Обзор комикса «Золотая коллекция Marvel. Человек-Паук. Утраты»

4 567

Рассказываем про многочисленные утраты в жизни членистоного героя. Что терял Человек-Паук?

Думаю, каждый читатель комиксов на Земле так или иначе сталкивался с термином «Удача Паркера», высмеивающий способность Человека-Паука находить проблемы на голову. Питер Паркер — один из самых неудачливых и откровенно несчастных персонажей поп-культуры, которого то и дело макают в грязь авторы поколение за поколением. Сделано это, очевидно, не просто так: с формирования рынка актуальных издательств в 60-е Marvel активно выстраивали маркетинговую тактику с продажей книжек про «реалистичных» супергероев в противовес окаменелым участникам Лиги Справедливости. Проще говоря, Ф4 были не просто командой героев, но семьей — приятной, хоть и в то же время по-своему конфликтной. А Паук был (и, судя по текущим сериям, остается хотя бы ментально) подростком — наивным мечтателем с плещущим максимализмом, который нередко допускал грубые и резкие высказывания.

Вспомните высказывания Питера эпохи Ли и Дитко в сторону Флэша Томпсона и необходимости заработка денег нечестным путем. Сейчас же парень и вовсе ударился в эмоциональные качели за неимением цели в жизни, утягивая до кучи за собой и Фелицию, и ЭмДжей, и Рэнди. К слову, гляньте обзор классических комиксов о Паучке.

А чем еще известны герои, кроме эпических столкновений и концептуальных нарядов? Испытаниями, потерями и лишениями, которые направляют их в течение всего нелегкого пути. И кажется, что именно Люди-Пауки стали рекордсменами по количеству потерянных друзей и близких. У одного лишь Питера можно вспомнить родителей, дядю Бэна, семейство Стейси, Гарри Осборна, Джин ДеВульф, Мэйдэй, Нэда Лидса, Бена Рейли (примерно 27 раз?), отца Джеймсона, Флэша Томпсона и еще пару десятков знакомых различной степени важности. И это не считая многочисленных клиффхэнгеров, призванных уверить читателей в очередной смерти тети Мэй (киваю в сторону дремучих 90-х). В общем, судьбе парня абсолютно не позавидуешь. Даже сейчас, в 2023-м, Питер вновь и вновь оказывается в центре бестолковых смертей, призванных поднять продажи линейки и раздуть бренд The Amazing Spider-Man новыми трупами вроде Мисс Марвел

Лучше почитайте хорошие комиксы про Камалу.

Учитывая же то, как в настоящий момент развивают сюжеты с потерями Паркера и других Пауков уже за пределами первоисточника (киваю в сторону недавних «Нет пути домой» и «Паутины вселенных»), сегодняшняя новинка особенно актуальна для поклонников членистоногого. Речь, конечно же, идет о книге «Человек-Паук. Утраты» от Marvell и издательства «Комильфо», представляющий собой компиляцию сразу нескольких книжек из Штатов. 

Сходу с занимательных фактов: в США нет сборника «Человек-Паук: Утраты». Если судить лишь по обложкам и содержанию, можно подумать, что сборник стал сочетанием двух книг премьерного формата в твердом переплете: Death of the Stacys (смерть Джорджа и Гвен) и The Death of Jean DeWolff (смерть ДеВульф). С другой стороны, помимо этого «Утраты» еще могут похвастаться культовым Amazing Fantasy #15 и двумя выпусками «Что, если?…» — про оставшихся в живых дядю Бена и Гвен Стейси. Короче говоря, на рынке РФ очередной эксклюзив, каким раньше был и омнибус «Совершенного Человека-Паука».

Обложки коллекционных изданий Death of the Stacys и The Death of Jean DeWolff.

О сюжете из Amazing Fantasy #15 (их там несколько, если вы вдруг не знали: дебют Паука — только часть номера) говорить банально нечего. Стэн Ли и Стив Дитко бесспорно сделали один из эталонных выпусков-происхождений, который и по сей день выглядит ярко, свежо и трагично. Сравнивая с тем же первым появлением Бэтмена, хочется лишь похвалить двух почивших мастодонтов жанра. 

Другой вопрос: нужен ли этот номер сборнику, учитывая частоту его переизданий на рынке? Не уверен, ведь выпуск уже лежит на прилавках комиксшопов в формате сингла и есть в другом сборнике. Хотя как указание на одну из главных утрат в истории Marvel Comics символично начинать именно с него.

Смерть семейства Стейси на фоне многочисленных переизданий «Удивительной Фантазии» выглядит значительно интереснее, пускай и роковую встречу Гвен с Зеленым Гоблином читали, наверное, все фанаты комиксов «Дома Идей». Сюжет со смертью ее отца интригующий и захватывающий, а героизм капитана полиции навсегда закрепился в современной поп-культуре хотя бы благодаря «Паутине вселенных» с тамошним сюжетным поворотом и фатализмом каноничных событий. С другой стороны, уже на этой потере прослеживается некоторая «цикличность» в действиях Питера: за каждой новой смертью близкого персонажу человека идет многочисленная текстовая рефлексия и столкновения с полицией и известными супергероями. В данном случае — с юным Бобби Дрейком, который отпускает едкие остроты в сторону сверстника. Помимо этого, ключевому событию предшествует новая схватка с Октавиусом, которая может оттолкнуть незнакомых с классическими комиксами читателей благодаря многочисленным проговариваниям действий и аляповатым пафосом сражения. 

Резюмируя, смерть Джорджа Стейси — культовое, но оттого не менее недооцененное в РФ событие, к которому стоит прикоснуться каждому фанату Человека-Паука. По меркам тех лет сюжет был пускай и не революционным с точки зрения текста, но однозначно отличным эпизодом периода Стэна Ли. Отдельно стоит выделить рисунок потрясающего Джона Ромиты-Старшего и Гила Кейна, который уже через несколько месяцев после смерти Стейси нарисует сюжет против наркотиков в том же ASM.

За «Ночь смерти Гвен Стейси» ответственен культовый сценарист Джерри Конвэй, а также художники Гил Кейн и Джон Ромита-Старший. Сюжет, открывающий бронзовый век комиксов, не требует каких-то комментариев — собственно, как и история из Amazing Fantasy #15. Из забавного по теме: могу лишь вспомнить различные шутки в сторону Гоблина и его смерти от глайдера в том же ASM #800.

hehe classic.

Смерть тогдашней возлюбленной Паркера стала одним из поворотных этапов в истории индустрии, но нельзя не упомянуть многочисленные попытки авторов вернуться к этой теме в будущем. Гвен раз за разом появляется на страницах комиксов, возвращаясь через клонов, альтернативные реальности и заигрывания с хронологией, космических богов и классические галлюцинации. Даже при современном периоде Зэба Уэллса связь героев продолжают активно доить, заставляя Паука оправдываться перед Целестиалом в тай-ине к Judgment Day. 

Аналогичная проблема возникает и с Джерри Конвэем — ярким представителем Marvel Comics 70-х, который пишет и по сей день. Из последних его творений: выпуск What If…? Dark: Spider-Gwen, вновь возвращающий читателей к злосчастной битве Паука и Гоблина. Правда, теперь с иным исходом: Гвен потеряет Питера, но обретет новую цель в жизни. 

Наверное. Я просто так и не прочел этот выпуск, поэтому надеюсь на Никиту и Ваню.

По итогу рассказать о The Night Gwen Stacy Died в настоящий момент банально нечего. Комикс раз за разом вспоминают все, кому не лень, занимаясь откровенно ненужными деконструкциями и анализом многочисленных потерь. Со своей стороны скажу, что комикс просто отличный — вы обязаны прочесть его самостоятельно (желательно — в том же порядке, что предлагает сборник), чтобы проследить неминуемый рост серии Паучка и развитие сценарного мастерства авторов.

Наиболее интересной частью сборника, как нетрудно догадаться, стала история о миссии Пожирателя Грехов и смерти Джин ДеВульф — ярчайшей находке серий о Паучке 80-х, ставшей одним из самых громких сюжетов того периода. Арка оказалась не просто очередным столкновением Питера с новым эгоцентричным злодеем, в ходе которого умирает кто-то из близких Паука, но социальным триллером с пачкой важных для того периода авторских ремарок. 

Стоит начать с того, что сюжет выходил с осени 85-го по начало 86-го — объективно тяжелые времена для США и Нью-Йорка в частности. Более подробно я уже говорил об этом в тематическом материале про преступность в «Большом Яблоке» и Карателе, но в двух словах: середина 80-х стала одним из худших периодов в истории мегаполиса. Помимо того, что город задыхался от войн многочисленных банд и дешевых наркотиков, первая половина десятилетия успела отметиться несколькими громкими случаями полицейского беспредела и конфронтации гражданских с сотрудниками при исполнении. Наиболее значимые: непредумышленное убийство афроамериканца Майкла Стюарта, вооруженное столкновение с Элеонорой Бампурс (одна из самых странных историй на моей памяти), а также пытки электрошокером Марка Дэвидсона. Поищите материалы о них, если интересно.

Проще говоря, граждане не доверяли полиции. Если откровенно, продолжается это и по сей день в большинстве крупных государств. 

Потому не удивительно, что Питер Дэвид (создатель героев 2099-го, автор одного из лучших периодов Incredible Hulk и сценарист множества мини-серий с флэшбеками к прекрасным 80-м) написал сюжет, сосредоточенный как на растущей популярности жестокого линчевателя в СМИ, так и на полицейских, чье влияние на горожан сильно упало в связи с удручающими новостями. «Смерть Джин ДеВульф», если обходиться без значительных спойлеров, — одна из лучших социально направленных сюжетных арок в сериях Человека-Паука, которая ставит непобедимого героя в безысходное положение. Пускай комикс не стал потрясающим разум детективом (расследование — самая слабая часть работы), она серьезно повлияла на настроение тогдашнего периода жизни Питера Паркера. 

От себя лишь выделю, что Пожиратель Грехов и по сей день безбожно пугает. Наверное, самый яркий антагонист тогдашней эпохи, которому самое место в «мрачных и реалистичных» комиксах про Бэтса.

Интересный факт #1: помните про параллели между сюжетами «Утрат», которые я упоминал выше? Здесь Паучок тоже дерется со своим супергеройским товарищем, на этот раз — с Сорвиголовой.
Интересный факт #2: Питер Дэвид очень любит взаимодействие Паркера и Кингпина, если судить хотя бы по этой истории и недавней мини-серии Joe Fixit.
Интересный факт #3: в этом сборнике есть Мэри Джейн в бикини. Просто к сведению. 

Второй сюжет, представляющий прямое продолжение оригинального триллера, стал страшнее и сюрреалистичнее: Паучок медленно сходит с ума от совершенного им самосуда, пока город спокойно терроризирует поверивший в себя и свои силы Электро. Как и дебютное столкновение с Пожирателем Грехов, арка Sin-Eater Through Hell однозначно заслуживает вашего внимания. Во многом благодаря справедливым самокопаниям Питера (редкая черта для комиксов), дискомфортной сцене на ток-шоу и сюжетном повороте финала. Комикс настолько хорош, что я намеренно избегаю спойлеров и любого упоминания личности злодея, дабы у вас осталась возможность оценить произведение самим.

Особенно занятно, что даже спустя десятилетия Пожиратель Грехов изредка всплывает в сериях Marvel: именно он стал активным двигателем сюжета в комиксе Ника Спенсера 2018-го. И даже там, несмотря на солидный возраст, маньяк по-прежнему внушает. Если вам вдруг захочется познакомиться с Пожирателем Грехов поближе, советую прочесть The Amazing Spider-Man: Sins Rising Prelude #1 с флэшбеком к детству злодея, а также The Amazing Spider-Man (2018) #44-49.

Помимо вышеперечисленных сюжетов, «Утраты» могут похвастаться двумя выпусками «Что, если?…» из 80-х: #24 («Что, если Человек-Паук спасет Гвен Стейси?») и #46 («Что, если дядя Бен останется жив?»). Первый наиболее примечателен авторским составом: сценаристом выступил Тони Изабелла — создатель Черной Молнии для DC и соавтор идеи Черного Голиафа Билла Фостера; художниками же стали уже знакомый Гил Кейн и Фрэнк Джакоя. Номер с живым дядей Беном написал Питер Гиллс, а нарисовал Рон Френз — один из создателей легендарной Девушки-Паук Мэйдэй. 

Основная проблема обоих выпусков — соседство с культовыми сюжетами. Каждый из «Что, если?…» получился по-своему занятным приключением по иным реальностям, однако ни один из сюжетов так и не смог подобраться к по-настоящему великим произведениям эпохи. В итоге история про живую Гвен цепляет преимущественно трагичной концовкой, когда как номер про Питера и Бена запоминается как одноразовая серия несмешного ситкома. Комиксы безусловно хороши (особенно учитывая количество реально плохих What If?…), однако в книге они воспринимаются лишь как дополнительные материалы к галерее альтернативных обложек. Честно говоря, с огромным удовольствием выкинул бы выпуски из книги, заменив их на Spectacular Spider-Man #200.

По изданию: «Утраты» стали одной из самых массивных книг Золотой Коллекции Marvel. 408 страниц, уже привычный формат 190×285 (аналогичный омнибусам), золотое тиснение и небольшая галерея обложек различных изданий смерти Гвен. Помимо основного кавера, «Утраты» могут похвастаться вариантками.

Само собой, все они уже давно закончились в официальных магазинах. 

«Человек-Паук. Утраты» — бесконечно интересная новинка не только с точки зрения ретроспективы (к слову, зацените обзор пролога «Секретной Империи»), но и со стороны «величайших историй о Пауке и его близких». Откровенно говоря, мне искренне не хватило в сборнике смерти Гарри Осборна, после которой герой по-прежнему не вернулся (клоны не считаются), но это уже локальные хотелки фаната.

В первую очередь прошу всех и каждого обратить внимание на «Смерть Джин ДеВульф» — поистине великую историю об одном из ужаснейших противников Человека-Паука. Данный комикс хоть и имеет неоспоримо культовый статус, в России и СНГ практически не известен широкой публике. Книга стоит ваших времени хотя бы благодаря двум историям Питера Дэвида, чьи корни глубоко уходят в социальные рассуждения о тяжелых временах для Штатов. 

В остальном: у вас появится возможность перечитать великие Amazing Fantasy #15 и The Night Gwen Stacy Died в увеличенном формате с достойным переводом и ознакомиться с последними днями жизни капитана Джорджа Стейси. Проще говоря, «Золотая коллекция Marvel. Человек-Паук. Утраты» — лучший подарок для взрослого и осознанного поклонника членистоногого супергероя. 

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии