Почему Каратель борется с преступностью в Нью-Йорке? Как реальный мир влияет на приземленные комиксы Marvel

1 281

Статистика, преступления, Каратель.

В середине 2020-го года мне в голову пришла мысль из разряда «а почему все герои Marvel Comics вообще геройствуют в Нью-Йорке?». Тогда же я написал первый материал на эту тему для «Яндекс.Дзен», в ходе которого разобрал как официальную статистику полиции и мэрии «Большого Яблока», так и комиксы, посвященные «уличным линчевателям» вселенной «Дома Идей». Идея довольно проста: разобраться, насколько сюжеты о, к примеру, Карателе и Сорвиголове соответствуют нашей реальности. 

На дворе 2022 год, так что у меня накопилась небольшая пачка документов, которые отражают актуальную для 2020-го и 2021-го годов действительность. А учитывая то, что одним из главных событий последних лет в Marvel стал ивент про Дьявола Адской Кухни и его войну с мэрией мегаполиса, занятно проследить связь между уровнем преступности «там» и «здесь». Как минимум, разберемся в том, насколько исход сюжетов Чипа Здарски подходит нашему миру.

Начнем с исторической справки, взятой прямиком из предыдущего материала. С 1963-го года уровень преступности в Нью-Йорке неумолимо рос: в период с 1963-го по 1969-ый число насильственных смертей (произошедших не по естественным причинам) выросло в два раза – с 548 до 1043 тел в год. Впоследствии картина только ухудшалась вплоть до конца девяностых годов прошлого века. Обилие дешевого «крэка» на улицах, ставшего серьезной проблемой в 80-ые годы, а также планомерное формирование многочисленных банд, пришедших на смену привычной в 30-ые годы мафии, существенно сказалось и на демографической картине мегаполиса. Обращаясь к открытым источникам с примерными данными о переписи, численность населения «Большого Яблока» в 70-ые годы снизилась с 7,89 млн. человек до 7,07 млн. человек. Притом, что как до семидесятых, так и после, шел равномерный рост числа граждан. Говоря простым языком, из крупного города буквально бежали – и было связано в том числе с обстановкой на улицах в ночное время. 

Думали, что однотипные грабители, вылезающие из подворотен, – это клише? Не совсем.

Первое появление Карателя – одного из главных «борцов с преступностью» в поп-культуре – случилось в «The Amazing Spider-Man» #129 за авторством Джерри Конвэя от 1974-го года (количество убийств в том году, к слову, уже превысило полторы тысячи человек). Корреляция между актуальным на тот момент уровнем преступности на улицах и появлением линчевателя очевидна. Герой, несмотря на сомнения со стороны издателя и редакторов, снискал популярность у широкой аудитории читателей, которая прониклась идеей «жестких и принципиальных мер по борьбе с преступностью». 

Незадолго до дебюта Фрэнка Касла в комиксах, в Нью-Йорке в мае 1973-го года был принят «законопроект Рокфеллера о наркотиках» («Rockefeller Drug Laws»), отягчающий уголовную ответственность граждан, привлеченных за сбыт и продажу «запрещенных веществ». Отныне ненасильственные преступления, связанные с наркотиками, карались сроком от 15 лет и вплоть до пожизненного заключения – сроки, сопоставимые с наказанием за предумышленное убийство. Правительство страны активно боролось с оборотом наркотических веществ, чем и воспользовался 49-ый Губернатор Нью-Йорка Нельсон Рокфеллер в преддверии выборов 1976-го года. Тем не менее акты подверглись критике как со стороны коллег Нельсона, так и защитников гражданских прав и свобод. С другой стороны, общество тех лет нуждалось в обеспечении безопасности и «вере в будущее страны», поэтому нетрудно догадаться, что, как и супергероя, убивающего преступников, законопроект Рокфеллера также ждал успех. 

Враг американского общества номер один – наркотики. Чтобы сразиться с этим врагом и победить его, необходимо начать новое тотальное наступление.

37-ой Президент США Ричард Никсон, пресс-конференция от 1971-го года.

Не стоит забывать и о подростковом лозунге «Just Say No», и о культовом «Winners don’t use drugs», также рассчитанном на детей, и о многих других кампаниях не менее радужных 80-х, посвященных борьбе с наркотической зависимостью. Чуточку подробнее о тех временах и дальнейшей судьбе Карателя в комиксах вы можете узнать из документального фильма моего коллеги Руслана Хубиева «Сквозь Время: Каратель». Все-таки текст немного не о том – окунемся в настоящее. 

Касательно актуальных событий: 2019-ый год стал для Нью-Йорка одним из самых спокойных и «мирных» периодов за всю современную историю города. Бывший начальник NYPD (занимал пост с января 2018-го по март 2021-го), Теренс Монахэн, заявлял:

Число злоумышленников небольшое. Как правило, это одни и те же люди, регулярно нарушающие закон.

По скромным подсчетам аналитиков, март 2019-ый год стал для «Большого Яблока» самым спокойным за четверть века: общий индекс преступлений, под которым считают и кражи со взломом, и убийства, резко снизился по сравнению с аналогичным периодом за 18-го год – на 6,2%. При этом отдельные показатели, вроде количества изнасилований и перестрелок, заметно выросли – на 9,5% (с 400 до 438) и 6% (с 141 до 150) соответственно. 

Мы увидели всплеск числа убийств, и нам предстоит еще много работы, но приятно видеть, что количество инцидентов начало реально снижаться, что нами достигнут реальный прогресс.

Бывший мэр Нью-Йорка Билл Де Блазио, пресс-конференция от апреля 2019-го года.

Забавная корреляция между реальными событиями и «комиксными» повторилась и в конце десятых. Пока Нью-Йорк медленно расцветал, избавляясь от преступности собственными силами, в комиксах Каратель успел побывать Воителем, привнести демократию в восточно-европейскую республику Chernaya (игра слов с кириллицей), побороться с «Гидрой», а впоследствии сразиться с ледяными великанами. Проще говоря, герой занимался чем угодно, но только не преступностью в Нью-Йорке. 

Зато в начале 2020-го года Нью-Йорк, как и США в целом, резко поменял свое отношения к супергероям-подросткам: старт пандемии отметился спецвыпуском «Outlawed», в котором из-за несчастного случая, произошедшего с Камалой Хан, герои с суперспособностями возрастом меньше 21 года были объявлены вне закона. В комиксах закон, к слову, все еще актуален, и упоминался в недавнем «Devil’s Reign». Это, как не трудно заметить, коррелирует с намеченным вектором «Большого Яблока» на избавление города от «организованной преступности», к которой можно отнести и супергеройские команды подростков. 

Исключением из многочисленных сольных линеек и спин-оффов Карателя служит четвертый выпуск «Daredevil» 2019-го года от Чипа Здарски – именно там линчеватель предстает в своем «классическом» виде. Правда, несмотря на спорные решения мэра Уилсона Фиска, преступность в «комиксном» Нью-Йорке также заметно снизилась. Войны между мафиозными семьями происходили значительно реже, когда как число мелких грабителей и карманников падает после событий антиутопического «Secret Empire», а также возвращения «уличных» героев Marvel в строй. Ведь никто не хочет возвращения тоталитарного режима с диктатором у руля, которым может стать очередной костюмированный сверхчеловек. 

К слову, «Punisher» 2018-го года за авторством Мэттью Розенберга отличился одним неплохим социальным комментарием, который, уверен, некоторые из вас могли пропустить. Говорю я о событиях 13-го выпуска за июль 2019-го года. В нем Фрэнк, только вернувшийся в Нью-Йорк, встречает двух полицейских, которые являются «преданными фанатами Карателя». Заметив наклейку со своей эмблемой на машине, Касл рвет ее на глазах у копов, грубо посылая блюстителей закона:

Мы не похожи с вами. Вы дали клятву соблюдать закон. Вы помогаете людям, а я уже давно от этого отказался. Вы не делаете то, что делаю я. Никто не делает.

Таким образом автор комикса высказал собственную обеспокоенность многочисленными новостями, в которых логотип Карателя использует прослойка «особо ответственных граждан», потенциально опасные группы населения, а также некоторые сотрудники полиции для незаконного линчевания «преступников». Впоследствии к теме логотипа вернулся и сам Джерри Конвэй, запустив в июне 2020-го года акцию «BLM – Skulls for justice». Правда, даже попытка выставить культовый рисунок с черепом в «хорошем свете» не спасла персонажа от дальнейшего редизайна, не так давно произошедшего в ране «Punisher» за авторством Джейсона Аарона.

Это все тот же Фрэнк, который по-прежнему остается Карателем. […] Он идет по тому же пути, что и раньше, но другим маршрутом.»

Джейсон Аарон в интервью порталу CBR, говоря о смене настроений серии и редизайне героя.

Переходя к актуальной статистике, уровень преступности начал возвращаться на прежние значения в 2020-ом году. Повлияли на это и пандемия COVID-19, которая в свою очередь побудила некоторых граждан к совершению преступлений ненасильственного характера (кражи, воровство), и летний «Black Lives Matter», отметившийся обилием столкновений жителей «Большого Яблока» с полицией. По данным открытой статистики «NYPD CompStat», начиная с 2019-го общий индекс преступлений неуклонно растет. Из ключевого: число убийств выросло с 110 (2019 г.) до 181 (2021 г.) и 163 (2022 г.), грабежей – с 4378 (2019 г.) до 6095 (2022 г.), краж со взломом – с 3867 (2019 г.) до 5881 (2022 г.). 

Если вам по какой-то причине недостаточно статистики, разложенной выше, предлагаю перейти к отчету Департамента Полиции Нью-Йорка, а также вторую версию «NYPD CompStat», с помощью которой вы также можете сравнить число преступлений разных групп в удобном графике. Правда, для начала включите VPN с геолокацией в Штатах. 

Почему рост преступности сохраняется и сейчас? Западные политологи считают, что связано это сразу с несколькими важными факторами, главным из которых является рост инфляции, побуждающий граждан все чаще совершать преступления из-за «бедственного» положения. Отдельно выделяют и категорию преступлений на почве ненависти к отдельным социальным группам – они актуальны и по сей день, хоть и не выходят за рамки массовых столкновений и перестрелок, как раньше.

Общий индекс преступлений увеличился на 34,2% в апреле 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (9463 против 7051) – в общей сложности за счет увеличения на 43,5% крупных краж (3867 против 2694) и увеличения на 41,5% грабежей (1261 против 891). Количество краж со взломом также увеличилось на 39,4% (1 209 против 867) в апреле 2022 года по сравнению с прошлым годом.

Из открытого отчета NYPD за апрель 2022-го года.

Касательно свежих новинок: конец мая порадовал читателей комиксов «Devil’s Reign: Omega» – эпилогом глобального события конца прошлого-начала этого года, в котором Люк Кейдж становится мэром Нью-Йорка. При этом, несмотря на первого в истории мэра-супергероя (к тому же, что актуально после событий BLM, чернокожего выходца из Гарлема), закон все еще не на стороне уличных Защитников. Проект «Громовержцев» и запрет героев, узаконенный с поддержкой Уилсона Фиска, сохранился даже после «смерти» бывшего правителя вследствие поддержки со стороны граждан города. 

Не забываем и об «Outlawed», также актуальный для «комиксного» США. Напомню, что оригинальный «Акт о регистрации сверхлюдей» продержался чуть больше четырех лет, когда как аналогичный для подростков держится уже более двух лет. 

Из интересного: Отдельно хочется отметить мини-историю «9/11 20th Anniversary Tribute: The Four Fives» авторства Джо Кесады и Джона Ромиты-Мл, которая печаталась в выпусках «The Amazing-Spider-Man» #73, «Daredevil» #34, «Excalibur» #23, «Ka-Zar: Lord of Savage Land» #1 и «X-Force» #23 2019-го года. Как нетрудно догадаться, сюжет был посвящен 20-летнему юбилею трагедии 11-го сентября 2001-го года. Это вам как еще один кейс на тему современной связи Marvel Comics с нью-йоркской действительностью. 

А также настоятельно советую ознакомиться с социальным подкастом «REAL ONES with Jon Bernthal», ведущим которого является Джон Бернтал – заслуженный Каратель Marvel/Netflix. В нем появляются и действующие сотрудники полиции, и участники уличных банд, и врачи с солдатами и волонтерами. Это как еще один из сторонних взглядов на актуальную ситуацию в Штатах. 

Подводя итоги исследования, реальная криминогенная обстановка Нью-Йорка продолжает вдохновлять сценаристов и издательства на создание тематических серий и сюжетов. Держа в голове информацию о задержке в публикации официальных отчетов и в производстве крупных серий, можно легко проследить активную корреляцию событий «вымышленного города» с реально существующим. Как и в Нью-Йорке нашего мира, в «комиксном» также активно заигрывают с нормативными актами и новыми попытками ограничить свободу действий граждан из группы риска – запрещают супергеройскую деятельность как отдельным потенциально опасным членам населения (вроде детей и подростков, для которых существуют послабления в законодательстве), так и уже опытным линчевателям. 

Не стоит пренебрегать и современным вектором развития истории Фрэнка Касла, который, кажется, надолго отказался от привычной милитаристской эмблемы и ее наследия в недавних столкновениях полиции с особо обеспокоенными гражданами. В любом случае, будет интересно проследить дальнейший путь героев вроде Карателя и Сорвиголовы, которые отныне непосредственно связаны с Рукой и мистической частью вселенной Marvel Comics. Разумеется, также ждем грядущий том линейки «Thunderbolts» с командой подконтрольных правительству супергероев и новые сюжеты о «Мэре по Найму».

Подписывайтесь на наш Telegram и поддержите нас на Boosty!

Комментарии