 (1956). Уже через три года Алый Спидстер получил собственный онгоинг «The Flash». Стартовал комикс сразу со 105 выпуска, подхватив прерванную нумерацию «Flash Comics» из Золотого Века, и разумные гориллы появились во втором выпуске обновленной серии.

Гродд прибыл в Централ-Сити из скрытого в африканских джунглях Города Горилл, где тайно жили высокоразвитые приматы. В Америке злодей отыскал Соловара – потерянного лидера обезьян, который притворялся обычным животным, чтобы скрыть существование своей родины. Заполучив Силу Ума (аналог Силы Скорости Флэша, только для интеллекта), Гродд собрался подчинить свой родной Город, но Соловар обратился за помощью к Барри Аллену – и Флэш просто покрутился вокруг обезьяньего узурпатора, пока Майндфорс не выветрился у злодея из головы.

Для беззаботных историй требовались примитивные враги с глупыми планами, и завистливая горилла в них отлично вписывалась. Например, в «The Flash» #115 Гродд вселился в тело человека и вызвал у Флэша ожирение.

А в «The Flash» #127 коварный обезьян увел у Соловара невесту и заставил жителей Централ-Сити себя полюбить.

Цели телепата также были прозаичны – захват Города Горилл, месть Флэшу и Соловару.

Происхождение Города Горилл было раскрыто только в 1977 году («DC Super-Stars» № 14), и уже тогда оно содержало ретконы.

Оказалось, что умные гориллы были высокоразвитыми пришельцами с Калора: когда из-за извержения вулкана их планета оказалась под угрозой, Гродд придумал использовать Зеленого Фонаря как источник питания для эвакуации на Землю. Однако во время перелета Гродд возгордился своей смекалкой и потребовал объявить себя правителем. Попытка захватить власть не увенчались успехом, зато впитанная энергия из кольца Фонаря наделила бунтаря телепатией.

Причудливый концепт долго не задержался в континьюти. Очень часто сценаристы меняли и ориджин Гродда, и историю его расы, жонглируя деталями, датами и мотивами.

Но проблема биографии Гродда того времени не в странности приключений, а в том, что многие устаревшие элементы используют и по сей день. Гродд всегда плохой, всегда ненавидит людишек и всегда хочет захватить Город – Соловар всегда хороший, всегда проповедует гуманизм и всегда выступает за мир. Забавно, что на протяжении десятилетий их позиции насчет изоляции своего народа порой менялись местами, однако Гродд ВСЕГДА выставлялся абсолютным злом против непогрешимого Соловара. Если Гродд хотел раскрыться миру, то Соловар сопротивлялся, если Соловар становился дипломатом, то уже Гродд хотел изгнать человечество из своих джунглей и так далее.

Очень часто авторы DC воспринимали Город Горилл именно как аналог Ваканды, то есть скрытое технологическое чудо в тропиках (кстати, страна Черной Пантеры появилась на 7 лет позже), если трон принадлежал Соловару, или сатиру на банановые республики Черной Африки, если власть захватывал Гродд. Но они упускали из вида, что общество говорящих обезьян точно не будет развиваться так, как человеческое, – просто приравнять приматов с автоматами к сепаратистам… Это очень скучная параллель, раскрыть разумных обезьян как альтернативную ветку в эволюции человечества было бы куда интереснее.

Другой интересной момент – противостояние с Флэшем. Почему именно спидстеры должны бороться с кровожадным зверем? Вернемся к развилке с врагами Флэша: когда герой дерется с зеркальными врагами-спидстерами, он побеждает благодаря тому, что сражается на стороне благородства и чести. В битве против Негодяев Флэшу приходится доказывать, что умение пользоваться Спидфорсом окажется лучше, чем арсенал преступников. А Гродд испытывает и моральную устойчивость, когда врывается в чужие мысли, и физическую выносливость героя – Флэшу недостаточно лишь быстро бегать для победы над таким мощным врагом. И снова противостояние героя и злодея замыкается в треугольник из силы, храбрости и ума.

На самом деле, грандиозные амбиции Гродда вынуждали его столкнуться почти со всеми значимыми героями. Официально он стал угрозой уровня Лиги Справедливости, когда вступил в Секретное Общество Суперзлодеев.

«Secret Society of Super-Villains» #1-15 (1976-1978)

  • Сценарий: Джерри Конвэй и другие
  • Рисунок: Пабло Маркос, Рич Баклер и другие

Традиция собирать толпу злодеев вместе существовала еще в Золотом Веке (Общество Несправедливости). Джерри Конвэй продолжил ее в семидесятых, собрав темное отражение Лиги Справедливости из разных антагонистов, в основном подзабытых и малоизвестных. В первый состав, помимо Гродда, входили Синестро, Капитан Холод, Мастер Зеркал, Капитан Бумеранг, Мэнхантер, Чародей, Вор Теней, Звездный Сапфир, Гремучник – обилие врагов Флэша объясняется тем, что Джерри вдохновлялся бандой Негодяев.

Легко догадаться, что злодеи занимались не только завоеванием мира, но и враждой друг с другом. Гродд не отставал от товарищей и после очередной попытки промыть Обществу мозги покинул альянс.

Злодейский онгоинг не пользовался популярностью, поэтому вскоре был отменен, однако для злобной гориллы он стал билетом в высшую лигу. Какие бы Кризисы и беды ни настигали Вселенную, на масштабные развороты с заседаниями преступной элиты авторы обязательно «приглашали» Гродда наравне с Лексом Лютором или Вандалом Сэведжем.

Сложно сказать, что Гродд завел друзей – всех своих соратников он открыто презирает, а других злых обезьян и вовсе ненавидит. Месье Маллаха, например, он однажды забил до смерти колбой с Мозгом.

Ближе к девяностым популярность Гродда позволила ему ворваться в кроссоверы – посмотрим, как с мозговой атакой получалось справиться у персонажей без Силы Скорости.

В кольце лысых обезьян

При малейшем кризисе странная предыстория Гродда подвергалась ретконам, и вторая попытка представить адекватный ориджин произошла после Кризиса на Бесконечных Землях.

«Gorilla Warfare» («Flash» vol.2 #69–70, «Green Lantern» vol.3 #30–31, 1992)

  • Сценарий: Джерард Джонс, Марк Уэйд
  • Рисунок: Марк Брайт, Грег ЛаРокк

Название сюжета – игра слов, основанная на термине «guerilla warfare» («партизанская война»), что часто используют сценаристы обезьяньих сюжетов.

Ран Марка Уэйда на «Флэше» (теперь уже Алым Спидстером стал Уолли Уэст) до сих пор любим фанатами Спидфорса, а все потому что это увлекательные приключения, взболтанные с комедией и мелодрамой, – классическая формула супергероики, которая никогда не устаревает. И кроссовер с онгоингом про Зеленого Фонаря отлично это подтверждает!

Горилла Гродд и Гектор Хаммонд объединились – пока Уолли и Хэлл Джордан сражаются против опаснейших телепатов, читатели узнают про общий источник происхождения сил для злодеев.

Во всем был виноват меторит: первый осколок упал в джунгли и наделил обычных горилл разумом, а Гродда и Соловара – сверхинтеллектом и контролем над чужими мыслей. Второй фрагмент дал похожие суперспособности Хаммонду, а третий кусок преступники собрались найти вместе.

Несколько ленивая идея для ориджина, но все же лучше переусложненной истории с Калором. Главной интригой кроссовера было скрытое противостояние злодеев: кто успеет ударить в спину первым? И Гродд не подкачал – он присвоил силу метеорита и значительно увеличил размер своего мозга!

Bruh look at this dude

Гектора и Хэла тиран откатил в развитии до кроманьонцев, а Флэша наоборот превратил в беспомощного гуманоида с большой головой. И Уолли гениально справился с одичавшим товарищем – бросил в него желтый сапожок! Все же помнят, что раньше Зеленые Фонари слабели от желтого цвета?

В финальном сражении градус веселья ничуть не снизился: армию горилл друзья забросали бананами, а завершил дело зеленый слон из энергии Фонаря. Как я говорил, классика не стареет.

Вслед за образцовым кроссовером Гродд возглавил одно из самых провальных событий всех времен и народов. В следующий раз, когда будете жаловаться на «Inhumanity» или «Convergence», вспомните этот «потрясающий» ивент!

«JLApe» (1999)

  • «Legends of the DC Universe » vol.1 #19
  • «JLA» vol.1 Annual #3
  • «Batman» vol.1 Annual #23
  • «Aquaman» vol.5 Annual #5
  • «Wonder Woman» vol.2 Annual #8
  • «The Flash» vol.2 Annual #12
  • «Superman» vol.2 Annual #11
  • «Green Lantern» vol.3 Annual #8
  • «Martian Manhunter» vol.2 Annual #2

Но начиналась вакханалия весьма бодро: Соловар одевается в деловой костюм и едет с дипломатическим визитом в США, обещая завалить цивилизованный мир бананами.

А потом его машину взрывают, и демократия стремительно умирает под рев обезьян. Власть переходит к принцу Ульго, который попадает под влияние сторонников Гродда.

Запомните, если в кроссоверах фигурирует ООН, это редко приводит к чему-то хорошему.

На заседании Генеральной ассамблеи Ульго объявляет войну людям и сбрасывает горилла-бомбы, превращая политиков и Лигу Справедливости в обезьян!

«Великолепное» зрелище бездумного расизма, когда даже обратив своих врагов в свою расу, гориллы все равно желают убить их, ведь «они не родились гориллами изначально».

Далее во всех ежегодниках флагманских серий происходит битва за будущее человечества: Аква-обезьян дерется с пиратами-гориллами, Чудо-Обезьяна – с жрицей-гориллой и так далее. То есть вместо одного зловещего противника Гродда героям подсунули кучу одноразовых антагонистов – типичная ошибка комиксных событий. Особенно мучительно читать этот нудный бред из-за увеличенного размера выпусков.

Но финал кроссовера неожиданно выглядит крайне логичным. На дуэли телепатов сражаются Гродд и Марсианский Охотник, но когда горилла-супремасист пытается поглотить инопланетный разум, то из страха раствориться в чужеродных непознаваемых мыслях отступает. На последних страницах Дж’онн печально размышляет, что чувствует себя чужим в конфликте горилл и людей, для него обе стороны одинаковы – иные расы, в чьих глазах он всегда будет пришельцем. Охотник – нейтральная сторона в межрасовой ненависти, но в то же время самый одинокий герой Планеты обезьян.

Видимо, слава Кинг-Конга вдохновила авторов DC схлестнуть Гродда и несколько роковых красоток.

«Groddspell» («Catwoman» vol. 2 #27, 1995)

  • Сценарий: Чак Диксон
  • Рисунок: Джим Балент

Куда ни пойду, везде вижу Кошку.

Гродд и Селина соперничают за шанс своровать древний талисман, дарующий власть над Городом Горилл. Гродда здесь понерфили до уровня обычного громилы, чтобы у Кошки был хоть какой-то шанс умыкнуть реликвию.

«The Hostage Heart» («Birds of Prey» vol.1 #22-24, 2000)

  • Сценарий: Чак Диксон
  • Рисунок: Джексон Гуисс

После гибели Соловара власть над Городом временно перешла к его заклятому сопернику.  Короткий период тирании Гродда можно увидеть в «Хищных птицах»: диктатор настолько жаден, чтобы за доллары готов продать сердце своего подданного-гориллы.

Гродд относительно удачно пережил безумие девяностых, но буквально через год от образов наглого самодура или глуповатого зверя не останется и следа – грядет ран Джеффа Джонса на Флэше.

Кровь и мозги

«Caged» The Flash» vol. 2 #178, 2001)

  • Сценарий: Джефф Джонс
  • Рисунок: Скотт Колинс

Обложка не врет. Работа Джонса над Гроддом хорошо отражает его подход к обновлению комикса в нулевых: Джефф забрасывал героев своего детства в коробку с хлопьями, встряхивал и доставал персонажей запредельного уровня.

Гориллу Гродда собираются перевозить в тюрьму «Железные Высоты», но никакая охрана не в силах сдержать ярость гориллы – Гродд вырывается на улицы Централ-Сити.

Из разбитого фургона выбрался совершенно другой Гродд, которого читатели еще никогда не видели. Старого Гродда можно было попытаться заболтать, предложить ему сделку или обвести вокруг пальца – с этой безжалостной тварью бессмысленно разговаривать. Одни только панели с хрупким Флэш напротив необъятного Гродда, внушают тревогу, а что уж говорить про яркие развороты, когда Гродд одним движением обращает кварталы в свалку?

За такой простой, но эффектный редизайн Скотту Колинсу стоит только поаплодировать. Всего-то нужно было добавить увальню Гродду окровавленную морду и горящие красные глаза – готово, перед нами не обезьяна, а чудовище в шкуре гориллы! Хотя в комиксе насилие рейтинга R не показано, но ты впервые веришь, что Гродд действительно высасывает спинной мозг жертв через кости.

История занимает всего один выпуск, и ее можно поругать за довольно странный посыл (вступайте в профсоюз и оплачивайте страховку, иначе злая горилла может разрушить вашу жизнь в любой момент), но главное ее значение лежит глубже.

Над ранами Джонса нулевых-начала десятых витает оптимизм, загнанный в угол: и Флэшу, и Зеленому Фонарю, и Аквамену, нужно пройти через худшее испытание в их жизни, чтобы потом снова стать счастливыми и жизнерадостными спасителями человечества, как в Серебряном Веке. Персонажи смогут снова улыбаться, только когда Джонс пропустит их через эмоциональную мясорубку: у Хэла Джордана таким переломом хребта была Темнейшая Ночь, после которой наступил Светлейший День, а у Уолли Уэста – Война Негодяев и столкновение с Зумом. И породила эти финальные испытания именно ходячая катастрофа в виде Гродда.

«Run Riot» («The Flash» vol. 2 #192-194, 2003)

  • Сценарий: Джефф Джонс
  • Рисунок: Скотт Колинс

На протяжении рана Джонса спидстер отправил большинство врагов в «Железные Высоты» – Гродд уничтожил достижения Флэша в один миг, когда разрушил тюрьму.

Все усилия героя обернулись в пыль, но Гродду и этого было мало – мимоходом он сломал позвоночник другу Уолли, Хантеру Золомону, что запустило новую череду трагедий в жизни Флэша.

Пробирает до мурашек.

Флэш отправился в погоню за беглецом – так Джонс и Колинс дали новую жизнь не только Гродду, но и Городу Горилл.

После смерти Соловара народ горилл окончательно отказался общаться с внешним миром, и это не могло не отразиться на облике Города! Посмотрите, как безвкусно золоченый мегаполис преобразился в экофутуристичный мир будущего.

Трон перешел к сыну Соловара, Ннамди (Джефф проигнорировал существование Ульго из «JLApe»), и новый лидер избрал политику абсолютной изоляции и пацифизма. Уолли и Барри много раз спасали затеряный Город, но теперь они навсегда стали незваными гостями в войне Гродда против своей расы: даже цвет Алого Спидстера ассоциируется у горилл только с кровью и человеческой жаждой к насилию.

А за желание Флэша расправиться со злейшим врагом Ннамди презрительно называет Уолли человеком и изгоняет из Города – но в то же время он приказывает наполнить кровью Гродда чашу, чтобы нарисовать победу на стенах зала. Действительно ли замкнутое общество горилл так просвещено, как кажется на первый взгляд?

Ннамди участвовал всего лишь в нескольких выпусках, однако чувствуется глубже, чем «святой» Соловар за все десятки появлений.

Джефф Джонс перевернул правила игры – на весь период нулевых Гродд устойчиво закрепился в виде смертоносной угрозы:

«JLA Classified» vol. 1 #1-3 (2005)

  • Сценарий: Грант Моррисон
  • Рисунок: Эд МакГиннесс

Если кратко, во время отсутствия Лиги Справедливости группа малоизвестных героев, Корпус Ультрамаринов, пытается освободить столицу Конго от террористов. Там они натыкаются на Гродда, уже успевшего сожрать президента!

За три выпуска Моррисон штрихами набросал портрет карикатурно агрессивного маньяка. Похоже на стиль Джонса, только уровень гротеска выше в несколько раз: как вам Гродд, желающий наклонировать из себя миллионы горилл?

Макгинесс же отрисовал злодея пузатым плюшевым монстром – если бы не кровь и злобные глаза-бусинки, то не скажешь, что эта зверушка занимает третье место в списке самых разыскиваемых преступников.

И совсем крохотная деталь: даже моралист Бэтмен так сильно презирает Гродда, что признается в решимости убивать обезьян.

Сверхскоростной оффтоп. Эта полусерьезная арка служит прологом к грандиозному эпосу Моррисона «Seven Soldiers of Victory» – набору серий о семи героях, вместе спасающих мир и не подозревающих, что они действуют сообща. Если раздумываете о прочтении, то обзор от COMICSOURCE должен вас убедить!

«Justice» #1-12 (2005-2007), выпущен «Азбукой»

  • Сценарий: Алекс Росс, Джим Крюгер
  • Рисунок: Алекс Росс, Даг Брэйзвэйт

Алекса Росс представил более спокойного Гродда, но не менее угрожающего – в параллельном мире, где злодеи собрались заменить геров, горилла полагается не на клыки и мускулы, а на телепатию…

… и нижние лапы вместе с кольцом Синестро! И в реалистичном виде, и в мультяшном Гродд не перестает тревожить воображение.

«Night and Day» («Superman/Batman » vol. 1 #63, 2009)

  • Сценарий: Майкл Грин, Майк Джонсон
  • Рисунок: Рафаэль Альбукерке

По моему мнению, ключевая история о противостоянии с Гроддом – она лучше всего показывает, как нужно бороться с всемогущим людоедом.

Горилла захватывает Готэм, и теперь восседает на троне из костей. Каждый житель мегаполиса слышит его приказы в своей голове. Каждый рискует лишиться мозга и отправиться на лакомство монстру.

Готэм живет в страхе, пока Темный Рыцарь и Человек из Стали вместе не освобождают людей – и одержать верх они могут только сообща.

Недостаточно пробудить толпу от транса явлением Супермена – нужно еще вонзить бэтаранг в глаз чудовищу. И наоборот: одна лишь жестокость без надежды не вытащит умы людей из лап Гродда.

В двойном противостояние авторы Флэша часто теряют баланс, фокусируюсь либо только на превозмогании, либо исключительно на ярких боевых сценах. Поэтому за драками Гродда с обычными людьми, вроде Бэтмена, смотреть даже интереснее: это совсем другой уровень напряжения, когда обычный человек вынужден драться с монстром в своей голове и перед собой.

Устрашение устрашением, но и горстка черного юмора не повредит.

«Action Comics» vol. 1 #893 (2010)

  • Сценарий: Пол Корнелл
  • Рисунок: Шон Чен

Гродд появился в ране Корнелла лишь на один выпуск, зато как громко!

Для начала нам показывают кладовку диктатора с закатками из мозгов, где Гродд размышляет, что ему бы сожрать сегодня.

А потом он устраивает охоту за Лексом Лютором с гигантской ложкой! Чтобы откусить ему голову!

И у него почти получается отведать один из самых умных мозгов на планете. Эталонный трэш.

Конкуренция Лютора и Гродда отразилось в третьем сезоне мультсериала «Лига справедливости: Без границ». Только там на кону были не черепная коробка гения, а власть над Секретным Обществом суперзлодеев.

Разум Гродда настолько исковеркан, что он ненавидит бананы. Видимо, мозги вкуснее…

Презирай мир, готовься к войне

Флэшпоинт сотворил с Гроддом парадоксальную вещь: его статус ощутимо возрос, облик стал еще более могучим, но в то же время он утратил жуткое «очарование» отвратительного монстра. Что же произошло? Гродд наконец-то получил трон.

«Flashpoint: Grodd of War» (2011)

  • Сценарий: Шон Райан
  • Рисунок: Рай Джос

В альтернативной реальности Флэшпоинта полководец Гродд покорил большую часть Африки. Заполучил все, о чем можно мечтать. Но чего действительно хочет тиран, у лап которого лежит целый континент?

Кто-то может считать, что тай-ин, как и почти все во Флэшпоинте, –  ужасный проходняк, но я не согласен.

В «Swamp Thing» Скотта Снайдера высказывалась интересная мысль, что природа находится в состоянии постоянной войны: звери и птицы ведут стремительные бои ради пропитания, растения – медленную вражду, чтобы выжить недругов. И это естественный порядок вещей.

Люди не придумали войну, но изобрели трофеи и перемирие – безумие Гродда в том, что для него они не важны. Это генералу Гродду нужны золотая броня и трон из черепов, звериная сторона Гродда же хочет воевать только ради насилия, но не может остановиться без преграды из морали. Соединившись вместе, человеческая жажда к власти и животный инстинкт убивать сожрали друг друга, породив монстра.

И что худшее для мира Флэшпоинта, он может себе позволить бесконечную войну благодаря бесчисленной армии горилл.

Такого ультранасилия предыдущие авторы комиксов про Гродда не допускали, но дело не только в крови и вырванных костях – развитие Гродда как тирана, не понимающего, чего он хочет от власти над миром, повлияло на ран Флэша в New 52. Увы, в очень упрощенном варианте.

«Rogues Revolution» («The Flash» vol. 4 #9–12, 2012) + «Gorilla Warfare» («The Flash» vol. 4 #13–19, 2013)

  • Сюжет: Фрэнсис Манапуль, Брайан Буччеллато
  • Рисунок: Фрэнсис Манапуль

В новом ориджине «виновником» появления Города Горилл стал Спидфорс, называемый обезьянами Светом. Столетия назад вспышка молнии одарила приматов интеллектом и даром предвидения, однако с каждым следующим поколением действие чудо-энергии слабело. В надежде снова приманить Силу Скорости гориллы выстроили свой Город в виде громоотвода…

Мудрый Соловар в новом континьюти стал основателем Города Горилл и первым королем – он настолько преисполнился всезнанием, что сверхразум позволил ему отправиться в путешествие во времени ради поисков носителя Спидфорса. Это привело Соловара к встрече с маленьким Барри Алленом еще до того, как он стал Флэшем, а затем – в клетку зоопарка, как и в самом первом каноне.

А Гродд стал законным наследником королевского титула. Несмотря на цивилизованность горилл, решающим шагом к получению короны служил смертельный поединок старого правителя и нового. С обязательным пожиранием мозгов!

Обновленный венценосный Гродд в золотой броне и с кровавыми молниями на теле! Когда Флэш случайно попал в Город Горилл, жестокий Гродд мгновенно пожелал сожрать спидстера, чтобы получить Спидфорс и поработить мир. Однако даже подданные выступили против безумного тирана, и Барри смог ускользнуть…

Как по мне, это великолепная работа с лором: получилось увязать и древнюю историю Города, и крепко соединить Гродда с Флэшем, и открыть гигантский простор для развития секретной обезьяньей цивилизации прорицателей.

Мне все нравится в новом Городе Горилл… кроме самого Гродда. Я уверен, от рана Манапуля и Буччеллато фанатеют тысячи людей, возможно, для современных фанатов он выглядит даже лучше, чем работа Джонса. Как можно не влюбиться в такой потрясающий рисунок?

Но лично мне в их работе не хватает глубины. Это качественный онгоинг про Флэша, но не больше – и битва Барри с Гроддом хорошо это демонстрирует. Злобная горилла жаждет большей власти, Флэш находит храбрость для сражения – все, здесь авторы останавливаются.

Хотя Гродд пожирает мозги прямо в кадре, он нисколько не пугающий. Из него получилась бы отличная фигурка (до нее мы еще дойдем!), но как персонаж он по плоскости может соревноваться со временем.

В следующем арке Гродд устроил масштабное вторжение в Централ-Сити, и для защиты города Барри пришлось объединиться с Негодяями. И снова истории не хватает резких поворотов или скачков, будто она бежит только по прямой.

Даже оторванные руки не помогают поверить в безумную ярость Гродда.

Может, потому что свет, излучаемый улыбкой Барри, у Манапуля получается изображать лучше, чем расколотые черепа?

«Азбука» издавала этот период «Флэша»: арки с Гроддом собраны во втором томе «Революция Негодяев» и третьем «Вторжение горилл».

Оказалось, чтобы увидеть настоящего Гродда, нужно было всего-то вышвырнуть спидстеров из комикса.

« The Light» («The Flash» vol. 4 #23.1, 2013)

  • Сюжет: Брайан Буччеллато
  • Рисунок: Крис Батиста

Соловар и Ннамди готовы подписать перемирие с людьми, пока внезапно не возвращается Гродд – и счастливое будущее он растаптывает в один миг. Миролюбивым гориллам оторвали головы. Людей взяли в плен. Но доволен ли Гродд?…

Ваншот закольцевал дилемму из Флэшпоинта. Нужен ли вообще трон Гродду, если его безжалостная натура хочет только убивать?

Еще выглядит интересным, что в закадровом тексте мысли Гродда витиеваты, словно шекспировский монолог, он размышляет над противоречием биологической природы и своего королевского наследия. Но вслух рычит только примитивные угрозы вроде «СКЛОНИТЕСЬ ПЕРЕД ГРОДДОМ!».

И в конце выпуска Гродд понимает: ему безразличен и завоеванный Централ-Сити, и добыча – звериный инстинкт взял верх над человеческой жадностью.

«Римский» облик горилл, с броней, плащами и копьями, хорошо прижился после времен New 52. Например, его использовали на Сидабе:

Конг против Годзиллы? А может лучше: Гродд против Короля Акул?

По-моему, очень похоже на передачу «Звериные битвы» с Discovery, и это круто!

В видеоигре «Injustice Гродда также не оставили сверкать голой грудью.

А в игре «LEGO DC SuperVillains» подобрали красно-золотистый вариант брони.

Хотя бы в мире конструктора Соловар выглядит более злым, чем Гродд.

И лучшее воплощение этого дизайна – фигурка от «McFarlane Toys» в сверкающих доспехах!

Однако в Эпохе Перерождения Гродд скинул человеческие побрякушки.

Зла много не бывает

После глобального перезапуска «DC Rebirth» Гродд вернулся к статусу террориста, трон Города Горилл перешел сначала к Соловару, а после его смерти к Ннамди. В наследство от рана Манапуля злой горилле досталась одержимость Спидфорсом, с обликом же так до конца и не ясно: иногда горилле рисуют плащ и кровавые молнии, иногда оставляют без них.

«Perfect Storm» («The Flash» vol.5 #39-44) 2018

  • Сюжет: Джошуа Уилльямсон
  • Рисунок: Кармайн Ди Гиандоменико, Карлос Д’Анда, Дэн Паносиан,

Гродд обрушивает на Централ-Сити бурю Негативного Спидфорса, но в этот раз у него есть оправдание для злодеяний: примат погибает от болезни, и только Сила Скорости может его спасти.

Обычно приземленной слайс-оф-лайф супергероикой мы считаем комиксы вроде «Хоукая», но на самом деле именно «Флэш» от Джошуа Уилльямсона – это пример скучной геройской бытовухи.

Очень легко поверить, что вот так, пару раз в месяц, Флэши выбивают дурь из Гродда, пока его не возвращают в Африку хорошие гориллы. Вся мотивация Гродда и обвинения, что Флэш узурпировал Силу Скорости только для себя, выглядят очень банально, хотя тема вообще-то интересная.

Даже малейшая попытка подвести под выходки Гродда драму закончилась тем, что «неизлечимую» болезнь вылечили за пару страниц и вернулись к унылому противостоянию команды «Мы – Флэш» против облезлой обезьяны на троне. А ведь это только начало натужного копания в психологии Гродда…

Сюжет издан «Азбукой» в книге «Война Флэшей» (можете почитать наш обзор).

Так получилось, что Гродд стал хорошим маркером качества комиксов про Флэша. Когда Джонс писал про Флэша, он с искренним восторгом сломал игрушки. Манапуль и Буччелатто купили фигурки подороже и аккуратно расставил их на полках. А Уилльямсону просто не интересно было играть с ни с Гроддом, ни с Флэшами. Говорят, новый ран Джереми Адамса неплох – если в нем засветится удачный Гродд, так и быть дам спидстерам еще один шанс.

На этом Алый Спидстер покидает наш текст, а мне нужно продолжить наблюдать, как авторы DC закапывают Гродда в посредственность.

Если нулевых у нас был Гродд-монстр, в New 52 – Гродд-завоеватель, то Гродда после 2016 года я бы назвал преступником, так как он плотно укрепился в Легионе Смерти – и в крайне противоречивой «Лиге Справедливости» Скотта Снайдера.

«Justice League» vol.4 #1-39 (2018-2020)

  • Сюжет: Скотт Снайдер, Джеймс Тайнион IV

Снайдер выстроил войну Легиона и Лиги на очень шатком концепте, что каждый из злодеев воплощает силу, обратную своему злейшему врагу. Например, Гепарда получила некий Ветер пустоты, способный уничтожать богов, Синестро – Ультрафиолетовый спектр, а Гродду доверили Стилфорс (Сила Замедления). Ради нового вида энергии горилле пришлось таскать за собой младенца, который оказался злодеем Черепахой, превращенным в ребенка…

И это только в теории звучит как привлекательный образ. На практике «Лига» получилась сваленным в кучу набором идей.

Например, возьмем сцену с Лютором в альтернативном будущем, где Гродд стоит посреди разрушенного зала ООН. Такой вариант развития событий мог бы вызвать у читателей страх. Или смущение из-за кринжа. Или интерес: что могло пойти не так, если Гродд победил?

Но эти страницы не вызывают никакого отклика, потому что затесались в карусель из мрачных разворотов вперемешку с  космическими взрывами. Все преступления Гродда проговариваются только на словах, а нужно делать ровно наоборот – показать крупным планом увечья, наносимые монстром. Иначе кто поверит, что перед нами злодей, а не обезьяна?

Или заседания Легиона. Снайдера с Тайнионом нисколько не забавляет факт, что в одной комнате собрались бизнесмен, пират, горилла, клоун, инопланетянин, робот и хищная кошка. Замени Гродда на Бэйна или Зума – вообще ничего не поменяется в динамике злодейской команды. Неужели Гродда не волнует сколько привлекательных мозгов собралось вокруг? Может, он хочет сказать что-нибудь про обезьянье превосходство? Хотя какое-либо рычащее оскорбление?

Хотя бы за Джарро Снайдеру стоит сказать «спасибо», но точно не за проработку Гродда – вы можете убедиться в этом сами, ведь «Азбука» начала издавать «Лигу Справедливости». Первый том уже вышел из печати. (ждите обзор — примечание ГлавВреда)

Ран Снайдера и Тайниона открыл шкатулку Пандоры, когда авторы решили «улучшить» прошлое злобной гориллы. В «Лиге» нам рассказали, что во всем виновато трудное детство: слабого детеныша не ценил отец, и он вырос озлобленным садистом. Мы точно читаем про жизнь обезьян, а не про сеанс психотерапии в Калифорнии?

Следующая часть душещипательной истории Гродда также вышла в сентябре 2018-го – в «DC’s Beach Blanket Bad Guys Summer Special», посвященного летним каникулам злодеев. Почему Гродд ненавидит праздник дождя? Потому что в детстве Гродда, во время засухи, его мать погибла в драке за водопой.

И окончательно разжалобить сердца читателей должна была арка «Teen Titans Academy» #6-7, где участвует Горилла Грегг, племянник Гродда. Сначала дядя хочет склонить его на темную сторону, но потом понимает, что Грегг не испытывает ненависти к человечеству. И Гродд прощает ему предательство. И говорит, что Грегг похож на маму. И читает его письмо в тюрьме.

Отвратительно.

Все попытки придумать Гродду слезливый бэкграунд не имеют смысла. Это ошибка природы, в которой ничто не заслуживает сожаления. У Гродда нет никакого шанса на искупление – как его не может быть у любого подобного зла.

Где можно увидеть Гродда дальше?

«Rogues » #1-4 (2022)

  • Сюжет: Джошуа Уилльямсон
  • Рисунок: Массимилиано Леомакс

Мини-серия о последнем ограблении Негодяев рассказывает про попытку обворовать Гродда, ставшего опаснейшим мафиози в мире. Сценарий не выглядит шедевром, зато художник Леомакс от души развлекается, когда рисует обезьянью пародию на «Крестного отца»!

Следите за Комиксами Недели, там я расписываю впечатления от серии.

Также Гродд был заявлен в «Suicide Squad: Dark» – истории про Отряд Самоубийц, собранный из чудовищ вроде Бэтмена-вампира.

Комикс участвовал в Round Robin (читательском голосовании за будущую серию DC), но в финале проиграл лимитке про Супербоя. Иногда участники турнира получают второй шанс – у нас есть все шансы получить хоррор со злодейской гориллой!

А еще я очень надеюсь увидеть Гориллу Гродда на большом экране, как и Легион Смерти. Почти все же есть у вас в руках, Warner Bros.!

Здесь приходит пора остановиться – это была одиннадцатая и предпоследняя часть моего цикла «Год Злодеев». Следующий «звездный» антагонист завершит эту эпопею, и в лучших традициях блокбастеров он займет две части!

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии