Комиксы Недели #171. Конец света стучится в дверь

1 572

Namor The Sub-Mariner: Conquered Shores, Swamp Thing: Green Hell и другие комиксы про постапокалипсис!

Не буду долго распространяться о причинах вечной популярности произведений про постапокалипсис. Просто всегда интересно задать себе вопрос: а можно ли продолжить жить, когда мир вокруг стремительно умирает?

Четыре издательства, четыре рецепта для жизни после конца света. В этот раз движемся от худшего комикса к лучшему.

А если же хочется почитать про далекое счастливое будущее, то вам нужна другая наша статья про Легион Супергероев!

NAMOR THE SUB-MARINER: CONQUERED SHORES #1-5

  • Сценарий: Кристофер Кантвелл
  • Рисунок: Паскаль Ферри

Постапокалипсис водянистый от Marvel.

Однажды Кри обрушили на Землю разрушительный катаклизм, после чего супергерои отправились на сражение… и не вернулись. Спустя много лет мир затоплен, земляне влачат жалкое существование на клочках суши, а Атлантида стала сильнейшим государством планеты (и фактически единственным). Нэмор оставил трон и свой грозный настрой в прошлом, но неожиданное возвращение андроида Человека-Факела все меняет.

Вряд ли мир очень нуждался в очередной истории про супергероическое возвращение с пенсии. Их все равно почти всегда пишут по одному шаблону, когда настоящие перживания заменяются оммажами на классику. Комикс Кантвелла не стал исключением: уставший Нэмор медленно передвигается от грустных воспоминаний (с отсылками) до повторения культовых битв (ради отсылок), будто его отправили доживать старость в  музей имени себя.

Я надеялся увидеть в лимитике красивый полуразрушенный мир, превращенный в одну большую Венецию. Но в комиксе это лишь декорация для пережевывания типичных нэморовских проблем с контролем гнева и гордыней. Еще обиднее, что морскую бездну здесь даже не пытаются сделать главным злодеем. Эту роль снова получает знакомый персонаж только ради отсылки, пока злосчастная стихия плещется где-то на заднем фоне. Не понимаю, зачем делать еще один комикс про споры Нэмора и, например, Дума – седой Подводник, раводушно наблюдающий за гибелью старого мира, был бы в разы более мощным образом.

Мое серце дрогнуло только два раза.

Первый момент – это когда я увидел шикарные золотые кудри Кейджа… а потом понял, что мне показалось.

И второй – это Аттума. Я не сильно погружен в океанический лор Марвел, но мне кажется, у него есть огромный потенциал масштабного злодея.

Обычно сценаристам легче всего ввести внезапную угрозу, если она прибывает из космоса, но у океана враждебный потенциал даже мощнее. Опасаться сухопутным жителям нужно не войск Атлантиды, а орды глубоководных диких племен. Неуправляемые варвары всегда сильнее цивилизации, и воинственный Аттума вполне может претендовать на роль их вождя.

Еще у него классный костюм, мне нравятся его «рога».

Как видите, оба случая не имеют никакого отношения к истории, но мне нужно было себя чем-то увлечь. Комикс с этим совсем не справляется – мусор (в океан не выбрасывать).

SWAMP THING: GREEN HELL #1-3

  • Сценарий: Джефф Лемир
  • Рисунок: Даг Мэнке

Постапокалипсис зеленый от DC.

«Болотная тварь» слегка отличается от остальных комиксов подборки. Это скорее предапокалипсис: человечество еще не шагнуло в бездну, но вот-вот сорвется вниз.

В умирающем мире Зелень, Багрянец, Гниль решают объединиться, чтобы покончить с людьми, загубившими планету. Тогда Джон Константин призывает на подмогу старого приятеля, давно ушедшего на покой – Болотная Тварь оставляет Эбби и Тефе ради своей последней битвы.

Зелень, Багрянец и Гниль обсуждают суд над землянами через своих аватаров.

И снова «финальный» комикс оказался набором ленивых клише. Дежурная драка нашей доброй Твари с новой злой Тварью. Постаревшие версии знакомых персонажей, ностальгичия по прошлым сюжетам. Надежда как слабое оправдание сохранения жизни человечеству.

Унылый комикс про Нэмора «Зеленому Аду» удается превзойти только благодаря мрачному рисунку Мэнке.

И мне нравится, каким хитрым дедом Мэнке рисует Константина. Формально можно считать главным героем именно Джона: если бы не его фокусы, то Тварь и еще один знаковый персонаж не отправились бы сражаться. Лемир не сильно постарался добавить ему хархимы или хитрых трюков (кроме одного… который отсылка), зато наконец выпал шанс сравнить Константина и Стинга в реальном времени.

Синопсис снова одним только текстовым описанием кажется круче самого комикса. ВЕСЬ растительный и животный мир против людишек. Огромный же простор для фантазии: буквально все вокруг, от кактусов до котят, теперь хочет убить человечество. А в итоге получаем только зеркальный бой двух зеленых масс.

Но есть у «Нэмора» и «Твари» одна общее слабое место – вымученный хэппи-энд. Супергеройские комиксы про постапокалипсис зачем-то взваливают на себя цель показать, как можно дать уничтоженному миру шанс на перерождение. Однако для нового шанса нужна идея посильнее, чем какая-то отговорка про надежду. Я всерьез должен считать концовку с уничтожением «злого» Парламента Деревьев счастливой? Да люди только быстрее угробят природу без них – комикс даже не старается задумываться об этом ради позитивной последней страницы.

В обеих историях нет попытки представить, каково это выживать после Армагеддона или какую цену нужно заплатить, чтобы восстановить мир из пепла. А как там дела у альтернативы?

WHAT’S THE FURTHEST PLACE FROM HERE? #1-11

  • Сценарий: Мэттью Розенберг
  • Рисунок: Тайлер Босс и другие

Постапокалипсис подростковый от Image.

Мир рухнул. Взрослые были устранены загадочными безликими фигурами, дети остались сами по себе. Теперь разрозненные банды подростков строят свое общество. Каждая «семья» обосновалась в своем месте: одни выбрали жить в цирке и превратили жизнь в бесконечный карнавал, другие живут в секс-шопе и носят латексные костюмы, третьи скрываются за масками поросят. Однажды коммуна из магазина пластинок теряет свою подругу, и детям приходится отправится в долгое путешествие…

Мне кажется, эту работу можно считать своеобразным духовным наследником 4 Kids Walk Into A Bank. Там дети тоже взялись за очень недетское дело (ограбить банк!), много времени уделялось их борьбе против трудностей «школьных» (задиры) и «взрослых» (бандиты), тоже сюжет крутился вокруг компании, где дружба становилась крепче родственных связей. Примерно так я этот комикс помню, давно читал.

Конечно, это никакое не продолжение, но правило сиквела срабатывает – повторить то же самое и увеличить в разы. Поэтому теперь чуть ли не в каждом выпуске появляется новый «клуб» по интересам, ссоры из детских потасовок превратились в кровавые трагедии, а «взрослые» проблемы переросли в борьбу за ресурсы.

Легкий дух ретро тоже на месте: юные панки все-таки жили в окружении винила, поэтому музыка повлияла на каждого.

WTFPFH очень цепляет завязкой и своим стилем. Так как в жанре постапокалипсиса не действуют нормы общества, все и так ведут себе как неуравновешеные дети. А когда в мире остаются одни только несовершенолетние… Иногда их разборки выглядят как детские игры, но чаще всего становится жутко от жестокости.

Например, в доме престарелых живут криповые дети, изображающие стариков, и это далеко не самый худший их поступок.

И здесь скрывается крохотная проблемка. Мало кто из геров выглядит как ребенок! Серьезно, это похоже сериал Нетфликса, где школьников изображают мужики под тридцать. Основным персонажам явно не десять лет, но все же очень сложно проникнуться скитаниями детей, когда они не похожи на детей.

Ребенка вообще сложно убедительно нарисовать.

Стоит сказать, что Тайлер Босс на пару выпусков уступил место другим художникам ради дополнительных историй, но смена стиля запутала еще больше. Постоянная перемена локаций, большое число не слишком выразительных героев, все больше подробностей об устройстве мира – все это напоминает Вавилонскую башню, которую Мэттью Розенберг строит без малейшего понятия о том, что он хочет увидеть в конце.

Каждая обложка серии – новое место, куда заносит подростков. Атмосферно.

В мире комикса вроде бы есть и мистика (пока так кажется), но она выглядит абсолютной лишней. Просто в путешествии по одичавшему миру всегда найдутся вещи пострашнее людей с головой лягушки. Лично я бы предпочел более приземленные маленькие истории без темных секретов с мировыми заговорами.

Получается странная ситуация. Мне нравится общая задумка комикса, но я бы предпочел увидеть его от другого сценариста и другого художника. Будем следить, куда Мэттью и Тайлер приведут WTFPFH дальше.

Если вас заинтерсовала тема постапока без взрослых, то советую обратить внимание на сериал «Анна». На уровне заявзки похоже на WTFPFH, но гораздо злее и напряженнее.

ONCE UPON A TIME AT THE END OF THE WORLD #1-5

  • Сценарий: Джейсон Аарон
  • Рисунок: Александре Тефенкги

Постапокалипсис романтический от BOOM! Studios.

Все три предыдущих комикса старались быть мрачными и жестокими. А что, если показать постапок веселым, увлекательным и очень жестоким?

Пока мир погибает, мальчик Масео беззботно живет в своем убежище. У него есть все, о чем может мечтать ребенок, пока идиллию не нарушает девочка Мэззи. Она полная противоположность наивному Масео – закаленная опытом пустошей путешественница с несгибаемым характером. Это история про первую любовь, что не мешает ей быть историей про выживание в пустошах!

Единственный комикс из четверки, который заслуживает называться однозначно отличным. После пресной супергероики неженка Масео и суровая Мэззи чувствуются невероятно живыми.

А кто ближе вам?

Лично я себя полностью чувствовал на месте незадачливого Масео, впервые выбравшегося из уютной комнаты в бездушный мир. Может, предыстория у Мэззи более продуманная и трагичная, но именно Масео становится сердцем комикса. Мальчик словно впитал в себя все самое светлое из аниме, чтобы силой доброты освещать пустоши.

Даже название комикса намекает на сказочность, и именно как сказку его стоит воспринимать. Нет нужды вдаваться в подробности лора или разбираться, почему миру пришел конец – разнообразные мутанты и мародеры служат лишь испытанием для укрепления духа детей.

Аарон искренне дурачится когда вписывает правила бойскаутов в мир, кишащий насилием. Местные пионеры буквально превращаются в секту убийц, где книжка с правилами заменяет Библию, а конкурсы – гладиаторские бои:

Вот так скауты проводят свой обычный день…

….а вот какие значки могут заработать.

Причем за безобидными шутками про перетягивание каната может без предупреждения последовать откровенная жесть с пытками и трупами. Таков мир комикса: в нем хватает доброты и шуток, но он никогда не даст забыть, сколько крови должно быть пролито ради места под солнцем.

Это не революция в жанре и не шедевр. Но зато это крутой аттракцион с веселыми виражами и драматичными падениями – очень интересно, что же будет дальше! Кстати, об этом.

Если автор хочет подарить своим героям счастливый конец в разрушенном мире постапока, то ему стоит вовремя поставить точку. Истинный постапок не предполагает восстановление: люди могут отыскать безопасный уголок, но полностью восстановить цивилизацию в ближайшем будущем невозможно. Ничто не гарантирует безопасность полюбившихся персонажей, и только надпись The END может уберечь их от беды.

И в случае OUATATEOTW можно было бы вполне остановиться на пятом выпуске. Масео с Мэззи отправляются в закат навстречу приключениям, держась за руки. Но фокус в том, что это лишь начало: еще до финала арки нам тизерят даже более кошмарное и мерзкое будущее! Масео станет суровым стариком, и у него явно многое произошло с Мэззи.

Серия Джейсона Аарона будет состоять из трех частей: в первой герои были детьми, во второй сталкиваются с трудностями взрослой жизни, а в третьей они уже старики. Во второй книге Александре Тефенкги сменит Лейла Дель Дука, в третьй придет очередь Ника Драготты (а Ник Драгота умеет рисовать грозных дедов).

И я подумал… Комикс мне очень понравился, и я не хочу видеть, как мои герои стареют. Так что я бы хотел завершить комикс именно сейчас, когда они все у них хорошо.

И жили они долго и счастливо!

Далее краткие обзоры. Два последних Плохих Дня завершают серию ваншотов!

Batman — One Bad Day: Clayface

На очереди выпуск от сценаристов Коллина Келли и Джексона Лэнзинга и художника Ксерманико.

Глиноликий пытается стать звездой экрана, но что-то все время идет не так. С каждой неудачей растет гора трупов, а злодей все больше теряет самообладание…

Кто бы мог подумать, что этот выпуск окажется лучшим! Если бы из всей восьмерки нужно было оставить только один комикс, то это была бы история Глиноликого.

У Келли и Лэнзинга получилось показать эталонное падение в безумие. Начав с одного убийства, Глиноликий схожит с ума от желания получить контроль. Актера-новичка вытесняет более успешный коллега. Можно занять его место. Но и известного актера унижает режиссер? Можно занять его место. Даже режиссер пустое место рядом с продюссером? Можно занять его место.

Глиноликий постепенно пожирает всех, потому что не может смириться с поражением. Его психопатия заходит так далеко, что даже назревает вопрос: может, и к разоблачению Бэтменом маньяк стремился только ради отыгрыша сценария в своей голове?

Безумие Глиноликого наклыдвается и на комикс: порой в комикс прорываются строчки сценария.

Забавно, как актерские потуги монстра подогревают желание увидеть сольной фильм про него. Все потому что сценаристы показали не только его чудовищную сторону – иногда Клэйфэйсу действительно хочется сопереживать… пока он не продолжает творить зло. «Оскар» всем участникам этого комикса.

BatmanOne Bad Day: Ras al Ghul

Комикс постоянно кажется не тем, чем был на первый взгляд, но потом все равно разочаровывает.

Сначала это слезливая история про питомца Рас’аль Гула. Меньше всего я ждал увидеть историю, как древний террорист трогательно прощается с ручным волком.

Потом это примитивный детектив, где Бэтмен и Робин линейно продвигаются по цепочке улик.

Не видел Бэт-лодку со времен Лего.

Затем Бэтмена вдруг убивают (чтооо), и вот уже кажется, что внезапно 5G встало из могилы. Дэмиен даже маску Бэтмена примеряет, и…

Это никула не ведет. Сначала Бэтмена воскрешают Ямой Лазаря, потом Раса убивают и воскрешают Ямой Лазаря. То есть остается намек, что их битва за Землю будет вечной.

Жаль, что Тейлор подвел, но его Плохой День провалился: лучше бы это от начала и до конца была история о прощании с волком.

Пора подводить итоги One Bad Day. Удалась ли затея? Если честно, я думал, что будет хуже. А по итогу сложился баланс: плохо себя показали «Двуликий» Тамаки и Фернандеза, «Пингвин» Ридли и Камунколи, «Бэйн» Уильямсона и Портера, «Рас», хорошо – «Загадочник» Кинга и Герадса, «Фриз» Даггана и Скалеры, «Кошка» Уилсон и МакКелви, «Глиноликий». Даже один удачный комикс окупил бы всю инициативу, а тут их целых четыре! Наслаждайтесь злом, желательно только на страницах комиксов.

А также делитесь своми мыслями про дни плохие и хорошие в коментариях!

В следующем выпуске: Восемь миллиардов месяцев ожидания.

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии